Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ'

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предметная область «Родной язык и родная литература» / примерная рабочая программа / федеральный государственный образовательный стандарт / subject area “Native language and native literature” / approximate work program / federal state educational standard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добротина И. Н., Критарова Ж. Н.

В статье рассматривается исторический аспект изучения родного языка и родной литературы в российской школе, а также становление предметной области «Родной язык и родная литература». Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения уровня изучения предметов данной области в соответствии с политикой государства по защите и поддержке родных языков народов Российской Федерации и действующим законодательством. Цель исследования — проследить основные этапы изучения родного языка и обучения на нем в национальных субъектах и регионах Российской Федерации, чтобы определить подходы к составлению образовательных программ в современной социокультурной ситуации. На основе анализа нормативного и научно-методического обеспечения преподавания предметов предметной области «Родной язык и родная литература» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, в том числе в исторической ретроспективе, определить направления проектирования рабочих программ в соответствии с планируемыми результатами проекта обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В статье обобщается актуальная педагогическая и лингвометодическая информация, позволяющая авторам программ по родному языку и родной литературе во всех регионах нашей страны подготовить такие программы и в результате их одобрения на заседании федерального учебно-методического объединения (ФУМО) разместить на сайте https://fgosreestr.ru/oop в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)». Научная новизна материала заключается в разработке планируемых предметных результатов, подходов к составлению программ и основных направлений содержания курсов по языкам и литературам народов России для 10–11 классов общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добротина И. Н., Критарова Ж. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT AREA “NATIVE LANGUAGE AND LITERATURE” IN SECONDARY SCHOOL: APPROACHES TO THE PREPARATION OF WORK PROGRAMS

The article examines the historical aspect of the study of the native language and native literature in the Russian school, as well as the formation of the subject area “Native language and native literature”. The relevance of the research is due to the need to increase the level of study of subjects in this field in accordance with the state policy on the protection and support of the native languages of the peoples of the Russian Federation and the current legislation. The purpose of the study is to trace the main stages of learning the native language and teaching it in the national subjects and regions of the Russian Federation in order to determine approaches to the compilation of educational programs in the modern socio-cultural situation. Based on the analysis of normative and scientific and methodological support for teaching subjects of the educational field “Native language and native literature” in general education organizations of the Russian Federation, including with a historical retrospective, to determine the directions of designing work programs in accordance with the planned results of the project of updated federal standards of secondary general education. The article summarizes the current pedagogical and linguistic methodological information that allows authors of programs in the native language and native literature in all regions of our country to prepare such programs and, as a result of their approval at a meeting of the Federal Educational and Methodological Association (FUMO), to post on the website https://fgosreestr.ru/oop in the section “Basic educational programs in terms of academic subjects, courses, disciplines (modules)”. The scientific novelty of the material consists in the formulation of the planned subject results and the main directions of the content of native language and native literature courses for grades 10–11 of general education organizations.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 65-78. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 4 (85). P. 65-78.

Научная статья УДК 373

doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-65-78

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

И. Н. Добротина

Ирина Нургаиновна Добротина1, Жанна Николаевна Критарова2

1 2 Институт стратегии развития образования Российской академии наук, Москва, Россия

1 dobrotina.irina@yandex.ru

2 kritarova@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается исторический аспект изучения родного языка и родной литературы в российской школе, а также становление предметной области «Родной язык и родная литература». Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения уровня изучения предметов данной области в соответствии с политикой государства по защите и поддержке родных языков народов Российской Федерации и действующим законодательством. Цель исследования — проследить основные этапы изучения родного языка и обучения на нем в национальных субъектах и регионах Российской Федерации, чтобы определить подходы к составлению образовательных программ в современной социокультурной ситуации. На основе анализа нормативного и научно-методического обеспечения преподавания предметов предметной области «Родной язык и родная литература» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, в том числе в исторической ретроспек-

