Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ / ОБРАЗ / МНОЖЕСТВО / СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / АГРЕГАТЫ / ПАМЯТЬ / ФУНКЦИЯ / ФАЗА / СТАДИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович

В статье обращено внимание на специфические особенности системной организации процессов передачи учебной информации в условиях осуществления модульного обучения. Отмечены особенности реализации основных функций учебного процесса. Указывается на значительную роль и организующий посыл речевой деятельности. Отмечается важное место в учебном процессе творческой деятельности обучающегося. Учебная информация, составляющая корневую основу процесса обучения, рассмотрена как качественно объединённое многозначное множество элементов, обладающих неоспоримой новизной перед формируемым тезаурусом обучающегося. В табличной форме в авторской редакции представлены множественные изменения качественного состояния учебной информации , претерпевающей обработку средствами (функциями) восприятия и конечного усваивания обучающимся. Выделены сами процессы обработки учебной информации, где основное внимание отведено характеристикам различных аспектов практико-ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PERCEPTION OF EDUCATIONAL INFORMATION IN A MODULAR LEARNING ENVIRONMENT

The article pays attention to the specific features of the system organization of the processes of transmission of educational information in the conditions of the implementation of modular learning. The peculiarities of the realization of the main functions of the learning process are noted. Significant role and organizing message of speech activity is pointed out. The important place in the learning process of the creative activity of the student is noted. Teaching information, constituting the root basis of the learning process, is considered as a qualitatively united multivalued set of elements possessing undeniable novelty before the thesaurus of a student being formed. Multiple changes in the qualitative state of learning information undergoing processing by means (functions) of perception and final assimilation by a learner are presented in tabular form in the author's edition. Processes of learning information processing are singled out where main attention is given to characteristic features of different aspects of practice-oriented learning.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

выполняющих общий проект, разработку, создающих практический объект (механизм, действующую модель, музыкальный инструмент).

Выводы. Практика свидетельствует, что становление будущего педагога может достаточно полноценно протекать лишь при условии, когда при усвоении знаний, овладении способами и средствами деятельности одновременно имеет место эволюция личностных отношений и смыслов, формируются способности принять позицию компетентного и нравственного субъекта осознанной деятельности, раскрывается личностный потенциал обучающегося и происходит его самореализация.

Литература:

1. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. - 3-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 336 с.

2. Карпова, И.Е. Характеристика интерактивных методов обучения / И.Е. Карпова // Вестник Курганского государственного университета. - 2012. - № 2 (24). - С. 89-94

3. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике / Методические рекомендации - в 2-х частях / Ч. 1. - СПб.: НП «Стратегия будущего», 2006. - 198 с.

4. Корнеева, Л. Интерактивные методы обучения / Л. Корнеева // Уральский государственный технический университет. - 2004. - № 12. - С.105-108

5. Шакиров, И.Ш. Интерактивный метод обучения / И.Ш. Шакиров, Б.А. Калаков // Вестник науки. - 2019. - № 10. - Т.2. - С. 28-34

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье обращено внимание на специфические особенности системной организации процессов передачи учебной информации в условиях осуществления модульного обучения. Отмечены особенности реализации основных функций учебного процесса. Указывается на значительную роль и организующий посыл речевой деятельности. Отмечается важное место в учебном процессе творческой деятельности обучающегося. Учебная информация, составляющая корневую основу процесса обучения, рассмотрена как качественно объединённое многозначное множество элементов, обладающих неоспоримой новизной перед формируемым тезаурусом обучающегося. В табличной форме в авторской редакции представлены множественные изменения качественного состояния учебной информации, претерпевающей обработку средствами (функциями) восприятия и конечного усваивания обучающимся. Выделены сами процессы обработки учебной информации, где основное внимание отведено характеристикам различных аспектов практико-ориентированного обучения.

Ключевые слова: информация, элементы, образ, множество, сигнальные системы, агрегаты, память, функция, фаза, стадия.

Annotation. The article pays attention to the specific features of the system organization of the processes of transmission of educational information in the conditions of the implementation of modular learning. The peculiarities of the realization of the main functions of the learning process are noted. Significant role and organizing message of speech activity is pointed out. The important place in the learning process of the creative activity of the student is noted. Teaching information, constituting the root basis of the learning process, is considered as a qualitatively united multivalued set of elements possessing undeniable novelty before the thesaurus of a student being formed. Multiple changes in the qualitative state of learning information undergoing processing by means (functions) of perception and final assimilation by a learner are presented in tabular form in the author's edition. Processes of learning information processing are singled out where main attention is given to characteristic features of different aspects of practice-oriented learning.

