Научная статья на тему 'МЕТОД КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ ПРЕЗЕНТАНТ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В КОНТЕКСТЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

МЕТОД КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ ПРЕЗЕНТАНТ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В КОНТЕКСТЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борцова Мирослава Владимировна, Солодкий Максим Борисович

Данная работа является нашей первой попыткой использовать контент-анализ для определения языковых презентант психоэмоционального состояния тревожности в контексте будущей профессии. По своей сути - это попытка разработки неопросного метода исследования (на основе эссе) для целей психологии, где под последним понимается такой метод, который не требует использования анкет и тестов. Контент-анализ применяется в качестве подобного метода в социологии и иных общественных науках и предполагает количественный анализ текстов и текстовых массивов, выступающих в качестве продуктов коммуникативной корреспонденции. Контент-анализ позволяет определять в том числе неявные характеристики как самого сообщения, так и его автора, как тó интенцию, точку зрения, отличную от декларируемой в сообщении, эмоциональный настрой и др. В результате работы выявлена взаимосвязь в выраженности показателя тревожности в контексте будущей профессии студентов психолого-педагогических специальностей (выявленных стандартизированной диагностической методикой) и языковых презентант психоэмоционального состояния (полученных при помощи метода контент-анализа), к числу которых относится лексическое разнообразие студенческих эссе, их смысловые «темы» и семантические ядра. При этом наиболее значимыми языковыми презентатами тревожности выступают доминантные лексемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борцова Мирослава Владимировна, Солодкий Максим Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF CONTENT ANALYSIS IN DETERMINING THE LINGUISTIC PRESENTANTS OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF ANXIETY IN THE CONTEXT OF THE FUTURE PROFESSION OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SPECIALTIES

This work is our first attempt to use content analysis to determine the linguistic presentation of the psychoemotional state of anxiety in the context of a future profession. At its core, it is an attempt to develop a non-interrogative research method (based on an essay) for the purposes of psychology, where the latter is understood as a method that does not require the use of questionnaires and tests. Content analysis is used as a similar method in sociology and other social sciences and involves the quantitative analysis of texts and text arrays acting as products of communicative correspondence. Content analysis allows you to determine, among other things, the implicit characteristics of both the message itself and its author, such as intention, a point of view different from the one declared in the message, emotional mood, etc. The work shows the relationship in the severity of the anxiety indicator in the context of the future profession of students of psychological and pedagogical specialties (identified by standardized diagnostic methodology) and language presentations of the psycho-emotional state (obtained using the content analysis method), which include the lexical diversity of student essays, their semantic «themes» and semantic cores. At the same time, dominant lexemes are the most significant linguistic indicators of anxiety.

Текст научной работы на тему «МЕТОД КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ ПРЕЗЕНТАНТ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В КОНТЕКСТЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

следующий шаг когнитивного развития при каждом продвижении, шаге успешность которого подтверждается апробацией продемонстрированных возможностей своей целенаправленной деятельности, показом возможностей значительного расширения областей своего влияния и активного влияния каждого отдельного из составляющих её элементов;

- координационная - позволяющая достигнуть откорректированной цели действия за счет малозатратных частных изменений технологии исполнения нескольких смежных процедур-функций (например, выполнение уточнений ряда частных промежуточных целей, дополнение либо исключение определённой части содержания занятия, перемена последовательности исполнения некоторых учебных действий, изменение последовательности занятий в учебном расписании и т.п., либо выполнение конкретных операций по качественной модернизации отдельных элементов процесса обучающей деятельности;

- регулятивная - задающая краевые условия и предельные качественно-количественные критерии (пороги), определяющие роли, функции и правила взаимоотношений исполнителей учебного процесса, создающая и корректирующая инструкции практической деятельности всех участников и коллектива в целом.

Выводы. К числу наиболее значимых достижений современной парадигмы обучения следует отнести созданную ею целостную структуру системы знаний, умений, навыков, но именно сама структура системы, служащая незыблемым ориентиром-организатором образовательного процесса остается вне области контрольно-оценочной деятельности преподавателя: она предоставляется ему в готовом виде и всего лишь в форме перечня задач, выполнить которые необходимо без права каких-либо отклонений и свободных трактовок и предмета исполнения, определённого столь же жестко и непререкаемо. Для утверждения позиций собственной личностной самодостаточности обучающиеся должны освоить основные положения теории познания.