Ж.Н.Критарова

© Добротина И. Н., 2022 © Критарова Ж. Н., 2022

тиве, определить направления проектирования рабочих программ в соответствии с планируемыми результатами проекта обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В статье обобщается актуальная педагогическая и лингвометодическая информация, позволяющая авторам программ по родному языку и родной литературе во всех регионах нашей страны подготовить такие программы и в результате их одобрения на заседании федерального учебно-методического объединения (ФУМО) разместить на сайте https://fgosreestr.ru/oop в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)». Научная новизна материала заключается в разработке планируемых предметных результатов, подходов к составлению программ и основных направлений содержания курсов по языкам и литературам народов России для 10-11 классов общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: предметная область «Родной язык и родная литература», примерная рабочая программа, федеральный государственный образовательный стандарт

Благодарности. Работа выполнена в рамках государственного задания ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00058-22 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг.

Для цитирования: Добротина И. Н., Критарова Ж. Н. Предметная область «Родной язык и родная литература» в средней общеобразовательной школе: подходы к составлению рабочих программ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 65-78. аок10.24412/2224-0772-2022-85-65-78

Original article

SUBJECT AREA "NATIVE LANGUAGE AND NATIVE LITERATURE" IN SECONDARY SCHOOL: APPROACHES TO THE PREPARATION OF WORK PROGRAMS

Irina N. Dobrotina1, Zhanna N. Kritarova2

1 2 Institute for strategy of education development of the Russian academy of education, Moscow, Russia

1 dobrotina.irina@yandex.ru

2 kritarova@rambler.ru

Annotation. The article examines the historical aspect of the study of the native language and native literature in the Russian school, as well as the formation of the subject area "Native language and native literature". The relevance of the research is due to the need to increase the level of study of subjects in this field in accordance with the state policy on the protection and support of the native languages of the peoples of the Russian Federation and the current

legislation. The purpose of the study is to trace the main stages of learning the native language and teaching it in the national subjects and regions of the Russian Federation in order to determine approaches to the compilation of educational programs in the modern socio-cultural situation. Based on the analysis of normative and scientific and methodological support for teaching subjects of the educational field "Native language and native literature" in general education organizations of the Russian Federation, including with a historical retrospective, to determine the directions of designing work programs in accordance with the planned results of the project of updated federal standards of secondary general education. The article summarizes the current pedagogical and linguistic methodological information that allows authors of programs in the native language and native literature in all regions of our country to prepare such programs and, as a result of their approval at a meeting of the Federal Educational and Methodological Association (FUMO), to post on the website https://fgosreestr.ru/oop in the section "Basic educational programs in terms of academic subjects, courses, disciplines (modules)". The scientific novelty of the material consists in the formulation of the planned subject results and the main directions of the content of native language and native literature courses for grades 10-11 of general education organizations.

Keywords: subject area "Native language and native literature", approximate work program, federal state educational standard

Acknowledgments. The work was carried out within the framework of the state task of the Federal State Scientific Institution "Institute for the Development of Education Strategy of the Russian Academy of Education" No. 073-00058-22 for 2022 and for the planned period of 2023 and 2024.

For citation: Dobrotina I. N., Kritarova Zh. N. Subject area "Native language and literature" in secondary school: Approaches to the preparation of work programs. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(4):65-78. (In Rus.). htpps/doi.org/10.24412/2224-0772-2022-85-65-78

Введение

В Указе Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года» сказано о необходимости создания условий для воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [14]. Достижение этого показателя невозможно представить без изучения родного языка, родной литературы, в том числе изучения русского языка как родного.

Исторический экскурс позволит проследить этапы изучения родного языка и обучения на нем в национальных субъектах и регионах

Российской Федерации, чтобы определить подходы к составлению программ с учетом особенностей современной социокультурной ситуации.

Россия исторически сложилась как многонациональное, многоязычное и поликонфессиональное государство. В системе образования Российской Федерации используется 105 языков: на 24 из них ведется обучение, в качестве учебного предмета выступает 81 язык. Сегодня, в условиях глобализации, затрагивающей практически все стороны нашей жизни, вопросы сохранения своей идентичности, как общероссийской, так и этнической, общероссийской и этнической культуры каждого народа России становятся вопросами национальной безопасности страны.

