УДК 340
МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОБЕГОВ, ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩИМ ЛИЦАМ ИЛИ СЕБЕ ОСУЖДЕННЫМИ, ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ, ОБВИНЯЕМЫМИ ПРИ КОНВОИРОВАНИИ
© 2017 А. М. Игнатьев
Аннотация. В статье рассматривается вопрос предупреждения побегов, причинения вреда окружающим лицам или себе осужденными и лицами, содержащимися под стражей, в процессе конвоирования, представлены закрепленные в нормативно-правовых актах меры, предпринимаемые сотрудниками УИС, а также положительный опыт отдельных территориальных органов ФСИН России.
Ключевые слова: конвоирование, побег, причинение вреда окружающим и себе.
MEASURES TAKEN BY EMPLOYEES CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM FOR THE PREVENTION OF RUNNINGS, CAUSING HARM TO THE CONDEMNED, SUSPECTED, ACCUSED AND ENVIRONMENTS AT CONVOYING
© 2017 A. Ignatiev
Summary. The article addresses the issue of preventing shoots, causing harm to themselves by convicts and persons held in custody and surrounding persons during escort. A number of measures in the article it is fixed in normative legal acts, and the part is used as a positive experience by individual territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Keywords: сonvoy, escape, harm others and themselves.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний (далее -ФСИН России) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации (далее - РФ) и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции является одной из основных задач ФСИН России1.
Для выполнения задач конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в территориальных органах ФСИН России создаются специальные подразделения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) по конвоированию.
Спецификой процесса конвоирования является выполнение служебных задач в условиях непосредственного соприкосновения с местным населением2. Это обусловливает возрастание количества угроз в адрес сотрудников УИС во время перемещения осужденных и лиц, заключенных под стражу, вне учреждений УИС. Данный детерминант характерен ограниченным количеством персонала, осуществляющего охрану и надзор за поведением указанных лиц во время конвоирования3.
1 Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.03.2017).
2 См.: Опар И. П. Основные направления взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по вопросам организации и выполнения функции конвоирования // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 1. - С. 32-37.
3 См.: Михеева С. В., Шиханов С. В. Режим конвоирования как элемент режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 3(17)/2015. - С. 58-62.
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
Совершенствование служебной деятельности подразделений по конвоированию способствовало выработке ряда предупредительных мер, отраженных в ведомственных нормативно-правовых актах, способствующих обеспечению безопасности в пути следования караула. Требования нормативно-правовых актов направлены на недопущения совершения правонарушений и преступлений осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, и их пресечение. С целью реализации отдельных положений нормативно-правовых актов сотрудникам подразделений УИС по конвоированию на законодательном уровне предоставлено право применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие.
Согласно предъявляемым в настоящее время требованиям к начальникам караулов по конвоированию они должны знать законодательство РФ, регламентирующее деятельность подразделений УИС по конвоированию, быть профессионалами в своем деле. С этой целью определен порядок подготовки и допуска сотрудников для несения службы в качестве начальников караулов, который предполагает обучение сотрудников, отработку программы начальной подготовки, сдачу зачетов по усвоенному материалу и подбор личного состава для несения службы в качестве начальников караулов с учетом характера выполняемой задачи и опыта службы. Для повышения профессионального мастерства с данной категорией сотрудников периодически организуются и проводятся учебно-методические сборы.
Во время приема и конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, может возникнуть ситуация, когда лицо своим поведением дает основание полагать, что может совершить побег или причинить вред окружающим или себе. При получении такой информации начальник караула должен принять ряд предупредительных мер, направленных на недопущение совершения деяний подобного характера.
Существует несколько источников, из которых начальник караула по конвоированию может получить информацию о возможном намерении лица к совершению побега, причинению вреда окружающим либо себе в процессе конвоирования. Это - наличие отметки на справке по личному делу осужденного или лица, содержащегося под стражей о том, что оно склонно к побегу, членовредительству, суициду, нападению и пр., а также когда лицо, подлежащее приему и конвоированию, высказывает намерения либо дает основание полагать, что может совершить побег, причинить вред себе либо окружающим.
Установленные законодательством РФ меры, принимаемые по недопущению совершения побегов, причинения вреда себе либо окружающим в процессе выполнения задач по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на наш взгляд, необходимо подразделять на предупреждающие и пресекающие. К предупреждающим следует отнести меры принудительного характера, которые применяются в целях предупреждения возможных правонарушений. Под мерами, направленными на пресечение, понимаются меры, касающиеся предотвращения их вредных последствий. Они используются как средства принудительного прекращения.
