Научная статья на тему 'ВЕКТОРЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРЕПОДАВАНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ВЕКТОРЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРЕПОДАВАНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРАНТ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА / РОДНОЙ ЯЗЫК / РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобачева Наталия Александровна

В данной статье раскрыты особенности направлений тьюторской деятельности в сфере преподавания предметной области «родной язык и родная литература» в современных общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках консультационного, методического, практико-ориентированного, профессионального сотрудничества учителей, оценочно-диагностического / рефлексивного векторов предложен примерный инструментарий работы с тьюторантами-педагогами, преподающими родной язык и родную литературу в общеобразовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTORS OF TUTOR SUPPORT FOR A TEACHER WHO TEACHES THE NATIVE LANGUAGE AND NATIVE LITERATURE

This article reveals the features of the directions of tutoring in the field of teaching the subject area “native language and native literature” in modern educational institutions of the Russian Federation. Within the framework of consulting, methodological, practice-oriented, professional cooperation of teachers, assessment-diagnostic / reflexive vectors, an approximate toolkit for working with tutor-teachers teaching their native language and native literature in general educational organizations is proposed.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОРЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРЕПОДАВАНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

SUMMARY

The article discusses the features of training specialists for the hotel and tourism business in France. The content and structural elements of higher educational institutions (universities, large schools, colleges) aimed at the formation of qualified personal for enterprises in the hotel and tourism sector are disclosed. The experience of teaching students - future managers of hotels and travel companies in the system of higher education in France is presented.

Key words: personal training, higher education in France, universities and higher schools, training of students - future managers, enterprises of the hotel and tourism sector.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головко С. А. Высшее образование Франции. Актуальные проблемы и противоречия. - Минск: Вышейшая школа, 1980. - С. 12.

2. Loi de Forientation de Fenseignement superieur. - Paris, Librairie: Imprimerie Reunis, 1968, 7 November. - P. 25-26.

3. Дедусенко Е. А. Зарубежный опыт подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма // Туризм и сервис. Подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. - М.: Изд-во РГТУ, 2010. -303 с.

4. Лайко М. Ю. Мировой опыт развития индустрии гостеприимства: учеб. для вузов. -М.: Изд-во ГОУВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова, 2008. - 186 с.

5. Сакун Л. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира: учеб. для вузов. - К.: МАУП, 2004. - 399 с.

Н. А. Лобачева

УДК: 37.013.83

ВЕКТОРЫ ТЬЮТОРСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПЕДАГОГА,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРЕПОДАВАНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

' днои из актуальных задач системы современного образования является формирование такой позиции педагога, которая позволит достичь высоких показателей качества образования в той или иной сфере деятельности. Речь идет о позиции тьютора, которая предполагает не только ракурс «тьютор-учитель - тьюторант-обучающийся», но и «тьютор-учитель - тьюторант-учитель». Исходя из концепции непрерывного образования взрослых в Российской Федерации, такой подход нацелен на комплексное решение задач, связанных с совершенствованием профессиональной, личностной и социальной функций человека [3].

Тьюторство в рамках «педагог-обучаю-щийся» детально рассмотрено в работах научно-исследовательского и научно-методического характера Е. С. Гладкой, М. А. Дьячковой, В. С. Зайцева, Т. М. Ковалевой, Д. А. Логинова и др., которые предлагают соответствующие технологии индивидуализации обучения в офлайн- и онлайн форматах.

Однако в сфере непрерывного образования взрослых людей вопросы тьюторской поддержки также являются актуальными, в частности, когда речь идет о расширении профессиональных возможностей человека, о повышении уровня его трудовой мобильности, о его саморазвитии.

Так, в работах А. В. Дубакова, О. С. Овчинниковой, Т. В. Хильченко выделено 5 направлений тьюторского сопровождения начинаю-

щего учителя в условиях высшего учебного заведения. Исследователи убедительно свидетельствуют об острой необходимости тью-торской поддержки молодых педагогических кадров, которая не может быть сведена только к консультированию и методическому сопровождению исключительно в профессиональной деятельности. Помимо этого, по мнению авторов, следует ориентироваться и на личностную сферу тьюторанта - начинающего учителя, т. к. именно понимание тьюторан-том перспектив собственного личностного развития позволяет ему самостоятельно или с помощью тьютора выстроить систему мотивации своей образовательной деятельности [1].

В работах С. В. Кирдянкиной отводится большая роль научно-методическому сопровождению профессионального роста учителя. В данном случае речь идет не только о начинающих педагогах, но и о тех, у кого педагогический стаж составляет более 10 лет. Научно-методическое сопровождение предполагает не только традиционные курсы повышения квалификации, но и другие формы работы с тьюторантами [2].

