Научная статья на тему 'ЧТЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА: МОНИТОРИНГ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРЕ'

ЧТЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА: МОНИТОРИНГ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение школьников / примерные основные образовательные программы / рабочие программы по литературе / современная русская и зарубежная литература / внеклассное чтение / reading of schoolchildren / approximate basic educational programs / work programs in literature / contemporary Russian and foreign literature / extracurricular reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добротина И. Н., Критарова Ж. Н., Шамчикова В. М.

Статья отражает результаты мониторинга современных рабочих программ, разработанных к авторским учебно-методическим комплектам по литературе, в аспекте воспитания школьников как современных читателей. В статье обозначен ряд взаимосвязанных причин, в силу которых происходит снижение читательской культуры среди школьников. Ключевыми проблемами можно считать отсутствие у части выпускников начальной школы навыков осмысленного чтения, замену живого общения взаимодействием в социальных сетях, снижение интереса к чтению ряда классических произведений, часто уже малопонятных современному читателю, не отвечающих возрастным интересам школьников, а также утрату позиций внеклассного чтения. Среди методов исследования ведущим становится метод контент-анализа пятидесяти современных программ по литературе разных типов (примерные программы, авторские программы). Приоритетом школьного литературного образования сегодня становится формирование таких компетенций, которые позволят обучающемуся самостоятельно сделать выбор книг в соответствии со своими интересами. Мониторинг позволил определить, на каких художественных текстах формируются читательские умения школьников, изучение каких произведений составляет основу литературного образования обучающихся, за счет каких произведений происходит расширение их читательского кругозора. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости учета реалий, в которых существуют сегодняшние школьники, их интересов и потребностей, уточнения подходов к составлению программ по литературе. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ, реализуемых в рамках основного общего и среднего общего образования, реализации сопоставительных исследований для разработки методологии практической подготовки учителя-словесника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING OF SCHOOLCHILDREN — TODAY AND TOMORROW: MONITORING MODERN LITERATURE PROGRAMS

The article reflects the results of monitoring modern work programs developed for the author's educational and methodological kits on literature in the aspect of educating schoolchildren as modern readers. The article identifies a number of interrelated reasons due to which there is a decline in reading culture among schoolchildren. The key problems include the lack of meaningful reading skills of some elementary school graduates, the replacement of live communication with interaction in social networks, a decrease in interest in reading a number of classical works, which are often already obscure to the modern reader, that do not meet the age interests of schoolchildren, and the loss of extracurricular reading positions. Among the research methods, the leading is the method of content analysis of fifty modern programs on literature of different types (sample programs, author's programs). The priority of school literary education today is the formation of such competencies that will allow the student to independently make a choice of books in accordance with their interests. The monitoring made it possible to determine: on which literary texts the reading skills of schoolchildren are formed, the study of which works forms the basis of students' literary education, due to which works their reading horizons expand. The research allows us to conclude that it is necessary to take into account the realities in which today's schoolchildren exist, their interests and needs, to clarify approaches to the preparation of literature programs. The results of the research can be used in the development of curricula, work programs implemented within the framework of basic general and secondary general education, the implementation of comparative studies to develop a methodology for the practical training of a language teacher.

Текст научной работы на тему «ЧТЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА: МОНИТОРИНГ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 378.882

ЧТЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СЕГОДНЯ

И ЗАВТРА: МОНИТОРИНГ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Статья отражает результаты мониторинга современных рабочих программ, разработанных к авторским учебно-методическим комплектам по литературе, в аспекте воспитания школьников как современных читателей.

В статье обозначен ряд взаимосвязанных причин, в силу которых происходит снижение читательской культуры среди школьников. Ключевыми проблемами можно считать отсутствие у части выпускников начальной школы навыков осмысленного чтения, замену живого общения взаимодействием в социальных сетях, снижение интереса к чтению ряда классических произведений, часто уже малопонятных современному читателю, не отвечающих возрастным интересам школьников, а также утрату позиций внеклассного чтения.

Среди методов исследования ведущим становится метод контент-анализа пятидесяти современных программ по литературе разных типов (примерные программы, авторские программы).

