Научная статья на тему 'Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в специальных подразделениях уголовно-исполнительной системы по конвоированию: Актуальные проблемы и пути их решения'

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в специальных подразделениях уголовно-исполнительной системы по конвоированию: Актуальные проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / TRAFFIC ACCIDENT / ПРЕДРЕЙСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / PRETRIP CONTROL OF TECHNICAL CONDITION OF VEHICLES / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО КОНВОИРОВАНИЮ / SPECIAL UNITS OF PENAL SYSTEM ON A CONVOY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатьев Алексей Михайлович

В статье рассматривается вопрос нормативного закрепления осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показывает, что самые тяжелые последствия наступают из-за технической неисправности транспортных средств. Более того, ежегодно наблюдается рост количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с эксплуатацией технически неисправных транспортных средств. Анализируется возможность реализации положений вновь изданного нормативно-правового акта, регламентирующего предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в специальных подразделениях уголовно-исполнительной системы по конвоированию, а также актуальные проблемы в этой области. С целью снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и раннего выявления технических неисправностей транспортных средств автор предлагает, во-первых, внести изменения в штатную структуру специальных подразделений УИС по конвоированию, которая будет предусматривать введение должностей сотрудников, ответственных за предрейсовый осмотр технического состояния транспортных средств, во-вторых, оборудовать контрольно-технические пункты во всех специальных подразделениях УИС по конвоированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игнатьев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-TRIP CONTROL OF VEHICLES’ TECHNICAL STATE IN SPECIAL ESCORTING DIVISIONS OF THE PENAL SYSTEM: ACTUAL PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

The article deals with the issue of regulatory consolidation of pre-trip control of technical condition of vehicles. The analysis of the statistics of road accidents shows that the most severe consequences come from the technical failure of vehicles. Moreover, the number of road traffic accidents related to the operation of technically defective vehicles is increasing every year. The article analyzes the possibility of implementing the provisions of the newly issued legal act regulating pre-trip control of the technical condition of vehicles in the specialized units of the penal correction system for escorting, as well as current problems in this area. In order to reduce the risk of road accidents and early detection of technical malfunctions of vehicles, the author proposes, first, to make changes in the staff structure of the special units of the criminal justice system, which will pre-examine the introduction of positions of employees responsible for the pre-trip inspection of the technical condition of vehicles, and secondly, to equip control and technical points in all special units of the criminal justice system.

Текст научной работы на тему «Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в специальных подразделениях уголовно-исполнительной системы по конвоированию: Актуальные проблемы и пути их решения»

УДК 340

Игнатьев А. М.

научный сотрудник,

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 119991, Россия, г. Москва, ГСП-1, ул. Житная, 14, e-mail: ignatev_lekha@mail.ru

Alexey M. Ignatiev

researcher,

The PKU research Institute of the Federal penitentiary service of Russia,

Zhitnaya str., 14, GSP-1, Moscow, Russia, 119991 e-mail: ignatev_lekha@mail.ru

ПРЕДРЕЙСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО КОНВОИРОВАНИЮ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос нормативного закрепления осуществления пред-рейсового контроля технического состояния транспортных средств. Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показывает, что самые тяжелые последствия наступают из-за технической неисправности транспортных средств. Более того, ежегодно наблюдается рост количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с эксплуатацией технически неисправных транспортных средств.

Анализируется возможность реализации положений вновь изданного нормативно-правового акта, регламентирующего предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в специальных подразделениях уголовно-исполнительной системы по конвоированию, а также актуальные проблемы в этой области. С целью снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и раннего выявления технических неисправностей транспортных средств автор предлагает, во-первых, внести изменения в штатную структуру специальных подразделений УИС по конвоированию, которая будет предусматривать введение должностей сотрудников, ответственных за предрейсовый осмотр технического состояния транспортных средств, во-вторых, оборудовать контрольно-технические пункты во всех специальных подразделениях УИС по конвоированию.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, дорожно-транспортное происшествие, пред-рейсовый контроль технического состояния транспортных средств, специальные подразделения уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

PRE-TRIP CONTROL OF VEHICLES' TECHNICAL STATE IN SPECIAL ESCORTING DIVISIONS OF THE PENAL SYSTEM: ACTUAL PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Summary. The article deals with the issue of regulatory consolidation ofpre-trip control of technical condition of vehicles. The analysis of the statistics of road accidents shows that the most severe consequences come from the technical failure of vehicles. Moreover, the number of road traffic accidents related to the operation of technically defective vehicles is increasing every year.

