Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №3
Актуальные проблемы использования ИКТ в литературном образовании школьников1
М. А. Аристова, Н. В. Беляева, Л. Р. Бердышева, Ж. Н. Кригаро-ва, Ж. И. Огрижекурова, В. М. шамчикова
(Центр филологического образования ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; e-mail: arismar@ yandex.ru)
В статье раскрываются актуальные проблемы использования ИКТ в литературном образовании школьников, рассматриваются пути их решения с применением современных технологических достижений в сфере образования.
Ключевые слова: литературное образование школьников, информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа, проектно-иссле-довательская деятельность, цифровая гуманитаристика.
Современного школьника, имеющего в своем коммуникационном арсенале разнообразные гаджеты для общения, игр и чтения, легче стимулировать к изучению родного языка и художественной литературы в школе, если использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [1, 2]. Тем не менее, локальный опрос учителей-словесников и обучающихся показал, что если школьники хотят активно использовать Интернет-ресурсы, электронные и аудио- книги, электронные библиотеки в процессе чтения и изучения литературы, то учителя неохотно и фрагментарно пользуются ИКТ, предпочитая традиционные методы и формы обучения . Поэтому необходимо выявить причины сложившейся ситуации . Важно, что «информационные, компьютерные, телекоммуникационные, промышленные, высокие гуманитарные и когнитивные технологии становятся сегодня не только предметом изучения и проектирования, но и способом управления и организации процессов познания, коммуникации, обучения» [3: 10].
Надо отметить, что учителя-филологи активно используют информационную среду для своего профессионального роста Исследование Интернет-ресурсов, которые содержат разработки уроков литературы, предлагают методические рекомендации, дают возможность обсудить нормативные документы в профессиональном сообществе, достаточно часто используются словесниками, кроме того, учителя общаются в социальных сетях и создают собственные странички и сайты . Таким
1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 20172019 годы (№ 27.6122.2017/БЧ).
образом, ИКТ нужны словесникам, прежде всего, для самообразования - так ответило 73% опрашиваемых учителей-филологов . 20% ищут в Интернете необходимую информацию для уроков литературы - тексты и экранизации художественных произведений, виртуальные литературные музеи, аудиовизуальные материалы и т .д . Остальные 7% не пользуются ресурсами Интернета и мультимедийными средствами
При этом практически все учителя создают и применяют на уроках тематические литературные презентации в программе Power Point . Они утверждают, что, используя презентацию, целесообразно знакомить учащихся с жизнью и творчеством мастеров художественного слова, размещая на слайдах портреты, фотографии, рисунки, фрагменты художественных текстов, иллюстрации к ним . Как правило, показ презентации сопровождается комментарием учителя Педагоги отмечают, что отсутствие необходимых технических возможностей не позволяет использовать на уроках литературы мультимедийные тесты (в том числе контрольно-диагностические), учебные тренажеры для проверки знаний учащихся, что затрудняет проведение тематического и итогового контроля . Несмотря на то, что включение фрагментов экранизаций в урок делает произведение понятнее современному школьнику и привлекает его к чтению, учителя крайне редко используют кино и анимационные фильмы в процессе преподавания литературы в школе Не нашли своего постоянного применения электронные и аудиокни-ги, электронные библиотеки . Это связано, прежде всего, с технической неукомплектованностью учебных помещений, с отсутствием методических рекомендаций для систематического использования ИКТ и мультимедиа на уроках литературы
Не менее актуальной является задача обучения учителя-словесника использованию ИКТ в учебном процессе, в частности, мультимедийных презентаций для выявления интертекстуальной природы художественных текстов Природа средств ИКТ влияет на развитие мышления школьника Так как текст на традиционном бумажном носителе организован линейно, мысли читателя движутся последовательно, перемежаясь логическими выводами ИКТ породили новый тип текстов (электронные учебники, мультимедийные презентации), где информация представлена нелинейно: в виде цитат, изображений, символов, таблиц, дополняемых звуком, цветом, анимацией Такая подача информации изменяет структуру мышления и развивает умение воспринимать гипертекст. «За счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом», что повышает интерес учеников к литературе [4: 35].
