Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (2012-2021 ГГ.)'

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (2012-2021 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Анатолий Владимирович

В статье последовательно анализируются основные нормативные акты, принятые центральными органами государственной власти Российской Федерации и регулирующие порядок разработки, принятия, введения в действие Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, начиная с Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. до начала 2021 г. Показывается, что разработка стандартов -это, прежде всего серьезный нормотворческий процесс, задача которого состоит в создании таких правовых условий и гарантий, которые бы на деле смогли обеспечить полную реализацию прав каждого обучающегося на получение качественного образования. Делается акцент на том, что ФГОС, как главный организационно -педагогический документ страны, формулирующий обязательные требования в сфере образования и воспитания, одновременно выступает и в качестве результата, и в качестве гаранта общественного согласия по основным направлениям формирования и развития молодых поколений российских граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK OF STANDARDIZATION OF GENERAL EDUCATION IN RUSSIA (2012-2021)

The basic regulatory acts adopted by central state authorities of the Russian Federation and regulating the procedure of development, adoption and enforcement of the Federal State Educational Standards of General Education, starting with the Federal Law On Education in the Russian Federation of 2012 and until the beginning of 2021, are subsequently analyzed in the article. It is demonstrated that the development of standards is first of all a serious normsetting process, the aim of which is to create legal conditions and guarantees which would actually ensure the complete exercise of rights of each student to obtain high-quality education. It is underlined that the Federal State Educational Standards, being the main organizational and pedagogical document of the country formulating the obligatory requirements in the area of education and training, acts both as a result and surety of social consent regarding the main directions of formation and development of young generations of Russian citizens.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (2012-2021 ГГ.)»

УДК 37.01 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-212-224

ББК 74.04(2)

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (2012-2021 гг.)1

DEVELOPMENT OF LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK OF STANDARDIZATION OF GENERAL EDUCATION IN RUSSIA (2012-2021)

Овчинников Анатолий Владимирович

Ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук E-mail: anatovch2014@yandex.ru

Ovchinnikov Anatoly V.

Leading Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, ScD in Education E-mail: anatovch2014@yandex.ru

Аннотация. В статье последовательно анализируются основные нормативные акты, принятые центральными органами государственной власти Российской Федерации и регулирующие порядок разработки, принятия, введения в действие Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, начиная с Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. до начала 2021 г. Показывается, что разработка стандартов -это, прежде всего серьезный нормотворческий процесс, задача которого состоит в создании

Abstract. The basic regulatory acts adopted by central state authorities of the Russian Federation and regulating the procedure of development, adoption and enforcement of the Federal State Educational Standards of General Education, starting with the Federal Law On Education in the Russian Federation of 2012 and until the beginning of 2021, are subsequently analyzed in the article. It is demonstrated that the development of standards is first of all a serious normsetting process, the aim of which is to create legal conditions and guarantees

1 Работа выполнена в рамках Государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01 на 2021 г. и на плановый период 2022-2023 гг.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Овчинников А. В., 2021

таких правовых условий и гарантий, которые бы на деле смогли обеспечить полную реализацию прав каждого обучающегося на получение качественного образования. Делается акцент на том, что ФГОС, как главный организационно-педагогический документ страны, формулирующий обязательные требования в сфере образования и воспитания, одновременно выступает и в качестве результата, и в качестве гаранта общественного согласия по основным направлениям формирования и развития молодых поколений российских граждан.

which would actually ensure the complete exercise of rights of each student to obtain high-quality education. It is underlined that the Federal State Educational Standards, being the main organizational and pedagogical document of the country formulating the obligatory requirements in the area of education and training, acts both as a result and surety of social consent regarding the main directions of formation and development of young generations of Russian citizens.

Ключевые слова: образовательное законодательство, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, нормативные акты стандартизации общего образования, обязательные требования в общем образовании.

Keywords: legislation in education, Federal State Educational Standard of Secondary General Education, Federal State Educational Standard of Basic General Education, regulatory acts of standardization of general education, obligatory requirements in general education.