Для предотвращения либо пресечения побега личный состав караула действует в соответствии с расчетом сил и средств, при возникновении чрезвычайных происшествиях. В случае совершения членовредительства личному составу караула необходимо оказать доврачебную помощь пострадавшему, в зависимости от тяжести наступивших последствий. Нападение с целью причинения вреда окружающим обязывает сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие с целью отражения нападения и задержания нападавших. Данные действия носят противоправный, общественно опасный характер и попадают под правонарушения и преступления. Намерения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, совершить побег либо причинить вред себе или окружающим лицам необходимо выявлять на ранних стадиях. Выявление таких намерений позволит принять своевременные меры для предотвращения возникновения указанных ситуаций.
На наш взгляд, существуют следующие меры, направленные на предупреждение или пресечение совершения побега, причинения вреда окружающим лицам или себе осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми.
1. С целью оказания медицинской помощи нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность специальных подразделений УИС по конвоированию, предусматривают наличие медицинских аптечек в караулах по конвоированию. Инструктаж о порядке их применения по оказанию само- и взаимопомощи при острых состояниях, ранениях, травмах и других несчастных случаях проводится фельдшером (санитарным инструктором) в период служебно-боевой подготовки и инструктивных занятий. Медицинские аптечки караулов проверяются еженедельно, а также перед убытием караула фельдшером (санитарным инструктором), и своевременно пополняются. Также с учетом особенностей выполняемых служебных задач подлежат проверке должностным лицом, назначенным для контроля службы караула, наличие и укомплектованность медицинской аптечки, знания и навыки личного состава по ее применению. Перечень медикаментов и перевязочных средств в медицинской аптечке устанавливаются руководящими документами. Такая мера позволяет в пути следования караула оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, к примеру, при членовредительстве осужденному, подозреваемому и обвиняемому либо в случае причинения вреда ими окружающим лицам.
2. Не во всех случаях осужденный, подозреваемый или обвиняемый может причинить себе вред только нанесением телесных повреждений. Например, это может быть обусловлено отказом от приема пищи. На наш взгляд, таких лиц также стоит отнести к категории способных причинить себе вред. Указанные осужденные и лица, содержащиеся под стражей, конвоируются с обязательным присутствием медицинского работника. Особенностью при работе с ними является их отдельное размещение в камерах специального автомобиля типа «АЗ» независимо от режима содержания. Все требования к ним предъявляются через сопровождающих медицинских работников. Если отказ от приема пищи угрожает жизни конвоируемого, то по письменному заключению (записывается в путевую ведомость караула) сопровождающего медицинского работника такое лицо направляется в ближайший следственный изолятор, исправительное учреждение УИС. Такие меры применяются во избежание непредвиденных ситуаций и оказания в случае необходимости медицинской помощи.
3. Нормативно-правовые акты предусматривают изъятие на период конвоирования вещей и предметов, с помощью которых может быть совершено нападение либо акт членовредительства и которые осужденным и лицам, содержащимся под стражей, разрешается иметь при себе в соответствии с Правилами внутреннего распорядка. К таким предметам, например, относятся бритвенные станки. Взамен изъятым предметам выдается квитанция, в которой осужденный или лицо, содержащееся под стражей, ставит подпись о правильности внесенных данных. Перед сдачей осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на обменном пункте эти предметы возвращаются их владельцам под расписку на оборотной стороне квитанции, которая приобщается к соответствующему корешку квитанционной книжки.
Все вышеперечисленное исключает возможность нанесения вреда себе или окружающим при помощи лезвий, находящихся в бритвенных станках.
4. ФЗ РФ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», а также ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность подразделений по конвоированию, запрещают курение в специальных транспортных средства типа «АЗ». Для недопущения курения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в пути следования применяются следующие меры: изъятие на период конвоирования спичек и источников открытого огня, камеры специальных транспортных средств типа «АЗ» оборудуются знаками о запрете курения, в специальных автомобилях типа «АЗ» развешиваются вы-
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
писки из законодательства РФ об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Эти меры позволяют исключить нарушение режима содержания, а также соблюдать действующее законодательство РФ о причинении вреда окружающим посредством потребления табака.