Мультимедийная презентация обладает и дидактическим потенциалом, который даёт возможность составления лексических и историко-культурных комментариев (на основе справочной литературы
и ресурсов Интернета). Так, только к одной строфе из романа А . С . Пушкина «Евгений Онегин»
К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин. Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым.
можно составить различные виды комментариев:
- лексические (roast-beef, трюфли);
- историко-культурные (Talon, Каверин, вино кометы, Страсбург, пирог нетленный, сыром лимбургским);
- теоретико-литературные (онегинская строфа, перифраз, эпитет) и др.
Эти комментарии можно расположить на слайде при помощи гиперссылок, тем самым объединяя важные смысловые подтексты в одном информационном пространстве . Процесс актуализации внутренних смыслов при комментировании помогает школьникам уяснить, что любой элемент литературного текста важен и значим . По мысли Р . Барта, «основу текста составляет не его внутренняя, закрытая структура, поддающаяся исчерпывающему изучению, а его выход в другие тексты, другие коды, другие знаки; текст существует лишь в силу межтекстовых отношений, в силу интертекстуальности» [5: 428]. Интертекстуальную природу литературы демонстрируют гипертекстовые сервисы мультимедийных презентаций, показывая на одном экране главный текст и претексты, содержащие скрытые цитаты
Так, например, строка из пушкинского романа «И вот общественное мненье!» - это цитата из монолога Чацкого, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»:
Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют, И вот общественное мненье! (д. IV, явл. 10)
Эта перекличка вносит в понимание школьников дополнительный смысл о созвучии грибоедовской Москвы и романа Пушкина . Информацию на слайде можно структурировать так, что школьники осваивают её нелинейно, при помощи гиперссылок на другие словесные, зрительные и слуховые фрагменты, и продемонстрировать им, например, музыкальные фрагменты (арию «Casta Diva» из оперы В . Беллини «Норма», упоминаемую в романе И . А . Гончарова «Обломов») или
репродукции картин (картину Ганса Гольбейна «Христос во гробе», которую рассматривают Мышкин и Рогожин, герои романа Ф . М . Достоевского «Идиот»).
Выделение цветом значимых слов и анимационные эффекты, например, мерцание, актуализируют смыслообразующие элементы текста . При такой работе с бумажными носителями их смысловое единство разрывается на отдельные сегменты По мнению преподавателей литературы, активно использующих ИКТ, «гипертекст, выведенный на экран, позволяет это единство сохранить» [6: 140]. Поэтому мультимедийная информация более выразительна, чем традиционные тексты, и повышает уровень восприятия и понимания литературы школьниками, рожденными в информационном обществе
Важно подчеркнуть, что учитель-филолог должен пользоваться комбинаторными комплексами разумно, в соответствии с учебными целями применять традиционные и информационно-коммуникационные технологии, уметь планировать уроки литературы так, чтобы современные школьники имели возможность пользоваться ИКТ и мультимедийными технологиями, так как это мотивирует учащихся к чтению и изучению литературы [7]. Необходимо учитывать, что в мире востребован человек не только обладающий знаниями и умениями, но и постоянно обновляющий их и способный применить их на практике . Большое значение для общества, повышения уровня интеллектуального, творческого и профессионального развития каждого индивида имеет мотивационная активность личности . Этой проблеме посвящены многие исследования по психологии: Э . Фромма, К . Юнга, Дж. Келли, К . Роджерса, которые утверждали, что потребность в самосовершенствовании и развитии заложена в человеке от природы . Абрахам Ма-слоу писал о потребности каждого в самоактуализации, т. е . реализации в жизни тех способностей, которые заложены в конкретном человеке его природой [8]. В связи с той ролью, которая уделяется личност-но-ориентированному, деятельностному подходу, междисциплинарной интеграции и формированию у школьников не только предметных, но и метапредметных умений, одним из наиболее эффективных методов обучения становится метод проектов и связанная с ним исследовательская деятельность