Приоритетом школьного литературного образования сегодня становится формирование таких компетенций, которые позволят обучающемуся самостоятельно сделать выбор книг в соответствии со своими интересами. Мониторинг позволил определить, на каких художественных текстах формируются читательские умения школьников, изучение каких произведений составляет основу литературного образования обучающихся, за счет каких произведений происходит расширение их

Как цитировать статью: Добротина И. Н., Критаро-ва Ж.Н., Шамчикова В.М. Чтение школьников сегодня и завтра: мониторинг современных программ по литературе //Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 3 (76). С. 7-19.

И. Н. Добротина

Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией филологического общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: dobrotina.irina@yandex.ru

Irina N. Dobrotina

PhD (Education), Head of the Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Ж. Н. Критарова

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: kritarova@rambler.ru

Zhanna N. Kritarova

PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

В. М. Шамчикова

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: valmaks@inbox.ru

Valentina M. Shomchikova

PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

читательского кругозора. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости учета реалий, в которых существуют сегодняшние школьники, их интересов и потребностей, уточнения подходов к составлению программ по литературе. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ, реализуемых в рамках основного общего и среднего общего образования, реализации сопоставительных исследований для разработки методологии практической подготовки учителя-словесника.

Ключевые слова: чтение школьников, примерные основные образовательные программы, рабочие программы по литературе, современная русская и зарубежная литература, внеклассное чтение.

Введение

В современном российском обществе более десяти лет развивается «системный кризис читательской культуры», «страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» [6].

В эпоху развития информационно-коммуникационных технологий, постоянного увеличения количества и способов получения, накопления и передачи информации реализация принципа обеспечения права на образование в течение всей жизни не может быть достигнута без целенаправленного формирования в школе читательской компетенции обучающихся. Соответственно, одной из центральных задач современного литературного образования школьников является воспитание современного читателя.

Цель статьи

В статье обозначены основные проблемы чтения школьников, выявленные в процессе мониторинга отдельных современных программ по литературе для основного и среднего общего образования.

Мониторинг позволил определить, на каких художественных текстах формируются читательские умения школьников, изучение каких произведений составляет основу литературного образования обучающихся, за счет каких произведений происходит расширение их читательского кругозора.

Методология и методы исследования

В ходе проводимого исследования на основе метода контент-анализа современных программ по литературе разных типов (примерные программы, авторские программы), а также методов наблюдения и сопоставления проанализированы программы по литературе с целью выявления их потенциала в воспитании читателя-школьника, представлены рекомендации по их совершенствованию.

Результаты исследования

Основополагающим в деле обучения подрастающего поколения литературе является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Показательно, что в соответствии с ФГОС ООО главными предметными результатами изучения литературы являются «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения» [14].

Тем не менее учащиеся, покидая стены общеобразовательных организаций, зачастую не проявляют интереса к чтению, не владеют читательскими навыками. В результате исследования выявлен ряд взаимосвязанных причин, в силу которых происходит снижение читательской культуры среди школьников:

1. У части выпускников начальной школы отсутствуют навыки осмысленного чтения. Без сформированных навыков чтения учащиеся основной школы не в состоянии воспринимать текст, а учитель не имеет возможности работать над развитием читательской компетентности каждого учащегося.

2. В современном мире книга с трудом выдерживает конкуренцию со средствами массовой информации, включая интернет-ресурсы. Развитие информационных технологий привело к поголовному пристрастию обучающихся к цифровым ресурсам и технологиям, живое общение

школьникам заменили социальные сети, зкуре и компьютерные игры

[1; 3].

3. В школьных программах по литературе для чтения и изучения встречаются произведения русской классической литературы, которые малопонятны, неинтересны современному читателю. Доля произведений современных авторов, отвечающих возрастным интересам подростков, весьма незначительна.

4. Внеклассное чтение значительно утратило свои позиции по многим причинам [16], в том числе в связи с чрезмерной насыщенностью программы по литературе, которая не оставляет учителю возможности организовать полноценное и плодотворное внеклассное чтение учащихся.

