Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯ УИС: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯ УИС: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНВОИРУЕМЫЕ ЛИЦА / НАЧАЛЬНИК КАРАУЛА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО КОНВОИРОВАНИЮ УИС / ФСИН РОССИИ / ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Субботин Сергей Петрович, Каменева Ираида Михайловна

Ежегодно при перемещении конвоируемых лиц специальными подразделениями УИС по конвоированию перевозятся свыше миллиона осужденных и лиц, заключенных под стражу. В этой связи необходимо уделять особое внимание организации перемещения в плановых и сквозных караулах по железнодорожным маршрутам, время в пути которых может составлять для конвоируемых свыше суток и достигать нескольких недель. При это важно в пути следования своевременно реагировать на жалобы конвоируемых лиц по предоставлению им безопасного места, а также организовывать их прием и размещение от встречного караула. В работе авторами рассматривается нормативно-правовой механизм регулирования вопроса об обращении конвоируемых лиц (в число которых входят осужденные, подозреваемые и обвиняемые), размещенных в специальном транспорте, к начальнику караула с заявлением о предоставлении личной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При перемещении лиц, отбывающих лишение свободы или содержащихся под стражей, сотрудникам специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) надлежит знать четкий порядок действий при обращении к ним конвоируемых лиц с заявлением о предоставлении безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Субботин Сергей Петрович, Каменева Ираида Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE REALIZATION OF THE RIGHT TO PERSONAL SECURITY DURING THE TRANSFER OF CONVICTS, SUSPECTS AND ACCUSED PERSONS TO CORRECTIONAL INSTITUTIONS: LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK AND PROCEDURES

Every year, during the movement of escorted persons, more than one hundred thousand convicts and persons in custody are transported by special units of the UIS for escorting. In this regard, it is necessary to pay special attention to the organization of movement in planned and through guards along railway routes, the travel time of which can be more than a day for escorted and reach several weeks. At the same time, it is important to respond in a timely manner to the complaints of escorted persons on providing them with a safe place, as well as to organize their reception and accommodation from the oncoming guard. In the work, the authors consider the regulatory mechanism for regulating the issue of the treatment of escorted persons (including convicts, suspects and accused), placed in a special transport, to the head of the guard with a statement on the provision of personal security in accordance with the legislation of the Russian Federation. When moving persons serving imprisonment or being held in custody, employees of special units for escorting the penal enforcement system (hereinafter referred to as the UIS) should know a clear procedure for dealing with escorted persons with an application for security.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯ УИС: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ»

DOI 10.37523/SUI.2022.51.5.024 УДК 343.85

Субботин Сергей Петрович

преподаватель кафедры режима и охраны в УИС, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: wildcadet@mail.ru

Sergey P. Subbotin

Lecturer of the Department of Regime and Supervision in the Penal System,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: wildcadet@mail.ru

Каменева Ираида Михайловна

курсант 4 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: kameneva.iraida@mail.ru

Iraida M. Kameneva

Cadet of the 4th year,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: kameneva.iraida@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯ УИС: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Аннотация. Ежегодно при перемещении конвоируемых лиц специальными подразделениями УИС по конвоированию перевозятся свыше миллиона осужденных и лиц, заключенных под стражу. В этой связи необходимо уделять особое внимание организации перемещения в плановых и сквозных караулах по железнодорожным маршрутам, время в пути которых может составлять для конвоируемых свыше суток и достигать нескольких недель. При это важно в пути следования своевременно реагировать на жалобы конвоируемых лиц по предоставлению им безопасного места, а также организовывать их прием и размещение от встречного караула.

В работе авторами рассматривается нормативно-правовой механизм регулирования вопроса об обращении конвоируемых лиц (в число которых входят осужденные, подозреваемые и обвиняемые), размещенных в специальном транспорте, к начальнику караула с заявлением о предоставлении личной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При перемещении лиц, отбывающих лишение свободы или содержащихся под стражей, сотрудникам специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) надлежит знать четкий порядок действий при обращении к ним конвоируемых лиц с заявлением о предоставлении безопасности.

