Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ'

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / УЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насипов Илшат Сахиятуллович, Гареева Раушания Рауфовна, Мукимова Насима Анваровна

В статье проанализированы учебные пособия по татарскому языку для 1-9 классов общеобразовательных организаций Республики Башкортостан с русским языком обучения, разработанные творческой группой преподавателей вузов и учителей татарского языка и литературы общеобразовательных организаций Республики Башкортостан и готовящиеся к изданию в «Башкирском издательстве "Китап" имени Зайнаб Биишевой». Для изучения вопроса формирования универсальных учебных действий у обучающихся посредством учебных пособий использовались методы наблюдения и описания. Исследование учебного материала и заданий к упражнениям методом наблюдения проводилось планомерно в соответствии с теоретическими и практическими целями, что позволило описать содержание учебных пособий как основы для достижения метапредметных результатов обучения. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального и среднего общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. В новые издаваемые учебные пособия по татарскому языку для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан с русским языком обучения авторы-составители включили больше учебного материала, позволяющего достичь метапредметных результатов. При методически верно поставленной работе учебные пособия послужат необходимым и важным средством при формировании и итоговом оценивании познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся по учебному предмету «Родной (татарский) язык». В учебных пособиях для I-IV классов содержится материал, направленный на достижение познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. В учебных пособиях для V-IX классов представлены задания и упражнения, направленные на их закрепление, расширение, развитие, а также на формирование регулятивных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTBOOKS FOR THE TATAR LANGUAGE AS A MEAN FOR FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article analyzes textbooks on the Tatar language for grades 1-9 of general educational organizations of the Republic of Bashkortostan with Russian as the Major language of education. They were developed by a creative group of university professors and teachers of the Tatar language and literature of general educational organizations of the Republic of Bashkortostan and are due for publication in the “Bashkir publishing house“ Kitap ”named after Zainab Biisheva”. To study the issue of the formation of universal educational actions in students through teaching aids, the authors used the methods of observation and description. The study of the textbook and the assignments to the observation method was carried out systematically in accordance with theoretical and practical purposes, which allowed to describe the content of the textbook as the basis for the study. The final assessment in developing the basic educational programs of the primary and secondary general education should be the achievement of the subject and metasubject results of the development of the basic educational programs. In the new textbooks on the Tatar language for general education institutions of the Republic of Bashkortostan with Russian as the Major language of education, authors included more educational materials that allow to achieve proper meta-subject results. With a methodically correct work, teaching aids will serve as a necessary and important tool in the formation and final assessment of cognitive, regulatory and communicative universal educational actions among students in the subject "Native (Tatar) language". Textbooks for grades I-IV contain educational material, aimed at achieving cognitive and communicative universal textbooks, and textbooks for grades V-IX contain tasks and exercises aimed at their consolidation, expansion, development and the formation of regulatory universal educational results.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

УДК: 373.3, 373.5

Илшат Сахиятуллович Насипов, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой татарского языка и литературы, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы E-mail: nasipov2021@yandex.ru

Раушания Рауфовна Гареева,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры татарского языка и литературы, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы E-mail: ru_gareeva@mail.ru

Насима Анваровна Мукимова, кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской и чувашской филологии,

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета E-mail: n.a.mukimova@strbsu.ru

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ

Аннотация. В статье проанализированы учебные пособия по татарскому языку для 1-9 классов общеобразовательных организаций Республики Башкортостан с русским языком обучения, разработанные творческой группой преподавателей вузов и учителей татарского языка и литературы общеобразовательных организаций Республики Башкортостан и готовящиеся к изданию в «Башкирском издательстве "Китап" имени Зайнаб Биишевой».

