УДК 34 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10056
ББК 67 © Е.Н. Хазов, Е.В. Овечкин, А.В. Богданов, 2020
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Евгений Николаевич Хазов,
профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected] Евгений Владимирович Овечкин, соискатель ФПН и НПК кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected] Анатолий Васильевич Богданов,
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются конституционно-правовые принципы оперативно-разыскной деятельности в современной России. Анализируются конституционные принципы и правовые основы деятельности оперативно-разыскных подразделений органов внутренних дел. Предлагаются основные направления деятельности оперативных сотрудников ОВД по соблюдению, охране и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-разыскных мероприятий, а также по предупреждению и противодействию коррупции в ОВД.
Ключевые слова: конституционные принципы, правовые основы оперативно-разыскной деятельности полиции, права и свободы человека, конституционные гарантии, оперативные подразделения, органы внутренних дел.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL PRINCIPLES OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES
Evgeniy N. Khazov,
Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Legal Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected] Evgeny V. Ovechkin,
Applicant of FPN and NPC of Faculty Operatively-Search Activity and Special Technics Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected] Anatoliy V. Bogdanov,
Associate Professor of Faculty Operatively-Search Activity and Special Technics, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the constitutional and legal principles of operational search activity in modern Russia. The article analyzes the constitutional principles and legal bases of the activity of operational search units of internal Affairs bodies. Offered the main directions of activities of operational police officers for the observance, protection and defence of constitutional rights and freedoms of man and citizen when carrying out quickly-search actions, as well as on prevention and combating corruption in the police Department.
Keywords: constitutional principles, legal bases of operational and investigative activities of the police, human rights and freedoms, constitutional guarantees, operational divisions, internal Affairs agencies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Хазов Е.Н., Овечкин Е.В., Богданов А.В. Конституционно-правовые принципы оперативно-разыскной деятельности. Криминологический журнал. 2020;(3):54-58.
Россия, как правовое государство, основываясь на «Человек, его права и свободы являются высшей
принципах законности, уважения и соблюдения прав ценностью». Признание, соблюдение и защита прав и
и свобод человека и гражданина, предусмотренной свобод человека и гражданина — обязанность госу-
ст. 2 Конституции РФ [1] и закрепляет эти конститу- дарства. При осуществлении оперативно-разыскных
ционные принципы, как правовые основы деятельно- действий важно соблюдать право человека и гражда-
сти органов внутренних дел в ст. 3 и 5 Федерального нина на охрану достоинства личности государством
закона «Об Оперативно-розыскной деятельности» [2]. (ст. 21 Конституции РФ) [3].
Стержнем социальной политики Российской Федерации является забота о человеке уважении и соблюдении его прав и свобод. Государство в соответствии с Конституцией РФ гарантирует защиту семьи, личности, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество [4].
При проведении оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) сотрудники оперативных подразделений должны принять все меры к тому, чтобы защитить права и свободы человека. Поэтому состояние законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в России должны осуществляться в контексте выполнения Конституции РФ, федеральных законов, государственных программ, доктрин, стратегий и концепций в сфере борьбы с преступностью, в интересах национальной безопасности Российской Федерации [5].
Согласно п. «е» ст. 114 Конституции РФ, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью [6].
Прогнозируя возможные негативные последствия пандемии COVID-19, весьма обоснованно можно сказать, что это окажет существенное влияние на состояние, структуру и динамику преступности, особенно в организованных формах, при этом некоторые преступления будут носить особо дерзкий и агрессивный характер как в организованных формах, так и в одиночку.
Формы организованных преступных групп (ОПГ) и организованных преступных сообществ (ОПС) будут проявляться в рейдерских захватах, выбиваниях долгов с целью незаконного обогащения, отмывания (легализации) преступных доходов, полученных незаконным путем, мошенничествах, экстремизме, кражах автомототранспортных средств с дальнейшей продажей или разукомплектовании, или продажей на запасные части, терроризма и т.д. [7].
