Научная статья на тему 'ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ / ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / ФУНКЦИОНАЛ / ГРАФ / СМЫСЛ / ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович

Статья затрагивает возможности графического отображения процессов восприятия и обработки обучающимися некоторого потока учебной информации. Описываются ситуационные условия продвижения учебных сообщений. Отмечаются особенности функционирования предлагаемой модели взаимодействия системы «преподаватель - обучающийся». Указываются ограничения психических возможностей обоих участников процесса обучения, как приборов, обслуживающих канал передачи информации. Выделены требования организации учебного процесса со стороны классно-урочной системы обучения. Определены требования к дальнейшему совершенствованию профессионального образования. Описываются изменения в составе ролевых обязанностей обучающегося, приобретающего расширенные профессиональные компетенции. В статье приводится вариант модели функционирования канала передачи учебной информации с выделением отдельных этапов обработки информации и описанием процессов её трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL INFORMATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article touches upon the possibilities of graphic representation of the processes of perception and processing of some flow of educational information by students. Situational conditions of educational messages promotion are described. Features of the functioning of the proposed model of interaction "teacher-learner" system are noted. Limitations of mental capabilities of both participants of the learning process as devices, serving a channel of information transfer are specified. Highlighted the requirements of the educational process organization from the classroom-lesson system of learning. The requirements for the further improvement of vocational education are defined. The changes in the composition of the role responsibilities of a trainee acquiring extended professional competences are described. The variant of the model of educational information channel functioning with singling out certain stages of information processing and description of the processes of its transformation is presented in the article.

Текст научной работы на тему «ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Литература:

1. Гумерова, М.М. Проектирование занятий по технологии проблемно-модульного обучения на примере педагогических дисциплин / М.М. Гумерова, А.М. Сафина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 2(3). - С. 597-601

2. Лапп, Е.А. Модульный подход в проектировании учебного плана бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: теоретические основания и проблемы реализации / Е.А. Лапп // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - 2012. - №1.2. - С. 145-150

3. Никитина, Л.А. Образовательная программа становления исследовательской компетентности в методической подготовке педагога / Л.А Никитина // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3 (15). - С. 264-269

4. Образцов, П.И. Междисциплинарный подход как основа разработки моделей процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся / П.И. Образцов, Д.В. Комолов, Р.В. Пимонов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - №4. - С. 168-174

5. Семакова, В.В. Опыт проектирования учебных курсов по электротехническим дисциплинам в технических учебных заведениях среднего звена / В.В. Семакова, А.Р. Камалеева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2014. - №4 (6). - С. 20-27

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Статья затрагивает возможности графического отображения процессов восприятия и обработки обучающимися некоторого потока учебной информации. Описываются ситуационные условия продвижения учебных сообщений. Отмечаются особенности функционирования предлагаемой модели взаимодействия системы «преподаватель -обучающийся». Указываются ограничения психических возможностей обоих участников процесса обучения, как приборов, обслуживающих канал передачи информации. Выделены требования организации учебного процесса со стороны классно-урочной системы обучения. Определены требования к дальнейшему совершенствованию профессионального образования. Описываются изменения в составе ролевых обязанностей обучающегося, приобретающего расширенные профессиональные компетенции. В статье приводится вариант модели функционирования канала передачи учебной информации с выделением отдельных этапов обработки информации и описанием процессов её трансформации.

Ключевые слова: передача информации, внешнее воздействие, управление, система, функционал, граф, смысл, значение.

Annotation. The article touches upon the possibilities of graphic representation of the processes of perception and processing of some flow of educational information by students. Situational conditions of educational messages promotion are described. Features of the functioning of the proposed model of interaction "teacher-learner" system are noted. Limitations of mental capabilities of both participants of the learning process as devices, serving a channel of information transfer are specified. Highlighted the requirements of the educational process organization from the classroom-lesson system of learning. The requirements for the further improvement of vocational education are defined. The changes in the composition of the role responsibilities of a trainee acquiring extended professional competences are described. The variant of the model of educational information channel functioning with singling out certain stages of information processing and description of the processes of its transformation is presented in the article.

Key words: information transmission, external influence, control, system, functional, graph, meaning, value.