Для изучения вопроса формирования универсальных учебных действий у обучающихся посредством учебных пособий использовались методы наблюдения и описания. Исследование учебного материала и заданий к упражнениям методом наблюдения проводилось планомерно в соответствии с теоретическими и практическими целями, что позволило описать содержание учебных пособий как основы для достижения метапредметных результатов обучения.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального и среднего общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. В новые издаваемые учебные пособия по татарскому языку для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан с русским языком обучения авторы-составители включили больше учебного материала, позволяющего достичь метапредметных результатов. При методически верно поставленной работе учебные пособия послужат необходимым и важным средством при формировании и итоговом оценивании познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся по учебному предмету «Родной (татарский) язык». В учебных пособиях для I-IV классов содержится материал, направленный на достижение познавательных и

коммуникативных универсальных учебных действий. В учебных пособиях для V-IX классов представлены задания и упражнения, направленные на их закрепление, расширение, развитие, а также на формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: учебник, учебное пособие, учебные компетенции, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, познавательные учебные действия, коммуникативные учебные действия, регулятивные учебные действия

Для цитирования: Насипов, И.С. Учебные пособия по татарскому языку как средство формирования универсальных учебных действий / И.С. Насипов, Р.Р. Гареева, Н.А. Мукимова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №3(93). -С.54-65

Ilshat S. Nasipov, Dr. Sci. (Philology), Docent,

Head at the Department of Tatar language and literature Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Е-mail: nasipov2021@yandex.ru

Raushania R. Gareeva, Cand. Sci. (Philology), Аssociate Professor, Docent,

Department of Tatar language and literature Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Е-mail: ru_gareeva@mail.ru

Nasima A. Mukimova, Cand.Sci. (Philology), Associate Professor, Docent, Department of Tatar and Chuvash Philology Sterlitamak branch of the Bashkir State University Е-mail: nasima1974@yandex.ru

TEXTBOOKS FOR THE TATAR LANGUAGE AS A MEAN FOR FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

Abstract. The article analyzes textbooks on the Tatar language for grades 1-9 of general educational organizations of the Republic of Bashkortostan with Russian as the Major language of education. They were developed by a creative group of university professors and teachers of the Tatar language and literature of general educational organizations of the Republic of Bashkortostan and are due for publication in the "Bashkir publishing house" Kitap "named after Zainab Biisheva".

To study the issue of the formation of universal educational actions in students through teaching aids, the authors used the methods of observation and description. The study of the textbook and the assignments to the observation method was carried out systematically in accordance with theoretical and practical purposes, which allowed to describe the content of the textbook as the basis for the study.

The final assessment in developing the basic educational programs of the primary and secondary general education should be the achievement of the subject and metasubject results of the development of the basic educational programs. In the new textbooks on the Tatar language for general education institutions of the Republic of Bashkortostan with

Russian as the Major language of education, authors included more educational materials that allow to achieve proper meta-subject results. With a methodically correct work, teaching aids will serve as a necessary and important tool in the formation and final assessment of cognitive, regulatory and communicative universal educational actions among students in the subject "Native (Tatar) language". Textbooks for grades I-IV contain educational material, aimed at achieving cognitive and communicative universal textbooks, and textbooks for grades V-IX contain tasks and exercises aimed at their consolidation, expansion, development and the formation of regulatory universal educational results.

Keywords. Textbook, study guide, teaching competencies, metasubject results, universal textbooks, cognitive textbooks, communicative textbooks, regulatory textbooks

For citing: Nasipov I.S., Gareeva R.R., Mukimova N.A. Textbooks for the Tatar language as a mean for formation of universal educational activities. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 3(93): 54 - 65. (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-93-3-54-65

Общеизвестно, что среди учебной литературы учебник является основным средством обучения и важнейшим инструментом в формировании требуемых компетенций. Учебник может быть использован на разных уровнях образования и этапах обучения. Он решает разнообразные задачи, обеспечивает равные возможности для получения образования, выступает необходимым средством при организации самостоятельной и индивидуальной работы [1]. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, установленными Федеральными государственными образовательными стандартами, учебники и учебные пособия, как материально-техническое условие реализации программы, должны обеспечивать достижение цели и планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов [2, 28].