Литература как учебный предмет имеет огромные возможности для реализации разных видов проектов Некоторые из них могут осуществляться на конкретном уроке: например, инсценировка при изучении басен . Другие - при выполнении домашнего задания (подготовка обложки книги, написание киносценария). Есть и более долгосрочные, требующие сбора материалов и детального исследования, например: написание реферата межпредметного характера на стыке двух или нескольких предметов, возможно литературы и ИЗО («Пушкин и Лермонтов
как художники и поэты») . Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию коммуникативных компетенций, самостоятельности и критическому мышлению . Метод проектов помогает самореализации ученика и более результативному обучению в процессе преподавания литературы
Одним из продуктивных приемов использования средств ИКТ на уроках литературы является организация групповых форм работы, которая, наряду с индивидуальной, парной и коллективной, является одной из форм коллективного способа обучения [9], стимулирует взаимодействие между обучающимися, позволяя выстроить отношения взаимной ответственности и поддержки . Работа в группах на уроках литературы способствует актуализации личностного восприятия школьниками художественных произведений, созданию атмосферы сотворчества, повышению веры в творческие возможности . В процессе обучения могут быть использованы такие виды групповой работы, как дискуссии, дебаты, занятия-лекции, уроки-конференции; семинары-исследования, занятия-композиции и т п Особую значимость групповые формы работы на уроке литературы приобретают при использовании информационно-коммуникационных технологий, так как, по словам академика Б . С . Гершунского, мультимедийная информационно-образовательная среда быстрее и интенсивнее формирует такие свойства мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность, что присуще познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью [10]. В связи с этим ИКТ важно использовать на уроках не только в качестве иллюстративного материала, а в первую очередь, как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний . В рамках ИКТ одним из продуктивных является метод проектов, который органично реализуется в групповой деятельности, в том числе и создание телекоммуникационного проекта [11]
Темы проектов могут быть связаны с программным материалом, внеклассным чтением, литературными юбилейными датами, региональной литературой, с краеведческой и музейной деятельностью и др Результатами проектной деятельности могут стать: мультимедийный сборник литературных произведений (поиск и отбор текстов, название, вступительная статья, иллюстрации, звукозаписи); альбом, посвященный произведению или писателю; предметная газета, журнал, буклет; презентация; доклад; экскурсия по литературным местам; школьный спектакль или литературно-музыкальная композиция с использованием творческих работ учащихся (рисунки, фотографии, звукозаписи) [12: 99]. Главное, чтобы темы предложенных проектов были не растиражированы в сети, нацеливали группы на самостоятельную творческую деятельность
В качестве примера могут быть предложены следующие темы и выходы: «Один день из жизни М . М . Булгакова (И . Бунина, И . Бродского и т .д. )» - виртуальная экскурсия; «Литературные традиции семьи Драгунских» - доклад; «Творческий портрет Екатерины Мурашовой» (или другого современного писателя) - презентация; «литературная премия Г . Х . Андерсена» - стендовый доклад; «Новый сезон «Книгуру»: короткий список премии» - рецензия; «литературная карта родного города» (села, района и т .д.) - устный журнал; «Страницы нового учебника» -учебно-методический материал к предполагаемому учебнику; «Библиотеки известных книголюбов прошлого» - буклет; «А .П . Чехов на сцене Малого театра» - мультимедийный сборник; ««Гамлет» В . Шекспира в современном театре» - критическая статья .
