DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_186
ПРОВЕДЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕДРЕЙСОВОГО И ПРЕДСМЕННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, КАК ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО КОНВОИРОВАНИЮ CONDUCTING A HIGH-QUALITY PRE-TRIP AND PRE-SHIFT MONITORING
OF TECHNICAL CONDITION SPECIAL MOTOR TRANSPORT, AS A PLEDGE EFFECTIVE PERFORMANCE OF OFFICIAL ESCORT TASKS
ЦАПЛИН Игорь Семенович,
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Российская Федерация, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru;
TSAPLIN Igor Semenovich,
Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute
of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Law, Associate Professor. 125130, Russian Federation, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru
Краткая аннотация. В представленной статье рассматриваются возможные направления повышения качества предрейсового и предсменного контроля технического состояния специального автомобильного транспорта за счет внедрения современного диагностического оборудования.
Abstract. The article discusses possible ways to improve the quality of pre-trip and pre-shift monitoring of the technical condition of special motor transport through the introduction of modern diagnostic equipment.
Ключевые слова: конвоируемые лица, специальные подразделения УИС по конвоированию, предрейсовый контроль, предсменный контроль, диагностическое оборудование.
Keywords: escorted persons, special units of the UIS for escorting, pre-trip control, pre-shift control, diagnostic equipment.
Для цитирования: Цаплин И.С. Проведение качественного предрейсового и предсменного контроля технического состояния специального автомобильного транспорта, как залог эффективного выполнения служебных задач по конвоированию // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 186-188. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_186.
For citation: Tsaplin I.S. Conducting a high-quality pre-flight and pre-shift monitoring of technical condition special motor transport, as a guar-anteeof effective performance of official escort tasks // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 186-188. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_186.
Статья поступила в редакцию: 11.04.2023
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является функцией, осуществляемой ФСИН России.
Данная норма обуславливает специфику деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, которая предусматривает выполнение служебных задач, связанных с осуществлением специальных перевозок по автодорожным, водным, воздушным, железнодорожным маршрутам, что предполагает под собой ежедневное перемещение конвоируемых лиц.
Только в 2022 году от специальных подразделений УИС было назначено 58576 караулов, из которых 21230 (36,24 %) выполняли служебные задачи по автомобильным маршрутам. Изложенное указывает на то, что автодорожное конвоирование, по-прежнему, остается одним из основных видов специальных перевозок, применяемых в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее - УИС).
Анализ научной литературы, посвященный становлению и развитию автодорожного конвоирования в Российской Федерации, позволяет сделать вывод, о том, что развитие специального автомобильного транспорта происходило практически одновременно с техническим прогрессом в стране.
В настоящее время при осуществлении конвоирования по автодорожным маршрутам специальными подразделениями УИС по конвоированию используются достаточно широкий ряд автомобильного транспорта: КАМАЗ 4308 АЗ-01, 02, 05, 06; КАМАЗ 5350; КАМАЗ 65117; КАМАЗ 43502; ГАЗон Next АЗ-02; ГАЗель Next; ГАЗ-33106; ГАЗ А691332; ГАЗ С41К13 и др. [1].
Представленные модели изготавливаются и сертифицируются соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Таким образом, в настоящее время специальный автомобиль - это современное транспортное средство, предназначенное для конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, соответствующее нормам, установленным для перевозки людей.
Вместе с тем, несмотря на достаточную техническую оснащенность, транспортные средства данного вида продолжают оставаться источником повышенной опасности, ввиду наличия у них характерных признаков. По мнению Н. Топорова к таким признакам следует отнести:
1) использование механического двигателя, который приводится в движение не силой человека, а природными разновидностями энергии;
Уголовно-правовые науки
2) использование природных сил, которые выпускаются из-под власти контроля владельца, не могут быть ему подчинены;
3) использование большого веса, который значительно превышает силу конкретно взятого человека [2.С. 11].
По замыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Очевидно, что специальный автомобильный транспорт попадает под вышеприведенные признаки. Отсюда следует, что процесс перемещения конвоируемых лиц по автодорожным маршрутом возлагает на должностных лиц УИС дополнительную ответственность. Указанные обстоятельства обуславливает необходимость постоянного технического контроля за состоянием специального автомобильного транспорта, что предполагает под собой осуществление комплекса мероприятий, направленных на поддержание специальных автомобилей в технически исправном состоянии.