Среди приоритетных задач, стоящих сегодня перед методикой, в Концепции преподавания родных языков народов России названы задачи разработки, апробации и внедрения новых примерных образовательных программ, учебно-методических комплексов нового поколения по изучению родного языка из числа языков народов Российской Федерации. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

Цель статьи заключается в рассмотрении отдельных аспектов функционирования предметной области «Родной язык и родная литература» в средней общеобразовательной школе для решения ряда задач, среди которых:

- представить краткий исторический обзор проблемы обучения представителей народов России, для которых русский язык не является родным языком, а также изучения родного языка и литературы в школе;

- проанализировать круг вопросов, касающихся нормативного и научно-методического обеспечения преподавания предметов образовательной области «Родной язык и родная литература» в общеобразовательных организациях Российской Федерации;

- сформулировать подходы к составлению программ по языкам и литературам народов России с учетом особенностей и потребностей обучающихся в различных регионах Российской Федерации.

Методология и методы исследования. В качестве методов исследования использованы теоретический анализ литературы, анализ нормативных документов, примерных образовательных программ по родным языкам и литературам народов Российской Федерации, метод прогнозирования создания примерных рабочих программ для 10-11 классов по родным языкам и родным литературам народов России.

Результаты исследования. Вопросами организации обучения пред-

ставителей народов, для которых русский язык не является родным языком, в Российской империи занимались на протяжении всего XIX века. «В целом вторая половина XIX века вошла в историю реформ как время завершения становления системы российского образования» [3, с. 14]. В это время сформировались основные ступени образования, которые функционируют и в современной школе, увеличилось количество разнообразных образовательных учреждений и, соответственно, обучающихся.

В отдельных национальных губерниях Российской империи уже во второй половине девятнадцатого столетия обучение шло на родном языке. Например, педагог, переводчик, миссионер Н. И. Ильминский около пяти лет провел в Оренбурге, где вместе с известным казахским просветителем Ибраем Алтынсарином «организовал первые учебные заведения для казахов, обучение в которых проводилось на родном языке» [6, с. 82]. Так, в 1872 г. была открыта Казанская инородческая учительская семинария, в которой готовили учителей для народных школ.

Накануне революции в России велась разработка правительственной концепции национального образования. К началу работы 1-го Всероссийского съезда по народному образованию (1913 г.) на Междуведомственном совещании по школьному образованию для «инородческого, инословного и иноверческого населения» обсуждались вопросы в этом направлении. Отметим, что смысловое значение понятий «инородческий», «инословный», «иноверческий» было связано со стремлением осмыслить этноязыковое и конфессиональное разнообразие государства в тот период и не имело негативной коннотации.

В основу государственной политики в области образования для тех, чьим родным языком был не русский, иной национальный язык, была положена система Н. И. Ильминского.

Педагог был убежден, что начальное обучение должно проходить на родном для обучающихся языке. На родном языке детям легче будет усвоить не только основы математики и языка, но и Закона Божьего. Дальнейшее обучение может постепенно переходить на русский язык. Ильминский обращал внимание на то, что учителя, как минимум на начальном этапе, должны быть одной национальности с учениками. Таким образом, по мнению педагога, воспитывается дух любви к родине и православию и при этом сохраняется национальная самобытность, развивается культура малых народов Российской империи [8, с. 86].

Одним из первых документов Советской власти в области образо-

вания стало Постановление Народного Комиссариата Просвещения РСФСР от 31 октября 1918 года «О школах национальных меньшинств», в котором было дано определение национальной школы как школы с преподаванием на родном языке. Важно отметить, что Постановление было принято раньше, чем Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919), ибо принятый документ был продиктован самой жизнью, так как, согласно переписи 1926 года, нерусское население составляло 47,1% (около 70 млн человек) от всего населения страны [9].