Все эти формы в той или иной мере связаны с созданием материальной основы для жизнедеятельности и организации дальнейшей преступной деятельности ОПГ и ОПС. Поэтому соблюдать закон и делиться частью этой прибыли в виде налогов с государством, естественно не входит в планы организованной преступности [8].
И все это будет управляться «мозгом преступности» «ворами в законе и авторитетами» преступной
среды. Но ст. 210.1 УК РФ в какой-то степени поставила запрет на продвижение «воровских идей», что нанесло серьезный удар по организованной преступности [9].
Особое внимание оперативные подразделения должны уделять выявлению ОПГ и ОПС, причин и условий их образования, руководства, длительностью функционирования и принимать действенные меры к их устранению. Важное место ОВД в борьбе преступностью занимает оперативно-разыскная деятельность (ОРД).
Именно поэтому очень важно, чтобы ОРМ и вся ОРД основывалась на конституционных принципах строгого соблюдения законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД [10].
Оперативно-разыскные мероприятия направлены против общественно опасных деяний, лиц, готовящих, совершающих и совершивших преступления и поэтому оперативные подразделения в пределах своих полномочий с помощью ОРМ, обеспечивают защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств.
При проведении ОРМ оперативные сотрудники должны принять все меры к тому, чтобы защитить человека от преступления, и не допустить его нарушения прав и свобод. Оперативно-разыскная деятельность основывается на нормах и принципах Конституции Российской Федерации.
Именно подтверждением этому служит ст. 4 и 5 Закона «Об Оперативно-розыскной деятельности», а Конституция РФ является первоисточником и базовым правовым документом [11].
Оперативные сотрудники ОВД должны использовать оперативно-разыскные силы, средства и методы в борьбе с преступностью лишь строго в рамках законности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, недопущения произвола и насилия при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Если гарантии законности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ не соблюдаются, то это нарушение. Критериями защиты интересов граждан являются положения действующей Конституции РФ, как основного закона прямого действия [12].
Права и свободы человека и гражданина выступают одной из наиболее значимых конституционных ценностей в Российской Федерации.
Соблюдение принципа законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона «Об Оперативно-розыскной деятельности ») призвано обеспечить баланс интересов всего общества и гарантировать защиту граждан от произвола государства в лице его правоохранительной системы, в том числе сотрудников оперативных подразделений ОВД, играющих главную роль в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений [13].
Следовательно, задачей принципиальной важности является установление причин и условий совершения преступлений. На ее основе и должны проводиться профилактические мероприятия по борьбе с преступностью.
В настоящее время предупреждения преступлений имеет исключительно важное значение в борьбе с организованной преступностью. Предупреждение преступлений одна из задач ОРД (ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Профилактика преступности, осуществляемая ОВД, складывается из нескольких этапов, причем результаты предыдущего взаимосвязаны с последующими и сказываются на конечных итогах профилактической деятельности [14].
Организация предупреждения преступлений определяется, прежде всего, допустимыми и соответствующими принципу законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина пределами возможности и необходимости вмешательства органов, осуществляющих ОРД на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Оперативно-разыскные подразделения должны действовать строго в рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которыми они не наделены.
Осуществляя ОРМ сотрудники органов внутренних дел неизбежно вторгаются в сферу прав и охраняемых законом интересов граждан, государственных и общественных организаций.
Оперативные подразделения органов внутренних дел должны соблюдать права потенциальных объектов ОРД, т.е. действовать таким образом, чтобы не нарушить установленные в законе запреты по вмешательству в сферу личной жизни граждан. С другой же стороны, ОРД органов внутренних дел призвана в первую очередь, соблюдать, охранять и защищать права и законные интересы законопослушных граждан от преступных посягательств [15].
