Научная статья на тему 'Школа диалога культур: достижения и перспективы'

Школа диалога культур: достижения и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная школа / диалог культур / преподавание литературы в иноязычной и инокультурной среде / предметные и метапредметные компетенции / ethnic school / dialogue of cultures / teaching literature in foreign-language and foreign-culture environment / subject and meta-subject competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. А. Аристова, Ж. Н. Критарова

В статье рассматривается история становления и развития литературного образования в национальной школе — школе диалога культур. Освещаются ключевые вопросы методики преподавания литературы в иноязычной и инокультурной среде, положенные в основу концепции литературного образования в национальной школе, разработанной под руководством проф. М. В. Черкезовой. Главным результатом теоретических исследований признается успешное внедрение в практику работы школы диалога культур УМК по литературе под редакцией М. В. Черкезовой, в создании которого принимали участие сотрудники Центра филологического образования. Перспективы дальнейшего исследования проблем преподавания русской литературы как неродной в условиях современной образовательной среды определяются необходимостью поиска путей взаимосвязанного формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся национальной школы, среди которых на первый план выдвигаются читательская и общекультурная компетенция, а также развитие умений межкультурного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL OF DIALOGUE OF CULTURES: ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS

The article discusses the history of the formation and development of literary education in ethnic school – the school of the dialogue of cultures. The key questions of the methodology of teaching literature in foreign-language and foreign-culture environment, which form the basis of the concept of literary education in ethnic schools developed under the leadership of Pr. M.V. Cherkezova, are highlighted in the paper. The successful introduction of the educational and methodical complex on literature (under the editorship of M. V. Cherkezova) into the practice of the school of dialogue of cultures is the main result of theoretical studies. The staff of the Centre of Philological Education of the Institute for Strategy of Education Development took part in the creation of a training and methodological complex on literature. Prospects for further research on the problems of teaching Russian literature as a nonnative in the conditions of the contemporary educational environment are determined by the need to search for ways of interconnected formation of the subject and meta-subject competencies of pupils of the national school. Among such competences, the reading and general cultural competence, as well as the development of intercultural dialogue skills, are brought to the forefront.

Текст научной работы на тему «Школа диалога культур: достижения и перспективы»

ЮБИЛЕЙ ИНСТИТУТА

УДК 372.882

ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматривается история становления и развития литературного образования в национальной школе — школе диалога культур. Освещаются ключевые вопросы методики преподавания литературы в иноязычной и ино-культурной среде, положенные в основу концепции литературного образования в национальной школе, разработанной под руководством проф. М. В. Черкезовой. Главным результатом теоретических исследований признается успешное внедрение в практику работы школы диалога культур УМК по литературе под редакцией М. В. Черкезовой, в создании которого принимали участие сотрудники Центра филологического образования. Перспективы дальнейшего исследования проблем преподавания русской литературы как неродной в условиях современной образовательной среды определяются необходимостью поиска путей взаимосвязанного формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся национальной школы, среди которых на первый план выдвигаются читательская и общекультурная компетенция, а также развитие умений межкультурного диалога.

Ключевые слова: национальная школа, диалог культур, преподавание литературы в иноязычной и инокультурной среде, предметные и мета-предметные компетенции.

Россия была и остается многонациональной страной, в которой, помимо русских, проживает

Как цитировать статью: Аристова М. А., Критаро-ва Ж. Н. Школа диалога культур: достижения и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.2, № 1(47). С. 45-52.

М. А. Аристова

Канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Центра филологического образования, Институт стратегии развития образования РАО г. Москва

E-mail: arismar@yandex.ru Maria A. Aristova

PhD (Education), Senior Researcher, Centre of Philological education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Ж. Н. Критарова

Канд. пед. наук, ст. науч. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Центра филологического образования, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва

E-mail: kritarova@rambler.ru Zhanna N. Kritarova

PhD (Education), Senior Researcher, Centre of Philological education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

более 180 народов, со своим языком, религиозными верованиями и культурой. В соответствии с Законом об образовании и современными образовательными стандартами все они имеют право на изучение в школе, наряду с русским как государственным, родного языка, произведений национальных писателей и особенностей истории и культуры своего народа. Соблюдая принцип единства образовательного пространства РФ, такие школы должны в полной мере обеспечить нерусских учащихся знаниями по всем предметам школьного курса, но преподавание русского языка и литературы имеет здесь ярко выраженную специфику. Если уроки русского языка как государственного направлены прежде всего на то, чтобы учащиеся могли свободно им владеть, то курс литературы на русском языке призван не только познакомить их с вершинными произведениями русских и зарубежных писателей, но и приобщить к русской культуре, показать ее интегрирующую роль для народов России, связь с общемировой культурой.

