Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-ЗНАКОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ТЕЗАУРУСА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-ЗНАКОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ТЕЗАУРУСА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФАКТОРЫ / КРИТЕРИИ / ФУНКЦИИ / ТЕЗАУРУС / РЕЗОНАНС / ЗНАК / ПЕРТИНЕНТНОСТЬЮ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович

В статье рассматриваются вопросы проектирования и последующего оценивания функционирования педагогической системы. Указаны критерии организации и совершенствования взаимодействия элементов системы с учётом обстоятельств и воздействий факторов внешней среды. Отмечаются некоторые нюансы проявление различных условий взаимовлияния внутренних факторов и обстоятельств, диктуемых параметрами конкретных ситуаций коммуникации всех составляющих педагогической системы. Описываются различные факторы, определяющие условия и режимы деятельности системы. К ним отнесены системо-образующие, ресурсо-определяющие, качественно-обусловливающие факторы. Выделены их основные характеристики. В статье рассмотрены основные диагностические особенности результатов деятельности современных педагогических систем. Уделено внимание структурно-знаковой природе конструкции тезауруса обучающегося как одного из определяющих элементов контролируемого уровня обученности выпускника учебного учреждения. Обоснована активная позиция самого обучающегося в процессах приобретения знаний. Отмечается необходимость дальнейшего совершенствования педагогических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL PROVISION OF THE STRUCTURAL-SIGN STRUCTURE OF THE LEARNER'S THESAURUS

The article deals with the design and subsequent evaluation of the functioning of the pedagogical system. Criteria of organization and improvement of interaction of elements of the system taking into account circumstances and influences of external environment factors are indicated. Some nuances of the manifestation of different conditions of mutual influence of internal factors and circumstances, dictated by the parameters of specific situations of communication of all components of the pedagogical system are noted. Described various factors that determine the conditions and modes of operation of the system. They include system-forming, resource-determining, quality-conditioning factors. Their main characteristics are highlighted. The article deals with the main diagnostic features of the results of modern pedagogical systems. The article pays attention to the structural and semantic nature of a learner's thesaurus design as one of the determinants of a graduate's learning controllable level. An active position of a learner himself in the processes of knowledge acquisition is substantiated. The necessity of further improvement of pedagogical systems is noted.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-ЗНАКОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ТЕЗАУРУСА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

структурирования этапов учебного процесса с назначением приёмов текущего контроля на каждом из этапов прохождения учебной информации.

Обращение к графической структуризации учебного процесса позволяет использовать относительно несложный математического аппарата при проведении дальнейших исследований процессов и параметров обучения. Не смотря на некоторое затенение личностных характеристик участников образовательного процесса возникает возможность уточнения их ролевых обязанностей и конкретизации параметров контроля процессов обучения. Литература:

1. Алексеева, Е.А. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: преобразование и интерпретация информации / Е.А. Алексеева // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - №11 (7). - С. 9-12

2. Белоус, В.В. Рациональное упорядочение модулей учебного курса на основе нечёткой исходной информации /

B.В. Белоус, А.С. Домников // Машиностроение и компьютерные технологии. - 2015. - Наука и Образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2015. - № 04. - С. 215-227. - DOI: 10.7463/0415.0765620.

3. Боженкова, Л.И. Преобразование учебной информации необходимое условие формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова, С.В. Мотеюнене // Преподаватель XXI век. -2013.- № 4.- С. 135-139

4. Душина, В.А. Методы шифрования, применяемые для защиты информации / В.А. Душина, А.С. Коломыцев, Е.Н. Кесова, О.Р. Вердиев // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2021. - № 2. - С. 422-426

5. Зеер, Э.Ф. Профессионально ориентированная логико-смысловая модель личности / Э.Ф. Зеер // Мир психологии.-2005. - № 1. - С. 141-147

6. Зильберглейт, М.А. Анализ устойчивости классификационных функций при обработке текстовой информациии / М.А. Зильберглейт, А.С. Рыжанкова // Системный анализ и прикладная информатика. - 2015. - №1(215). - С. 10-14

7. Зинченко, В.П. Работа понимания / В.П. Зинченко // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 3. - С. 42-48

8. Ковалева, С.В. О подготовке научной информации к учебному процессу / С.В. Ковалева, И.А. Шабанова,

C.Е. Чиркова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2 (104). - С. 70-73

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-ЗНАКОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ТЕЗАУРУСА

