Формирование эффективного механизма информационного и организационно-методического сопровождения реализации образовательных программ
среднего профессионального образования
Марина Александровна Антонова
кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента музыкального искусства
Института культуры и искусств,
Московский городской педагогический университет,
Москва, Россия
0000-0001-7864-420Х Артурас Станисловович Валентонис
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовых дисциплин, Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия [email protected]
0000-0002-8212-7157 Ольга Витальевна Вильчинская
кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по воспитательной работе, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Кубанский государственный университет, филиал в г. Новороссийск, Новороссийск, Россия
[email protected], [email protected] ©
0000-0001-5484-7715 Марина Николаевна Вишневская
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия у1зсИ пеУБка] а. [email protected]
0000-0002-0998-3045 Сергей Георгиевич Воровщиков
доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией экспериментальной психологии
и педагогики, профессор Института педагогики и психологии образования,
Московский городской педагогический университет,
Москва, Россия
© 0000-0002-5233-5182 Михаил Владимирович Воропаев
доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики
Института педагогики и психологии образования,
Московский городской педагогический университет,
Москва, Россия
© 0000-0002-1031-7277
Елена Александровна Лаврентьева
доктор экономических наук, профессор, проректор по развитию образовательного комплекса
и взаимодействию с учебно-методическими объединениями,
Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова,
Санкт-Петербург, Россия
© 0000-0003-1604-7383 Маргарита Юрьевна Парамонова
кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии,
доцент кафедры теории и методики дошкольного образования,
Московский педагогический государственный университет,
Москва, Россия
0000-0003-1178-3912
Александр Валентинович Теремов
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры
естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия [email protected]
© 0000-0002-4603-6688 Марина Александровна Щербинина
кандидат технических наук, доцент, декан факультета заочного обучения
и среднего профессионального образования,
Сибирский государственный университет водного транспорта,
Новосибирск, Россия
0000-0002-5443-108Х
Поступила в редакцию: 03.02.2021 Принята: 11.02.2021 Опубликована: 02.04.2021
d 10.25726/О0123-3882-8919-р Аннотация
В настоящее время возрастает необходимость оптимизации процесса обновления и сопровождения основных образовательных программ среднего профессионального образования, а также оказания информационной поддержки профессиональным образовательным организациям. В статье рассматриваются преимущества создания единой нормативно-методической базы для разработки образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Обоснована необходимость поддержки педагогов среднего профессионального образования с целью повышение нормативно-методической компетентности, которая позволит педагогу эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные документы для решения профессиональных задач, в том числе в процессе подготовки образовательных программ. Единая нормативно-методическая база позволит оптимизировать процесс обновления и оценивания образовательных программ среднего профессионального образования за счет оперативного доступа к нормативным актам и получения консультационной поддержки.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование; образовательная программа; единая нормативно-методическая база; фонды оценочных средств; укрупненные группы профессий и специальностей.
Введение
Необходимость периодического обновления образовательных программ среднего профессионального образования и интенсификации образовательного процесса возникает в связи с внедрением передовых технологий и модернизацией мировых практик подготовки кадров [1].
Быстрая смена квалификаций и технологий в эпоху цифровизации экономики и общества обостряет проблему потребности в квалифицированных кадрах, включая рабочих и специалистов среднего звена [12]. Для того, чтобы идти «в ногу со временем» система среднего профессионального образования должна быть пластичной и своевременно реагировать на изменения и потребности рынка труда [20].
Сегодня в основе конкурентоспособности среднего профессионального образования лежит принцип непрерывности, высокая квалификация специалистов и гибкие модульные программы, способные подготовить к конкретным рабочим местам.
Создание условий для получения качественного образования молодежи, наряду с возможностями личностного развития и профессионального роста, является приоритетными задачами современных развитых государств [4; 12; 25].
