Ю.В. Дубынина ПРОВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ПОДРОСТКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ВОСПРИЯТИЯ
«Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля»
А. Ахматова
Проводимая под нашим руководством музыкально-краеведческая работа . с подростками на протяжении нескольких лет в ряде школ г. Твери ярко свидетельствует о том, что музыкально-краеведческий материал является важнейшим средством развития их восприятия. При этом, экспериментальная работа показала, что особенно эффективно этот процесс происходит при соблюдении следующих педагогических условий:
- применение на внеклассных занятиях разных видов музыкально-краеведческой деятельности;
- использования высокохудожественного материала музыки родного края (разных ее жанров);
- развитие у школьников устойчивого интереса к музыке родного края.
В Тверском крае родилась целая плеяда выдающихся деятелей музыкальной культуры (С.М. Лемешев, В.С. Попов, Н.Н. Сидельников, Б. Александров и др.), которые с беззаветной преданностью служили своему народу, воспевая и прославляя красоту родной верхневолжской земли.
Непременная задача учителя музыки - пробудить у школьников интерес к богатейшей культуре Верхневолжья. В связи с этим перед педагогом, знакомящим детей с творчеством композиторов Тверского края, стоят следующие задачи:
- воспитывать у детей восприятие этой музыки, эмоциональную отзывчивость, умение слышать и понимать содержание, красоту, своеобразие музыки; формировать эстетические чувства;
- развивать интерес к музыке края, родной природе, истории, культуре, своего народа, желание больше узнать об особенностях, своеобразии народных истоков;
- расширять репертуарные рамки учащихся за счет включения нового учебного краевого музыкального материала (произведений композиторов, связанных с краем, музыкального фольклора).
Не стоит забывать, что музыкально-краеведческая работа олицетворяет собой подлинное патриотическое воспитание средствами музы-
кального искусства (Д.С. Лихачев, В.В. Асафьев и др.). Вышесказанное свидетельствует об исключительной важности включения в процесс воспитания и образования школьников музыкальных традиций народа, музыки композиторов края, и других особенностей музыкальной культуры края, без сохранения которых любой народ, теряя свою самобытность, обречен на постепенное вымирание.
В процессе музыкально-эстетического формирования школьников большую педагогическую значимость приобретает музыкально-краеведческое воспитание школьников. При этом, музыкально-краеведческая деятельность - новый необходимый вид музыкально-педагогической деятельности учителя, имеющий характерное содержание и структуру, новое направление в его профессиональной подготовке.
Специфику профессиональной деятельности учителя музыки, заключающейся в широком профиле работы, отмечали отечественные музыковеды, ученые, педагоги. Так, Б.В. Асафьев писал о необходимости музыкальному педагогу в общеобразовательной школе быть теоретиком, регентом, музыкальным историком, музыкальным этнографом, а также хорошо владеть инструментом. Он ориентировал педагога-музыканта на беспрерывное пополнение собственных знаний, в том числе в области музыкальной этнографии и истории музыки родного края.
Методологическое значение имеет и высказывание О.А. Апраксиной: «Школьному учителю-музыканту необходимо знать возрастные возможности и особенности детей, методы работы с ними».
Школьное музыкальное краеведение - один из элементов музыкального воспитания в школе и одна из отраслей школьного краеведения. Школьное музыкальное краеведение не является самостоятельным предметом школьного изучения. Оно реализует принцип обучения и воспитания на местном музыкальном материале. Жизненная направленность знаний учащихся - важ-
34
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
© Ю.В. Дубынина, 2007
нейший принцип современной работы. Большую помощь в осуществлении этой задачи может оказать музыкальное краеведение эффективное средство связи обучения с жизнью.
Научно-познавательное значение музыкального краеведения трудно переоценить. Эксперимент показывает, что широкий интерес вызывают материалы о детстве и юности выдающихся деятелей искусства и музыкальной культуры: известного музыканта и баснописца И. Крылова; основателя первого оркестра русских народных инструментов В.В. Андреева; замечательных певцов, солистов государственного академического Большого театра С.Я. Лемешева, А.П. Иванова, Т.Ф. Тугариновой и других музыкантов.
Музыкально-краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский, прикладной, общественно-полезный и образовательно-воспитательный характер. В процессе музыкально-краеведческой деятельности формируется музыкально-эстетическая культура учащихся. На внеклассных музыкально-краеведческих беседах, лекциях-концертах учащиеся значительно расширяют свой музыкально-эстетический кругозор.
Внеклассная музыкально-краеведческая работа может быть кружковой или групповой и массовой. Необходимым элементом и кружковых, и массовых занятий является индивидуальная работа. К массовым формам можно отнести: лекции-концерты, вечера, утренники, игры, праздники, викторины, олимпиады, диспуты, конкурсы, экскурсии, посещение выставок, спектаклей, домов-музеев музыкантов и т. п.