Законность только тогда существует в качестве неотъемлемого свойства демократии, когда требование соблюдать законы неукоснительно выполняется, прежде всего, должностными лицами, когда сами законы гармонично охраняют государственные, общественные и личные интересы граждан, а случаи нарушений законов незамедлительно пресекаются и виновные привлекаются к ответственности.
«Законность при осуществлении ОРД означает, что должностные лица оперативных подразделений при ее осуществлении исходят из положений оперативно-разыскного законодательства и иных правовых актов, составляющих правовую основу ОРД. Законность оперативного процесса означает надлежащее применение оперативно-процессуальных норм, в частности, проведение ОРМ в соответствии с основаниями и с соблюдением соответствующих условий в установленном законодательном порядке. Законность — предопределяет, что ОРМ проводятся исключительно для борьбы с преступностью, не должны содержать элементов фальсификации и провокации. Их проведением обеспечивается решение задач ОРД по своевременному выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений [16].
Принцип законности, провозглашенный в ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», получил закрепление и в ряде других статей. В частности, ст. 5 Закона запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения определенного законодателем перечня ОРМ только федеральным законом; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан и т.д. [17].
Объектом правонарушений в сфере ОРД являются общественные отношения, складывающиеся в процессе ОРД. Непосредственным же объектом нарушений законности в ОРД ОВД выступают отношения, возникающие в сфере функционирования их оперативных подразделений.
Принцип законности ввиду его универсальности является методологическим стержнем концепции законности в теории ОРД, как отрасли научного знания и формы практической деятельности оперативных подразделений ОВД. От того, насколько точно и неукоснительно сотрудники ОВД будут руководствоваться в своей деятельности принципом законности, зависит выполнение ими задач по успешной борьбе с
-^рг-
преступностью, по выявлению, предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений, возмещению ущерба, причиненного преступлениями, обеспечению неотвратимости наказания и т.д.
Законность ОРД ОВД является частным случае проявления единой сущности законности, и поэтому закономерна обязанность должностных лиц оперативных подразделений. Оперативные подразделения органов внутренних дел должны соблюдать права и свободы граждан, вовлеченных в сферу ОРД [18].
Установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства. Эти ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и государства. В соответствии со ст. 8 «Европейской конвенции о защите прав и основных свобод» [19] вмешательство государственных органов в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища, тайны корреспонденции допустимо лишь как необходимое в гражданском обществе и только в определенных целях [20].
Из принципа соразмерности вытекает, что ограничения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД ОВД могут быть оправданны и допустимы, если они установлены в целях защиты не от любого правонарушения, а лишь от наиболее опасных преступных нарушений закона. Исходя из этого, ОРМ могут проводиться только тогда, когда иным путем достичь поставленной цели невозможно [21].
Оперативно-разыскная деятельность, такова, что в момент сбора информации в отношении проверяемых и разрабатываемых лиц сотрудниками оперативного подразделения весьма сложно сразу разделить полученные данные на свидетельствующие о преступной деятельности, либо относящиеся к частной жизни лица.
Любое вовлеченное в сферу ОРД лицо, независимо от его положения, является личностью, т.е. человеком, обладающим конституционным правом на соблюдение, охрану и защиту прав и свобод со стороны государства.
Защита прав и законных интересов граждан, должны, видимо, пониматься не просто как пассивное ограждение личности от возможных противоправных посягательств, но и как активное их недопущение (профилактика), а также как восстановление нарушенных прав и законных интересов [22].
Продуманные, хорошо подготовленные ОРМ позволяют своевременно выявлять, преступные намерения и действия тех или иных лиц, представляющих оперативных интерес для ОВД, на ранних стадиях развития преступления, когда эти действия еще не повлекли нарушения прав и охраняемых законом интересов государства и граждан, и принять необходимые меры по их предупреждению и пресечению. ОРД состоит из процессуального и не процессуального.
Использование в противодействии преступности негласных оперативно-разыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной мерой защиты общества и государства [23].