Вслед за С. В. Кирдянкиной исследователи А. В. Золотарева и Л. В. Пикина, говоря о тьюторском сопровождении профессионального развития педагога, акцентируют внимание на том, что в целях предупреждения профессионального выгорания опытные учителя также в определенной мере нуждаются в тью-торском сопровождении. Авторы предлагают соответствующий дидактический инструментарий работы с указанной целевой аудиторией тьюторантов [2; 5].

Следует отметить, что вышеперечисленные исследователи предлагают общие технологии для работы с тьюторантами-педагога-ми, основанные на принципах андрагогики. В свою очередь, наша работа отчасти дополнит результаты исследований в сфере индивидуализации профессионального образования педагогов предметной области «родной язык и родная литература».

Цель статьи - раскрыть особенности направлений тьюторского сопровождения педа-

гога, осуществляющего преподавание предметной области «родной язык и родная литература».

Актуальность исследования обусловлена тем, что предметная область «родной язык и родная литература» в общеобразовательных организациях РФ, введенная в стандарты начального, общего, среднего образования сравнительно недавно - в 2018 г. - потребовала соответствующего повышения квалификации учителей в этой сфере. Отсутствие учебников и учебно-методических комплексов по родному языку и родной литературе способствовало актуализации вопросов соответствующего сопровождения педагогов, работающих в указанной предметной области. На наш взгляд, именно профессиональная поддержка учителей родного языка и родной литературы, реализуемая в форме тьюторского сопровождения педагогов, является необходимым и достаточным условием профессионального роста учителей, преподающих в этой предметной области.

Следует отметить, что вопросы индивидуализации профессионального сопровождения педагогов указанной целевой группы недостаточно рассмотрены в современной научно-методической литературе, что также обусловило актуальность данного исследования.

Тьюторское сопровождение педагога, осуществляющего преподавание родного языка и родной литературы, является комплексным процессом, включающим следующие направления:

- консультационное;

- методическое;

- практико-ориентированное;

- профессиональное сотрудничество;

- оценочно-диагностическое / рефлексивное [1].

Каждое из направлений выполняет определенные функции и предусматривает конкретные организационные формы. Остановимся на особенностях каждого из обозначенных векторов.

1. Консультационное направление предполагает организацию консультаций для пе-

¿022//-

дагогов, преподающих родной язык и родную литературу. Данный вектор определяется постоянным увеличением информационных потоков, в результате чего педагог не всегда способен быстро обработать информацию и компетентно применить ее в учебных целях. Тьютор, приступая к работе с тьюто-рантом-педагогом, в этом случае должен ответить на вопросы:

ЧТО? (что представляет собой этот вектор?)

ДЛЯ ЧЕГО? (в какой конкретной ситуации выбрать именно его?)

КАКИМ ОБРАЗОМ? (в какой форме проводим консультацию...)

С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? (с помощью каких инструментов)

КАКИЕ РИСКИ СУЩЕСТВУЮТ? (плюсы, минусы)

К функциям данного направления тью-торского сопровождения педагога предметной области «родной язык и родная литература» относятся:

- функция информационного обеспечения (предоставление необходимой информации по основным направлениям развития образования в сфере родного языка и литературы);

- консультационная (помощь по вопросу решения конкретной проблемы);

- коррекционная (оказание помощи в коррекции профессиональных затруднений педагога) [6].

Например, к тьютору в сфере преподавания родного языка и родной литературы обратился тьюторант, описав трудно разрешимую для себя ситуацию: «Тьюторант-педагог (возраст 30+) не может мотивировать обучающихся к изучению предмета «Родная литература». Какие бы современные технологии он ни применял («мозговой штурм», геймифика-ция и пр.), обучающимся неинтересно изучать родную литературу. Педагог основательно готовится к занятиям, но не получает того результата, который планирует. В конце концов, у тьюторанта-педагога теряется вера в себя как в преподавателя, он не уверен, что может быть хорошим учителем».

В данном случае тьютор сам отвечает на 5 вопросов (что? для чего? каким образом? с помощью чего? какие риски?) и выбирает оптимальное решение в отношении способа взаимодействия с тьюторантом. Далее тьютор консультирует тьюторанта, совместно выявляется причина проблемы и определяется инструмент работы с поставленной задачей. Так, в подобной ситуации можно предложить такой инструмент работы, как постановка смарт-це-ли.

1. Цель должна быть конкретной. «Я хочу лучше, чем сейчас, проводить уроки родного языка и родной литературы» - пример неправильной постановки задачи, ведь она никогда не сможет быть реализована в силу своей беспредметности. «Хочу овладеть технологией проведения лекции-провокации со старшеклассниками на уроках родной литературы» - это конкретная цель.

2. Измеримость цели предполагает, что результат для тьюторанта будет актуализирован в изменении энергозатратности при подготовке материалов (есть структура лекции-провокации, набор методов и приемов, которые можно использовать и пр.).