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проектирования и последующего оценивания функционирования педагогической системы. Указаны критерии организации и совершенствования взаимодействия элементов системы с учётом обстоятельств и воздействий факторов внешней среды. Отмечаются некоторые нюансы проявление различных условий взаимовлияния внутренних факторов и обстоятельств, диктуемых параметрами конкретных ситуаций коммуникации всех составляющих педагогической системы. Описываются различные факторы, определяющие условия и режимы деятельности системы. К ним отнесены системо-образующие, ресурсо-определяющие, качественно-обусловливающие факторы. Выделены их основные характеристики. В статье рассмотрены основные диагностические особенности результатов деятельности современных педагогических систем. Уделено внимание структурно-знаковой природе конструкции тезауруса обучающегося как одного из определяющих элементов контролируемого уровня обученности выпускника учебного учреждения. Обоснована активная позиция самого обучающегося в процессах приобретения знаний. Отмечается необходимость дальнейшего совершенствования педагогических систем.

Ключевые слова: педагогическая система, факторы, критерии, функции, тезаурус, резонанс, знак, пертинентностью, технология.

Annotation. The article deals with the design and subsequent evaluation of the functioning of the pedagogical system. Criteria of organization and improvement of interaction of elements of the system taking into account circumstances and influences of external environment factors are indicated. Some nuances of the manifestation of different conditions of mutual influence of internal factors and circumstances, dictated by the parameters of specific situations of communication of all components of the pedagogical system are noted. Described various factors that determine the conditions and modes of operation of the system. They include system-forming, resource-determining, quality-conditioning factors. Their main characteristics are highlighted. The article deals with the main diagnostic features of the results of modern pedagogical systems. The article pays attention to the structural and semantic nature of a learner's thesaurus design as one of the determinants of a graduate's learning controllable level. An active position of a learner himself in the processes of knowledge acquisition is substantiated. The necessity of further improvement of pedagogical systems is noted.

Key words: pedagogical system, factors, criteria, functions, thesaurus, resonance, sign, pertinence, technology.

Введение. Многогранная деятельность педагогической системы крайне тесно сопряжена с процессами переработки и распространения учебной информации. Оперируя с основным исключительно специфическим средством своего труда, участники процессов обучения неизбежно сталкиваются с необходимостью обращения к различным отраслям науки, раскрывающих внутреннее содержание, средства и механизмы управления элементарными составляющими потока информации. Формирование понятийного аппарата обучающегося связано с процессами заполнения его тезауруса [2]. В институционном подходе педагогическая система представляет собой слабо настраиваемый объект. Инициатива приближения потенциалов корпуса преподавателей, программного обеспечения, объективных требований образовательного стандарта с одной стороны и возможностей, способностей и готовности со стороны обучающегося принадлежит представителю образовательного учреждения - ведущему преподавателю.

Изложение основного материала статьи. Кроме совпадения по времени проявления, а также достоверной вероятности возможности достижения приемлемого паритета уровней ведущих параметров, что выражается в полной содержательной и функциональной сопоставимости их эффективности и влияния, педагогическая система, обладающая свойствами неполной динамической уравновешенности, непрерывно их совершенствует. Критерием совершенства организации данной системы выступает оценка полноты использования её общего, суммарного потенциала [1]. Это выдвигает непреложным условием функционирования педагогической системы специфический учёт и внимательный

анализ различных частостей проявления и продуктивности результатов воздействия со стороны основных внутренних элементов системы (обучающегося и преподавателя), а также определяющих условий функционирования со стороны внешних руководящих воздействий. Непрерывное воздействие системообразующих обстоятельств происходит на фоне строгого следования требованиям и ограничениям ресурсо-обеспечивающих и качественно-определяющих факторов системы:

- количества и объёмов предписаний, инструкций и требований образовательного стандарта;

- совершенства и исполнительского воздействия локальных нормативных актов учебных заведений;

- оптимальности и стабильности расписания занятий;

- соблюдения рекомендуемых границ параметров активных и пассивных участников процесса, в форме предписаний задаваемых, корректируемых и стабилизируемых педагогической системой;

- отслеживания динамики психофизиологических качеств участников и т.д.

