Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ОПЕРАТИВНО- РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ОПЕРАТИВНО- РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белевский Роман Александрович

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем соблюдения конституционных прав человека и гражданина при проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В краткой форме излагаются правовые предпосылки становления механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, акцентируется внимание на актуальности детальной регламентации действий, связанных с конституционными правами и свободами. Сравнение положений законодательства, касающихся обеспечения прав и свобод человека при расследовании преступлений, свидетельствует о длительном пути формирования эффективного механизма деятельности должностных лиц, осуществляющих расследование и розыск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белевский Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF RESPECT FOR THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF THE PERSON AND CITIZEN IN CONDUCTING INVESTIGATIVE ACTIONS AND OPERATIONAL-SEARCH MEASURES

The article addresses issues related to the problems of observance of constitutional rights of a person and a citizen during investigative actions and operational-search measures. The legal prerequisites for the establishment of a mechanism for the protection of human and civil rights and freedoms are summarized, and attention is drawn to the relevance of detailed regulation of actions related to constitutional rights and freedoms. A comparison of the provisions of the law relating to the protection of human rights and freedoms in the investigation of crimes shows a long way to establish an effective mechanism for the activities of officials conducting investigations and searches.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ОПЕРАТИВНО- РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

УДК 343.1

DOI 10.23672/v0148-4699-2703-l

Белевский Роман Александрович

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова [email protected]

Roman A. Belevskiy

Candidate of Legal Sciences,

Senior Lecturer of the Department

Operational-search Activity

Internal Affairs Bodies,

Oryol Law Institute Ministry of Internal Affairs

of Russia named after V.V. Lukyanov

[email protected]

Некоторые аспекты соблюдения конституционных прав человека и гражданина при проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий

Certain aspects of respect

for the constitutional rights of the person and citizen in conducting investigative actions and operational-search measures

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем соблюдения конституционных прав человека и гражданина при проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В краткой форме излагаются правовые предпосылки становления механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, акцентируется внимание на актуальности детальной регламентации действий, связанных с конституционными правами и свободами. Сравнение положений законодательства, касающихся обеспечения прав и свобод человека при расследовании преступлений, свидетельствует о длительном пути формирования эффективного механизма деятельности должностных лиц, осуществляющих расследование и розыск.

Ключевые слова: конституционные права и свободы, оперативно-разыскные мероприятия, следственные действия, соблюдение прав и свобод, уголовно-процессуальное законодательство.

Annotation. The article addresses issues related to the problems of observance of constitutional rights of a person and a citizen during investigative actions and operational-search measures. The legal prerequisites for the establishment of a mechanism for the protection of human and civil rights and freedoms are summarized, and attention is drawn to the relevance of detailed regulation of actions related to constitutional rights and freedoms. A comparison of the provisions of the law relating to the protection of human rights and freedoms in the investigation of crimes shows a long way to establish an effective mechanism for the activities of officials conducting investigations and searches.

Keywords: constitutional rights and freedoms, operational-search measures, investigative actions, observance of rights and freedoms, criminal procedure legislation.

С появлением предпосылок зарождения правового демократического государства вопросы охраны личности и её интересов, обеспечения благополучного существования в социуме имели множество интерпретаций. Связано это, в первую очередь, с политической системой государства в разные исторические эпохи, а также с идеологией, которая господствовала в конкретное время.

Безусловно, восстановление справедливости, изобличение и наказание виновных в совершении действий, причинивших страдания человеку, нанесших ущерб обществу или посягающих на управление государством во всех его формах было одной из задач, стоящих перед властью. Это свидетельствует о наличии механизма защиты и восстановления прав личности, нарушенных преступным деянием. Принятие карательных мер в отношении преступника и не исключало

обеспечения их прав, которое являлось наиболее актуальным на стадии расследования, когда подозреваемое лицо подвергалось воздействию уполномоченных на следствие должностных лиц.