Литература:

1. Буланкина, Н.Е. Реализация принципов культурного самоопределения в педагогической практике / Н.Е. Буланкина // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2003. - №3. - С. 106-113

2. Журавлев, А.П. Актуальность применения тезаурусного подхода для моделирования лексико-семантической структуры терминополя «Языкознание и литературоведение» / А.П. Журавлев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2021. - Т. 23. - C. 13-19. -DOI: 10.37313/2413-9645-2021-23-78-13-16.

3. Завьялова, Н.А. Культурно-коммуникативные формулы в рамках тезаурусного подхода «Языкознание и литературоведение» / Н.А. Завьялова // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - №3. - С. 152-162

4. Лесников, С.В. Тезаурус как отражение системности языка «Языкознание и литературоведение» / С.В. Лесников // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2011. - № 28 (243). - Вып. - 59. -С. 52-61

5. Парамонов, И.Ю. Мера информационной мощности тезауруса и её применение «Математика» / И.Ю. Парамонов, В.А. Смагин // Интеллектуальные технологии на транспорте. - 2016. - №4. - С. 5-9

6. Пушкарева, Т.П. Моделирование процесса восприятия математической информации / Т.П. Пушкарева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2(21). - С. 21-28

7. Шадрина, В.Н. Преимущества гипертекста для познавательной деятельности / В.Н. Шадрина, Е.А. Склярова // Наука. Искусство. Культура. - 2014. - № 4. - С. 109-117

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Борцова Мирослава Владимировна

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Кубанский государственный университет» (г. Славянск-на-Кубани);

частный педагог-психолог, педагог дополнительного образования Солодкий Максим Борисович

Муниципальное автономное учреждение «Центр дополнительного образования» города Славянска-на-Кубани муниципального образования (г. Славянск-на-Кубани)

МЕТОД КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ ПРЕЗЕНТАНТ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В КОНТЕКСТЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Данная работа является нашей первой попыткой использовать контент-анализ для определения языковых презентант психоэмоционального состояния тревожности в контексте будущей профессии. По своей сути - это попытка разработки неопросного метода исследования (на основе эссе) для целей психологии, где под последним понимается такой метод, который не требует использования анкет и тестов. Контент-анализ применяется в качестве подобного метода в социологии и иных общественных науках и предполагает количественный анализ текстов и текстовых массивов, выступающих в качестве продуктов коммуникативной корреспонденции. Контент-анализ позволяет определять в том числе неявные характеристики как самого сообщения, так и его автора, как то интенцию, точку зрения, отличную от декларируемой в сообщении, эмоциональный настрой и др. В результате работы выявлена взаимосвязь в выраженности показателя тревожности в контексте будущей профессии студентов психолого-педагогических специальностей (выявленных стандартизированной диагностической методикой) и языковых презентант психоэмоционального состояния (полученных при помощи метода контент-анализа), к числу которых относится лексическое разнообразие студенческих эссе, их смысловые «темы» и семантические ядра. При этом наиболее значимыми языковыми презентатами тревожности выступают доминантные лексемы.

Ключевые слова: неопросные методы в психологии, психоэмоциональное состояние, тревожность, профессиональное самоопределение, контент-анализ.

Annоtation. This work is our first attempt to use content analysis to determine the linguistic presentation of the psychoemotional state of anxiety in the context of a future profession. At its core, it is an attempt to develop a non-interrogative research method (based on an essay) for the purposes of psychology, where the latter is understood as a method that does not require the use of questionnaires and tests. Content analysis is used as a similar method in sociology and other social sciences and involves the quantitative analysis of texts and text arrays acting as products of communicative correspondence. Content analysis allows you to determine, among other things, the implicit characteristics of both the message itself and its author, such as intention, a point of view different from the one declared in the message, emotional mood, etc. The work shows the relationship in the severity of the anxiety indicator in the context of the future profession of students of psychological and pedagogical specialties (identified by standardized

diagnostic methodology) and language presentations of the psycho-emotional state (obtained using the content analysis method), which include the lexical diversity of student essays, their semantic «themes» and semantic cores. At the same time, dominant lexemes are the most significant linguistic indicators of anxiety.