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. №204 [8] поставил перед системой образования стратегические задачи по созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Исполнение Указа осуществляется в рамках Федерального проекта «Молодые профессионалы» [21], направленного на повышение конкурентоспособности профессионального образования, за счет модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Для реализации этих целей Министерством просвещения Российской Федерации была проведена масштабная работа по пересмотру и актуализации востребованных на рынке труда, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профессий и специальностей среднего профессионального образования. Процесс актуализации ФГОС среднего профессионального образования на основании требований профессиональных стандартов и компетенций WorldSkills в России является непрерывным.
В целях модернизации региональных систем среднего профессионального образования в 2018 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации были перечислены субсидии. В 2019 году стали предоставляться федеральные субсидии на оборудование учебных мастерских. В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [22] стартовали мероприятия по цифровизации системы среднего профессионального образования. Совершенствуются меры управления региональной системой профессионального образования. Укрупняются колледжи и техникумы, формируются управленческие команды и повышается их квалификация, поскольку грамотные управленческие решения напрямую влияют на инновационные процессы в системе среднего профессионального образования.
В этой связи изменяются и требования к образовательным программам.
Модернизация среднего профессионального образования основывается на следующей нормативной базе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [16];
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. №204 [8];
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями от 15 декабря 2014 г., 28 августа 2020г.) от 14 июня 2013 г. №464 [7];
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» от 16 августа 2013 г. №968 (ред. от 10 ноября 2020 г.) [19];
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О Методических рекомендациях по организации учебного процесса и выполнению выпускной квалификационной работы в сфере СПО» от 20 июля 2015 г. №06-846 [14];
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям») от 20 февраля 2017 г. №06-156 [13];
- Распоряжение Минпросвещения России от 1 апреля 2019 г. №Р-42 (ред. от 1 апреля 2020 г.) «Об утверждении Методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена» [17].
И это далеко не полный список нормативно-правовой документации.
Таким образом, процесс обновления образовательных программ усложняется не только поиском актуальной нормативно-правовой документации, но и вопросами к самой документации. Это позволяет говорить о потребности образовательных организаций в нормативно-методическом сопровождении реализации образовательных программ среднего профессионального образования [2].
Возрастает необходимость оптимизации процесса обновления и сопровождения основных образовательных программ среднего профессионального образования, а также оказания информационной поддержки профессиональным образовательным организациям. Процесс оптимизации представляет собой достижение максимума результатов при минимуме затрат или выбор из всех возможных вариантов наиболее результативных ресурсов.
Оптимизация поиска необходимой информации окажет положительное влияние на качество образовательного процесса благодаря сокращению временных ресурсов на подготовку образовательных программ.
Эффективный механизм информационного и организационно-методического сопровождения реализации образовательных программ среднего профессионального образования позволит аккумулировать актуальную нормативно-правовую и методическую документацию в формате единой структурированной базы данных [10; 11], включая:
- ФГОС среднего профессионального образования, в том числе по укрупненным группам профессий и специальностей,
- примерные основные образовательные программы среднего профессионального образования,
- примерные фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по обязательным дисциплинам среднего профессионального образования, в том числе с учетом профиля по укрупненным группам профессий и специальностей [5].
База данных нормативно-правовых актов и методических материалов позволит систематизировать информацию и облегчит поиск необходимых данных. Причем информация может быть подана в самом разнообразном виде: текстовом, графическом, аудио- или видеоданных.
Преимущества использования базы данных состоят в:
- удобстве и надежности хранения документов;
- сокращении времени на обработку документов;
- легкости доступа к базе данных для пользователей;
- отсутствии срока хранения документов;
- простоте использования;
- создании электронного архива документов, с возможностью поиска по заданным параметрам;
- возможности сохранения и пересылки документов в электронном виде.
Представленные в базе данных сведения будут полезны для педагогических работников и руководителей профессиональных образовательных организаций в качестве источника актуальной нормативной информации в процессе обновления и актуализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, а также в ходе контроля знаний учащихся [ 7].
В качестве «руководства пользователя» могут выступать обучающие мероприятия для педагогов среднего профессионального образования по работе с нормативно-методической базой.
