Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УИС ПО КОНВОИРОВАНИЮ / КОНВОИРУЕМЫЕ ЛИЦА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / МЕЖСУБЪЕКТОВОЕ КОНВОИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цаплин Игорь Семенович

В статье осуществлен анализ современного состояния конвоирования автомобильным транспортом. На его основе были выявлены проблемные вопросы, а также выработаны предложения, направленные на их решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цаплин Игорь Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES ARISING IN THE IMPLEMENTATION OF SPECIAL TRANSPORTATION

The article analyzes the current state of escorting by road. On its basis, problematic issues were identified, as well as proposals aimed at solving them were developed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_3_137

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

PROBLEMATIC ISSUES ARISING IN THE IMPLEMENTATION OF SPECIAL TRANSPORTATION

ЦАПЛИН Игорь Семенович,

кандидат юридических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru;

TSAPLIN Igor Semenovich,

Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute

of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Law, Associate Professor. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье осуществлен анализ современного состояния конвоирования автомобильным транспортом. На его основе были выявлены проблемные вопросы, а также выработаны предложения, направленные на их решение.

Abstract. The article analyzes the current state of escorting by road. On its basis, problematic issues were identified, as well as proposals aimed at solving them were developed.

Ключевые слова: специальные подразделения УИС по конвоированию, конвоируемые лица, специальные перевозки, специальный автомобильный транспорт, межсубъектовое конвоирование.

Keywords: special units of the UIS for escorting, escorted persons, special transportation, special road transport, inter-facility escorting.

Для цитирования: Цаплин И.С. Проблемные вопросы, возникающие при осуществлении специальных перевозок // Аграрное и земельное право. 2023. № 3(219). С. 137-139. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_137.

For citation: Tsaplin I.S. Problematic issues arising in the implementation of special transportation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 3(219). pp. 137-139. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_137.

Статья поступила в редакцию: 11.02.2023

Действующее законодательство устанавливает, что при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее -УИС) осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения. Учитывая тот факт, что, зачастую, учреждения УИС бывают переполнены, а исправительные колонии особого и строгого режимов имеются не в каждом регионе Российской Федерации, значительное число осужденных к лишению свободы продолжает этапироваться на длительные расстояния автомобильным транспортом, ввиду отсутствия железнодорожного сообщения с отдельными районами субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования действующего порядка осуществления конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, при их перемещении на длительные расстояния специальным автомобильным транспортом, возникает необходимость определения наиболее проблемных вопросов в данной сфере, с целью выработки предложений, направленных на их решение.

В результате исследования [1] (в опросе приняли участие 72 сотрудника, замещающих должности начальника специального подразделения УИС по конвоированию и 15 сотрудников, проходящих службу в указанных подразделениях) были выявлены наиболее актуальные проблемы, которые целесообразно разделить на два блока:

1) проблемы, связанные с реализацией отдельных прав конвоируемых лиц и сотрудников, входящих в состав караула;

2) проблемы, связанные с технической эксплуатацией специального автомобильного транспорта.

I. Проблемы, связанные с реализацией отдельных прав конвоируемых лиц и сотрудников, входящих в состав караула:

1) двойное назначение туалетной кабины (по мнению 75 % опрошенных).

Отметим, что согласно требованиям Минюста России от 4 сентября 2016 г. № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно техническими средствами охраны и надзора объектов УИС», специальные автомобили вместимостью более 7 человек могут оборудоваться туалетной кабиной с установкой биотуалета. В ряде моделей специальных автомобилей туалетная кабина может использоваться как одиночная камера.

В этом случае, по нашему мнению, необходимо разметить на двери камеры информационную табличку с надписью, запрещающей одновременное использование камеры в качестве туалетной кабины (при установке в ней биотуалета) и для перевозки конвоируемых лиц [2].

2) отсутствие порядка использования и эксплуатации биотуалетов (по мнению 75,6 % респондентов).

В настоящее время порядок использования биотуалетов нормативно не определен. Более того, достаточно дискуссионным представляется вопрос о лицах, назначаемых для уборки (санитарной и дезинфекционной обработки) камеры, в которой расположен биотуалет.

Полагаем, что возложение обязанностей по очистке и обслуживанию биотуалета на внештатного дезинфектора из числа сотрудников спе-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 3(219)

циальных подразделений УИС по конвоированию не будет способствовать укреплению престижа службы и неизбежно повлечет отток кадров из УИС.