Начиная с XII съезда РКП(б) (1923 г.) в системе национального образования стала проводиться политика коренизации, то есть замещения русского языка национальными языками, инкорпорирования местных властей в политику страны с целью усиления доверия этнических меньшинств к Советской власти и исправления проводимой царской Россией политики насильственной русификации [11]. Так, к концу 1920-х годов преподавание в начальной школе в РСФСР велось на 48 языках. Вместе с тем в национальной школе возникла проблема с педагогическими кадрами, так как поспешный перевод обучения на местный язык вызвал уход из системы образования квалифицированных русскоязычных учителей [7]. Вопрос о нехватке национальных педагогических кадров требовал срочного решения. Первоначально подготовка учителей проводилась посредством краткосрочных курсов (3-6 месяцев), но в течение следующих двух десятилетий были созданы учебные заведения по подготовке национальных педагогических кадров, 40 алфавитов для бесписьменных народов, учебники на 104 языках, записаны эпические памятники народных культур [10; 13, с. 187]. В 1930-е годы впервые началось преподавание литературы на родных языках.

В 1938 году вышло Постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей», в котором русский язык в статусе языка межнационального общения вводился для обязательного изучения со второго класса в объеме 40 часов в неделю [15]. Началась многоплановая работа по созданию программ, учебников, методических пособий по преподаванию русского языка в нерусских школах.

В 1958 году был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», которым вводилось обязательное восьмилетнее образование, а также было принято важное решение для национальной школы — в школе

изучение родного языка должно проводиться на добровольной основе, по желанию родителей [5]. Данное решение значительно ухудшило ситуацию с обучением на родном языке. «В 1956/57 учебном году преподавание в школах РСФСР велось, помимо русского, на 44 (46) языках... Три десятилетия спустя, к середине 80-х гг., языком обучения, помимо русского, выступило 18 (20) языков, причем в 10 случаях — на протяжении 2-3 лет. Из титульных наций РСФСР в большем объеме его сохранили лишь татары (10 кл.), башкиры (10 кл.), тувинцы (7 кл.), якуты (7 кл.) и чуваши (4 кл.). Остальные 26 языков перешли в разряд учебных предметов» [18, с. 138]. В целом в СССР родной язык в качестве учебного предмета стал изучаться с первого класса, а родная литература с четвертого класса. В результате в последующую четверть века в национальных республиках и диаспорах выросло целое поколение, не знающее родного языка.

Девяностые годы ХХ столетия коренным образом изменили не только общественно-политическую и экономическую картину России, но и стали вектором развития национального образования. Появление в национальных субъектах Российской Федерации концепций, программ обновления развития национальных школ было нацелено на укрепление места и роли родного языка в содержании образования и национальной культуре.

Таким образом, процесс преподавания и изучения родных языков и литератур в стране прошел долгий и непростой путь, в течение которого была создана основательная научная база, включающая диссертационные исследования, работу научно-исследовательских институтов федерального и регионального уровней; сформирована вузовская система подготовки педагогических кадров; организована плановая работа по повышению квалификации учителей родного языка и литературы, а также созданию учебников и учебно-методических пособий по родным языкам и литературам.

Процессы развития национального образования продолжаются, проходя тот же путь обновления и модернизации, что и вся общеобразовательная школа Российской Федерации. Исторический экскурс наглядно показал, что учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» были интегрированы в образовательный процесс советской и современной российской школы на протяжении нескольких десятилетий, хотя этот процесс проходил по-разному.

В соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г. (утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089) изучение государственного языка республики, входящей в состав Российской Федерации, и родного языка из числа языков народов Российской Федерации было возможно в рамках национально-регионального компонента, на что порой отводилось до 40% учебного времени [16]. В результате «во многих субъектах, регионах РФ обнаружилось тяготение к локализации национально-регионального компонента: местный языковой и краеведческий материал стал использоваться в ущерб содержанию инвариантной части базисного плана (неоправданно увеличивалось учебное время, в том числе за счет школьного компонента)» [19, с. 291].

