Научная статья на тему 'ПРОЦЕССЫ УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

ПРОЦЕССЫ УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

361
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УНИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЕДИНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Женина Лариса Викторовна

На примере обновления нормативных документов в сфере основного и среднего образования рассматриваются практики создания единого образовательного и воспитательного процесса в российской школе, формирование единой региональной системы методического сопровождения процессов унификации в образовании и влияние цифровой среды на данный процесс. Сопоставляются процессы усиления государственного влияния на систему образования с процессами его унификации. Дается характеристика трансформации стандартов среднего и основного образования с точки зрения процессов унификации. Рассмотрены базовые методические основания унификации современного этапа российского образования: федеральные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и их компоненты (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы) обязательные для базового формирования программ образовательных организаций, учебных планов, рабочих программ педагогов, рабочих программ воспитания. Рассматривается эволюция понятия «рабочая программа» как инструмента проектирования деятельности педагога и усиление нормирования данного методического документа, анализируется преемственность «примерных рабочих программ по предмету» и «Федеральных рабочих программ». Показано сравнение подходов к унификации образовательного процесса в обновленных стандартах основного и среднего общего образования, а также влияние процессов унификации на систему школьного обучения и воспитания, на выработку практики реальной, а не номинальной модели единого образовательного процесса в российском образовании. Рассматривается проблема соотношения вариативной и обязательной части содержания обучения и воспитания в российской школе. В статье анализируется изменение подходов к воспитательной миссии современной российской школы, как важному элементу единого понимания значения образования для реализации государственной политики в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Женина Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESSES OF UNIFICATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF UPDATED STATE STANDARDS OF SCHOOL EDUCATION AND FEDERAL BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAMS

Using the example of updating normative documents in the field of basic and secondary education, the practices of creating a unified educational and educational process in the Russian school, the formation of a unified regional system of methodological support for unification processes in education and the influence of the digital environment on this process are considered. The processes of strengthening state influence on the education system are compared with the processes of its unification. The characteristic of the transformation of secondary and basic education standards from the point of view of unification processes is given. The basic methodological foundations of the unification of the modern stage of Russian education are considered: federal basic educational programs of basic general and secondary general education, and their components (federal curriculum, federal calendar curriculum, federal work programs of academic subjects, federal work program of education, federal calendar plan of educational work) mandatory for the basic formation of programs of educational organizations, educational institutions plans, work programs of teachers, work programs of education. The evolution of the concept of "teacher's work program" as a tool for designing teacher's activities and strengthening the rationing of this methodological document is considered, the continuity of "exemplary work programs on the subject" and "Federal work programs" is analyzed. The comparison of approaches to the unification of the educational process in the updated standards of basic and secondary general education, as well as the impact of unification processes on the system of school education and upbringing, on the development of the practice of a real, rather than nominal model of a unified educational process in Russian education, is shown. The article analyzes the changing approaches to the educational mission of the modern Russian school as an important element of a common understanding of the importance of education for the implementation of state policy in the field of education.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССЫ УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 15-23. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 13. P. 15-23.

Научная статья УДК 37.014

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -13-15-23

ПРОЦЕССЫ УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Лариса Викторовна Женина

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, l ari saj @yandex. ru

Аннотация. На примере обновления нормативных документов в сфере основного и среднего образования рассматриваются практики создания единого образовательного и воспитательного процесса в российской школе, формирование единой региональной системы методического сопровождения процессов унификации в образовании и влияние цифровой среды на данный процесс. Сопоставляются процессы усиления государственного влияния на систему образования с процессами его унификации. Дается характеристика трансформации стандартов среднего и основного образования с точки зрения процессов унификации. Рассмотрены базовые методические основания унификации современного этапа российского образования: федеральные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и их компоненты (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы) обязательные для базового формирования программ образовательных организаций, учебных планов, рабочих программ педагогов, рабочих программ воспитания. Рассматривается эволюция понятия «рабочая программа» как инструмента проектирования деятельности педагога и усиление нормирования данного методического документа, анализируется преемственность «примерных рабочих программ по предмету» и «Федеральных рабочих программ». Показано сравнение подходов к унификации образовательного процесса в обновленных стандартах основного и среднего общего образования, а также влияние процессов унификации на систему школьного обучения и воспитания, на выработку практики реальной, а не номинальной модели единого образовательного процесса в российском образовании. Рассматривается проблема соотношения вариативной и обязательной части содержания обучения и воспитания в российской школе. В статье анализируется изменение подходов к воспитательной миссии современной российской школы, как важному элементу единого понимания значения образования для реализации государственной политики в сфере образования.