5. При наличии информации о намерении осужденного или лица, содержащегося под стражей, причинить вред окружающим или себе нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок применения специальных средств, позволяют применить к лицу наручники. В этой ситуации наручники ограничивают подвижность человека и, как следствие, минимизируют возможность причинения вреда осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми как себе, так и окружающим.
6. Аварийные люки специальных автомобилей типа «АЗ» оборудуются запорным устройством типа «булавка», позволяющим открыть его только снаружи. Такая мера не позволяет совершить побег осужденным и лицам, содержащимся под стражей, находящимся в камере специального автомобиля типа «АЗ» через аварийный люк в пути следования караула.
7. На лиц, склонных к совершению побега, сотрудники отдела безопасности органа-отправителя составляют справки-ориентировки, содержащие фотографии конвоируемого, фамилию, имя, отчество, год рождения, статью, срок, приметы конвоируемого, указывают родственные и иные связи. Справки-ориентировки на лиц, склонных к совершению побега, относятся к документам, являющимся основанием для приема осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Лица, склонные к совершению побега, на которых отсутствуют справки-ориентировки, не подлежат приему для конвоирования.
Данная мера призвана в случае совершения побега, как можно быстрее передать информацию сотрудникам органов внутренних дел и приступить к розыску бежавших лиц.
8. Перед убытием караула из подразделения для выполнения задачи по конвоированию начальник караула обязан организовать тщательный осмотр специального автомобиля типа «АЗ». Целью осмотра является выявления предметов, которые могут быть использованы осужденными и лицами, содержащимися под стражей, для совершения побега и нападения.
9. Отметка на справке по личному делу осужденного или лица, содержащегося под стражей, о постановке лица на профилактический учет как склонного к побегу обязывает начальника караула конвоировать его в наручниках. Наручники позволяют ограничить лицо в движениях, что существенно сокращает время с момента совершения противоправного деяния до момента его пресечения.
10. В территориальных органах ФСИН России разработан алгоритм действий начальника караула при совершении осужденными и лицами, содержащимися под стражей, в пути следования караула актов членовредительства. Такой алгоритм позволяет начальнику караула при совершенном акте членовредительства, проявляя выдержку и самообладание, выполнить ряд мероприятий, которые будут направлены на их предотвращение и оказание помощи пострадавшим лицам.
11. Законодательство РФ разрешает применять служебных собак при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег, либо причинить вред окружающим или себе, а также для пресечения побега. Служебная собака оказывает как психологическое воздействие на осужденного или лицо, содержащееся под стражей, так и физическое. Эффективность использования служебных собак доказана практикой.
12. В отдельных территориальных органах ФСИН России используется положительный опыт, касающийся сдачи лиц, склонных к побегу, из специального автомобиля типа «АЗ» в специальный вагон и обратно. При сдаче таких лиц дежурный по караулам дополнительно оповещает сотрудников, находящихся на постах, посредством средств связи о сдаче (приеме) лица, склонного к побегу. При встречном конвоировании на обменном
пункте процесс сдачи (приема) осужденных и лиц, содержащихся под стражей, может происходить длительное время (час и более). У сотрудников, находящихся на постах охраны, притупляется внимание. Таким образом, дежурный по караулам повышает бдительность сотрудников во время сдачи (приеме) данного лица.
13. Существует практика размещения лиц, склонных к совершению побега, нападению на личный состав и членовредительству, возле решеток камер в специальных автомобилях типа «АЗ». Такая мера позволяет заострить внимание часового на указанных лицах и осуществлять более тщательный надзор за ними.
Вышеперечисленные меры не являются исчерпывающими. Они наиболее распространены в практической деятельности начальника караула.
Анализ указанных мер, направленных на предупреждение и пресечение противоправных действий, выражающихся в намерении осужденного или лица, содержащегося под стражей, совершить побег либо нанести вред окружающим или себе, показал, что применять их следует своевременно и комплексно, необходимо учитывать степень опасности возможных последствий.
Библиографический список
Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.03.2017).
Опар, И. П. Основные направления взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по вопросам организации и выполнения функции конвоирования / И. П. Опар // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015.- № 1. - С. 32-37.
Михеева, С. В. Режим конвоирования как элемент режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы / С. В. Михеева, С. В. Шиханов // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 3(17)/2015. - С. 58-62.
ФЗ РФ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.03.2017).