ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373
Ж. Н. Критарова
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории общего филологического образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Zhanna N. Kritarova
PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
О. М. Александрова
Кандидат педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией общего филологического образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва
E-mail: [email protected]
Olga M. Aleksandrova
PhD (Education), Deputy Head of the Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РФ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ
Статья посвящена проблеме развития и сохранения родных языков народов РФ как стратегического направления образовательной политики страны. На основе современных исследований в области дидактики, а также преподавания и изучения родных языков авторы делают вывод о глобальном характере проблемы сохранения родных языков и ее актуальности. В статье актуализирована проблематика развития и сохранения родных языков народов России, включая русский родной язык, представлена краткая история вопроса преподавания родных языков в РСФСР, связанная с изменением национальной образовательной политики в стране. Охарактеризована современная нормативно-правовая база, определяющая стратегическую необходимость изучения родных языков в современной российской школе. Особое внимание обращено на включенные в реестр основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) примерные программы по родным языкам, среди которых и примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Авторами определена стратегическая миссия образовательной области «<Родной язык и литература» в развитии и сохра-
Как цитировать статью: Критарова Ж. Н., Александрова О. М., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Ускова И. В. Развитие и сохранение родных языков народов РФ как стратегическое направление образовательной политики страны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 110-120. БО!: 10.24411/2224-0772-2019-10047.
нении родных языков народов РФ, в том числе русского языка. В статье раскрывается роль и место образовательной области «Родной язык и литература» в образовательном процессе современной российской школы, актуализируются вопросы, связанные с конструированием предметного содержания учебных курсов, входящих в образовательную область «Родной язык и литература». Подчеркивается необходимость и значимость научно-методического сопровождения образовательного процесса на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного, научной поддержки в вопросах изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного.
Ключевые слова: образовательная политика, стратегия, сохранение, развитие, родной язык, русский родной язык.
И. П. Васильевых
Научный сотрудник лаборатории общего филологического образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Irina P. Vasilyevykh
Researcher, Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Введение
Одним из стратегических направлений образовательной политики в Российской Федерации является развитие и сохранение родных языков, «защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [14]. Родной язык в жизни каждого человека имеет непреходящую ценность, и это неслучайно. «Межличностное и социальное взаимодействие людей обеспечивается за счет родного языка, который не только является средством общения, формирования и выражения мысли, но и оказывает колоссальное влияние на формирование самосознания личности, мировоззрения человека» [17]. Родной язык играет важную роль в сохранении культурных традиций и истории народа. Изучение родного языка, по мысли выдающихся философов
Ю. Н. Гостева
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории общего филологического образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Yulia N. Gosteva
PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
и лингвистов, «служит высшей и общей цели совместных устремлений человеческого духа — цели познания человеком самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя», а «всякое изучение национального своеобразия, не использующее язык как вспомогательное средство, было бы напрасно, поскольку только в языке запечатлен весь национальный характер» [8]. При этом, конечно, «разные языки есть разные видения одного и того же предмета» — мира и человека [9]. Высокий уровень владения родным языком позволяет мыслить аналитически, точно формулировать свои мысли и адекватно воспринимать устные и письменные сообщения других участников коммуникации, овладевать навыками интеллектуальной деятельности и приобщаться к миру духовно-нравственных ценностей, разбираться в ключевых проблемах современности и активно участвовать в поиске путей решения этих проблем. Качество обучения родным языкам, в том числе русскому родному языку, непосредственно влияет на успешность обучения всем другим школьным предметам, а в дальнейшем — уже «во взрослой жизни» выпускника школы — овладения будущей профессией.