На протяжении ста лет учебники татарского языка, издаваемые в Республике Татарстан, обеспечивали образовательные потребности обучающихся, изучающих татарский язык на пространстве всей Российской Федерации. В настоящее время уже несколько учебно-методических комплектов разных авторских коллективов включены в федеральный реестр. Так как учебник - это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области, то, очевидно, что он является средством достижения прежде всего предметных результатов. Содержания многочисленных текстов художественной и научной литературы, устного народного творчества, периодической печати, включенных в учебники по татарскому языку, играют большую роль в достижении личностных результатов. Как же в учебниках представлен материал, направленный на достижение метапредметных результатов?

В данной статье анализируются новые учебные пособия по татарскому языку для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан с русским языком обучения. Они разработаны творческой группой ученых и преподавателей Башкирского государственного

педагогического университета им. М. Акмуллы и Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, а также учителей-новаторов татарского языка и литературы общеобразовательных организаций Республики Башкортостан в соответствии с требованиями ФГОС к содержанию федеральных учебников. Издания уже готовятся к изданию в ГУП Республики Башкортостан «Башкирское издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой» [3, 3-6].

Для изучения вопроса формирования универсальных учебных действий у обучающихся посредством учебных пособий использовались методы наблюдения и описания. Исследование учебного материала и заданий к упражнениям методом наблюдения проводилось планомерно в соответствии с теоретическими и практическими целями, что позволило описать содержание учебных пособий по татарскому языку для 1-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан как основы для достижения метапредметных результатов обучения.

В республике имеется многолетний опыт издания учебно-методической литературы, в том числе и учебников по татарскому языку. В связи с введением в действие Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1047 от 5 сентября 2013 г. «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», в Республике Башкортостан выпуск учебников по татарскому языку был временно приостановлен [4]. В 2017 году на заседании Комиссии при Правительстве Республики Башкортостан по реализации Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» было принято Решение о возобновлении подготовки и издании учебников по татарскому языку для средних общеобразовательных организаций Республики Башкортостан (Протокол от 13 октября 2017 г.). На основании этого решения Министерством образования Республики Башкортостан был издан Приказ № 890 от 12 июля 2017 года «О создании творческих групп по приведению в соответствие с требованиями ФГОС учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, права граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке» [3, 3]. С 2020 года вся работа по созданию учебных пособий по родному (татарскому) языку для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан с русским языком обучения проводилась в рамках реализации проекта «Методическое обеспечение уроков родного татарского языка в общеобразовательных организациях с русским языком обучения Республики Башкортостан» при поддержке грантов Главы Республики Башкортостан, направленных на сохранение и развитие государственных

языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан, а также при содействии Фонда развития гражданского общества Республики Башкортостан и РОО «Национально-культурная автономия татар Республики Башкортостан» [3, 6].

Как известно, ФГОС установлены требования к метапредметным результатам, «включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями», представлены они шестнадцатью пунктами» [2, 5-7]. По нашему мнению, ключевыми компетенциями для начального общего образования, составляющими основу умения учиться, являются осознанное, беглое чтение и грамотное письмо, что для современного школьника особенно актуально применительно как у русскому, так и к родному языку.

В образовательных учреждениях с русским языком обучения приоритетом является обучение русской грамоте, чему отводится и большее количество часов, поэтому учебное пособие по татарскому языку для первого класса как по форме, так и по содержанию имеет свои особенности. Оно не представлено как обычно двумя частями - «Азбука» и «Татарский язык», а является только одной учебной книгой «Татарский язык. I класс», состоящей условно из трех частей. В добукварный период представлены образцы речи, модели слов и предложений по лексико-тематическому принципу. Примечательно, что составители пособия предлагают для чтения небольшие тексты с условным обозначением «Выполни с родителями» [5, 106]. Предполагается, что умеющий читать обучающийся попытается прочитать текст самостоятельно, а не умеющий попытается прочитать его с помощью родителей, что позволит повысить познавательную активность обучающегося, освоить «начальные формы познавательной и личностной рефлексии» [2].