Из массовых форм внеклассной музыкальнокраеведческой работы, экскурсия является наиболее эффективной формой, т.к. дает учащимся возможность ознакомиться с подлинными памятниками музыкальной культуры края в естественных условиях помогает установить связь между содержанием ученика и окружающей действительностью. С учащимися экспериментальной группы были проведены музыкальные экскурсии по нашим разработкам: «Детские годы И.А. Крылова в Твери - основа формирования его как будущего баснописца и музыканта»; «По памятным музыкальным и историческим местам г. Твери» и др.
Экскурсия продуктивна, т.к. в высшей степени наглядна. Она помогает учащимся по новому взглянуть на окружающий их мир. Рассмотрим подробнее методику проведения музыкальных экскурсий.
Экскурсии, с точки зрения поставленных задач, могут быть разделены на две основные группы: на две основные группы:
1) экскурсии, демонстрирующие объект изучения;
2) экскурсии, комментирующие его.
Возможна следующая классификация музыкально-краеведческих экскурсий:
- музыкально-художественные;
- обзорные;
- музыкально-археологические; музейные;
- музыкально-производственные;
- музыкально-бытовые (этнографические, исторические, биографические).
По месту нахождения музыкально-краеведческие экскурсии бывают ближние и дальние; по характеру изучения материала - тематические и комплексные. Экскурсия должна быть хорошо подготовлена и проведена. Она включает три основных этапа:
1) предварительную подготовку учителя и учащихся;
2) проведение экскурсии;
3) последующую проработку.
Примерная схема плана школьной музыкально-краеведческой экскурсии: 1) тема экскурсии; 2) цель экскурсии; 3) подготовительная работа учителя-экскурсовода учащихся; 4) вводная беседа в классе, постановка перед учащимися индивидуальных и групповых заданий; 5) поведение экскурсии; 6) обработка собранных материалов и подготовка отчетов; 7) итоговая беседа; 8) подведение итогов экскурсии (организация выставок, оформление альбомов и т.д.).
Оптимальный состав группы 20-25 человек.
Экскурсионная форма работы позволяет применять разнообразную совокупность методов, способов и приемов. Основные методы: 1) показ; 2) изложение; 3) беседа; 4) моторный метод и т.д. Эти методы применяются не изолированно, а в комплекте. Метод показа имеет три уровня:
1) предварительный показ, когда экскурсанты получают обобщенные впечатления от объектов;
2) показ объекта; 3) анализ.
Показ взаимодействует со словом экскурсовода. Сообщения осуществляются методом изложения и беседы. Основными формами рассказа при показе объектов на музыкально-краеведческой экскурсии являются:
1) справка (краткое изложение основного материала об объекте);
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
35
2) описание и характеристика;
3) объяснение.
Используется разные виды бесед: эвристическая, повторительно-обобщающая, проверочная, закрепляющая.
Специфику экскурсии составляет движение, применение моторного метода. При этом имеется в виду, как перемещение экскурсантов от объекта к объекту, так и то, что благодаря движению человек более внимательно относится к деталям вещей, которые ускользают от его взора, при одном только зрительном восприятии.
Смена ракурсов в движении формирует в сознании учащихся более многоплановый и более точный образ экскурсионного объекта, осуществляется более детальное рассмотрения его.
К кружковым формам относятся: музыкально-краеведческий кружок, общество, выпуск музыкально-краеведческих газет, фольклорные экспедиции по родному краю и т.п.
Музыкально-краеведческий кружок обеспечивает систематическую работу по музыкальному краеведению в школе, базируясь на знаниях, полученных учащимися на уроках музыки. Работа кружка проводиться в двух направлениях: теоретическом (лекции, доклады, конференции) и практическом (экскурсии, фольклорные экспедиции, посещения домов-музеев и т.д.).
Программа музыкальных кружков может быть посвящена изучению музыкальной культуры в целом, музыкального фольклора края, истории музыкальных заведений и т.д. План работы составляется на год, включая каникулы.
В экспериментальной группе нами проводились в течение 2-х лет внеклассная работа по региональной программе по музыке профессора Л.А. Тарасовой «Музыкальная культура Тверского края». Контрольные замеры показывают, что музыкальные, изобразительные и литературные материалы программы существенно повлияли на развитие музыкального восприятия подростком.
Отметим, что развитию восприятия, а также кругозора, исследовательских умений школьников способствовали занятия в периодическом зале областной библиотеки им. Горького. Школьники под нашим руководством занимались поисковой работой и находили статьи о музыкальной жизни края в газетах, журналах Тверской области разных лет XX века.
Кратко охарактеризуем теорию и методику работы музыкально-краеведческих кружков.
Важно, чтобы каждый член кружка мог выбрать тему его интересующую и исследовать ее. При этом учащиеся овладевают определенными умениями и навыками: составлять библиографию, аннотацию книг по музыкальной культуре края, работать с каталогами, справочной литературой, документами, записывать воспоминания.
Овладение методом научного исследования, происходит в результате работы с различными источниками музыкального краеведения - документами музыкальных музеев, архивов, мемуарами и т.д.
