УДК 34 ББК 67
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АНДРЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ РУДОЙ,
адъюнкт кафедры организации оперативно-разыскной деятельности факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров
Академии управления МВД России Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются правовые вопросы содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскная деятельность, в частности оперативным подразделениям органов внутренних дел.
Ключевые слова: содействие, конфидент, оперативно-разыскная деятельность, оперативные подразделения, преступность, оперативно-разыскные мероприятия.
Annotation. the article discusses legal issues of facilitating citizens to the bodies implementing operative investigative activities, in particular operational units of internal Affairs bodies.
Keywords: promotion, konfident, operational-investigative activity, operational divisions, crime, the search operations.
Федеральным законом от12. августа 1995, № 144-ФЗ (ред. то 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» (1992 г., 1995 г.) впервые в истории России осуществлено целостное правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности1. Прежде эта деятельность регулировалась в основном ведомственными нормативными актами. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право вести свою работу гласно и негласно.
В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации2 Правительство Российской Федерации «осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью»3. В этой связи для повышения эффективности борьбы с преступностью особую остроту приобретает проблема совершенствования оперативно-розыскной деятельности в сфере органов внутренних дел. Сложная криминальная обстановка предопределяет необходимость пересмотра устоявшихся подходов к решению задач борьбы с преступностью, поиска более эффективных форм и методов оперативно-розыскной деятельности в оперативных подразделениях ОВД4.
Оперативно-розыскная деятельность занимает значимое место в борьбе с преступностью, и ее роль в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений все более и более возрастает. Единственным, вполне надежным средством, обеспечивающим осве-
домленность оперативного подразделения, являются конфиденты.
Конфиденты (негласные сотрудники различных категорий) — важнейшая и совершенно незаменимая составляющая сил ОРД. Без конфидентов ОРД как таковая перестает существовать. Именно использование конфидентов придает ОРД качество, отличающее ее от других видов юридической деятельности.
Правовое регулирование ОРД является эффективным средством управления социальными процессами в правоохранительной деятельности ОВД.
В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.), регламентирующим вопросы использования ОВД, осуществляющими ОРД, содействие граждан, была посвящена специальная глава, содержащая две статьи (ст. 17 и ст. 18). Испытанным методом решения наиболее сложных задач выявления, предупреждения и раскрытия наиболее тяжких преступлений является содействие граждан органам, осуществляющим ОРД (ст. 17)5. Приведенная норма закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел (оперативным подразделениям) в решении задач борьбы с преступностью. Федеральным законом от12. августа 1995, № 144-ФЗ (ред. то 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О
полиции» признают социальную необходимость и значимость такого сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса — прерогатива органа внутренних дел (оперативного подразделения). Таким образом, реализация данного права возможна только при обоюдном согласии. Без такого участия и такой помощи населения немыслима борьба с преступностью.
В частности, в ст. 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведены общие положения: понятие и сущность содействия лиц органам, осуществляющим ОРД, их обязанности (сохранять в тайнее ставшие известными сведения, не предоставлять ложную информацию, условия заключения контракта с содействующими лицами, запрет на использование конфиденциального содействия по контракту лиц определенных категорий (депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и др.). В свою очередь, ст. 18 ФЗ об ОРД, регламентирующая социальную и правовую защиту лиц, осуществляющих ОРД, например, сведения о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе, относит к государственной тайне. Они могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в других случаях, прямо предусмотренных законом.
Именно на основе негласности, применения иных мер защиты базируются эффективность действий и безопасность конфидентов. Только оперативным подразделениям разрешено устанавливать правоотношения с лицами на условиях конфиденциальности, которая обеспечивается специальной законодательной и ведомственной нормативной правовой регламентацией, подробно регулирующей практически все действия, составляющие ее содержание. Это обстоятельство указывает на самостоятельный характер данного вида деятельности.
В современных условиях содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, является определяющим институтом обнаружения и раскрытия латентных, в том числе серийных преступлений. Как показывает практика, у государства фактически нет иного эффективного средства контроля над состоянием преступности в стране6. Поэтому совершенствование института содействия граждан в целом, планомерное создание высококвалифицированного аппарата конфидентов, способного раскрывать тяжкие и особо тяжкие преступления, являются основополагающими направлениями в деятельности оперативных подразделений ОВД7.
Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия.