Система школьного языкового образования Российской Федерации охватывает около шестнадцати миллионов детей. Поэтому неслучайно среди двенадцати основных направлений приоритетных национальных проектов (программ), предусмотренных Указом Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (07.05.2018) [16], важная роль отводится образованию, которое невозможно, конечно, без использования русского языка, являющегося в общеобразовательных организациях РФ не только предметом изучения, но
И. Н. Добротина
Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией общего филологического образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва
E-mail: [email protected]
Irina N. Dobrotina PhD (Education), Head of the Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
И. В. Ускова
Научный сотрудник лаборатории общего филологического образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Irina V. Uskova
Researcher, Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
и языком обучения, а также составной частью культуры всех россиян. Русский язык в многонациональной России выполняет роль государственного языка и языка межнационального общения. Поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также его защита регулируются Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» [12] и Федеральной целевой программой «Русский язык» на 2016-2020 гг., интегрированной с 2018 г. в ведомственную целевую программу «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» [10].
Учитывая полифункциональность русского языка в Российской Федерации, который выполняет функции государственного языка, языка межнационального общения, языка межгосударственного общения (одного из мировых языков), важно помнить и о роли русского родного языка как инструмента познания национальной культуры русского этноса и самореализации в ней. Введение учебного курса «Русский родной язык» в основной школе выполняет стратегическую миссию — удовлетворение потребности учеников, проживающих в разных регионах России, в изучении русского родного языка, развитие интереса к изучению и сохранению родного языка, а через него родной культуры, формирование волонтерской позиции в отношении родного языка, его сохранения и развития. Именно поэтому вопросы содержания обучения родному русскому языку сегодня приобретают особое значение.
Пристальное внимание лингвистов и методистов обращено и на решение вопросов сохранения, развития, изучения в общеобразовательной школе родных языков малочисленных народов России, методического обеспечения образовательного процесса. Решение этих вопросов актуально, поскольку, по прогнозам специалистов, к концу XX! века уцелеет только 10% из этих языков.
Однако установлено, что и языки с большим количеством носителей могут оказаться в зоне риска. Данные о двух с половиной тысячах языков, которые находятся в «состоянии неустойчивости, серьезной опасности, критической ситуации и полного исчезновения» представлены ЮНЕСКО в последнем издании «Атласа языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» (2010 г.) [18]. По данным ЮНЕСКО, каждые 15 дней исчезает один язык; из более чем 6 000 языков за последние два-три десятилетия исчезло более 200 языков, в критическом положении
находится 538 языков, серьезная опасность угрожает 502 языкам, 651 язык находится в опасности, 607 — в состоянии неустойчивости [18]. Среди стран — лидеров по количеству языков, находящихся под угрозой исчезновения, и многонациональная Российская Федерация, население которой общается на 174 языках, а владеет, согласно переписи 2010 года, 274 языками. 22 языка в России считаются находящимися в критическом состоянии (алеутский, алюторский, камчадальский, керекский, орочский и др.), 29 находятся в большой опасности (например, нивхский, чукотский, карельский и др.), 20 языков уже признаны мертвыми [6, с. 20-21]. Таким образом, анализ современных исследований в области изучения и преподавания родных языков позволяет сделать вывод об актуальности поставленной в статье проблемы, связанной с развитием и сохранением родных языков народов России, в том числе русского как родного [15, с. 86].
Цель статьи
В статье обозначена проблема развития и сохранения родных языков народов России, в том числе русского как родного, выявляется стратегическая миссия образовательной области «Родной язык и литература» в развитии и сохранении родных языков народов РФ, в том числе русского языка. Рассматривается место этой образовательной области в образовательном процессе современной российской школы. Актуализируются вопросы, связанные с конструированием предметного содержания учебных курсов, входящих в образовательную область «Родной язык и литература», в том числе учебного курса «Русский родной язык» в общеобразовательной школе.
Методология и методы исследования
В ходе проводимого исследования на основе контент-анализа, методов наблюдения и сопоставления проанализирована нормативно-законодательная база РФ, регулирующая возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного; выявлены проблемы и обозначены пути их решения в вопросе формирования национального самоопределения и общероссийского гражданского самосознания учащихся в процессе изучения родного языка, включая русский родной язык [7, с. 22].