Key words: information, elements, image, set, signaling systems, aggregates, memory, function, phase, stage.

Введение. Многофункциональность самого образовательного пространства одновременно создаёт условия и выставляет требования следования методикам модульного обучения. Передача права собственности на информационные ресурсы, осуществляемая в профессиональном образовании посредством организованного при участии государства и практическом полном его контроле образовательного процесса, происходит в соответствии с принимаемым педагогическим сообществом образовательным стандартом. Многообразность способов выполнения заказа социума на подготовку высоко образованного и социально толерантного выпускника-профессионала решается образовательными учреждениями, в том числе с учётом объективных условий существования личности и состояния информационной базы образовательного континуума.

Изложение основного материала статьи. Модульная система обучения в своём первоначальном замысле-концепции уже изначально функционально предназначалась для решения задач оперирующих с принципиально избыточным наполнением учебной информацией содержания образования предоставляемого обучающимся. Такая система априори наделяется ярко выраженными бифункциональными свойствами. Обладая достаточно большим избыточным образовательным потенциалом, она приобрела способность, строго адекватно реагируя на довольно ограниченные воздействия, продолжать поэтапное исполнение маршрута обучения. Система позволяет, выполняя условия преодоления экстремальных точек разветвления маршрута обучения в нескольких вариантах, образовывать различные трассированные пути. При этом обеспечивается, как непреложное условие, эквифинальное завершение всего процесса. Одновременно выполняются требования методики обучения о сохранении безопасной (с точки зрения техники образовательного процесса) стабильности для большинства параметров и факторов обучения [1].

Педагогические технологии, активно использующие приёмы и методики модульного обучения, целенаправленно интенсифицируют процесс антипации (возникающего предвидения на императивах ранее воспринятой информации), подготавливают условия проявления и полной реализации механизмов вероятностного прогнозирования. Здесь же ярко пробуждаются своеобразные проявления психики человека [8]. В совокупности эти обстоятельства стимулируют у обучающихся утверждение фундаментальных способностей к проявлению и последующему применению опережающей оценки ситуации [2].

В продолжении обучения приобретённые качества позволят обучающемуся успешно конструировать отдельные мажоритарные участки (составляющих верхний положительный предел оценки факторов учебного процесса) системных

объектов, которыми являются отдельные разделы, этапы обучения и в конечном итоге учебный процесс в целом. Отмеченные особенности протекания процесса адресной передачи учебной информации позволяют оптимизировать ход выполнения учебных задач при изучении модуля, что, в частности, обеспечивается активизацией когнитивной, регулятивной, коммуникативной функций обучения.

Когнитивная функция устанавливает условия и правила исполнения словесно оформленного процесса предвидения и в достаточно широком трактовании является определяющим внутренним условием сознательного запоминания базисного смысло определяющего образа. Его прообраз (выделенную предшествующую стохастически определяемую структуру) по возникающему в процессе познания запросу сознания незамедлительно предоставляет активизированная промежуточная память. В дальнейшем усилиями сознания создаваемый прообраз значительно корректируется и, подвергаясь приёмам осмысливания, приближается к реальной (искомой) действительности.

Регулятивная функция, выполняя предназначение организационного начала, генерирует и «выравнивает» формулировки целей, детализирует маршрут их достижения, уточняет критерии принятия отдельных решений, назначает и производит логическую апробацию параметров оценочно-контролирующих функций, выставляет некоторые граничные условия недопущения первичных ошибок и предоставляет отдельные процедуры-функции вырабатывающие соответствующие решения по преодолению их последствий.

Центральная роль в процессах реализации коммуникативной функции отводится речевой деятельности, которая способствует созданию чётких речевых моделей, раскрывающих смысл и обучающее содержание выдвинутых задач.

Источник перманентного познавательного движения заложен в процессе форсированного преодоления трудностей в достижении решений задач каждого учебного модуля. Творческая деятельность обучающегося, её начало и направленность задаётся образовательным процессом и определяется кортежем целей дальнейшего познания возникающих при прохождении каждого логически очерченного этапа обучения сформированного маршрута обучения. Обнаруживая в этом (неукоснительно требуя проявления данного факта со стороны обучающегося) своё целеориентированное обучающе-деятельностное содержание, модуль фактически крайне настойчиво тренирует начальные умения творческой деятельности, порождаемые различными типами активности: - умственной, - мнемонической, - перцептивной, - имажинативной [6].

