Научная статья на тему 'Программа повышения квалификации «Преподавание учебных предметов „Русский язык и литература“ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандатрами общего образования»'

Программа повышения квалификации «Преподавание учебных предметов „Русский язык и литература“ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандатрами общего образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа повышения квалификации «Преподавание учебных предметов „Русский язык и литература“ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандатрами общего образования»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 372.881.161.1 (372.882)

|,ооротина

Кандидат педагогических наук, заведующая центром филологического образованияФГБНУ « Институт стратегии

РАОт и.Мо№Зования

trao.ru E-mail: filolog@ins

Irina N. Dobrotina

PhD (Education),

Head of the Centre of

швшргмтарп

Education Development of the Russian Academy of

Education, Moscow

ПРОГРАММА КУРСОВПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ „РУССКИЙ ЯЗЫК" И „ЛИТЕРАТУРА" В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Стать мастером нетрудно, трудно оставаться мастером

Аркадий и Борис Стругацкие

Среди основных целей в сфере образования,

перечисленных в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (от 07.05.2018 г. № 204),

поставлена цель обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Достижению этой цели будет способствовать решение ряда задач, одна из которых—внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.

Действительно, чтобы иметь право вести за

Как цитировать статью: Добротина И. Н., Александрова О. М., Аристова М. А. и др. Программа повышения квалификации «Преподавание учебных предметов „Русский язык и литература" в соответствии с федеральными государственными образовательными стандатрами общего образования» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 5 (54). С. 24-49.

собой учеников, учитель сам обязан постоянно учиться и самосовершенствоваться. В рамках выполнения государственного заказа по проекту N° 27.6122.2017/БЧ «Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды» коллективом сотрудников центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» были определены проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса в массовой образовательной практике; описаны наиболее актуальные педагогические практики достижения планируемых результатов освое-нияобучающимися учебных предметов «Русский язык» и «Литература». Было также определено, что само содержание программы курсов, используемые технологии должны не столько приноравливаться к текущим запросам образования, потребностям общества, сколько формировать новые подходы.

Так, например, если еще несколько лет назад среди организаторов деятельности учащихся по освоению учебного материала лидировал учебник на бумажной основе, дополненный рабочими тетрадями, практикумами и сборниками задач/упражнений, то сейчас мы фиксируем обращение к мультимедийным пособиям, часто — учительским сайтам или сайтам образовательного характера, включающим презентацию учебного материала, справочный аппарат, тестовые задания и вопросы для самоконтроля. Работа с мультимедийной информацией на уроках русского языка и литературы не просто отвечает задачам предмета, но и соответствует запросам самих учащихся. Она помогает формированию важнейших для современного человека и общества компетенций, связанных с широким внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Стоит обратить внимание на внедрение в учебный процесс новых, нестандартных приемов и технологий работы с текстом: использование ментальных карт (интеллект-карт), скрайбинга и др. При этом процесс визуализации совпадает с процессом обсуждения, что позволяет заинтересовать школьников процессом анализа художественного текста, выстраивать план самостоятельной интерпретации произведения. Работу со словом, без которой не может обходиться ни один урок русского языка и литературы, можно построить с использованием электронно-информационных ресурсов, например Национального корпуса русскогоязыка.

Разработанная программа курсов повышения квалификации

«Преподавание учебных предметов „Русский язык" и „Литература" в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» включена в региональный реестр дополнительных профессиональных программ, рекомендованных Департаментом образованиягорода Москвызаказчикамобразовательных услуг в сфере ДПО (решение экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций от 9 июля 2018 года).

ПРОГРАММА дополнительного профессионального образования (повышенияквалификации) дляучителейрусского языка и литературы«Преподавание учебныхпредметов „Русский язык" и„Литература" в соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами общего образования»

Авторы:

1. Добротина И. Н.— к.п.н., заведующая центром филологического образования ФГБНУ«Институт стратегии развитияобразования РАО»;

2. Александрова О. М.— к.п.н., заместитель заведующего центром филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;

3. Аристова М. А.— к.п.н., старший научный сотрудник центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;

4. Беляева Н. В.— д.п.н., ведущий научный сотрудник центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;

5. Васильевых И. П.— научный сотрудник центра филологического образования ФГБНУ«Институт стратегии развитияобразования РАО»;

6. Гостева Ю. Н.— к.п.н., старший научный сотрудник центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;

7. Критарова Ж. Н.— к.п.н., старший научный сотрудник центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;

8. Ланин Б. А.—д.ф.н., профессор, ведущий научный сотрудник центра

филологическогообразования ФГБНУ«Институт стратегии развития образования РАО»;

9. Ускова И. В.— научный сотрудник центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;

10. Шамчикова В. М.— к.п.н., старший научный сотрудник центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

«Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Преподавание учебных предметов „Русский язык"и„Литература"всоответствии сфедеральнымигосударственными образовательными стандартами общего образования» рекомендована Ученым советом ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (протокол № 7 от 25.06.2018 г.). Зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ гос. регистрации АААА-Г18-618073090015-4 от 30.07.2018).