Key words: non-interrogative research methods in psychology, psychoemotional state, anxiety, professional self-determination, content analysis.

Введение. Динамизм современного общества в социально-экономической, политической, культурно-ценностной сферах изменил многие жизненные приоритеты, что находит свое выражение в возрастающих требованиях к подготовке выпускников вузов, их конкурентоспособности в условиях современного нестабильного рынка труда. В виду этого процесс профессиональной подготовки все более стрессогенен. Студенты испытывают в том числе тревогу, связанную с их успешностью в будущей профессии, что ставит вопрос диагностики тревожности в профессиональном контексте. При этом стандартизированные методики, поскольку студенты способны вырабатывать иммунитет к психологическим тестам, дают не всегда объективный показатель. Использование инструментов проверки искренности («шкал искренности»), строящихся, например, на повторе вопроса в различных формулировках, со временем также становится неэффективным, особенно в случае студентов, которые в виду своей специальности знакомы с подобными шкалами. В этом смысле письменное размышление респондента на профессионально значимую тему («эссе») может дать значительно более релевантную информацию о нем в том случае, если будут созданы соответствующие инструменты анализа. Вместе с тем в практике отбора кадров имеет место применение проективных методик, позволяющих дополнить данные стандартизированных опросных процедур. Также широко проективный метод используется в работе с детьми, когда невозможно применение опросных процедур в силу возрастных особенностей респондентов.

Сказанное актуализирует дополнение стандартизированных диагностических процедур (которые могут давать данные, полученные обходом показателей «шкал лжи») данными проективных методик (в нашем случае эссе). Данная работа является нашей первой попыткой использовать контент-анализ для определения языковых презентант психоэмоционального состояния тревожности в контексте будущей профессии. Работа ставит своей целью анализ возможности использования метода контент-анализа в определении языковых презентант психоэмоционального состояния тревожности и, как следствие, в определении непосредственно уровня тревожности у респондентов. По своей сути - это попытка разработки неопросного метода исследования для целей психологии, где под последним понимается такой метод, который не требует использования анкет и тестов.

Контент-анализ применяется в качестве подобного метода в социологии и иных общественных науках и предполагает количественный анализ текстов и текстовых массивов, выступающих в качестве продуктов коммуникативной корреспонденции. Цель контент-анализа - это последующая содержательная интерпретация выраженных в числовой форме закономерностей [6]. Контент-анализ позволяет определять в том числе неявные характеристики как самого сообщения, так и его автора, как то интенцию, точку зрения, отличную от декларируемой в сообщении, эмоциональный настрой и др.

В виду сказанного использование контент-анализа в психологии приобретает все большую популярность. В числе примечательных работ отечественных исследователей можно выделить работу Н.А. Алмаева и Г.Ю. Малковой, в которой представлен опыт совместного применения личностных опросных методов и контент-анализа автобиографических рассказов [1]. Также имеет смысл назвать работу Е. В. Прокопьевой, посвященную контент-анализу Я-концепции личности [5], и работу В.Ф. Енгалычева и др., в которой контент-анализ описывается с позиций инструмента для решения сложных задач судебно-психологической экспертизы [2]. Первая работа из числа перечисленных, в ходе которой была обнаружена связь между результатами тестов и результатами контент-анализа, явилась во многом идейной основой нашего исследования.

Западная научная мысль тяготеет к использованию контент-анализа для обзорных исследований, анализирующих тренды в психологической науке. В качестве примера можно привести работу Э. Юна и др. «Контент-анализ исследований аккультурации в консультировании и психологии консультирования: обзор за 22 года» [9]. Также контент-анализ применяется педагогами, преподающими педагогические дисциплины, как метод оценки участия студентов в онлайн-обучении. Примером работы, посвященной анализу вовлеченности в учебную деятельность студентов психологических специальностей является работа Н. Хара и др. [8].

Можно говорить однако, что несмотря на внимание психологов к контент-анализу как инструменту психологического исследования, данное внимание во многом фрагментарно, а потенциальные возможности метода остаются до конца не раскрытыми.

Изложение основного материала статьи. Под языковыми презентантами в данной работе мы понимаем языковые элементы, явно или скрыто иллюстрирующие в сообщении респондента выявленное нами иными методами психоэмоциональное состояние.

