УДК 34
DOI 10.24411/2078-5356-2019-10220
Петрянина Ольга Александровна Olga A. Petryanina
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), assistant professor of the char of constitutional and international law
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russian (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
Е-mail: [email protected]
Антонов Игорь Юрьевич Igor Yu. Antonov
кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), associate professor of the operational investigative department of the internal affairs agencies
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russian (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
Е-mail: [email protected]
Конституционно-правовые основы оперативно-разыскной деятельности Constitutional and legal basis of operational-search activity
Значение и роль оперативно-разыскной дея- The importance and role of operational investigative
тельности в области противодействия преступности activities in the field of combating crime, gives this type
придает этому виду профессиональной занятости of professional employment a special legal status. This
особый правовой статус. В этой связи встает вопрос raises the question of its constitutional legal basis. This
о ее конституционно-правовых основах. В данной article presents the author's vision of the implementation
статье представлено авторское видение реализации of constitutional norms in the development of operation-
конституционных норм в развитии оперативно-ра- al-search legislation. The fundamental points of conver-
зыскного законодательства. Продемонстрированы gence of the norms of constitutional and operational-
основополагающие точки соприкосновения норм кон- search law are demonstrated. The conclusion about
ституционного и оперативно-разыскного права. Обо- the progressive constitutionalization of the operational-
снован вывод о поступательной конституциализации search legislation is substantiated. оперативно-разыскного законодательства.
Ключевые слова: конституция, оперативно-ра- Keywords: constitution, operational-investigative зыскная деятельность, право, принципы, законода- activity, law, principles, legislation, legality, respect for
тельство, законность, уважение и соблюдение прав и and observance of the rights and freedoms of man and
свобод человека и гражданина. citizen.
Выбор научного направления для проведе- развития государства, поставлена цель по соз-
ния исследования обусловлен рядом значимых данию юридических регуляторов, соответству-
факторов. ющих основным международным стандартам, в
Во-первых, в Российской Федерации был области охраны интересов личности, общества
взят за основу демократическо-правовой курс и государства.
© Петрянина О.А., Антонов И.Ю., 2019
Во-вторых, качество обеспечения вышеот-меченных благ и ценностей потребовало формирования новой основы всей национальной правовой системы страны. Сегодня она представлена в положениях Основного закона государства — Конституции Российской Федерации (далее — Конституция России).
В-третьих, декларирование новых правовых, социальных и экономических приоритетов повлекло за собой существенное видоизменение курса, в том числе и в области борьбы с преступностью.
В-четвертых, мутация современной преступности требует от государственных органов не только оперативного реагирования на возникающие от нее угрозы, но и применения новых инструментов противодействия, не выходящих за рамки правового поля и соответствующих основным конституционным положениям. Не последнее место в их реализации занимает и оперативно-разыскная деятельность (далее — ОРД), качество и результативность которой напрямую зависит от соблюдения конституционных принципов, придающих ей законный, то есть легитимный характер. Такая консолидированная, неразрывная связь конституционного и оперативно-разыскного законодательства свидетельствует о политической значимости ОРД.
В-пятых, наступательное усиление роли оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в выявлении, документировании, а в том числе и профилактике различных форм криминального поведения требует более четкого определения роли Конституции России в решении оперативно-тактических задач, стоящих перед ОРД.
Хотя вышеотмеченные аргументы не являются исчерпывающими, однако именно они актуализируют проведение такого исследования и позволяют определить приоритеты дальнейшего развития оперативно-разыскного противодействия как неотъемлемого элемента современной политики, курс которой закладывается властью, в том числе в лице Президента Российской Федерации В.В. Путина. В своих посланиях он постоянно акцентирует свое внимание на том, что основу ее образуют традиционные ценности, охрана которых выступает в качестве приоритетных задач современной России [1; 2]. В этой связи ОРД — это одно из средств обеспечения безопасности личности, государства и общества [3].
Начать научные изыскания в данной области необходимо с рассмотрения основополагающих точек соприкосновения конституционного
и оперативно-разыскного законодательства — принципов, создающих легитимный базис в профессиональной деятельности оперативных подразделений.
Обратившись к Конституции России и Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД), видим, что методологическую основу оперативно-разыскного законодательства представляют два следующих принципа:
Конституция России ФЗ об ОРД
Ст. 15 «Принцип законности» Ст. 3 «Принцип законности»
Ст. 17 «Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина» Ст. 3 «Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина»
С помощью анализа мы и попытаемся продемонстрировать содержательную часть конституционно-правовых основ ОРД, так как сам законодатель отнес их к категории таковых. Иными словами, мы наблюдаем ее конститу-ционализацию путем насыщения рассматриваемого отраслевого законодательства конституционной идеологией [4].
Говоря о принципе законности, отраженном в статье 3 ФЗ об ОРД, подчеркнем, что, кроме конституционных его положений, в него включены и отраслевые элементы, детализирующие и уточняющие как содержание данного принципа, так и направления обеспечения, с учетом сформировавшегося опыта практической деятельности оперативных подразделений [5].