Подготовлена в рамках выполнения ГЗ по теме «Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды» (проект №27.6122.2017/БЧ).

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

10.1. Цель реализации программы

Совершенствование профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы в области преподавания предметов филологического цикла в условиях современной информационно-образовательной среды.

Совершенствуемые профессиональные компетенции

Направление подготовки «Педагогическое образование»

№ п/п Компетенции 44.03.05

Код компетенции

Бакалавр

5 лет

Компетенции в области педагогической деятельности

1 Готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов ПК-1

2 Способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики ПК-2

3 Способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета ПК-4

10.2. Планируемые результаты обучения

Знать Уметь Направление подготовки «Педагогическое образование»

№ п/п 44.03.05

Код компетенции

Бакалавр

5 лет

1 Знать: нормативную правовую базу преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе.

2 Уметь: реализовать образовательные программы по учебным предметам филологического цикла основной и средней школы в соответствии с требованиями стандарта. ПК-1

3 Знать: эффективные технологии, методы и приемы организации учебной работы и достижения планируемых результатов; особенности оценки планируемых результатов обучения; научно-методические подходы к подготовке, проверке и оцениванию сочинений; современные подходы и особенности использования интернет-ресурсов в проектировании уроков и разработке учебных заданий. Уметь: использовать результативные способы формирования планируемых результатов в практике обучения литературе и русскому языку в основной и средней школе; использовать результативные способы подготовки к итоговому сочинению и профилактики ошибок в работе; использовать современные образовательные технологии поддержки и развития чтения; использовать информационно-коммуникационные технологии в практике преподавания предметов филологического цикла; использовать результативные способы формирования речевого поведения обучающихся; использовать результативные способы формирования метапредметных умений обучающихся при обучении русскому языку; проектировать комплексные учебные работы на текстовой основе для текуще- ПК-2

го оценивания метапредметных коммуникативных умений при обучении русскому языку; объективно оценивать сочинения обучающихся, применять критерии и нормативы оценки, разграничивать ошибки и недочеты различного типа, оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования; объективно оценивать коммуникативные умения обучающихся, применять критерии и нормативы оценки, разграничивать грамматические и речевые ошибки и недочеты различного типа.

4 Знать: способы формирования положительной учебной мотивации у обучающихся; эффективные способы использования информационно-образовательной среды в образовательной деятельности; компонентыорганизациипроектнойдея-тельности, самостоятельной и домашней работы учащихся. Уметь: использовать психолого-педагогические приемы и стратегии создания положительной учебной мотивации у обучающихся; разрабатывать педагогические проекты организации и реализации проектной деятельности обучающихся; использовать возможности интернет-ресурсов для вовлечения школьников в образовательный процесс. ПК-4

10.3. Категория обучающихся: уровень образования — высшее педа- гогическое образование по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы».

10.4. Форма обучения: очная/очно-заочная с применением инфор- мационно-коммуникационных технологий и самостоятельной работы.

10.5. Срок освоения программы: 72 часа.

10.6. Режим занятий: 4-6 часов в день, 1-5 дней в неделю (в соответ- ствии с договором на оказание образовательных услуг).

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. Учебный (тематический) план

и Виды учебных занятий, учебных работ

№ п/п Наименование дисциплин (модулей) и тем т о" <и и со лекции интерактивные занятия Формы контроля

Р. 1 Базовая часть 10 4 6

1.1 Нормативная база преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе 4 2 2 Входная диагностика

1.2 Проблемы современного литературного образования Вербальное и визуальное в изучении литературы в школе 6 2 4 Компетентностно-ориентированное задание

Р. 2 Профильная часть (предметно-методическая) 60 20 40

2.1 Итоговое сочинение: основные направления подготовки, проверка, предупреждение содержательно-структурных и речевых ошибок 6 2 4 Компетентностно-ориентированное задание, тестирование

2.2 Специфика подготовки к ЕГЭ по литературе разноуровневых групп учащихся 6 2 4 Практическая работа на материале разноуровневых работ учащихся

2.3 Пути приобщения школьников к чтению и современные стратегии чтения на уроках литературы 6 2 4 Тестирование

2.4 Проектная деятельность на уроке литературы 6 2 4 Компетентностно-ориентированное задание

2.5 Ресурсы сети Интернет как средство повышения качества обучения русскому языку 6 2 4 Тестирование

2.6 Домашняя работа по русскому языку: содержание, проверка и оценивание в условиях информационно-образовательной среды 6 2 4 Практическое задание

2.7 Достижение личностных результатов обучения в процессе преподавания русского языка 6 2 4 Тестирование

2.8 Моделирование учебных ситуаций, направленных на развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы 6 2 4 Практическая работа по моделированию учебных ситуаций

