Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОНВОИРУЕМЫХ ЛИЦ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОНВОИРУЕМЫХ ЛИЦ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАРАУЛ / КОНВОИРОВАНИЕ / ОБВИНЯЕМЫЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВАГОНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобешко Артем Владимирович, Громов Максим Александрович

В статье рассматриваются проблемные вопросы санитарно-гигиенического и материально-бытового обеспечения осужденных и лиц, заключенных под стражу, при их перемещении железнодорожным транспортом, а также даются предложения, направленные на их решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бобешко Артем Владимирович, Громов Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES ARISING DURING THE MOVEMENT OF ESCORTED PERSONS BY RAIL

The article discusses the problematic issues of sanitary and hygienic and material and household provision of convicts and persons in custody when they are transported by rail, and also provides proposals aimed at solving them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОНВОИРУЕМЫХ ЛИЦ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_2_121

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОНВОИРУЕМЫХ ЛИЦ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ PROBLEMATIC ISSUES THAT ARISE WHEN MOVING ESCORTED PERSONS BY RAIL

БОБЕШКО Артем Владимирович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России». Россия, Пермский край, г. Пермь ул. Карпинского 125. E-mail: artem.bobeshko@ya.ru;

BOBESHKO Artem Vladimirovich,

Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125 Karpinsky str., Perm. E-mail: artem.bobeshko@ya.ru;

ГРОМОВ Максим Александрович,

старший преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета Владимирский юридический институт ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: Grom70@mail.ru;

GROMOV Maxim Aleksandrovich,

Senior Lecturer of the Department of Regime Organization and Supervision of the Faculty of Law of the VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia.

600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: Grom70@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы санитарно-гигиенического и материально-бытового обеспечения осужденных и лиц, заключенных под стражу, при их перемещении железнодорожным транспортом, а также даются предложения, направленные на их решение.

Abstract. The article discusses the problematic issues of sanitary and hygienic and material and household provision of convicts and persons in custody when they are transported by rail, and also provides proposals aimed at solving them.

Ключевые слова: караул, конвоирование, обвиняемые, осужденные, подозреваемые, специальные вагоны.

Keywords: guard, escorting, accused, convicted, suspects, special wagons.

Для цитирования: Бобешко А.В., Громов М.А. Проблемные вопросы, возникающие при перемещении конвоируемых лиц железнодорожным транспортом // Аграрное и земельное право. 2023. № 2(218). С. 121-123. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_121.

For citation: Babeshko A.V., Gromov M.A. Problematic issues arising during the movement of escorted persons by rail // Agrarian and Land Law. 2023. No. 2(218). pp. 121-123. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_121.

Статья поступила в редакцию: 10.12.2022

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является функцией, осуществляемой ФСИН России [1].

В ходе реализации данной нормы от управлений (отделов) по конвоированию территориальных органов ФСИН России назначаются плановые, сквозные, встречные, особые караулы, которые выполняют служебные задачи по осуществлению конвоирования железнодорожным транспортом.

В результате анализа служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию была выявлена тенденция уменьшения общего количества назначаемых железнодорожных караулов (оно снизилось на 22,95 % по сравнению с 2019 годом). Необходимо отметить, что количество лиц, перевозимых данным видом транспорта, также имеет динамику к снижению (уменьшилось на 24,13 % по сравн е-нию с 2019 годом).

В первую очередь выявленная разница обусловлена общим снижением парка специальных вагонов. Кроме этого, за последние три года была проведена существенная оптимизация системы перевозок, уменьшены нормы перевозки (посадки) конвоируемых лиц, а также изменено движение специальных вагонов на нескольких железнодорожных маршрутах. Важно отметить, что в основном закрываются либо оптимизируются дублирующие или внутрисубъектовые железнодорожные маршруты, где имеется незначительная загрузка. В связи с этим отдельные территориальные органы ФСИН России переходят на автодорожные перевозки, в том числе межрегиональные.

Относительно имеющегося парка специальных вагонов отметим, что в настоящее время для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам специальными подразделениями УИС по конвоированию используются следующие модификации специального железнодорожного транспорта: ЦМВ 61-4500, ЦМВ 61-4495, ЦМВ 61-827 [2, с. 49].

Современные специальные вагоны, в отличие от старших моделей (ЦМВ61-824, ЦМВ61-827), оснащены необходимым оборудованием для обеспечения безопасного конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, комфортного размещения и обеспечения жизнедеятельности личного состава караула. Последняя модель специального вагона ЦМВ 61 -4495 оборудована системами вентиляции, очистки и конди-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 2(218)

ционирования воздуха, автономным дизель-генератором, туалетной кабиной (с системой замкнутого сбора канализационных стоков), светодиодным освещением [3, с. 85].

