Научная статья на тему 'ХАРАКТЕР НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ'

ХАРАКТЕР НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / ПЛАСТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гравицкая Елена Геннадьевна

В статье раскрыты современные представления о нейропсихологических механизмах адаптации детей к обучению в школе. В современной структуре образования и воспитания педагоги и психологи изучают педагогику, психологию, социологию, однако, реализация на практике порой идет без опоры на психофизическую составляющую управления поведением, на нейробиологические процессы развивающегося мозга. В данной работе психолого-педагогические представления об адаптационных процессах начала школьного обучения описываются с опорой на свойства нервных процессов и особенности высшей нервной деятельности ребенка. Цель исследования является сформировать целостное представление о нейропсихологических механизмах каждого этапа адаптации к школе. Разбираются особенности формирования адаптационного напряжения у детей на примере таких свойств нервных процессов как пластичность, иррадиация возбуждения. Материал опирается на системное представление о процессах адаптации, на теорию функциональных систем П.К. Анохина, формирование динамического стереотипа и стадий адаптационных процессов. Такой синтез научных представлений позволяет педагогам и психологам учитывать нейробиологическую природу школьника. На основе психофизиологических закономерностей в статье обосновываются симптомы нарушения адаптации. Индивидуальность реакции адаптации ребенка к началу школьного обучения есть результат его нейрофизиологической зрелости. Целостное, многостороннее представление о механизмах приспособления к новым условиям позволит выработать оптимальный режим перехода ребенка на новый ритм школьного обучения с учетом общей функциональной зрелости и психоэмоциональной готовности к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гравицкая Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF NEUROPSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF CHILDREN'S ADAPTATION TO SCHOOL

The article reveals modern ideas about the neuropsychological mechanisms of children's adaptation to schooling. In the modern structure of education and upbringing, teachers and psychologists study pedagogy, psychology, sociology, however, implementation in practice sometimes goes without relying on the psychophysical component of behavior control, on the neurobiological processes of the developing brain. In this paper, psychological and pedagogical ideas about the adaptive processes of the beginning of schooling are described based on the properties of nervous processes and the characteristics of the child's higher nervous activity. The purpose of the study is to form a holistic view of the neurophysiological mechanisms of each stage of adaptation to school. The features of the formation of adaptive tension in children are analyzed on the example of such properties of nervous processes as plasticity, irradiation of excitation. The material is based on a systemic understanding of adaptation processes, on the theory of functional systems by P.K. Anokhin, the formation of a dynamic stereotype and stages of adaptation processes. Such a synthesis of scientific ideas allows teachers and psychologists to consider the neurobiological nature of the student. On the basis of psychophysiological regularities, the symptoms of adaptation disorders are substantiated in the article. The individual reaction of the child's adaptation to the beginning of schooling is the result of his neurophysiological maturity. A holistic, multifaceted understanding of the mechanisms of adaptation to new conditions will make it possible to develop the optimal mode for the transition of the child to a new rhythm of schooling, considering the general functional maturity and psycho-emotional readiness for schooling.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕР НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

первом месте. Для респондентов со средним уровнем тревожности происходит снижение частоты (т. е. значения) данной лексемы, и на первое место выходит «профессия». Здесь же вверх поднимается лексема «работа»: с 11-й позиции в первой выборке до 5-й позиции во второй. При этом в третьей выборке лексемы «работа» и «ребенок» делят уже 4-5-ю позиции.

Все сказанное ставит вопрос о смысловой сфере различных групп респондентов: насколько тревога по поводу будущей, а для некоторых уже сегодняшней профессии связана с их смыслами. Можно предположить, что студенты, ориентированные в своих представлениях о профессии в первую очередь на детей, на помощь ребенку, имеют меньший уровень тревожности, чем те, которые понимают будущую работу как «профессию», «ремесло», способ заработка денег. И даже если на явном уровне - на уровне тем - студенты с наиболее высоким уровнем тревожности способны скрывать подобные личностные смыслы, то семантическое ядро их эссе наглядно показывает снижение значения детей в числе их ценностей и повышение роли ремесла. Данные выводы ориентируют нас на улучшение качества мотивационной работы со студентами психолого-педагогических специальностей, на формирование их смысловой сферы в классическом для данной профессии ключе служения будущему.

Выводы. Данная работа явилась попыткой выявления языковых презентант психоэмоционального состояния в контексте будущей профессии у студентов психолого-педагогических специальностей.