Раскрывая его, необходимо обратить внимание не только на статью 3 ФЗ об ОРД, но и на иные его положения, дающие основания утверждать, что законность — это не просто принцип, а целая система гарантий, что прямо отражено в преамбуле. В ней в императивной форме закреплено, что законность является базисом всей системы гарантий ОРД. Это предполагает, что при ее осуществлении точно и неукоснительно должны соблюдаться все юридические предписания, дающие основания относить такую профессиональную деятельность к допустимой, нацеленной на решение задач, стоящих перед ней (ст. 2 ФЗ об ОРД). В науке правильно сформировано мнение, что реализация рассматриваемого принципа основана на формуле «все, что прямо не разрешено законом, — запрещено» [6]. Такая позиция дает возможность неукоснительно гарантировать соблюдение основных прав и свобод граждан,
а также иных благ и ценностей. Полагаем, что рассматриваемый принцип является обеспечивающим в части реализации следующей основополагающей конституционно-правовой идеи ОРД — уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, то есть фактически мы говорим об их соподчиненности.
Содержательная часть этих двух принципов доказывает социальную обусловленность и потребность в ОРД, выступающей эффективным инструментом противодействия преступности [7, с. 52]. Они имеют существенное значение как в области охраны нарушаемых в результате совершения общественно опасных деяний благ и ценностей, так и прав, и свобод лиц, совершивших эти преступления. Представленная двойственность подчеркивает социальную обусловленность и потребность в оперативной работе, вытекающих как из самого понятия ОРД, так и задач, перед ней стоящих. Отмеченная позиция фактически легитимизирует частичное нарушение или ограничение конституционных прав и свобод в отношении лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет или планирующих совершить преступление, при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Сама Конституция России и узаконила в 1993 году возможность ограничения ряда основных прав и свобод личности (ч. 3 ст. 55). Но такая возможность допускается при соблюдении особых условий, прямо закрепленных в ФЗ об ОРД. Именно они позволяют не допустить существенного нарушения прав личности и определить границы дозволенного. В этой связи в рамках оперативно-разыскного законодательства в том числе используется такая юридическая категория, как «вынужденное причинение вреда» (ст. 16). Представленная обтекаемая формулировка, не встречаемая больше ни в одном из нормативных источников уголовно-правового характера, и обусловлена наличием неопределенности в установлении баланса между борьбой с преступностью и воз-никаемой в этой связи потребностью в частичном нарушении прав человека [8]. В этой связи условия установления границ правомерности причинения вреда напрямую зависят как от непосредственного содержания, так и предназначения принципа законности.
С нашей точки зрения, объем конституционных принципов ОРД не ограничивается статьей 3 одноименного нормативного акта. Например, статьи 8, 9, 11 основаны на принципах неприкосновенности жилища, тайны телефонных или иных переговоров и прямо затрагивают статьи 23 и 25 Конституции России. Их ограни-
чение возможно только на основании судебного решения.
Реализация вышеотмеченных юридико-технических приемов ставит вопрос об определении перечня оперативно-разыскных мероприятий, связанных с непосредственным ограничением прав и свобод граждан. С одной стороны, отвечая на него, можно ограничиться теми оперативно-разыскными мероприятиями, которые в императивном порядке требуют судебного разрешения на их проведение. В соответствии со статьей 8 и частью 1 статьи 6 ФЗ об ОРД к ним относятся: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи; получение компьютерной информации. Даная точка зрения имеет свое право на существование [9], хотя излишне сужает идею реализации конституционных принципов, нацеленных на соблюдение основных прав и свобод в рамках ОРД. Решение поставленного вопроса имеет более широкие границы. Как верно отмечает профессор Н.С. Железняк, напрямую зависит от содержания выполняемых субъектами ОРД сыскных действий, подразумевающих возможность ограничения конституционных прав и свобод. Например, наблюдение как один из видов оперативно-разыскных мероприятий не требует получения санкции суда. Но если его проведение требует проникновения в жилище, которое осуществляется вопреки воле собственника, она становится необходимой. Четкая правовая и доктринальная позиция по данному вопросу отсутствует. Первая группа представителей науки настаивает на том, что проникновение в жилище под благовидным предлогом с согласия лиц, там проживающих, не нарушает права на неприкосновенность жилища и как следствие не требует получения судебного решения [10, с. 202]. Вторая, указывая на обязательную легитимизацию таких действий, настаивает на их санкционировании [9]. Полагаем, что представленная законодательно-доктринальная неопределенность ставит под угрозу результаты ОРД, и данный вопрос должен быть решен незамедлительно. Основой должна стать концепция ОРД, в том числе создающая предпосылки для придания оперативно-разыскному законодательству статуса отдельной отрасли права [11].
Подводя итого в проведенном исследование и не отрицая роль и значение внутриотраслевых основополагающих идей, не оспоримым остается факт их прямой зависимости от кон-
ституционно-правовых принципов, представляющих методологический базис основ оперативно-розыскной деятельности, неукоснительное соблюдение которых не только обосновывает целесообразность частичного нарушения конституционных прав и свобод, но и способствует наступательно-качественному противодействию преступности.
Все принципы ОРД взаимообусловлены и взаимосвязаны. Их соблюдение позволяет не допускать существенных ошибок в деятельность оперативных подразделений. Они создают правовой базис для принятия и вынесения правильных, законных решений.