Таким образом, групповая форма деятельности в процессе работы над проектом на основе ИКТ раскрывает перед учащимися огромные возможности в постижении литературы, стимулирует самостоятельную деятельность, формирует основы исследовательских навыков - всего того, что содержат требования к современному уроку литературы в соответствии с ФГОС . Использование ИКТ в преподавании литературы в значительной степени обогащает и разнообразит уроки . Это может быть создание и применение медиатеки с презентациями о писателях, знакомство с виртуальными музеями, посвященными тем или иным авторам Формированию интереса к чтению и развитию самостоятельной творческой деятельности способствует создание и защита проектов по литературе, ведь «виртуальная мультимедийная среда совершенно естественна для современного человека, но формирование информационной культуры... имеет очень большое значение... Обращение к интернету в процессе выполнения заданий по литературе становится осмысленным, отрефлексированным» [13: 522]. Безусловно, «современное литературное обучение должно быть направлено на развитие исследовательских навыков ориентирования в потоке информации, её анализе, обобщении, структурировании» [14]
Проанализировав место и роль существующих в настоящее время форм и методов использования ИКТ в школьном литературном образовании, остановимся ещё на одном, на наш взгляд, крайне важном аспекте, определяющем дальнейшее развитие методики в данной сфере Основополагающим дидактическим принципом является опора на научные достижения в каждой из предметных областей С позиции проводимого исследования необходимо рассмотреть новое перспективное междисциплинарное направление в гуманитарных науках - digital humanities (DH - цифровая гуманитаристика) и выявить возможности применения отдельных разработок ученых-филологов, работающих в этой области, в процессе изучения литературы в школе . Цифровая гуманитаристика заявила себя как отдельная отрасль научных
разработок еще во второй половине ХХ в . в исследовательских центрах США и стран Западной Европы, прежде всего Великобритании, но её подлинный расцвет связан с развитием Интернета В россии в настоящее время действуют несколько ведущих научных центров DH, в основном - в рамках крупнейших отечественных университетов: МГУ, ВШЭ, СПбГУ, РГГУ, МосГУ и др . Следует отметить, что с самого начала именно филология сделала прорыв в области DH - это было связано с созданием лингвистических корпусов, текстовых баз и компьютерных способов текстологического анализа . Современное состояние DH характеризуется стремлением ученых не только расширить и углубить сферу своих исследований, но и сделать эту область научного знания максимально открытой, доступной как для специалистов и студентов специализированных вузовских образовательных программ, так и для самого широкого круга пользователей «Открытость как основополагающий принцип DH поистине торжествует в цифровом мире... Согласно намерению DH демократизировать знание, западные ресурсы шекспи-росферы нацелены на охват аудитории гораздо шире, нежели это возможно в академических журналах, стремятся задействовать в процессе производства знаний общество и реализуют это благодаря использованию платформ Twitter, Digg, Facebook, Blogger и др . » [15: 91].
Эта тенденция хорошо заметна и в исследовательских проектах, подготовленных отечественными учеными-филологами в рамках DH за последние два-три года В качестве яркого примера можно привести русскоязычный информационный веб-ресурс «Мир Шекспира: электронная энциклопедия», представляющий оригинальную часть комплексного научного исследования, разработанного коллективом отечественных ученых (проект завершен, но постоянно обновляется и пополняется новыми материалами) Он включает не только фундаментальные исследования, но и образовательные ресурсы, которые можно с успехом использовать на уроках литературы Так, зайдя на страницу сайта «Ромео и Джульетта» [16], «школьники могут и сами поучаствовать в одном из проектов . «Письма Джульетте», написав свое послание этой прекрасной героине Шекспира, ставшей символом любви и верности» [17].