Такие общеобразовательные учреждения получили название школа диалога культур [14], она «органично сопрягает родную и русскую культуры», а ее цель — «формирование личности, соединяющей культуру, воспринятую с молоком матери, с культурой социальной среды, т.е. личности, обладающей этническим самосознанием и общероссийским гражданским сознанием» [17].

Но если название «школа диалога культур» появилось сравнительно недавно, то те методологические принципы, которые лежат в ее основе, имеют достаточно давнюю традицию. На протяжении многих десятилетий ХХ века, начиная с 1918 года, школа с составом учащихся, для которых русский язык не является родным, называлась «национальной». Методика преподавания литературы в национальной школе как научная дисциплина в основном оформилась во второй половине ХХ века, а к концу 60-х гг. предмет «Русская литература» утвердился как самостоятельная учебная дисциплина в национальных школах большинства союзных республик. В 1970 г. для координации работы педагогов-русистов был создан в составе Академии педагогических наук СССР Всесоюзный научный центр — НИИ преподавания русского языка в национальной школе (НИИ ПРЯНШ), который возглавил выдающийся лингвист, академик АПН СССР Н. М. Шанский. В структуре НИИ ПРЯНШ в августе 1970 г. была сформирована лаборатория литературного образования в национальной школе. Первым ее руководителем стал известный литературовед, доктор

филологических наук, профессор А. А. Волков. Под его руководством лаборатория приступила к изучению состояния преподавания и качества знаний по русской литературе учащихся национальных школ союзных республик страны, к обобщению большого методического наследия в этой области. Работа лаборатории продолжалась под руководством д.п.н., проф. К. В. Мальцевой, ученого и педагога, стоявшей у истоков методики преподавания русской литературы в национальной школе. Труды К. В. Мальцевой по развитию русской речи нерусских учащихся сыграли большую роль в дальнейшем развитии этого направления методики. С начала 1980-х гг. и по 2010 г. работой лаборатории руководила д.п.н., проф. М. В. Черкезова. Сформулированный ею принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР стал одним из основополагающих принципов преподавания русской литературы в любой нерусской аудитории [16].

На протяжении нескольких десятилетий существования лаборатории ее сотрудниками были научно обоснованы и разработаны главные направления в методике преподавания русской литературы в иноязычной и ино-культурной среде: выявление специфики восприятия русской литературы нерусскими учащимися (И. Х. Майорова, Н. Е. Каплан, Ж. Н. Критарова); взаимосвязанное изучение русского языка и литературы (З. С. Смелкова, И. В. Андреева, Е. Г. Уманская, М. Б. Ганженко); филологический подход к изучению литературного произведения (С. О. Мелик-Нубаров, М. В. Черкезова, М. А. Аристова, А. Д. Жижина); духовно-нравственное воспитание учащихся национальных школ в процессе литературного образования (М. В. Черкезова, М. Б. Ганженко, Л. В. Манько, Е. А. Самойлова, Ж. Н. Критарова); взаимосвязанное изучение русской, родной и зарубежной литератур (С. О. Мелик-Нубаров, И. Х. Майорова, М. А. Аристова); культуроведческий аспект литературного образования (М. В. Черкезова, М. В. Умнова, С. В. Жожикашвили, Е. В. Войналович); изучение литературы в контексте других видов искусства (О. Н. Куревина, Н. П. Молодцова, Я. Г. Садовский).

Результаты исследований представлены в многочисленных публикациях сотрудников лаборатории, адресованных как учащимся общеобразовательной, профессиональной и высшей школы, так и учителям, методистам, работникам образования. Среди наиболее значимых трудов сотрудников лаборатории 1970-х — 80-х гг. следует назвать сборники научных статей «Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании

русской литературы в национальной школе»; «Проблемы преподавания русской литературы»; пособия для учителей национальных школ и студентов педвузов «Методика объяснительного и литературного чтения в национальной школе»; «Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы»; «Слово в художественном тексте: преодоление языковых трудностей при изучении русской литературы в национальной школе»; «Методика преподавания русской литературы в национальной школе».

Научные принципы, разработанные лабораторией, были положены в основу новаторских УМК по литературе для национальной школы. Еще в 1979-80 гг. были подготовлены проекты экспериментальных типовых учебников по русской литературе для У1-1Х классов национальной школы, единых для школ союзных республик СССР, выпущены серии учебных диапозитивов и фонохрестоматии. Но в силу кардинальных изменений в общественно-политической жизни страны дальнейшая работа над УМК была приостановлена.

