Научная статья на тему 'Особенности преподавания родного (татарского) языка в начальной школе по новым учебно-методическим комплектам'

Особенности преподавания родного (татарского) языка в начальной школе по новым учебно-методическим комплектам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замалетдинова Зальфира Исхаковна

В данной статье раскрываются особенности преподавания родного (татарского) языка по новым учебно-методическим комплектам, включенным в Федеральный перечень. В ней рассмотрены функции современного учебника в процессе обучения. Рассказывается о том, что все эти три функции (воспитательная, познавательная, коррекционная) выступают как единое целое и носят определяющий характер по предмету татарский язык. В статье подчеркивается практическая значимость учебно-методических комплектов (УМК) по родному (татарскому) языку. Проведенный анализ учебного материала учебников татарского языка подтверждает, что УМК представляет собой комплекс упражнений, учебных действий обучающихся, направленных на формирование и развитие знаний о языке и на развитие связной речи. В заключении статьи говорится о значении учебного комплекта по татарскому языку (автор З. И. Замалетдинова) в повышении языкового образования и развитии речевой деятельности учащихся и о подготовке учителей к работе с новым УМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замалетдинова Зальфира Исхаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teaching native (Tatar) language in primary school for new teaching and methodical sets

This article describes the peculiarities of teaching the native (Tatar) language for a new teaching kit included in the federal list. It examines the functions of a modern textbook in training. It is told that all three of these features (the educational, cognitive, correctional) act as a unit and are defining the nature of a subject Tatar language. The article stresses the importance of practical teaching kits (CMO) in the native (Tatar) language. The analysis of educational material textbooks Tatar language confirms that the CMO is a set of exercises aimed at the formation and development of knowledge, learning activities of students of language in the development of coherent speech. In conclusion, the article refers to the value of a training package on the Tatar language (author Z. I. Zamaletdinova) in improving language education and the development of speech activity of students and training teachers to work with the new CMO.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания родного (татарского) языка в начальной школе по новым учебно-методическим комплектам»

УДК: 37.022: 81-139

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОГО (ТАТАРСКОГО) ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО НОВЫМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКТАМ

FEATURES OF TEACHING NATIVE (TATAR) LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL FOR NEW TEACHING AND METHODICAL SETS

©Замалетдинова З. И.

канд. пед. наук

Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань, Россия, z.zamaletdinova@mail.ru

©Zamaletdinova Z.

Ph.D., Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, z.zamaletdinova@mail.ru

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности преподавания родного (татарского) языка по новым учебно-методическим комплектам, включенным в Федеральный перечень.

В ней рассмотрены функции современного учебника в процессе обучения. Рассказывается о том, что все эти три функции (воспитательная, познавательная, коррекционная) выступают как единое целое и носят определяющий характер по предмету татарский язык.

В статье подчеркивается практическая значимость учебно-методических комплектов (УМК) по родному (татарскому) языку. Проведенный анализ учебного материала — учебников татарского языка — подтверждает, что УМК представляет собой комплекс упражнений, учебных действий обучающихся, направленных на формирование и развитие знаний о языке и на развитие связной речи.

В заключении статьи говорится о значении учебного комплекта по татарскому языку (автор З. И. Замалетдинова) в повышении языкового образования и развитии речевой деятельности учащихся и о подготовке учителей к работе с новым УМК.

Abstract. This article describes the peculiarities of teaching the native (Tatar) language for a new teaching kit included in the federal list.

It examines the functions of a modern textbook in training. It is told that all three of these features (the educational, cognitive, correctional) act as a unit and are defining the nature of a subject Tatar language.

The article stresses the importance of practical teaching kits (CMO) in the native (Tatar) language. The analysis of educational material textbooks Tatar language confirms that the CMO is a set of exercises aimed at the formation and development of knowledge, learning activities of students of language in the development of coherent speech.