Для цитирования: Овчинников А В. Развитие нормативно-правовой базы стандартизации общего образования в России (2012-2021 гг.) // Проблемы современного образования. 2021. № 6. С. 212-224. DOI: 10.31862/2218-8711-20216-212-224.

Cite as: Ovchinnikov A. V. Development of legal and regulatory framework of standardization of general education in Russia (2012-2021). Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 6, pp. 212-224. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-212-224.

Среди фундаментальных изменений системы общего образования в России стало введение в 1998 г. понятия образовательного стандарта. За первое десятилетие XXI в. были разработаны и начали реализовываться два поколения стандартов общего образования. Идеология, заложенная в них, ориентировала на развитие у обучающихся универсальных учебных действий. Приведение учебных стандартов в соответствие с принятым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 потребовало изменений в нормативно-правовой базе, связанных с действием образовательного стандарта.

В ст. 2 Закона Федеральный государственный образовательный стандарт определялся как «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Соответствие процесса образования образовательным стандартам стало одним из важнейших показателей его качества. Стандарты назывались первым составным элементом системы российского образования (ст. 10, п. 1).

Статья 11 Закона подробно раскрывала социальную значимость стандартов, обеспечивающих: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Стандарты назывались основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

В соответствии с ФГОС должна была выстраиваться вся система образовательных программ и должны были разрабатываться условия, обеспечивающие их эффективную реализацию.

В то же время новый Закон, его формулировки породили много вопросов, решение которых потребовало целенаправленной работы органов власти по разъяснению законодательных положений по разработке и внедрению образовательных стандартов.

Минобрнауки России направило Письмо, содержащее рекомендации субъектам РФ по подготовке к реализации положений нового нормативного акта [1]. Особое внимание в документе уделялось вопросам разграничения компетенций федеральных и региональных органов власти при осуществлении образовательной политики, практической реализации норм закона, в том числе по вопросам разработки и внедрения стандартов.

13 мая 2013 г. было направлено Письмо «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях». В нем подчеркивалась необходимость преодоления «разрыва между процессом обучения и воспитания, в обеспечении целостности педагогического процесса» и отмечалось «отсутствие соответствующих четких положений в Стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания» [2].

Вскоре Минобрнауки России издало Рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе. В них подчеркивалось, что «в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование» [3].

Перед началом нового 2013/14 учебного года Правительство РФ утвердило «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и

внесения в них изменений» [4]1. На их основе при Минобрануки РФ создавались советы по ФГОС и профессиональным стандартам, задачей которых была профессиональная оценка документов.

Мониторинг качества образования стал важнейшим направлением в практической реализации положений стандарта. В числе важнейших всегда оставался показатель, характеризующий соответствие образовательных программ, используемых организацией установленным стандартам образования [5].

В принятых в это время документах подчеркивалось, что главным условием успешного прохождения лицензирования и аккредитации образовательных организаций является соответствие образовательных программ принятым стандартам [6].

В образовательные организации были направлены два письма Рособрнадзора [7; 8]. В них разъяснялось, что все документы, представляемые для получения лицензии или аккредитации, должны соответствовать не только нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но и образовательным стандартам. Аналогичный документ был принят и в части оказания платных образовательных услуг [9].

Нормотворческая деятельность была направлена на закрепление и разъяснение новой роли ФГОС как важнейшего нормативного документа и инструмента реализации обязательных требований в общем и коррекционном образовании [10; 11].

В первом документе содержалось положение о том, что коррекционное обучение не ставит задачей полное освоение учащимися образовательного стандарта.

Второй документ содержал стандарт начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и требования к адаптивным основным общеобразовательным программам обучения детей с тяжелыми нарушениями здоровья.

Очевидна гуманистическая направленность Стандарта, идеология которого основывалась на том, что «развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности» [11]. Целью и результатом реализации Стандарта называлось «общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ» [11].