Выявлена взаимосвязь в выраженности показателя тревожности в контексте будущей профессии студентов психолого-педагогических специальностей (выявленных стандартизированной диагностической методикой) и языковых презентант психоэмоционального состояния (полученных при помощи метода контент-анализа), к числу которых относится лексическое разнообразие эссе, их смысловые «темы» и семантические ядра. При этом наиболее значимыми языковыми презентатами тревожности выступают доминантные лексемы. Так, смещение акцента с лексем, описывающих идеальные педагогические отношения («ребенок», «любить»), на лексемы, которые характеризуют педагогическую деятельность как работу («работа», «работать», «нужно»), говорит о повышении уровня тревожности среди респондентов данной выборки.

Продолжением работы мы видим в использовании апробированных методов на выборке студентов разных курсов обучения с другими текстами: предполагается мене формальные, более личностные темы «Мой первый день на будущей работе», «Как я буду учить» и т.п., которые, на наш взгляд, позволят очистить эссе от популярных педагогических клише и штампов («Ребенок - это сосуд...», «Лучший способ сделать детей хорошими...» и др.). Также значимым представляется отработать и стандартизировать процедуру проективного исследования, четко определив его этапы, наборы языковых презентант, а также шкалы для оценки эмоционального состояния тревожности на его основе.

Литература:

1. Алмаев, Н.А. Контент-аналитическое исследование личности / Н.А. Алмаев, Г.Ю. Малкова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - Том 3. - № 1. - 2006. - С. 19-42. - ISSN 1813-8918.

2. Енгалычев, В.Ф. Об особенностях применения метода контент-анализа в судебно-психологической экспертизе различной предметной направленности / В.Ф. Енгалычев // Прикладная юридическая психология. - № 3. - 2015. - С. 39-46. - ISSN 2072-8336.

3. Кононова, О.В. Применение технологий извлечения, экспликации и анализа мультимодального контекстного знания при исследовании терминологической базы междисциплинарного направления «Информатизация научной деятельности» / О.В. Кононова, Д.Е. Прокудин // International Journal of Open Information Technologies. - Том 8. - №12. -2020. - С. 133-145. - ISSN 2307-8162.

4. Лапошина, А.Н. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному / Н.А. Лапошина, М.Ю. Лебедева // Русистика. - 2021. - Том 19. - №3. - C. 331-345. - ISSN 2618-8163.

5. Прокопьева, Е.В. О возможностях контент-анализа Я-концепции личности / Е.В. Прокопьева // Северо-Кавказский психологический вестник. - Том 11. - № 1. - 2013. - С. 22-26. - ISSN 1819-4974.

6. Солодкий, Е.М. Русские принцессы на иностранных престолах. Оценка значимости для потомков методом контент-анализа / Е.М. Солодкий // Исследовательская деятельность в образовательном пространстве региона: материалы VII Регион. научн-практ. конф., г. Славянск-на-Кубани, 1-6 апр. 2019 г. / отв. ред. С.А. Алексанова, Н.Н. Фролова. -Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2019. - С. 185-190. - ISBN 978-5-90363-294.

7. Шкала самооценки ситуативной (реактивной)тревожности по Спилбергеру. - URL: https://www.no-stress.ru/testy/anxiety_fear_phobia.html (дата доступа: 17.10.2022).

8. Hara, N. Content analysis of online discussion in an applied educational psychology course / N. Hara et all // Instructional Science. - №28. - 2000. - Pp. 115-152. - https://doi.org/10.1023/A:1003764722829.

9. Yoon, E. Content analysis of acculturation research in counseling and counseling psychology: A 22-year review / E. Yoon, K. Langrehr & L.Z. Ong // Journal of Counseling Psychology. - №58(1). - 2011. - Pp. 83-96. - https://doi.org/10.1037/a0021128.

Психология

УДК 37.015.31

кандидат биологических наук, доцент Гравицкая Елена Геннадьевна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ХАРАКТЕР НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Аннотация. В статье раскрыты современные представления о нейропсихологических механизмах адаптации детей к обучению в школе. В современной структуре образования и воспитания педагоги и психологи изучают педагогику, психологию, социологию, однако, реализация на практике порой идет без опоры на психофизическую составляющую управления поведением, на нейробиологические процессы развивающегося мозга. В данной работе психолого-педагогические представления об адаптационных процессах начала школьного обучения описываются с опорой на свойства нервных процессов и особенности высшей нервной деятельности ребенка. Цель исследования является сформировать целостное представление о нейропсихологических механизмах каждого этапа адаптации к школе. Разбираются особенности формирования адаптационного напряжения у детей на примере таких свойств нервных процессов как пластичность, иррадиация возбуждения. Материал опирается на системное представление о процессах адаптации, на теорию функциональных систем П.К. Анохина, формирование динамического стереотипа и стадий адаптационных процессов. Такой синтез научных представлений позволяет педагогам и психологам учитывать нейробиологическую природу школьника. На основе психофизиологических закономерностей в статье обосновываются симптомы нарушения адаптации. Индивидуальность реакции адаптации ребенка к началу школьного обучения есть результат его нейрофизиологической зрелости. Целостное, многостороннее представление о механизмах приспособления к новым условиям позволит выработать

оптимальный режим перехода ребенка на новый ритм школьного обучения с учетом общей функциональной зрелости и психоэмоциональной готовности к обучению в школе.