Стоит отметить, что отдельными практическими работниками (менее 10 % опрошенных) высказывалось мнение о необходимости введения в штат специальных подразделений УИС по конвоированию должностей технического персонала, в чьи обязанности бы входили функции уборки биотуалета, санитарной обработки кузова, а также дезинфекции специального автомобильного транспорта. Считаем, такое решение нецелесообразным, поскольку неизбежно повлечет существенное увеличение финансовых затрат.

Выход из сложившийся ситуации может заключаться в привлечении к проведению данных мероприятий осужденных из отрядов хозяйственного обслуживания учреждений УИС (в период стоянки специальных автомобилей на их территориях).

Кроме этого, считаем целесообразным оборудовать туалетные комнаты герметичными дверями (препятствующими распространению неприятного запаха);

3) отсутствие возможности осуществления гигиенических процедур личным составом караула и конвоируемыми лицами (по мнению 35 % опрошенных).

Практическими сотрудниками неоднократно высказывалось мнение о необходимости мытья рук перед едой, а также после посещения

туалета.

Стоит отметить, что в настоящее время действительно отсутствует оборудование для гигиенических процедур в пути следования. Однако их наличие является необходимым условием для соблюдения санитарно-гигиенических требований, в том числе профилактики распространения инфекционных заболеваний (например, вирусных и бактериальных и кишечных инфекций).

На наш взгляд, решение указанной проблемы для сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию станет возможным в случае внесения дополнений в приказ ФСИН России от 13.06.2018 № 501 «Об установлении временной нормы пайка для сотрудников уголовно-исполнительной системы, выполняющих специальные и другие задачи, сухого пайка и одноразового (промежуточного) рациона питания для сотрудников уголовно-исполнительной системы» в части увеличения норм положенности дезинфицирующих салфеток, входящих в состав продовольственного пайка.

Относительно конвоируемых лиц, отметим, что здесь также требуется внесение изменений в действующие нормативные правовые акты. В частности, предлагаем дополнить приложение № 6 к приказу Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» пунктом, дающим право конвоируемым лицам на получение дезинфицирующих салфеток.

4) отсутствие в штате управлений (отделов) по конвоированию специальных автомобилей, предназначенных для перевозки отдельных категорий конвоируемых лиц (по мнению 25 % опрошенных).

На отсутствие в штате управлений (отделов) по конвоированию специальных автомобилей типа «АМ», «АУ», предназначенных для перевозки лиц, являющихся инвалидами с ограниченными возможностями передвижения (инвалиды-колясочники), либо женщин с детьми в возрасте до трех лет, либо беременных женщин со сроком беременности свыше 6 месяцев, указало 25 % респондентов.

На основании указания ФСИН России перевозку осужденных и лиц, содержащихся под стражей, являющихся инвалидами с ограниченными возможностями передвижения (инвалиды-колясочники) или которым требуется транспортировка в лежачем положении либо женщин с детьми в возрасте до трех лет, либо беременных женщин со сроком беременности свыше 6 месяцев необходимо осуществлять на специальных автомобилях, оборудованных камерами для размещения конвоируемых с учетом состояния их здоровья.

Указанное обстоятельство обуславливает необходимость введения в штат управлений (отделов) по конвоированию специальных автомобилей, которые будут соответствовать требованиям, установленным для перевозки рассмотренных категорий лиц (Приложение 1), что в свою очередь требует внесения изменений в приказ Минюста России от 28.04.2006 № 137 «Об обеспечении транспортными средствами уголовно-исполнительной системы и нормах их эксплуатации».

II. Проблемы, связанные с технической эксплуатацией специального автомобильного транспорта:

1) частые выходы из строя системы отопления специального автомобильного фургона (по мнению 25 % опрошенных).

Анализ практики комплектования специальных подразделений УИС по конвоированию показал, что специальные автомобили поставляются в территориальные органы ФСИН России с учетом климатических условий эксплуатации. В холодных климатических условиях специальный автомобильный фургон оборудуется дополнительными системами обогрева с увеличенным теплоизоляционным слоем.

Вместе с тем, по мнению опрошенных нами сотрудников, существует необходимость технической доработки поставляемого в подразделения специального автомобильного транспорта.

Так, по мнению респондентов, наиболее острым вопросом, негативно влияющим на осуществление межсубъектовых перевозок, является частые выходы из строя системы отопления специального автомобильного фургона.

Результаты проведенного анализа показали, что данная проблема обусловлена рядом причин, среди которых:

1) замерзание дизельного топлива в баке отопителя воздушного;

2) замерзание дизельного топлива в топливной магистрали, идущей к отопителю воздушному;

3) замерзание топливного насоса отопительной системы;

4) выход из строя форсунок отопителя воздушного(на моделях PLANAR);

5) низкое качество дизельного топлива.

