Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ, ПРИ ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ, ПРИ ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИЦА / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ПОД СТРАЖУ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УИС ПО КОНВОИРОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цаплин Игорь Семенович

В соответствии с частью 1 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Необходимо отметить, что правила гуманного обращения с осужденными и лицами, заключенными под стражу, содержащиеся в международных нормах, обеспечение их всем необходимым для жизнедеятельности распространяются и на конвоируемых лиц в пути следования. В этой связи представляется актуальным рассмотреть и проанализировать функционирование системы санитарно-гигиенического обеспечения осужденных и лиц, заключенных под стражу, в период их конвоирования по автодорожным маршрутам, выявить проблемные вопросы в данной области, а также предложить вероятные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цаплин Игорь Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF SANITARY AND HYGIENIC PROVISION OF CONVICTS AND PERSONS IN CUSTODY DURING THEIR MOVEMENT BY ROAD

In accordance with Part 1 of Article 3 of the Penal Enforcement Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (ed. of 11.06.2022), the penal enforcement legislation of the Russian Federation and the practice of its application is based on the Constitution of the Russian Federation, generally recognized principles and norms of international law and international treaties of the Russian Federation. It should be noted that the rules of humane treatment of convicts and persons in custody contained in international norms, providing them with everything necessary for life, also apply to escorted persons en route. In this regard, it seems relevant to consider and analyze the functioning of the system of sanitary and hygienic provision of convicts and persons in custody during their escort along road routes, to identify problematic issues in this area, as well as to suggest possible ways to solve them.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ, ПРИ ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_255

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ, ПРИ ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Topical issues of sanitary and hygienic provision of convicts and persons in custody during their movement by road

ЦАПЛИН Игорь Семенович,

кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru;

TSAPLIN Igor Semenovich,

Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Candidate of Law, Associate Professor.

125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1.

E-mail: aplin.ig@yandex.ru

Краткая аннотация. В соответствии с частью 1 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Необходимо отметить, что правила гуманного обращения с осужденными и лицами, заключенными под стражу, содержащиеся в международных нормах, обеспечение их всем необходимым для жизнедеятельности распространяются и на конвоируемых лиц в пути следования. В этой связи представляется актуальным рассмотреть и проанализировать функционирование системы санитарно-гигиенического обеспечения осужденных и лиц, заключенных под стражу, в период их конвоирования по автодорожным маршрутам, выявить проблемные вопросы в данной области, а также предложить вероятные пути их решения.

Abstract. In accordance with Part 1 of Article 3 of the Penal Enforcement Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (ed. of 11.06.2022), the penal enforcement legislation of the Russian Federation and the practice of its application is based on the Constitution of the Russian Federation, generally recognized principles and norms of international law and international treaties of the Russian Federation. It should be noted that the rules of humane treatment of convicts and persons in custody contained in international norms, providing them with everything necessary for life, also apply to escorted persons en route. In this regard, it seems relevant to consider and analyze the functioning of the system of sanitary and hygienic provision of convicts and persons in custody during their escort along road routes, to identify problematic issues in this area, as well as to suggest possible ways to solve them.

Ключевые слова: осужденные, лица, заключенные под стражу, специальные автомобили, специальные подразделения УИС по конвоированию.

Keywords: convicts, persons in custody, special vehicles, special units of the penal system for escorting.

Для цитирования: Цаплин И.С. Актуальные вопросы санитарно-гигиенического обеспечения осужденных и лиц, заключенных под стражу, при их перемещении автомобильным транспортом // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 255-257. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_255.

For citation: Tsaplin I. S. Topical issues of sanitary and hygienic provision of convicts and persons in custody during their movement by road // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 255-257. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_255.

Статья поступила в редакцию: 15.10.2022

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является функцией, осуществляемой ФСИН России.

В ходе реализации данной нормы от управлений (отделов) по конвоированию территориальных органов ФСИН России назначаются плановые (сквозные) караулы, которые осуществляют конвоирование по автодорожным маршрутам.

Анализ служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию [1] показал, что, несмотря на некоторое уменьшение числа конвоируемых лиц в период с 2019 по 2021 год ( - 12,34 %), количество назначаемых автодорожных караулов остается стабильно высоким и занимает более 70 % от общего количества специальных перевозок. Для выполнения данного объема служебных задач в территориальные органы ФСИН России ежегодно поставляются новые специальные автомобили, а также осуществляется плановое техническое обслуживание и ремонт, имеющейся специальной автомобильной техники.