Ключевые слова: образование, воспитание, Федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные основные образовательные программы, федеральные рабочие программы учебных предметов, единое образовательное пространство, унификация образовательного процесса, единая региональная система методического сопровождения.

Для цитирования: Женина Л.В. Процессы унификации образовательного процесса в Российской Федерации в условиях реализации обновленных государственных стандартов школьного образования и федеральных основных общеобразовательных программ // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 13. С. 15-23. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-13-15-23

© Женина Л.В., 2023

Original article

THE PROCESSES OF UNIFICATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF UPDATED STATE STANDARDS OF SCHOOL EDUCATION AND FEDERAL BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAMS

Larisa V. Zhenina

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, larisaj@yandex.ru

Abstract. Using the example of updating normative documents in the field of basic and secondary education, the practices of creating a unified educational and educational process in the Russian school, the formation of a unified regional system of methodological support for unification processes in education and the influence of the digital environment on this process are considered. The processes of strengthening state influence on the education system are compared with the processes of its unification. The characteristic of the transformation of secondary and basic education standards from the point of view of unification processes is given. The basic methodological foundations of the unification of the modern stage of Russian education are considered: federal basic educational programs of basic general and secondary general education, and their components (federal curriculum, federal calendar curriculum, federal work programs of academic subjects, federal work program of education, federal calendar plan of educational work) mandatory for the basic formation of programs of educational organizations, educational institutions plans, work programs of teachers, work programs of education. The evolution of the concept of "teacher's work program" as a tool for designing teacher's activities and strengthening the rationing of this methodological document is considered, the continuity of "exemplary work programs on the subject" and "Federal work programs" is analyzed. The comparison of approaches to the unification of the educational process in the updated standards of basic and secondary general education, as well as the impact of unification processes on the system of school education and upbringing, on the development of the practice of a real, rather than nominal model of a unified educational process in Russian education, is shown. The article analyzes the changing approaches to the educational mission of the modern Russian school as an important element of a common understanding of the importance of education for the implementation of state policy in the field of education.

Keywords: education, upbringing, Federal state educational standards, federal teacher work programs, unified educational space, unification of the educational process, unified regional system of methodological support.

For citation: Zhenina L.V. The processes of unification of the educational process in the Russian Federation in the context of the implementation of updated state standards of school education and federal basic general education programs. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;13:15-23. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-13-15-23

Введение

Обновление федеральных государственных образовательных стандартов школьного образования и нормативно-методических документов основного и среднего общего образования в двадцатые годы XXI в. напрямую связано с реализацией принципа государственного регулирования отношений в сфере образования, зафиксированного в ФЗ-273 «Об образовании» как «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации» [Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ]. Внесение изменений в Федеральный закон о Федеральной основной общеобразовательной программе непосредственно влияет на процессы унификации образовательного пространства современной российской школы.

Формирование общих принципов составления учебно-методической документации на основе определения единых для Российской Федерации базовых объема и содержания образования определенного уровня, унифицированных планируемых образовательных результатов освоения образовательной программы стало закономерным продолжением

реализации тенденции создания эффективных механизмов государственного регулирования образования. В этом смысле унификация инструментов организации процесса обучения и воспитания через разработку и утверждение федеральных программ воспитания и федеральных рабочих программ по учебным предметам может также рассматриваться как осуществление базового принципа в области государственной политики и правового регулирования в сфере образования о единстве образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Основная часть