В 1990-2000-е гг. в новых социально-политических условиях, связанных с распадом СССР, лаборатория литературного образования в национальной школе ИСМО РАО под руководством М. В. Черкезовой продолжила свою научно-методическую работу. В центре внимания ее сотрудников в этот период оказались такие актуальные для школы диалога культур вопросы, как формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе изучения русского художественного текста; новая интерпретация произведений русской классики, позволяющая приблизить произведения писателей прошлых веков к интересам современных школьников; культуроведческий подход к изучению произведений русской литературы; усиление внимания к нравственной проблематике и воспитание культуры межнационального общения; современные технологии обучения в процессе преподавания литературы в школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.

Результаты исследований по этим направлениям получили отражение в монографиях М. В. Черкезовой «Литература и культура», «Проблемы преподавания литературы в инокультурной среде» [13; 15], сборниках статей «Филологическое образование в формировании этнического самосознания и общероссийского гражданского сознания», «Проблемы диалога русской литературы (культуры) с культурами других народов», в учебно-методических пособиях для учащихся [10; 11].

Главным достижением постсоветского периода стало успешное внедрение в практику работы национальных школ различных регионов РФ УМК по литературе под редакцией М. В. Черкезовой, в создании которого приняли участие все сотрудники лаборатории. УМК по литературе для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения воплотил в жизнь научные основы школы диалога культур. Он базировался на Концепции литературного образования в национальной школе [9] и Концепции создания учебников по литературе для национальной школы [12]. Эта учебная линия для 2-х — 4-х и 5-х — 11-х классов (рабочая программа, учебники-хрестоматии, методические пособия, рабочие тетради) выходила с 2003 по 2014 гг. в издательстве «Дрофа» и на протяжении всех этих лет включалась в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Названный УМК по литературе существенно отличался от издаваемых ранее как своим содержанием, структурой, так и методическим оснащением. Его приоритетом стала работа с художественным текстом на основе диалога культур, а продуманный методический аппарат предоставлял возможность успешно развивать не только предметные, но и метапредметные компетенции учащихся в процессе творческого поиска и установления взаимосвязей с родной и зарубежной литературой, побуждая школьников находить в них общее и национально своеобразное.

В силу целого ряда обстоятельств УМК под редакцией М. В. Черкезовой с 2015 г. больше не издавался, а национальные школы вынуждены были перейти на учебники, предназначенные для учащихся с русским (родным) языком обучения, что существенно затрудняет освоение ими курса русской литературы.

Тем не менее идеи школы диалога культур, выработанные на протяжении многих десятилетий в ходе исследований лаборатории, и сегодня находят свое продолжение в работе и ученых и педагогов из национальных регионов, и сотрудников Центра филологического образования ИСРО РАО, которые принимают активное участие в международных и всероссийских конференциях, форумах, семинарах, публикуют статьи по данной проблематике, работают над созданием новых учебно-методических пособий [1-8, 18-20].

В условиях развивающейся информационно-образовательной среды

на первый план выдвигаются задачи разработки новых технологий, учитывающих специфику изучения литературы в иноязычной и инокультурной среде, методов формирования таких важнейших метапредметных компетенций, как читательская и общекультурная, а также развития умений межкультурного диалога, признанных международным сообществом важнейшей составляющей школы будущего, открывающей путь для широкого межнационального общения народов мира.

Литература

1. Аристова М. А. «Диалог культур» на основе взаимосвязанного изучения русской, родной и зарубежной литературы // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 27-30 июня 2012 г., г. Казань: ИФИ КФУ, 2012. С. 235-241.

2. Аристова М. А. Содержательный компонент современных программ и учебников по литературе с позиции «диалога культур» // Русский язык в национальной школе. 2013. № 4(173). С. 3-8.

3. Аристова М. А. Формирование общекультурной компетенции при изучении литературы в школе // Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: сборник материалов VIII Межд. науч.-практ. конф., 3-5 ноября 2016 г., г. Махачкала / под ред. проф. Абакаровой. Махачкала: ФГБОУ ВО ДГУ, 2016. С. 67-70.

4. Аристова М. А., Макарова Б. А., Миронова Н. А., Критарова Ж. Н. Справочник по русской литературе для школьников. Изд. 2-е, стереотип. М.: Экзамен, 2010. 590 с.

