Научная статья на тему 'ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ'

ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАБОТКА / ВОСПРИЯТИЕ / ОЦЕНКА / ПАМЯТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / ФУНКЦИЯ / МНОЖЕСТВО / ЭЛЕМЕНТ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович

Статья обращена на раскрытие насущных проблем интенсификации и оптимизации потоков обучающей информации. Процессы преобразований поступающей обучающемуся информации рассматриваются через последовательное раскрытие внутреннего содержания процедур-функций определяющих качественное развитие объекта изучения и само продвижение элементов учебных сообщений. В тексте указывается на ведущую роль функции принятия решения в организации маршрута продвижения информации и степени уделения внимания каждому шагу обработки сообщения. Отмечен дискретный характер обработки информации, где огромное значение придаётся присутствию пауз между последующими шагами обработки. Описывается генезис основных актов функционирования памяти. Раскрывается механизм перераспределения интеллектуальной собственности интернирования выраженной познаваемой новизны каждого учебного сообщения и в целом логически обрамлённого блока информации. Указана активная позиция обучающегося в оптимизации процессов создания собственной приоритетной модели и организации конкретной конфигурации канала восприятия учебной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSES OF TRANSFORMATION OF LEARNING INFORMATION

The article deals with the disclosure of pressing problems of intensification and optimization of learning information flows. Processes of transformation of the information arriving to the student are considered through the consecutive disclosure of the internal content of procedures and functions defining qualitative development of the object of study and self-propagation of elements of educational messages. The text points out the leading role of decision-making functions in organizing the route of information promotion and the degree of attention paid to each step of message processing. The discrete nature of information processing is noted, where great importance is attached to the presence of pauses between subsequent processing steps. The genesis of the main acts of memory functioning is described. The mechanism of intellectual property redistribution of internment of expressed cognitive novelty of each training message and logically framed block of information as a whole is disclosed. The learner's active role in optimizing the processes of creating his own priority model and organizing a specific configuration of the learning information perception channel is indicated.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Литература:

1. Бершадская, Е.А. Когнитивные технологии в образовании / Е.А. Бершадская, М.Е. Бершадский // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2016. - №3 (03). - С. 5-11

2. Билый, А.М. Определение индивидуальных особенностей восприятия информации для повышения эффективности учебного процесса / А.М. Билый, И.А. Буровик // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2011. - № 1 (38). - С. 311-312

3. Васильева, А.А. Диагностирование ведущего канала восприятия информации у студентов аграрного вуза в процессе обучения немецкому языку / А.А. Васильева, И.Н. Потапова // Мир науки. - 2018. - №5, https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

4. Дронова, Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования / Е.Н. Дронова // Преподаватель XXI век. - 2018. - № 3. - С. 26-34

5. Иванилова, И.В. Механизмы использования технологий дополненной реальности в образовании / И.В. Иванилова, Е.В. Юркевич, Л.Н. Крюкова // Современное педагогическое образование. - 2020. - №1. - С. 84-89

6. Коробейников, Г.В. Умственная работоспособность у студентов высшего учебного заведения / Г.В. Коробейников, Г.С. Петров, В.М. Улизько // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2010. - №4. -С. 68-72

7. Морнов, К.А. Использование феномена синестезии при освоении мнемотехнических приемов обучающимися / К.А. Морнов, Е.В. Мирошниченко, Н.И. Шмонина // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2021. -№ 5(29). - С. 222-230

8. Ощепкова, О.В. Психофизиологические закономерности восприятия студентами визуальной информации как обоснование принципа наглядности обучения в вузе / О.В. Ощепкова // Вестник Самарского юридического института. -2018. - №2. - С. 124-128

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. Статья обращена на раскрытие насущных проблем интенсификации и оптимизации потоков обучающей информации. Процессы преобразований поступающей обучающемуся информации рассматриваются через последовательное раскрытие внутреннего содержания процедур-функций определяющих качественное развитие объекта изучения и само продвижение элементов учебных сообщений. В тексте указывается на ведущую роль функции принятия решения в организации маршрута продвижения информации и степени уделения внимания каждому шагу обработки сообщения. Отмечен дискретный характер обработки информации, где огромное значение придаётся присутствию пауз между последующими шагами обработки. Описывается генезис основных актов функционирования памяти. Раскрывается механизм перераспределения интеллектуальной собственности интернирования выраженной познаваемой новизны каждого учебного сообщения и в целом логически обрамлённого блока информации. Указана активная позиция обучающегося в оптимизации процессов создания собственной приоритетной модели и организации конкретной конфигурации канала восприятия учебной информации.