In conclusion, the article refers to the value of a training package on the Tatar language (author Z. I. Zamaletdinova) in improving language education and the development of speech activity of students and training teachers to work with the new CMO.

Ключевые слова: родной язык, учебно-методические комплекты, универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход.

Keywords: native language, teaching and methodical set, universal learning activities, system-activity approach.

научный журнал (scientific journal) №3 2017 г.

http://www. bulletennauki. com

Роль родного языка в формировании личности универсальна и всеобъемлюща. Помочь человеку сказать от души, от себя самого и полным голосом — вот задача уроков родного (татарского) языка.

Цель курса родного языка — максимально помочь выявить личностный потенциал ребенка, дать ему возможность увидеть путь к дальнейшему самораскрытию и развитию своих способностей.

Я как автор учебно-методических комплектов по татарскому языку с родным языком обучения хочу сказать, что учащиеся должны интуитивно чувствовать язык, красоту звучания живой речи.

Наша задача на уроках татарского языка научить осмысливать язык, воспринимать действенную созидательную силу родной речи, понимать его историческое развитие, воспринимать язык как средство коммуникативных информационных возможностей, как форму передачи прошлого, настоящего, будущего народа, его быта, традиций, обычаев, нравов [1, с. 144].

Мы уверены, что новый учебник должен помочь учителю создать ситуацию, при столкновении ученика с недостатком информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы. Задания, направленные на создание проблемных ситуаций, учат ребенка находить вариант решения, когда он оказывается в ситуации выбора, мнения, подхода. Такие ситуации являются стартом к самостоятельной, поисковой деятельности, обучающиеся успешно начинают применять имеющиеся знания в новой нестандартной ситуации.

Свой личный педагогический опыт преподавания родного (татарского) языка я воплотила в свои учебно-методические комплекты. Модернизированные учебники отражают идеологию стандарта: это способность формированию основы умения учиться и способности к организации собственной учебной деятельности учащихся.

Мы живем в условиях изобилия информации, а значит для решения любой возникающей в жизни проблемы, необходимо научиться находить нужную информацию. Учебники, построенные на дидактическом принципе минимакса, содержат обязательные знания, которые обучающиеся должны усвоить и избыточные задания, которые они могут выполнить. Задача учителя — вникнуть в содержание учебника, подачу учебного материала, при организации учебного процесса обратить внимание на каждое условное обозначение в учебнике [2, с. 164].

Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности (1, с. 4).

Как же учитывается проблемный характер изложения содержания, требующего деятельностного подхода в учебниках по татарскому языку?

Для постановки учебной задачи в учебниках включены маршруты изучения тем в каждый раздел. Во-первых, благодаря им, обучающийся определяет для себя, что он будет изучать в данном разделе, настраивает себя на определенный объем знаний. Во-вторых, на основе таких заданий, создаются условия, провоцирующие детские действия, где обучающиеся ненавязчиво вовлекаются в учебный процесс.

Каким образом обеспечивается разнообразие форм организации учебной деятельности средствами учебно-методического комплекта по татарскому языку с родным языком обучения? В учебниках для 1-4 классов по татарскому языку (автор З. И. Замалетдинова) обучающимся предлагаются задания для выполнения в подгруппах, парами, коллективно, самостоятельно. Благодаря совместной деятельности в мобильных группах у учащихся формируются, познавательные, рефлексивные и коммуникативные умения, необходимые для достижения жизненного успеха [3, с. 63].

Упражнения, включенные в учебник, предполагают формирование у обучающихся начальной школы универсальных учебных действий. Упражнения можно разделить на разные категории: некоторые из них направлены на формирование одного конкретного универсального учебного действия, а другие предполагают формирование всех универсальных учебных действий.

В программе для каждого возраста определен лексический минимум. Словарные слова, включенные в программу, рассматриваются и в лексическом и грамматическом планах. В учебно-методических комплектах предложена разнообразная работа со словарными словами. Ученик работает с различными словарями, разгадывает кроссворды, ребусы, составляет интересные истории о них, ссылаясь на лексическое значение слова, демонстрируя широкое применение силу слова. Это показывает усиление коммуникативной направленности курса татарского языка.

