Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВОИРОВАНИЯ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ РАССТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВОИРОВАНИЯ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ РАССТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / ОБВИНЯЕМЫЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УИС ПО КОНВОИРОВАНИЮ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цаплин Игорь Семенович

В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при осуществлении конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, при их перемещении на длительные расстояния автомобильным транспортом, а также даются предложения, направленные на их решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цаплин Игорь Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS ARISING IN THE IMPLEMENTATION OF ESCORTING FOR LONG DISTANCES BY ROAD

The article deals with problematic issues arising during the escort of convicts and persons in custody, when they are moved over long distances by road, and also offers suggestions aimed at solving them.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВОИРОВАНИЯ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ РАССТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_260

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВОИРОВАНИЯ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ РАССТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ACTUAL PROBLEMS ARISING IN THE IMPLEMENTATION OF ESCORTING OVER LONG DISTANCES BY ROAD

ЦАПЛИН Игорь Семенович,

кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru;

TSAPLIN Igor Semenovich,

Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Candidate of Law, Associate Professor.

125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1.

E-mail: aplin.ig@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при осуществлении конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, при их перемещении на длительные расстояния автомобильным транспортом, а также даются предложения, направленные на их решение.

Abstract. The article deals with problematic issues arising during the escort of convicts and persons in custody, when they are moved over long distances by road, and also offers suggestions aimed at solving them.

Ключевые слова: осужденные, подозреваемые, обвиняемые, специальные подразделения УИС по конвоированию, специальные автомобили.

Keywords: convicts, suspects, accused, special units of the Criminal Investigation Department for escorting, special vehicles.

Для цитирования: Цаплин И.С. Актуальные проблемы, возникающие при осуществлении конвоирования на длительные расстояния автомобильным транспортом // Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 260-262. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_260.

For citation: Tsaplin I. S. Actual problems arising in the implementation of escorting over long distances by road // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 260-262. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_260.

Статья поступила в редакцию: 23.02.2023

Анализ служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию показывает, что объем выполняемых ими задач ежегодно увеличивается [1]. Стоит отметить, что увеличение объема специальных перевозок проходило в условиях сокращения парка специальных вагонов.

Необходимо отметить, что в ближайшей перспективе прогнозируются затруднения, возникающие при осуществлении специальных железнодорожных перевозок. В первую очередь, это связанно с истечением срока эксплуатации специальных вагонов модификации ЦМВ 61-827.

В связи с этим, в ряде территориальных органов ФСИН России произошло увеличение количества специальных автодорожных перевозок, что повлекло за собой увеличение штатных единиц специального автомобильного транспорта (с 856 ед. в 2019 году до 896 ед. в первом полугодие 2022 года).

В целях компенсации вынужденного сокращения железнодорожных перевозок ежегодно увеличивается количество плановых сквозных маршрутов по автомобильным дорогам. Только за последние четыре года в территориальных органах ФСИН России было открыто более 50 новых автодорожных маршрутов, в том числе межсубъектовых. Говоря о последних отметим, что в настоящее время действует свыше 90 подобных маршрутов общей протяженностью более 35 000 км.

Длительное нахождение в пути по указанным маршрутам связано как с дислокацией отдельных учреждений в разных территориальных органах ФСИН России, так и с тем, что прием конвоируемых лиц для этапирования может осуществляться из нескольких учреждений.

Кроме этого, процесс приема (передачи) конвоируемых лиц в учреждении может занимать значительное время (более 2 часов), в связи со значительным количеством караулов, назначаемых от территориальных органов, а также конвойных подразделений других правоохранительных органов (например, МВД России).

Указанные факторы значительно увеличивают время в пути следования по маршрутам межсубъектового конвоирования, иногда свыше 10 часов, что, зачастую, приводит к возникновению дополнительных проблем.

В рамках проведенного исследования (в опросе приняли участие 72 сотрудника, замещающих должности начальника специального подразделения УИС по конвоированию и 15 сотрудников, проходящих службу в указанных подразделениях) были выявлены проблемы, которые главным образом были связанны с обеспечением безопасности конвоируемых лиц и личного состава караула [2]. . Считаем целесообразным рассмотреть их более детально.

1) отсутствие специально оборудованных мест для осуществления стоянки на маршрутах межсубъектового конвоирования (по мнению 36 % опрошенных).

Согласно требований руководящих документов при осуществлении конвоирования по плановым и сквозным автодорожным маршрутам через каждые 2-3 часа движения делаются остановки для осмотра кузова специального автомобиля, отправления осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми естественных надобностей, а на маршрутах конвоирования, время движения по которому превышает 6 часов для приема пищи.

Уголовно-правовые науки

При этом пункты остановок предусматриваются планом охраны, как правило, в местах дислокации учреждений УИС или органов внутренних дел (изоляторов временного содержания, территориальных отделов внутренних дел). Отметим, что осуществление стоянки на необорудованных территориях (например, на автозаправочных станциях, в местах расширений и съездов с дорог и т.д.), увеличивает риск возникновения чрезвычайных происшествий.

Результаты проведенного опроса показали, что при осуществлении остановок (стоянок) на территориях учреждений УИС трудностей не возникает в виду конструктивных особенностей данных учреждений и налаженного взаимодействия между руководителями территориальных органов ФСИН России. Вместе с тем, при осуществлении остановок (стоянок) на территориях других правоохранительных органов могут возникать определенные проблемы.