Ключевые слова: безопасность, конвоируемые лица, начальник караула, специальные подразделения по конвоированию УИС, ФСИН России, порядок действий.

PECULIARITIES OF THE REALIZATION OF THE RIGHT TO PERSONAL SECURITY DURING THE TRANSFER OF CONVICTS, SUSPECTS AND ACCUSED PERSONS TO CORRECTIONAL INSTITUTIONS: LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK AND PROCEDURES

Summary. Every year, during the movement of escorted persons, more than one hundred thousand convicts and persons in custody are transported by special units of the UIS for escorting. In this regard, it is necessary to pay special attention to the organization of movement in planned and through guards along railway routes, the travel time of which can be more than a day for escorted and reach several weeks. At the same time, it is important to respond in a timely manner to the complaints of escorted persons on providing them with a safe place, as well as to organize their reception and accommodation from the oncoming guard.

In the work, the authors consider the regulatory mechanism for regulating the issue of the treatment of escorted persons (including convicts, suspects and accused), placed in a special transport, to the head of the guard with a statement on the provision of personal security in accordance with the legislation of the Russian Federation. When moving persons serving imprisonment or being held in custody, employees of special units for escorting the penal enforcement system (hereinafter referred to as the UIS) should know a clear procedure for dealing with escorted persons with an application for security.

Keywords: security, escorted persons, the head of the guard, special units for escorting the UIS, the Federal Penitentiary Service of Russia, the procedure of actions.

В период с января по декабрь 2021 г. было назначено 56 855 караулов по автодорожным, железнодорожным и воздушным маршрутам, в ходе которых было организовано перемещение 1 126 427 конвоируемых лиц. Немаловажно также, что в 2019 г. в ходе конвоирования было зарегистрировано 8 случаев членовредительства осужденных, а в 2021 г. данный показатель достиг 21 [1].

© 2022 Субботин С. П., Каменева И. М.

Очевидно, что среди такого большого числа ежегодно перемещаемых осужденных, подозреваемых и обвиняемых (далее - конвоируемые лица) будут выявляться лица, которым необходимо предоставить личную безопасность в ходе перемещения, а сотрудники, в свою очередь, обязаны обеспечить реализацию данного права. Предполагаем, что статистическая отчетность о количестве ежегодно предоставляемых безопасных мест конвоируемым отсутствует в связи с тем, что в актах об отказе в приеме данных лиц не определяется причина изолированного содержания, находящегося одного в камере осужденного, подозреваемого, обвиняемого, как предоставление ему личной безопасности от остальных конвоируемых лиц. Следовательно, изучать вопросы предоставления личной безопасности осужденным, подозреваемым и обвиняемым при перемещении становится сложнее. Тем не менее это необходимо, поскольку, как верно подметили Б. З. Маликов и Р. З. Усе-ев, обеспечение личной безопасности в период перемещения конвоируемых является одним из основных средств обеспечения режима [2].

В настоящее время существуют разные точки зрения ученых-теоретиков, изучающих вопросы личной безопасности конвоируемых, по определению термина «личная безопасность», поскольку законодатель не дает его толкования.

В работе мы разделяем взгляды В. И. Селиверстова, который истолковывал личную безопасность конвоируемых, как возможность осужденного, подозреваемого и обвиняемого прибегнуть к защите своего субъективного права, в том числе используя средства государственного принуждения [3].

При этом считаем необходимым дополнить, что основной целью предоставления личной безопасности является недопущение совершения противоправных действий в отношении лица, обратившегося за реализацией данного права.