5. Критарова Ж. Н. Проблемы диалога культур русской литературы (культуры) с культурами других народов // Русский язык в национальной школе. 2012. № 4. С. 56-59.

6. Критарова Ж. Н. Литературное образование в школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения: воспитательный аспект // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5 (26). С. 188-197.

7. Критарова Ж. Н. Телекоммуникационный проект по литературе в условиях поликультурного образования // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. 2016. № 6. С. 98-102.

8. Критарова Ж. Н., Габеева К. А. Перевод как интеграция предметных, метапредметных и личностных УУД в курсе литературы в школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии. Материалы Межд. науч.-практ. конференции / под ред. Р. Р. Замалетдинова, Т. Г. Бочиной, Е. А. Горобец. Казань: КГУ 2016. С. 562-572.

9. Литературное образование в национальной школе: концепция / Разраб. авт. коллективом под рук. М. В. Черкезовой и О. В. Загоровской // Литература в школе. 2000. № 4. С. 63-65.

10. Проблемы диалога русской литературы (культуры) с культурами других народов: сб. на-учн. ст. М.: Экон-Информ, 2012. 246 с.

11. Филологическое образование в формировании этнического самосознания и общероссийского гражданского сознания: сб. научн. ст. М.: ИНПО, 2007. 239 с.

12. Черкезова М. В. Концепция построения учебников по русской литературе // Педагогика. 2008. № 1. С. 29-42.

13. Черкезова М. В. Литература и культура. М.: ИНПО, 1999. 128 с.

14. Черкезова М. В. Национальная школа как школа диалога культур // Русский язык в национальной школе. 2009. № 1. С. 22-26.

15. Черкезова М. В. Проблемы преподавания литературы в инокультурной среде. М.: Дрофа, 2007. 318 с.

16. Черкезова М. В. Русская литература в национальной школе: принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы.

М.: Педагогика, 1981. 152 с.

17. Черкезова М. В. Русская литература в системе литературного образования в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения // Вестник ТГГПУ 2011. № 3(25). С. 235-243.

18. Aristova M. Shakespeare: Eternity and Modernity (Cross-cultural Context of the Study of Shakespeare's Works in Secondary Schools): 26th Shakespeare Readings 2016: 400 Years of Immortality, Paper abstracts. M.: MUH Publ., 2016. 111 p.

19. Aristova M. A., Berdysheva L. R., Strizhekurova Zh. I. Theoretical basis of optimization of the educational-methodical complex on Literature in the conditions of modern school Informatization: International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016) [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1051/shsconf/20162901005 (дата обращения: 17.01.2018).

20. Aristova M. A., Berdysheva L. R., Kritarova Zh., Strizhekurova Zh.I. Intercultural dialogue in the education space of the information age. International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2017) [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.15405/ epsbs.2017.08.12 (дата обращения: 17.01.2018).

SCHOOL OF DIALOGUE OF CULTURES: ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS

The article discusses the history of the formation and development of literary education in ethnic school - the school of the dialogue of cultures. The key questions of the methodology of teaching literature in foreign-language and foreign-culture environment, which form the basis of the concept of literary education in ethnic schools developed under the leadership of Pr. M.V. Cherkezova, are highlighted in the paper. The successful introduction of the educational and methodical complex on literature (under the editorship of M. V. Cherkezova) into the practice of the school of dialogue of cultures is the main result of theoretical studies. The staff of the Centre of Philological Education of the Institute for Strategy of Education Development took part in the creation of a training and methodological complex on literature. Prospects for further research on the problems of teaching Russian literature as a non-native in the conditions of the contemporary educational environment are determined by the need to search for ways of interconnected formation of the subject and meta-subject competencies of pupils of the national school. Among such competences, the reading and general cultural competence, as well as the development of intercultural dialogue skills, are brought to the forefront.

Keywords: ethnic school, dialogue of cultures, teaching literature in foreign-language and foreign-culture environment, subject and meta-subject competence.

References

• Aristova M. A. «Dialog kul'tur» na osnove vzaimosvjazannogo izuchenija russkoj, rodnoj i zarubezh-noj literatury // Russkij jazyk i literatura v tjurkojazychnom mire: sovremennye koncepcii i tehnologii: sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 27-30 ijunja 2012 g. Kazan': IFI KFU, 2012. S. 235-241.