Однако, несмотря на комфорт и удобства современных моделей, в процессе конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, железнодорожным транспортом могут возникать различные проблемы. Одной из таких проблем является обеспечение конвоируемых лиц индивидуальными спальными и постельными принадлежностями в пути следования. Рассмотрим ее более подробно.

В настоящее время при осуществлении специальных перевозок железнодорожным транспортом конвоируемым лицам не выдаются индивидуальные спальные и постельные принадлежности, а также не предоставляются индивидуальные спальные места, что, по мнению правозащитных организаций, является недопустимым. Аргументируя свою точку зрения, представители данных организаций зачастую ссылаются на постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 30 «Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Са-нитарно-эпидимиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры». Согласно п. 4.4.36, п. 4.4.37 данного постановления количество постельного белья, выдаваемого в рейс, должно определяться исходя из длительности рейса, пассажиропотока и количества мест в вагоне, предназначенных для пассажиров. Комплект постельного белья должен иметь индивидуальную упаковку, исключающую возможность его повторного применения.

Необходимо отметить, что действующими нормативными правовыми актами в специальных вагонах не предусматривается предоставление индивидуального спального места, а также выдача матрасов, подушек, одеял и постельных принадлежностей. Специальные вагоны относятся к классу жестких вагонов с местами для сидения, на верхних и средних полках конвоируемым лицам разрешается лежать, а также пользоваться личными спальными принадлежностями. Кроме этого, учитывая количество конвоируемых лиц, перемещаемых специальным вагоном за сутки, индивидуальные спальные принадлежности (матрас, подушка, одеяло) могут стать источником распространения болезнетворных организмов. Более того, могут возникнуть и другие проблемы, связанные с обеспечением их сохранности и целостности. В связи с этим считаем нецелесообразным осуществлять выдачу матрасов, подушек, одеял, а также постельных принадлежностей лицам, конвоируемым железнодорожным транспортом, в пути следования.

Другой не менее актуальной проблемой является санитарная обработка лиц, убывающих из учреждений -отправителей.

Согласно приказу Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» помывка лиц, содержащихся в учреждениях УИС, осуществляется еженедельно (не менее двух раз в неделю - для лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях, и не менее раза в неделю - для лиц, содержащихся в следственных изоляторах) по утвержденному графику. При их подготовке к конвоированию на справке по личному делу ставится отметка о прохождении санитарной обработки, с указанием даты посещения банно-прачечного комбината. Однако зачастую между датой помывки и датой убытия конвоируемого лица из учреждения может пройти до 6 дней. В последующем, при конвоировании в отдаленные субъекты Российской Федерации, данный срок может увеличиться на несколько дней. Общеизвестно, что несоблюдение гигиены тела может привести к развитию заболеваний, опасных как для человека, ее не соблюдающего, так и для лиц, его окружающих. В связи с этим полагаем целесообразным организовывать санитарную обработку осужденных и лиц, заключенных под стражу, накануне убытия из учреждения. Полагаем, что подобная мера сможет предотвратить распространение опасных заболеваний.

Помимо проблем, связанных с санитарной обработкой лиц, убывающих из учреждений-отправителей, актуальными представляются вопросы, связанные с профилактикой распространения патогенных микроорганизмов, передающихся воздушно-капельным и водным путем.

Стоит отметить, что, в отличие от специальных автомобилей, современные модели специальных вагонов (ЦМВ 61-4495) оборудованы стационарными обеззараживателями воздуха «Мегалит-Т-400», а также установками обеззараживания воды «Аквалит-1ЖТ». Вместе с этим, результаты проведенного исследования показали, что значительная часть парка специальных вагонов (более 50 %) остается не оснащенной подобными системами.

На первый взгляд, обозначенную проблему можно было бы решить путем внесения предложений заводу-изготовителю (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2020 года № 1395-р ОАО «Тверской вагоностроительный завод» определен единственным изготовителем специальных вагонов модели 61-4495 на 2019-2022 гг.) по дооборудованию конструкций специальных вагонов с учетом потребностей ФСИН России.

Однако в данной сфере имеются и другие трудности. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.07.2005 № 412 «О порядке приобретения, содержания и эксплуатации специальных вагонов для перевозки лиц, содержащихся под стражей» задачи по содержанию и технической эксплуатации специальных вагонов возложены на МВД России (ФКУ «ГЦСП МВД России»). Таким образом, ФСИН России не имеет возможности в полном объеме оценить соответствие технических характеристик используемых специальных вагонов новым требованиям, а также не имеет права вносить изменения в их конструкцию, поскольку не является их собственником. Необходимо отметить, что обозначенная проблема не ограничивается лишь вопросами дооборудования специальных вагонов устройствами обеззараживания воды и воздуха. Результаты проведенного исследования показали, что она может затрагивать и интересы маломобильных категорий граждан, перемещаемых по железнодорожным маршрутам конвоирования. Так, по мнению опрошенных нами сотрудников исправительных учреждений нескольких регионов, в настоящее время для модели специального вагона ЦМВ 61-4495 существует необходимость увеличения размеров камер (исходя из расчета не менее 0,6 кв. метров на одно конвоируемое лицо). Кроме этого, целесообразно оборудовать полки камер защитными скла-

