Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВОИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВОИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОБУСЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УИС ПО КОНВОИРОВАНИЮ / КОНВОИРУЕМЫЕ ЛИЦА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Цаплин Игорь Семенович

В статье рассматриваются направления развития межсубъектовых перевозок при осуществлении конвоирования автомобильным транспортом в условиях расширения федеральной дорожной сети, а также перспективной модернизации парка специального автомобильного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Цаплин Игорь Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SPECIAL TRANSPORTATION WHEN CARRYING OUT ESCORTING BY ROAD

The article discusses the directions of development of intersubject transportation in the implementation of escorting by road in the context of the expansion of the federal road network, as well as the prospective modernization of the fleet of special motor transport.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВОИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_224

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВОИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SPECIAL TRANSPORTATION

WHEN ESCORTING BY ROAD

ЦАПЛИН Игорь Семенович,

кандидат юридических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru;

TSAPLIN Igor Semenovich,

Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute

of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Law, Associate Professor. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются направления развития межсубъектовых перевозок при осуществлении конвоирования автомобильным транспортом в условиях расширения федеральной дорожной сети, а также перспективной модернизации парка специального автомобильного транспорта.

Abstract. The article discusses the directions of development of intersubject transportation in the implementation of escorting by road in the context of the expansion of the federal road network, as well as the prospective modernization of the fleet of special motor transport.

Ключевые слова: специальные автомобили, специальные автобусы, специальные подразделения УИС по конвоированию, конвоируемые лица, федеральная дорожная сеть.

Keywords: special cars, special buses, special units of the UIS for escorting, escorted persons, federal road network.

Для цитирования: Цаплин И.С. Перспективы развития специальных перевозок при осуществлении конвоирования автомобильным транспортом // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 224-226. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_224.

For citation: Tsaplin I.S. Prospects for the development of special transportation when escorting by road // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 224-226. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_224.

Статья поступила в редакцию: 10.01.2023

Согласно официальной статистике в ближайшей перспективе прогнозируются затруднения, возникающие при осуществлении специальных железнодорожных перевозок. В первую очередь, это связанно с истечением срока эксплуатации специальных вагонов (2019 - 108 шт., первое полугодие 2022 - 58 шт.).

В условиях сокращения парка специальных вагонов перспективными направлениями развития межсубъектовых перевозок при осуществлении конвоирования автомобильным транспортом видятся развитие сети федеральных дорог, а также модернизация и расширение парка специального автомобильного транспорта.

Говоря о развитии федеральной транспортной сети отметим, что в соответствии с Планом перспективного развития сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения до 2031 года в Российской Федерации планируется существенно расширить дорожную сеть [1], что, безусловно, повлечет за собой открытие новых маршрутов межсубъектового автодорожного конвоирования, оптимизацию действующих и, как следствие, сокращение общего времени нахождения в пути следования автодорожных караулов.

Так, в ближайшей перспективе Министерство транспорта Российской Федерации планирует передать в федеральную собственность автомобильные дороги на участках:

1. Нижний Новгород - Шарья - Великий Устюг (575 км). Дорога будет проходить через Нижегородскую, Костромскую и Вологодскую области (планируемый год передачи 2024);

2. Автомобильная дорога М8 «Холмогоры» - Котлас (286 км) (планируемый год передачи 2023), Брин - Наволок - Онега - автомобильная дорога Р-21 «Кола» (336 км) (планируемый год передачи 2029). Дороги будут проходить по территории Архангельской области и Республики Карелия;

3. Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар (1085 км). Дорога будет проходить через Республику Коми и Ненецкий автономный округ (планируемый год передачи 2025);

4. Ростов-на-Дону - Элиста (420 км). Дорога будет проходить через Республику Калмыкия и Ростовскую область (планируемый год передачи 2024);

5. Орск - Сибай - Магнитогорск - Южноуральск - Челябинск (510 км). Дорога будет проходить через Оренбургскую и Челябинскую области (планируемый год передачи 2028);

6. Автомобильная дорога М-10 - Невель (390 км). Дорога будет проходить через Псковскую и Новгородские области (планируемый год передачи 2023);

7. Сыктывкар - Кудымкар (410 км). Дорога будет проходить через Республику Коми и Пермский край (планируемый год передачи

2023);

8. Пермь - Ханты-Мансийск (на участке Серов - Ханты-Мансийск) (740 км), Пермь - Ханты-Мансийск (на участке Пермь - Серов) (440