Общий поток новационной учебной информации, вырабатываемой при изучении модуля, в наиболее общем случае, можно представить как сообщённое для восприятия и усвоения обучающимся в конечный отрезок времени качественно объединённое многозначное множество элементов принадлежащих различным разделам учебного предмета. В практике такие «специализированные» множества представлены на двух уровнях:

1. достаточное - наделяемое максимальной (но в данной ситуации ограничиваемое образовательным стандартом) информативной нагруженностью, безусловно обеспечивающее достижение уровня достаточности приобретаемых знаний ( а на их базе - умений, навыков), оцениваемых на «отлично»;

2. контрольно-необходимое, определяемое стандартом минимальное, критически наименьшее по объёму, гарантирующее всего лишь низшую квалификационную профессиональную компетентность.

Первое множество аттестационных элементов по определению должно полностью покрывать второе, в действительности это происходит не всегда и в решающей степени зависит от продемонстрированного начального уровня обученности и интеллекта обучающегося. Выделенные элементы первого «достаточного» подмножества J Щ в исчерпывающем объеме доводятся до индивида в учебном процессе. Они составляют основу учебных сообщений, наполняющих тематическое содержание соответствующих занятий (например, при блоковом методе обучения это полностью согласуется с методически подчинённым формированием блока модулей, образующих последовательность учебных занятий, в свою очередь состоящих из строгого ряда кортежей учебных сообщений). Подлежащие дополнительному вычленению и обязательному контролю элементы X []] второго (вторичного) подмножества, выступают в общем случае как часть (ограниченная область) множества J

Несколько схематично процессы восприятия и последующей за ним пошаговой обработки поступающей индивиду учебной информации можно представить в виде таблицы 1. Анализ процессов восприятия и последующего интернирования обучающимся учебных сообщений, включая закономерное осознание, на практике является наглядным подтверждением единства двух сигнальных систем человека. Это можно обозначить следующим образом: слух + образ => слух + зрение [4]. Этот излишне упрощённо трактуемый факт крайне важен для грамотного претворения на практике процессов обучения в многопрофильных профессиональных учебных заведениях. Достаточно глубокий анализ этого факта позволяет качественно развить методические подходы к моделированию весьма специфических и напряжённых процессов приобретения и развития профессиональных умений и навыков.

Таблица 1

Изменения качественного состояния учебной информации

Процедуры-функции Активизированные агрегаты и качественный состав их деятельности Инициализированные разделы памяти Акценты деятельности, характеризующие её качественную завершённость

Начальное осознание воспринятого Периферический и фовеальный фильтры. Отказ от излишней информации. Мгновенная память Развитость и устойчивость внешних рецепторов. Установление индивидуальной значимости поступающих сообщений.

Ощущения Перепроверка и оперативное критическое сопоставление с ранее известными единичными образами. Кратковременная Тематические запросы из долговременной памяти Акциональная активизация органов чувств, задействованных в создании образа. Приём, разуплотнение предобразов до отдельных понятий, фреймов, термов.

Репрезентация Закрепление варианта образа и начальный рефлективный анализ отклонений от базисного аналога. Кратковременная Промежуточная «Широта» поисков. Концентрация внимания на новизне деталей, отработка сомнений, множественное обращение к базальным образам.

Петля рефлексии Понимание смысла и значения элементов Поступательно-возвратные качественные проявления: 1) как факт - упрочение убеждённости в истинности; 2) как процесс коррекции параметров, характеристик образа. Кратковременная Промежуточная Долговременная Инициализация каналов, обеспечивающих разнонаправленность продвижения информации. Активизация процессов мышления. Многофункциональный анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Формирование личностного отношения к отдельным элементам и всему блоку новационного материала.

Осмысление Агрегатирование комплекса учебных сообщений и критический анализ сформированных и осмысленных образов. Долговременная Промежуточная Построение ассоциативных связей, истолкование обобщенных характеристик блоков информации, анализ причин и следствий фактов, явлений, оценка истинности сообщений.

Запоминание Функции, задающие формат и структуры свёртки. Оптимизация символизации образов блоков знаний. Долговременная Практическое применение приёмов, механизмов, положений законов построения специфических структур запоминания. Заполнение выделенных решеток, применение методик матриц памяти.

Учебное применение Процедуры-функции управляющие процессами конструирования вариантов комплексов содержательных образов и образов действий. Кратковременная Оперативная Долговременная Контроль и коррекция выполняемых действий на основе знаний приобретённых в процессе изучения поступившей учебной информации. Перманентная модификация извлекаемых образов.