Гипотеза исследования: существует достоверная взаимосвязь в выраженности показателя тревожности в контексте будущей профессии студентов психолого-педагогических специальностей (выявленных стандартизированной диагностической методикой) и языковых презентант психоэмоционального состояния (полученных при помощи метода контент-анализа).

В качестве стандартизированной методики исследования выступил опросник «Шкала самооценки ситуативной (реактивной) тревожности по Спилбергеру» [7], дополненный в инструкции фразой «сейчас, когда я думаю о своей работе по специальности». Указанная шкала была предложена 56 студентам старших курсов профилей подготовки «Психология и социальная педагогика» и «Начальное образование, Дошкольное образование». По результатам анкетирования респонденты были распределены на три группы:

низким уровнем тревожности - 25% (до 30 баллов) - 14 человек;

со средним уровнем тревожности - 68% (от 31 и до 50 баллов) - 38 человек;

с высоким уровнем тревожности - 7% (более 50 баллов) - 4 человека.

Таким образом, доминирующая доля респондентов, принявших участие в исследовании, - это студенты с низким и средним уровнем тревожности, что характеризует их как личностей стрессоустойчивых, что чрезвычайно важно в аспекте выбранной профессии.

Далее студентам было предложено написать небольшое эссе о том, как они видят себя в будущей профессии. Была дана установка на объективное описание. За упоминание в эссе того, что респондент не собирается работать по осваиваемому профилю, никаких штрафных ограничений не было и не могло быть. Эссе и анкеты кодировались единым кодом и анализировались обезличенно.

Указанные эссе явилась совокупностью источников, изучавшихся методом контент-анализа. Эссе анализировались как по отдельности, так в зависимости от ранжирования респондентов по уровням тревожности в трех совокупностях: суммарные тексты из эссе респондентов с низким уровнем тревожности, со средним и высоким уровнями соответственно.

Контент анализ проводился на двух уровнях - количественном и качественном.

Первым уровнем выступил количественный (квантитативный) анализ. Единицами анализа на первом уровне выступили следующие языковые характеристики текстов эссе: статистические показатели текстов, читабельность текстов, их лексическое своеобразие.

В качестве инструмента для изучения указанных характеристик выступила программа «Текстометр», подготовленная коллективом авторов под руководством А. Н. Лапошиной (Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина) [4]. На данном уровне с помощью «Текстометра» эссе анализировались изолированно.

Единицами счета, раскрывающими обозначенные выше характеристики, выступили критерии: число знаков с пробелами, число предложений, слов, средняя длина слова и предложения; индекс удобочитаемости по формуле Флеша (100-балльная шкала) и по формуле Флеша-Кинкейда; лексическая плотность (отношение количества смысловых и служебных частей речи) и лексическое разнообразие (отношение количества уникальных слов текста к количеству всех слов текста).

С целью определения взаимосвязи психоэмоционального состояния тревожности в контексте будущей профессии у студентов и выбранных нами единиц счета был проведен корреляционный анализ. При этом для объективизации его результатов была использована ранговая корреляция Спирмена (таблица 1).

Таблица 1

Корреляционный анализ уровня психоэмоционального состояния тревожности в контексте будущей профессии у студентов и единиц счета количественного контент-анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена)

Единицы счета Уровень тревожности

Число знаков с пробелами -0,11

Число предложений -0,08

Число слов -0,14

Средняя длина слова 0,05

Средняя длина предложения -0,06

Удобочитаемость (Флеш) -0,004

Удобочитаемость (Флеш-Кинкейд) 0,04

Лексическая плотность -0,11

Лексическое разнообразие 0,28

Так как критическое значение коэффициента корреляции Спирмена на уровне значимости 0,05 для 56 испытуемых составляет 0,263, единственным статистически значимым результатом на данном уровне явился коэффициент корреляции «лексического разнообразия» и «уровня тревожности респондента», который составил 0,28. Можно говорить о том, что более высокий уровень тревожности респондентов приводит к более многообразному лексическому составу их эссе.

Данный факт свидетельствовал о целесообразности качественного контент-анализа эссе.