Во ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) появляется предметная область «Филология», которая включает русский язык, родной язык, литературу, родную литературу, иностранный язык, второй иностранный язык, что позволило в некоторой степени скоординировать терминологическое поле языкового образования, определить общие целевые установки [17].

Следующим шагом по урегулированию школьного языкового образования явились приказы Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577 и 1578 о внесении изменений во ФГОС начального, основного и среднего общего образования: выделение самостоятельных предметных областей «Русский язык и литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (начальное общее образование), «Русский язык и литература» и «Родной язык и родная литература» (основное и среднее общее образование). На федеральном уровне практически впервые были зафиксированы цели изучения предметной области «Родной язык и родная литература», направленные на обеспечение воспитания ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, на приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа и др. Таким образом, предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» стали обязательными для изучения, а стратегиче-

ской миссией образовательной области «Родной язык и родная литература» явилось развитие и сохранение языков народов [10].

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Федеральным законом № 1807-1 от 25.10.1991 «О языках народов Российской Федерации» (в ред. от 24.07.1998 № 126-ФЗ), «языки народов Российской Федерации — национальное достояние Российского государства. Языки народов Российской Федерации находятся под защитой государства. Государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия». На решение этой задачи направлена и утвержденная в 2019 году «Концепция преподавания родных языков народов Российской Федерации», отмечающая необходимость обеспечения условий для осуществления конституционного права граждан на обучение на родных языках и их изучение в организациях, реализующих программы общего образования.

Особо актуальной проблему преподавания языков и литератур народов Российской Федерации делают внесенные в 2020 году в Конституцию России поправки, направленные на развитие образования, русского языка и культуры.

По данным, расположенным на портале Министерства просвещения, в 2020 году в России по образовательным программам по 76 родным языкам в рамках предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» обучалось около двух миллионов детей. «В 61 субъекте Российской Федерации изучаются родные языки народов России, в 24 субъектах в качестве родного изучается русский язык. В некоторых школах семи регионов (Республики Башкортостан, Крым, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татарстан, Чувашия, Новосибирская область) ведется обучение на девяти родных языках (башкирский, крымско-татарский, марийский (луговой), осетинский, татарский, удмуртский, украинский, чувашский, якутский)» [12].

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021, рег. номер 64101) (далее — ФГОС ООО), предметная область «Родной язык и родная литература» предусматривает «изучение государственного языка республики и (или) родных языков

народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного, и родной литературы», определены предметные результаты по языку и литературе. Проводится работа по научно-методическому сопровождению этих предметов [1; 2; 4; 10].

В соответствии с федеральными стандартами в национальных регионах разрабатываются примерные рабочие программы. На сайте https://fgosreestr.ru/oop в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» размещено 273 документа. Решением федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по общему образованию только от 28 сентября 2021 г. утверждены примерные рабочие программы по тувинскому (5-9 кл.), кабардинскому (2-4 кл.), балкарскому (1-4 кл.), абазинскому (1-4 кл.) языкам; по литературному чтению на тувинском (1-4 кл.), кабардин-ском(1-4 кл.), коми (2-4 кл.), хантыйском (2-4 кл.) языках; по мордовской, тувинской литературам (5-9 кл.) и др. Анализ программ, размещенных в Реестре примерных основных общеобразовательных программ [2] с учетом современной нормативной базы, социолингвистических условий и педагогического контекста, актуализирует существующие проблемы, которые необходимо решить:

1. Примерные рабочие программы по учебным предметам «Родной язык» и «Родная литература» должны быть выстроены с учетом целевой аудитории. Принципиально важно для проектирования соответствующих курсов учитывать, является этот язык родным или неродным для учеников, владеют или не владеют языком ученики; предназначена программа для изучающих язык как родной в школах с родным языком обучения или в школах, где родной язык изучается как учебный предмет, и т.д.