2.9 Культура речи в школьном курсе «Русский язык»: содержание обучения и методика формирования коммуникативных умений 6 2 4 Тестирование

2.10 Современная методика формирования и оценки метапредметных умений при обучении русскому языку в общеобразовательной школе (содержание обучения и методика формирования коммуникативных умений) 6 2 4 Тестирование

Р. 3 Итоговая аттестация 2 - 2 Зачет

Всего часов по программе 72 24 48

2.2. Учебнаяпрограмма содержитперечень тем, видыиформы учебных занятий с указанием часов, а также аннотированное содержание каждого занятия. Указаны виды диагностики для каждого занятия, даны ссылки на нормативныедокументы и конкретные оценочныематериалы.

Раздел 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 3.1. Виды и формыконтроля

Вид контроля Форма контроля Характеристика оценочных материалов

Входной контроль Входная диагностика Вопросы для выявления исходного уровня и образовательного запроса слушателей.

Текущий контроль Интерактивные занятия Обсуждение и анализ методических примеров и материалов в интерактивном режиме позволяют выявить уровень достижения планируемых результатов.

Итоговая аттестация

На итоговую аттестацию выносятся результаты выполнения тестовых и компетентност-но-ориентированных заданий по образовательным модулям программы. Материалы выполненных компетентност- но-ориентированных заданий являются продуктом, применимым в практике преподавания предметов филологического цикла.

3.2. Критерии оценки качества освоения программы

Слушателю ставится «зачтено» при условии положительной оценки по каждому образовательному модулю программы.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Александрова О.М., Аристова М. А., Добротина И. Н. и др. Дидактическое сопровождение формирования функциональной читательской грамотности учащихся основной школы в современных условиях. Книга для учителя. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2017. 144 с.

2. Александрова О. М., ГостеваЮ. Н, Добротина И. Н. и др. Работаем с текстом на уроке русского языка: пособие для учителя. 5-11 классы. М.: Издательство «Экзамен», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. 159 с. (Серия «Учебно-методическийкомплект»)

3. Аристова М. А. ЕГЭ. Литература. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ: учеб.-метод. пособие. Изд. 7-е, стер. М.: Экзамен, 2017. 287 с.

4. Аристова М. А. Литература. Древнерусская литература. Литература XVIII-XIX веков: самостоятельная подготовка к ЕГЭ: учеб.-метод. пособие. Изд. 5-е. М.: Экзамен, 2017. 270 с.

5. Аристова М. А. Литература. Литератураконца XIX— начала ХХвека. Литература ХХвека: самостоятельная подготовка к ЕГЭ: учеб.-метод. пособие. Изд. 2-е. М.: Экзамен, 2017. 192 с.

6. Аристова М. А. Практикум по литературе: подготовка к выполнению части 3: учеб.-ме-тод. пособие. Изд. 6-е. М.: Экзамен, 2017. 173 с.

7. Беляева Н. В. Итоговое сочинение: основные направления подготовки, проверка, предупреждение содержательно-структурных и речевых ошибок. М.: ФБГНУ «ИСРО РАО», 2017. 195 с.

8. Беляева Н. В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль: учебное пособие для образовательных организаций. М.: Просвещение, 2016. 112 с.

9. БеляеваН. В. Итоговое сочинение: профилактика ошибок. М.: Просвещение, 2017. 128 с.

10. Беляева Н. В., НовиковаЛ. В., Зинин С. А. и др. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оцениванию по критериям. Методические рекомендации. М.: Национальное обра -зование, 2016. 160 с.

11. Зинин С. А., Барабанова М. А., Беляева Н. В. и др. Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом. ЕГЭ 2018. Литература. М.: ФИПИ, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://down.ctege.info/ege/2018/ kriterii-fipi/liter2018kriterii-fipi.pdf.

12. Зинин С. А., Новикова Л. В., Гороховская Л. Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по ли-

тературе. М.: ФИПИ, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/ document/1513063790/literatura_2017_red ._12.12.2017.pdf.

13. Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/graud.

14. СараскинаЛ. Литературная классика в соблазне экранизаций. М, 2018. 584 с.

Дополнительная литература:

1. Александрова О. М., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н. и др. Методическиерекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» // Русский язык в школе. 2017. № 1. С. 3-12.

2. Беляева Н. В. Итоговое сочинение: как писать, редактировать, проверять // Литература. М.: Первое сентября. 2015. № 12. С. 52-63..

3. Беляева Н. В. Проблемное поле итогового сочинения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 6. С. 120-129.

4. Беляева Н. В. Пропедевтическая подготовка в основной школе к итоговому сочинению в контексте реализации метапредметных результатов ФГОС основного общего образования // Литература в школе. 2016. № 11.

5. Беляева Н. В. Типичные ошибки в итоговых сочинениях выпускников // Литература в школе. 2016. № 4. С. 23-26.