Так, результаты проведенного анализа показали, что не все руководители территориальных отделов внутренних дел готовы осуществлять на своей территории прием конвоируемых лиц. На отсутствие должного взаимодействия с представителями МВД России указало 35,6 % респондентов.

Полагаем, что выход из сложившейся ситуации может заключаться в закреплении в планах охраны сквозных автодорожных караулов возможности использования сотрудниками специальных подразделений УИС по конвоированию территорий, прилегающих к отделам полиции.

Кроме этого, при разработке маршрутов межсубъектового автодорожного конвоирования полагаем целесообразным тщательно прорабатывать вопросы стоянки специальных транспортных средств. При выборе мест для стоянки приоритеты следует распределять по следующей схеме: исправительные учреждения, следственные изоляторы УИС - (в случае их отсутствия на маршруте) - уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры - (в случае их отсутствия на маршруте) - территориальные отделы органов внутренних дел - (в случае их отсутствия на маршруте) - территории автозаправочных станций и т.д.

Более того считаем желательным разработать рекомендации, регламентирующие порядок вывода конвоируемых лиц, при осуществлении санитарных стоянок специального транспорта, а также действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

2) отсутствие условий для исключения распространения инфекционных и вирусных заболеваний (по мнению 45 % опрошенных).

При осуществлении межсубъектовых перевозок специальным автомобильным транспортом лица, не имеющие заболеваний, долгое

время могут находиться в замкнутом пространстве с инфицированными лицами, что создает благоприятные условия для распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, а также увеличивает риск передачи кожных и паразитарных заболеваний. Стоит отметить, что в ряде моделей специальных автомобилей одиночные камеры, в которых, в том числе могут содержаться лица, имеющие социально опасные заболевания, расположены в непосредственной близости от личного состава караула, что может привести к распространению болезнетворных микроорганизмов.

Полагаем, что возможное решение данной проблемы может заключаться в установке устройств для обеззараживания воздуха (например, рециркулятор воздуха УОВ-3 18А) [3]. .

Кроме этого, полагаем целесообразным усовершенствовать систему вентиляции специального автомобильного транспорта путем ее разделения (предусмотреть отдельно вентиляцию для каждой камеры и отдельно для помещения караула), что требует внесения дополнительных изменений в приложение 6 приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно -техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».

По нашему мнению, данные предложения позволят сократить риск распространения опасных заболеваний среди конвоируемых лиц, а также предотвратить заражение личного состава караула;

3) отсутствие условий для безопасной раздачи горячей воды (по мнению 17 % респондентов).

По мнению опрошенных сотрудников, при осуществлении раздачи горячей воды конвоируемым лицам возникает опасность выплескивания ее на сотрудников, входящих в состав караула, что может причинить вред их здоровью. В связи с этим, считаем необходимым разработать алгоритм действий состава караула при обеспечении осужденных горячей водой в пути следования, а также отразить данные действия в требованиях действующих нормативных правовых актов.

Более того, во избежание возникновения внештатных ситуаций полагаем целесообразным оборудовать двери камер форточками для раздачи пищи (подачи горячей воды) конвоируемым лицам, что также требует внесения изменений в приложение 6 приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».

4) необходимость увеличения емкости топливных баков (по мнению 25 % опрошенных).

При осуществлении конвоирования на дальние расстояния возникает необходимость заправки специальных автомобилей топливом в пути следования, что, в свою очередь, создает угрозу возникновения внештатных ситуаций.

Принимая во внимание мнение опрошенных сотрудников, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об увеличении емкости топливных баков (или установке дополнительных топливных баков) на специальных автомобилях, осуществляющих межсубъектовые перевозки, что требует поставки специальных автомобилей на новом шасси. Однако, действующая нормативная база, регламентирующая нормы поставки специальных автомобилей в территориальные органы ФСИН России, не позволяет этого сделать.

Указанное обстоятельство указывает на необходимость внесения изменений в приказ Минюста России от 28.04.2006 № 137 «Об обеспечении транспортными средствами уголовно-исполнительной системы и нормах их эксплуатации». По нашему мнению, при распределении

единиц специальной автомобильной техники между субъектами РФ следовало бы исходить не только исходя из норм положенности конкретному территориальному органу ФСИН России, но и характера выполняемых задач тем или специальным подразделением УИС по конвоированию, входящем в его состав.

Полагаем, что приведенные в статье предложения позволят совершенствовать деятельность специальных подразделений УИС по конвоированию в сфере осуществления специальных автомобильных перевозок, что положительным образом отразится на качестве выполняемых ими служебных задач.

Библиогра фия:

1. Тезисы выступления заместителя начальника УОК ФСИН России - начальника отдела железнодорожного конвоирования и специальных перевозок на подведении итогов служебной деятельности за 2019 год.

2. Материалы научно-исследовательской работы «Проблемы осуществления межсубъктовых перевозок при осуществлении конвоирования автомобильным транспортом». - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, УОК ФСИН России, 2022.

3. Материалы научно-исследовательской работы «Актуальные вопросы санитарно-гигиенического и материально-бытового обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых при их перемещении автомобильным и железнодорожным транспортом». - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, УОК ФСИН России, 2022.

References:

1. Theses of the speech of the Deputy head of the UOC of the Federal Penitentiary Service of Russia - head of the Department of railway escorting and special transportation at the summing up of official activities for 2019.

2. Materials of the research work "Problems of the implementation of intersubject transportation in the implementation of convoying by road". - M.: FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, UOC of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2022.

3. Materials of the research work "Topical issues of sanitary and hygienic and material and household provision of convicts, suspects and accused during their movement by road and rail transport." - Moscow: Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, UOC of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.