Материалы и методы исследования
Анализ открытых источников выявил затруднения педагогов среднего профессионального образования в процессе подготовки образовательных программ, связанные с недостаточной нормативно-методической компетентностью [8]. Нормативно-методическая компетентность является одним из элементов в структуре профессиональной компетентности педагога.
Нормативно-методическая компетентность позволяет педагогу эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные документы для решения профессиональных задач.
Нарастание темпов воспроизводства нормативно-методической документации в сфере образования оказывает влияние на возрастающие требования со стороны государства и общества к подготовке специалиста не только в области преподавания предмета, но и в нормативно-методической сфере.
Нормативно-методическая компетентность педагога полностью выражена в его готовности работать с нормативными актами и позволяет выполнять, проектировать и реализовывать образовательный процесс, основываясь на актуальных нормативно-методических актах.
Динамичное обновление законодательства и постоянные нововведения формируют необходимость особого внимания к проблеме нормативно-методической подготовки педагогических кадров всех уровней. Сложившаяся ситуация вынуждает педагогов самостоятельно восполнять нормативно-правовые «пробелы», уделяя больше времени их изучению в ходе подготовки образовательной программы.
Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагога зачастую является и единственным способом выхода из имеющихся затруднений в ходе профессиональной деятельности.
Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что реализация новых образовательных стандартов по формированию образовательных программ, включающих дидактическую, методологическую, методическую, философскую и нормативно-методическую грамотность педагога, средний возраст которого составляет 52 года, может столкнуться с существенными затруднениями.
Все это говорит о несоответствии заданного темпа внедрения инноваций в образовательный процесс и скорости усвоения их педагогами в реальных условиях работы. Кроме того, складывающаяся ситуация увеличивает профессионально-педагогическую нагрузку педагога. В конечном итоге, это может привести к профессиональному выгоранию [3].
Результаты и обсуждения
Нормативно-методическая поддержка педагогов должна исходить из основных правил создания образовательной программы:
- соответствие федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования;
- синхронизация теории и практики, междисциплинарный характер построения содержания модулей.
- модульность;
Структурирование материалов базы данных онлайн-площадки основывается на реверсной технологии проектирования образовательных программ, предполагающей изначальную конкретизацию требований к результатам освоения программы по ФГОС и ТОП-50, в том числе определение знаний, умений, практического опыта, позволяющих сформировать необходимые компетенции, входящие в спецификацию компетенций.
В соответствии со спецификацией определяется перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик [23].
Проведенный анализ позволяет выявить наиболее подходящую укрупненную группу профессий и специальностей, к которой можно отнести разрабатываемую образовательную программу. Укрупненные группы специальностей объединяют схожие направления и условия реализации образовательной программы. Далее на основании полученных сведений отбираются сходные примерные основные образовательные программы.
В дальнейшем это позволит оптимизировать процесс контроля знаний и умений обучающихся, т.к. учебный процесс сопровождается контролем знаний, необходимых для управления учебной деятельностью [24].
Оценивание результатов освоения образовательной программы обучающимися основано на:
- текущем контроле;
- промежуточной аттестации;
- государственной (итоговой) аттестации [9].
В отличие от текущего контроля и государственной аттестации, промежуточная аттестация обычно проводится в конце семестра и позволяет оценить совокупность усвоенных знаний за один семестр. По итогам промежуточной аттестации делают выводы о переводе на следующий уровень.
Процедура оценки основывается на данных фондов оценочных средств, которые создаются для аттестации обучающихся с целью выявления соответствия их персональных достижений требованиям образовательной программы и допускает:
- зачет;
- дифференцированный зачет;
- экзамен.
К числу важнейших задач фондов оценочных средств примерных основных образовательных программ профессии/специальностей относят:
- контроль за уровнем приобретенных обучающимися знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС среднего профессионального образования;
- оценивание достижений обучающихся;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения;
- достижение такого уровня контроля и управления качеством образования, который обеспечил бы признание квалификаций выпускников работодателями отрасли [6].