6. Беляева Н. В. Формирование умений аргументации и привлечения литературного материала при подготовке школьников к итоговому сочинению // Литература в школе. 2017. № 5. С. 21 -27.

7. Бердышева Л. Р. Сочинение в современной школе как форма итоговой аттестации // Русская словесность. 2015. № 6. С.26-29.

8. Васильевых И. П., ГостеваЮ. Н. Культура речи как важнейший аспект обучения русскому языку в основной школе // Русский язык в национальной школе. 2016. № 3. С. 10-13.

9. ЕГЭ-2018. Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов / под ред. С. А. Зинина. М.: Национальное образование, 2018. 208 с.

10. Зинин С. А., НовиковаЛ. В. ЕГЭ-2018. Литература. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену. М.: АСТ, 2018. 79 с.

11. КняжицкийА. И. Сочинение на военную тему // Русская словесность. 2015. № 3. С. 10-18.

12. Ланин Б. А. Актуальные аспекты внедрения ФГОС в контексте «медленного чтения» // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения, инновации. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю), 2016. С. 21-23.

13. Ланин Б. А. Антиутопия Джорджа Оруэлла «1984» на экране // Эстетика экранизации: утопия и антиутопия в книге и на экране: материалы конференции 9-10 апреля 2015 года / под ред. В. И. Мильдона. М.: ВГИК, 2016. С. 77-88.

14. Ланин Б. А. Изучение романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба»: экранизация и театральная интерпретация // «Горячий снег» фронтовых дорог: Вторая мировая война в литературе и искусстве: материалы Пятых научных чтений «Калуга на литературной карте России». Калуга: ИП Стрельцов И. А. (Издательство «Эйдос»), 2016. С. 296-302.

15. Ланин Б. А., Ланина Л. Б. Вербальное и визуальное в изучении творчества Н. В. Гоголя в школе // Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов: материалы Междунар. науч. конф. Психологический институт РАО, Литературный институт имени А. М. Горького. 6-7 декабря 2016 г. / под общ. ред. Н. Л. Карповой. М.: ПИ РАО, 2016. С. 92-97 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pirao.ru/upload/iblock/6a3/literatura_na_ekrane_conf.pdf.

16. Ланин Б. А., Шамчикова В. М., УстиноваЛ. Ю. Поиски читательского канона в школьных учебниках литературы 2000-х годов. Пенза: Наука и Просвещение, 2016. 54 с.

17. Леонова А. В., Богданова С. Г., Моисеева В. Г. Сочинение? Легко! Перезагрузка. М.: Просвещение, 2015. 96 с.

18. Мигунова С. Сочинение на дискуссионную тему в контексте подготовки к итоговому экзамену по литературе // Русская словесность. Журнал в журнале «Русский язык и литература для

школьников». 2016. № 4. С. 3-12.

19. Мигунова С. Учимся писать риторическое определение // Русская словесность. Журнал в журнале «Русский язык и литература для школьников». 2016. № 1. С. 95-104.

20. Петров В. М. Нетренированному ученику легко растеряться (как готовить к итоговому сочинению?) // Русская словесность. Журнал в журнале «Русский язык и литература для школьников». 2016. № 6. С. 3-6.

21. РоманичеваЕ. С. «Возвращенное» сочинение: назад в будущее или все-таки... по-другому? // Русская словесность. 2015. № 5. С. 5-10.

22. СкубачевскаяЛ. А., Надозирная Т. В., Слаутина Н.В. ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник. М.: Эксмо, 2017. 368 с.

23. Таякина С. Сочинение по. Алгоритм написания сочинения // Русская словесность. Журнал в журнале «Русский язык и литература для школьников». 2016. № 2. С. 86-90.

24. Ускова И. В. Дидактические требования к домашней учебной работе в условиях информационно-образовательной среды // Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И. Я. Лернера: сб. науч. тр. Международной науч.-теорет. конф., посвященной 100-летию со дня рождения И. Я. Лернера (10-12 октября 2017 г.). В 2-х т. Том II. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. С. 67-74.

25. Ускова И. В. Обучение будущих учителей русского языка организации домашней учебной работы школьников в условиях современной информационно-образовательной среды // Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы: сб. науч. статей по итогам III Всероссийской науч.-практ. конф., Москва, 16 мая 2017 г. / под ред. Т.Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. М.: РАО, Центр русского языка и славистики, 2017. С. 273-276.

26. Ускова И. В. Развитие дидактических представлений о домашней учебной работе школьников // Ярославский педагогический вестник. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. № 3. С. 71-76.

27. Ускова И. В. Специфика домашней учебной работы школьников в условиях информационно-образовательной среды // Русская словесность. 2017. № 4. С. 99-108.

28. Холодырева О. Н. Совершенствование выразительности речи при подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ // Русская словесность. Журнал в журнале «Русский язык и литература для школьников». 2016. № 1. С. 92-94.