2. В примерные рабочие программы по родным языкам и литературам народов Российской Федерации необходимо включить дидактический материал, нацеленный на повышение познавательного интереса к изучению родных языков и литератур народов России; на отражение в родном языке и родной литературе системы единых для российской культурной традиции ценностных кодов, а также особенностей национальной культуры, истории и самобытных традиций родного народа. Эти позиции в современных социокультурных условиях чрезвычайно важны.

Обновленный стандарт основного общего образования требует внесения изменений в стандарт среднего общего образования. В первую очередь это касается планируемых личностных, метапредметных

и предметных результатов. В связи с этим было принято решение на базе лаборатории филологического общего образования Института стратегии развития образования РАО провести обсуждение планируемых предметных результатов с привлечением ведущих специалистов в предметных областях «Русский язык и литература» и «Родной язык и родная литература». С целью обсуждения планируемых результатов по родному языку и родной литературе была создана рабочая группа, куда вошли ученые-методисты ведущих вузов Российской Федерации, таких как Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, Северо-Восточный федеральный университет, Институт развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия), Северо-Осетинский педагогический институт, Марийский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российский новый университет (РосНОУ), Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации, Институт удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет». Совместная работа носила продуктивный характер, каждый из участников обсуждения понимал степень ответственности за свой родной язык, вносил конструктивные замечания и предложения.

Заключение. Основные направления содержания курса родного языка и родной литературы для 10-х и 11-х классов общеобразовательной школы должны быть спроектированы с учетом основных тенденций современного языкознания и литературоведения, таких как:

- рассмотрение родного языка и родной литературы как базы общезначимых интеллектуальных и морально-нравственных ценностей народа, его поведенческих стереотипов как явления национальной культуры;

- формирование общего представления об активных процессах в языке и коммуникации на родном языке;

- создание условий для реализации потребностей учащихся в продуктивном чтении и эффективном речевом общении в различных учебных и жизненных ситуациях и с учетом институционального дискурса (рекламного, образовательного, политического и др.).

Таким образом, курс родного языка и родной литературы будет развивать лингводидактические идеи, заложенные в примерных рабочих программах для основной школы.

В настоящее время работа по локальному обновлению ФГОС среднего

общего образования продолжается. Разработанные в каждом национальном регионе примерные рабочие программы по изучению родного языка и родной литературы на основе обновленных требований будут способствовать многоаспектному обновлению языкового и литературного образования на родном языке и дальнейшему развитию национального образования в целом в субъекте или регионе Российской Федерации.

Список источников

1. Александрова О. М., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н. Об особенностях преподавания предмета «Русский родной язык» в общеобразовательной школе // Вестник образования России. 2019. № 15. С. 42.

2. Александрова О. М., Добротина И. Н., Дудова Л. В. Примерные основные образовательные программы по родным языкам и родным литературам народов России: дидактические сюжеты // Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. Белгород, 2020. С. 223-227.

3. Богуславский М. В. Реформы российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5-21.

4. Добротина И. Н., Александрова О. М. Каким должен быть современный учебник родного языка // Лингвометодическая школа в Республике Татарстан: история и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (к 100-летию со дня рождения выдающегося ученого-методиста, основателя Казанской лингвометод. школы Шакировой Лии Закировны). Казань, 2021. С. 15-20.

5. Ефимов Л. А. Школьная реформа 1958 г. и проблемы языковой политики в процессе ее реализации в Чувашии // ИТС. 2004. № 1. С. 124-130.

6. Журавский А. В. Миссионерская деятельность в Казани на рубеже XIX-XX вв. // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород: Издательство миссионерского отдела русской Православной Церкви, 1999. Т. I. С. 80-82.

7. Золотарев О. В. Советское учительство в 1920-х годах // Интеллигенция и мир. 2009. № 3. С. 28-40.