Результаты исследования
Родные языки народов Российской Федерации являются историко-культурным наследием Российского государства и его национальным достоянием. Указ Президента РФ «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации» (26 октября 2018 года № 611) [13] был подписан в целях создания необходимых условий для их сохранения и изучения. Сегодня Фонд создан, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 года № 32-р утвержден состав правления и состав попечительского совета Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации. Учредителями Фонда от имени Российской Федерации являются Министерство просвещения России и Федеральное агентство по делам национальностей. Среди первоочередных задач Фонда — содействие в научном изучении языков народов РФ, подготовке и экспертизе образовательных программ для изучения родных языков, учебников и учебных пособий по родной речи и родной литературе, а также в подготовке педагогических кадров.
Ежегодно с 2007 года в РФ проводится важное мероприятие — Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский. Этот мастер-класс призван объединить учителей общеобразовательных организаций, которые вкладывают все силы в дело сохранения языков и культур народов России. Одной из главных целей данного мероприятия стало формирование общероссийской гражданской идентичности. В 2018 году в заочном этапе принял участие 791 человек, из них 477 обучающихся и 314 учителей и воспитателей дошкольных образовательных организаций из 45 субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации"» [11] в 2019 году создан институт развития и поддержки родных языков. Вновь созданное подразделение призвано заниматься подготовкой преподавателей родных языков, педагогов дополнительного образования, которые будут создавать условия для практического применения родного языка, созданием методического сопровождения изучения родных языков в субъектах РФ.
В условиях сохранения сбалансированного двуязычия (русского и родного языков) и в связи со вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации"» у учащихся российских школ наряду с возможностью получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации появилась возможность изучения русского языка как родного. Сегодня на сайте Министерства просвещения в реестре основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) представлено более 30 современных примерных рабочих программ по учебным предметам «Родной язык» и «Родная литература», предусматривающих изучение родных языков и литератур народов России.
В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 317-Ф3 «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации"» разработаны примерные программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального и основного общего образования. Они одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 4.03.19 № 1/19; протокол от 31 января 2018 года № 2/18) и также размещены на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ [17]. Примерные программы разработаны на основе требований ФГОС начального и основного общего образования. Содержание программ направлено на сопровождение и поддержку обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации основного курса русского языка и ориентировано на достижение заданных федеральными государственными образовательными стандартами результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования по русскому языку. В то же время особенности функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации и дополнительный характер содержания курса русского языка обусловливает специфику целей этого курса в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература». В соответствии с этим в курсе русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» актуализируется его следующая стратегическая миссия: «воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познава-
тельного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтерской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения» [17]. Курс «Русский родной язык» предусматривает изучение учащимися информации, которая имеет отношение прежде всего к внешней стороне существования языка, к вопросам реализации языковой системы в речи: к многообразным связям русского языка с государством и обществом, цивилизацией и культурой. Программа включает три содержательные линии: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст». Первый содержательный блок ориентирует разработчиков учебников и учебных пособий на такое проектирование содержания обучения, в котором раскрывается национально-культурная специфика русского языка, взаимосвязь языка и культуры русского народа, языка и истории. Второй содержательный блок нацелен на формирование у учащихся умения грамотно использовать русский язык во всех сферах жизни, на практическое овладение культурой речи. Содержание третьего блока нацелено на совершенствование культуры устной и письменной речи, развитие всех видов речевой деятельности в их тесной взаимосвязи.
Заключение
Сегодня в условиях многонациональной России назрела необходимость полноценного изучения родных языков, в которых воплощены национальные картины мира и национальные идеалы. Ведущая роль в реализации стратегических задач сохранения и развития родных языков отводится современной российской школе, которая в соответствии с социокультурной ситуацией призвана сохранять и развивать наряду с русским государственным языком, способствующим формированию российского самосознания и самоидентичности, и родные языки, в том числе русский родной язык, являющиеся важным фактором национального самоопределения. В рамках государственной образовательной политики в Российской Федерации на законодательном уровне определена стратегическая роль и место родных языков в образовательном процессе, созданы примерные программы, учебники и учебные пособия по изучению родных языков и отдельных наречий народов России,
включая русский родной язык, которые используются в современном образовательном процессе [9; 1; 2; 3; 4; 5]. Современная российская школа призвана сохранять и развивать русский язык как государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, сохранять и развивать национальные культуры и языки народов России, в том числе русский язык как родной язык русского народа; формировать российское самосознание и самоидентичность.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00086-19 ПР на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Проект «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации (в сфере ведения Минпросвещения России)».