В силу указанных и иных причин снижения читательской культуры школьников всем участникам образовательных отношений необходимо принять меры, направленные на повышение роли книги в жизни обучающихся, на повышение статуса чтения, читательской активности и качества чтения, развитие культурной и читательской компетенции детей и юношества. Перед педагогическим сообществом стоит трудная задача — повышение значимости чтения художественных произведений у подростков в рейтинге их досуговых предпочтений.

Примерные, авторские программы и рабочие программы учителей литературы призваны реализовывать положения ФГОС, то есть способствовать продвижению чтения, приобщать школьников к чтению, прививать им любовь к книге.

Для определения особенностей программ, их нацеленности на продвижение чтения и воспитание читателя в процессе анализа особое внимание уделялось следующим параметрам:

1. Наличие в программах целей и задач, способствующих приобщению школьников к чтению; наличие произведений, предназначенных для внеклассного чтения, а также для самостоятельного (дополнительного) чтения.

2. Включение в программу современных произведений (конца ХХ и начала XXI в.) русской и зарубежной литературы для детей и подростков.

3. Включение в программы художественных произведений о Великой Отечественной войне, произведений региональной литературы и литератур народов России, обладающих большим воспитательным потенциалом.

4. Наличие условных обозначений, указывающих на возможность организации дифференцированного обучения, на использование тех-

нических средств или интернет-ресурсов и др.

Анализировались современные примерные, рабочие / авторские и рабочие школьные программы по литературе.

В примерной основной образовательной программе основного общего образования (ПООП ООО) [10] и примерной основной образовательной программе среднего общего образования (ПООП СОО) [11] большое внимание уделяется поддержке чтения, формированию квалифицированного читателя и читательской культуры.

На основе примерных программ по литературе авторы и авторские коллективы разрабатывают программы и учебно-методические комплексы в рамках учебно-дидактических линий. После соответствующей экспертизы авторские комплекты и учебники включаются (или не включаются) в федеральный перечень, а программы (наряду с примерными) используются в качестве основы для составления рабочих программ.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 и Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациям, осуществляющим образовательную деятельность» (зарегистрирован 14.09.2020 № 59808) сформирован новый федеральный перечень учебников (ФПУ) на 2020-2021 учебный год [15].

В ФПУ вошло семь учебно-методических комплексов по литературе для основной школы и одиннадцать учебных линий для средней школы.

Остановимся подробнее на отражении в рабочих / авторских программах (РП) нацеленности на продвижение чтения и воспитание читателя.

Так, в РП УМК для 5-9 классов (авторы Г. С. Меркин и др.) среди целей и задач курса, способствующих приобщению школьников к чтению, определены следующие: формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении; формирование умений творческого углубленного чтения; читательской самостоятельности; умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа [12]. Однако среди задач, отражающих планируемые результаты, не названа главная — формирование читателя. В РП УМК для 5-9 классов (авторы А. В. Гулин и др.) цели и задачи прочитываются среди предметных результатов [5].

В некоторых программах, например в РП УМК для 10-11 классов (базовый уровень / авторы С. А. Зинин и др.), цели и задачи курса не прописаны [13].

Содержательно РП УМК в целом соответствуют примерной программе (ПП), хотя имеют, что естественно, свои особенности. Так, в РП УМК в основном включены имена писателей и произведения из ПП, за редким исключением, например, дополнили обязательный список произведения В. Г. Галактионова (в программе Г. С. Меркина и др.), «Маленькая балерина» А. Н. Вертинского, «Царь Борис» А. К. Толстого (в программе