Таким образом, предоставление личной безопасности - это гарантия осужденному, подозреваемому или обвиняемому защиты своих субъективных прав, которая реализуется посредством проведения целого комплекса организационных, оперативно-розыскных, правовых мер сотрудниками УИС, в целях недопущения совершения в отношении данного лица противоправных действий со стороны других осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах УИС» под конвоируемыми лицами понимаются не только осужденные, но и лица, заключенные под стражу, под которыми в соответствии с ч. 1 ст. 108 УПК РФ подразумеваются подозреваемые и обвиняемые. Время, в течение которого осужденные, подозреваемые и обвиняемые подвергаются перемещению, может варьироваться от нескольких часов до нескольких суток. При этом необходимо придерживаться принципа дифференциации исполнения наказания конвоируемых лиц по аналогии с местами принудительного содержания, что является довольно трудоемким процессом, так как существует не только формальное, но и неформальное деление лиц, содержащихся в местах принудительного содержания [4]. Как показывает практика, к сотрудникам специальных подразделений по конвоированию УИС с просьбой предоставить безопасность обращаются именно лица, относящиеся неформально к той или иной группе.

Предоставление личной безопасности осужденным закреплено ст. 13 УИК РФ «Право осужденных на личную безопасность». Уже название статьи говорит о том, что действие данной нормы априори не распространяется на все категории конвоируемых лиц, а ограничивается лишь осужденными, поскольку в ст. 13 УИК РФ содержится прямое указание исключительно на осужденных. Таким образом, подозреваемые и обвиняемые в соответствии со ст. 13 УИК РФ не имеют права подавать заявление о предоставлении личной безопасности. Следовательно, ст. 13 УИК РФ уже не может применяться в отношении всех конвоируемых лиц. Р. З. Усеев, изучая проблемы перемещения осужденных к лишению свободы, справедливо отмечает, что на протяжении нескольких лет предоставление личной безопасности осужденным остается неисследованной областью реализации их законных прав, что, очевидно, вызывает ряд проблемных вопросов в практической деятельности [5].

Тем не менее, проанализировав законодательство, мы пришли к выводу, что предоставление личной безопасности подозреваемым и обвиняемым частично урегулировано ст. 19 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - ФЗ № 103), которая закрепляет право на личную безопасность подозреваемых и обвиняемых, закрепив незамедлительное реагирование и принятие мер сотрудниками мест содержания под стражей по обеспечению безопасности, без дальнейшего разъяснения их порядка действий.

Более подробно право на личную безопасность подозреваемых и обвиняемых истолковывается в п. п. 21, 22 раздела IV Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС. В данной норме закреплено, что перевод подозреваемых и обвиняемых из одной камеры в другую допускается в том числе при необходимости обеспечения безопасности их жизни и здоровья.

Необходимо отметить, что в обоих вышеназванных случаях отсутствует детальный порядок реализации предоставления личной безопасности конвоируемым лицам.

Перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляют специальные подразделения УИС по конвоированию, которые, также как и учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать безопасность конвоируемых лиц.

А. М. Игнатьев отмечает, что при перемещении конвоируемых лиц специальными подразделениями ФСИН России возникают сложности при обеспечении прав таких лиц [6, с. 387]. Это в первую очередь обуславливается спецификой такого перемещения, поскольку оно осуществляется непосредственно в отрыве от учреждений УИС и время в дороге от одного места дислокации до другого может занимать как пару часов, так и несколько дней.

Так, в период отбывания наказания или содержания под стражей осужденным, подозреваемым и обвиняемым по ряду обстоятельств (например, перевод из одного исправительного учреждения в другое, болезнь) требуется обеспечить перемещение из одного учреждения в другое. Конвоирование осуществляется автомобильным, железнодорожным и на авиационном транспорте с обменом, сдачей и т. д. конвоируемых лиц в местах массового скопления людей.

Руководствуясь вышеизложенным материалом, возникает вопрос: каков будет порядок действий начальника караула при обращении к нему конвоируемого лица с просьбой предоставить личную безопасность, а также в соответствии с какими нормами права он должен действовать?

При анализе данного вопроса мы сталкиваемся с проблемой, что отсутствует должное нормативно-правовое регулирование действий начальника караула по конвоированию в случае обращения конвоируемых лиц, размещенных в специальном транспорте, с заявлением о предоставлении личной безопасности в соответствии со ст. 13 УИК РФ [7].