К наиболее существенным системо-образующим факторам относят:

- практическое наличие методически рекомендованных алгоритмически описанных элементов педагогической системы, представленных счетным качественно единым множеством, идейно подчиненного единым целям задач;

- критериально обоснованную поэлементно описанную систему взаимоотношений исполнителей, подчиненную скорейшему достижению цели качественного обучения выпускника учебного учреждения;

- качественно совершенную структуру организации образовательного пространства и явно обозначенную иерархию связей элементов конструируемой системы;

- чётко определённый перечень процедур и функций, отражающих все нюансы взаимоотношений с внешней средой;

- строго ограниченные инструктивно заданные (штатно описанные) входящие и выходящие сигналы-воздействия.

Ресурсо-определяющие (лимитирующие) системные факторы определяют:

- планируемую наивысшую пропускную способность учебного учреждения;

- расчётные и форсмажорные потребные затраты;

- постоянные и переменные временн'ые характеристики деятельности системы и др.

Качественно-обусловливающие системные факторы содержательно очерчивают:

- оптимальную мобильность при максимальной стабильности, без привнесения разрушающих педагогический процесс факторов;

- потенциальную способность обеспечивать заданный уровень многоуровневости в обслуживании запросов и т.д.

Шаги, определяющие генеральное направление решения инновационных проблем лежат на пути изучения и

последующего внимательного осмысления результатов выполненного анализа «пересечений» областей присутствия и влияния учебных дисциплин. Небезызвестно, что сам по себе процесс установления фактов межпредметных связей и реализации открывающихся методических возможностей управления процессом обучения по отношению к личности обучающегося достаточно индифферентен, и только лишь реализация собственных усилий обучающегося обеспечивает преодоление порога энергетики, что необходимо для создания и наполнения требуемого объёма эффективной работоспособной и результативно саморазвивающейся базы знаний индивида. Во имя собственного будущего блага обучающийся должен самостоятельно создавать, рождать, усваивать, конструировать, защищать все найденные часто на уровне инсайта решения поисковых задач, постоянно строить и совершенствовать системы связей приобретённых элементов знаний [5].

Отчужденные в себе именно эти связи становятся конструктивным опорным остовом, упорядочивающим поток воспринимаемых учебных, обладающих потребительской новизной, элементов в логические гирлянды дескрипторов, выстраивающихся в многоуровневые цепочки определений и полностью заполняющих понятийные поля индивидуальных сегментов счётных множеств конкретных и абстрактных заключений, образующих, в итоге, многомерное пространство базы знаний.

Характерной чертой именно педагогических систем является контрастно выраженная корреляция её деятельности от регистрируемых частотно-фазовых характеристик всей совокупности внутренних и внешних процессов, в решающей степени определяющих параметры успешного функционирования. Организованная подобным образом сложная система способна развиваться, модифицироваться, значительно возвышая свою энтропию (энергетическую, и прежде всего -социальную устойчивость, стабильную невосприимчивость к неожиданным изменениям внешних условий деятельности), эффективно качественно модернизируясь, единственно под резонансными воздействиями на неё. В таких обстоятельствах ведущим требованием для всей совокупности взаимодействующих подсистем, элементов, важнейших функций становится требование достижения искомого резонанса, установления областей совпадения максимального потенциала благоприятного внешнего воздействия и приемлемых для восприятия этого воздействия (отсутствия противодействия) фаз состояния процедур и возможностей инициирования необходимых аргументов функций внутреннего состояния [6].

Выставляемые требования выполняются с помощью введения в учебный процесс специально ориентированных на конкретные ситуации функций согласования (анализируются организационные, психоаналитические, воспитательные и др. воздействия), и в значительной мере, за счет выполнения строго адресно-направленных функций и специализированных процедур контроля. Созданная в таких напряженных, гранично описанных условиях комплексно организованная база знаний обучающегося, отличается чёткой логикой и высоко аргументированной функциональностью. В целом выполнение поставленных условий в полной мере обеспечивает успешность формирования отдельных блоков базы знаний (при исчерпывающе подробной реализации условий необходимости и достаточности). Таким образом исполняются требования оптимального соотношения между заявляемой потребностью в максимально полном и адекватном освещении учебных и практических проблем и определяемой практикой необходимостью оптимальной минимизации затрат на обучение конкретного специалиста. В конечном итоге конструируемое под жёстким прессом разнообразных расширительных условий, создаваемое базисное поле профессиональных знаний обучающегося в методически определённой и задаваемой алгоритмом обучения форме всё более соответствует по своей организации наиболее приемлемому по объёму и содержанию деятельностно ориентированному тезаурусу специалиста [3].