На данном уровне единицами анализа выступили следующие элементы: 1) наличие слов и фраз, выражающих сомнение, опасения перед лицом профессиональной деятельности; 2) семантическое ядро (наиболее частотные лексемы) совокупностей эссе.

Единицами счета, раскрывающими обозначенные выше характеристики, выступили критерии: 1) «темы», связанные с сомнениями и опасениями перед лицом профессиональной деятельности; 2) наиболее частотные слова в совокупностях эссе, сформированных по уровню тревожности респондентов.

Помимо экспертного чтения эссе, в качестве инструмента для изучения указанных характеристик выступила программа научного онлайн-проекта «Voyant Tools», описанная в работе О.В. Кононовой, Д.Е. Прокудина [3]. На данном уровне эссе анализировались как изолированно, так и в трех совокупностях (по уровню тревожности).

В текстах респондентов с низким уровнем тревожности доминируют следующие темы (таблица 2).

Таблица 2

Темы в эссе респондентов с низким уровнем тревожности

«Темы», связанные с тревогой перед лицом профессии «Темы», связанные с уверенностью в профессиональном выборе

«не любит детей» «хочет помогать людям», «очень любит детей», «готова, несмотря на сложности, быть учителем», «учитель - звучит гордо», «хочет помогать детям», «уверена в выборе, уже работает», «профессия нравится», «уверена в правильности выбора», «давно и однозначно определилась с профессией», «любит свою работу, уже работает», «счастлива работать с детьми», «очень хочет стать учителем», «любит эту профессию» и т.д.

1 человек, 7% 13 человек, 93%

В таблице 3 представлены темы, выявленные в группе респондентов с высоким уровнем тревожности.

Таблица 3

Темы в эссе респондентов с высоким уровнем тревожности

«Темы», связанные с тревогой перед лицом профессии «Темы», связанные с уверенностью в профессиональном выборе

(«пишет о профессии в 3 лице») «понимает всю важность и ответственность профессии», «не боится ответственности за свою работу», «ей интересна эта работа»

1 человек, 25% 3 человека, 75%

В группе респондентов с высоким уровнем тревожности не выявлены темы, напрямую связанные с опасениями перед будущей профессией. Однако один пример примечателен. При общем позитивном ключе одного эссе любое упоминание деятельности по будущей профессии идет исключительно в третьем лице: «он помогает чувствовать», «цель его деятельности», «он должен уметь» и т.д. При этом, когда возникает необходимость обозначить свое место в профессии, респондент ни разу не использует местоимение «я». Только «моя», «мое» либо собирательное «мы» («от нас, психологов»).

Иными словами, не высказывают напрямую сомнений две группы респондентов: те, кто не испытывает тревоги в связи с будущей профессией, и те, кто, наоборот, показывает наиболее высокий уровень тревожности. В первом случае это понятно, тогда как во втором - наводит на мысль о том, что испытывающие наибольшую тревогу по поводу своего профессионального будущего студенты склонны убеждать себя в правильности своего профессионального выбора. Можно предположить, что последнее и сказывается на более выраженном лексическом разнообразии их текстов.

Респонденты со средним уровнем тревожности показывают смешанные характеристики (таблица 4).

Таблица 4

Темы в эссе респондентов со средним уровнем тревожности

«Темы», связанные с тревогой перед лицом профессии «Темы», связанные с уверенностью в профессиональном выборе

«ни в чем не уверена, уже работает в школе», «очень недовольна заработной платой», «говорит о профессии в третьем лице», «не связывает себя с профессией, говорит только о трудности», «не до конца уверена в себе», «не рассказывает о своем отношении к профессии», «не уверена в своих силах» и т.д. «чувствует свою полезность и важность», «точно уверена в своем выборе», «мечтает о профессии с детства», «хочет работать в этой сфере», «ее не пугают трудности, она хочет быть учителем», «хочет стать психологом», «очень хочет стать хорошим учителем», «готова помогать детям», «очень любит детей», «очень хочет помогать людям» и т.д.

8 человек, 21% 30 человек, 79%

В эссе респондентов со средним уровнем тревожности присутствуют темы от опасения и неуверенности до полного неприятия профессии. При этом уже работающие студенты иллюстрируют здесь как приятие профессии, так и нежелание оставаться в ней. Однако большее число студентов (79%) не опасаются работать в школе, иллюстрируют уверенность в своем выборе.