Для организационной работы по внедрению ФГОС важное значение имело утверждение Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования [12]2. Они создавались «в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных основных общеобразовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам» [12].

В отдельном разделе документа были сформулированы основные направления деятельности УМО, в том числе в реализации положений стандартов образования.

Деятельность учебно-методических объединений в системе общего образования по традиции выступала одним из важнейших направлений работы органов исполнительной власти. В процессе ее совершенствования Министерством просвещения РФ в 2019 г.

1 Документ утратил силу.

2 Документ утратил силу с 8 февраля 2019 г.

был издан приказ, на основании которого на базе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» создавалось Федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по общему образованию [13].

Этим же приказом было утверждено новое Положение об Объединении. Основной целью создания УМО было обозначено участие педагогических и научных работников, представителей работодателя «в разработке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных основных общеобразовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам... в обеспечении качества и развития содержания общего образования» [13].

Основные направления деятельности УМО определялись как «подготовка предложений в Министерство просвещения Российской Федерации по проектам ФГОС, в том числе по проектам изменений в действующие ФГОС общего образования; участие в экспертизе проектов ФГОС; осуществление методического сопровождения реализации ФГОС», а также «анализ результатов мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования» [13].

Приводя в соответствие Законом «Об образовании в Российской Федерации» раннее принятые нормативные акты, Министерство образования и науки Российской Федерации 29 декабря 2014 г. издало три приказа по внесению изменений во ФГОС. Приказ № 1643 вносил изменения в Стандарт начального общего образования; Приказ № 1644 - основного общего образования, принятого в 2010 г. Приказом № 1645 вносились изменения в стандарт среднего (полного) общего образования.

В этих документах ФГОС назывался «основой объективной оценки соответствия установленным требованиям» усвоения уровня обучения независимо от формы получения образования. Также было вновь акцентировано внимание на необходимости учета региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Важным инструментом реализации ФГОС становилась оценка качества образования, в том числе независимая. Минобрнауки России направило письма, в которых предлагалась методика ее проведения. Выполнение требований ФГОС формулировалось как главное условие обеспечения высокого уровня качества образования [14; 15].

Продолжением политики реализации идей ФГОС стал Приказ Минобрнауки России от 6 июля 2016 г. № 822 [16], в котором подчеркивалось, что соответствие деятельности образовательной организации нормам, отраженным во ФГОС, является главным критерием успешности ее деятельности.

7 августа 2015 г. Департаментом государственной политики в сфере общего образования было направлено Письмо [17], в котором разъяснялись основные понятия, связанные с введением в действие и реализации на практике новых законодательных норм. Так в п. 12 подробно перечислялись пункты, которые должны содержаться в рабочих программах, порядок и правила разработки рабочих программ.

Отдельное внимание уделялось определению понятия «внеурочная деятельность», которому давалась подробная характеристика. Сформулированные Департаментом 33 вопроса и ответы на них помогли работникам образования точнее понять основные положения, на которых выстраивался ФГОС.

Анализ нормативно-правовой базы последних лет свидетельствует о том, что в ряде положений ФГОС общего образования была сделана корректировка формулировок в соответствии со складывающейся в стране социально-политической ситуацией, решением задач по консолидации российского общества, обеспечения социальной стабильности. Например, было внесено положение о необходимости формирования способности у обучающихся «противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям», необходимости обеспечить «сформирован-ность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения» [18].

Одновременно вносились существенные изменения в Стандарт. Они касались преподавания точных дисциплин, в частности математики. Была фактически прекращена дискуссия о целесообразности преподавания астрономии. Этот предмет сохранил статус фундаментального, способствующего формированию у обучающихся современной картины мира [18].