A. В. Гулина, А. Н. Романовой) и т.д.

Современная литература о детях и подростках особенно актуальна для основной школы. Однако в процессе анализа РП выяснилось, что в отдельных программах (например, РП УМК Г. С. Меркина и др.) такой литературы нет; в некоторых программах произведения современной литературы о подростках и для подростков включены в списки для внеклассного чтения (РП УМК А. В. Гулина, А. Н. Романовой), что не дает уверенности об их обязательном прочтении школьниками. В старшей школе современная литература изучается без деления на подростковую и взрослую. Например, в РП УМК (авторы С. А. Зинин и др.) новейшая русская проза и поэзия представлена следующими именами: Л. Петрушевская, С. Каледин, В. Аксенов, А. Проханов, В. Астафьев, В. Распутин, В. Маканин, З. Прилепин, Л. Улицкая, Т. Толстая, В. Токарева, В. Пелевин, И. Бродский, И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др. Есть определенные сомнение, что произведения отдельных уважаемых и талантливых авторов (В. Астафьев,

B. Распутин и др.) могут быть отнесены к новейшей литературе.

В РП УМК для 5-9 классов широко о отражена литература о ВОВ, зачастую представленная в отдельных разделах, например, Н. Майоров — «Творчество», Б. Богатков — «Повестка», М. Джалиль — «Последняя песня», В. Н. Лобода — «Начало», М. Исаковский — «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы» (рабочая программа Г. С. Меркина и др.); В. Катаев — «Сын полка», О. Берггольц — «Я буду сегодня с тобой говорить...», С. Орлов — «Его зарыли в шар земной...», А. Твардовский — «Я знаю, никакой моей вины.», Б. Н. Полевой — «Повесть о настоящем человеке» (рабочая программа А. В. Гулина, А. Н. Романовой). В старшей школе список изучаемых произведений о ВОВ расширяется. Так, например, в РП (авторы С. А. Зинин и др.) произведения о ВОВ даны в обзорах: «Публицистика военных лет», «Лирика военных лет», «Жанр

поэмы в литературной летописи войны», «Проза о войне», «Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы ХХ века», «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960-1970-х годов».

Представлена в РП региональная литература и литература народов России. Наряду с именами писателей многонациональной России из ПП, в РП, например, включены песни карело-финского сборника «Кантелетар» («Плачу, бедная, о милом...»), чувашское мифологическое сказание «О начале хлебопашества», карело-финский эпос «Калевала», И. Иванов — «Духовное завещание чувашскому народу» (фрагменты), А. Е. Ванеев — «Всегда угрюмы, словно зимний лес.» (рабочая программа А. В. Гулина, А. Н. Романовой), хотя это скорее исключение. В лучшем случае в РП повторяется список авторов из ПП. При этом зарубежная литература может вообще отсутствовать (например, в рабочей программе С. А. Зинина и др.).

Важным показателем приобщения обучающихся к чтению является ориентация в РП на внеклассное чтение, в условиях которого появляется возможность знакомить ребят с современной русской и зарубежной литературой во всем ее многообразии. Однако в РП авторы УМК подходят к этому вопросу по-разному. Так, в РП (авторы Г. С. Меркин и др.) внеклассное чтение отсутствует, но указаны произведения для домашнего чтения, куда включены произведения русской и зарубежной классической литературы, отдельные произведения литературы ХХ века и произведения, которые с большой натяжкой можно назвать современными, среди которых В. Крапивин — «Дети синего Фламинго», А. Алексин — «Самый счастливый день», В. Белов — «Скворцы», В. Железников — «Чудак из 6 „Б"», Р. Погодин — «Тишина». В отдельных РП УМК представлены списки произведений для внеклассного чтения. Например, в РП (авторы А. В. Гулин, А. Н. Романова) сам список произведений, названный «Прогулки без присмотра», представлен в интересной информационной рубрикации: «Да здравствуют приключения!» (5 кл.); «Путешествия во времени» (6 кл.); «Герои и антигерои в мировой литературе», «Тема путешествия в мировой литературе» (7 кл.); «Тема детства в русской и зарубежной литературе XIX — начала XX века», «Тема детства в русской и зарубежной литературе XX — начала XXI века» (8 кл.). Однако в последнем разделе к началу XXI в. можно отнести только «Звездолет с перебитым крылом» Э. Веркина.