Принцип единства образовательного процесса отражен в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего общего образования (далее обновленные ФГОС ООО, ФГОС СОО) через определение общих методологических основ российского образования (системно-деятельностный подход), единства обязательных требований к результатам освоения программ общего образования, единых требований к структуре общеобразовательных программ и условиям их реализации. Обновленные ФГОС начального, основного, среднего общего образования определяют единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе, как единство учебной и воспитательной деятельности. Ранее Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС НОО 2009 г., ФГОС ООО 2010 г. и ФГОС СОО 2012 г.) закладывали нормативные основы процесса унификации, ибо также заводили три нормативных позиции для формирования единого образовательного процесса как системы требований: к образовательным результатам, структуре программ, условиям реализации общеобразовательных программ. В этом смысле обновленные ФГОС основного, среднего образования продолжили ориентир на процесс унификации образовательного процесса, четче сформулировав требовательные императивы [ФГОС 2009; ФГОС 2010].

Законотворчество последних лет в области образования актуализировало проблему соотношения вариативной и единой инвариантной обязательной части содержания обучения и воспитания в российской школе. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет границы данного соотношения для каждого уровня образования в системе новых категорий, в том числе, вводит понятие федеральная основная общеобразовательная программа (далее ФООП). В п.10.1 статьи 2 ФООП рассматривается как «учебно-методическая документация... , определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы». Из закона уходит категория «примерная основная образовательная программа» (далее ПООП) как вид учебно-методической документации в применении к начальному, основному и среднему общему образованию [ФЗ-273].

На основании письма Минпросвещения от 16.01.2023 введение ФООП станет обязательным с 1 сентября 2023 г. для всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования обучающихся с первого по одиннадцатый класс [Письмо...]. Обязательность применения ФООП предусматривает для образовательных организаций при разработке основной образовательной программы «непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» [ФЗ-273].

Процесс унификации образования нашел выражение в терминологических дефинициях нормативных документов. В отношении ПООП использовалось указание как право «предусмотреть применение», в ФООП как обязанность «непосредственно применяют». Действительно, использование ПООП «без внесения изменений» рассматривалось скорее как право, реализуемое образовательной организацией при разработке своей основной общеобразовательной программы. Федеральный закон N 322 внес дополнения в статью 12 (частью 7.2) о том, что ОО «осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу» [ФЗ-322]. Таким образом, за образовательной организацией закреплялось право при разработке основной общеобразовательной программы брать за основу примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу и не создавать данную учебно-методическую документацию педагогами данной организации. ФООП как единые для Российской Федерации программы, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России, «непосредственно применяется» при организации учебно-воспитательного процесса.

Требование непосредственного применения ФООП в отношении гуманитарного пула учебных предметов более ярко выразило унификацию образовательных программ обучения и воспитания в российском образовательном пространстве. При разработке образовательной организацией основной образовательной программы необходимо учитывать требования ФГОС и ФООП, при этом содержание и планируемые результаты должны быть не ниже тех, которые запланированы в федеральных нормативах.

ФООП сохранили структурную комбинацию ПООП: целевой, содержательный, организационный разделы. Однако каждый из разделов федеральных программ уточнен в соответствии с едиными требованиями к организации учебной и воспитательной деятельности, к оценочным процедурам образовательных результатов.

Важным инструментом унификации в системе российского образования становится формирование Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников [Федеральный перечень учебников]. С одной стороны данный документ становится гарантом использования качественной учебной литературы в школах, с другой сокращает - унифицирует содержание учебной литературы, доводя до 1-2 учебников, которые можно использовать при организации учебно-воспитательного процесса предмета. Принцип вариативности при разработке учебников, провозглашенный в 90-е годы ХХ в., заменяется принципом унификации.

В связи с унификацией образовательного процесса в РФ серьезной корректировке подверглось понимание термина «рабочая программа учебных предметов», с точки зрения самостоятельности её разработки педагогами. Первоначально понятие «рабочая программа учебных предметов» было зафиксировано во ФГОС ООО 2010 г. в рамках характеристики содержательного раздела ООП наряду с термином «программа отдельных учебных предметов» [Приказ...]. В проекте Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения было зафиксировано, что примерная учебная программа «определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. и является ориентиром для составления рабочих программ для всех образовательных учреждений, обеспечивающих получение основного общего образования» [Концепция ...]. По мнению М.Р. Леонтьевой уже тогда подобный статус примерной

учебной программы показывал «влияние государства на содержание учебного предмета, на учебный процесс, на обеспечение единого образовательного пространства» [Леонтьев 2012].