Уголовно-правовые науки

км). Дороги будут проходить через Пермский край, Свердловскую область и Ханты-Мансийский автономный округ (планируемый год передачи 2030-2031);

9. Томск - Мариинск (220 км). Дорога будет проходить через Кемеровская область - Кузбасс и Томскую область (планируемый год передачи 2027);

10. Новосибирск - Колывань - Кожевниково - Томск (307 км). Дорога будет проходить через Новосибирскую и Томскую области (планируемый год передачи 2026);

11. А-217 - Взморье - Кострово - Приморск (44 км). Дорога будет проходить через Калининградскую область (планируемый год передачи 2023);

12. Майкоп - Туапсе (140 км). Дорога будет проходить через Краснодарский край и Республику Адыгею (планируемый год передачи

2028);

13. Автомобильная дорога М-4 «Дон» - Щепкин - Чалтырь (обход г. Ростов-на-Дону) (35 км). Дорога будет проходить через Ростовскую область (планируемый год передачи 2023);

14. Владивосток - Находка (180 км). Дорога будет проходить по территории Приморского края (планируемый год передачи 2023);

15. Екатеринбург - Нижний Тагил - Верхняя Тура (190 км). Дорога будет проходить через Свердловскую область (планируемый год передачи 2029);

16. Йошкар-Ола - Озерки - Копорулиха - Воскресенское - Боковая - Нижний Новгород (360 км). Дорога будет проходить через Республику Марий Эл и Нижегородскую область (планируемый год передачи 2024);

17. Барнаул - Павловск - граница с Республикой Казахстан (382 км). Дорога будет проходить по территории Алтайского края (планируемый год передачи 2027);

18. Кемерово - Новокузнецк (220 км). Дорога будет проходить через Кемеровскую область (планируемый год передачи 2027);

Очевидно, что открытие новых маршрутов межсубъектового автодорожного конвоирования обусловит необходимость увеличение

штатного расписания специальных подразделений УИС по конвоированию (могут потребоваться дополнительные водители -сотрудники), что повлечет за собой увеличение финансирования на их обучение (переобучение) (так, в настоящее время средняя стоимость переобучения с категории «В» на «D» - составляет порядка 58 000 рублей, с категории «С» на «D» - 48 000 рублей).

Относительно модернизации специального автомобильного транспорта отметим, что в условиях сокращения объема перевозок по железнодорожным маршрутам специальным подразделениям УИС по конвоированию необходим транспорт повышенной проходимости с различной планировкой посадочных мест.

В настоящее время количество специальных автомобилей типа «АЗ», эксплуатирующихся в территориальных органах ФСИН России менее 10 лет, составляет более 70 % от общего количества. Таким образом, менее 30 % это специальные автомобили со значительным износом, эксплуатация которых на межсубъектовых маршрутах влечет за собой снижение уровня безопасности и повышает риск возможных чрезвычайных ситуаций.

Для поддержания укомплектованности парка специальных автомобилей на прежнем уровне, замены автомобильного транспорта, отслужившего установленные сроки эксплуатации (в среднем 10 лет) новым, требуется ежегодная закупка не менее 150 единиц специального транспорта.

Стоит отметить, что это могут быть как специальные автомобили на базе КАМАЗ и ГАЗон NEXT, так и специальные автобусы.

В рамках проведенного исследования [2] с целью установления возможности замены специальных автомобилей специальными автобусами респондентам было предложено ответить на вопрос: «Поддерживаете ли Вы идею замены специальных автомобилей специальными автобусами?» В результате ответы распределились следующим образом:

- 60,5 % опрошенных поддержали идею замены, аргументируя свой ответ наличием полноценной туалетной комнаты, оборудованной системой замкнутого сбора канализационных стоков, багажного отсека, а также более комфортных условий для размещения конвоируемых лиц и личного состава караула, из них, 25,5 % респондентов считают, что при конвоировании данным видом транспорта начальнику караула будет проще организовывать и контролировать действия личного состава, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

- 39,5 % от общего числа лиц, принявших участие в исследовании, посчитали подобную замену нецелесообразной. По мнению опрошенных, при подобном перемещении будут нарушаться требования по раздельному содержанию осужденных и лиц, содержавшихся под стражей.