В настоящее время при осуществлении конвоирования по автодорожным маршрутам специальными подразделениями УИС по конвоированию используются достаточно широкий ряд автомобильного транспорта: КАМАЗ 4308 АЗ-01, 02, 05, 06; КАМАЗ 5350; КАМАЗ 65117; КАМАЗ 43502; ГАЗон Next АЗ-02; ГАЗель Next; ГАЗ-33106; ГАЗ А691332; ГАЗ С41К13 и др.

Представленные модели изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877. Кузов данных видов специальных транспортных средств выполняется согласно требованиям приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» и приказа Минюста России от 17.06.2013 № 94 «О внесении изменений в приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 11(115)

Специальные автомобили поставляются территориальные органы ФСИН России с учетом климатических условий эксплуатации, поэтому выпускаются в различном климатическом исполнении (базовое исполнение рассчитано на эксплуатацию автомобиля при температуре окружающего воздуха от - 40°С до +40°С и относительной влажности воздуха до 80 % при 20°С). В холодных климатических условиях специальный автомобильный фургон (далее - кунг) оборудуется дополнительными системами обогрева с увеличенным теплоизоляционным слоем. Все автомобили оборудуются системами отопления (производительность отопителя обеспечивает постоянную температуру в кунге от +18°С до +20°С) и вентиляции воздуха (вентиляционные люки и потолочные вентиляторы в камерах).

Стоит отметить, что с 2008 года весь специальный автомобильный транспорт оборудуется автономными системами отопления и вентиляции воздуха, с 2011 года - системами кондиционирования, а с 2013 года в территориальные органы ФСИН России поступают специальные автомобили типа «АЗ» с возможностью установки биотуалетов.

Таким образом, в настоящее время специальный автомобиль - это современное транспортное средство, предназначенное для конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, оборудованное биотуалетом, системой вентиляции, кондиционирования, освещения, отопления, связи, видеонаблюдения, спутникового мониторинга, соответствующее нормам, установленным для перевозки людей.

Однако, несмотря на наличие достаточного количества инноваций в сфере осуществления специальных перевозок по автодорожным маршрутам данная область не лишена проблемных вопросов. Рассмотрим некоторые из них.

Так, согласно приказу Минюста России от 17 июня 2013 г. № 94 «О внесении изменений в приказ Минюста России от 4 сентября 2016 г. № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно техническими средствами охраны и надзора объектов УИС», специальные автомобили вместимостью более 7 человек могут оборудоваться туалетной кабиной с установкой биотуалета. Между тем порядок вывода конвоируемых лиц в туалет, а также порядок обслуживания биотуалетов в настоящее время нормативно не определен.

Необходимо отметить, что в зарубежных странах указанные проблемы решаются по-разному.

В Великобритании специальные перевозки заключенных осуществляются частными охранными предприятиями.

Так, компания GEOAmey предоставляет услуги сопровождения и содержания под стражей заключенных для судов, тюрем и тюрем по всему Уэльсу и Англии. GEOAmey имеет свой автопарк, введя в эксплуатацию более 400 новых автомобилей, которые были разработаны и изготовлены в соответствии со строгими спецификациями. Одним из производителей специальных автомобилей в Великобритании является компания Gray & Adams, создающая одобренные заинтересованными организациями транспортные средства. Модели специальных автомобилей рассматриваемой фирмы не содержат отдельной туалетной комнаты, конструкция их кузова предусматривает от 2 до 14 небольших отсеков, в которых заключенные запираются на время конвоирования.

В пути следования предполагается туалетный перерыв, который, как правило, осуществляется в безопасном месте (например, в суде, тюрьме или полицейском участке). Из-за трудностей с поиском подходящего безопасного места для перерывов в туалет и дополнительного времени, которое добавляется к общей продолжительности нахождения в пути, осужденным предоставляются специальные туалетные мешки. Они содержат специальный наполнитель, который превращает жидкость в гель, и предназначены для хранения и последующей утилизации биологических отходов жизнедеятельности (конвоируемые лица выбрасывают использованные туалетные мешки в специальные баки, которые установлены в концах автодорожных маршрутов).

В США одной из компаний, занимающейся производством специального наземного транспорта для перевозки правонарушителей, является TWR Transport & Dealer Services, выпускающая полноразмерные модели автобусов и фургонов для перевозки заключенных. В отличии от Великобритании специальный автомобильный транспорт США предусматривает наличие отдельной туалетной кабины.