В ходе многолетней работы музыкально-краеведческих кружков собирается богатый материал в виде альбомов, рефератов, документов, этот материал используется в учебно-воспитательном процессе. На базе кружков могут возникнуть общества и клубы, как более сложные формы организации внеклассной работы.
Изучение и собирание фольклора края - важное направление в школьной музыкально-краеведческой работы (знакомство с исполнителями фольклористами, прослушивание фонограмм, посещение филармонических концертов, работа в фольклорных коллективах, собирание и изучение музыкального фольклора края, в процессе участия в фольклорных экспедициях).
Каким же путем учитель может заинтересовать учащихся музыкальным краеведением? Наиболее традиционен следующий. Учитель содержательно, интересно, ярко рассказывает на уроке или занятиях кружка что-либо из музыкальной истории родного края. Так, учащиеся шестых классов школ г. Твери знакомились с творчеством Самуила Моисеевича Майкапара (1867-1938). В 1901 году им была открыта в г. Твери музыкальная школа. Исследователь его творчества Б.Л. Вольман отмечает, что музыкальные занятия с тверскими детьми повлияли на то, что большое место в его творчестве стало занимать сочинение музыки именно для детей. Как раз этот аспект деятельности принес композитору наибольшую известность. Среди его детских и юношеских произведений можно назвать яркие образные пьесы «Маленький командир», «Маленькая сказка», «Вальс», «Романс», «Семимильные сапоги», «Всадник в лесу» и др. Эти разнохарактерные пьесы вызвали у детей различные ассоциативные представления. Восприятие программных произведений привело к более конкретизированным внемузыкальным представлениям ассоциативно-
36
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
го происхождения, так как сама программа явилась объективным показателем выхода содержания за пределы сути музыкальной выразительности. Школьники услышали в музыке Майкапара голоса птиц, шум ветра, раскаты грома, шелест листьев, порхание мотылька и т. п.
С большим интересом на занятиях кружка дети воспринимали музыку К. Тушинка (из альбома «Цветной дождь»), Б. Александрова (музыка из к\ф «Свадьба в Малиновке») и др.
В заключении отметим, что самобытная уникальная краевая музыкальная культура (народная
и профессиональная), как особый музыкальноисторический феномен России, действительно в значительной степени способствует развитию восприятия подростков.
Библиографический список
1. Тарасова Л.А. Музыкальная культура Тверского края: Программа и планы. - Тверь, 2000.
2. Тарасова Л.А. Музыкальная культура Тверской области: Учебное пособие. - М.: Центр им. Кабалевского, 2006.
И.В. Зайцев
ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Преамбула. В статье политическая идентичности раскрывается с точки зрения социального конструкционизма и представлена как дискурсивная формация. Автор описывает, выявленные в ходе исследования политического дискурса особенности идентичности.
Феномен политической идентичности рассматривается в философии, политологии, политической социологии, политической психологии. Здесь накоплена обширная база идей, теоретических и эмпирических разработок. В частности, в контексте идентичности анализируются проблемы политического менталитета, политической культуры, трансформации политического сознания и образов политики. Вместе с тем, проблематика политической идентичности не теряет своей актуальности.
Социально-психологический подход определяет необходимость исследования идеологических и структурных особенностей политического мира, для более глубокого понимания проблемы формирования политической идентичности [5].
Отличительной чертой социальной психологии двух последних десятилетий является интерес к проблеме социального знания как конституирующего элемента повседневной жизни индивида и социального сообщества. Исходные принципы психологического подхода к проблеме социального конструирования реальности были сформулированы в 1980-е годы в работах К. Гер-гена и десятилетием раньше, в работах Р. Харре. В научной литературе этот подход получил название «социальный конструкционизм».
Социально-конструкционистский подход придерживается посылки, которая состоит в том, что язык - динамичная форма социальной практики,
которая формирует социальный мир, включая идентичности, социальные отношения и представления о мире. Отсюда следует, что ментальные процессы и категории, образуются в результате социальной, дискурсивной практики [3].
С точки зрения данного подхода знание о политике, продуцируемое посредством привлечения в него значений и смыслов и взаимного обмена этими смыслами в соответствии с принятыми правилами, является, дискурсивной формацией. Другими словами, политическая реальность, как и отдельно взятые образы этой реальности, конструируется в дискурсе, в процессе которого «возникают локальные, относительно устойчивые, но исторически и культурно подвижные “формы понимания мира и этой реальности”. Эти “формы”, т.е. описания и объяснения политической реальности (в виде лингвистических образов), выступают конституирующими элементами, составляя также неотъемлемую часть социальных шаблонов и образцов (поведенческих, коммуникативных, когнитивных, лингвистических)» [1, с. 52, 58].
Дискурсивный характер исследуемой реальности, которая представлена в социально-конст-рукционистском подходе как текстовая или символистическая, потребовал разработки иных исследовательских методологий.
Принятый социальным конструкционизмом метатеоретический принцип смыслосозидатель-
© И.В. Зайцев, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
37