С целью реализации принципа государственно-общественного управления образованием был создан Совет Министерства просвещения РФ по Федеральным государственным образовательным стандартам. В его задачи вошло рассмотрение и утверждение стандартов, направляемых Министерством после проведения их экспертизы. Согласно утвержденному Положению Совет может принимать одно из четырех решений: рекомендовать проект стандарта к утверждению; рекомендовать проект стандарта к отклонению; рекомендовать проект стандарта к направлению на доработку с последующим утверждением и рекомендовать проект стандарта к направлению на доработку с последующим повторным обсуждением» [19].

В 2020 г. Министерство просвещения РФ продолжило работу по совершенствованию ФГОС общего образования. Приказом № 519 от 24 сентября была утверждена новая редакция п. 12 Стандарта, в котором был уточнен порядок проведения государственной итоговой аттестации обучающихся. Также было актуализировано положение о том, что «требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [20]. В документе были перечислены предметы, сдача экзаменов по которым была обязательна при проведении государственной итоговой аттестации. Также были перечислены учебные предметы, сдаваемые по выбору обучающегося.

11 декабря 2020 г. Минпросвещения России издало приказ № 712, на основании которого в образовательные организации нормативно возвращалось понятие воспитательной работы. В качестве обязательного документа вводилась «рабочая программа воспитания», определялись ее структура, цели и задачи реализации.

Образовательные организации обязывались самостоятельно реализовывать такую программу: «в единстве урочной и внеурочной деятельности... совместно с семьей и другими институтами воспитания». Рабочая программа должна быть направлена на «приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе» [21].

5 апреля 2021 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 85-ФЗ. Главный смысл изменений состоял во введении понятия «просветительская деятельность», которая была сформулирована как «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [22].

Ведение термина «просветительская деятельность» имеет принципиальное и прогрессивное значение. Термин «просвещение», традиционный для отечественного образования, сформировавшийся не только в советский, но и досоветский период развития российской школы, продолжает оказывать мощное влияние на развитие современного образовательного пространства. Вместе с тем он стал более восприниматься как обозначение некой духовной общенациональной ценности, которая складывалась на протяжении десятилетий и даже веков. Выражаем надежду, что введение нормативного определения понятия «просветительская деятельность» позволит наполнить новыми смыслами термин «просвещение». Это может стать примером позитивного использования богатых отечественных традиций на современном этапе инновационного развития отечественного общего образования, что потребует новых разъяснений нормативных положений, в том числе о сочетании этого термина с основными положениями ФГОС.

Следует отметить изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» законом № 144 от 26 мая 2021 г. В новой редакции ст. 11 ч. 5 актуализировано положение о разработке стандартов по уровням образования. Была принята новая редакция ст. 12. В части 7 констатируется, что образовательные организации «разрабатывают образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ» [23]. Аналогичная норма была закреплена в Положении о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденном Постановлением Правительства РФ 25 июня 2021 г. № 997 [24].

12 мая 2021 г. был издан приказ Министерства просвещения РФ [25], совершенствующий порядок разработки и общественно-государственного экспертного анализа примерных образовательных программ и ведении их реестра. В документе было подтверждено положение о том, что главным критерием при оценке конкретной программы должно быть соответствие ее содержания требованиям ФГОС определенного уровня образования.

Итогом организационно-правовой работы по стандартизации основного общего образования стало утверждение нового образовательного стандарта [26]. В отличие от прежнего в

нем фактически не дается правовой характеристики документа. На наш взгляд было бы целесообразно повторить в преамбуле норму 2010 г. о том, что это перечень обязательных требований, особенно в контексте принятия соответствующего общероссийского Закона [27].

Останавливаясь на важнейших положениях нового Стандарта, следует отметить то обстоятельство, что в нем были расширены общие положения, шире и глубже сформулированы общественно-политическое и организационно-управленческое значения введения ФГОС. Расширены формулировки о формировании российской гражданской идентичности у обучающихся как составляющей идентичности социальной, что способствует более четкому и точному формулированию задач гражданского воспитания.

Следует позитивно отметить изменение нормы старого стандарта, провозглашавшей системно-деятельностный подход в качестве методологической основы стандарта. В новом документе такой подход присутствует, однако прямо не называется, что создает больше возможностей для использования и других методологических подходов к разработке программ общего образования.