Обратимся к положениям сборника правовых норм Киевской Руси «Русская Правда». В ней выделялись этапы расследования преступления, к которым относили «заклич», «свод» и «гонение следа». В частности, «свод» начинался при опознании собственником похищенного и имел своей целью найти того, кто украл или присвоил чужое, а затем передал другим. В данном случае обязанность защиты репутации, если обнаруженное имущество приобретено на законных основаниях. Возлагалась на «подозреваемого» [1]. Рассмотрение данной нормы в сравнении с положениями современного законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии в «Русской правде» принципа презумпции невиновности, который, на

наш взгляд, является первоочерёдной нормой, способствующей реализации конституционных прав человека в уголовном судопроизводстве. Процедура преследования, которую можно сопоставить с современными ОРМ и некоторыми следственными действиями, направленными на установление механизма совершения преступления, должны была производиться с участием «чужих» людей - не членов общины, в которой состоит «подозреваемый», что исключало возможность необъективного расследования преступления. В «гонении следа» мог принимать активное участие и потерпевший. Однако, обнаружив похищенное, он не мог вернуть свое силой, а обязан был довести дело до судебного разбирательства. Иными словами, установление вины подозреваемого и привлечение его к установленным мерам ответственности уже в Древней Руси могли осуществляться только в судебном порядке. Подводя краткий итог, следует отметить, что предпосылки следственных действий и их неотъемлемых компонентов, в том числе, связанных с обеспечением прав и свобод человека, появились с образованием государства на русской земле.

Учёные связывают возникновение ОРД как самостоятельного института целенаправленной деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений с периодом формирования Российской империи в XVIII веке. Всего выделяют семь основных этапов, начиная от периода раннефеодальной монархии и завершая Февральской революцией 1917 года, что является весьма продолжительным временным промежутком [2].

Важным событием для законодательного закрепления соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе при расследовании преступлений стала судебная реформа 1864 года. Меры, принимаемые в ходе данной реформы, были направлены на построение гражданского общества, развитие его демократической составляющей. Они были сориентированы на достижение равенства людей перед законом, уважение человеческого достоинства [3].

Юридическое закрепление такие позиции в части соблюдения прав человека при расследовании преступлений приобретали в Уставе уголовного судопроизводства. Этот акт признавал неприкосновенность личности, что предполагало возможность судебного преследования с сопутствующими мероприятиями исключительно по судебному решению. Вместе с тем Уставом уголовного судопроизводства были значительно ограничены полномочия должностных лиц полиции при производстве дознания, в частности запрещалось производство обыска в жилых помещениях при проведении розыскных мероприятий. Положения Устава нашли своё отражение и в ведомственных актах, регламентирующих деятельность полиции: сыскных и следственных подразделений. Так, в Инструкции околоточным надзирателям 1867 года содержалось требование, согласно которому производство мероприятий в ходе дознания должно осуществляться «не беспокоя жителей неуместным вмешательством в их дела, не дозволяя себе входить в квартиры и нарушать их покой; ни в коем случае не должны произвольно

делать обыски и выемки, если не имеют на то особого приказания Участкового пристава». Таким образом, по существу, было признано право на неприкосновенность жилища. Права и свободы личности были отражены в Конституции СССР 1936 года. Так, были закреплены непосредственно связанные с проведением следствия и розыскных мероприятий по факту совершения преступления нормы о неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки [4].

Важной вехой советского периода становления и развития института обеспечения прав личности стало принятие Конституции СССР 1977 года, которой помимо прочего гарантировались права гражданина на охрану их личной жизни, уважение личности, обжалование действий в том числе в судебном порядке и на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц [5]. Большое значение имела реализация предписанных конституционных норм в отраслевых правовых актах, среди которых можно выделить Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года, где содержались принципы уважения прав и свобод личности, неприкосновенности жилища, охраны тайны переписки; а также принятый 13 марта 1992 года Закон Российской Федерации «Об оперативно-разыскной деятельности в Российской Федерации», закрепивший в качестве одного из принципов ОРД уважение прав и свобод личности [6]. Конституция РФ 1993 года вызвала необходимость принятия нового Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» в котором появились принципиальные положения, вытекающие из требований Конституции РФ, в частности возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан только на основании судебного решения, а также основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав и свобод граждан [7].