Введение. Процесс обучения с заметной долей приближения возможно представить в виде определённой модели системы массового обслуживания, подчинённой выделяемым граничным условиям: а) обеспеченной одним обслуживающим элементом - преподавателем-модератором; б) наделенной подчёркнуто строго специфической дисциплиной очереди, полностью отражающей методику педагогической деятельности; в) априори располагающей необходимой заранее запрограммированной интенсивностью обслуживания. Рабочие параметры такой модели на практике определяются (ограничиваются) темпом функционирования различных разделов памяти обучающегося (мгновенной, кратковременной, промежуточной), а также демонстративно вариативной интенсивностью проявления основных высших психических функций (прежде всего внимания и восприятия с принципиальной «опорой» и чёткому следованию алгоритму действия основополагающих альфа- и бета-ритмам деятельности нервной системы человека).

Модель позволяет с достаточной степенью надёжности определить, а затем логически содержательно задать и подробно описать самые важные характеристические функции исследуемой диады «преподаватель - обучаемый». Применяемые в качестве исполнительных элементов такой мини-системы математический аппарат, педагогические методики, ресурсы социальной информатики, к основным из которых отнесены соответствующее методическое и натурное обеспечение различного плана социологических, педагогических, психологических экспериментов, предоставляют возможность надёжно отслеживать и достаточно эффективно управлять процессами передачи, применять различные алгоритмы систематизации, обращаться к методам активного осмысления и контроля степени усвоения знаний в данной значительно упрощённой системе.

К показательным особенностям практической деятельности рассматриваемой мини-системы (модели) следует отнести то обстоятельство, что она конструктивно и функционально значительно оптимизирована в конфигурации и исполнительном режиме некоторого подобия «спирали» демонстрирующей диалектический закон «отрицания отрицания»: эффективность её в решающей степени обусловливается числом последовательных повторений и выполнения требований на повторную обработку (повторное выполнение процедур восприятия запоминания и воспроизведения) специальных весьма схожих элементов учебной информации. Таким образом в учебном процессе выполняются условия поддержания высокой продуктивности работы памяти, этим обеспечивается выполнение её главных функций - прочного запоминания, при этом одновременно обеспечивается успешность проявления второй функции - точного и безошибочного воспроизведения. Следует подчеркнуть достаточно важное условие: закрепление знаний путем повторной обработки информации, содержащейся в учебных сегментах наиболее эффективно только при непрерывном предъявлении качественно вариативных форм и энергичном характере «подачи» одного и того же сегмента [8].

Изложение основного материала статьи. Для исчерпывающего выполнения расширенных требований надёжности и эффективности сообщения субъекту-учащемуся разнообразной социальной (учебной) информации от каждого преподавателя в процессе проведения групповых занятий требуются твёрдые знания и жёсткое следование объективным законам действенного оперативного влияния на сложные социальные системы, в данном случае - на конкретную учебную группу. В соответствии с принятой в российской школе концепцией классно-урочной организации образовательного процесса, преподаватель вынужден возглавлять работу около тридцати обучающихся. Вместе с тем по теории управления число координат эффективного внешнего управляющего воздействия на сложно организованную систему должно, по меньшей мере, на единицу превышать число степеней внутренней свободы самой системы. Применительно к учебной группе это означает, что на практике преподаватель принужден инициализировать 25-30 управляющих импульсов в секунду на управление сложно и прочно организованным самозащищённым коллективом. Как известно, энергетика человека в среднем не может обеспечить более пяти ответных реакций в секунду, что во всех отношениях недостаточно для эффективного регулирования деятельности учебного коллектива. Экстенсивное, прямолинейное преодоление этого затруднения практически всегда безуспешно. Требуются нетривиальные решения. Фактически ультимативный вызов к преподавателю результативно осуществлять должное полнофункциональное управление и одновременно с полной отдачей соучаствовать во всех моментах восприятия нового материала с каждым обучаемым, объективно приводит его к необходимости выдвигать перед аудиторией некоторую комплексную проблему с достаточно длительным периодом решения. По сути, в этой ситуации преподаватель объективно-принудительно ориентирует обучающихся на самостоятельный поиск недополученных знаний.