Программы отдельных учебных предметов были ориентированы на реализацию принципа сохранения единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, обеспечивая инвариант содержания обучения, вариант тематического планирования хотя и задавал рамки для самостоятельного структурирования содержания, но носил рекомендательный характер [Стрелова 2013]. В более поздних редакциях ФГОС ООО 2010 г. термин «программы отдельных учебных предметов» в пункте 18.2.2. заменяется понятием «рабочие программы учебных предметов» [Приказ...].

Рабочие программы по предмету содержали обязательную часть, но позволяли реализовывать вариативный подход к структурированию содержания учебного материала, определению последовательности его изучения, распределению образовательных результатов по годам обучения, на уровне индивидуального тематического планирования сохранялась возможность распределять часы по темам и блокам и пр. Подобное соотношение статуса данных программ (Примерная программа по учебному предмету и рабочая программа по предмету) позволяло поддерживать идею свободного маневра педагога в области содержательной организации образовательного процесса, через внесение «авторских» элементов обучения в программы по предмету. Однако возникала и другая проблема: часть учителей оказались не готовы к разработке своих рабочих программ, при огромной учебной нагрузке педагога заниматься полноценной разработкой своих программ было сложно, началось «псевдо» творчество в разработке программ. На основе примерных программ по учебным предметам разрабатывались, как рабочие программы, так и примерные рабочие программы по предметным линиям учебников, в соответствии с подходов авторов учебной литературы.

Обновленные ФГОС сохранили терминологию «Примерная рабочая программа» и «Рабочая программа по предмету», по-прежнему, сохраняя потенциал вариативности в проектировании программы учителями [Примерная рабочая программа ...]. Рабочие программы по предмету и примерные рабочие программы законодательно определены как учебно-методическая документация, составленная в соответствии с обновленными ФГОС и позволяли планировать методические условия организации процесса обучения в ОО на основе заданного объема содержания, образовательных результатов и пр. [Приказ Министерства просвещения]. Однако в четко прописанной структуре элементов рабочей программы по предмету (содержание; планируемые результаты; тематическое планирование) оставалось все меньше «маневра» для свободного выбора педагога. Содержание, в основном, представлено «жестким каркасом» предметного знания и видов деятельности, планируемые результаты расписаны по годам обучения, лишь календарно- тематическое планирование содержит возможности детализации содержания, видов деятельности обучающихся, возможности выбора электронных (цифровых) образовательных ресурсов, по теме обучения [Примерная рабочая программа ...].

Программы обучения формируются, как правило, на базе «устоявшегося», общепринятого знания, научно подтвержденного или проверенного. Тем не менее, стать общепринятым любое знание может только после признаваемой обществом апробации, которая почти всегда реализуется в довольно длительные сроки, и только на основе результатов такой апробации можно создавать «пилотные» (пробные), а затем и типовые образовательные программы, примерные рабочие программы. В этом смысле, образование консервативно. В Российской Федерации федеральные рабочие программы, основаны на требованиях образовательных стандартов, обновленных для начальной и основной школы в соответствии с правовыми, социальными, технологическими изменениями, произошедшими за последние 10 лет в российском обществе и, безусловно, эти изменения нашли отражение в программах, например, развитие эмоционального интеллекта, функциональной грамотности и пр. запросах времени.

Проблема учета «свободного выбора» при проектировании рабочих программ педагога активно обсуждалась педагогической общественностью, в том числе, и на страницах «Учительской газеты» [Богуславский 2022]. Отмечалось, что свобода выбора для учителя при проектировании рабочих программ в рамках «жесткого каркаса» содержания и видов деятельности и унификации общих требований к образовательным результатам по годам обучения, зафиксированных в примерных рабочих программах, ограничивается.