Показательно, что сейчас даже в рамках корпусных технологий в области филологии, разрабатываемых учеными МГУ и ВШЭ, которые, в первую очередь, предназначены для проведения фундаментальных исследований, появляются целые тематические направления, заявленные как ресурс, рассчитанный на самую широкую аудиторию Так, например, подготовленный на филологическом факультете МГУ в рамках системы КИИСа (корпусная информационно-исследовательская система) корпус «Поэзия и драматургия А С Пушкина», представляющий универсальный инструмент для филологического исследования
текстов поэта, по мнению его разработчиков, полезен не только для ученых . «.С необходимостью найти стихотворение с нужной строчкой, с потребностью узнать, что поэт думал по тому или иному поводу, какие явления и понятия были для него важны, сталкиваются все, начиная от школьников и заканчивая специалистами» [18]. И действительно, достаточно простая и понятная система работы с этим корпусом позволяет с успехом использовать его, в том числе при изучении литературы в общеобразовательной школе
Еще более ярко открытость и доступность как принцип современных DH разработок характеризует недавно завершенный проект «Tolstoy Digital» - совместная разработка специалистов Государственного музея Л . Н . Толстого и НИУ «Высшая школа экономики» . Это семантическое электронное издание, в котором определяются не только слова, но и факты, даты, цитаты и их контекстуальные связи В этот проект входит несколько отдельных частей: «Весь Толстой в один клик» - электронная версия 90-томного собрания сочинений Льва Толстого; «Каренина . Живое издание» - интернет-версия мирового читательского марафона, прошедшего в 2014 г .; «91-й том . Указатель к Толстому» - веб-приложение, включающее указатель имен собственных к полному собранию сочинений писателя»; студенческий проект «Приложения к музею», задача которого - приблизить литературное наследие писателя к молодому читателю с помощью современных форматов и сервисов
Но особый интерес для использования в школьном образовательном процессе, на наш взгляд, представляет часть этого проекта, красноречиво названная «живые страницы» - мобильное приложение для смартфонов и планшетов, столь популярных устройств, повсеместно используемых детьми и подростками Использование привычных для школьников гаджетов в процессе изучения творчества великого писателя представляется наглядным примером возможности объединения разработок DH, основанных на инновационных технологиях, и современного литературного образования Классика русской литературы - роман «Война и мир» - с помощью этого мобильного приложения преподносится в современном интерактивном формате, что делает чтение масштабного произведения увлекательным для подросткового возраста Использование инфографики в оглавлении романа, цветовой кодировки мирной и военной тематики, а также краткой аннотации глав позволяет быстро ориентироваться во время работы на уроке На календаре отображена хронология исторических событий в соотнесении с сюжетной линией романа и комментариями автора, что даёт возможность сопоставительного анализа художественного текста с реальными историческими фактами . Работа с предложенной интерактивной картой включает подробное описание места, подобранные цитаты, список побывавших там героев В разделе «Маршруты» для работы с текстом можно выбрать одного
из главных героев романа, чтобы проследить его передвижения: места, в которых он побывал, соединяются на карте линией
Портреты героев романа представлены новым способом - личной карточкой (аватаром), снабженной основными цитатами, наиболее употребляемыми автором эпитетами и ссылками на «Маршрут» и «Судьбы» на карте событий . Использование средств визуализации поможет узнать об исторических прототипах, проследить динамику отношения писателя к своему персонажу, понаблюдать за развитием взаимоотношений героев и пересечением судеб . «Живые страницы» включают раздел викторины «Игра в слова», который позволяет проверить знание устаревшей лексики, угадать по описанию конкретное историческое событие или эпизод романа Использование в школьном литературном образовании таких информационно-коммуникационных технологий служит новому интерактивному способу восприятия и понимания художественного текста, а также решает проблему чтения современных школьников
Очевидно, что применение информационно-коммуникационных технологий и мультимедиа в процессе обучения литературе современных школьников актуально и продуктивно, способствует повышению качества их литературного образования и информационной культуры в целом, приобщает к чтению, активизирует самостоятельную деятельность, формирует основы исследовательских навыков Безусловно, перспективным будет использование в школе достижений цифровой гуманитаристики . Учитывая, что сегодняшний школьник будет жить и развиваться в информационной среде, необходимо поставить на службу его литературному образованию ИКТ и мультимедиа, разработать методические рекомендации для учителя по систематическому использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы и во внеурочной деятельности школьников
Список литературы
1. Александрова О. М., Гостева Ю. Н. Особенности современного этапа использования мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий при обучении родному языку // Образовательное пространство в информационную эпоху (ЕЕ1А-2016): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 6-7 июня 2016 г. М . : ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, 2016 . С. 446-452.