• Aristova M. A. Formirovanie obshhekul'turnoj kompetencii pri izuchenii literatury v shkole // Dialog kul'tur i dialog v polikul'turnom prostranstve: sbornik materialov VIII Mezhd. nauch.-prakt. konf., 3-5 nojabrja 2016 g., g. Mahachkala / pod red. prof. Abakarovoj. Mahachkala: FGBOU VO DGU, 2016. S. 67-70.

• Aristova M. A. Soderzhatel'nyj komponent sovremennyh programm i uchebnikov po literature s pozi-cii «dialoga kul'tur» // Russkij jazyk v nacional'noj shkole. 2013. № 4(173). S. 3-8.

• Aristova M. A., Berdysheva L. R., Kritarova Zh., Strizhekurova Zh.I. N (2017). Intercultural dialogue in the education space of the information age. International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2017) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.12 (data obrashhenija: 17.01.2018).

• Aristova M. A., Berdysheva L. R., Strizhekurova Zh. I. (2016). Theoretical basis of optimization of the educational-methodical complex on Literature in the conditions of modern school Informatization: International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://dx.doi.org/10.1051/shsconf/20162901005 (data obrashhenija: 17.01.2018).

• Aristova M. A., Makarova B. A., Mironova N. A., Kritarova Zh. N. Spravochnik po russkoj literature dlja shkol'nikov. Izd. 2-e, stereotip. M.: Jekzamen, 2010. 590 s.

• Aristova M. Shakespeare: Eternity and Modernity (Cross-cultural Context of the Study of Shakespeare's Works in Secondary Schools): 26th Shakespeare Readings 2016: 400 Years of Immortality, Paper abstracts. M.: MUH Publ., 2016. 111 p.

• Cherkezova M. V. Koncepcija postroenija uchebnikov po russkoj literature // Pedagogika. 2008. № 1. S. 29-42.

• Cherkezova M. V. Literatura i kul'tura. M.: INPO, 1999. 128 s.

• Cherkezova M. V. Nacional'naja shkola kak shkola dialoga kul'tur // Russkij jazyk v nacional'noj shkole. 2009. № 1. S. 22-26.

• CherkezovaM. V. Problemy prepodavanija literatury v inokul'turnoj srede. M.: Drofa, 2007. 318 s.

• CherkezovaM. V. Russkaja literatura v nacional'noj shkole: princip obshhnosti i nacional'nogo svoeo-brazija literatur narodov SSSR v processe prepodavanija russkoj literatury. M.: Pedagogika, 1981. 152 s.

• Cherkezova M. V. Russkaja literatura v sisteme literaturnogo obrazovanija v shkolah s russkim (nerod-nym) i rodnym (nerusskim) jazykom obuchenija // Vestnik TGGPU, 2011, № 3(25). S. 235-243.

• Filologicheskoe obrazovanie v formirovanii jetnicheskogo samosoznanija i obshherossijskogo grazh-danskogo soznanija: sb. nauchn. st. M.: INPO, 2007. 239 s.

• Kritarova Zh. N. Literaturnoe obrazovanie v shkole s rodnym (nerusskim) i russkim (nerodnym) jazykom obuchenija: vospitatel'nyj aspekt // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2015. № 5 (26). S. 188-197.

• Kritarova Zh. N. Problemy dialoga kul'tur russkoj literatury (kul'tury) s kul'turami drugih narodov // Russkij jazyk v nacional'noj shkole. 2012. № 4. S. 56-59.

• Kritarova Zh. N. Telekommunikacionnyj proekt po literature v uslovijah polikul'turnogo obrazovanija // Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sohranenija jazykovogo nasledija i kul'turnogo raznoobrazija chelovechestva. 2016. № 6. S. 98-102.

• Kritarova Zh. N., Gabeeva K. A. Perevod kak integracija predmetnyh, metapredmetnyh i lichnostnyh UUD v kurse literatury v shkole s rodnym (nerusskim) i russkim (nerodnym) jazykom obuchenija // Russkij jazyk i literatura v tjurkojazychnom mire: sovremennye koncepcii i tehnologii. Materialy Mezhd. nauch.-prakt. konferencii / pod red. R. R. Zamaletdinova, T. G. Bochinoj, E. A. Gorobec. Kazan': KGU, 2016. S. 562-572.

• Literaturnoe obrazovanie v nacional'noj shkole: koncepcija / Razrab. avt. kollektivom pod ruk. M. V. Cherkezovoj i O. V. Zagorovskoj // Literatura v shkole. 2000. № 4. S. 63-65.

• Problemy dialoga russkoj literatury (kul'tury) s kul'turami drugih narodov. Sb. nauchn. st. M.: Jekon-Inform, 2012. 246 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.