Действующей в настоящее время системе обучения присущи также достаточно чётко выраженные стационарные (хотя и не исключительно строго) характеристики как инициируемого преподавателем входного потока учебных элементов, так и одновременно самого внутреннего (определяющего) функционала системы: практическое обучение весьма ритмично, поурочная схема донесения нового материала предполагает донесение его примерно равными «порциями» за примерно одинаковые промежутки времени, одномоментное ознакомление с разнородной учебной информации исключено и т.д. Кроме того, ныне действующая система обучения принудительно (в качестве образовательного стандарта) рассчитана на некоторого усредненного обучающегося, и с точки зрения постоянства характеристик параметров исполняемого кортежа «преподаватель - педагогическая технология - обучаемый» её пропускная способность, в данном случае номинальная способность переработки учебной информации, показательно стабильна. Небезызвестно что, подобные схемы построения квазистационарных процессов функционирования сложных стохастических моделей, в широком диапазоне отражающих вероятностные характеристики задействованных процедур, элементов, функций, к весьма обширному классу которых отнесена и рассматриваемая система, обладают высокой степенью устойчивости [6]. Такие системы обеспечивают стабильно строго нивелированный уровень наибольшего числа выходных итоговых элементов, стабилизируя их, как правило, по наименьшей из всех зафиксированных критических величин [4]. Отмеченное обстоятельство-условие деятельности модели предписывает обязательным следствием её успешного функционирования исчерпывающе полную количественную и качественную однородность всех обучаемых, находящихся под патронажем образовательной среды подобной организации. Это говорит о том, что нынешняя, десятилетиями апробированная система профессионального образования в действительности демонстрирует потенции стабильно обеспечивать выпуск всего лишь средне компетентных специалистов, но не высококлассных профессионалов. Для результативного преодоления негативного препятствия система обучения должна:

- обладать повышенной функциональной гибкостью, предоставлять возможности производить сугубо индивидуальную оперативную настройку и корректировку важнейших параметров для всех и каждого из участников учебного процесса;

- иметь активную и дееспособную обратную связь, по крайней мере, на вторичных маршрутах, что ярко проявляется в процессе реализации мер коррекции маршрута обучения по результатам текущего контроля;

- иметь достаточную потенциальную возможность подвергаться модификации простыми и доступными любому преподавателю средствами и приёмами.

Обучающийся, представленный в данной ситуации как субъект процесса образования, в результате обучения должен:

- получить предельно полное представление, воспринять и твёрдо усвоить достаточные для последующей длительной самостоятельной активной деятельности знания об основах технологии построения собственной базы знаний;

- воспитать стойкое убеждение в широких возможностях и целях её практического применения;

- создать и утвердить в себе положительную рефлексию на приобретаемые (со значительной долей собственных усилий) в момент обучения знания, что послужит дополнительным стимулом для целевого углубленного самостоятельного изучения учебного курса.

Обучающийся становится не только требовательным потребителем, но и заказчиком самых разнообразных знаний, он сам конструирует, стимулирует, интенсифицирует процессы диалога в паре «преподаватель - обучаемый», систематически запрашивая от преподавателя повышенный уровень учебных сообщений и, в силу положительного тренда мотивации, гарантируя (приобретая) собственную надежную обученность.

Доменом методики обучения является некоторый достаточно ограниченный период (такт) взаимодействия преподавателя и обучающегося, в течение которого первый сообщает-передаёт, а второй воспринимает-получает логически обрамлённые учебные сообщения. Этот период для исследуемой модели соответствует выполнению единичного шага (такта) алгоритма деятельности процедуры-функции вершины полюсного графа, отражающего систему информационно-деятельностной реализации деятельностной оставляющей учебного текста модуля [2]. Применяя несколько модифицированную схему процесса усвоения содержания (учебной) информации, предложенную В.П. Зинченко [7] и сохраняя введенные смысловые обозначения этапов и выдерживая их качественное содержание, а также одновременно предваряя дальнейшее изложение, возможно, как вариант когнитивного графического отображения направленности рассуждений, проанализировать фрагмент представления этапов обработки индивидом (обучаемым) выделенного единичного учебного сообщения (рис. 1).

Предъявление знаний происходит через совершенно различные знаковые (алфавитные) системы. Слова в информационном потоке рассматриваются как знаки определённой нелингвистической реалии, и, следовательно, расшифровка их смысла и погружённого значения жёстко связана с перекодировкой, белым шумом (фоновыми помехами) и ощутимой потерей точности и некоторой доли достоверности информации [1]. Знание по своей природе - ярко выраженный психический феномен, оно (в этом понимании) глубоко индивидуально и принадлежит в исключительной степени психике только одного человека. Практика выделяет (но не ограничивает!) две превалирующие формы фиксации знаний: пиктографическую - изобразительную, рисованную, наглядную и идеографическую - сугубо понятийную. Усвоение знаний, первоначально выраженных на вербальном уровне (лекция, письменный текст, плакат, мелодия и т.д.), настоятельно требует немедленного последующего перевода всего содержания учебного сообщения на язык смысла вербальных (знаково-символьных) значений. Такая процедура названа [7] - «Осмысление значений». Альтернативная ей процедура - «Означение

смысла» - функционирует в процессе передачи осмысленного знания партнёру по совместной деятельности (книга, человек, собеседник, собственное «Я», экзаменатор).