Введение понятия федеральная рабочая программа ещё более сужает вариативные возможности данного учебно-методического документа. Однако альтернативой может стать создание программ авторских курсов по предметам в рамках внеурочной работы. Задача учителя по самостоятельной разработке учебно-методической документации к организации образовательного процесса в виде рабочих программ заменена задачей «непосредственного применения» федеральных рабочих программ в процессе обучения и воспитания. Иногда учителю проще следовать алгоритмизированному «конструктором» процессу разработки рабочей программы и отслеживать заданные нормативными документами образовательные результаты. В этом смысле важно рассматривать современные цифровые инструменты, созданные в помощь учителю, по созданию тематического планирования на основе федеральных рабочих программ педагога. Создание в помощь педагогу сайта ИСРО РАО «единое содержание общего образования» также работает на унификацию образовательного процесса. Созданы понятные и доступные для педагога сервисы по методическому сопровождению единого образовательного и воспитательного процесса, например единое методического сопровождение воспитательного часа «Разговоры и важном».

Инновационный вектор образования, действительно, сместился от содержания в сторону «кластера методов и форм обучения», использования новых методик и технологий в школе. Потенциал «технологических находок», созданных, «внедренных» в образовательное пространство школ за последние 20 лет значителен и становится опорой для творческого осмысления многими педагогами. Свобода выбора технологий, ресурсов и инструментов, в том числе цифровых, проявление творческого подхода к организации процесса обучения остается за педагогом.

Заключение

Унификация современного образовательного пространства в РФ задается комплексом учебно-методических документов, законодательно определенным как ФООП. Для обязательных предметов фундаментального ядра школьного образования в ФООП действительно задается «жесткий каркас» и содержания и видов деятельности, что соответствует современному требованию ФГОС - реализация принципа на единство образовательного процесса на территории РФ. В этом смысле мы отмечаем консервацию образования, как вполне закономерный процесс. Однако вариативное пространство сохранено: есть право образовательных организаций на введение курсов внеурочных и урочных, которые бы работали, в том числе, и на опережающее образование в соответствии с запросами родителей, региона. Бесспорно, важна подготовка педагогов, которые будут обладать компетенциями для организации процесса обучения таким образом, чтобы в каждой заданной федеральной рабочей программой теме увидеть перспективу для будущего, создать условия для овладения школьниками инструментами, в том числе цифровыми для самостоятельного осмысления, творческого поиска и саморазвития. Сегодня ФГОС и ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования играют важную роль в реализации принципа создания единого образовательного пространства на территории РФ.

Список литературы

1. Богуславский М. От содержания к кластеру методов [Электронный ресурс] // Учительская газета, № 34, 23 августа 2022. URL: https://ug.ru/ot-soderzhaniya-k-klasteru-metodov/ (дата обращения: 01.09.2022).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект/ под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М., 2008.

3. Леонтьева М.Р. Единое образовательное пространство [Электронный ресурс] // Просвещение. Общественные науки: интернет-издание для учителя. 2012. URL: http://socialnauki.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 01.09.2022).

5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387922 (дата обращения: 01.09.2022).

6. Примерная рабочая программа основного общего образования учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» [Электронный ресурс]. URL:

https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_uchebnogo_modul ya_Vvedenie_v_Novejshuyu_istoriyu_Rossii_Proekt_.htm. (дата обращения: 10.09.2022).

7. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Технология» [Электронный ресурс]. URL:

https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Tehnol ogiya_proekt_.htm] (дата обращения: 01.09.2022).

8. Стрелова О.Ю. Учитель основной школы и рабочая программа по учебному предмету [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2013. № 2. URL: http://www.pmedu.ru (дата обращения: 01.09.2022).

9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=428031 (дата обращения: 01.09.2022).

10. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. N 371-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2022/09/26/document-fz371 (дата обращения: 12.06.2022)

11. Письмо Минпросвещения РФ от 16.01.2023 N 03-68 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_439197/5e44583a4959c643bfc9574697fb5e90e62b3c6d (дата обращения: 20.01.2023).

12. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 322-ФЗ.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 10.05.2022) .

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL:

https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa (дата обращения: 10.05.2022).

15. Федеральный перечень учебников (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 (дата обращения: 10.05.2022).

References

1. Boguslavskii M. Ot soderzhaniya k klasteru metodov [From Content to Method Cluster]. Uchitel'skaya gazeta, no. 34, 2022. (In Russ.). Available at: https://ug.ru/ot-soderzhaniya-k-klasteru-metodov/ (accessed: 01.09.2022).