Ключевые слова: информация, обработка, восприятие, оценка, память, управление, контроль, функция, множество, элемент, характеристики, стандарт.

Annotation. The article deals with the disclosure of pressing problems of intensification and optimization of learning information flows. Processes of transformation of the information arriving to the student are considered through the consecutive disclosure of the internal content of procedures and functions defining qualitative development of the object of study and self-propagation of elements of educational messages. The text points out the leading role of decision-making functions in organizing the route of information promotion and the degree of attention paid to each step of message processing. The discrete nature of information processing is noted, where great importance is attached to the presence of pauses between subsequent processing steps. The genesis of the main acts of memory functioning is described. The mechanism of intellectual property redistribution of internment of expressed cognitive novelty of each training message and logically framed block of information as a whole is disclosed. The learner's active role in optimizing the processes of creating his own priority model and organizing a specific configuration of the learning information perception channel is indicated.

Key words: information, processing, perception, evaluation, memory, management, control, function, set, element, characteristics, standard.

Введение. Знания, перемещаемые в процессах обучения, нуждаются в постоянном сопровождении и управлении. Качественные изменения целевых и ценностных установок, наблюдаемые в современном образовательном процессе выводят на первый план оценку способностей обучающихся в создании и индивидуальных маршрутов и механизмов структуризации и систематизации воспринимаемой учебной информации в пределах конкретной предметной области. Практика отмечает происходящие качественные изменения позиций субъектов, участвующих в образовательном процессе, что вызывает необходимость корректировки некоторых положений принятой на данный момент образовательной системы.

Изложение основного материала статьи. Теория статистических решений, описывая процессы отражаемые вектором деятельности в форме функции отношений «мотив-цель», достаточно точно представляет к анализу ситуацию принятия решений, в том числе и в наблюдаемых процессах обучения, на практически полностью контролируемых уровнях: сенсомоторном (выделяются дизъюнктивные воздействия) и сенсорно-перцептивном (анализируются факты обнаружения значащего сигнала на уровне белого шума). Эти обстоятельства, по сути, исчерпывающе раскрывают явные алгоритмы процессов восприятия-осмысления учебной («обучающей») информации на нетривиальных речемыслительных ступенях.

Принятие решений интенсивно трансформирует доминирующую в конкретный период систему процессов - интеграция информации (афферентный синтез) в систему следующего уровня: в программу намечаемого действия. Т.е. создающаяся ситуация предподготовки к последующему принятию решения выражает некоторый прогноз, вырабатываемый обучающимся по отношению к реакции и воздействиям системы посредством разрешения соотношения: «идеальный

прообраз практического действия (разрабатываемая схема решения)» - «фактически получаемые реальные результаты» (оценка последствий и планируемые последействия). Непрерывное обучение выступает основанием осознанного принятия поэтапного решения - это по существу перманентное состояние обучающегося. Ситуация подчиненной тренировки -напряжённо навязываемое и потому далеко не всегда комфортное. Принятие корректирующего решения в условиях обучения методически адекватно обучающему контролю (!).

В процедурах принятии решения практически реализуются компланарные векторы когнитивной и регулятивной функций психики [7]. Одновременно и неразрывно пошаговые результаты этого синтеза применяются в режиме реального времени в прогностической функции процесса практического обучения. Характер выполняемого синтеза выделенных факторов, процедур, функций подчеркивает широкую вариативность дискретно-интегративных проявлений деятельностного аспекта текущего процесса обучения. Он рассматривается как неразрывная цепь принятия управленческих решений как активных, так и пассивных.

Основным содержание активно протекающего процесса принятия каждого решения являются процедуры формирования гипотез, их конкурентная оценка и последующее либо принятие, либо отклонение [6].