8. Колчерин А. Н. И. Ильминский (1822-1891) — педагогическая деятельность и миссионерское служение в Поволжье // Вестник ПСТГУ Серия 2: История. История РПЦ. 2013. № 53 (4). С. 83-89.

9. Критарова Ж. Н. Литература в национальной школе. Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования. Т. 1. Ч. 1: Гуманитарное образование общего среднего образования до середины ХХ века / под ред. М. В. Рыжкова. М.; СПб: Нестор-История, 2014.128 с.

10. Критарова Ж. Н., Александрова О. М., Васильевых И. П. и др. Развитие и сохранение родных языков народов РФ как стратегическое направление образовательной политики страны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 110-120.

11. Лю Сяньчжун. Плюсы и минусы политики «коренизации» СССР в 1920-е годы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. № 1 (28). С. 41-49.

12. Министерство просвещения поддерживает изучение языков народов, живущих на территории России [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://edu.gov.ru/press/3089/ministerstvo-prosvescheniya-podderzhivaet-izuchenie-yazykov-narodov-zhivuschih-na-territorii-rossii/ (дата обращения: 03.06.2022).

13. Национальное образование и единство российского образовательного пространства: к 50-летию Института национальных проблем образования РФ по делам Севера / отв. ред. М. Н. Кузьмин. М.: ИНПО, 1999. 148 с.

14. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 03.06.2022).

15. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 13.03.1938 № 324 «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/123876-postanovlenie-tsk-vkp-b-i-snk-sssr-ob-obyazatelnom-izuchenii-russkogo-yazyka-v-shkolah-natsionalnyh-respublik-i-oblastey- 13-marta- 1938-g (дата обращения: 10.06.2022).

16. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/6150599/ (дата обращения: 10.06.2022).

17. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/ (дата обращения: 10.06.2022).

18. Теория и практика образовательной политики в условиях модернизации полиэтнического общества: сб. ст., посвящ. 75-летию чл.-корр. РАО М. Н. Кузьмина. В 2-х ч. Ч. 1. М.: ИНПО. 2006. С. 236.

19. Штец А. А. Региональный компонент в современном российском образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 291-294.

References

1. Aleksandrova O. M., Gosteva Yu. N., Dobrotina I. N. Ob osobennostyah prepodavaniya predmeta «Russkij rodnoj yazyk» v obshcheobrazovatel'noj shkole // Vestnik obrazovaniya Rossii. 2019. № 15. S. 42. [In Rus].

2. Aleksandrova O. M., Dobrotina I. N., Dudova L. V. Primernye osnovnye obrazovatel'nye programmy po rodnym yazykam i rodnym literaturam narodov Rossii: didakticheskie syuzhety // Rodnye yazyki narodov Rossii v sisteme obrazovaniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: sb. mat-lov Vseros. nauch.-prakt. konf. Belgorod, 2020. S. 223-227. [In Rus].

3. Boguslavskij M. V. Reformy rossijskogo obrazovaniya XIX-XX vv. kak global'nyj proekt // Voprosy obrazovaniya. 2006. № 3. S. 5-21. [In Rus].

4. Dobrotina I. N., Aleksandrova O. M. Kakim dolzhen byt' sovremennyj uchebnik rodnogo yazyka // Lingvometodicheskaya shkola v Respublike Tatarstan: istoriya i sovremennost': sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya uchenogo-metodista, osnovatelya Kazanskoj lingvometod. shkoly Shakirovoj Lii Zakirovny). Kazan', 2021. S. 15-20. [In Rus].

5. Efimov L. A. Shkol'naya reforma 1958 g. i problemy yazykovoj politiki v processe ee realizacii v Chuvashii // ITS. 2004. № 1. S. 124-130. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zhuravskij A. V. Missionerskaya deyatel'nost' v Kazani na rubezhe XIX-XX vv. // Nauchno-bogoslovskie trudy po problemam pravoslavnoj missii. Belgorod: Izdatel'stvo missionerskogo otdela russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 1999. T. I. S. 80-82. [In Rus].