The article analyzes the possibility of implementing the provisions of the newly issued legal act regulating pre-trip control of the technical condition of vehicles in the specialized units of the penal correction system for escorting, as well as current problems in this area. In order to reduce the risk of road accidents and early detection of technical malfunctions of vehicles, the author proposes, first, to make changes in the staff structure of the special units of the criminal justice system, which will pre-examine the introduction of positions of employees responsible for the pre-trip inspection of the technical condition of vehicles, and secondly, to equip control and technical points in all special units of the criminal justice system.

Keywords: penal system, a traffic accident, pretrip control of technical condition of vehicles, special units of penal system on a convoy.

В целях выполнения задач по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) образованы специальные подразделения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) по конвоированию. Положение о ФСИН России определяет, что конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из основных задач УИС (Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. № 230. 2004. 19 октября). Данный детерминант обусловливается спецификой служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, которая

© 2018 Игнатьев А. М.

предусматривает выполнение задач по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, за пределами режимной территории учреждений УИС, в условиях непосредственного соприкосновения с местным населением [1], при ограниченным количестве сотрудников, осуществляющих охрану конвоируемых лиц [2]. Указанные факты создают дополнительную угрозу обеспечения изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, от посторонних граждан, исполнения меры уголовно-правового характера, избранной в отношении конвоируемых лиц, а также соблюдения режима содержания при конвоировании.

Караулы, назначенные от специальных подразделений УИС по конвоированию, выполняют задачи на автомобильных дорогах федерального, регионального, а также местного значения. В 2016 г. от специальных подразделений УИС по конвоированию было назначено 54 959 караулов, из них 49 316 на автомобильном транспорте, что составляет 89,7 %. Количество перевезенных лиц в 2016 г. составило 1 520 279 человек (Обзорное письмо ФСИН России от 28.02.2017 года № 08-12072 «Об итогах служебной деятельности по конвоированию в 2016 году и мерах по ее совершенствованию»). Исходя из данных показателей можно сделать вывод о том, что в служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию преобладают автомобильные перевозки. В этих подразделениях вопросу содержания транспортных средств в постоянном технически исправном состоянии должно уделяться особое внимание, так как ненадлежащее отношение к технике может привести не только к материальному ущербу, но и к гибели людей.

Перевозка осужденных и лиц, содержащихся под стражей, производится в специальных транспортных средствах. В основной массе они созданы на базе штатного грузового транспорта, выпускаемого заводами-изготовителями с установкой на них специального кузова. В УИС функционируют два предприятия, занимающиеся изготовлением автомобилей для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей: в поселке Сухобезводное Нижегородской области и г. Ме-леуз Республики Башкортостан.

История конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на специальных автомобилях типа «АЗ» начинается с 1906 г. Именно в это время в России и во всем мире начинается отсчет, когда для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, начали использовать специальные автомобили типа «АЗ» [3]. Тюремное ведомство, решив упразднить конную тягу, заказало два автомобиля - один за границей, другой заводу общества Лесснер Г. А. в г. Санкт-Петербурге. Оборудование первых специальных автомобилей типа «АЗ» было достаточно скудным, об этом например, говорит тот факт, что вентиляционные отверстия в кузове специального автомобиля не позволяли просунуть даже иголку [4].

За несколько десятилетий специальные автомобили типа «АЗ», несмотря на свою кажущуюся простоту, совершенствовались. В настоящее время специальные автомобили типа «АЗ» представляют собой транспортное средство, отвечающее всем современным требованиям, они оборудованы системой кондиционирования воздуха, автономными отопительными приборами, системой вентиляции, видеонаблюдением и др.

Специальный автомобиль типа «АЗ», как и любой другой транспорт, является средством повышенной опасности. Ученые высказывают различные точки зрения по вопросу повышенной опасности. Например, Б. С. Антимонов считает, что вещи сами по себе не несут повышенной опасности. Их повышенная опасность проявляется только в результате деятельности человека. О. А. Красавчиков отмечает, что предметы материального мира в процессе пользования ими обладают повышенной способностью причинения вреда. По мнению Е. А. Флейшица, не деятельность человека несет повышенную опасность, а опасные свойства предмета. Однако несомненным остается тот факт, что автомобиль - это источник повышенной опасности [5], а процесс перемещения людей на транспортных средствах возлагает на водителя и организацию, осуществляющую перевозку, дополнительную ответственность. В частности, процесс перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на специальных автомобилях типа «АЗ» требует от сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию высокого профессионализма и бдительности. Это обусловлено необходимостью постоянного технического контроля за состоянием транспортных средств, а также постоянным повышением профессионального мастерства сотрудниками-водителями. Рассматриваемые мероприятия необходимо осуществлять для поддержания специальных автомобилей типа «АЗ» в технически исправном состоянии в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий, связанных с технической неисправностью транспортных средств.