Считаем, что с подобным мнением можно согласиться лишь частично. Безусловно, в некоторых зарубежных моделях специальных автобусов, данное требование не исполняется, однако не во всех. Необходимо отметить, что в настоящее время модельный ряд специальных автобусов, используемых в зарубежных странах, весьма разнообразен. Отдельные модели, могут, в том числе, обеспечить выполнение требований, связанных с раздельным содержанием конвоируемых лиц. Рассмотрим некоторые из них.

Так, транспортные средства для перевозки заключенных TESCO обеспечивают безопасную транспортировку более 45 человек (в различных компоновках салона предусматривается раздельное содержание осужденных, в том числе одиночные камеры). Все транспортные средства этой марки оснащены 9-дюймовыми расширенными стальными защитными решетками, которые запираются на ключ, обеспечивая безопасность и защиту во время конвоирования.

В США одним из производителей специального наземного транспорта для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей является компания MCI, осуществляющая тесное сотрудничество с государственным сектором, федеральными агентствами, в том числе и теми, в чью компетенцию входит перемещение лиц, заключенных под стражу. Данная организация выпускает специальный тюремный транспорт следующих модификаций MCI® D-Series, MCI® J4500 и MCI® ISTV. В качестве примера рассмотрим технические характеристики специального автобуса для перевозки заключенных MCI® D4000 ISTV Coach.

Особенности каждого специального транспортного средства является пуленепробиваемый материал, сегрегационные помещения и барьеры, камеры видеонаблюдения. MCI ISTV оснащен большими панелями доступа к задней двери, надежной мультиплексной системой для расширенной диагностики двигателя. Каждый автобус изготовлен на заказ в соответствии со спецификациями агентства и может размещать до 69 заключенных. MCI ISTV также может быть разработан с разделительными помещениями для размещения различных групп заключенных.

Аналогичные конструкции специальных автобусов используются в Германии, где помещения для заключенных внутри транспорта представляют собой сэндвич-конструкции, предусматривающие раздельное содержание конвоируемых лиц.

Безусловно, по сравнению со специальными автомобилями специальные автобусы могут обладать более длинной базой (например, отдельные модели могут достигать в длину более 13 метров), что может создавать определенные трудности при заезде на территори ю учреждений УИС, осуществлении приема (сдачи) конвоируемых на обменных пунктах, а также маневрировании при движении на сложных участках маршрутах конвоирования.

Вместе с этим, специальные автобусы позволяют перевозить больше конвоируемых лиц, что особенно актуально при осуществлении специальных межсубъектовых перевозок. Кроме этого, по мнению опрошенных сотрудников данный вид транспортных средств позволит решить ряд проблемных вопросов, которые главным образом связанны с:

1) эксплуатацией биотуалетов;

2) увеличением емкости топливных баков;

3) принятием гигиенических процедур личным составом караула и конвоируемыми лицами;

4) оборудованием мест для приема пищи конвоируемыми лицами и личным составом караула;

5) подогревом воды;

6) перевозкой отдельных категорий конвоируемых лиц;

7) модернизацией системы отопления;

8) оборудованием мест для хранения личных вещей конвоируемых лиц и личного состава караула;

9) размещением личного состава караула.

Очевидно, что обозначенные, а также часть ранее указанных в настоящей работе проблемных вопросов можно решить, в том числе за счет введения в эксплуатацию специальных автобусов. Однако, сказанное совершенно не обозначает, что для замены специальных автомобилей новым видом транспорта потребуется закупать модели зарубежных марок. Представляется, что такую замену можно осуществить за счет моделей, представленных на отечественном рынке (например, ЛиАЗ, НафАЗ, ПАЗ и др.) и их последующим переоборудованем на базе учреждений УИС под требования ФСИН России, с учетом предложений территориальных органов ФСИН России.

Полагаем, что замена специальных автомобилей специальными автобусами позволит решить отдельные проблемы санитарно-гигиенического и материально-бытового характера. Однако, такие изменения приведут к возникновению других проблем, которые будут связанны с расширением материальной базы специальных подразделений УИС по конвоированию и увеличением финансирования.

Библиогра фия:

1. План перспективного развития сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения до 2031 года.

2. Материалы научно-исследовательской работы «Проблемы осуществления межсубъктовых перевозок при осуществлении конвоирования автомобильным транспортом». - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, УОК ФСИН России, 2022.

References:

1. A plan for the long-term development of a network of public highways of federal significance until 2031.

2. Materials of the research work "Problems of the implementation of intersubject transportation in the implementation of convoying by road". - M.: FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, UOC of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.