В 2001 году был принят Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), являющийся основополагающим нормативным актом. Им регламентируется уголовное судопроизводство, в том числе - досудебное, имеющее своей основой следственные действия. В главе 2 УПК РФ содержатся принципы, к числу которых относятся: уважение чести и достоинства личности; её неприкосновенность; неприкосновенность жилища; тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [8]. В других нормах УПК РФ законодатель конкретизирует реализацию перечисленных принципов на примере производства отдельных следственных действий, в том числе -требующих судебного решения. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 1 УПК РФ правовая основа уголовного судопроизводства состоит из Конституции РФ, УПК РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров. В ст. 4 Федерального закона «Об ОРД» в качестве правовой основы перечислены Конституция РФ, Федеральный закон «Об ОРД», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Проведя аналогию УПК РФ с соответствующими нормами Федерального закона «Об ОРД», можно установить, что в последнем отсутствуют международные нормативные правовые акты. Такое явление вполне может быть объяснимо тем, что положения, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, содержатся в Конституции РФ, однако это не исключило возможность законодателя упомянуть о международном законодательстве в УПК РФ.

Подводя итог, важно акцентировать внимание на актуальности детальной регламентации таких

Литература:

1. Русская Правда // Хронос : исторический информационный портал. URL : http://www.hrono. info/dokum/1000dok/pravda72.php (дата обращения 23.12.2020).

2. Жаров С.Н. Оперативно-розыскная деятельность в России: организация, методы, правовое регулирование (историко-юридическое исследование) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 34-37.

3. Памятники российского права : в 35 т. Т. 13: Судебная реформа 1864 года в Российской империи: учебно-научное пособие / Под общ. ред. Р.Л. Хачатурова, А.А. Демичева. М., 2015. С. 6667.

4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) (ред. от 29.10.1976) // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 23.12.2018).

5. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 25.12.2018).

6. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // СПС Консультант-Плюс. URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 25.12.2018).

7. Закон РФ от 13.03.1992 № 2506-1 (ред. от 02.07.1992) «Об оперативно-разыскной деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 25.12.2018).

8. Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 25.12.2018).

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от

27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с

08.01.2019) // СПС КонсультантПлюс. URL : http:// www.consultant.ru (дата обращения 26.12.2018).

действий. Подозрение лица в совершении преступления, а также его доказанная вина не являются основанием для умаления достоинства и сопутствующих конституционных прав. Ретроспективное изучение и сравнение положений законодательства, касающихся обеспечения прав и свобод человека при расследовании преступлений, свидетельствует о длительном пути формирования в рассматриваемом аспекте эффективного механизма деятельности должностных лиц, осуществляющих расследование и розыск. В то же время вопросы ограничения прав и свобод человека и гражданина при производстве следственных действий и ОРМ на сегодняшний день имеют направления, требующие совершенствования.

Literature:

1. Russian Truth // Chronos: historical information portal. URL : http://www.hrono.info/dokum/1000dok/ pravda72.php (date of application 23.12.2020).

2. Zharov S.N. Operational-search activity in Russia: organization, methods, legal regulation (historical and legal research) : author. dis. ... law. sciences. Ekaterinburg, 2010. P. 34-37.

3. Monuments of Russian law : in 35 vol. Vol. 13: Judicial reform of 1864 in the Russian Empire: educational and scientific manual / Under the general ed. R.L. Khachaturov, A.A. Demicheva. M., 2015. P. 66-67.

4. The Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics (approved by the Decree of the VIII Extraordinary Congress of Soviets of the USSR dated 05.12.1936) (revised from 29.10.1976) // SPS ConsultantPlus. uRl : http: //www.consultant.ru (date of application 23.12.2018).

5. The Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics (adopted by the USSR Armed Forces on 07.10.1977) (revised on 14.03.1990) // SPS «ConsultantPlus». URL : //www. consultant.ru (date of application 25.12.2018).

6. Criminal Procedure Code of the RSFSR (approved by the Supreme Council of the RSFSR on 10/27/1960) // SPS ConsultantPlus. URL : http:// www.consultant.ru (date of application 25.12.2018).

7. Law of the Russian Federation from 13.03.1992 № 2506-1 (revised from 02.07.1992) «On operational-search activities in the Russian Federation» // SPS ConsultantPlus. URL : http: //www.consultant.ru (date of application 25.12.2018).

8. Federal Law «On Operational-Investigative Activity dated 12.08.1995 № 144-FZ (latest edition) // SPS ConsultantPlus. URL : http: //www.consultant.ru (date of application 25.12.2018).

9. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 12/18/2001 № 174-FZ (as amended on 12/27/2018) (as amended and supplemented, entered into force on 01/08/2019) // SPS Consultant Plus. URL : http: //www.consultant.ru (date of application 26.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.