Согласно ст. 13 УИК РФ при возникновении угрозы личной безопасности осужденный вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Анализируя данную норму, мы обратили внимание, что круг лиц, к которым имеет право обратиться осужденный ограничен конкретным местом его расположения, а именно это исправительные центры, арестный дом и места лишения свободы. Под местами лишения свободы согласно ч. ч. 9, 10 ст. 16 УИК РФ подразумеваются колонии-поселения, воспитательные колонии, ЛИУ, ИК общего, строгого или особого режима, а также тюрьмы. Следовательно, к учреждениям, исполняющим наказания, в виде лишения свободы не относятся специальные подразделения УИС по конвоированию. Отсюда следует, что ст. 13 УИК РФ не закреплена обязанность начальников караулов по конвоированию принимать от осужденных заявления о переводе осужденного в безопасное место, а также принимать решения по данному заявлению.

Если же рассматривать ФЗ № 103, то мы видим, что ситуация схожа с вышеизложенным материалом, поскольку в статье сделан акцент, что принимать меры по обеспечению личной безопасности обязаны именно сотрудники мест содержания под стражей, к которым, логично, не относятся специальные подразделения по конвоированию УИС. Следовательно, в соответствии со ст. 19 ФЗ № 103 начальники караулов также не могут принимать заявления о личной безопасности подозреваемых и обвиняемых.

Тем не менее существует иной механизм обеспечения личной безопасности осужденных и лиц, заключенных под стражу. Так, при перемещении конвоируемые лица имеют право подать жалобу согласно положению Инструкции, регламентирующей организацию служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, имеющей гриф для служебного пользования. Существо жалобы заключается в том, что они содержаться в одной камере с конвоируемыми лицами, которые угрожают их личной безопасности, вследствие чего они нуждаются в перемещении в безопасное место. В таком случае действия начальника караула по конвоированию должны быть следующие:

1. Рассмотреть жалобу и принять возможные меры на месте. То есть он должен включить видеорегистратор и прибыть к камере, где содержится конвоируемое лицо, нуждающееся в обеспечении его безопасности. В зависимости от сложившейся в камере обстановки (физическое насилие

над лицом, либо требование других конвоируемых лиц вывести лицо из этой камеры) принять конкретные меры. Если имеются свободные камеры, то перевести данное лицо в эту камеру, обеспечив его безопасность. Если же свободных камер нет, то усилить охрану, выставив дополнительный пост напротив камеры, где содержится лицо, обратившиеся с жалобой. А также если нет свободных камер, необходимо учитывать, что на ближайшей станции будет возможен отказ в приеме конвоируемых лиц в связи с обеспечением дальнейшей безопасности конвоируемого лица.

2. Начальник караула по конвоированию должен приобщить жалобу конвоируемого лица к его личному делу. При передаче данного осужденного передать информацию заинтересованному должностному лицу (начальник встречного караула, дежурный помощник начальника учреждения (далее - ДПНУ).

Таким образом, мы видим, что отсутствует конкретный порядок действий сотрудников специальных подразделений по конвоированию УИС по обращению о предоставлении безопасного места конвоируемым лицам, что в последующем можем вызвать неблагоприятные последствия как в отношении конвоируемых, так и непосредственно сотрудников. Помимо этого, специальным подразделениям УИС по конвоированию и отделам охраны учреждений, в местах дислокации которых отсутствуют подразделения по конвоированию, необходимо стремиться к единообразной практике приема и сдачи лиц, которым требуется предоставить безопасное место. На наш взгляд, эффективнее всего будет делать отметку на справке-ориентировке о требовании предоставления конвоируемому лицу безопасного места.

В связи с этим, опираясь на практический опыт и вышеуказанные теоретические аспекты данного вопроса, нами были подготовлены рекомендации по осуществлению порядка действий начальника караула специального подразделения УИС по конвоированию в случае обращения конвоируемого лица с заявлением (жалобой) об обеспечении личной безопасности.

Примерный порядок действий начальника встречного караула (начальника планового караула по железнодорожному маршруту в начальном пункте маршрута) при приеме конвоируемых лиц в учреждении УИС, среди которых имеются лица, подлежащие изолированному содержанию

для обеспечения их личной безопасности

1. По прибытии к месту приема осужденных и лиц, содержащихся под стражей, начальник караула прибывает к ДПНУ и уточняет, какие помещения подготовлены для личного обыска и временного содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, количество и категории конвоируемых лиц, имеются ли среди них лица, подлежащие изолированному содержанию для обеспечения их личной безопасности.