Ключевые слова: адаптация, готовность к обучению в школе, функциональная система, динамический стереотип, пластичность.

Annotation. The article reveals modern ideas about the neuropsychological mechanisms of children's adaptation to schooling. In the modern structure of education and upbringing, teachers and psychologists study pedagogy, psychology, sociology, however, implementation in practice sometimes goes without relying on the psychophysical component of behavior control, on the neurobiological processes of the developing brain. In this paper, psychological and pedagogical ideas about the adaptive processes of the beginning of schooling are described based on the properties of nervous processes and the characteristics of the child's higher nervous activity. The purpose of the study is to form a holistic view of the neurophysiological mechanisms of each stage of adaptation to school. The features of the formation of adaptive tension in children are analyzed on the example of such properties of nervous processes as plasticity, irradiation of excitation. The material is based on a systemic understanding of adaptation processes, on the theory of functional systems by P.K. Anokhin, the formation of a dynamic stereotype and stages of adaptation processes. Such a synthesis of scientific ideas allows teachers and psychologists to consider the neurobiological nature of the student. On the basis of psychophysiological regularities, the symptoms of adaptation disorders are substantiated in the article. The individual reaction of the child's adaptation to the beginning of schooling is the result of his neurophysiological maturity. A holistic, multifaceted understanding of the mechanisms of adaptation to new conditions will make it possible to develop the optimal mode for the transition of the child to a new rhythm of schooling, considering the general functional maturity and psycho-emotional readiness for schooling.

Key words: adaptation, readiness for schooling, functional system, comprehensive stereotype, plasticity.

Введение. Основой педагогических инноваций являются современные взгляды отечественной нейропсихологии на процессы школьной успеваемости и адаптации к школьному обучению. Адаптация как активный процесс приспособления к меняющимся условиям сопровождает ребенка с самого рождения. Адаптация к школе - особый, длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты [1, С. 112]. Адаптация как сложный мультифакторный процесс отвечает за приспособление к новым условиям. А начало систематического обучения в школе и есть резкое возникновение таких перемен со стороны окружающей среды: новый режим дня, питания, социума, умственных и физических нагрузок. Рассматривая адаптационные механизмы с точки зрения функциональных систем, мы находим напряжение в работе нервной системы, эндокринной системы. Откликаются на внешние воздействия и сердечно-сосудистая, и пищеварительная системы, и иммунитет. И такая настройка на новый ритм работы порождает замкнутый круг. Психика, психологическое состояние меняет состояние функционирования систем организма, а они, в свою очередь, по законам обратной связи воздействуют на нервную систему. И психологическое состояние как отражение нервных процессов также трансформируется. В литературе хорошо описаны этапы адаптации: первый этап - ориентировочный; второй этап -неустойчивое приспособление; третий этап - период относительно устойчивого приспособления. Мы же рассмотрим определенный период нейропсихического созревания детей возраста 6-7 лет, который определяется как «готовность к обучению в школе». Однако нужно учесть, что с точки зрения биологического потенциала, физиологии, ребенок этого возраста входит в закономерный биологический процесс перестройки организма, так называемый сенситивный период. Этот период не просто особо чувствительный к разного рода внешним воздействиям (окружающей среды, педагогическим и другим), но является к тому же критическим периодом. В этот промежуток онтогенетического развития происходит серьезная перестройка коры больших полушарий, идет окончательное формирование шестислойной коры и начало установление новых нейронных связей [2, С. 20].

Соединение двух глобальных процессов в растущем организме: прохождение критического периода и приспособление к абсолютно новым внешним условиям школьного обучения приводят порой к неожиданным поведенческим реакциям ребенка, изменению вектора его психологического и психосоматического состояния.

Изложение основного материала статьи. Когда ребенок подходит к периоду начала школьного обучения, его психологические особенности базируются на том уровне функционального созревания, при котором возможно успешное усвоение школьных знаний. Однако, в первые недели учебы ребенок может измениться, замкнуться или начать конфликтовать с окружением, несмотря на применение правильных, рациональных педагогических приемов. У ребенка может сформироваться и закрепиться стойкое нежелание к обучению. Его психоэмоциональное состояние и есть отражение адаптационных процессов периода начала школьного обучения. Нужно учитывать, что и нейрофизиологическое развитие достаточно неустойчивое из-за активного формирования коры больших полушарий в этот возрастной период [2, С. 12].