Необходимость сохранения в тайне действий оперативных подразделений обуславливается рядом обстоятельств:
• потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые совершаются и
готовятся в условиях неочевидности, с целью избежать уголовной ответственности;
• сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав и свобод;
• конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации. Ведение оперативной работы в условиях временной изоляции, как правило, основано на институте тайного осведомления, т.е. разведывательного сбора оперативно-значимой информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес для оперативных подразделений ОВД.
Все это объективно обусловливает использование помощи частных лиц преимущественно на конфиденциальной основе, предопределяет необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне.
Следует отметить, что в Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (п. 34 ст. 13) предусмотрено, что «полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе»8.
Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года №2 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» положил начало коренному реформированию ОВД и в целом всей системы МВД России, в том числе и сферы ОРД, в том числе и с использованием зарубежного опыта9.
Оперативная работа в '"условиях временной изоляции задержанных и арестованных в ИВС в целом регламентируется нормативными и законодательными актами, относящимися к оперативно-розыскной деятельности ОВД. В общем виде правовую основу оперативной работы с задержанными и арестованными, содержащимися в ИВС, составляют нормы Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений», Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов на ведомственном и межведомственном уровнях11.
Необходимость содействия граждан оперативным органам, их непосредственное нахождение в крими-
нальной среде обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря негласной, конспиративной деятельности граждан в криминальной среде становится возможным получение сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий12.
Таким образом, система законодательных актов, регулирующих ОРД, оказывает существенное влияние на ее организационно-тактическое и психологическое обеспечение, и осуществляется на конституционном, законодательном, подзаконном уровнях правового регулирования, создавая реальные предпосылки для дальнейшего совершенствования теории и практики ОРД в современных условиях13.
В практическом плане приведенный правовой анализ законодательных актов, регулирующих ОРД в борьбе с преступностью, состоит в том, что оперативно-розыскные силы, средства и методы, используемее оперативными подразделениями субъектов ОРД, в настоящее время должны быть направлены на создание максимально эффективной системы противодействия преступности путем предупреждения и раскрытия наиболее опасных преступлений, активизацию борьбы с терроризмом, экстремизмом14, наркобизнесом15, незаконной миграцией16, организованной преступностью17 и другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Без такого участия и такой помощи населения немыслима успешная борьба с преступностью. Ценность оперативного сотрудника полиции определяется ценностью лиц, оказывающих ему конфиденциальное содействие.
Институты задержания, избрания меры пресечения, связанные с водворением задержанных и арестованных в изолятора временного содержания (ИВС), создают организационную основу и реальную возможность оперативной проверки задержанных и арестованных в условиях изоляции, где применяется своеобразная тактика получения необходимой для оперативных сотрудников и следствия информации. Поэтому своевременное получение оперативной информации, способной предупредить, выявить, пресечь или раскрыть замаскированное преступление в условиях ИВС ОВД либо наступление тяжких последствий, возможно только от заранее созданной системы лиц, сотрудничающих с оперативными подразделениями полиции.
Оперативно-розыскная работа в условиях временной изоляции не просто нацелена на получение оперативно значимой информации ради самой информации, но и направлена на создание условий для получения доказательств виновности лиц, выявление нераскрытых преступлений, установление имущества, подлежащего конфискации, т.е. посягающих на указанные объекты безопасности.
Уголовно-процессуальное законодательство Рос-
сийской Федерации наделяет органы дознания и предварительного следствия полномочиями по применению мер процессуального принуждения в целях выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и изобличения лиц, их совершивших.
Подозрение, как и основания для заключения под стражу, должны основываться на фактических данных, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (ст. 91, 95, 108 УПК РФ)18.
Основанием применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в условиях временной изоляции является задержание или заключение под стражу по подозрению в совершении преступления.
Развитие и совершенствование оперативной работы с использованием негласных сил, средств и методов ее организации и тактики проходят на основе определенных закономерностей, являющихся выражением существенных и необходимых связей и отношений19. Оперативная работа в условиях временной изоляции с целью пресечения и раскрытия совершенных преступлений должна отражать главные закономерности оперативно-розыскной деятельности в новых, существенно изменившихся общественных отношениях, характерных для нынешнего уровня преступности на территории Российской Федерации, приобретающей все более организованный, этнический, а, в ряде случаев, транснациональный (международный) характер.