2. Проверяет правильность оформления документов (для установления осужденных и лиц, содержащихся под стражей), являющихся основанием для приема конвоируемых, которых необходимо на период перемещения содержать отдельно от основной массы конвоируемых лиц для обеспечения их личной безопасности по заявлению в соответствии со ст. 13 УИК РФ, написанного ими в период нахождения в учреждении-отправителе или ранее, предлагаем указывать данную информацию в графе 7 справки по личному делу, а также в графе 6 попутного списка на конвоируемых лиц, например, «Подлежит изолированному содержанию от основной массы конвоируемых лиц».

3. Прием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, подлежащих изолированному содержанию от основной массы конвоируемых лиц, производить в последнюю очередь при отсутствии в помещении для проведения обыска других конвоируемых лиц. Опрос данной категории конвоируемых лиц проводить с обозначением необходимости предоставления ему безопасного места на период конвоирования без уточнения причины.

4. Посадку (высадку) конвоируемого лица, подлежащего изолированному содержанию для обеспечения его личной безопасности, в (из) специальный автомобиль осуществлять в первую очередь. При перевозке данной категории использовать специальные автомобили, кузова которых оборудованы семью камерами (Валдай, Газон NEXT) и размещать данное конвоируемое лицо в седьмой камере кузова специального автомобиля, а также в третьей и шестой камерах, если их количество более одного. Конструктивная особенность данных камер предусматривает открытие дверей в сторону больших камер, тем самым ограничивается обзор осужденных и лиц, содержащихся под стражей, которые размещаются в больших камерах специального автомобиля и уменьшается их возможность для воздействия (психического или физического) на данное конвоируемое лицо.

5. С использованием средств сотовой связи оповестить начальника планового караула по железнодорожному маршруту о наличии в числе конвоируемых лиц, подлежащих приему встречным караулом по разгрузке-загрузке планового караула по железнодорожному маршруту, категории, подлежащей изолированному содержанию для обеспечения личной безопасности. При наличии информации, сообщить начальнику планового караула по железнодорожному маршруту о первоочередной необходимости в приеме данной категории конвоируемых лиц.

6. При организации пешего конвоирования, данную категорию перемещать от специального автомобиля к специальному вагону и обратно - в первую очередь. При ограниченной стоянке поезда привлекать временный караул для организации безопасного перемещения данной категории впереди основной массы конвоируемых лиц, но на безопасном расстоянии.

Примерный порядок действия начальника планового караула по железнодорожному маршруту в случае обращения конвоируемого лица, размещенного в камере специального вагона, с заявлением о предоставлении личной безопасности

1. При заявлении лица, размещенного в специальном вагоне, с заявлением о предоставлении личной безопасности, начальник планового караула по железнодорожному маршруту по возможности производит перевод данного конвоируемого в отдельную камеру. При отсутствии такой возможности выставляет часового с включенным видеорегистратором напротив камеры, где содержится конвоируемый, который заявляет об изолированном содержании для обеспечения его личной безопасности, и на ближайшем обменном пункте прием конвоируемых лиц проводит с условием перевода данного лица в отдельную камеру.

2. Необходимо обязать конвоируемое лицо, которое заявляет об изолированном содержании для обеспечения его личной безопасности, написать жалобу в письменном виде в двух экземплярах (один - к справке по личному делу, второй - к путевой ведомости) на условия содержания при конвоировании, в которой он должен указать необходимость его изолированного содержания от основной массы конвоируемых лиц без указания причины его изоляции. На основании этой жалобы производить отказ в приёме конвоируемых лиц в пути следования по причине отсутствия посадочных мест в специальном вагоне.

3. Заблаговременно, перед прибытием поезда на обменный пункт, по средствам сотовой связи оповестить начальника встречного караула о наличии в числе конвоируемых лиц, подлежащих сдаче на данной станции, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, нуждающихся в изолированном содержании от основной массы конвоируемых.