Стандарт определяет элементы социального опыта, которые должен приобрести обучающийся. Данное положение представляется прогрессивным, поскольку представляет больший спектр возможностей для свободного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Нормотворческая работа органов государственной власти, проходившая в период между принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 г. и ФГОС 2021 г., наглядно показала стремление власти сделать ФГОС не только документом, содержащим обязательные требования, но и правовой основой социального согласия в этой сфере жизни.

Принятые за прошедший период нормативные документы, развивавшие и конкретизирующие положения ФГОС, сформировали определенные социально-политические и правовые условия, обеспечивающие реальное существование единых требований в сфере образования и воспитания, в целом не препятствующих проявлению творческих начал, присущих процессу обучения и воспитания новых поколений граждан России.

Список литературы

1. «О федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2013 № ИР-170/17. URL: http://fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ ID=1810&q=стандарт (дата обращения: 03. 08.2021).

2. «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях». Письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09. URL: https://fcoz. ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=3595&q=стандарт (дата обращения: 05.08. 2021).

3. «Рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе». Письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013 № 09-879. URL: https://docs.cntd.ru/ document/499056566 (дата обращения: 2.08.2021).

4. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», утв. Постановлением Прави-

тельства РФ от 05.08.2013 № 661. URL: http://fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ ID=1042&q=стандарт (дата обращения: 15.08.2021).

5. «Об утверждении показателей мониторинга системы образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2017 № 955. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201710130029 (дата обращения: 12.08. 2021).

6. «О государственной аккредитации образовательной деятельности». Постановление правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039. URL: http://government. ru/docs/8408/ (дата обращения: 21.08. 2021).

7. «О лицензировании образовательной деятельности». Письмо федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.02.2014 № 01-19/06-01. URL: http://fcoz. ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=1789&q=стандарт (дата обращения: 14.08. 2021).

8. «О государственной аккредитации образовательной деятельности». Письмо федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.02.2014 № 01-20/06-01. URL: http:// fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=1790&q=стандарт (дата обращения: 14.08. 2021).

9. «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2013 № 1315. URL: https://docs.cntd.ru/document/499066473 (дата обращения: 17.08. 2021).

10. «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2014 № ВК-2270/07. URL: http://fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4l5l&q=стандарт (дата обращения: 12.08. 2021).

11. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598. URL: http://fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ ID=4608&q=стандарт (дата обращения: 12.08. 2021).

12. «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.10.2014 № 1322. URL: https://base.garant. ru/70818286/#:~:text=Приказ%20Министерства%20образования%20и%20нау-ки,2014%20г.%20 Регистрационный%20N%2035006 (дата обращения: 19.08. 2021).

13. «О федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.02.2019 № 64. URL: https://docs.cntd.ru/document/552479790 (дата обращения: 23.08. 2021).

14. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Письмо Минобрнауки от 01.04.2015 б/н. URL: http://fcoz.ru/search/detail. php?ELEMENT_ID=4858&q=стандарт (дата обращения: 2.09 2021).

15. «О направлении Методических рекомендаций по НОКО». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.2015 № АП-512/02. URL: http://fcoz. ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=6991&q=стандарт (дата обращения: 02.09. 2021).

16. «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.07.2016 № 822. URL: http:// fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=5966&q=стандарт (дата обращения: 12.08. 2021).

17. «О направлении рекомендаций». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2015 г. № 08-1228. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71073602/ (дата обращения: 27.08. 2021).

18. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613. URL: http://fcoz.ru/ search/detail.php?ELEMENT_ID=6609&q=стандарт (дата обращения: 04.09. 2021).

19. «Об утверждении Положения о Совете Министерства просвещения Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и среднего профессионального образования». Приказ Министерства просвещения РФ от 24.06.2019 № 318. URL: https://base.garant. ru/72695900/#:~:text=Приказ%20Министерства%20просвещения%20РФ%20 от,2019%20г.%20Регистрационный%20N%2055828 (дата обращения: 04.09.2021).