3. Как цель должна быть достигнута? Консультация с тьютором, выбор темы лекции-провокации, составление вопросов для возможной дискуссии, определение стиля проведения занятия с учетом психологических и возрастных особенностей старшеклассников.

4. Актуальность выбранных способов решения проблемы. Ответы на все вопросы, поставленные в блоке о расшифровке смарт-це-ли, утвердительны. Актуальны ли выбранные методы для достижения цели? Вполне. Тью-торант будет меньше времени тратить на подготовку лекции-провокации, т.к. есть структура ее проведения, определены методы и приемы, конкретный материал, нетрудно составить вопросы для дискуссии.

Позволит ли намеченный план выполнить тьюторанту поставленную задачу? Здесь контролировать тьютору ход выполнения сложнее, но если тьюторант следует составленному плану, то задача будет решена.

5. Ограничение во времени. Тьюторант должен четко осознавать, за какой период цель должна быть достигнута. Он может поставить себе временные рамки от 1 до 4 недель на теоретическую подготовку и апробацию выбранной формы подачи материала по родной литературе.

Тьютор в данном случае выполнил кор-рекционную функцию консультационного направления.

2. Методическое направление тьюторско-го сопровождения тьюторанта-педагога должно опираться на «зону ближайшего профессионального развития», в качестве которой определяется та зона, в которой учитель с помощью изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого учителя родного языка и родной литературы индивидуальна.

При реализации обозначенного вектора изучаются профессиональные трудности (выявляются проблемы в деятельности учителя, актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь учителю в осознании своих профессиональных трудностей, определяется индивидуальная траектория развития / решения поставленной задачи и пр.).

К функциям методического вектора тью-торского сопровождения тьюторанта-учителя относятся:

- организационно-методическая (планирование урока / внеклассного мероприятия, разработка методического инструментария урока родного языка и родной литературы и

др);

- научно-методическая (проведение мастер-классов, теоретических и проблемных семинаров, ориентированных на развитие научно-исследовательских умений учителя и др.).

Исходя из особенностей методического направления тьюторского сопровождения педагога, можно выделить его две разновидности: организационно-методическое и научно-методическое сопровождение.

2.1. Организационно-методическое сопровождение - целенаправленное практико-ориентированное, пошаговое взаимодействие тьюторов с тьюторантами-учителями. Это системно организованная деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности.

На наш взгляд, наиболее эффективными формами реализации организационно-методического сопровождения (инструментами) педагога могут быть мастер-класс, методический тренинг, постановка смарт-целей, коучинг и пр.

2.2. Научно-методическое сопровождение педагога рассматривается как научно обоснованный способ взаимодействия тьютора (наставника, опытного специалиста, талантливого сотрудника) и тьюторанта-учителя, направленный на непрерывное саморазвитие учителя в профессии.

Среди инструментов научно-методического сопровождения учителя можно рассматривать рефлексивные диалоги, рефлексивные тренинги, тренинги профессионального роста, форумы, модерацию и др.

Например, начинающий педагог (стаж работы до 1 года) обратился к тьютору с проблемой отбора дидактического материала по истории языка в рамках дисциплины «Родной язык». Педагогу этот пласт кажется неинтересным, школьники будут скучать на уроке, но в учебнике темы по истории языка прописаны, следовательно, их надо как-то изучать. Слишком много времени приходится тратить на подготовку к уроку родного языка. Усилия того не стоят...»

В данном случае тьютор выбирает один из инструментов, перечисленных выше, согласовывает его тьюторантом, который совместно с тьютором решает поставленную задачу.

3. Практико-ориентированное направление тьюторского сопровождения педагога, преподающего предметную область «родной язык и родная литература».

В рамках этого вектора деятельность тьютора направлена непосредственно на про-

2022//*

фессиональную практику учителя: посещение уроков родного языка и литературы, внеклассных мероприятий, связанных со сферой изучения родного языка и литературы, анализ их целесообразности и эффективности, обозначение достоинств и недостатков, коррекция ошибок и др. Акцент делается на затруднении в проведении уроков, внеклассных мероприятий, коррекцию и совместный анализ данных затруднений.

Например, тьюторант обратился с проблемой проведения проектной работы по родной литературе / родному языку. Проблема заключается в том, что школьники не выполняют поставленных учителем задач, аргументируя свое поведение тем, что у них нет времени на проектную деятельность по родному языку / литературе, что приходится вовлекать родителей в эту деятельность, а те, в свою очередь, тоже не стремятся к участию в проектной деятельности. В этом случае тьютор посещает занятия тьюторанта, проводит с ним рефлексивный диалог и выстраивает маршрут решения проблемы.