4. Сдачу данной категории конвоируемых лиц из специального вагона осуществлять в последнюю очередь.

Примерный порядок действия начальника планового (сквозного) караула по автодорожному маршруту в случае обращения конвоируемого лица, размещенного в камере специального автомобиля, с заявлением о предоставлении личной безопасности

1. При поступлении сигнала от часового поста № 1 о подаче заявления осужденным, подозреваемым или обвиняемым по поводу его изоляции от основной массы конвоируемых лиц в целях обеспечения его личной безопасности, начальнику караула необходимо оценить маршрут конвоирования, проанализировать расстояние до ближайшего учреждения УИС на маршруте движения и принять решение о продолжении движения по маршруту, либо возвращении в учреждение, из которого было принято конвоируемое лицо.

2. Дать команду часовому поста № 1 включить видеорегистратор и вести усиленное наблюдение за камерой, где находится конвоируемое лицо, которое заявляет об изоляции для обеспечения его безопасности.

3. По прибытии в учреждение УИС произвести перемещение конвоируемого лица, нуждающегося в изоляции от основной массы, в свободную одиночную камеру специального автомобиля. При отсутствии свободной камеры, использовать камеру, которая используется для размещения личных вещей конвоируемых лиц.

4. Обязать конвоируемое лицо, которое заявляет об изолированном содержании для обеспечения его личной безопасности, написать жалобу в письменном виде, в двух экземплярах (один - к справке по личному делу, второй - к путевой ведомости) на условия содержания при конвоировании, в которой он должен указать необходимость его изолированного содержания от основной массы конвоируемых лиц без указания причины его изоляции. При необходимости на основании этой жалобы производить отказ в приеме конвоируемых лиц в пути следования по причине отсутствия посадочных мест в специальном автомобиле.

5. Заблаговременно, перед прибытием в учреждение УИС, по средствам сотовой связи оповестить ДПНУ о наличии в числе конвоируемых лиц, подлежащих сдаче в данном учреждении УИС, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, нуждающихся в изолированном содержании от основной массы конвоируемых.

6. Сдачу данной категории конвоируемых лиц из специального автомобиля осуществлять в первую или в последнюю очередь по согласованию с ДПНУ.

Примерный порядок действия начальника планового караула по железнодорожному маршруту в случае обращения конвоируемого лица, размещенного в камере специального автомобиля встречного караула, с заявлением о предоставлении личной безопасности

1. При поступлении информации от начальника встречного караула об обращении конвоируемого лица, размещенного в камере специального автомобиля с заявлением о предоставлении личной безопасности, начальник планового караула производит прием основной массы конвоируемых лиц в специальный вагон.

2. После приема основной массы конвоируемых лиц начальник планового караула производит опрос конвоируемого лица, которое заявляет об изолированном содержании для обеспечения его личной безопасности, в камере специального автомобиля с обозначением необходимости предоставления ему безопасного места на период конвоирования без уточнения причины его изолированного содержания от основной массы конвоируемых лиц.

3. Взаимодействуя с начальником встречного караула, необходимо обязать конвоируемое лицо, которое заявляет об изолированном содержании для обеспечения его личной безопасности, написать жалобу в письменном виде, в трех экземплярах (один - к справке по личному делу, второй - к путевой ведомости, третий - к постовой ведомости) на условия содержания при конвоировании, в которой он должен указать необходимость его изолированного содержания от основной массы конвоируемых лиц без указания причины его изоляции. При необходимости на основании этой жалобы произвести отказ в приеме данного конвоируемого лица на данном обменном пункте по причине отсутствия посадочных мест в специальном вагоне. Также при необходимости на основании этой жалобы производить отказ в приеме конвоируемых лиц в пути следования по причине отсутствия посадочных мест в специальном вагоне.