Наряду с выполнением функций, связанных с осуществлением специальных перевозок, в обязанности экипажа специального транспортного средства входит:

1) сброс содержимого септика (канализационных стоков туалета) в определенные места;

2) поддержание достаточного запаса воды и химикатов в туалете, включая контроль запасов химикатов, хранящихся в переднем багажном отделении.

Считаем, что рассмотренный зарубежный опыт в деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию может быть применим лишь частично (в части предоставления индивидуальных туалетных мешков лицам, конвоируемым в одиночных камерах), однако это полностью не решает обозначенную проблему.

Выход из сложившийся ситуации может заключаться в разработке новых модификаций кунгов специальных автомобилей, предусматривающих туалетные кабины, оборудованные системами замкнутого сбора канализационных стоков, а также рекомендаций, регламентирующих порядок их использования. Считаем, что это позволит решить имеющиеся в настоящее время сложности в данной сфере, однако неизбежно повлечет увеличение финансирования.

Помимо проблем, связанных с эксплуатацией биотуалетов, актуальными представляются вопросы, связанные с профилактикой распространения инфекционных и вирусных заболеваний, а также дезинфекцией кунгов специальных автомобилей.

Несмотря на раздельное содержание конвоируемые лица, не имеющие заболеваний, долгое время находятся в замкнутом пространстве с инфицированными (COVID-19, туберкулез легких и др.) лицами, что создает благоприятные условия для распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, а также увеличивает риск передачи кожных и респираторных заболеваний. Полагаем, что возможное решение данной проблемы может заключаться в установке в базовой комплектации специальных автомобилей устройств для обеззараживания

воздуха (бактерицидных облучателей-рециркуляторов воздуха) или кварцевых ламп.

Так, например, рециркулятор воздуха УОВ-3 М-18А, используемый в автомобилях скорой медицинской помощи, обеспечивает возможность обеззараживания воздуха на площади до 20 м3. Данное устройство эффективно против всех видов болезнетворных микроорганизмов и гарантирует безопасность использования в присутствии людей, поскольку излучение от бактерицидных ламп, установленных внутри рециркуля-тора, распространяется только на внутреннюю часть его корпуса и не оказывает негативного влияния на человеческий организм.

Кроме этого, полагаем целесообразным усовершенствовать систему вентиляции специального автомобильного транспорта путем ее разделения (предусмотреть отдельно вентиляцию для каждой камеры и отдельно для помещения караула).

По нашему мнению, это позволит сократить риск распространения опасных заболеваний, среди конвоируемых лиц, а также предотвратить заражение личного состава караула.

Помимо проблем, связанных с обеспечением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, актуальными представляются вопросы перевозки личных вещей конвоируемых лиц. Стоит отметить, что в настоящее время конструкция кунга специального автомобиля не предусматривает штатных мест для их размещения. В результате значительный объем личных вещей осужденных и лиц, заключенных под стражу, препятствует заполнению камер специального автомобиля согласно нормам посадки.

С целью поиска оптимальных путей решения обозначенной проблемы в январе-мае 2022 года было проведено интервьюирование 80 сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию в 80 территориальных органах ФСИН России.

В результате, подавляющее большинство сотрудников (65,1%) предложили внести изменения в действующие нормативные правовые акты в части определения веса и габаритов вещей лиц, подлежащих конвоированию, с учетом минимальных размеров проемов дверей камер специального транспорта, 22,3 % респондентов предложили оборудовать багажные отсеки для вещей, 12,6 % опрошенных рекомендовали увеличить площадь одиночных камер специальных автомобилей (глубина, ширина).

Полагаем, что для решения обозначенной проблемы вполне применимо любое из предложенных решений.

Полагаем, что предложения, представленные в работе, позволят совершенствовать деятельность данных подразделений в сферах санитарно-гигиенического и материально-бытового обеспечения осужденных и лиц, заключенных под стражу, в период их конвоирования по автодорожным маршрутам, что, безусловно, положительным образом отразится на качестве выполняемых ими служебных задач.

Библиогра фия:

1. Материалы научно-исследовательской работы «Актуальные вопросы санитарно-гигиенического и материально-бытового обеспечения осужденных и лиц, заключенных под стражу, при их перемещении железнодорожным и автомобильным транспортом» - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, УОК ФСИН России. - 2022.

References:

1. Materials of the research work "Topical issues of sanitary and hygienic and material and household support for convicts and persons in custody when they are moved by rail and road transport" - Moscow: Federal State Institution of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, UOC of the Federal Penitentiary Service of Russia. - 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.