Проведение оперативно-разыскных мероприятий, затрагивающих основные права и свободы должны не нарушать, а лишь ограничивать их. В этом и видится основное предназначение конституционных принципов, закрепленных в оперативно-разыскном законодательстве. Оно выражается в законно-волевом поведении специально уполномоченных на то органов, для решения задач, стоящих перед оперативными аппаратами.
Завершая свои размышления подчеркнем, что поступательная конституциализация оперативно-разыскного законодательства создает предпосылки для становления оперативно-разыскного права как самостоятельной отрасти права.
Примечания
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.04.2019).
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.04.2019).
3. Зникин В.К. Диагноз, прогноз и развитие научной специальности 12.00.09 // Оперативник (Сыщик). 2012. № 3 (32). С. 7—9.
4. Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Место и роль Конституции Российской Федерации в правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 31—37.
5. Смирнов М.П. Комментарий законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом: учебное пособие (постатейный). 5-е изд., расширенное и пере-раб. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.03.2019).
6. Корж П.А. Принципы оперативно-розыскной деятельности и технико-юридические особенности их
изложения // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. 2018. № 1 (4). С. 185—194.
7. Малыгин С.С., Чечетин А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности. Екатеринбург: УЮИ МВД России, 2001.
8. Захарцев С.И., Сальников В.П., Кирюшки-на Н.О. Конституционные права человека: возможны ли ограничения // Методология современного конституционализма: конституционализация позитивного права; конституционная аксиология пропорциональности: материалы XIV Международной научно-практической конференции по конституционному праву, Санкт-Петербург, 20—22 мая 2016 г / под общ. ред. А.А. Ливеровского, В.П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. С. 127—138.
9. Железняк Н.С. К вопросу о реализации в оперативно-розыскной деятельности положений статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XX международной научно-практической конференции: в 2 ч. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России. 2017. С. 279—282.
10. Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. 4-е изд., перераб. М.: Норма : ИНФРА-М, 2017.
11. Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: монография: в 3 т. Т. III: Основные положения. Кн. 1. Объект, предмет и система оперативно-разыскной науки. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2015. С. 10—14.
References
1. The message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation of December 1, 2016 [Electronic resource] URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed 15.04.2019). (In Russ.)
2. The message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on March 1, 2018. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed 15.04.2019). (In Russ.)
3. Znikin V.K. Diagnosis, prognosis and development of scientific specialty 12.00.09. Operative (Detective), 2012, no. 3 (32), pp. 7—9. (In Russ.)
4. Mikhailov B.P., Khazov E.N. The place and role of the Constitution of the Russian Federation in the legal support of operational investigative activities. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2013, no. 11, pp. 31—37. (In Russ.)
5. Smirnov M.P. Comments on the legislative regulation of investigative activities in the Russian Federation and abroad: textbook (article). 5th ed., expanded and reworked. Access from the reference legal system «Con-sultantPlus» (accessed 04.03.2019). (In Russ.)
6. Korzh P.A. Principles of operational-search activity and technical-legal features of their statements.
Bulletin of Luhansk Academy of internal Affairs named after E.A. Didorenko, 2018, no. 1 (4), pp. 185—194. (In Russ.)
7. Malygin S.S., Chechetin A.E. Fundamentals of operational and investigative activities. Yekaterinburg: UYuI MVD Ministry of internal Affairs of Russia, 2001. (In Russ.)
8. Zahartsev S.I., Salnikov V.P., Kiryushkina N.O. Constitutional human rights: are there any limitations. Methodology of modern constitutionalism: the constitu-tionalization of positive rights; the constitutional axiology of proportionality: proceedings of the XIV International scientific-practical conference on constitutional law, St. Petersburg, 20—22 May 2016 / under the general ed. of A.A. Liverovskii, V.P. Salnikov. St. Petersburg: University Foundation, St. Petersburg state University of Economics, 2017. Pp. 127—138. (In Russ.)
9. Zheleznyak N.S. On the issue of implementation of the provisions of the articles in operational investigative activities. 23 and 25 of the Constitution of the Russian Federation. Actual problems of fighting crime: issues of theory and practice: Materials of XX international scientific-practical conference: in 2 parts. Krasnoyarsk: Siberian law Institute of the Russian interior Ministry, 2017. Pp. 279—282. (In Russ.)
10. Theory of operational-search activity / ed. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinsky. 4th ed. Moscow: Norma, INFRA-M Pabl., 2017. (In Russ.)
11. Shumilov A.Yu. Operational-search science in the Russian Federation: monograph: in 3 vol. Vol. III: Basic provisions. B. 1. Object, subject and system of operative-search science. Moscow: Publishing house Shu-milova I.I., 2015. Pp. 10—14. (In Russ.)
о
0
1 -Q
5 £ CD
<o
>3 О
£ О
3 n св
0
1 CD 3
£ CB
a
CD
с о
3
CD
о
о о
CD
3
CD О CD
CD
6
0
1 I О
3 g
CD
0
1 О £
0
св
1 3
I ^
a £
S