Статистические данные, отражающие количество дорожно-транспортных происшествий, количество погибших и пострадавших за 2015, 2016 и первое полугодие 2017 г. приведены в следующей таблице [6].

Таблица

Количество погибших и пострадавших за 2015, 2016 и 1-е полугодие 2017 г.

2015 г. 2016 г. 1-е полугодие 2017 г.

ДТП 2553 5394 2580

Количество погибших 538 978 329

Количество раненых 3741 8052 3875

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показывает, что тяжесть последствий из-за технической неисправности транспортных средств имеет самые высокие показатели. Причем ежегодно наблюдается рост количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с эксплуатацией технически неисправных транспортных средств.

Статистические данные позволяют сделать вывод о том, что для минимизации дорожно-транспортных происшествий и их последствий, связанных с технической неисправностью транспортных средств, необходимы кардинальные меры. Так, в 2013 г. Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - РФ) была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». В рамках реализации указанной программы, а также ФЗ РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Министерством транспорта РФ были разработаны и утверждены ряд нормативно-правовых актов, направленных на организацию перевозок автомобильным транспортом. Указанные документы регламентируют деятельность не только частных перевозчиков, но и специальных подразделений УИС по конвоированию (в частности, было упорядочено время работы и отдыха водителей транспортных средств).

Специальные подразделения УИС по конвоированию обладают наибольшим количеством транспортных средств по сравнению с другими подразделениями УИС. Для выполнения задач по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, автомобильному парку специальных подразделений УИС по конвоированию выделено 674 единицы специальных автомобилей типа «АЗ», которые выполняют задачу по 270 автомобильным маршрутам [7].

Такое внушительное количество автотранспорта необходимо содержать в постоянном технически исправном состоянии. С этой целью в специальных подразделениях УИС по конвоированию созданы автомобильные отделы (службы), которые регулярно обслуживают транспортные средства, выявляют технические неисправности и своевременно их устраняют. Существенной причиной периодического выхода из строя транспортных средств является старение автомобильного парка [8]. Для решения данной проблемы на основании Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, ФСИН России принимаются необходимые меры по обновлению парка специальных автомобилей типа «АЗ» и внедрению новых моделей.

Результаты проведенного в 2016 г. ФКУ НИИ ФСИН России анкетирования практических работников специальных подразделений УИС по конвоированию показали, что одной из наиболее актуальных проблем, с которой приходится сталкиваться в служебной деятельности, является устаревший парк специальных автомобилей типа «АЗ» и его некомплект.

В рамках предупреждения возникновения дорожно-транспортных происшествий, происходящих из-за технических неисправностей транспортных средств, Министерством транспорта РФ был издан приказ № 141 от 6 апреля 2017 г. «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». Данный нормативно-правовой акт, по нашему мнению, вызывает особый интерес в рамках реализации его положений в специальных подразделениях УИС по конвоированию.

Согласно требованиям нормативно-правового акта предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств должен производиться лицами, имеющими соответствующие образование, до выхода автомобиля в рейс. Необходимо отметить то, что за игнорирование требо-

ваний законодательства РФ в области предрейсового контроля технического состояния транспортных средств предусмотрены существенные санкции в виде административного штрафа для юридических лиц, осуществляющих автомобильные перевозки. Следует отметить, что законодатель дает время на реализацию перевозчиками требований нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Это находит свое отражение в имплементации указанного законодательного акта через полгода после опубликования.

Невыполнение либо формальное отношение к предрейсовому контролю транспортных средств приводит не только к нанесению материального ущерба, но и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, что подтверждается статистическими данными, приведенными выше. Как показывает практика, при проверках транспортных средств в рамках государственного федерального надзора за дорожным движением зачастую выявляются нарушения именно в этой части [8].

Вместе с тем реализация положений указанного нормативно-правового акта в специальных подразделениях УИС по конвоированию на сегодняшний день не представляется возможной. Связано это с отсутствием в штатной структуре большинства специальных подразделений УИС по конвоированию должностей сотрудников, отвечающих за предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, а также отсутствием контрольно-технических пунктов. Следует учитывать, что законодательством РФ определены профессиональные и квалификационные требования к работникам, ответственным за предрейсовый осмотр технического состояния транспортных средств. Для своевременной реализации положений нормативно-правовых актов, регламентирующих предрейсовый осмотр технического состояния транспортных средств в специальных подразделениях УИС по конвоированию, необходимо, на наш взгляд, предпринять следующие меры.