2. Шамчикова В. М Особенности применения ИКТ в школьном преподавании литературы // Ученые записки ИСГЗ, 2017. № 1(15). С. 598-604
3. Назарова Т. С., Кудина И. Ю., Мерзликина И. В., Тихомирова К. М. и др . Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения/под ред . Т. С. Назаровой. М . : СПб: Нестор-История, 2012. 436 с.
4. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. (URL: https://www. twirpx . com/
file/1101536/ 28 . 02 . 2018)
5. Барт Р. Избранные работы. Семиотика . Поэтика . Пер . с фр . М . : Прогресс, 1989. 616 с .
6. Ээльмаа Ю. В., Федоров С. В. Информационные технологии на уроках литературы. М. : Просвещение, 2012. 160 с.
7. Кудина И. Ю., Тихомирова К. М. От комбинаторных средств обучения к учебно-методическим комплексам с использованием мультимедийных технологий // Ученые записки ИСГЗ, 2017. № 1(15). С. 337-347.
8. Маслоу А. Г. Мотивация и личность . СПб: Питер, 2016. 399 с .
9. Дьяченко В. К Новая дидактика . М . : Народное образование, 2001. 496 с.
10. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М . : Педагогика, 1987. 264 с.
11. Критарова Ж. Н. Телекоммуникационный проект по литературе в условиях поликультурного образования // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. Владикавказ: Издательство СОГПИ . 2016. № 6 . С. 98-102.
12. Критарова Ж. Н. Современные технологии проведения уроков литературы // Современные технологии в образовании: Материалы XVII Всероссийской научной конференции . 25 апреля 2017 г . Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017 . Выпуск XVII . С . 95-99.
13. Стрижекурова Ж. И. Современные стратегии школьного изучения русской и зарубежной литературы в условиях информационно-образовательной среды // Ученые записки ИСГЗ . Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний . 2017 . Выпуск № 1(15). С . 518-523.
14. Бердышева Л. Р. Исследовательская деятельность школьников на уроках литературы с использованием ИКТ-технологий . // Ученые записки ИС-ГЗ Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний 2017 Выпуск № 1(15). С . 97-103.
15. Титова М.В. Мультимедийные практики изучения Шекспира в контексте Digital Humanities // Сб . аннотаций докладов Международной научной конференции «XXVI Шекспировские чтения 2016: 400 лет бессмертия поэта. Москва, 26-29 сентября 2016 г. М. : МосГУ, 2016. С. 91-92.
16. Сайт «Ромео и Джульетта» (URL: http://romeo-juliet-club. ru 28 02 2018)
17. Аристова М. А. Взаимосвязь литературной грамотности и медиагра-мотности школьников в условиях современной образовательной среды // Ученые записки ИСГЗ 2017 № 1(15) С 37-42
18. Электронная энциклопедия языка А. С. Пушкина (1-я очередь): стихи и драмы Пушкина. С Путеводителем по Пушкину. (URL: http://www.philol. msu.ru/~lex/kiisa.html 28.02.2018)
The pressing issues of the use of ICT in the literary education of pupils
M.A. Aristova, N. V. Belyaeva, L. R. Berdysheva, Zh.N. Kritarova, Zh. I. Strizhekurova, v. M. Shamchikova
The article deals with the pressing issues of the use of ICT in the literary education of pupils, discusses the solutions with the use of modern technological advances in the field of education.
Key words: literary school education, ICTs, multimedia, research and project activities, digital humanities.
Сведения об авторах
Аристова Мария Александровна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра филологического образования ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: arismar@yandex.ru
Беляева Наталья Васильевна - доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра филологического образования ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», заслуженный учитель школы РФ. E-mail: n-belyaeva@yandex.ru Бердышева Лариса Романовна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра филологического образования ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: L-berdysheva@yandex.ru
Критарова Жанна Николаевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра филологического образования ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: kritarova@rambler.ru
Стрижекурова Жанна Игоревна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра филологического образования ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: strizhekurova11@mail.ru
Шамчикова Валентина Максимовна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра филологического образования ФБ-ГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: valmaks@inbox.ru