4. Направление профессионального сотрудничества педагогов в сфере предметной области «родной язык и родная литература» может осуществляться посредством следующих форм: педагогической консультации, тью-ториала, методического тренинга, супервизии, коммуникативной лаборатории и др. Взаимодействуя под руководством тьютора, педагоги приобретают полезный профессионально-предметный и профессионально-коммуникативный опыт, приходят к оптимальным вариантам решения возникающих проблем.

К функциям направления профессионального сотрудничества педагогов относятся: рефлексивно-стимулирующая, коммуникативно-развивающая, самообразования.

Например, в педагогическом коллективе работают 10 филологов разных возрастных категорий, которые преподают русский язык / литературу, родной язык / литературу, иностранный язык. Между ними скрытый конфликт, заключающийся в неприятии методов работы на уроках языка и литературы. Конфликт

обострился в ситуации подготовки ежегодного мероприятия «Фестиваль языков», где необходимо подготовить сценарий, провести мероприятие на общегородском уровне.

Тьюторант, молодой педагог в сфере родного языка и литературы, обратился к тьютору с вопросом, как добиться равноправного сотрудничества с коллегами-филологами, которые не хотят участвовать в этом мероприятии, перекладывают составление сценария и подготовку школьников на более молодых сотрудников.

Тьютор в данном случае выполняет консультационную, коррекционную функции наравне с коммуникативно-развивающей и рефлексивно-стимулирующей.

5. Оценочно-диагностическое /рефлексивное направление тьюторского сопровождения педагога. По окончании тьюторского сопровождения возникает вопрос о том, насколько осуществленная деятельность была эффективной, как изменился уровень сформирован-ности компетенций тьюторанта. Как можно проверить сформированность компетенций педагога предметной области «родной язык и родная литература»?

Опираясь на практико-ориентированный подход, можно предложить формы аттестации в виде: проведения урока родного языка и урока родной литературы, составления рабочей программы по изучению предметной области «родной язык и родная литература», работы с кейсами, составления фрагментов уроков родного языка и родной литературы с обоснованием выбранного инструментария и др.

Опираясь на изложенное выше, можно сделать вывод, что эффективность реализации тьюторского сопровождения определяется целенаправленной организацией системы векторов: консультационного, методического, практико-ориентированного, профессионального сотрудничества учителей, оценочно-диагностического / рефлексивного. Каждый из них имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы тьютора и тьюторан-тов в сфере преподавания родного языка и

родной литературы. На каждом этапе работы с тьюторантом можно использовать предложенный выше инструментарий с учетом поставленной цели и желаемого результата.

Результатом тьюторского сопровождения профессионального развития педагога, преподающего родной язык и родную литературу, могут считаться освоение профессиональной роли, мотивация к освоению современных инноваций в сфере преподавания предметной области «родной язык и родная литература», готовность к постановке индивидуальных целей, разработке программ собственного профессионального развития.

АННОТАЦИЯ

В данной статье раскрыты особенности направлений тьюторской деятельности в сфере преподавания предметной области «родной язык и родная литература» в современных общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках консультационного, методического, практико-ориентирован-ного, профессионального сотрудничества учителей, оценочно-диагностического / рефлексивного векторов предложен примерный инструментарий работы с тьюторантами-педаго-гами, преподающими родной язык и родную литературу в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: тьютор, тьюторант, сопровождение педагога, родной язык, родная литература.

SUMMARY

This article reveals the features of the directions of tutoring in the field of teaching the subject area "native language and native literature" in modern educational institutions of the Russian Federation. Within the framework of consulting, methodological, practice-oriented, professional cooperation of teachers, assessment-diagnostic / reflexive vectors, an approximate toolkit for working with tutor-teachers teaching their native language and native literature in general educational organizations is proposed.

Key words: tutor, tutor, teacher support, native language, native literature.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубаков А. В., Хильченко Т. В., Овчинникова О. С., Направления тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза [Электронный ресурс]. - URL: http:// shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2016/3_31/31 .pdf (дата обращения: 17.11.2021).

2. Кирдянкина С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. - Хабаровск, 2011. - 28 с. -URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-professionalnogo-rosta-uchite-lya (дата обращения: 17.11.2021).

3. Концепция развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 17.11.2021).

4. Коряковцева О. А. Тарханова И. Ю., Доссэ Т. Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы // Ярославский педагогический вестник. -2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tyutorskoe-soprovozhdenie-vzroslyh-obuchay-uschihsya-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 15.11.2021).

5. Пикина Л. В., Золотарева А. В. Тью-торское сопровождение профессионального развития педагога // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - URL: https://cyberle-ninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-professionalnogo-razvitiya-pedagoga (дата обращения: 16.11.2021).

6. Ковалева Т. М. Тьюторство в сфере образования (видеопрезентация) // Московский городской педагогический университет. -15.05.2019. - URL: https://www.mgpu.ru/ mag_videos/tyutorstvo-v-sfere-obrazovaniya/ (дата обращения: 15.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.