В свою очередь выявляемые соотношения процессов формирования гипотез и их последующий контроль позволяют выделить отдельные типы принятия решений:

- импульсивные - фактически принимаются при минимальном уровне контроля состояния физиологических систем;

- решения с риском - характеризуются присутствием частичного осознанного отбора вариантов решений;

- уравновешенные - отличаются наличием процедур поиска относительного баланса параметров гипотезы и требований контроля;

- осторожные - отмечается значительным давлением контроля над отдельными положениями гипотезы;

- инертные - в них присутствует ситуация полного подавления гипотезы со стороны контроля, здесь выполняется принудительное следование выдвинутым предписаниям.

В реальных ситуациях обучения роль и управляющие проявления функции контроля исполняет специальный элемент педагогической системы, обычно это - воспитатель, наставник, преподаватель, инструкция, предписание, стандарт [3].

Воспринимая учебный материал, обучающийся непрерывно выделяет для себя в качестве важнейшего какой-то один канал (зрение, слух, тактильные ощущения). Они подвергаются перебору, перепроверке, наиболее нагружается, в конечном счёте, тот, посредством которого в конкретный период времени (по его же скрытой встречной, применительно к потоку поступающей информации, оценке) поступают самые интересные и ценные сообщения. Проблема для обучающегося как субъекта обучения в этом случае состоит в нахождении рационального распределения и приемлемой адресной активизации внимания. На практике выделение органов чувств (каналов поступления информации) производится либо управляемо-произвольно с проявлением волевого импульса либо случайно. Но в любом случае данный процесс строго подчиняется альфа-ритму работы головного мозга человека и при любых обстоятельствах на этот процесс накладываются факты присутствия закономерностей пульсации интенсивности его работы. Наиболее явно выражены отмечаемые на практике последовательности нарастания интенсивности деятельности во «вложенных» периодах: активность в течение одной минуты + пауза; - напряжённая работа 10 мин + пауза; относительно длительная деятельность 15-20 мин. + пауза. Причём продолжительность паузы нарастает от первоначальной величины 5-7 сек до 1.5-2 мин соответственно. На процессы текущего восприятия и последующего уверенного запоминания оказывают влияние факторы:

- периодическое применение процедур повторного обращения к информации с использованием свойства повышения качества запоминания посредством построения цепочек реверсивных фраз;

- включение эффективных механизмов кодировки и свёртки учебных сообщений - здесь просматривается характерное влияние на результаты затраченных усилий и на улучшение усвоения учебного сообщения совершенства организации действия второй фазы осознания (осмысления) и запоминания поступившего сообщения;

- использование активизирующего влияния паузы - непременного элемента в технологии «переработки» всего потока учебной информации; её роль крайне важна как мощного фильтра-отстойника; во время её обязательного «исполнения» осуществляется самая первая, конкурентно-ультимативная внутренняя оценка предъявленной новизны и потенциальной значимости воспринятого сообщения.

Первоначально, на границе фовеального фильтра, пауза длится всего несколько мгновений, и в тоже время реакция сознания обучающегося ярко контрастна и практически никогда не проявляет отложенного последействия. В дальнейшем характер и внутреннее осмысленное содержание паузы обретает направление обязательного осознания и перемежающейся оценки всех приобретённых знаний.

Конечное перемещение учебного материала в долговременную память и отображение его в виде закодированных элементов, позволяющих с минимальными затратами и искажениями безошибочно извлечь его фрагменты либо полностью логически обрамлённый блок и воспользоваться им составляют основную цель достаточно интенсивного теоретического обучения на стадии первичного ознакомления и накопления исходных данных о подтверждённо научном содержании изучаемого материала. Наряду с этим необходимо постоянно иметь в виду те элементы и требования процессов познания, которые соединяют в качественное единство приобретаемые знания. На практике присутствует непрерывный процесс обобщения, совершающийся по трём плоскостям: признание главенствующей роли педагогических принципов, соблюдение требований учебной программы, выполнение требований предписываемых выбранным способом учебных действий.