Основной интерес представляет правовая основа негласных ОРМ. Проведение некоторых из них связано с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, негласные ОРМ осуществляются во имя высоких, благородных, гуманных целей, с другой же, в процессе достижения этих целей возникает необходимость жертвовать определенными конституционными права и свободами граждан [24].
Важнейшей гарантией соблюдения законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД является то, что организация этой деятельности и ее общее состояние, как и работа ОВД в целом, находится под повседневным контролем и надзором органов публичной власти, управления и общественности [25].
Можно констатировать, что на фоне негативных социально-экономических, финансовых проблем, безработицы, коронавируса, социального расслоения общества на богатых и бедных, миграционных процессов [26], большого получения кредитов, гражданами, бесконтрольного, воровского использования природных ресурсов, что ведет их к истощению, лишая будущие поколения материальных основ существования в котором находится российское общество, что может привести к резкому обострению преступности, создавая реальную угрозу национальной безопасности России [27]. В этом случае, весь центр тяжести борьбы с преступностью будет возложен на органы, осуществляющие ОРД, при этом строго соблюдая конституционные и оперативно-разыскные принципы. И поэтому очень важно, чтобы ОРМ и вся ОРД осуществлялась в рамках строгого соблюдения закона, а также соблюдения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Литература
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
3. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России. 10-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
4. Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина и механизм их реализации // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 120-123.
5. Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д. и др. Правоведение. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
6. Осавелюк А.М., Чепурнова Н.М., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России. М., 2020.
7. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Особенности противодействия преступлениям в сфере незаконного автобизнеса // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2019. № 1. С. 91-95.
8. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Киберпре-ступность и дистанционное мошенничество как одна из угроз современному обществу // Криминологический журнал. 2020. № 1. С. 15-20.
9. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Абакумов О.Б. Причины и условия появления и распространения профессиональной, рецидивной и организованной преступности в России // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 216-223.
10. Пауков В.К., Богданов А.В., Зинченко Е.Ю. и др. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-разыскной деятельности: Учеб.-метод. пособие. М., 2020.
11. Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С. и др. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
12. Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. М., 2004.
13. Климов И.А., Дубоносов Е.С., Тузов Л.Л. и др. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. И.А. Климова. М., 2016.
14. Богданов А.В., Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Профилактические мероприятия, проводимые полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 202-208.
15. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Правосознание и правовая культура как один из элементов правового статуса сотрудника полиции и их роль в деятельности ОВД по соблюдению, охране и защите прав человека // Алтайский юридический вестник. 2015. № 4 (12). С. 28-31.
16. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации: Моногр. М., 2010.
17.ХазовЕ.Н., ГоршеневаИА., Егоров СА. и др. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий. М., 2017.
18. Хазов E.H. Понятие и сущность конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 3. С. 17-21.
19. Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Совет Европы, ООН, международные организации и их роль по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека в мировом сообществе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 1. С. 3-6.
20. Ендольцева А.В., Эриашвили Н.Д., Мирзоев Г.Б. и др. Правоохранительные органы зарубежных стран. М., 2013.
21. Лобзов К.М., Богданов А.В., Ильинский И.И. и др. Исламский экстремизм: сущность, идеология, организация и тактика их деятельности. Хабаровск, 2018.
22. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Роль оперативных подразделений ОВД сохранению, охране и защите культурных и исторических ценностей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 53-56.
23. АлексеевВ.В., БражниковД.А., БычковВ.В. и др. Оперативно-розыскная деятельность и государственная тайна. Тестовые задания. М., 2018.
24. Лобзов К.М., Абакумов О.Б., Богданов А.В. и др. Предательство в форме государственной измены: духовно-нравственный, криминально-психологический и уголовно-правовой аспекты (опыт критического анализа). М., 2020.
25. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль и значение обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 60-62.
26. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль, место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.
27.ХазовЕ.Н., Горшенева И.А., Егоров С.А. и др. Основы теории национальной безопасности. М., 2017.