При передаче знаний от преподавателя в интеллектуальную собственность обучаемого происходит затратное опосредованное адресное усвоение знаний в форме личностного присвоения (отчуждения) реального продукта деятельности познания. Более широко - процесс овладения знаниями есть процедура перевода предъявленного к осмыслению продукта освоения комплекса учебных действий, порождающих знания. В принципе это означает, что в реалии существует некоторая «петля осознания смысла и значения» воспринимаемой учебной информации, но в тоже время сами знания извлекаются не из объекта изучения (!), а из познавательных действий человека с объектом [3]. Обучающийся с повышенным вниманием анализирует действия и процессы осознания результатов такого действия. Тщательному рефлексивному анализу подвергаются проявленные новационные качества объекта изучения как вторые производные от факта восприятия результатов учебного действия и его динамики (но не статики!). Наблюдаемая турбулентность в процессе обучения присутствует в различных формах и видах «генераторов» знаний, которыми выступают различные виды дидактических материалов. Пассионарная идея В.П. Зинченко о привнесении активного воздействия на хронотоп (разрабатывается модель пространственно-временных взаимоотношений, отражающих наиболее существенные ценностные границы и тенденции развития выделенных социальных групп и обществ) - всеобъемлющая, свойственная любому человеческому объединению категория как присутствующее в подсознании незыблемое представление о пространстве и времени «медиаторов культуры», т.е. знаков, слов, символов, мифов [5]. Описанный подход создаёт предпосылки для построения некоторой модели имитирующей отдельные этапы восприятия и обработки учебной информации (рис. 1).

[А] Конструирование блока информации: формирование совокупности учебных сообщений [В] Предъявление передаваемой информации на материальном носителе, соответствующем принятой форме кодировки сигнала

[С] Инициализация концентрация внимания на формах и содержании поступающих сообщений; восприятие блока информации как конгломерат элементов новизны

[Е] (Е1, Е2) Выполняемое в ограниченном временном промежутке логическое совмещение элементов информации поиск аналогов и наложение знаковых алфавитов воспринятых сообщений и потенциала тезауруса приёмника. Дешифровка текста. Поолоковое формирование кортежа дискретного потока образов адекватного смыслам и значениям элементов воспринятой информации

[Г] Компоновка «сообщения-огаета» из сформированных образов и блоков знаний, извлечённых из долговременной памяти ранее заполнявших пространство личностного тезауруса общающегося в базе

знаний

[<Г] Оценка полноты совместимости содержания, качества и логики построения переданного сообшения: полученного ответа и запрограммированного эталона

[в] Использование всех доступных индивиду вербальных и невербальных средств для формирования ответа. Темперированный текст

Рисунок 1. Этапы и области преобразования учебной информации

На представленной схеме указаны потоки перемещения учебной информации, со следующим смысловым и деятельностным содержанием:

Этапы А, В отображают процессы создания, приёма и предварительной обработки информации;

Этапы С, Е, F соответствуют этапам развития процедур погружения и «внутреннего» осмысления и преобразования информации;

Этапы G, J характеризуют периоды быстрого (в зависимости от энергичности запроса) извлечения, полной дешифровки, формирования и материализации сообщения.

Выводы. Изложенный материал демонстрирует принципиальную возможность графического представления процессов восприятия и обработки обучающимся учебной информации. Преподавателю открываются возможности чёткого

структурирования этапов учебного процесса с назначением приёмов текущего контроля на каждом из этапов прохождения учебной информации.

Обращение к графической структуризации учебного процесса позволяет использовать относительно несложный математического аппарата при проведении дальнейших исследований процессов и параметров обучения. Не смотря на некоторое затенение личностных характеристик участников образовательного процесса возникает возможность уточнения их ролевых обязанностей и конкретизации параметров контроля процессов обучения. Литература:

1. Алексеева, Е.А. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: преобразование и интерпретация информации / Е.А. Алексеева // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - №11 (7). - С. 9-12

2. Белоус, В.В. Рациональное упорядочение модулей учебного курса на основе нечёткой исходной информации /

B.В. Белоус, А.С. Домников // Машиностроение и компьютерные технологии. - 2015. - Наука и Образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2015. - № 04. - С. 215-227. - DOI: 10.7463/0415.0765620.