20. «О внесении изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». Приказ Министерства просвещения РФ от 24.09.2020 № 519. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202012240006 (дата обращения: 09.08. 2021).

21. «О внесении изменений в некоторые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». Приказ Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 № 712. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202012280006http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012280006 (дата обращения: 12.09. 2021).

22. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=381385&dst=1000000001%2C0#QoleNjSMzG hAjCmr (дата обращения: 30.08. 2021).

23. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 26.05.2021 № 144-ФЗ. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202105260041 (дата обращения: 03.09. 2021).

24. «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования». Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202106290021 (дата обращения: 30.08. 2021).

25. Об утверждении Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основ-

ных общеобразовательных программ. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2021 № 241. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202106160029 (дата обращения: 05.09. 2021).

26. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401333920/ (дата обращения: 15.09.2021).

27. «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007310002 (дата обращения: 06.09. 2021).

References

1. O federalnom zakone "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Pismo Minobrnauki RF ot 01.04.2013 No. IR-170/17. Available at: http://fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ ID=1810&q=standart (accessed: 03. 08.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Programma razvitiya vospitatelnoy komponenty v obshcheobrazovatelnykh uchrezh-deniyakh. Pismo Minobrnauki RF ot 13.05.2013 No. IR-352/09. Available at: https://fcoz.ru/ search/detail.php?ELEMENT_ID=3595&q=standart (accessed: 05.08. 2021).

3. Rekomendatsii po formirovaniyu perechnya mer i meropriyatiy po realizatsii Programmy razvitiya vospitatelnoy komponenty v obshcheobrazovatelnoy shkole. Pismo Minobrnauki RF ot 12.07.2013 No. 09-879. Available at: https://docs.cntd.ru/document/499056566 (accessed: 2.08.2021).

4. Pravila razrabotki, utverzhdeniya federalnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov i vneseniya v nikh izmeneniy, utv. Postanovleniem Pravitelstva RF ot 05.08.2013 No. 661. Available at: http://fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=1042&q=standart (accessed: 15.08.2021).

5. Ob utverzhdenii pokazateley monitoringa sistemy obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22.09.2017 No. 955. Available at: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001201710130029 (accessed: 12.08. 2021).

6. O gosudarstvennoy akkreditatsii obrazovatelnoy deyatelnosti. Postanovlenie pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 18.11.2013 No. 1039. Available at: http://government.ru/docs/8408/ accessed: 21.08. 2021).

7. O litsenzirovanii obrazovatelnoy deyatelnosti. Pismo federalnoy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 02.02.2014 No. 01-19/06-01. Available at: http://fcoz.ru/search/ detail.php?ELEMENT_ID=1789&q=standart (accessed: 14.08. 2021).

8. O gosudarstvennoy akkreditatsii obrazovatelnoy deyatelnosti. Pismo federalnoy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 02.02.2014 No. 01-20/06-01. Available at: http:// fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=1790&q=standart (accessed: 14.08. 2021).

9. Ob utverzhdenii primernoy formy dogovora ob obrazovanii po obrazovatelnym programmam nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 09.12.2013 No. 1315. Available at: https://docs.cntd.ru/document/499066473 (accessed: 17.08. 2021).

10. O sokhranenii sistemy spetsializirovannogo korrektsionnogo obrazovaniya. Pismo Minister-stva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 28.10.2014 No. VK-2270/07. Available at: http://fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENTJD=4151&q=standart (accessed: 12.08. 2021).

11. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta nachalnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 19.12.2014 No. 1598. Available at: http://fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4608&q=standart (accessed: 12.08. 2021).

12. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya ob uchebno-metodicheskikh obyedineniyakh v sisteme obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 15.10.2014 No. 1322. Available at: https://base.garant.ru/70818286/#:~:text= Prikaz%20Ministerstva%20obrazovaniya%20i%20nauki,2014%20g.%20Registratsio nnyy%20N%2035006 (accessed: 19.08. 2021).