29. Шамчикова В. М. Оптимизация процесса воспитания школьника как читателя // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения: материалы междунар. науч.-метод. конф., 20-21 марта 2014 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Экон-информ, 2015. С. 67-69.

Нормативные документы:

1. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1400 от 26.12.2013 (ред. от 09.01.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158656.

2. Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N° 637-р [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-09042016-n-637-r.

3. Реестр примерных основных общеобразовательных программ // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. URL: http://fgosreestr.ru.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) // Контур.Норматив: справочно-правовая система [сайт]. URL: https:/normativ.kontur.ru/document ?moduleId=1&documentId=251769.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образова -ния: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413

(с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.) // Гарант: информационно-правовое обеспечение [сайт]. URL: http://base.garant.ru/70188902/.

6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821-10. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 64 с.

Линия учебников по литературе под редакцией проф. Б. А. Ланина:

1. Ланин Б. А., УстиноваЛ. Ю. Литература: учебник для 9 класса / под ред. Б. А. Ланина. В 2-х ч. 2-е изд., испр. М.: Вентана, 2015. 208 с. (Гриф Министерства образования и науки Российской Федерации)

2. Ланин Б. А., УстиноваЛ. Ю, Шамчикова В. М. Литература: учебник для 5 класса / под ред. Б. А. Ланина. В 2-х ч. 3-е изд., испр. М.: Вентана, 2015. 304 с. (Гриф Министерства образования и науки Российской Федерации)

3. Ланин Б. А., УстиноваЛ. Ю., Шамчикова В. М. Литература: учебник для 6 класса / под ред. Б. А. Ланина. В 2-х ч. 3-е изд., испр. М.: Вентана, 2015. 304 с. (Гриф Министерства образования и науки Российской Федерации)

4. Ланин Б. А., УстиноваЛ. Ю., Шамчикова В. М. Литература: учебник для 7 класса / под ред. Б. А. Ланина. В 2-х ч. 2-е изд., испр. М.: Вентана, 2015. 336 с. (Гриф Министерства образования и науки Российской Федерации)

5. Ланин Б. А., УстиноваЛ. Ю., Шамчикова В. М. Литература: учебник для 8 класса / под ред. Б. А. Ланина. В 2-х ч. 2-е изд., испр. М.: Вентана, 2015. 336 с. (Гриф Министерства образования и науки Российской Федерации)

6. Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шамчикова В. М. Литература: учебник для 10 класса / под ред. Б. А. Ланина. В 2-х ч. 2-е изд., испр. М.: Вентана, 2015. 384 с. (Гриф Министерства образования и науки Российской Федерации)

Электронные ресурсы:

1. Вебинары издательства «Легион». URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PL3KjR5YSt D0KtwAdV5x-0f9XbgoAmgacg.

2. Вебинары издательства «Просвещение». URL:http://old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45931.

3. Видеолекции методиста Беловой М. Г. «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся. Пишем итоговое сочинение». URL: http://media-appo.ru/index/ itogovoe_sochinenie/0-109.

4. Возвращение выпускного сочинения: общественные консультации. URL: http:// sochinenie.wikivote.ru.

5. Всероссийская олимпиада школьников: URL: http://rosolymp.ru.

6. Гетманская Е. В. Итоговое сочинение: проблемы и перспективы развития // Сочинение на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации (Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе): сб. материалов науч.-практ. конф. РОПРЯЛ, Москва, 2015. С. 77-83. URL: http://istina.msu.ru/publications/article/11784905.

7. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по литературе // Портал ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: collection.edu.ru.

9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. URL: www.window.edu.ru.

10. Журнал «Литература в школе». URL: litervsh.ru.

11. Журнал о русском языке и литературе. URL: www.textologia.ru.

12. ИКТ в образовании. URL: www.ict.edu.ru.

13. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по литературе // Портал ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». URL: http://www.fipi. ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

14. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. URL: http://government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf.

15. КрасовскаяС. И., ШутанМ. И., ПевакЕ.А. и др. Сочинение? Легко! 10-11 классы. URL:

https://drive.google.eom/file/d/0B-SQhd9J8q3tMTgxNTgzNUtPOEU/view.

16. Культура письменной речи. URL: www.gramma.ru.

17. Национальная программа поддержки и развития чтения. URL: http://www.mebs.ru/files/ File/nats_programma_podderzhki_ehteniya.pdf.

18. Национальный корпус русского языка. URL: www.ruseorpora.ru.

19. Нормативные документы и методические материалы, рекомендованные ФБГНУ ФИПИ. URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie.

20. Русский язык в школе: рецензируемый научно-методический журнал URL: www.riash.ru.

21. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. URL: http://ege.edu.ru.

22. Русская ассоциация чтения: межрегиональная общественная организация URL: http:// www.rusreadorg.ru.