Первый этап адаптации, названный «физиологической бурей», отражает состояние неустойчивого приспособления функциональных систем, этаких «качелей» всех психосоматических показателей. А нервная система в этот период адаптируется за счет такого свойства нервных процессов как пластичность [3, С. 46] Пластичность мозга определяется способностью нейронных сетей меняться биохимически и функционально под воздействием внешней ситуации, изменения окружающей среды. Эти изменения достаточно вариабельны и затрагивают связи коры больших полушарий, трансформируя старые и формируя новые нейронные пулы, как основу новых сформированных поведенческих реакций в ответ на изменение среды, как, например, в рассматриваемом случае начала школьного обучения. У ребенка незрелость физиологических механизмов регуляции поведения основывается на преобладании процессов возбуждения над торможением в центральной нервной системе. Процессы возбуждения генерируются более зрелыми в этом возрасте подкорковыми структурами: ретикулярной формацией стволовой части мозга, лимбической системой, отвечающей за эмоциональной состояние. Такое возбуждающее влияние подхватывает таламус промежуточного мозга и доносит его в восходящем направлении до коры больших полушарий. Сам таламус так же усиливает возбуждение, и оно достигает такой силы, с которой не справляется еще недостаточно зрелая кора больших полушарий. В целом одно из функциональных назначений коры - тормозить восходящие возбуждающие влияния подкорки. В возрасте 6-7 лет взаимодействие «кора -подкорка» еще не установилось по дефинитивному типу. В этот период происходит энергичное структурирование коры больших полушарий, формирование нейронного послойного взаимодействия в колонках неокортекса, однако тормозное влияние коры еще недостаточно для компенсации подкорковых возбуждающих влияний. [9, С. 94]. Сильны так же ориентировочные рефлексы, которые возникают на каждый новый раздражитель [4, С. 109]. Ориентировочные реакции у ребенка подразумевают обширную иррадиацию возбуждения в коре больших полушарий и лежат в основе рассеивания внимания, высокой отвлекаемости на сторонние раздражители. Такое состояние приводит к расходованию нейрофизиологических резервов как в энергетическом плане, так и в механизмах синаптического обеспечения передачи нервных импульсов, что приводит к дефициту тормозных медиаторов в незрелых тормозных нейронных сетях. Вот почему на этом этапе отмечается не только нелокализованные ориентировочные реакции, как бы «растекающиеся» по отделам центральной нервной системы, но и общее перевозбуждение нервной системы. Как результат повышается общая эмоциональная напряженность ребенка, часто сопровождаемая симптомами нервного истощения, например капризностью,

вспышками беспричинного гнева и агрессии или сонливостью. Ребенок быстро утомляется, жалуется на слабость, не удерживает долго внимание на объекте, легко отвлекается на сторонние стимулы. Необходимо помнить, что в этот период формируется новый динамический стереотип режима дня. Динамический стереотип - это закрепленная нервными связями устойчивая система безусловно-рефлекторных и условно-рефлекторных реакций. Сформированный динамический стереотип является устойчивой функциональной системой и легко и долго поддерживается как на нервном, так и на энергетическом уровне. Но вот выработка его, установление новых взаимодействий, нервных связей есть процесс энергоемкий, трудный, так как происходит образование новых нейронных сетей, что всегда создаёт напряжение нейрофизиологических резервов организма. В поведении ребенка можно заметить активное или пассивное сопротивление этой новой организации режима дня [5, С. 26].

Второй этап неустойчивого приспособления связан с механизмом привыкания и подразумевает повышения экономичности нервных процессов за счет формирования новых функциональных систем. Теория функциональных систем П.К. Анохина позволяет использовать системный подход в педагогической психологии. Функциональные системы, связанные с обучением, формируются на основе внешнего звена саморегуляции через изменения поведения. Функциональная система, по П.К. Анохину - динамическая, саморегулирующаяся организация органов и систем, компоненты которых взаимосвязаны и способствуют обеспечению различных полезных приспособительных результатов [1, С. 112]. Главным звеном организации поведенческой реакции с точки зрения теории функциональных систем является обратная связь, от исполнительных органов к акцептору результата действия, то есть сравнение результата с запрограммированными целями. Ребенку сложно самостоятельно создать конечный образ, который должен быть достигнут. Как правило, это сочетание образа школьного поведения, созданного родителями и окружением, трансформированный личным представлением и опытом. То есть и сам образ, как запечатленный результат функциональной системы достаточно размыт и подвижен. Но постепенно нейрофизиологический механизм создания новой функциональной системы в результате повторяемости начинает формировать нейронный «проторенный путь», происходит облегчение нервных процессов, участвующих в организации поведенческих квантов. Эта повторяемость способствует и укреплению рефлекторных связей, лежащих в основе формирования динамического стереотипа. Постепенно наблюдается более четкая локализация ориентировочных реакций, вовлеченность ребенка в новую ситуацию, уменьшается отвлекаемость, усиливается сосредоточение на основе произвольного внимания. Однако незрелость нервной регуляции приводит к возникновению периодических трудностей в обучении или в отторжении новой среды [6, С. 26].