Для выхода российского среднего профессионального образования на международный уровень образовательная программа должна разрабатываться в соответствии с компетенциями Международной некоммерческой организацией «WorldSkills International».
WorldSkills - программа, направленная на повышение качества подготовки по рабочим специальностям и популяризацию этих профессий среди молодежи. Основной инструмент WorldSkills -соревнования-чемпионаты, где участники получают возможность продемонстрировать свое профессиональное мастерство.
Перечень компетенций WorldSkills состоит из 6 блоков:
1) информационные и коммуникационные технологии;
2) производство и инженерия;
3) строительство;
4) транспорт;
б) сфера услуг;
6) творчество и дизайн.
Таким образом, планируется следующее структурирование базы данных:
- нормативно-методическая документация среднего профессионального образования;
- ФГОС среднего профессионального образования;
- примерные основные образовательные программы среднего профессионального образования;
- примерные рабочие программы по укрупненным группам профессий и специальностей;
- примерные фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профиля по укрупненным группам профессий и специальностей.
Доступ к базе данных будет обеспечен посредством личного кабинета участника.
Представленные в базе данные будут постоянно обновляться и редактироваться.
Преимущества базы данных в части методической поддержки педагогов заключается в ее:
- компактности и возможности хранения полученных данных в личном кабинете;
- скорости обработки информации;
- актуальности и доступности свежей информации;
- сокращении избыточности данных, связанных с использованием разнообразных источников информации;
- непротиворечивости, появляющейся вследствии избыточности данных;
- открытом доступе к данным;
- безопасности;
- гарантии правильности и точности представленных в базе данных.
Все эти преимущества обеспечиваются централизованным управлением администратора базы данных и соблюдением стандартов представления данных. Стандартизация важна для обмена данными, перенесения данных между системами, поиска необходимых данных, а также для совместного использования.
Для пользователей базы данных будет разработан обучающий видеоролик, проведены мероприятия по обмену опытом, проектированию образовательных программ, демонстрации собственных наработок.
Заключение
Традиционная практика обеспечения нормативной и учебно-методической документации не помогает устранить профессиональные затруднения педагогов среднего профессионального образовании в ходе подготовки образовательных программ.
Интерактивное методическое сопровождение - это современный подход к организации методической работы по обеспечению нормативно-методической компетентности педагогов и эффективной педагогической деятельности.
Формирование единой базы нормативно-методических материалов среднего профессионального образовании является действенным механизмом информационного и организационно-методического сопровождения реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Он позволяет не только решить педагогические затруднения, связанные с недопониманием понятийного аппарата новых стандартов, но и повысить уровень профессиональных компетенций.
Единая база данных актуальной нормативно-методической документации среднего профессионального образования оптимизирует процесс обновления образовательных программ и сформирует механизм непрерывного обновления и актуализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
Список литературы
1. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / авт.-сост.: В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк и др. / под общ. ред. А.Н. Лейбовича. М.: ФИРО, 2016. 256 с.
2. Алдакимов А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: историко-педагогический и социальный аспекты // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-3. С. 3-9.
3. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения. М: Учитель, 2020. 646 с.
4. Воронин И.Н. Анализ современного состояния национального рынка труда России // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2019. Т. 5. №4. С. 127-135.
5. Галушка М.А. Развитие независимой оценочной системы качества образования в России // Международный студенческий научный вестник. 2018. №1. С. 82.
6. Голубева Т.В. Тестовые задания и контрольные работы по учебной дисциплине ОГСЭ 2 История. Среднее профессиональное образование // Библиотека журнала «Методист». 2019. №8. С. 4-56.
7. Давлатмуродов Ш.Ш. Концепция образования в современной России // Аллея науки. 2017. Т. 1. №14. С. 312-316.
8. Дробышева Е.А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России // Молодой ученый. 2019. №36(274). С. 35-36.
9. Ковальчук О.В. Методологические аспекты оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образованиях // Современные проблемы науки и образования. 2017. №6. С. 87-88.
10.Коннолли Т. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. М.: Вильямс И.Д., 2017. 1440 с.