Результаты анализа статистики дорожно-транспортных происшествий показал, что тяжесть последствий из-за технической неисправности имеет самые высокие показатели. Так, согласно данных статистической отчетности МВД России за десять месяцев 2022 года на дорогах страны произошло более 103 000 аварий ((-5,5% к аналогичному периоду прошлого года), в которых погибло более 11 000 человек (-5,1%), ранено более 130 000. человек (-5,6%)), причиной значительной части которых была техническая неисправность транспортных средств [3].
Необходимо отметить, что по сравнению с другими подразделениями УИС, специальные подразделения УИС по конвоированию, обладают наибольшим количеством автомобильной техники. Так, для выполнения задач по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, автомобильному парку рассматриваемых подразделений выделено 897 единиц специального автомобильного транспорта (при штатной численности 854 единицы).
Необходимо отметить, что с целью решения задачи по поддержанию специальных автомобилей в технически исправном состоянии задачи создана необходимая нормативная правовая база, а так же организованны специальные автомобильные отделы (службы), которые осуществляют обслуживание специальных транспортных средств, выделенных им в распоряжение.
Говоря о нормативной правовой базе, отметим, что приказом Минтранса России от 15.01.2021 № 9 « Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее - Порядок) были внесены изменения в порядок выпуска транспортных средств на маршрут следования, которые распространяются, в том числе и на специальные автомобили, предназначенные для перевозки конвоируемых лиц. Следует отметить, что по сравнению с предыдущим приказом Министерства транспорта РФ от 8.08.2021 № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (в настоящий момент утратил силу), принципиальных изменений в Порядке нет, однако считаем целесообразным отметить наиболее важные моменты нового документа, имеющие непосредственное отношение к осуществлению предрейсового и предсменного контроля технического состояния специальных автотранспортных средств. Рассмотрим основные понятия
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.
Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса.
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств (далее - контроль) проводится до выезда транспортного средства с парка, предназначенного для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.
Согласно Порядка контроль проводится в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее - парковка), до выезда транспортного средства с парковки.
При проведении контроля должны быть проверены:
1. Исправность: тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства); рулевого управления; стеклоомывателей; колес; шин; звукового сигнала; тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации); аппаратуры спутниковой навигации (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством Российской Федерации).
2. Исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства: замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков; устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья; устройств обогрева и обдува стекол; держателя запасного колеса.
3. Наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства: индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе); стекол и обзорности с места водителя; зеркал заднего вида и их креплений; заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков; ремней безопасности и (или) подголовников сидений и их работоспособность.
4. Работоспособность в установленном режиме: стеклоочистителей; внешних световых приборов и световозвращателей.
5. Герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.
6. Укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами.
7. Отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии).
Работники, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», устанавливаемым Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.
Таким образом, диагностике технического состояния подлежат практически все узлы специального автомобильного транспорта
Вместе с тем результаты проведенного исследования показали, что несмотря достаточную компетентность контролеров, качественная реализация положений Порядка в отдельных управлениях (отделах) по конвоированию на сегодняшний день не представляется возможной. Указанное обстоятельство главным образом связанно с тем, что лица, ответственные за проведение контроля, в основном используют в своей деятельности органолептический метод, который не позволяет объективно оценить техническое состояние специального автомобильного транспорта. В этой связи полагаем целесообразным обеспечить контрольно-технические пункты современным диагностическим оборудованием, например диагностическими сканерами. Необходимо отметить, что последние модели устройств данного типа обеспечивают получение большого объема внутрисистемной диагностической информации, которую невозможно получить иным путем. По нашему мнению, это позволит повысить уровень безопасности личного состава караула, конвоируемых лиц, других участников дорожного движения за счет уменьшения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий, связанных с техническими неисправностями специальных транспортных средств.
Библиогра фия:
1. Материалы научно-исследовательской работы «Актуальные вопросы санитарно-гигиенического и материально-бытового обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых при их перемещении автомобильным и железнодорожным транспортом». - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, УОК ФСИН России, 2022.
2. Топоров Н. Источник повышенной опасности // Рабочий суд, 1926. № 19. С. 11 -75.
3. Госавтоинспекция. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 10.04.2023).
References:
1. Materials of the research work "Topical issues of sanitary and hygienic and material and household provision of convicts, suspects and accused during their movement by road and rail transport." - M.: Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, UOC of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2022.
2. Toporov N. Source of increased danger // Working Court, 1926. No. 19. pp. 11-75.
3. State Traffic Inspectorate. Official website. [Electronic resource] - Access mode: URL: http://stat .gibdd.ru / (accessed: 04/10/2023).