2. Kondakova A.M., Kuznetsova A.A. Kontseptsiya federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya [The concept of federal state educational standards of general education]. Moscow, 2008.

3. Leont'eva M.R. Edinoe obrazovatel'noe prostranstvo [Unified educational space]. Prosveshchenie. Obshchestvennye nauki: internet-izdanie dlya uchitelya, 2012. (In Russ.). Available at: http://socialnauki.ru. (accessed: 01.09.2022).

4. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. N 287 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021 N 287 "On approval of the federal state educational standard for basic general education]. (In Russ.). Available at:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (accessed: 01.09.2022).

5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 N 1897 (red. ot 11.12.2020) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya". [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 17, 2010 N 1897 (as amended on December 11, 2020) "On approval of the federal state educational standard for basic general education"]. (In Russ.). Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387922 (accessed: 01.09.2022).

6. Primernaya rabochaya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya uchebnogo modulya «Vvedenie v Noveishuyu istoriyu Rossii» [Approximate work program of the basic general education of the training module "Introduction to the Recent History of Russia"]. (In Russ.). Available at: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_uchebnogo_modul ya_Vvedenie_v_Novej shuyu_istoriyu_Rossii_Proekt_.htm (accessed: 10. 09.2022).

7. Primernaya rabochaya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya predmeta «Tekhnologiya» [Approximate work program of the basic general education of the subject "Technology"]. (In Russ.). Available at:

https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Tehnol ogiya_proekt_.htm] (accessed: 01.09.2022).

8. Strelova O.Yu. Uchitel' osnovnoi shkoly i rabochaya programma po uchebnomu predmetu [Primary school teacher and subject work program]./ Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2013, no. 2. (In Russ.). Available at: http://www.pmedu.ru (accessed: 01.09.2022).

9. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 14.07.2022) "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 14, 2022) "On Education in the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at:

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=428031 (accessed: 01.09.2022).

10. Federal'nyi zakon ot 24 sentyabrya 2022 g. N 371-F3 "O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" i stat'yu 1 Federal'nogo zakona "Ob obyazatel'nykh trebovaniyakh v Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law No. 371-F3 of September 24, 2022 "On Amending the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and Article 1 of the Federal Law "On Mandatory Requirements in the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/documents/2022/09/26/document-fz371 - FZ № 273-FZ (accessed: 12.06.2022)

11. Pis'mo Minprosveshcheniya RF ot 16.01.2023 N 03-68 [Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation of January 16, 2023 N 03-68]. (In Russ.). Available at:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_439197/5e44583a4959c643bfc9574697fb5e90e62b3c 6d (accessed: 20.01.2023).

12. Federal'nyi zakon ot 2 iyulya 2021 g. N 322-FZ [Federal Law No. 322-FZ of July 2, 2021]. (In-Russ.).

13. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Primary General Education (approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 06, 2009 No. 373, as amended by orders dated November 26, 2010 No. 1241, dated September 22, 2011 No. 2357)]. (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (accessed: 10.05.2022).

14. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g, no. 1897) [Federal State Educational Standard for Basic General Education (Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 17, 2010 No. 1897)]. (In Russ.). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa (accessed: 10.05.2022).

15. Federal'nyi perechen' uchebnikov (utverzhden prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii ot 21.09.2022 № 858 "Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya uchebnikov, dopushchennykh k ispol'zovaniyu pri realizatsii imeyushchikh gosudarstvennuyu akkreditatsiyu obrazovatel'nykh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost' i ustanovleniya predel'nogo sroka ispol'zovaniya isklyuchennykh uchebnikov" [The federal list of textbooks (approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated September 21, 2022 No. 858 "On approval of the federal list of textbooks approved for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education by organizations engaged in educational activities and the establishment of a limit period of use of excluded textbooks"]. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 (accessed: 10.05.2022).

Информация об авторе Л.В. Женина - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author V.E. Mikhailova - Ph. D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 25.01.2023; одобрена после рецензирования 02.02.2023; принята к публикации 15.02.2023.

The article was submitted 25.01.2023; approved after reviewing 02.02.2023; accepted for publication 15.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.