С помощью программы научного онлайн-проекта «Voyant Tools» были проанализированы семантические ядра (списки наиболее доминантных лексем) трех совокупностей эссе, сформированных по уровню тревожности респондентов (таблица 5).

Таблица 5

Семантические ядра групп эссе по уровням тревожности

Семантическое ядро (наиболее частотные лексемы, %)

Низкий уровень тревожности Средний уровень тревожности Высокий уровень тревожности

ребенок 1.81 профессия 1.65 профессия 1.33

профессия 1.59 ребенок 1.57 психолог 1.33

психолог 1.18 учитель 1.11 учитель 1.22

учитель 1.16 психолог 1.07 работа 1.00

проблема 0.70 работа 0.72 ребенок 1.00

все 0.60 все 0.60 оно 0.88

оно 0.58 оно 0.48 проблема 0.77

много 0.53 всегда 0.39 именно 0.66

помогать 0.51 много 0.38 помогать 0.66

помочь 0.43 будущий 0.37 нужно 0.55

работа 0.41 помочь 0.36 ученик 0.55

качество 0.39 может 0.35 выбрать 0.44

будущий 0.36 педагог-психолог 0.34 родитель 0.34 жизненный 0.44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

всегда 0.36 помогать 0.33 работать 0.44

любить 0.34 родитель 0.44

Как мы видим в таблице 5, слово «профессия» входит в число наиболее частотных лексем во всех трех выборках. Также наиболее частотными словами являются обозначения профессий «психолог» и «учитель», при этом показатели по этим лексемам для будущих учителей и психологов примерно равны в обеих выборках. Однако здесь примечательно другое. Лексема «ребенок» и ее производные иллюстрируют тренд на снижение условной (в процентах) частоты употребления от выборке к выборке. Иными словами, для респондентов с низким уровнем тревожности ребенок стоит на

первом месте. Для респондентов со средним уровнем тревожности происходит снижение частоты (т. е. значения) данной лексемы, и на первое место выходит «профессия». Здесь же вверх поднимается лексема «работа»: с 11-й позиции в первой выборке до 5-й позиции во второй. При этом в третьей выборке лексемы «работа» и «ребенок» делят уже 4-5-ю позиции.

Все сказанное ставит вопрос о смысловой сфере различных групп респондентов: насколько тревога по поводу будущей, а для некоторых уже сегодняшней профессии связана с их смыслами. Можно предположить, что студенты, ориентированные в своих представлениях о профессии в первую очередь на детей, на помощь ребенку, имеют меньший уровень тревожности, чем те, которые понимают будущую работу как «профессию», «ремесло», способ заработка денег. И даже если на явном уровне - на уровне тем - студенты с наиболее высоким уровнем тревожности способны скрывать подобные личностные смыслы, то семантическое ядро их эссе наглядно показывает снижение значения детей в числе их ценностей и повышение роли ремесла. Данные выводы ориентируют нас на улучшение качества мотивационной работы со студентами психолого-педагогических специальностей, на формирование их смысловой сферы в классическом для данной профессии ключе служения будущему.

Выводы. Данная работа явилась попыткой выявления языковых презентант психоэмоционального состояния в контексте будущей профессии у студентов психолого-педагогических специальностей.

Выявлена взаимосвязь в выраженности показателя тревожности в контексте будущей профессии студентов психолого-педагогических специальностей (выявленных стандартизированной диагностической методикой) и языковых презентант психоэмоционального состояния (полученных при помощи метода контент-анализа), к числу которых относится лексическое разнообразие эссе, их смысловые «темы» и семантические ядра. При этом наиболее значимыми языковыми презентатами тревожности выступают доминантные лексемы. Так, смещение акцента с лексем, описывающих идеальные педагогические отношения («ребенок», «любить»), на лексемы, которые характеризуют педагогическую деятельность как работу («работа», «работать», «нужно»), говорит о повышении уровня тревожности среди респондентов данной выборки.