дывающимися поручнями (ограничителями) или естественным бортиком (для исключения случаев травматизма в пути следования). Более того, существует необходимость оборудования туалетной комнаты съемными, сдвижными или монолитными поручнями, а также увеличения размеров унитаза от пола до 500-550 мм (для удобства пользования конвоируемыми лицами с ограниченными физическими способностями без дополнительной помощи).

Необходимо отметить, что предложенные дополнения в конструкцию являются не менее актуальными и для других моделей специальных вагонов (ЦМВ 61-4500, ЦМВ 61-827). В рассматриваемом случае речь идет о компоновке и расширении камер, рабочего тамбура, пространства туалетной комнаты, проемов между полками и дверьми (с учетом типовых размеров инвалидных колясок) [4].

В связи с этим, полагаем целесообразным закрепить обязанности по вопросам приобретения, организации движения, технического обслуживания и ремонта специальных вагонов за ОАО «Российские железные дороги» (далее - «РЖД»). По нашему мнению, такой порядок представляется наиболее логичным, поскольку основной ресурс, непосредственно влияющий на качество специальных железнодорожных перевозок, сосредоточен у «РЖД».

Другой не менее актуальной проблемой, влияющей на состояние санитарно-гигиенического обеспечения конвоируемых лиц, является отсутствие в государственных контрактах, заключаемых ФКУ «Главный центр специальных перевозок МВД России» договоренностей по обслуживанию специальных вагонов на ряде станций, где осуществляется перецепка. Особенно остро это ощущается при следовании специального транспорта по маршруту, проходящего по двум и более железным дорогам.

В результате на длительных стоянках (на станциях перецепки) специальные вагоны не подключаются к электропитанию (380 V), что непосредственным образом влияет на функционирование систем освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования. На первый взгляд обозначенную проблему мог бы решить дизель-генератор (электрогенератор), однако в специальном вагоне новой серии с ним нередко возникают проблемы (при его запуске в условиях низких температур окружающего воздуха), поскольку при его заправке горюче-смазочными материалами не всегда учитывается вид дизельного топлива, аккумуляторы без запуска дизеля быстро разряжаются.

Кроме этого, отсутствие договорных обязательств приводит к тому, что откачка экологически чистого туалетного комплекса производится не на каждой станции в пути следования, что может затруднять его эксплуатацию.

Выход из сложившийся ситуации может заключаться в своевременном заключении контрактов на обслуживание специальных вагонов в пути следования на всей протяженности железнодорожного маршрута конвоирования, с обязательным отображением в них обязанностей по обслуживанию специального железнодорожного транспорта на станциях, где осуществляется перецепка.

Полагаем, что предложения, представленные в работе, позволят совершенствовать деятельность данных подразделений в сферах санитарно-гигиенического и материально-бытового обеспечения осужденных и лиц, заключенных под стражу, в период их конвоирования по железнодорожным маршрутам, что, безусловно, положительным образом отразится на качестве выполняемых служебных задач.

Библиогра фия:

1. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 // СЗ РФ. 18.10.2004. № 42, ст. 4109.

2. Условия конвоирования железнодорожным транспортом осужденных и лиц, заключенных под стражу: история и наше время // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 10 (173). С. 47-51.

3. Еремин Д.С. Некоторые аспекты конвоирования в специальных вагонах осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на современном этапе развития // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара :Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. С. 84-85.

4. ГОСТ Р 51083-2015 Кресла-коляски. Общие технические условия // Официальный портал «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200129064?ysclid=lahte7sh2f740744768 (дата обращения: 10.11.2022).

References:

1. Issues of the Federal Penitentiary Service : Decree of the President of the Russian Federation No. 1314 of 13.10.2004 // SZ RF. 18.10.2004. No. 42, art. 4109.

2. Conditions for escorting convicts and persons in custody by rail: history and our time // Sheets of the penal enforcement system. 2016. No. 10 (173). pp. 47-51.

3. Eremin D.S. Some aspects of escorting convicts and persons in custody in special wagons at the present stage of development // Penitentiary security: national traditions and foreign experience : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Samara :Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2021. pp. 84-85.

4. GOST R 51083-2015 Wheelchairs. General technical conditions // Official portal "Codex". URL: https://docs.cntd.ru/document/1200129064?ysclid=lahte7sh2f740744768 (accessed date: 10.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.