Анализ РП УМК основной и средней школы показал, что в целом препо-

давание литературы в современной школе строится в соответствии с примерными программами. В РП УМК наличествуют внутренние сквозные идеи, единство урочной и внеурочной деятельности; широко представлены внутрипредметные и межпредметные связи, идет сопоставление с произведениями литературы других народов (например, «Лесной царь» И. В. Гете и «Два лесных царя» М. И. Цветаевой). В отдельных РП для основной школы помещены списки произведений для внеклассного чтения, которые, по мнению авторов, ориентированы на читательские интересы подростков, учащихся среднего звена. Повышению интереса к чтению, расширению читательского кругозора могут способствовать подразделы РП, например «Забытые кумиры», «Биографии ученых, просветителей, переводчиков» (А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, А. Ф. Онегин (Отто) и др.) и т.д. (рабочая программа А. В. Гулина и др.); «Внутрипредметные связи» (образ пророка в лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова; влияние реализма И. С. Тургенева и А. П. Чехова на бунинскую прозу; толстовские мотивы в прозе А. И. Куприна и т.д.), «Межпредметные связи» (некрасовские мотивы в живописи И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, И. Е. Репина, Н. А. Касаткина и др.; символизм в русской живописи В. Э. Борисова-Мусатова, М. А. Врубеля, К. С. Петрова-Водкина и др.; символизм в музыке А. Н. Скрябина др.) (рабочая программа С. А. Зинина и др.).

Определено, что прошедшие мониторинг современные рабочие / авторские программы к УМК выполняют требования федерального государственного стандарта основного общего образования и среднего общего образования, полностью или частично выполняют свою функцию по воспитанию юных читателей.

В рабочих программах по литературе, как правило, происходит наращивание объема прочитанных художественных текстов за счет произведений русской классической литературы и русской литературы второй половины ХХ века, в том числе за счет произведений, предложенных для дополнительного чтения.

Недостаточно внимания в рабочих программах уделено зарубежной литературе, в курсе 10-11 классов она практически отсутствует, иногда в наличии в списках для самостоятельного чтения, хотя имеет особое значение, так как пользуется популярностью у школьников и может помочь в привлечении их к чтению.

За редким исключением отсутствует в рабочих программах литература народов России, что лишает обучающихся возможности познакомиться

с литературой других народов, получить представление о литературе нашей многонациональной страны [2].

Особое место в программах по литературе было отведено книгам о Великой Отечественной войне как произведениям, играющим важную роль в воспитании патриотизма в подрастающем поколении. И такие книги представлены практически во всех рабочих программах, участвовавших в мониторинге, но были выявлены программы, в которые по какой-то причине не включены произведения о Великой Отечественной войне.

Болевой точкой в литературном образовании школьников является требующая обновления система внеклассного чтения, которая должна быть нацелена в первую очередь на воспитание современного читателя, любящего и умеющего самостоятельно и осознанно выбирать книги, имеющего привычку к чтению [18; 19]. Как правило, программы всегда содержали перечень художественных произведений для дополнительного чтения, на который ориентировались школьники в самостоятельном чтении и учитель для проведения специальных уроков. Тем не менее в некоторых рабочих программах раздел о внеклассном чтении и учебные часы на уроки внеклассного чтения отсутствуют, в других программах в наличии список для внеклассного чтения, в котором большую часть составляют произведения классической русской и зарубежной литературы, сложные для самостоятельного осознанного чтения школьников, а произведения современных авторов, со знакомыми, интересными поставленными в них проблемами, отсутствуют, что не способствует приобщению обучающихся к чтению.

Повышению роли художественной литературы в жизни современного российского подростка, поднятию уровня его читательской культуры призвана служить подростковая литература, широко представленная в примерной программе. Однако в рабочих программах для основной школы произведения современной литературы для детей и подростков или о подростках практически отсутствуют. В старшей школе современной литературе уделяется больше внимания, особенно в обзорах, что, однако, не дает возможности текстуального изучения произведений.

Вместе с тем, в ущерб качеству литературного образования старшеклассников, в тематическое планирование некоторых рабочих программ в профильных классах включены уроки и выделены учебные часы на подготовку обучающихся к ЕГЭ.