7. Zolotarev O. V. Sovetskoe uchitel'stvo v 1920-h godah // Intelligenciya i mir. 2009. № 3. S. 28-40. [In Rus].

8. Kolcherin A. N. I. Il'minskij (1822-1891) — pedagogicheskaya deyatel'nost' i missionerskoe sluzhenie v Povolzh'e // Vestnik PSTGU. Seriya 2: Istoriya. Istoriya RPC. 2013. № 53 (4). S. 83-89. [In Rus].

9. Kritarova Zh. N. Literatura v nacional'noj shkole. Ocherki istorii stanovleniya i razvitiya metodik obshchego srednego obrazovaniya. T. 1. Ch. 1: Gumanitarnoe obrazovanie obshchego srednego obrazovaniya do serediny HH veka / pod red. M. V. Ryzhkova. M.; SPb: Nestor-Istoriya, 2014.128 s. [In Rus].

10. Kritarova Zh. N., Aleksandrova O. M., Vasil'evyh I. P. i dr. Razvitie i sohranenie rodnyh yazykov narodov RF kak strategicheskoe napravlenie obrazovatel'noj politiki strany / // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 6 (63). S. 110-120. [In Rus].

11. Lyu Syan'chzhun. Plyusy i minusy politiki «korenizacii» SSSR v 1920-e gody // Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya. 2014. № 1 (28). S. 41-49. [In Rus].

12. Ministerstvo prosveshcheniya podderzhivaet izuchenie yazykov narodov, zhivushchih na territorii Rossii [Elektronnyj resurs]. 2020. URL: https://edu.gov.ru/press/3089/ministerstvo-prosvescheniya-podderzhivaet-izuchenie-yazykov-narodov-zhivuschih-na-territorii-rossii/ (data obrashcheniya: 03.06.2022). [In Rus].

13. Nacional'noe obrazovanie i edinstvo rossijskogo obrazovatel'nogo prostranstva: k 50-letiyu Instituta nacional'nyh problem obrazovaniya RF po delam Severa / otv. red. M. N. Kuz'min. M.: INPO, 1999. 148 s. [In Rus].

14. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 № 474 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/45726 (data obrashcheniya: 03.06.2022). [In Rus].

15. Postanovlenie SNK SSSR, CK VKP(b) ot 13.03.1938 № 324 «Ob obyazatel'nom izuchenii russkogo yazyka v shkolah nacional'nyh respublik i oblastej» [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs. historyrussia.org/ru/nodes/123876-postanovlenie-tsk-vkp-b-i-snk-sssr-ob-obyazatelnom-izuchenii-russkogo-yazyka-v-shkolah-natsionalnyh-respublik-i-oblastey-13-marta-1938-g (data obrashcheniya: 10.06.2022). [In Rus].

16. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 5 marta 2004 g. № 1089 «Ob utverzhdenii federal'nogo komponenta gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego i srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya» [Elektronnyj resurs]. URL: https://base. garant.ru/6150599/ (data obrashcheniya: 10.06.2022). [In Rus].

17. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1897 (red. ot 11.12.2020) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» [Elektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/(data obrashcheniya: 10.06.2022). [In Rus].

18. Teoriya i praktika obrazovatel'noj politiki v usloviyah modernizacii polietnicheskogo obshchestva: sb. st., posvyashch. 75-letiyu chl.-korr. RAO M. N. Kuz'mina. V 2-h ch. Ch. 1. M.: INPO. 2006. S. 236. [In Rus].

19. Shtec A. A. Regional'nyj komponent v sovremennom rossijskom obrazovanii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. № 67-2. S. 291-294. [In Rus].

Информация об авторах

И. Н. Добротина—кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией филологического общего образования Ж. Н. Критарова — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования

Information about the authors

I. N. Dobrotina — PhD (Education), Head of the Laboratory of General Philological Education Zh. N. Kritarova — PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of General Philological Education

Статья поступила в редакцию 20.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022. The article was submitted 20.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.