Третий этап относительно устойчивого приспособления базируется на уже достаточно сформированном динамическом стереотипе как формы функциональной системы. Особенностью нейропсихических процессов у детей является более легкое, чем у взрослых, формирование динамического стереотипа и длительное его поддерживание с минимальными нейрофизиологическими затратами. Это один из универсальных механизмов нейропсихической адаптации и организации новых поведенческих актов [7, С. 143]. Мозг ребенка быстрее формирует новые нейронные сети в силу активных пластических процессов растущего организма в целом, и в нервной системе в частности. Именно период 6-7 лет характеризуется эффективным формированием нейронных связей, что и определяет высокую способность ребенка к запоминанию и усвоению новых моделей поведения [9, С. 167]. Такие нейронные взаимодействия наблюдаются и в нейронных функциональных сетях, определяющих поведенческие акты, связанные с процессом обучения. Такой этап облегченного формирования динамического стереотипа наступает быстрее при грамотном и индивидуальном подходе к ребенку не только педагогов, психологов, но и родителей. Так же способствуют формированию адаптационных механизмов и врожденные реакции интереса к новизне, поддерживающие активацию мозговых процессов.

Продолжительность всех трех фаз нейропсихологической адаптации приблизительно шесть недель, а наиболее напряженными являются временные этапы формирования первой и второй фазы адаптации. Длительность этих фаз индивидуальны для каждого ребенка, зависят от степени его психофизиологической зрелости, уровня функционального развития систем организма, здоровья и имеют большую вариабельность.

В поведении ребенка можно выделить начальные признаки нарушения адаптации, это и повышенная утомляемость, двигательная расторможенность или сонливость, появление необоснованной тревожности, страхи, эмоциональная неустойчивость или апатия, неустойчивость настроения снижение учебной мотивации. В состоянии здоровья так же появляются признаки дисбаланса функциональных систем: появление частых простудных заболеваний, боли в животе, головная боль, тошнота, навязчивые движения, беспокойный сон [8, С. 134].

Выводы. Для оптимизации адаптационных механизмов педагог, имеющий педагогическое образование, и школьный психолог должен применять дифференциальные нейропсихологические методы, вести активную работу с родителями по обеспечению плавного и корректного приспособления ребенка к новым условиям школьного обучения, выработка оптимального режима дня ребенка с учетом его нейрофизиологической зрелости, типа нервной системы, общей психоэмоциональной готовности к обучению в школе.

Литература:

1. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. - Москва: Наука, 1980. - 216 с.

2. Безруких, М.М. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка / М.М. Безруких, Р.И. Мачинская, Д.А. Фарбер // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. -№ 6. - С. 10-24

3. Гравицкая, Е.Г. Анатомия центральной нервной системы [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.Г. Гравицкая. - Киров: МЦИТО, 2019. - 1 CD-ROM.

4. Гравицкая, Е.Г. Возрастная анатомия и физиология / Е.Г. Гравицкая. - Москва: МГПУ, 2020. - 136 с.

5. Корсакова, Н.К. Нейропсихология внимания и задача Струпа / Н.К. Корсанова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2014. - № 3. - С. 26-33

6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. школьников / [Т.В. Ахутина и др.]: под ред. Т.В. Ахутиной , О.Б. Иншаковой. - Москва: В. Секачев, 2008. - 128 с.

7. Рябинская, Е.А. Стратегические задачи педагогики и нейропсихология / Е.А. Рябинская // XVI Вишняковские чтения. Проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования в регионе на современном этапе материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина - 2013. - С. 143-149

8. Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова. - Москва: Рос. пед. Агентство, 1997. - 281 с.

9. Фарбер, Д.А Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе: Электрофизиологическое исследование / Д.А. Фарбер. - Москва: Просвещение, 1969. - 279 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.