Литература
1. Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И. и др. Русский родной язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2018. 176 с.
2. Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И. и др. Русский родной язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2018. 144 с.
3. Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И. и др. Русский родной язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2018. 112 с.
4. Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И. и др. Русский родной язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2018. 112 с.
5. Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И. и др. Русский родной язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2018. 128 с.
6. Арефьев А. Л. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования: история и современность / под ред. академика Г. В. Осипова. Изд. 2-е, доп. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2017. 360 с.
7. Боргояков С. А. Состояние и перспективы родных языков в Российской системе образования // Наука и школа. 2017. № 6. С. 22.
8. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2000. 400 с.
9. Критарова Ж. Н. ФГОС в условиях полиэтнической школы: проблемы и пути решения // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. Ч. 1. С. 367-371.
10. Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации: ведомственная целевая программа // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/121425/?page=2 (дата обращения: 13.07.2019).
11. О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ // Референт: правовая система нового поколения [Электронный ресурс]. URL: https://www.referent.ru/1/318264 (дата обращения: 10. 07. 2019).
12. О государственном языке Российской Федерации: Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-01062005-n-53-fz-o (дата
обращения: 13.07.2019).
13. О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации (26.10.2018) // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_309701 (дата обращения: 12.07.2019).
14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 17.06.2019) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii (дата обращения: 12.07.2019).
15. Попков Ю. В., Костюк В. Г. Концептуальные основы моделей национальной политики // Вестник Новосибирского гос. ун-та. Сер.: Философия. 2014. Т. 12, № 3. С. 84-91.
16. Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru>d/57425 (дата обращения: 12.07.2019).
17. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования // Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/ registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov (дата обращения: 12. 11. 2019).
18. UNESCO Atlas of the World's Languages in / Moseley C. (ed.). 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/culture/languages-atlas/en/atlasmap.html (дата обращения: 12. 07. 2019).
DEVELOPMENT AND PRESERVATION OF NATIVE LANGUAGES OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A STRATEGIC DIRECTION OF THE EDUCATIONAL POLICY
OF THE COUNTRY
The article is devoted to the problem of development and preservation of native languages of the peoples of the Russian Federation as a strategic direction of the country's educational policy. The authors analyzing modern researches in the field of teaching and studying of native languages make a conclusion about the relevance of the preservation of native languages all over the world. The article actualizes the problem of the development and preservation of native languages of the peoples of Russia, including Russian native language. The article presents a brief history of the issue of teaching native languages in the Russian Soviet Federative Socialist Republic, associated with the change of national educational policy in the country. The authors characterize a legal and regulatory framework that defines the strategic necessity of learning the native languages in Russian schools. Special attention is paid to the sample programmes in the native languages included in the register of basic educational programmes in the part of academic subjects, courses, disciplines (modules) in accordance with the Federal Law, among which is the exemplary programmes in the subject "The Russian native language" for educational organizations implementing programmes of basic general education. The authors define the strategic mission of the educational field "Native language and literature" in the development and preservation of native languages of the peoples of the Russian Federation, including the Russian language. The article gives an idea of the role and place of the educational field "Native language and literature" in the educational process of the modern Russian school, actualizes issues related to the construction of the subject content of training courses included in the educational area "Native language and literature".
The authors emphasize the need and importance of scientific-methodical substantiation of educational process in the native language, including Russian as a home language, academic support, and study of the state languages of the republics of the Russian Federation, native language among the languages of the peoples of the Russian Federation, including Russian as a native one.
Keywords: educational policy, strategy, preservation, development, mother language, Russian mother language.