13. O federalnom uchebno-metodicheskom obyedinenii po obshchemu obrazovaniyu. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 06.02.2019 No. 64. Available at: https://docs.cntd.ru/document/552479790 (accessed: 23.08. 2021).

14. Metodicheskierekomendatsiipoprovedeniyunezavisimoyotsenkikachestvaobrazovatelnoy deyatelnosti organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatelnuyu deyatelnost. Pismo Minobrnauki ot 01.04.2015 b/n. Available at: http://fcoz.ru/search/detail.php?ELEMENT_ ID =4858&q=standart (accessed: 2.09 2021).

15. O napravlenii Metodicheskikh rekomendatsiy po NOKO. Pismo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 03.04.2015 No. AP-512/02. Available at: http://fcoz.ru/ search/detail.php?ELEMENT_ID=6991&q=standart (accessed: 02.09. 2021).

16. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolneniya Federalnoy sluzhboy po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki gosudarstvennoy funktsii po osushchestvleniyu federalnogo gosudarstvennogo kontrolya kachestva obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 06.07.2016 No. 822. Available at: http://fcoz. ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=5966&q=standart (accessed: 12.08. 2021).

17. O napravlenii rekomendatsiy. Pismo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 7 avgusta 2015 g. No. 08-1228. Available at: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/7107 3602/ (accessed: 27.08. 2021).

18. O vnesenii izmeneniy v Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego obshchego obrazovaniya, utverzhdennyy Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 maya 2012 g. No. 413. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 29.06.2017 No. 613. Available at: http://fcoz.ru/search/detail. php?ELEMENT_ID=6609&q=standart (accessed: 04.09. 2021).

19. Ob utverzhdenii Polozheniya o Sovete Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii po federalnym gosudarstvennym obrazovatelnym standartam obshchego obrazovaniya i srednego professionalnogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 24.06.2019 No. 318. Available at: https://base.garant.ru/72695900/#:~:text=Prikaz%20 Ministerstva%20prosveshcheniya%20RF%20ot,2019%20g.%20Registratsionnyy%20N%20 55828 (accessed: 04.09.2021).

20. O vnesenii izmeneniya v Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego obshchego obrazovaniya, utverzhdennyy Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 maya 2012 g. No. 413. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 24.09.2020 No. 519. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012240006 (accessed: 09.08. 2021).

21. O vnesenii izmeneniy v nekotorye Federalnye gosudarstvennye obrazovatelnye standarty obshchego obrazovaniya po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 11.12.2020 No. 712. Available at: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202012280006http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202012280006 (accessed: 12.09. 2021).

22. O vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Federalnyy zakon ot 05.04.2021 No. 85-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=381385&dst=1000000001%2C0#QoleNjSMzGhAjC mr (accessed: 30.08. 2021).

23. O vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Federalnyy zakon ot 26.05.2021 No. 144-FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202105260041 (accessed: 03.09. 2021).

24. Ob utverzhdenii Polozheniya o federalnom gosudarstvennom kontrole (nadzore) v sfere obrazovaniya. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 25.06.2021 No. 997. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106290021 (accessed: 30.08. 2021).

25. Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki primernykh osnovnykh obshcheobrazovatelnykh programm, provedeniya ikh ekspertizy i vedeniya reestra primernykh osnovnykh obshcheobrazovatelnykh programm. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 12.05.2021 No. 241. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202106160029 (accessed: 05.09. 2021).

26. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 31.05.2021 No. 287. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (accessed: 15.09.2021).

27. Ob obyazatelnykh trebovaniyakh v Rossiyskoy Federatsii. Federalnyy zakon ot 31.07.2020 No. 247-FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310002 (accessed: 06.09. 2021).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 6

Статья поступила в редакцию 21.09.2021 The article was received on 21.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.