11.Мартишин С.А., Симонов В.Л., Храпченко М.В.Проектирование и реализация баз данных в СУБД MySQL с использованием MySQL Workbench: методы и средства проектирования информационных систем и технологий. М.: Форум, 2018. 61 с.
12.Методические рекомендаций с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся и построения индивидуализированных треков освоения образовательных программ среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // ФИРО РаНхИГС: [сайт]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/fgos_spo/new_fgos/rekom_19nov_10-12.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
13. О методических рекомендациях [Электронный ресурс]: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. №06-156 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022017-n-06-156-o-metodicheskikh/ (дата обращения: 11.03.2021).
14. О Методических рекомендациях по организации учебного процесса и выполнению выпускной квалификационной работы в сфере СПО [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2015 г. №06-846 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/71176382/ (дата обращения: 11.03.2021).
15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.03.2021).
16.Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).
17. Об утверждении Методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена [Электронный ресурс]: распоряжение Минпросвещения России от 1 апреля 2019 г. №Р-42 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/72241526/ (дата обращения: 11.03.2021).
18. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №464 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150312/ (дата обращения: 11.03.2021).
19. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. №968 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/70500084/ (дата обращения: 11.03.2021).
20. Овчинникова А.Ю. Текущее состояние рынка труда в России // Научные исследования. 2019. №9(10). С. 44-46.
21. Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» [Электронный ресурс]: приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №3 // АУ «Институт развития образования»: [сайт]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/ 2019/nac.proekt/Федеральный_проект_Молодые_профессионалы.pdf#1 (дата обращения: 01.03.2021).
22. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]: приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №3 // URL: https://edu54.ш/upload/files/2016/03/Федеральный% 20проект%20Цифровая%20образовательная%20среда^ (дата обращения: 01.03.2021).
23.Развитие системы профессиональных квалификаций / авт.-сост.: А.Н. Лейбович, И.А. Волошина, В.И. Блинов и др. М.: Изд-во «Перо», 2018. 20 с.
24. Разработка и применение оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов: Сборник методических рекомендаций / А.Н. Лейбович, А.А. Факторович, А.С. Перевертайло, С.А. Лушников / под общ. ред. А.Н.Лейбовича. М.: Изд-во «Перо», 2017. 320 с.
25.Скворцов Е.А., Бекешева А.Ю. Актуальные проблемы и тенденции развития российского рынка труда // Актуальные проблемы сохранения и развития биологических ресурсов. 2015. С. 417-422.
Formation of the effective mechanism of information and organizational and methodical maintenance of implementation of educational programs of secondary professional education
Marina A. Antonova
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Associate professor of the Department
of musical arts of the Institute of culture and arts,
Moscow City Pedagogical University,
Moscow, Russia
0000-0001-7864-420X Arturas S. Valentonis
Candidate of legal sciences, Associate professor, Associate professor of the Department of legal disciplines, State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia [email protected]
0000-0002-8212-7157 Olga V. Vilchinskaya
Candidate of economic sciences, Associate professor, Deputy director for educational work, Associate professor of the Department of humanities, Kuban State University, branch in Novorossiysk, Novorossiysk, Russia
[email protected], [email protected] ©
0000-0001-5484-7715 Marina N. Vishnevskaya
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of humanities, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Cheboksary, Russia visch nevskaj a. [email protected]
0000-0002-0998-3045 Sergey G. Vorovshchikov
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Head of the Laboratory of experimental psychology and pedagogy,
Professor of the Institute of pedagogy and psychology of education,
Moscow City Pedagogical University,
Moscow, Russia
© 0000-0002-5233-5182 Mikhail V. Voropaev