Для того чтоб достичь планируемых результатов, побудить интерес, мотивацию к изучению татарского языка, нужно обеспечить учителей учебно-методическими пособиями.

В учебно-методический комплект входят: программа, учебник, методическое пособие для учителя, рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы, электронное приложение, электронные учебники. Учебно-методический комплект «Татарский язык» для 1-4 классов с родным языком обучения в общеобразовательных организациях (автор З. И. Замалетдинова) включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых МОиН РФ к использованию в образовательном процессе.

В процессе изучения родного (татарского) языка средствами учебно-методического комплекта «Татарский язык» для 1-4 классов обучающиеся в условиях реализации ФГОС НОО получат возможности реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших программу татарского языка будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах родного литературного языка и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях выбора адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач. У них будет сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, координация различных позиций в сотрудничестве, учет различных мнений, стремление к более точному выражению собственного мнения [4, с. 220].

Как мы понимаем, следующая задача наша — подготовка учителей к работе с новыми учебно-методическими комплектами. Это — организация повышения квалификации, проведение мастер-классов, тренингов, проблемных семинаров, форумов и т. д. Осваивая концепцию нового учебника, методику преподавания родного языка, учитель может достичь высоких результатов в преподавании татарского языка.

В Институте развития образования Республики Татарстан целенаправленно ведется повышение квалификации учителей по совершенствованию методики преподавания татарского языка в общеобразовательных организациях. Ведь только систематическая работа дает свои положительные результаты.

Источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 4 с.

Список литературы:

1. Ялалов Ф. Г. Становление и развитие национального гимназического образования. Казань: Магариф, 2002. 144 с.

2. Замалетдинова З. И. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2015.164 с.

3. Харисова Ч. М. Тренировочные упражнения по обучению татарскому произношению. Казань: Магариф, 1999. 63 с.

4. Храпаль Л. Р. Эколого-региональный аспект национального и локального измерения культуры на основе принципов экологической аксиологии // «Языки культуры: историко-культурный, философско-антропологический и лингвистический аспекты»: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием (9 февр. 2010 г.): в 2-х т. Том 2. Омск: изд-во Ом. экон. ин-та, 2010. 220 с.

Sources:

1. The federal state educational standard primary education / Ministry of Education and Science RF. Moscow, Prosveshcheniye, 2010, 4 p.

References:

1. Yalalov, F. G. (2002). Formation and development of national secondary education. Kazan, Magarif, 144. (In Russian).

2. Zamaletdinova, Z. I. (2015). Formation of ethnic tolerance of younger schoolboys in a multicultural educational environment: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan, 164. (In Russian).

3. Kharisova, Ch. M. (1999). Training exercises to teach the Tatar pronunciation. Kazan, Magarif, 63. (In Russian).

4. Khrapal, L. R. (2010). Ecological and regional dimension of national and local dimensions of culture on the basis of environmental axiology. Culture Languages principles: historical and cultural, philosophical and anthropological and linguistic aspects: Proceedings of nauch. Pract. Conf. with int. participation (9 February 2010.) in 2 volumes. V. 2. Omsk, Omsk ekon. inst., 220. (In Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 20.02.2017 г. 22.02.2017г.

Ссылка для цитирования:

Замалетдинова З. И. Особенности преподавания родного (татарского) языка в начальной школе по новым учебно-методическим комплектам // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №3 (16). С. 269-272. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/zamaletdinova (дата обращения 15.03.2017).

Cite as (APA):

Zamaletdinova, Z. (2017). Features of teaching native (Tatar) language in primary school for new teaching and methodical sets. Bulletin of Science and Practice, (3), 269-272. Available at: http://www.bulletennauki.com/zamaletdinova, accessed 15.03.2017. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.