23. Пранцова Г.В. Итоговое сочинение в восприятии образовательного сообщества // Издательство «Грамота». URL: http://www.gramota.net/materials/2/2017/2-1/61.html.

24. Романичева Е. С. Оттрадиционногосочиненияполитературексочинениюновоготипа(пре-зентация)URL: https://docplayer.ru/32846918-Ot-tradieionnogo-soehineniya-po-literature-k-soehi-neniyu-novogo-tipa.html.

25. Словари и энциклопедии. URL: www.mirslovarei.com;www.vslovar.ru.

26. СметанниковаН. Н. Место чтения в процессе становления информационного общества URL: http://uehitel-slovesnik.ru/data/uploads/iz-opita-raboti/mesto-ehtenia.pdf.

27. Сочинение 11 .рф. Все о выпускном сочинении URL: http://soehinenie11 .ru.

28. Сочинение-2017: обратный отсчет // Год литературы: портал URL: https://godliteratury.ru/ events-post/ soehinenie-2017-obratnyy-otsehet.

29. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по литературе // Портал ФГБНУ «Федеральный институт пе-дагогическихизмерений» URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-speeifikaeii-kodifikatory.

30. ГРАМОТА.РУ—русский язык для всех: справочно-информационный портал URL: www. gramota.ru.

31. Федеральный институт педагогических измерений: нормативные документы и материалы по проблемам итогового сочинения: URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-soehinenie.

32. Чтение школьников и культурные ресурсы семьи // Левада.ру: аналитический центр Юрия ЛевадыURL: http://www.levada.ru/press/2007031401.html.

33. Чудинова В. П. Чтение, жанры, книги, популярные у подростков (мнение социолога литературы) // Ассоциация учителей литературы и русского языка: общероссийская общественная организация. URL: http://uehitel-slovesnik.ru/data/uploads/awordaboutseienee/ehudinova.pdf.

34. ЧудиноваВ.П., ГолубеваЕ. И., СметанниковаН. Н. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии // ИКС. Территория детства: информационно-консультативная служба по проблемам детства и семьи URL: http://www.ekimovka-x.ru/files/ soeiolog/ehudinova_nedetskiye_problem.pdf.

4.2. Материально-технические условия реализации модуля программы

Для реализации модуля программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

- оборудованные аудитории для проведения учебных занятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мультимимедийное оборудование — компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор и пр.;

- компьютерные презентации, учебно-методические и оценочные материалы.

Приложение 1

Входная диагностика Вопросы для выявления исходного уровня и образовательного запроса слушателей

Фамилия, имя, отчество слушателя

Имеете ли высшее педагогическое образование по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы»? Если нет, то укажите свою специальность и квалификацию.

Стаж работы в школе_, в старших классах _

Имеете ли опыт проверки сочинений в выпускных классах? _ Являетесь лирегиональнымэкспертомвпроверкеитоговыхсочинений?

Какие проблемы обучения школьников итоговому сочинению Вы считаете самыми главными?

Какие трудности в подготовке и обучении школьников итоговому сочинению Вы испытываете?

Какие трудности в проверке и оценке итоговых сочинений Вы испытываете?

По каким вопросам, связанным с итоговым сочинением, Вы хотите получить помощь на курсах?

Какие интернет-ресурсы Вы используете в процессе подготовки к урокам русского языка в 5-х — 9-х классах?

Какие средства обучения Вы используете в качестве дополнения к учебнику русского языка?

Вчем заключается различие понятий «метапредметные» и «межпредметные» связи?

Можно ли развивать знаково-символические действия, включая моделирование, на уроках русского языка?

Приведите конкретный элемент содержания курса, который требует развития у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи.

Умение выбирать вид чтения в зависимости от цели является предметным или метапредметным умением?

Докажите или опровергните актуальность мысли И. Я. Лернера о том, что «неумение думать над текстами с детства закрепляет стереотипное мышление».

Позволяет ли учебник, по которому Вы работаете, моделировать учебные ситуации?

Требуют ли современные формы итоговой аттестации сформиро-ванности универсальных учебных действий учащихся?

Какие нормативные словари современного русского языка Вы используете?

Какие проблемы обучения школьников культуре речи Вы считаете самыми главными?

Какие трудности в обучении школьников речевому этикету Вы испытываете?

Какие трудности в квалификации грамматических и речевых ошибок Вы испытываете?

По каким вопросам, связанным с содержанием раздела «Культура речи», Вы хотите получить помощь на курсах?

Какие затруднения, на Ваш взгляд, могут возникнуть у учителя русского языка при формировании метапредметных коммуникативных умений при обучении русскому языку?

Необходим ли специальный отбор текстов для формирования у уча-щихсяметапредметныхкоммуникативныхуменийприобучениирусскому языку? Обоснуйте свой ответ, опираясь на собственный практический опыт. Сформулируйте принципы отбора.