Выявлено, что в большинстве проанализированных рабочих программ

не указана возможность применения на уроках литературы интернет-ресурсов, цифровых образовательных технологий [17], что важно, так как информационно-коммуникационные технологии находятся в приоритете досуговых предпочтений подростков и их целесообразно применять для воспитания современного читателя, а необходимость их использования закреплена во ФГОС и ПООП ООО и СОО [4; 7; 8; 9].

Заключение

В результате анализа содержания отдельных рабочих / авторских программ по литературе для основного общего и среднего общего образования на предмет нацеленности на продвижение чтения и воспитание читательской культуры у школьников представлены рекомендации следующего порядка:

Включение в РП УМК перечня литературных произведений в количестве, адекватном возрастным и физиологическим особенностям и возможностям школьников в соответствии с СанПиНами соответствующего возраста.

Включение в РП УМК значимых современных авторов русской и зарубежной литературы, произведения которых носят выраженный воспитательный характер и соответствуют возрастным интересам обучающихся.

Включение в РП УМК маркировки, указывающей на необходимость использования современных цифровых технологий, связанных с приобщением обучающихся к чтению и организацией дифференцированного обучения.

Обязательное наличие в РП УМК уроков внеклассного чтения, списков литературы для внеклассного и самостоятельного (дополнительного) чтения.

Включение в РП УМК рубрик, материалов, разделов, нацеливающих школьников на совместную проектную деятельность, а также творческое развитие в русле формирования читательской деятельности.

Мониторинг современных рабочих программ к УМК по литературе выявил степень выполнения одной из задач школьного литературного образования, поставленных ФГОС,— воспитание школьников как читателей, определил, насколько рабочие программы могут способствовать приобщению подростков к чтению, каковы показатели, которые необходимо увеличить, чтобы выросла эффективность результата воспитания современных читателей, умеющих самостоятельно сделать выбор книг в соответствии со своими интересами, получивших привычку к чтению на всю жизнь, что поможет в решении важной проблемы — преодолении читательского кризиса в стране.

Литература

1. Аристова М. А., Беляева Н. В., Бердышева Л. Р. и др. Актуальные проблемы использования ИКТ в литературном образовании школьников // Вестник Московского университета, серия 20, Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 85-95.

2. Аристова М. А., Бердышева Л. Р., Критарова Ж. Н. и др. Межкультурный диалог в образовательном пространстве информационной эпохи // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2017): сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. С. 411-417.

3. Аристова М. А., Шамчикова В. М., СтрижекуроваЖ. И. и др. Информационные технологии как средство мотивации читательской активности современного школьника // Образовательное пространство в информационную эпоху — 2019: сб. науч. тр. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 1134-1146.

4. Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Шамчикова В. М. Научно-методическое сопровождение концепции преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 1 (65). С. 84-98.

5. Гулин А. В., Романова А. Н. Программа по литературе. 5-9 классы. М: Русское слово — РС, 2011. 88 с. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/39855304-A-v-gulin-a-n-romanova-5-9-klassy.html (дата обращения: 27.02.2021).

6. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy 7OA5XldAz9LMuk Dy Q.pdf (дата обращения: 27.02.2021).

7. Критарова Ж. Н. Сетевые образовательные ресурсы как средства обучения // Ученые записки ИСГЗ. Казань, 2018. Т. 16, № 1. С. 295-300.

8. Критарова Ж. Н. Современные технологии проведения уроков литературы // Современные технологии в образовании: мат-лы XVII Всерос. науч. конф. 25.04.2017. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017. Вып. XVII. С. 95-103.

9. Миронова Н. А. Цифровые технологии обучения в контексте непрерывного литературного образования: монография. М.: Экон-Информ, 2020. 147 с.

10. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 27. 02. 2021).

11. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-srednego-obshchego-obrazovaniia/ (дата обращения: 27.02.2021).

12. Меркин Г. С., Зинин С. А. Программа курса «Литература». 5-9 классы. 3-е изд. М.: Русское слово — учебник», 2016. 208 с. [Электронный ресурс]. URL: https://русское-слово.рф/methodics/ programmy-i-umk/Литература/02247_Lit_MerZi_P_5-9_Ver.pdf (дата обращения: 27.02.2021).

13. Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Русское слово — учебник, 2018. 48 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 27.02.2021).

15. Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808) // Официальный интернет-портал цифровой информации[Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00 01202009140015?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 27.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Шамчикова В. М. Взаимосвязь обязательного и самостоятельного чтения учащихся в основной школе // Литература XX-XXI веков в научном и критическом восприятии. Итоги и перспективы изучения: мат-лы XVIII Шешуковских чтений / под ред. Л. А. Трубиной. М.: МПГУ-Прометей, 2013. С. 195-201.

17. Шамчикова В. М. Использование ИКТ и мультимедиа в литературном об-

разовании школьников в условиях информационно-образовательной среды // Современные технологии в образовании: мат-лы ХУШ Всерос. науч. конф. Вып. ХУШ. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2018. С. 218-221.

18. Шамчикова В. М. Место самостоятельного чтения в структуре литературного образования современных школьников // Литературное образование в современном мире: проблемы и решения. ХХ Голубковские чтения: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., 15-16 марта 2012 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Эконом-информ, 2013. С. 92-95.

19. Шамчикова В. М. Становление современного читателя в основной школе // Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий. ХХ1 Голубковские чтения: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., 21-22 марта 2013 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Экон-информ, 2014. С. 123-126.

READING OF SCHOOLCHILDREN — TODAY AND TOMORROW: MONITORING MODERN LITERATURE PROGRAMS

Abstract. The article reflects the results of monitoring modern work programs developed for the author's educational and methodological kits on literature in the aspect of educating schoolchildren as modern readers.

The article identifies a number of interrelated reasons due to which there is a decline in reading culture among schoolchildren. The key problems include the lack of meaningful reading skills of some elementary school graduates, the replacement of live communication with interaction in social networks, a decrease in interest in reading a number of classical works, which are often already obscure to the modern reader, that do not meet the age interests of schoolchildren, and the loss of extracurricular reading positions.

Among the research methods, the leading is the method of content analysis of fifty modern programs on literature of different types (sample programs, author's programs).

The priority of school literary education today is the formation of such competencies that will allow the student to independently make a choice of books in accordance with their interests. The monitoring made it possible to determine: on which literary texts the reading skills of schoolchildren are formed, the study of which works forms the basis of students' literary education, due to which works their reading horizons expand. The research allows us to conclude that it is necessary to take into account the realities in which today's schoolchildren exist, their interests and needs, to clarify approaches to the preparation of literature programs. The results of the research can be used in the development of curricula, work programs implemented within the framework of basic general and secondary general education, the implementation of comparative studies to develop a methodology for the practical training of a language teacher.

Keywords: reading of schoolchildren, approximate basic educational programs, work programs in literature, contemporary Russian and foreign literature, extracurricular reading.

References

• Aristova M. A., Belyaeva N. V., Berdysheva L. R. i dr. Aktual'nye problemy ispol'zovaniya IKT v liter-aturnom obrazovanii shkol'nikov // Vestnik Moskovskogo universiteta, seriya 20, Pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. № 3. S. 85-95. [In Rus].

• Aristova M. A., Berdysheva L. R., Kritarova Zh. N. i dr. Mezhkul'turnyj dialog v obrazovatel'nom prostranstve informacionnoj epohi // Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu (EEIA-2017): sb. mat-lov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. S. V. Ivanovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2017. S. 411-417. [In Rus].

• Aristova M. A., Shamchikova V. M., Strizhekurova Zh. I. i dr. Informacionnye tekhnologii kak sredstvo motivacii chitatel'skoj aktivnosti sovremennogo shkol'nika // Obrazovatel'noe prostranstvo v informa-cionnuyu epohu — 2019: sb. nauch. tr. Mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. S. V. Ivanovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2019. S. 1134-1146. [In Rus].

• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru/ (data obrashcheniya: 27.02.2021). [In Rus].