В так называемый «букварный период» продолжается развитие коммуникативных компетенций так же по тематическому принципу, а ознакомление с буквенным составом татарского алфавита организовывается особым образом. Сначала представлены буквы гласных звуков в паре с близкими дифференциальными признаками в русском и татарском языках, например: а - э, о - в, у - Y, ы - э. Затем проводится знакомство с группой согласных букв, которые обозначают одинаковые или близкие звуки в русском и татарском языках (б - п, в - ф, д - т, з - с, л, м, р) или в паре (н - ц, х - h, ж - щ и др.). Схематическая модель каждого звука и его обозначаемой буквы представлена в логической последовательности согласно индуктивному пути мышления: 1) звук в транскрипции ([э]); 2) условное обозначение звука в соответствии с обозначением в начальной школе (красный закрашенный кружок); 3) печатное изображение букв (Ээ); 4) прописное изображение букв (Ээ). При такой системе ознакомления со звуко-буквенным составом

татарского языка уже в первом классе у обучающегося формируются познавательные универсальные учебные действия, так как в это время обучающийся оперирует с такими межпредметными понятиями как звук, буква, слог, слово, ударение и т.д.; овладевает логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Обучение письму, тем более обучение русскоговорящего ребенка письму на татарском языке, является одной из сложнейших задач, требующей одновременного формирования целого комплекса умений и навыков. Авторы учебных пособий для начальной школы предлагают систему и комплекс упражнений, направленных на формирование фонематического слуха - умения слушать и слышать, правильно дифференцировать все звуки и произносить их согласно орфоэпическим нормам татарского языка. Поэтому отличительной особенносью предлагаемых пособий является то, что слова даются со знаком ударения и часто предлагаются в транскриции. Поскольку по структурному типу татарский язык является агглютинативным, многосложные слова и во II-IV классах даются с разделением на слоги.

Авторы-составители анализируемых учебных пособий по татарскому языку в начальных классах предлагают активную работу со схемами и моделями не только при подаче теоретико-грамматического материала, но и при показе практической, то есть коммуникационной стороны языка. Методически верно поставленная работа с моделями звуков и букв послужит базой для достижения такого метапредметного результата, как использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Например, в I классе по теме «Одежда и обувь. Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что?» предлагается следующее задание «Прочитай предложения. Скажи, что заметил? Составь предложения по образцу»; в IV классе по теме «Новый год. Уменьшительная степень имени прилагательного» имеется задание «Изучи схему. С помощью каких средств образуются формы степени имени прилагательного. Приведи примеры» и т.д. [5, 105108].

Как указывают методисты-составители «Программы по татарскому языку для учащихся-татар, проживающих в регионах Российской Федерации. I - IV классы», одной из важных целей преподавания татарского языка является «выработка умений и навыков у учащихся активного использования языка как средства коммуникации» [6, 4; 7]. В «Послебукварный период» I класса и далее во П-ГУ классах с освоением коммуникативных образцов речи идет параллельное изучение грамматических терминов, форм и моделей. Предложенные задания направлены на достижение таких метапредметных результатов, как

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. В учебные пособия включены упражнения репродуктивного характера, направленные на восстановление деформированного текста, восстановление маленьких стихотворений по памяти, составление рассказов по рисункам и т.п.: 1) «Вспомни названия частей тела. Поставь вместо рисунков слова и прочитай считалку» (II класс, тема «Человек. Личная гигиена. Буквы Я, Е, Ю»); 2) «Спиши предложения, вставляя нужные глаголы» (IV класс, тема «Здоровье. Глагол побудительного наклонения»; VIII класс, тема «Главные члены предложения» задание «Напиши данные предложения в соответствующем порядке по тексту» и др.

Постепенно вводятся наиболее сложные задания - написание соответствующего объема сочинений по заданной теме, рассказов с использованием определенного набора слов, составление диалогов: 1) «Прочитайте диалог по ролям. Задай вопросы к выделенным словам. Сделай вывод» (III класс, тема «Зимние игры. Имя существительное»); 2) «Рассмотри рисунок. Ответь на вопросы. Используя предложенные слова, составь рассказ на тему «Праздник Новый год»» (IV класс, тема «Новый год. Уменьшительная степень имен прилагательных»).