3. Боженкова, Л.И. Преобразование учебной информации необходимое условие формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова, С.В. Мотеюнене // Преподаватель XXI век. -2013.- № 4.- С. 135-139

4. Душина, В.А. Методы шифрования, применяемые для защиты информации / В.А. Душина, А.С. Коломыцев, Е.Н. Кесова, О.Р. Вердиев // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2021. - № 2. - С. 422-426

5. Зеер, Э.Ф. Профессионально ориентированная логико-смысловая модель личности / Э.Ф. Зеер // Мир психологии.-2005. - № 1. - С. 141-147

6. Зильберглейт, М.А. Анализ устойчивости классификационных функций при обработке текстовой информациии / М.А. Зильберглейт, А.С. Рыжанкова // Системный анализ и прикладная информатика. - 2015. - №1(215). - С. 10-14

7. Зинченко, В.П. Работа понимания / В.П. Зинченко // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 3. - С. 42-48

8. Ковалева, С.В. О подготовке научной информации к учебному процессу / С.В. Ковалева, И.А. Шабанова,

C.Е. Чиркова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2 (104). - С. 70-73

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-ЗНАКОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ТЕЗАУРУСА

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проектирования и последующего оценивания функционирования педагогической системы. Указаны критерии организации и совершенствования взаимодействия элементов системы с учётом обстоятельств и воздействий факторов внешней среды. Отмечаются некоторые нюансы проявление различных условий взаимовлияния внутренних факторов и обстоятельств, диктуемых параметрами конкретных ситуаций коммуникации всех составляющих педагогической системы. Описываются различные факторы, определяющие условия и режимы деятельности системы. К ним отнесены системо-образующие, ресурсо-определяющие, качественно-обусловливающие факторы. Выделены их основные характеристики. В статье рассмотрены основные диагностические особенности результатов деятельности современных педагогических систем. Уделено внимание структурно-знаковой природе конструкции тезауруса обучающегося как одного из определяющих элементов контролируемого уровня обученности выпускника учебного учреждения. Обоснована активная позиция самого обучающегося в процессах приобретения знаний. Отмечается необходимость дальнейшего совершенствования педагогических систем.

Ключевые слова: педагогическая система, факторы, критерии, функции, тезаурус, резонанс, знак, пертинентностью, технология.

Annotation. The article deals with the design and subsequent evaluation of the functioning of the pedagogical system. Criteria of organization and improvement of interaction of elements of the system taking into account circumstances and influences of external environment factors are indicated. Some nuances of the manifestation of different conditions of mutual influence of internal factors and circumstances, dictated by the parameters of specific situations of communication of all components of the pedagogical system are noted. Described various factors that determine the conditions and modes of operation of the system. They include system-forming, resource-determining, quality-conditioning factors. Their main characteristics are highlighted. The article deals with the main diagnostic features of the results of modern pedagogical systems. The article pays attention to the structural and semantic nature of a learner's thesaurus design as one of the determinants of a graduate's learning controllable level. An active position of a learner himself in the processes of knowledge acquisition is substantiated. The necessity of further improvement of pedagogical systems is noted.

Key words: pedagogical system, factors, criteria, functions, thesaurus, resonance, sign, pertinence, technology.

Введение. Многогранная деятельность педагогической системы крайне тесно сопряжена с процессами переработки и распространения учебной информации. Оперируя с основным исключительно специфическим средством своего труда, участники процессов обучения неизбежно сталкиваются с необходимостью обращения к различным отраслям науки, раскрывающих внутреннее содержание, средства и механизмы управления элементарными составляющими потока информации. Формирование понятийного аппарата обучающегося связано с процессами заполнения его тезауруса [2]. В институционном подходе педагогическая система представляет собой слабо настраиваемый объект. Инициатива приближения потенциалов корпуса преподавателей, программного обеспечения, объективных требований образовательного стандарта с одной стороны и возможностей, способностей и готовности со стороны обучающегося принадлежит представителю образовательного учреждения - ведущему преподавателю.

Изложение основного материала статьи. Кроме совпадения по времени проявления, а также достоверной вероятности возможности достижения приемлемого паритета уровней ведущих параметров, что выражается в полной содержательной и функциональной сопоставимости их эффективности и влияния, педагогическая система, обладающая свойствами неполной динамической уравновешенности, непрерывно их совершенствует. Критерием совершенства организации данной системы выступает оценка полноты использования её общего, суммарного потенциала [1]. Это выдвигает непреложным условием функционирования педагогической системы специфический учёт и внимательный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.