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Professor of the Department of pedagogy of the Institute of pedagogy and psychology of education, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia
0000-0002-1031-7277
Elena A. Lavrentieva
Doctor of economic sciences, Professor, Vice-rector for the development
of the educational complex and interaction with educational and methodological associations,
State University of the Navy and River Fleet named after Admiral S.O. Makarov,
St. Petersburg, Russia
0000-0003-1604-7383 Margarita Yu. Paramonova
Candidate of pedagogical sciences, Dean of the Faculty of preschool pedagogy and psychology, Associate professor of the Department of theories and methods of preschool education, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia [email protected]
© 0000-0003-1178-3912 Alexander V. Teremov
Doctor of pedagogical sciences, Associate professor, Professor of the Department
of natural science education and communicative technologies of the Institute of biology and chemistry,
Moscow Pedagogical State University,
Moscow, Russia
0000-0002-4603-6688 Marina A. Shcherbinina
Candidate of technical sciences, Associate professor,
Dean of the faculty of correspondence education and secondary vocational education, Siberian State University of Water Transport, Novosibirsk, Russia [email protected]
© 0000-0002-5443-108X
Received: 03.02.2021 Accepted: 11.02.2021 Published: 02.04.2021
d 10.25726/O0123-3882-8919-p Abstract
Now need of optimization of process of updating and support of the main educational programs of secondary professional education and also rendering information support to the professional educational organizations increases. In article advantages of creation of uniform standard and methodical base to development of educational programs of secondary professional education according to federal state educational standards of secondary professional education are considered. Need of support of teachers of secondary professional education on purpose increase in standard and methodical competence which will allow the teacher to use effectively in the professional activity legislative and other normative documents for the solution of professional tasks, including in the course of preparation of educational programs is proved. The uniform standard and methodical base will allow to optimize process of updating and estimation of educational programs of secondary professional education at the expense of quick access to regulations and receiving consulting support.
Keywords
secondary vocational education; educational programme; unified regulatory and methodological framework; valuation funds; enlarged groups of professions and specialties.
References
1. Aktual'ny'e voprosy' razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya: prakticheskoe posobie / avt.-sost.: V.I. Blinov, E.Yu. Esenina, O.F. Klink i dr. / pod obshh. red. A.N. Lejbovicha. M.: FIRO, 2016. 256 s.
2. Aldakimov A.N. Tendencii razvitiya sovremennoj sistemy' obrazovaniya v Rossii: istoriko-pedagogicheskij i social ny'j aspekty' // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. №57-3. S. 3-9.
3. Babich O.I. Profilaktika sindroma professional'nogo vy'goraniya pedagogov. Diagnostika, treningi, uprazhneniya. M: Uchitel', 2020. 646 c.
4. Voronin I.N. Analiz sovremennogo sostoyaniya nacional'nogo ry'nka truda Rossii // Geopolitika i e'kogeodinamika regionov. 2019. T. 5. №4. S. 127-135.
5. Galushka M.A. Razvitie nezavisimoj ocenochnoj sistemy' kachestva obrazovaniya v Rossii // Mezhdunarodny'j studencheskij nauchny'j vestnik. 2018. №1. S. 82.
6. Golubeva T.V. Testovy'e zadaniya i kontrol'ny'e raboty' po uchebnoj discipline OGSE' 2 Istoriya. Srednee professional'noe obrazovanie // Biblioteka zhurnala «Metodist». 2019. №8. S. 4-56.
7. Davlatmurodov Sh.Sh. Koncepciya obrazovaniya v sovremennoj Rossii // Alleya nauki. 2017. T. 1. №14. S. 312-316.
8. Droby'sheva E.A. Sovremennoe sostoyanie i problemy' razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Molodoj ucheny'j. 2019. №36(274). S. 35-36.
9. Koval'chuk O.V. Metodologicheskie aspekty' ocenki e'ffektivnosti obrazovatel'noj deyatel'nosti v municipal'ny'x obrazovaniyax // Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya. 2017. №6. S. 87-88.
10. Konnolli T. Bazy' danny'x. Proektirovanie, realizaciya i soprovozhdenie. Teoriya i praktika. M.: Vil'yams I.D., 2017. 1440 c.
11.Martishin S.A., Simonov V.L., Xrapchenko M.V.Proektirovanie i realizaciya baz danny'x v SUBD MySQL s ispol'zovaniem MySQL Workbench: metody' i sredstva proektirovaniya informacionny'x sistem i texnologij. M.: Forum, 2018. 61 c.