Группа метапредметных результатов обучения объединяется в так называемые коммуникативные унверсальные учебные действия, для формирования которых в учебных пособиях содержится большой объем заданий и упражнений, активизирующих речевые действия обучающихся. Это обусловлено и коммуникативной целью. Авторы учебных пособий придерживаются позиции, что с первого урока необходимо обучать не языку как таковому, а умению создавать свои тексты монологического и диалогического характера. Так, в учебных пособиях уже для I класса имеются задания на составление диалога по образцу или по ситуациям, на повторение просушанного диалога, вариативное воспроизведение диалога и др. Такого вида задания предлагаются и в пособиях для следующих классов. Данный вид упражнений позволяет достичь следующих метапредметных результатов: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В современной школе одной из актуальных задач является формирование навыков составления проектов, которые ведут к достижению таких универсальных учебных действий, как использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Согласно разработанной «Программе изучения родного (татарского) языка в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан с русским языком обучения» в каждом учебном пособии предлагаются темы проектных работ и сопутствующий учебно-информационный материал для выполнения проектов.

В ФГОС основного общего образования требования к метапредметным результатам сохраняются, они включают «... освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [2, 5]. Если в учебных пособиях для начальной школы содержится учебный материал, направленный для достижения познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, то задания и упражнения в пособиях для У-ПХ классов направлены на их закрепление, расширение, развитие и на формирование уже регулятивных универсальных учебных действий. Назовем некоторые из них:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (V класс, тема «Основа слова», задание «Выясни основную мысль текста. Раздели на смысловые части, изложи содержание в 1-2 предложениях»; VII класс, тема «Союзы», задание «Прочитай текст и расскажи его содержание. Сделай перевод на русский язык. Задай вопросы партнеру на тему «Птицы - наши крылатые друзья». Что ты делаешь, чтобы помочь птицам? Расскажи об этом». VIII класс, тема «Сказуемое», задание «Изучи таблицу, сделай вывод. Придумай примеры»);

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (VIII класс, тема «Повторение изученного», задание «Дополните данную мысль и продолжите»); IX класс, тема «Повторение изученного в VII классе», задание «Проверьте с соседом по парте знания о частях речи. Дайте ответы «да» / «нет» данным утверждениям»);

3) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, аргументировать и отстаивать свое мнение (V класс, тема «Устаревшие слова», задание «Внимательно прочитай текст. Расскажи содержание. Какое место занимают устаревшие слова в истории нашего языка? Задай вопросы, связанные с текстом

соседу по парте, а он пусть ответит. Не забудьте поменяться ролями»; VIII класс, тема «Виды словосочетаний», задание «С другом дополните диалог и прочитайте»);

4) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (V класс, тема «Словообразование», задание «Как ты понимаешь эти слова Ибрахима Гази? Выскажите свое мнение. Ты любишь читать книги? С какими книгами ты знаком в последнее время? Расскажи одноклассникам о содержании одного из них»);

5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы (V класс, тема «Ударение», задание «К выделенным словам добавь суффиксы. К этим словам поставь ударение. Обрати внимание на переход ударения. Как меняется ударение при склонении прилагательных в слове? Сделай выводы»; VII класс, тема «Предлоги. Послелоги», задание «Читай, сравнивай и делай выводы. Всегда ли совпадают значения татарского и русского языков?»);

6) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами (V класс, тема «Заглавные и строчные буквы», задание «Кто такой Ризаэтдин Фахретдин? Найди информацию о нем из сети Интернет. Готовься выступить перед своими товарищами»);

7) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (V класс, тема «Заглавные и строчные буквы», задание «Как ты думаешь, какова роль Шихан в природе?»; VI класс, тема «Определительные местоимения», задание «Какой вклад ты вносишь в бережное отношение к природным богатствам ради сохранения природы и окружающей среды? Своими мыслями поделись с одноклассниками»; VII класс, тема «Имя прилагательное», задание «Что делается для сохранения природы? Какие растения, животные, птицы занесены в Красную книгу там, где ты живешь?» [7; 8; 9].