Во-первых, необходимо внести изменения в штатную структуру специальных подразделений УИС по конвоированию, которая будет предусматривать введение должностей сотрудников, ответственных за предрейсовый осмотр технического состояния транспортных средств. Кроме того, по нашему мнению, лица, ответственные за предрейсовый осмотр технического состояния транспортных средств, должны находится в непосредственном подчинении у руководителей специальных подразделений УИС по конвоированию. Такая мера позволит осуществлять более объективный контроль за техническим состоянием транспортных средств. Во-вторых, следует оборудовать контрольно-технические пункты во всех специальных подразделениях УИС по конвоированию.

Необходимо также обратить внимание на то, что лица, ответственные за проведение пред-рейсового контроля технического состояния транспортных средств, используют в своей деятельности органолептический метод, который, в свою очередь, не всегда позволяет объективно оценить техническое состояние транспортных средств. В связи с этим мы считаем, что контрольно-технические пункты в специальных подразделениях УИС по конвоированию следует обеспечить диагностическим оборудованием в целях наиболее точного определения технического состояния транспортного средства перед выходом его в рейс. Это позволит уменьшить риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и благоприятно скажется на раннем выявлении технических неисправностей транспортных средств.

Библиографический список

1. Опар И. П. Основные направления взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по вопросам организации и выполнения функции конвоирования // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 1 (152). С. 32-37.

2. Михеева С. В., Шиханов С. В. Режим конвоирования как элемент режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 3(17)/2015. С. 58-62.

3. Автомобилист. 1906. № 10.

4. Автомобилист. 1908. № 18.

5. Сагрунян В. М. Критерий отнесения транспортных средств к источникам повышенной опасности // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 5. С.424-426.

6. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/stat (дата обращения: 18.07.2017).

7. Бубенцов В. И. Специальные подразделения уголовно-исполнительной системы по конвоированию на современном этапе: проблемы и пути их решения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2013. № 12 (139). С. 12-19.

8. Зубриський С. Г., Катаев М. В. Автоматизация предрейсового контроля транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов // Журнал автомобильных инженеров. 2016. № 4 (99). С. 18-20.

References

1. Opar I. P. Osnovnye napravleniya vzaimodejstviya organov i uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy i organov vnutrennih del po voprosam organizacii i vypolneniya funkcii konvoiro-vaniya [The main directions of interaction of bodies and institutions of the penal system and internal Affairs bodies on the organization and performance of the escort Function]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Statements of the penal system], 2015, no. 1 (152), pp. 32-37 [in Russian].

2. Mikheeva S. V., Shikhanov S. V. Rezhim konvoirovaniya kak ehlement rezhima v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Escorting Regime as an element of the regime in the institutions of the penal system]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of Samara law Institute: scientific and practical journal], 2015, no. 3(17), pp. 58-62 [in Russian].

3. Avtomobilist [Motorist], 1906, no 10 [in Russian].

4. Avtomobilist [Motorist], 1908, no 18 [in Russian].

5. Sagrunyan V. M. Kriterij otneseniya transportnyh sredstv k istochnikam povyshennoj opasnosti [Criterion of classification of vehicles to sources of increased danger]. Vestnik Belgorodskogo universi-teta kooperacii, ehkonomiki i prava [Bulletin of Belgorod University of cooperation, Economics and law], 2006, no. 5, pp. 424-426 [in Russian].

6. Svedeniya o pokazatelyah sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Information on indicators of road safety]. Oficial'nyj sajt Gosavtoinspekcii MVD Rossii [Official website of the state traffic Inspectorate of the Ministry of internal Affairs of Russi]. URL: http://www.gibdd.ru/stat (Accessed: 18.07.2017) [in Russian].

7. Bubencov V. I. Special'nye podrazdeleniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy po konvoirovaniyu na sovremennom ehtape: problemy i puti ih resheniya [Special units of the criminal-Executive system for escorting at the present stage: problems and ways to solve them]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Statements of the criminal-Executive system], 2013, no. 12 (139), pp. 12-19 [in Russian].

8. Zubris'kij S. G., Kataev M. V. Avtomatizaciya predrejsovogo kontrolya transportnyh sredstv, prednaznachennyh dlya perevozki passazhirov i gruzov [Automation of pre-trip inspection of vehicles intended for the carriage of passengers and goods]. Zhurnal avtomobil'nyh inzhenerov [Journal of automotive engineers], 2016, no. 4 (99), pp. 18-20 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.