12.Metodicheskie rekomendacij s opisaniem tipovy'x reglamentov intensifikacii obrazovatel'nogo processa dlya obespecheniya optimizacii srokov podgotovki obuchayushhixsya i postroeniya individualizirovanny'x trekov osvoeniya obrazovatel'ny'x programm srednego professional'nogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs] // FIRO RANXIGS: [sajt]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/fgos_spo/new_fgos/ rekom_19nov_10-12.pdf (data obrashheniya: 01.03.2021).
13.O metodicheskix rekomendaciyax [E'lektronny'j resurs]: Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 20 fevralya 2017 g. №06-156 // Zakony', kodeksy' i normativno-pravovy'e akty' Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022017-n-06-156-o-metodicheskikh/ (data obrashheniya: 11.03.2021).
14.O Metodicheskix rekomendaciyax po organizacii uchebnogo processa i vy'polneniyu vy'pusknoj kvalifikacionnoj raboty' v sfere SPO [E'lektronny'j resurs]: pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 20 iyulya 2015 g. №06-846 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/71176382/ (data obrashheniya: 11.03.2021).
15.O nacional'ny'x celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [E'lektronny'j resurs]: ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. №204 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (data obrashheniya: 01.03.2021).
16.Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs]: Federal'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashheniya: 01.03.2021).
17.Ob utverzhdenii Metodicheskix rekomendacij o provedenii attestacii s ispol'zovaniem mexanizma demonstracionnogo e'kzamena [E'lektronny'j resurs]: rasporyazhenie Minprosveshheniya Rossii ot 1 aprelya 2019 g. №R-42 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/72241526/ (data obrashheniya: 11.03.2021).
18.Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushhestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'ny'm programmam srednego professional'nogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs]: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 iyunya 2013 g. №464 // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150312/ (data obrashheniya: 11.03.2021).
19.Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'ny'm programmam srednego professional'nogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki rF ot 16 avgusta 2013 g. №968 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/70500084/ (data obrashheniya: 11.03.2021).
20.0vchinnikova A.Yu. Tekushhee sostoyanie ry'nka truda v Rossii // Nauchny'e issledovaniya. 2019. №9(10). S. 44-46.
21.Pasport federal'nogo proekta «Molody'e professional/ (Povy'shenie konkurentosposobnosti professional'nogo obrazovaniya)» [E'lektronny'j resurs]: prilozhenie k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07 dekabrya 2018 g. №3 // AU «Institut razvitiya obrazovaniya»: [sajt]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/2019/nac.proekt/ Federal'ny'j_proekt_Molody'e_professionaly'.pdf#1 (data obrashheniya: 01.03.2021).
22.Pasport federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda» [E'lektronny'j resurs]: prilozhenie k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07 dekabrya 2018 g. №3 // URL: https://edu54.ru/upload/files/2016/03/Federal'ny'j% 20proekt%20Cifrovaya%20obrazovatel'naya%20sreda.pdf (data obrashheniya: 01.03.2021).
23. Razvitie sistemy' professional'ny'x kvalifikacij / avt.-sost.: A.N. Lejbovich, I.A. Voloshina, V.I. Blinov i dr. M.: Izd-vo «Pero», 2018. 20 s.
24.Razrabotka i primenenie ocenochny'x sredstv dlya provedeniya professional'ny'x e'kzamenov: Sbornik metodicheskix rekomendacij / A.N. Lejbovich, A.A. Faktorovich, A.S. Perevertajlo, S.A. Lushnikov / pod obshh. red. A.N.Lejbovicha. M.: Izd-vo «Pero», 2017. 320 s.
25.Skvorcov E.A., Bekesheva A.Yu. Aktual'ny'e problemy' i tendencii razvitiya rossijskogo ry'nka truda // Aktual'ny'e problemy' soxraneniya i razvitiya biologicheskix resursov. 2015. S. 417-422.