Таковы основные содержательные особенности новых учебных пособий для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан с русским языком обучения, которые направлены на формирования универсальных учебных действий. После выпуска эти учебные пособия должны пройти апробацию на практике в образовательных организациях как дополнительные учебные пособия к основным учебникам татарского языка, включенным в федеральный список учебников [10]. В случае положительной оценки учителей и педагогической общественности они могут быть предложены в качестве

учебников для включения в федеральный список в соответствии с новыми требованиями его формирования [11].

1. Геддис, Е.В. Современный школьный учебник как средство построения процесса обучения / Е.В. Геддис. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/ contents /1/193/ geddis_193_84_91.pdf (дата обращения 30.07.2021).

2. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 01.08.2021 г.).

3. Опыт составления учебных программ и учебных пособий по родному языку, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-27 марта 2021 г., г. Уфа) / сост.: И.С. Насипов, А.Г. Халиуллина. - Уфа: Печатный дом, 2021. - 221 с.

4. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047. URL: https://rg.ru/2013/11/01/uchebniki-dok.html (дата обращения 11.08.2021 г.).

5. Мукимова, Н.А. Башкортстан Республикасындагы рус телендэ гомуми белем 6^y оешмаларыньщ I-IV сыйныфлары очен «Туган (татар) тел» укыту предметы буенча уку кулланмаларын тозY принциплары / Н.А. Мукимова // Опыт составления учебных программ и учебных пособий по родному языку, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-27 марта 2021 г., г. Уфа). / сост.: И.С. Насипов, А.Г. Халиуллина. - Уфа: Печатный дом, 2021. - С. 105108.

6. Программы по татарскому языку для учащихся-татар, проживающих в регионах Российской Федерации. I-IV классы. - Казань : РИЦ «Школа», 2007. - 68 с.

7. Гареева, Р.Р. Татар теленнэн уку эсбапларын тозунец концептуаль нигезлэре / Р.Р. Гареева // Опыт составления учебных программ и учебных пособий по родному языку, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-27 марта 2021 г., г. Уфа). / сост.: И.С. Насипов, А.Г. Халиуллина. -Уфа: Печатный дом, 2021. - С. 57-59.

8. Насипов, И.С., Гареева, Р.Р., Мвкимова, Н.Э. Башкортстан мэктэплэре очен татар теленнэн уку кулланмалары турында // Опыт составления учебных программ и учебных пособий по родному языку, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-27 марта 2021 г., г. Уфа). / сост.: И.С. Насипов, А.Г. Халиуллина. - Уфа: Печатный дом, 2021. - С. 117-122.

9. Гэрэева, Р.Р., Мвкимова, Н.Э., Насипов, И.С. Башкортостан Республиксы гомуми белем 6^y оешмаларыныц 5-9 нчы сыйныф укытучылары очен «Татар теле» укыту предметы буенча белем 6^y урнэк программалары. - Уфа: Китап, 2019. - 56 б.

10. Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 года № 254. URL: https://rosuchebnik.ru/fpu254/ (дата обращения 02.08.2021 г.).

11. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Минпросвещения России от 18 декабря 2019 г. № 695. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73411419/ (дата обращения 02.08.2021 г.).

References

1. GeddisE.V. Sovremennyj shkol'nyj uchebnik kak sredstvo postroeniya processa obucheniya [Modern school textbook as a means of building the learning process]. Available from: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/ contents /1/193/ geddis_193_84_91.pdf (accessed: 30.07.2021). (In Russ).

2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Federal State educational Standards]. Available from: https://fgos.ru/ (accessed: 01.08.2021). (In Russ).

3. Experience in drawing up curricula and textbooks in the native language that take into account regional and ethno-cultural characteristics of the subjects of the Russian Federation: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (March 25-27, 2021, Ufa) / Compiled by: I.S. Nasipov, A.G. Khaliullina. Ufa: Printing House, 2021. 221 p. (In Russ).

4. Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya federalnogo perechnya uchebnikov, rekomenduemyh k ispolzovaniyu pri realizacii imeyushchih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatelnyh programm nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya [ On approval of the Procedure for forming the federal list of textbooks recommended for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education]: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) of September 5, 2013 No. 1047. Available from: https://rg.ru/2013/11/01/uchebniki-dok.html (accessed: 11.08.2021). (In Russ).

5. Mukimova N.A. Bashkortstan Respublikasyndagy rus telenda gomumi belem birY oeshmalaryny« I-IV syjnyflary о^п «Tugan (tatar) tel» ukytu predmety buencha uku kullanmalaryn tozY principlary [Principles of drawing up textbooks on the subject «Native (Tatar) language» for the I-IV classes of general education organizations of the Republic of Bashkortostan with the Russian language of instruction]: Experience in drawing up curricula and textbooks in the native language that take into account regional and ethno-cultural characteristics of the subjects of the Russian Federation: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (March 25-27, 2021, Ufa) / Compiled by: I.S. Nasipov, A.G. Khaliullina. Ufa: Printing House, 2021. Рр. 105-108. (In Tatar).

6. Programmy po tatarskomu yazyku dlya uchashchihsya-tatar, prozhivayushchih v regionah Rossijskoj Federacii. I-IV klassy [Tatar language programs for Tatar students living in the regions of the Russian Federation. Classes I-IV]. Kazan: School, 2007. 68 p. (In Russ).

7. Gareeva R.R. Konceptualnye osnovy sostavleniya uchebnyh posobij po tatarskomu yazyku [Conceptual foundations of compiling textbooks on the Tatar languag] In: Experience in drawing up curricula and textbooks in the native language that take into account regional and ethno-cultural characteristics of the subjects of the Russian Federation: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (March 25-27, 2021, Ufa) / Compiled by: I.S. Nasipov, A.G. Khaliullina. Ufa: Printing House, 2021. Pp. 57-59. (In Tatar).

8. Nasipov I.S., GareevaR.R., Mokimova N.d. Ob uchebnyh posobiyah po tatarskomu yazyku dlya shkol Bashkortostana [About textbooks on the Tatar language for schools of Bashkortosta] In: Experience in drawing up curricula and textbooks in the native language that take into account regional and ethno-cultural characteristics of the subjects of the Russian Federation: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (March 25-27, 2021, Ufa) / Compiled by: I.S. Nasipov, A.G. Khaliullina. Ufa: Printing House, 2021. Pp. 117-122. (In Russ).

9. Gsrseva R.R., MekimovaN.d., NasipovI.S. (2019) Bashkortostan Respubliksy gomumi belem buy oeshmalaryny« 5-9 nchy syjnyf ukytuchylary echen «Tatar tele» ukytu predmety buencha belem birY yrnak programmalary [Standard educational programs on the subject «Tatar language» for teachers of grades 5-9 of general education organizations of the Republic of Bashkortostan]. Ufa: Kitap. 56 p. (In Tatar).

10. Ob utverzhdenii federalnogo perechnya uchebnikov, dopushchennyh k ispolzovaniyu pri realizacii imeyushchih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatelnyh programm nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya organizaciyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatelnuyu deyatelnost [On approval of the Federal list of textbooks approved for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education by organizations engaged in educational activities]: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 254 dated May 20, 2020. Available from: https://rosuchebnik.ru/fpu254/ (accessed: 02.08.2021). (In Russ).

11. Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya federalnogo perechnya uchebnikov, dopushchennyh k ispolzovaniyu pri realizacii imeyushchih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatelnyh programm nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya [On approval of the Procedure for forming the Federal List of textbooks approved for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education]: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 695 dated December 18, 2019. Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73411419/ (accessed: 02.08.2021). (In Russ).

Вклад соавторов. Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Contribution of the authors. The authors contributed equally to the article.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.