К диагностическим особенностям структурно-знаковой конструкции тезауруса обучающегося в профессиональной школе (фактически тезаурус подлежит контролю в первую очередь) относят его подчеркнуто выделенную детерминированность, ярко выраженную логическую связность и отчётливо просматриваемую практическую направленность каждого элемента, блока, композиционного построения, что формируется на широкой палитре функций знаков; к ним относятся:

- контактно-устанавливающая - способствующая выработке соотношений на конкурентной основе понятийных полей и их локальных областей, а порой и отдельных понятий, относящихся к различным направлениям знаний; это, как следствие, позволяет проектировать функционал и определять иерархию следования и степень повторения (тиражирования) отдельных подэлементов при необходимости расширении, по мере продолжения изучения, исходного понятия, что в любом

случае, обогащает содержание исходного учебного материал [7]. Создаваемые понятийные поля отображают результаты теоретико-множественных операций, выполняющих кодирование и идентификацию новых элементов знаний (знаков). В конкретике они могут представляться отдельными полями событий, где фиксируются вновь созданные понятия, основаниями которых служат ранее уже известные элементы и дискреты приобретённых коммуникативных тел. Однако последние обслуживают чаще только лишь отдельные подчинённые числовые множества, в то время как более обширные понятия (тела, кольца, группы), влияние которых распространяется на более широкие области, подробно описывают наиболее эффективные в сути своей созидательные творческие процессы глубокого совершенствования структур знаний;

- активизационная - активизирующая и целенаправляющая процесс поиска, акцентирующая необходимость познания реальных границ расширения зон действия данного знака, в частности, определение степени прозрачности этих границ, способности их активно адсорбировать дополняющие радикалы смежных понятий [5]. Качественно расширяя область существования и контролирующего надзора базообразующих положений, эта функция активизирует стимул определения степени подчиненности знака, фиксации факта проявления знака и последствий воздействий его объединения с граничащими структурами и возникающими производными формами знаков. В большинстве случаев оценивается степень взаимопроникновения областей пертинентности нескольких знаков;

- интердиктивная - налагающая логический запрет, осуществляющая превентивное жёсткое торможение в областях активной деятельности индивида, описываемых в краевых ограничительных условиях проявлений данного набора знаков (например, области действия правил правописания, инструкции и технологические требования по применению необходимых режимов обработки и последовательностей сборки изделий, выполнение рекомендаций и правил сочетаемости цветов красок, различные морально-нравственные ограничения и т.п.). Выполняя обще оберегающее предназначение, указанное положение (функция) настоятельно требует от индивида оперативной выработки строго взвешенного решения либо о продолжении, либо прекращении деятельности с обоснованием решения в соответствии с его личной оценкой, с опорой на достаточность профессиональных знаний, которые должны обеспечить безопасность его жизнедеятельности. Ситуация распространяется и на попытку удовлетворения познавательного интереса, при этом запретительно-ограничительные условия и применяемый инструментарий могут быть самостоятельно расширены обучающимся, тем самым, позволяя ему значительно увеличить область личностной базы знаний (умений) с одновременным уточнением смысла и значений отдельных элементов;

- инструментальная - вооружающая индивида оригинальными знаниями технологических (в том числе «обучающих») операций преобразования предметов труда на основании свёрнутой информации, закодированной в данном знаке (это могут быть знаки в сложнейших математических формулах, ограничение критических параметров текущих химических процессов, механический допуск на обработку и др.). Данная функция требует устойчивых, развитых практически до уровня паттерна, профессиональных умений расшифровки, развертки информации содержащейся в ранее закодированных знаках в формах образоподобных обозначений (логико-семантические обозначения, арифметические, алгебраические, технологические алфавиты, пиктограммы и т.д.) [4];