Выработка и принятие решения по выполнению практического действия Выборка, оценивание и поэтапное ранжирование вариантов решений. Оценка степени «незнания» и последствий возможных рисков действий. Мгновенная Кратковременная Оперативная Долговременная Ориентирование на конечный результат, конструирование целеориентированного алгоритма действия. Построение систем педагогического аудита и индивидуального контроля обучающихся.

В «технологии» обработки учебной информации выделяют процессы:

Понимание - диагностирование установленной связи между новыми и ранее изученными материалами на базе обобщаемых характеристик, выявление степени взаимовлияния причин и источников происхождения и деятельностного проявления новационных процедур, фактов, явлений, закономерностей, действий.

Обобщение - вычленение и систематизация наиболее существенных признаков объединяющих некоторые аспекты характеристик предметов и явлений; предъявление более высокой по сравнению с шагом первичного осмысления ступени абстрагирования от категорично конкретного; момент перехода от постижения частностей смысла к определению внутреннего значения «понятия» [7].

Закрепление - утверждение неотягощённой внешними влияниями личностной ценности воспринятых и проходящими процедуру признания знаний, развитие целостности их качественных характеристик до отторжения в базу знаний индивида; многоуровневая, осуществляемая как минимум на трёх иерархических уровнях (воспроизводящее, тренировочное и творческое) рефлексивная, многотактная перепроверка.

Учебное применение - практическая реализация умений выполняемая с целью преобразования некоторой их суммы в начальные навыки, но производимая на «заменных» объектах, разрушение или перевод в брак которых не представляет невосполнимого ущерба. В классно-урочной системе при проведении аудиторных занятий, этот период обучения означает тренировку по решению комплекса учебных проблем, блоков задач, выполнение ряда упражнений.

Понятие - формирование индивидуального продукта учебного труда (дефиниции, термины, определения и т.д.). Понятия вообще и всегда абстрактны. Целенаправленное оперирование воспринятыми и изученными научными понятиями непременно приводит к установлению определённой связи между ними - т.е. к непосредственному формированию суждений. Рассмотренные категории в достаточной степени полно обеспечивают в текущем времени различные запросы дедуктивно-синтетического и индуктивно-аналитического взаимно алгоритмичных путей обучения, в совокупности определяющих основы профессионального обучения [5].

Принятие решения - отдельно акцентируемое относительно новационное в дидактике положение, завершает относительно скрытый, латентный период преобразований учебной информации начиная от «восприятия» - и заканчивая выделенным понятиями «запоминания» и «учебного применения» промежутком. Несколько перекрывая в специфической начальной стадии отдельно представляемую фазу окончания деятельностного предъявления «учебного применения» категория «принятие решения» оттеняет наличие в своем акциональном содержании сознательную ответственность индивида за возможные последствия предпринимаемых практических действий. Однако необходимо учесть, что грань раннего начала «рабочего действия» в этот «решающий» момент ещё не перейдена.

Выводы. Изучение отдельных аспектов процессов качественных преобразований учебной информации при её перемещении от источника знаний к её потребителю позволяет выстроить технологические приёмы управления и настройки заполнения тезауруса будущего профессионала [3]. Детальное ознакомление с особенностями процессов восприятия, внутреннего оценивания учебной информации формирует у обучающегося представление о технологических закономерностях построения последовательности операций обработки поступающих сообщений. Раскрытие внутренней сути педагогических ситуаций, в совокупности определяющих все процессы обучения, в ключе создаваемой системы управления позволяет воспользоваться возможностью оптимизации процессов управления уже в начале формирования профессионального тезауруса обучающегося. Изложенный материал направлен на дальнейшее совершенствование профессионализма будущего педагога.

Литература:

1. Бершадская, Е.А. Когнитивные технологии в образовании / Е.А. Бершадская, М.Е. Бершадский // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2016. - №3 (03). - С. 5-11

2. Билый, А.М. Определение индивидуальных особенностей восприятия информации для повышения эффективности учебного процесса / А.М. Билый, И.А. Буровик // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2011. - № 1 (38). - С. 311-312

3. Васильева, А.А. Диагностирование ведущего канала восприятия информации у студентов аграрного вуза в процессе обучения немецкому языку / А.А. Васильева, И.Н. Потапова // Мир науки. - 2018. - №5, https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

4. Дронова, Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования / Е.Н. Дронова // Преподаватель XXI век. - 2018. - № 3. - С. 26-34