Генезис каждого акта памяти можно описать следующим образом:

1) Запоминание - классифицируется по затраченным усилиям на:

- запечатление (единичное предъявление);

- непроизвольное запоминание (неоднократный показ);

- преднамеренное запоминание (штудирование).

2) Сохранение - «силовое» удержание, последующая ревизия и циклическое обновление; сохранение предъявляется в форме функции, противоположной функции забывания;

3) Воспроизведение, отдельные виды активной демонстрации которого также, в контексте необходимых произведённых энергозатрат на реализацию достигнутой цели, выступает в форме получения ответа на запрос (выполняемый в процесс мыслительной деятельности) необходимой дополнительной информации хранимой в долгосрочной памяти, можно представить как:

- распознавание (выполняется с опорой на восприятие);

- воспроизведение без видимых затруднений: исполняется либо в виде инсайта, либо волевого вспоминания, производимое в границах 10-15 мин. после факта восприятия поступившего сообщения;

- припоминание - произвольное избирательное репродуктивное действие по воспроизведению ране усвоенного материала; опирается на специально развиваемые умения.

В соответствии с рассматриваемой схемой отмечают два этапа «реконструкции» информации, доставляемой в мозг:

I - формирование разреженных матриц специфических следов поступающих и преобразуемых элементов информации;

II - создание особого рода механизма некоторой правки, оперативного извлечения и корректного воспроизведения информации.

Вместе с тем, можно отметить показательно вариативный характер деятельности памяти, обнаруживаемый в процессе трансформации сознанием получаемых элементов и целостных блоков сообщений [4]:

- непроизвольная память - не запрашивающая дополнительных внешних усилий;

- произвольная - постоянно функционирует в насыщенном энергополе непрекращающегося познания, позволяя и обеспечивая размещение знаний в чётко определённые структурой тезауруса адресные «ячейки» [9].

На практике весьма небезынтересно на отдельных выборочных этапах выполнять анализ процессов и оценивать промежуточные итоги взаимодействия элементов отдельных группировок внешних психических функций применительно к времени «владения» воспринятой информацией. В качестве наиболее значимых следует учитывать:

- утилитарно ориентированное содержание и практическое значение учебной информации;

- частота производимой выборки дополнительного необходимого и достаточного, но строго ограниченного объёма учебного материала из базы знаний (познавательного континуума социума) для безусловного обеспечения процесса аудиторного (либо практического) обучения;

- характеристики, чётко задающие ограничительные правила формирования в интересах указанного учебного процесса необходимых разделов базы знаний обучающегося.

Различные по своей природе составляющие функций трансляции учебной информации (когнитивной, символической, художественной, взаимоотношений), позволяют разносторонне исследовать системо-обеспечивающие информационные аспекты дискретно-аналогового по характеристическим признакам процесса формирования разнородных баз знаний обучающегося. В учебном процессе анализируются эволюции характеристик и параметров преобразования алгоритмов переходных этапов значительных качественных преобразований накапливаемых количественных (накопительных) изменений в различных областях знаний, воспринимаемых обучающимся, отражающихся в последующих качественных (смыслообразующих) построениях, формирующих в конечном итоге профессиональные умения и навыки.

Процесс личностного по характеру перераспределения интеллектуальной собственности интернирования выраженной познаваемой новизны всего потока учебных сообщений раскрывается в ряде функций:

А - познавательная (когнитивная) - позволяет проанализировать ход решений следующих полно программных задач:

- описательной - производит общее раскрытие, инвариантную развёртку, пробное декодирование новизны в соответствии с первоначальным уровнем обученности обучающегося; выполняется на максимально высоком для обучающегося уровне;

- объяснительной - осуществляет адресное уточнение всех задействованных определений, терминов до состояния полного разъяснения и достижения гарантированной понятийной совместимости с личностным тезаурусом обучающегося;

- реконструкции и прогноза - необходимо глубоко раскрывает и обосновывает связь учебных элементов в настоящем посредством диалектического развития схемы «прошлое ^ будущее» (существование и проявление объекта в прошлом и в будущем);

Б - творческая (креативная), осуществляется как действия:

- моделирование предмета - имитационная разработка личностно значимых оригинальных, самостоятельно сообразных проявляемому внутреннему менталитету набора разновидностей эмоционально поддержанных представлений о некоторых обобщённых группах сообщаемых знаниях, о современных способах их трансформации в образы, о применяемых приёмах наилучшего запоминания и т.д.;

- нахождение максимально эффективных алгоритмов создания вариантов изменения прикладного использования предмета, обращённого к оптимальной технологии его первичного изготовления, последующего модернизирующего преобразования, обеспечивающего применение конструируемого изделия (использование разработанного правила выхода и критической ситуации) в различных производительных и поисково-научных областях;

- построение новационных схем вариативного применения учебного материала в решении проблем научной организации производства, труда, систем управления;

- создание принципиально нового образа изучаемого (учебного) материала, на основе изысканий допустимых (часто логически не поддерживаемых) сочетаний с ранее изученными частными определениями, вновь сформированными терминами, обновлёнными тематическими описаниями и др.;

В - знаковая, функционально проявляется как:

- множественная репрезентация или оперативное замещение предмета мысли адекватным именем понятия языковой и метаязыковой деятельности; происходит значительное углубление понимания истинной сути учебных знаний, приобретается и подтверждается расширенная область их трактования и возрастания числа уточняющих эти знания терминов, связей, ассоциаций, понятий и т.п.;

- формообразование, - установление логически доказуемого соответствия между отдельной мыслью (выраженным суждением) и материально отражающей её формой (предмет, программа, слово);

Г - коммуникативная (взаимодействия), детализирует уникальные параметры и устанавливает отдельные аргументы вектор-функции, стимулируя перемещения учебной информации; определяет ограниченные зоны функционирования специальных опций:

- указание адресата - распределение порядка очерёдности доступа и пользования определённой информацией выделенных лиц (например, студенты различных факультетов и курсов);

- цели общения - ими определяются функции:

• преподавателя, как наиважнейшего источника большинства вербальных сообщений;

• обучающегося - субъекта обучения, получающего и осваивающего учебные сообщения;

• внутренние процедуры-функции конструирования тезауруса обучающихся;

• дидактического материала - средств сопровождающих и обеспечивающих ход учебного процесса;

• применяемой в процессах обучения печатной продукции (книг, буклетов, эскизов, схем и т.п.) - сопровождающей и дополняющей процесс обучения;

- ожидаемый отклик - прогнозирование меры совершенства данного варианта успешности процесса обучения учебной группы в целом и предполагаемой реакции каждого обучающегося (устанавливаются рубежные качественные, и количественные оценки) [8].

Механизм генерирования сомнений познания и их преодоления, как неотъемлемая часть системы модульного обучения, с одной стороны активно формируется преподавателем, а с другой - его построение строго подчиняется алгоритму методик процесса изучения модуля. Этим достигается существенная интенсификация процессов усвоения учебного материала, изначально построенная на специфической конкурентной борьбе индивидуального и стандартного

(рекомендуемого педагогической системой) тезаурусов. Приобретаемый при этом третьей стороной - обучающимися, учебный опыт, демонстрирует характер несколько подчёркнуто обособленных законченных решений отдельных дискретных задач, решений конкретных проблем, выполнения вычлененных операций и т.д. Опыт всегда одновременно и оригинален в индивидуальной трактовке преподавателя, и образцово стандартен в своём обязательном соответствии с алгоритмами решений общих задач обучения. Но лишь при наличии и практическом применении единых целей обучения и обобщённых механизмов их достижения, все промежуточные результаты технологически неразрывно объединяются в единый комплекс профессиональных умений и навыков [5].

Временной такт работы обучающегося и преподавателя, применяющего систему модульного обучения «скважен» (т.е. кратен частоте обращения к создаваемой модульной системе того и другого) и, с точки зрения перспективы достижения высокой эффективности, с момента приобретения обучающимся возможности и способности применять учебную информацию модуля в практических целях (включая теоретические разработки), должен быть безоговорочно подчинён этому ритму. В действительности нормальное обучение непрерывно порождает сомнения, и лишь затем наступает озарение, причём процессы преодоления сомнений неизбежно несут и всё возрастающие по познавательному уровню качественно новые знания и вновь возникающие сомнения в их истинности, при этом на новом уровне рождаются квалитативно иные сочетания уже известных истин и новых сомнений и т.д. В свою очередь эти сомнения наиболее плодотворно разрешаются в сочетании активного самостоятельного поиска обучающегося и помощи преподавателя-тьютора.