4. При кратковременной стоянке поезда и невозможности оформления акта об отказе в приеме конвоируемого лица, которое заявляет об изолированном содержании для обеспечения его личной безопасности, на станции проведения обмена, составить акт об отказе в приеме конвоируемых лиц во время движения и передать его начальнику встречного караула при следовании в обратный путь, либо переслать по почте, либо передать со следующим караулом по конвоированию, проходящем через станцию, где производился отказ в приеме конвоируемых лиц.

5. Также заблаговременно, перед прибытием поезда на обменный пункт, по средствам сотовой связи оповестить начальника встречного караула о наличии в числе конвоируемых лиц, подлежащих сдаче на данной станции, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, нуждающихся в изолированном содержании от основной массы конвоируемых.

6. Сдачу данной категории конвоируемых лиц из специального вагона осуществлять в последнюю очередь.

Описанный порядок действий сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию при обращении о предоставлении безопасного места конвоируемым лицам, по нашему мнению, поможет избежать неблагоприятных последствий как в отношении конвоируемых, так и в отношении сотрудников УИС.

Библиографический список

1. Об итогах служебной деятельности по конвоированию в 2021 г. и мерах по ее совершенствованию: обзор ФСИН России.

2. Маликов Б. З., Усеев Р. З. Проблемы перемещения осужденных к лишению свободы: монография. Самара, 2009. 180 с.

3. Селиверстов В. И. Законные интересы как элемент правового статуса лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы // Правовое и методическое обеспечение наказаний в виде лишения свободы. М., 1994. С. 10-24.

4. Субботин С. П. Проблемные вопросы организации безопасного места при конвоировании // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара, 2020. С. 209-212.

5. Усеев Р. З. Безопасность перемещения осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительное право. 2019.№ 2. С. 144-150.

6. Игнатьев А. М. Обеспечение безопасности при реализации отдельных мероприятий в процессе конвоирования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 2 (23). С. 385-388.

7. Никитенко М. Е., Дмитриев М. Д. Обеспечение режима и безопасности при конвоировании в УИС // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 94-99.

References

1. Ob itogah slujebnoi deyatelnosti po konvoirovaniyu v 2021 godu i merah po ee sovershenstvovaniyu: obzor FSIN Rossii [On the results of official escort activities in 2021 and measures to improve it] [in Russian].

2. Malikov B. Z., Useev R. Z. Problemi peremescheniya osujdennih k lisheniyu svobodi: monograph [Problems of movement of convicts to imprisonment]. Samara, 2009, 180 р. [in Russian].

3. Seliverstov V. I. Zakonnie interesi kak element pravovogo statusa lic_ otbivayuschih nakaza-niya v vide lisheniya svobodi [Legitimate interests as an element of the legal status of persons serving sentences in the form of imprisonment]. Pravovoe i metodicheskoe obespechenie nakazanii v vide lisheniya svobodi [Legal and methodological support of punishments in the form of deprivation of liberty]. M., 1994. pp. 10-24 [in Russian].

4. Subbotin S. P. Problemnye voprosy organizacii bezopasnogo mesta pri konvoirovanii [Problematic issues of organizing a safe place during escorting]. Penitenciarnaya bezopasnost: nacionalnye tradicii i zarubezhnyj opyt: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-ny'm uchastiem [Penitentiary security: national traditions and foreign experience]. Samara, 2020, pp. 209-212 [in Russian].

5. Useev R. Z. Bezopasnost peremescheniya osujdennih k lisheniyu svobodi [Security of movement of persons sentenced to imprisonment]. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo [Penal enforcement law], 2019, no. 2, pp. 144-150 [in Russian].

6. Ignat'ev A. M. Obespechenie bezopasnosti pri realizacii otdel'nyh meropriyatij v processe konvoirovaniya [Ensuring security during the implementation of certain measures in the process of escorting]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2018, no. 2 (23), pp. 385-389 [in Russian].

7. Nikitenko M. E., Dmitriev M. D. Obespechenie rezhima i bezopasnosti pri konvoirovanii v UIS [Ensuring the regime and security during escorting to the UIS]. Obshhestvo: politika, e'konomika, pravo [Society: politics, economics, law], 2017, no. 1, pp. 94-99 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.