References
• Aleksandrova O. M., Zagorovskaya O. V., Bogdanov S. I. i dr. Russkij rodnoj yazyk. 5 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Prosveshchenie. 2018. 176 s. [In Rus].
• Aleksandrova O. M., Zagorovskaya O. V., Bogdanov S. I. i dr. Russkij rodnoj yazyk. 6 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Prosveshchenie. 2018. 144 s. [In Rus].
• Aleksandrova O. M., Zagorovskaya O. V., Bogdanov S. I. i dr. Russkij rodnoj yazyk. 7 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Prosveshchenie. 2018. 112 s. [In Rus].
• Aleksandrova O. M., Zagorovskaya O. V., Bogdanov S. I. i dr. Russkij rodnoj yazyk. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij / M.: Prosveshchenie. 2018. 112 s. [In Rus].
• Aleksandrova O. M., Zagorovskaya O. V., Bogdanov S. I. i dr. Russkij rodnoj yazyk. 9 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Prosveshchenie. 2018. 128 s. [In Rus].
• Aref'ev A. L. Yazyki korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka v sisteme obrazovaniya: istoriya i sovremennost' / pod red. akademika G. V. Osipova. Izd. 2-e, dop. M.: Institut social'no-politicheskih issledovanij RAN, 2017. 360 s. [In Rus].
• Borgoyakov S. A. Sostoyanie i perspektivy rodnyh yazykov v Rossijskoj sisteme obrazovaniya // Nauka i shkola. 2017. № 6. S. 22. [In Rus].
• Gumbol'dt V. fon. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu. M.: Progress, 2000. 400 s. [In Rus].
• Kritarova Zh. N. FGOS v usloviyah polietnicheskoj shkoly: problemy i puti resheniya // Sovremennye vektory razvitiya obrazovaniya: aktual'nye problemy i perspektivnye resheniya: sb. nauch. tr. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 2-h ch. M.: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj univer-sitet, 2019. Ch. 1. S. 367-371. [In Rus].
• Nauchno-metodicheskoe, metodicheskoe i kadrovoe obespechenie obucheniya russkomu yazyku i yazykam narodov Rossijskoj Federacii: vedomstvennaya celevaya programma // Pravitel'stvo Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/docs/all/121425/?page=2 (data obrashcheniya: 13.07.2019). [In Rus].
• O gosudarstvennom yazyke Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 01.06.2005 № 53-FZ (red. ot 05.05.2014) // Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-01062005-n-53-fz-o (data obrashcheniya: 13.07.2019). [In Rus].
• O sozdanii Fonda sohraneniya i izucheniya rodnyh yazykov narodov Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii (26.10.2018) // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_309701 (data obrashcheniya: 12.07.2019). [In Rus].
• O vnesenii izmenenij v stat'i 11 i 14 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»: Federal'nyj zakon ot 3 avgusta 2018 g. № 317-FZ // Referent: pravovaya sistema novogo pokoleniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.referent.ru/1/318264 (data obrashcheniya: 10. 07. 2019). [In Rus].
• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 17.06.2019) // Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: https:// legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii (data obrashcheniya: 12.07.2019). [In Rus].
• Popkov Yu. V., Kostyuk V. G. Konceptual'nye osnovy modelej nacional'noj politiki // Vestnik Novosibirskogo gos. un-ta. Ser.: Filosofiya. 2014. T. 12, № 3. S. 84-91. [In Rus].
• Prezident podpisal Ukaz «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // Prezident Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http:// kremlin. ru>d/57425 (data obrashcheniya: 12.07.2019). [In Rus].
• Primernaya programma po uchebnomu predmetu «Russkij rodnoj yazyk» dlya obrazovatel'nyh organizacij, realizuyushchih programmy osnovnogo obshchego obrazovaniya // Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/ primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheo-brazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov (data obrashcheniya: 12. 11. 2019). [In Rus].
• UNESCO Atlas of the World\'s Languages in / Moseley C. (ed.). 2010 [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.unesco.org/culture/languages-atlas/en/atlasmap.html (data obrashcheniya: 12. 07. 2019).