Выводы. Обращение повышенного внимания в курсах изучения методик преподавания специальных дисциплин на структурную организацию процессов обработки воспринимаемой обучающимися учебной информации позволяет более полно раскрыть задачи формирования у обучающихся профессиональных умений преобразовывать учебную информацию. Выполняемое в режиме учебных занятий ознакомление и последующее закрепление приобретаемых умений до уровня навыков позволяет выстроить процесс обучения будущих выпускников педагогического вуза методикам создания совершенных структурных моделей частных разделов технологий применения в практических условиях систем модульного обучения. Расширенное изучение отдельных показателей технологичности процесса обучения позволяет обучающемуся (будущему преподавателю) раздельно-адресно выделять и использовать в практической деятельности чёткие характеристики каждого элемента обучающей системы.

Литература:

1. Алексеева, Е.А. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: преобразование и интерпретация информации / Е.А. Алексеева // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - № 11 (7). - С. 10-14

2. Боженкова, Л.И. Преобразование учебной информации необходимое условие формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И Боженкова, С.В. Мотеюнене // Преподаватель XXI век. -2013.- № 4.- С. 135-143

3. Гилев, А.А. Особенности обработки информации в решении учебных физических задач / А.А. Гилев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 5. - С. 142-145

4. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. / Р.М. Грановская. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета. - 1988. - 560 с.

5. Корчемкина, Ю.В. Выпускная квалификационная работа как средство развития информационно-аналитических умений бакалавров / Ю.В. Корчемкина, С.А. Рогозин // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. - № 6. - С. 126-133

6. Ломов, Б.Ф. Математика и психология в изучении процессов принятия решений / Б.Ф. Ломов // Нормативные и дескриптивные модели процессов принятия решений. Сб. научн. трудов АНСССР, ин-т психологии. - Изд-во Наука. -1981. - 350 с.

7. Медведева, Л.В. Психологические аспекты трансформации учебной информации в личное знание будущего специалиста / Л.В. Медведева // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2019. - № 4. - С. 164-172

8. Соловкина, И.В. Информационная культура студента вуза как средство успешной профессиональной деятельности в будущем / И.В. Соловкина, А.А. Темербекова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3(88). - С. 110-111

9. Тулохонова, И.С. Моделирование системы обучения на основе тезаурусного подхода / И.С. Тулохонова // Науковедение. - 2017. - Том 9. - №4. - http://naukovedenie.ru/PDF/86TVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ПОСТРОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И БЛОКОВ УЧЕБНЫХ СООБЩЕНИЙ

Аннотация. Статья обращает внимание на структурную организацию средств общения участников образовательного процесса. Основным средством, обеспечивающим жизненный цикл процесса обучения, является выраженный в различных вариантах и на различных носителях учебный текст. В статье указывается на необходимость строгой гармонизации используемых при создании текста языковых средств выражения его содержания, уровня предподготовки обучающегося и профессиональных умений и навыков преподавателей. Указывается на продуктивность применения методов математического анализа при исследовании различных аспектов организации структур текстов. Отмечено присутствие прямого и альтернативного направлений протекания процессов ознакомления и восприятия текста обучающимися. Подчёркивается обязательность взаимоувязывания параметров и содержания учебных курсов присутствующих в данный период в образовательном процессе. Приведён простейший пример оперирования с элементами предложения, блоком текста с использованием процедур перестановок. Отмечены основные закономерности построений произвольных элементов и в целом учебных сообщений.

Ключевые слова: учебные тексты, информация, знак, структура, множество, общение, структура, пороговые функции. Annotation. The article draws attention to the structural organization of communication means of educational process participants. The main means providing the lifecycle of the learning process is an educational text expressed in different variants and in different media. The article points out the necessity of strict harmonization of the linguistic means of expressing the content of the text, the level of pre-training of students, and professional skills of teachers. The article points out the productivity of using methods

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.