Каковы современные методы и приемы формирования у учащегося метапредметных коммуникативных умений при обучении русскому языку? Обоснуйте свой ответ, опираясь на собственный практический опыт.

Какова роль всех видов речевой деятельности при формировании у учащегося метапредметных коммуникативных умений при обучении русскому языку? Обоснуйте свой ответ, опираясь на собственный практический опыт.

По каким вопросам, связанным с формированием у учащегося мета-предметных коммуникативных умений при обучении русскому языку, Вы хотите получить помощь на курсах?

Спасибо за работу!

Приложение 2

Лист оценки итогового сочинения

Уважаемые коллеги!

Прочитайте итоговое сочинение выпускника и оцените его по критериям для организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования. Сформулируйте аргументы для своих оценок по каждому критерию и запишите их в лист оценки итогового сочинения. Максимальный балл за каждую аргументацию — 2.

Работа считается выполненной на базовом уровне при условии получения не менее 6 баллов за все аргументации.

Желаем успеха!

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Аргументация оценки (формулируется слушателем курсов) Количество баллов, полученных слушателем курсов за аргументацию по каждому критерию (оценивается лектором)

1. Соответствие теме

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Итого

Приложение 4

Практические задания пообразовательному модулю«Спецификаподготовки к ЕГЭ по литературе разноуровневых групп учащихся»

ВЫПОЛНИЛ СЛУШАТЕЛЬ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ:

(Фамилия, имя, отчество слушателя)

Уважаемые коллеги!

Внимательно читайте задания и составляйте ответы в соответствии с инструкцией к заданию.

Работа считается выполненной на базовом уровне при условии выполнения не менее 3-х заданий с оценкой 8 баллов из максимальных 20 баллов. При этом необходимо выполнить не менее одного из заданий 1-3, а также задания 4 и 5.

Желаем успеха!

Задание 1

Ответы ограниченного объема: задания 8; 15.

Прочитайте работы учащихся и оцените их в соответствии с критериями. Вы можете выбрать один из вариантов. Запишите выставленные баллы и прокомментируйте Вашу оценку.

Вариант 1

Задание 8. Как особенности характера и интересы Чичикова проявляются в приведенном фрагменте? (Глава 1, сцена у губернатора). (Ответ приводится без исправления речевых и прочих ошибок)

В данном фрагменте автор изображает самые главные черты своего героя и его интересы. Чичиков, недавно приехавший в этот город, практически сразу отправляется посмотреть общество. Там главный герой замечает двух помещиков, Манилова и Собакевича, и выведывает о них у председателя и почтмейстера. Далее Н. В. Гоголь акцентирует наше внимание на том, что Чичикову было важнее узнать о положении данных помещиков в обществе и о том, сколько у каждого из них душ крестьян, а уже потом их фамилии и имена. Из этого мы понимаем, что Чичитков приехал в город не просто так, а с целью найти обеспеченных помощников

Оценка по критериям:

К1— соответствие ответа заданию Комментарий

2

1

0

К2 — соответствие ответа заданию Комментарий

2

1

0

К3 — соответствие ответа заданию Комментарий

2

1

0

Вариант 2

Задание 15: Каким настроением проникнуто стихотворение Б. Л. Пастернака «Июль»? (Ответ приводится без исправления речевых и прочих ошибок)

Все стихотворение Б. Л. Пастернака наполнено сначала каким-то томным, не самым лучшим настроением, но потом, когда мы узнаем о том, что все это стихотворение описание баловника-невежды июля, то настроение резко меняется — оно становится радостным, воодушевляющим. Автор не остановился на передаче какого-то определенного настроения, он их смешал и получился «Июль». Кроме того, данное настроение удается передать благодаря тому, что июль предстает перед читателем как живое существо.

Оценка по критериям:

К1 — соответствие ответа заданию Комментарий

2

1

0

К2 — соответствие ответа заданию Комментарий

2

1

0

К3 — соответствие ответа заданию Комментарий

2

1

0

Задание 2

Ответы ограниченного объема: задания 9; 16.

Прочитайте работы учащихся и оцените их в соответствии с критериями. Вы можете выбрать один из вариантов. Запишите выставленные баллы и прокомментируйте Вашу оценку.

Вариант 1

Задание 9: Какие писатели, как и Н. В. Гоголь, изображали быт и нравы «избранного» общества? (Ответ приводится без исправления речевых и прочих ошибок)

Немало писателей помимо Н. В. Гоголя изображали быт и нравы «избранного» общества, к примеру М. А. Булгаков и А. П. Чехов. Булгаков в «Мастере и Маргарите», так же как и Гоголь, изображал свое общество сатирически, к примеру МАССОЛит. Писатели, которые являются членами данного общества, больше заняты тем, как бы вкусно и дешево поесть в ресторане «Грибоедов», чем заниматься какими-то серьезными делами. А. П. Чехов в рассказе «Ионыч» описывает быт в одном губернском городке. Его главный герой ездит к семье Туркиных, которая считается самой талантливой и культурной там. Но позже выясняется, что это самая бездарная семья, и что их быт и нравы — это лишь попытка показать культурную жизнь.