• Gosteva Yu. N., Dobrotina I. N., Shamchikova V. M. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie koncep-cii prepodavaniya russkogo yazyka i literatury s ispol'zovaniem cifrovyh obrazovatel'nyh resursov // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 1, № 1 (65). S. 84-98. [In Rus].

• Gulin A. V., Romanova A. N. Programma po literature. 5-9 klassy. M: Russkoe slovo — RS, 2011. 88 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://docplayer.ru/39855304-A-v-gulin-a-n-romanova-5-9-klassy.html (data obrashcheniya: 27.02.2021). [In Rus].

• Koncepciya programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5Xld Az9LMuk Dy Q.pdf (data obrashcheniya: 27.02.2021). [In Rus].

• Kritarova Zh. N. Setevye obrazovatel'nye resursy kak sredstva obucheniya // Uchenye zapiski ISGZ. Kazan', 2018. T. 16, № 1. S. 295-300. [In Rus].

• Kritarova Zh. N. Sovremennye tekhnologii provedeniya urokov literatury // Sovremennye tekhnologii v obrazovanii: mat-ly XVII Vseros. nauch. konf. 25.04.2017. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2017. Vyp. XVII. S. 95-103. [In Rus].

• Merkin G. S., Zinin S. A. Programma kursa «Literatura». 5-9 klassy. 3-e izd. M.: Russkoe slovo — ucheb-nik», 2016. 208 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://russkoe-slovo.rf/methodics/programmy-i-umk/ Literatura/02247_Lit_MerZi_P_5-9_Ver.pdf (data obrashcheniya: 27.02.2021). [In Rus].

• Mironova N. A. Cifrovye tekhnologii obucheniya v kontekste nepreryvnogo literaturnogo obrazovani-ya: monografiya. M.: Ekon-Inform, 2020. 147 s. [In Rus].

• Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya uchebnikov, dopushchennyh k ispol'zovaniyu pri realizacii imeyushchih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatel'nyh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya organizaciyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost': Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 20.05.2020 № 254 (Zaregistrirovan 14.09.2020 № 59808) // Oficial'nyj internet-portal cifrovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140015Tinde x=0&rangeSize=1 (data obrashcheniya: 27.02.2021). [In Rus].

• Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-os-novnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (data obrashcheniya: 27.02.2021). [In Rus].

• Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-srednego-obshchego-obrazovaniia/ (data obrashcheniya: 27.02.2021). [In Rus].

• Shamchikova V. M. Ispol'zovanie IKT i mul'timedia v literaturnom obrazovanii shkol'nikov v usloviyah informacionno-obrazovatel'noj sredy // Sovremennye tekhnologii v obrazovanii: mat-ly XVIII Vseros. nauch. konf. Vyp. XVIII. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2018. S. 218-221. [In Rus].

• Shamchikova V. M. Mesto samostoyatel'nogo chteniya v strukture literaturnogo obrazovaniya sovre-mennyh shkol'nikov // Literaturnoe obrazovanie v sovremennom mire: problemy i resheniya. XX Golubkovskie chteniya: mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 15-16 marta 2012 g. / otv. red. V. F. Chertov. M.: Ekonom-inform, 2013. S. 92-95. [In Rus].

• Shamchikova V. M. Stanovlenie sovremennogo chitatelya v osnovnoj shkole // Izuchenie literatury v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh strategij. XXI Golubkovskie chteniya: mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 21-22 marta 2013 g. / otv. red. V. F. Chertov. M.: Ekon-inform, 2014. S. 123-126. [In Rus].

• Shamchikova V. M. Vzaimosvyaz' obyazatel'nogo i samostoyatel'nogo chteniya uchashchihsya v os-novnoj shkole // Literatura XX-XXI vekov v nauchnom i kriticheskom vospriyatii. Itogi i perspektivy izucheniya: mat-ly XVIII Sheshukovskih chtenij / pod red. L. A. Trubinoj. M.: MPGU-Prometej, 2013. S. 195-201. [In Rus].

• Zinin S. A., Chalmaev V. A. Programma kursa «Literatura». 10-11 klassy. Bazovyj uroven'. M.: Russkoe slovo — uchebnik, 2018. 48 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.