Необходимо отметить, что большинство обозначенных причин вызваны тем, что элементы отопительной системы (бак отопителя воздушного, топливные магистрали, топливный насос отопителя воздушного) размещены с внешней стороны специального автомобильного фургона, что приводит к их замерзанию при эксплуатации в условиях низких температур.

По нашему мнению, выход из сложившийся ситуации может заключаться в подготовке и внесению соответствующих предложений по доработке данных узлов предприятию-изготовителю.

2) отсутствие возможности беспрепятственного передвижения специального автомобильного транспорта на участках дорог со сложными климатическими условиями (по мнению 25 % опрошенных).

В настоящее время отдельные маршруты межсубъектового конвоирования, проходят по участкам дорог со сложными климатическими условиями (например, трасса Р-257 проходит через западные Саяны со сложными климатическими условиями, где существует возможность схода снежных лавин в любое время года.

Указанное обстоятельство, зачастую, приводит к несвоевременному прибытию автодорожных караулов к местам приема (сдачи) конвоируемых лиц, увеличению времени нахождения в пути следования, возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий при выполнении служебных задач.

Результаты проведенного исследования показали, что в настоящее время существует потребность в специальных автомобилях с повышенной проходимостью. В связи с этим полагаем целесообразным внести изменения в приказ Минюста России от 28.04.2006 № 137 «Об обеспечении транспортными средствами уголовно-исполнительной системы и нормах их эксплуатации». Иными словами в регионы со сложными климатическими условиями специальные автомобили должны поставляться не только исходя из норм положенности, следует учитывать и характер выполняемых задач. В рассматриваемом случае речь идет о специальном автомобильном транспорте, оснащенном колесной формулой 4х4, 6х6.

По нашему мнению, это будет способствовать повышению уровня безопасности личного состава караула и конвоируемых лиц при осуществлении межсубъектового конвоирования.

3) отсутствие специально оборудованных мест для хранения личных вещей конвоируемых лиц (по мнению 85 % опрошенных).

В настоящее время конструкция фургона специального автомобиля не предусматривает штатных мест для размещения вещей конвоируемых лиц. В результате значительный объем личных вещей осужденных и лиц, заключенных под стражу, препятствует заполнению камер специального автомобиля согласно нормам посадки.

С целью поиска оптимальных путей решения обозначенной проблемы членами авторского коллектива представленной работы было проведено интервьюирование сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию.

В результате подавляющее большинство респондентов (65,1%) предложили внести изменения в действующие нормативные правовые акты в части определения веса и габаритов вещей конвоируемых лиц с учетом минимальных размеров проемов дверей камер специального транспорта, 22,3 % опрошенных предложили оборудовать багажные отсеки для вещей, 12,6 % опрошенных рекомендовали увеличить площадь одиночных камер специальных автомобилей (глубина, ширина).

Необходимо отметить, что указание ФСИН России предписывает размешать избыточный багаж конвоируемых лиц в свободных одиночных камерах специального автомобильного транспорта.

Полагаем, что для решения обозначенной проблемы вполне применимо любое из предложенных решений.

4) неудовлетворительное качество сидений для личного состава в кузове специального автомобиля (по мнению 60,6 % опрошенных).

Анализ результатов проведенного исследования показал, что сидения для личного состава, установленные в кузове специального автомобили, не подходят для перемещения на длительные расстояния. Так, по мнению респондентов, при нахождении в пути более 1,5 часов возникает утомляемость.

По нашему мнению, выход из сложившийся ситуации может заключаться в замене имеющихся кресел более комфортными, что требует внесения дополнений в приложение 6 приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», а также разработки нового проекта технического задания.

Таким образом, наличие указанных проблемных вопросов, возникающих при осуществлении конвоирования автомобильным транспортом, позволяют сделать вывод о необходимости выработки конкретных предложений по их разрешению, а также целесообразности исследования перспективных направлений развития межсубъектовых перевозок при осуществлении конвоирования автомобильным транспортом.

Библиогра фия:

1. Материалы научно-исследовательской работы «Проблемы осуществления межсубъктовых перевозок при осуществлении конвоирования автомобильным транспортом». - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, УОК ФСИН России, 2022.

2. Материалы научно-исследовательской работы «Актуальные вопросы санитарно-гигиенического и материально-бытового обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых при их перемещении автомобильным и железнодорожным транспортом». - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, УОК ФСИН России, 2022.

References:

1. Materials of the research work "Problems of intercubject transportation when escorting by road". - M.: FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, UOK of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2022.

2. Materials of the research work "Current issues of sanitary and hygienic and material and household provision of convicts, convicted and accused in their moving by road and rail". - M.: FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, UOK of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.