Продолжением работы мы видим в использовании апробированных методов на выборке студентов разных курсов обучения с другими текстами: предполагается мене формальные, более личностные темы «Мой первый день на будущей работе», «Как я буду учить» и т.п., которые, на наш взгляд, позволят очистить эссе от популярных педагогических клише и штампов («Ребенок - это сосуд...», «Лучший способ сделать детей хорошими...» и др.). Также значимым представляется отработать и стандартизировать процедуру проективного исследования, четко определив его этапы, наборы языковых презентант, а также шкалы для оценки эмоционального состояния тревожности на его основе.

Литература:

1. Алмаев, Н.А. Контент-аналитическое исследование личности / Н.А. Алмаев, Г.Ю. Малкова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - Том 3. - № 1. - 2006. - С. 19-42. - ISSN 1813-8918.

2. Енгалычев, В.Ф. Об особенностях применения метода контент-анализа в судебно-психологической экспертизе различной предметной направленности / В.Ф. Енгалычев // Прикладная юридическая психология. - № 3. - 2015. - С. 39-46. - ISSN 2072-8336.

3. Кононова, О.В. Применение технологий извлечения, экспликации и анализа мультимодального контекстного знания при исследовании терминологической базы междисциплинарного направления «Информатизация научной деятельности» / О.В. Кононова, Д.Е. Прокудин // International Journal of Open Information Technologies. - Том 8. - №12. -2020. - С. 133-145. - ISSN 2307-8162.

4. Лапошина, А.Н. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному / Н.А. Лапошина, М.Ю. Лебедева // Русистика. - 2021. - Том 19. - №3. - C. 331-345. - ISSN 2618-8163.

5. Прокопьева, Е.В. О возможностях контент-анализа Я-концепции личности / Е.В. Прокопьева // Северо-Кавказский психологический вестник. - Том 11. - № 1. - 2013. - С. 22-26. - ISSN 1819-4974.

6. Солодкий, Е.М. Русские принцессы на иностранных престолах. Оценка значимости для потомков методом контент-анализа / Е.М. Солодкий // Исследовательская деятельность в образовательном пространстве региона: материалы VII Регион. научн-практ. конф., г. Славянск-на-Кубани, 1-6 апр. 2019 г. / отв. ред. С.А. Алексанова, Н.Н. Фролова. -Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2019. - С. 185-190. - ISBN 978-5-90363-294.

7. Шкала самооценки ситуативной (реактивной)тревожности по Спилбергеру. - URL: https://www.no-stress.ru/testy/anxiety_fear_phobia.html (дата доступа: 17.10.2022).

8. Hara, N. Content analysis of online discussion in an applied educational psychology course / N. Hara et all // Instructional Science. - №28. - 2000. - Pp. 115-152. - https://doi.org/10.1023/A:1003764722829.

9. Yoon, E. Content analysis of acculturation research in counseling and counseling psychology: A 22-year review / E. Yoon, K. Langrehr & L.Z. Ong // Journal of Counseling Psychology. - №58(1). - 2011. - Pp. 83-96. - https://doi.org/10.1037/a0021128.

Психология

УДК 37.015.31

кандидат биологических наук, доцент Гравицкая Елена Геннадьевна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ХАРАКТЕР НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Аннотация. В статье раскрыты современные представления о нейропсихологических механизмах адаптации детей к обучению в школе. В современной структуре образования и воспитания педагоги и психологи изучают педагогику, психологию, социологию, однако, реализация на практике порой идет без опоры на психофизическую составляющую управления поведением, на нейробиологические процессы развивающегося мозга. В данной работе психолого-педагогические представления об адаптационных процессах начала школьного обучения описываются с опорой на свойства нервных процессов и особенности высшей нервной деятельности ребенка. Цель исследования является сформировать целостное представление о нейропсихологических механизмах каждого этапа адаптации к школе. Разбираются особенности формирования адаптационного напряжения у детей на примере таких свойств нервных процессов как пластичность, иррадиация возбуждения. Материал опирается на системное представление о процессах адаптации, на теорию функциональных систем П.К. Анохина, формирование динамического стереотипа и стадий адаптационных процессов. Такой синтез научных представлений позволяет педагогам и психологам учитывать нейробиологическую природу школьника. На основе психофизиологических закономерностей в статье обосновываются симптомы нарушения адаптации. Индивидуальность реакции адаптации ребенка к началу школьного обучения есть результат его нейрофизиологической зрелости. Целостное, многостороннее представление о механизмах приспособления к новым условиям позволит выработать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.