Оценка по критериям:

К1 — сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом Комментарий

2

1

0

К2 — сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом Комментарий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

1

0

КЗ — привлечение текста произведения для аргументации Комментарий

4

3

2

1

0

К4 — фактологическая, логическая и речевая точность ответа Комментарий

2

1

0

Вариант 2

Задание 16: Кто из русских поэтов, как и Б. Л. Пастернак, изображал единение человека иприроды?

(Ответ приводится без исправления речевых и прочих ошибок)

БЛ. Пастернак является одним из тех поэтов, которые продолжили путь А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. А. А. Фет был наиболее ярким писателем, изображавшим пейзажи, в его стихотворениях человек и природа сливаются воедино. Так, к примеру, «Заря прощается с землею...» представляет картину заката, но это природное явление настолько является живым, что предстает как человек. Ф. И. Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной.» изобразил осенний месяц, который выглядит как живой.

Оценка по критериям:

К1 — сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом Комментарий

2

1

0

К2 — сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом Комментарий

2

1

0

КЗ — привлечение текста произведения для аргументации Комментарий

4

3

2

1

0

К4 — фактологическая, логическая и речевая точность ответа Комментарий

Задание 3

Развернутый письменный ответ (сочинение): задание 17.

Прочитайте работы учащихся и оцените их в соответствии скри-териями. Запишите выставленные баллы и прокомментируйте Вашу оценку.

Задание 17.1: Какова роль «Журнала» Печоринав раскрытии характера героя романа? (Сочинение приводится без исправления речевых и прочих ошибок)

В социально-психологическом, нравственно-философском романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор рисует перед нами образ главного героя — Григория Александровича Печорина. Его личность — крайне незаурядная, обладающая острым умом и склонная к рефлексии, но так и не сумевшая «угадать свое предназначение» и реализовать свой огромный потенциал.

В силу этих обстоятельств литературоведы относят Печорина к лишним людям, и именно в дневнике Григория Александровича, который попадает к рассказчику из рук Максима Максимыча, с которым Печорин служил ранее, наиболее ярко раскрывается неоднозначный характер Григория. Форма записок из дневника была выбрана Лермонтовым отнюдь не случайно: именно в дневниках люди выражают свои самые сокровенные мысли и переживания. Так делает и герой лермонтовского романа, повествуя о том, что происходит в его жизни.

Однако помимо обычного рассказа о тех или иных событиях и обстоятельствах Печорин в своем дневнике дает оценку каждому своему поступку, глубоко анализируя свое поведение. Он пишет о том, что не способен на искреннюю дружбу и любовь, а также о том, что он чрезмерно эгоистичен. Так, в психологической повести «Княжна Мери» он открыто говорит о том, что хотел добиться расположения Мери, не испытывая при этом никаких чувств к ней. Он признается в своей жестокости по отношению к этой девушке, которую он в итоге покидает.

Анализируя причины формирования своей личности, отличающейся великолепными умственными способностями, нопри этом крайне эгоцентричной и немилосердной по отношению к другим, он говорит, что «такова была егоучастьсдетства»: онбылискрененсо всеми, но внем видели ложь, ион научился лгать; он отличалсяотдругих исталчувствовать себяодиноким, и, в конце концов половина его сердца сохранила способность чувствовать, а вторая половина — умерла, и Печорин «выбросил ее».

Таким образом, в журнале Печорина полностью раскрывается характер Григория Александровича, во многом сформировавшийся под влиянием общества, которое отрицало все добрые порывы печоринской души, и именно форма максимально искренних и откровенных записок Печорина позволяет добиться такого результата.

Оценка по критериям:

К1 — соответствие сочинения теме и ее раскрытие Комментарий

3

2

1

0

К2 — привлечение текста произведения для аргументации Комментарий

3

2

1

0

КЗ—опора на теоретико-литературные понятия Комментарий

2

1

0

К4 — композиционная цельность и логичность Комментарий

3

2

1

0

К5 — соблюдение речевых норм Комментарий

3

2

1

0

Задание 4

Проанализируйте выставленные Вами оценки работ учащихся в заданиях 1-3. Определите уровень подготовленности каждого из этих учащихся и аргументируйте свою позицию.

Задание 5

На основании определенного Вами в задании 4-го уровня подготовленности учащихся составьте для каждого из них «дорожную карту»—планподготовки кэкзаменудлядостиженияпланируемых результатов в соответствии с уровнем ученика.

«Дорожная карта» учащегося

Уровень Работа с текстом Работа с терминами Подготовка к заданиям 8, 15 Подготовка к заданиям 9, 16 Подготовка к заданию 17

Высокий

Средний

Низкий

Спасибо за работу!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.