5. Иванилова, И.В. Механизмы использования технологий дополненной реальности в образовании / И.В. Иванилова, Е.В. Юркевич, Л.Н. Крюкова // Современное педагогическое образование. - 2020. - №1. - С. 84-89

6. Коробейников, Г.В. Умственная работоспособность у студентов высшего учебного заведения / Г.В. Коробейников, Г.С. Петров, В.М. Улизько // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2010. - №4. -С. 68-72

7. Морнов, К.А. Использование феномена синестезии при освоении мнемотехнических приемов обучающимися / К.А. Морнов, Е.В. Мирошниченко, Н.И. Шмонина // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2021. -№ 5(29). - С. 222-230

8. Ощепкова, О.В. Психофизиологические закономерности восприятия студентами визуальной информации как обоснование принципа наглядности обучения в вузе / О.В. Ощепкова // Вестник Самарского юридического института. -2018. - №2. - С. 124-128

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. Статья обращена на раскрытие насущных проблем интенсификации и оптимизации потоков обучающей информации. Процессы преобразований поступающей обучающемуся информации рассматриваются через последовательное раскрытие внутреннего содержания процедур-функций определяющих качественное развитие объекта изучения и само продвижение элементов учебных сообщений. В тексте указывается на ведущую роль функции принятия решения в организации маршрута продвижения информации и степени уделения внимания каждому шагу обработки сообщения. Отмечен дискретный характер обработки информации, где огромное значение придаётся присутствию пауз между последующими шагами обработки. Описывается генезис основных актов функционирования памяти. Раскрывается механизм перераспределения интеллектуальной собственности интернирования выраженной познаваемой новизны каждого учебного сообщения и в целом логически обрамлённого блока информации. Указана активная позиция обучающегося в оптимизации процессов создания собственной приоритетной модели и организации конкретной конфигурации канала восприятия учебной информации.

Ключевые слова: информация, обработка, восприятие, оценка, память, управление, контроль, функция, множество, элемент, характеристики, стандарт.

Annotation. The article deals with the disclosure of pressing problems of intensification and optimization of learning information flows. Processes of transformation of the information arriving to the student are considered through the consecutive disclosure of the internal content of procedures and functions defining qualitative development of the object of study and self-propagation of elements of educational messages. The text points out the leading role of decision-making functions in organizing the route of information promotion and the degree of attention paid to each step of message processing. The discrete nature of information processing is noted, where great importance is attached to the presence of pauses between subsequent processing steps. The genesis of the main acts of memory functioning is described. The mechanism of intellectual property redistribution of internment of expressed cognitive novelty of each training message and logically framed block of information as a whole is disclosed. The learner's active role in optimizing the processes of creating his own priority model and organizing a specific configuration of the learning information perception channel is indicated.

Key words: information, processing, perception, evaluation, memory, management, control, function, set, element, characteristics, standard.

Введение. Знания, перемещаемые в процессах обучения, нуждаются в постоянном сопровождении и управлении. Качественные изменения целевых и ценностных установок, наблюдаемые в современном образовательном процессе выводят на первый план оценку способностей обучающихся в создании и индивидуальных маршрутов и механизмов структуризации и систематизации воспринимаемой учебной информации в пределах конкретной предметной области. Практика отмечает происходящие качественные изменения позиций субъектов, участвующих в образовательном процессе, что вызывает необходимость корректировки некоторых положений принятой на данный момент образовательной системы.

Изложение основного материала статьи. Теория статистических решений, описывая процессы отражаемые вектором деятельности в форме функции отношений «мотив-цель», достаточно точно представляет к анализу ситуацию принятия решений, в том числе и в наблюдаемых процессах обучения, на практически полностью контролируемых уровнях: сенсомоторном (выделяются дизъюнктивные воздействия) и сенсорно-перцептивном (анализируются факты обнаружения значащего сигнала на уровне белого шума). Эти обстоятельства, по сути, исчерпывающе раскрывают явные алгоритмы процессов восприятия-осмысления учебной («обучающей») информации на нетривиальных речемыслительных ступенях.

Принятие решений интенсивно трансформирует доминирующую в конкретный период систему процессов - интеграция информации (афферентный синтез) в систему следующего уровня: в программу намечаемого действия. Т.е. создающаяся ситуация предподготовки к последующему принятию решения выражает некоторый прогноз, вырабатываемый обучающимся по отношению к реакции и воздействиям системы посредством разрешения соотношения: «идеальный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.