Таким образом, оперативную работу в условиях временной изоляции следует рассматривать как регламентируемое законом одно из направлений ОРД (оперативное внедрение), представляющее комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению организационных, охранно-режимных, технических и иных мер, направленных на достижение целей для решения оперативно-тактических задач в борьбе с преступностью.
Одним из оперативно-розыскных мероприятий, носящих негласный характер, является оперативное внедрение. В свою очередь, к разновидности оперативного внедрения относится оперативная работа в условиях временной изоляции задержанных и арестованных.
В связи с этим следует вспомнить слова И. Н. Якимова: «Розыскное искусство должно быть отнесено к числу труднейших искусств», так как оно своим объектом имеет нее мертвый материал..., а человека»20.
В заключение отметим, что необходимость использования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не вызывает сомнений. В то же время, современные условия противодействия преступности предъявляют повышенные требования к лицам, оказывающим конфиденциальное содействие ОВД.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что оперативная работа в условиях временной изоляции является важной составной частью оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, от
активного осуществления которой во многом зависит успех борьбы с преступностью. Полагаем, что данный процесс должен основываться на использовании накопленного опыта в данной области.
1 См.: Федеральный закон от12. августа 1995, № 144-ФЗ (ред. то 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной де-ятельности» Собрание законодательства РФ 14.08.1995, № 33, ст.3349. http:// www.pravo.dov.ru.
2 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014, №31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru.
3 Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Чихдадзе Л.Т., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Опалева А.А. Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»; по научной специальности 12.00.02 «Конститу-ционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» / Москва, 2016. Сер. Magister.
4 Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завъялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д.Криминальная среда. Понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие. Монография. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность» / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I
5 См.: Федеральный закон от12. августа 1995, № 144-ФЗ (ред. то 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной де-ятельности» Собрание законодательства РФ 14.08.1995, № 33, ст.3349. http:// www.pravo.dov.ru.
6 Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов7 Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев 8Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Га-лузо В.Н9.Органы государственной власти в Рос-сии. Конституционно-правовой аспект. учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / Москва, 2016. (Четвертое издание, переработанное и дополненное)
7 Богданов А.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завъялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Синилов Д.К., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминаль-ная среда. Понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие. Монография. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность» / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть II
8 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015)
"О полиции"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, №7, ст.900, http://www.pravo.dov.ru.
9 Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств. Учебник / Москва, 2013.
10 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 (ред. от 22.12.2014) «О содержании под стражей подо-зреваемого, обвиняемого в совершении преступлений». «Собрание законодательства РФ», 17.07.1995, N 29, ст. 2759, http://www.pravo.dov.ru.
11 Богданов А.В., Хазов Е.Н.Взаимодействие предварительного следствия с оперативными подразделениями органов внутренних дел по профилактике, выявлению и раскрытию преступлений. В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики совершенствования нормотворческой и правоохранительной деятельно-сти. Сборник научных статей адъюнктов, аспирантов, соискателей и докторантов МосУ МВД России. Москва, 2011. С. 111-118.
12 Вагин О. А., Исиченко А. П., Чечетин А. Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М. : Деловой двор, 2009. С. 262.
13 Богданов А.В., Хазов Е.Н.Основные направления деятельности оперативных подразделений органов внут-ренних дел по выявлению и предупреждению преступлений, связанных с мошенничеством. Вестник Москов-ского университета МВД России. 2014. № 10. С. 276-279
14 Хазов Е.Н., Волченков В.В., Эриашвили Н.Д., Мар-тынюк В.М., Михайлов Б.П., Богданов А.В., Ильинский И.И., Китайгородский Е.А., Тюренков В.Н. Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности. Вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности / Москва, 2013.
15 Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков -одна из реальных угроз национальной безопасности России. Вестник Московского университета МВД России.
2013.№ 9. С. 152-156.
16 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как одного из видов организованной преступности в современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98-101.
17 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России. Вестник Московского уни-верситета МВД России.
2014. № 5. С. 142-145.
18 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, http://www. pravo.dov.ru.
19 Богданов A.B., Хазов Е.Н.Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции и их значение по выявлению и раскрытию преступлений.Вестник Мос-ковского университета МВД России. 2010. № 11. С. 71-75.
20 Якимов И. Н. Административный вестник. 1925. № 4. С. 26.