- дестабилизирующая - выступает в двух различных качествах: намеренно, планово и принудительно управляемо (с необходимой степенью контроля) со стороны преподавателя-исследователя, либо по рекомендациям-командам технологической системы, выводящая некоторую область целостной педагогической системы, включая обучаемого и определённую его деятельность, из состояния энергетической и информационной уравновешенности с последующим анализом произошедших событий и выработкой серии необходимых корригирующих действий. Функция, требует неотложного «ответного» парирования во избежание наступления необратимых критических последствий (необходима оперативная ликвидация угрозы) для существования системы. Специфическими качествами этой функции наделяются раньше всех остальных ограничительные знаки в картах технологических процессов (начиная от «стоп» во всех его модификациях до всевозможных ограничительных норм морали в процессах лекционного обучения, включая непосредственное выполнение лабораторных, практических работ и составления расчетов, текстов, отчётов, докладов и т.п.). Отдельно необходимо выделить следующее обстоятельство - вывод системы из состояния стационарности (преодоление устоявшихся признаков равномерности и постоянства генеральных характеристик деятельности) требует немедленной мобилизации всего потенциала обучающегося. Темп и корректность принимаемых решений оперативно квалифицируются, ранжируются и «отмечиваются» контрольно-оценивающей функцией. Эта функция постоянно присутствует при принятии решения о скорейшей ликвидации последствий либо оперативном предупреждении ошибок, коррекции регистрируемых отклонений в деятельности элементов педагогической системы, в частности основных параметров самого процесса обучения;

- синдикативная - обеспечивающая незамедлительное создание оперативно-операционных объединений, групп учебных элементов (специальных обозначений, в более общем понимании - адресных исполнителей, подсистем), преследующих разрешение ограниченных по сфере влияния, часто и по лимиту времени проявления, цели-задачи. Разрабатываемая локальная группа знаков, квалитативно дополняющих и расширяющих смысл и значения элементов основного блока, сопровождается, как правило, расширенным описанием технологий, методов, приёмов, методик их дальнейшего изучения, поиска и расширения связи с иными объектами изучаемых предметов, отраслей знаний, областей наук. Создаваемые временно функционирующие группы позволяют совершать обучение поэтапно, не перегружая излишним объёмом единичные учебные сообщения: разрабатываемые в нескольких вариантах, такие синтетические по своей природе структуры позволяют достаточно гибко использовать принципы индивидуализированного обучения;

- функция самовыражения - инициализирующая действие комплекса операций раскрытия респондентом индивидуальных внутренних, глубоко скрытых, абиссальных смыслов применённых им знаков (группы знаков). Функция обеспечивает полное «раскрытие» знака и одновременно, в силу своего адресно направленного креативного характера, в значительной степени активизирует ранее скрытые механизмы самообучения. Действие её алгоритмов обогащает обучающегося знанием всех содержательных сторон каждого единичного знака, демонстрирует его возможности проявлять варианты своего значения в различных совокупностях и объединениях. Функция позволяет принципиально неразрывно синтезировать объективные и субъективные направления процесса обучения;

- трансиодионная - преобразующая интринсивное понятийное информационное содержание применённых знаков на уровне и в выделенный период времени непосредственного прямого переноса знаний, в определённой их «без опорной» фазе, в некотором мнимом пространстве на грани элементов педагогической системы: «передатчик (преподаватель) ^ приемник (обучающийся)». В этой ситуации преобразования затрагивают как явные денотантные составляющие знака, так и его несколько скрытые интенциональные характеристики, т.е. в осуществляемом с участием обеих сторон процессе «передачи значения» фактически происходит ощутимое расширение смысла его значений. В этот мини-период тезаурус обучающегося обогащается не только счётными новыми вершинами - производными понятиями, но и в гораздо большей мере - широко интерпретируемыми потенциальными, валентными, открытыми, перспективными вначале только намечаемыми связями-присоединениями. Система в соответствии с принятой методикой обучения подготавливает

следующий шаг когнитивного развития при каждом продвижении, шаге успешность которого подтверждается апробацией продемонстрированных возможностей своей целенаправленной деятельности, показом возможностей значительного расширения областей своего влияния и активного влияния каждого отдельного из составляющих её элементов;

- координационная - позволяющая достигнуть откорректированной цели действия за счет малозатратных частных изменений технологии исполнения нескольких смежных процедур-функций (например, выполнение уточнений ряда частных промежуточных целей, дополнение либо исключение определённой части содержания занятия, перемена последовательности исполнения некоторых учебных действий, изменение последовательности занятий в учебном расписании и т.п., либо выполнение конкретных операций по качественной модернизации отдельных элементов процесса обучающей деятельности;

- регулятивная - задающая краевые условия и предельные качественно-количественные критерии (пороги), определяющие роли, функции и правила взаимоотношений исполнителей учебного процесса, создающая и корректирующая инструкции практической деятельности всех участников и коллектива в целом.

Выводы. К числу наиболее значимых достижений современной парадигмы обучения следует отнести созданную ею целостную структуру системы знаний, умений, навыков, но именно сама структура системы, служащая незыблемым ориентиром-организатором образовательного процесса остается вне области контрольно-оценочной деятельности преподавателя: она предоставляется ему в готовом виде и всего лишь в форме перечня задач, выполнить которые необходимо без права каких-либо отклонений и свободных трактовок и предмета исполнения, определённого столь же жестко и непререкаемо. Для утверждения позиций собственной личностной самодостаточности обучающиеся должны освоить основные положения теории познания.

Литература:

1. Буланкина, Н.Е. Реализация принципов культурного самоопределения в педагогической практике / Н.Е. Буланкина // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2003. - №3. - С. 106-113

2. Журавлев, А.П. Актуальность применения тезаурусного подхода для моделирования лексико-семантической структуры терминополя «Языкознание и литературоведение» / А.П. Журавлев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2021. - Т. 23. - C. 13-19. -DOI: 10.37313/2413-9645-2021-23-78-13-16.

3. Завьялова, Н.А. Культурно-коммуникативные формулы в рамках тезаурусного подхода «Языкознание и литературоведение» / Н.А. Завьялова // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - №3. - С. 152-162

4. Лесников, С.В. Тезаурус как отражение системности языка «Языкознание и литературоведение» / С.В. Лесников // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2011. - № 28 (243). - Вып. - 59. -С. 52-61

5. Парамонов, И.Ю. Мера информационной мощности тезауруса и её применение «Математика» / И.Ю. Парамонов, В.А. Смагин // Интеллектуальные технологии на транспорте. - 2016. - №4. - С. 5-9

6. Пушкарева, Т.П. Моделирование процесса восприятия математической информации / Т.П. Пушкарева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2(21). - С. 21-28

7. Шадрина, В.Н. Преимущества гипертекста для познавательной деятельности / В.Н. Шадрина, Е.А. Склярова // Наука. Искусство. Культура. - 2014. - № 4. - С. 109-117

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Борцова Мирослава Владимировна

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Кубанский государственный университет» (г. Славянск-на-Кубани);

частный педагог-психолог, педагог дополнительного образования Солодкий Максим Борисович

Муниципальное автономное учреждение «Центр дополнительного образования» города Славянска-на-Кубани муниципального образования (г. Славянск-на-Кубани)

МЕТОД КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ ПРЕЗЕНТАНТ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В КОНТЕКСТЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Данная работа является нашей первой попыткой использовать контент-анализ для определения языковых презентант психоэмоционального состояния тревожности в контексте будущей профессии. По своей сути - это попытка разработки неопросного метода исследования (на основе эссе) для целей психологии, где под последним понимается такой метод, который не требует использования анкет и тестов. Контент-анализ применяется в качестве подобного метода в социологии и иных общественных науках и предполагает количественный анализ текстов и текстовых массивов, выступающих в качестве продуктов коммуникативной корреспонденции. Контент-анализ позволяет определять в том числе неявные характеристики как самого сообщения, так и его автора, как то интенцию, точку зрения, отличную от декларируемой в сообщении, эмоциональный настрой и др. В результате работы выявлена взаимосвязь в выраженности показателя тревожности в контексте будущей профессии студентов психолого-педагогических специальностей (выявленных стандартизированной диагностической методикой) и языковых презентант психоэмоционального состояния (полученных при помощи метода контент-анализа), к числу которых относится лексическое разнообразие студенческих эссе, их смысловые «темы» и семантические ядра. При этом наиболее значимыми языковыми презентатами тревожности выступают доминантные лексемы.

Ключевые слова: неопросные методы в психологии, психоэмоциональное состояние, тревожность, профессиональное самоопределение, контент-анализ.

Annоtation. This work is our first attempt to use content analysis to determine the linguistic presentation of the psychoemotional state of anxiety in the context of a future profession. At its core, it is an attempt to develop a non-interrogative research method (based on an essay) for the purposes of psychology, where the latter is understood as a method that does not require the use of questionnaires and tests. Content analysis is used as a similar method in sociology and other social sciences and involves the quantitative analysis of texts and text arrays acting as products of communicative correspondence. Content analysis allows you to determine, among other things, the implicit characteristics of both the message itself and its author, such as intention, a point of view different from the one declared in the message, emotional mood, etc. The work shows the relationship in the severity of the anxiety indicator in the context of the future profession of students of psychological and pedagogical specialties (identified by standardized

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.