Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И БЛОКОВ УЧЕБНЫХ СООБЩЕНИЙ'

ПОСТРОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И БЛОКОВ УЧЕБНЫХ СООБЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАК / МНОЖЕСТВО / ОБЩЕНИЕ / СТРУКТУРА / ПОРОГОВЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович

Статья обращает внимание на структурную организацию средств общения участников образовательного процесса. Основным средством, обеспечивающим жизненный цикл процесса обучения, является выраженный в различных вариантах и на различных носителях учебный текст. В статье указывается на необходимость строгой гармонизации используемых при создании текста языковых средств выражения его содержания, уровня предподготовки обучающегося и профессиональных умений и навыков преподавателей. Указывается на продуктивность применения методов математического анализа при исследовании различных аспектов организации структур текстов. Отмечено присутствие прямого и альтернативного направлений протекания процессов ознакомления и восприятия текста обучающимися. Подчёркивается обязательность взаимоувязывания параметров и содержания учебных курсов присутствующих в данный период в образовательном процессе. Приведён простейший пример оперирования с элементами предложения, блоком текста с использованием процедур перестановок. Отмечены основные закономерности построений произвольных элементов и в целом учебных сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF ELEMENTS AND BLOCKS OF EDUCATIONAL MESSAGES

The article draws attention to the structural organization of communication means of educational process participants. The main means providing the lifecycle of the learning process is an educational text expressed in different variants and in different media. The article points out the necessity of strict harmonization of the linguistic means of expressing the content of the text, the level of pre-training of students, and professional skills of teachers. The article points out the productivity of using methods of mathematical analysis in the study of various aspects of the organization of text structures. The presence of direct and alternative directions of the processes of familiarization and perception of the text of the student is noted. The binding binding of interconnection of parameters and the contents of training courses present at the given period in the educational process is underlined. A simple example of operations with elements of a sentence, a block of text using permutation procedures is given. The main regularities of the construction of arbitrary elements and educational messages in general are marked.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И БЛОКОВ УЧЕБНЫХ СООБЩЕНИЙ»

(рекомендуемого педагогической системой) тезаурусов. Приобретаемый при этом третьей стороной - обучающимися, учебный опыт, демонстрирует характер несколько подчёркнуто обособленных законченных решений отдельных дискретных задач, решений конкретных проблем, выполнения вычлененных операций и т.д. Опыт всегда одновременно и оригинален в индивидуальной трактовке преподавателя, и образцово стандартен в своём обязательном соответствии с алгоритмами решений общих задач обучения. Но лишь при наличии и практическом применении единых целей обучения и обобщённых механизмов их достижения, все промежуточные результаты технологически неразрывно объединяются в единый комплекс профессиональных умений и навыков [5].

Временной такт работы обучающегося и преподавателя, применяющего систему модульного обучения «скважен» (т.е. кратен частоте обращения к создаваемой модульной системе того и другого) и, с точки зрения перспективы достижения высокой эффективности, с момента приобретения обучающимся возможности и способности применять учебную информацию модуля в практических целях (включая теоретические разработки), должен быть безоговорочно подчинён этому ритму. В действительности нормальное обучение непрерывно порождает сомнения, и лишь затем наступает озарение, причём процессы преодоления сомнений неизбежно несут и всё возрастающие по познавательному уровню качественно новые знания и вновь возникающие сомнения в их истинности, при этом на новом уровне рождаются квалитативно иные сочетания уже известных истин и новых сомнений и т.д. В свою очередь эти сомнения наиболее плодотворно разрешаются в сочетании активного самостоятельного поиска обучающегося и помощи преподавателя-тьютора.

Выводы. Обращение повышенного внимания в курсах изучения методик преподавания специальных дисциплин на структурную организацию процессов обработки воспринимаемой обучающимися учебной информации позволяет более полно раскрыть задачи формирования у обучающихся профессиональных умений преобразовывать учебную информацию. Выполняемое в режиме учебных занятий ознакомление и последующее закрепление приобретаемых умений до уровня навыков позволяет выстроить процесс обучения будущих выпускников педагогического вуза методикам создания совершенных структурных моделей частных разделов технологий применения в практических условиях систем модульного обучения. Расширенное изучение отдельных показателей технологичности процесса обучения позволяет обучающемуся (будущему преподавателю) раздельно-адресно выделять и использовать в практической деятельности чёткие характеристики каждого элемента обучающей системы.

Литература:

1. Алексеева, Е.А. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: преобразование и интерпретация информации / Е.А. Алексеева // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - № 11 (7). - С. 10-14

2. Боженкова, Л.И. Преобразование учебной информации необходимое условие формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И Боженкова, С.В. Мотеюнене // Преподаватель XXI век. -2013.- № 4.- С. 135-143

3. Гилев, А.А. Особенности обработки информации в решении учебных физических задач / А.А. Гилев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 5. - С. 142-145

4. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. / Р.М. Грановская. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета. - 1988. - 560 с.

5. Корчемкина, Ю.В. Выпускная квалификационная работа как средство развития информационно-аналитических умений бакалавров / Ю.В. Корчемкина, С.А. Рогозин // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. - № 6. - С. 126-133

6. Ломов, Б.Ф. Математика и психология в изучении процессов принятия решений / Б.Ф. Ломов // Нормативные и дескриптивные модели процессов принятия решений. Сб. научн. трудов АНСССР, ин-т психологии. - Изд-во Наука. -1981. - 350 с.

7. Медведева, Л.В. Психологические аспекты трансформации учебной информации в личное знание будущего специалиста / Л.В. Медведева // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2019. - № 4. - С. 164-172

8. Соловкина, И.В. Информационная культура студента вуза как средство успешной профессиональной деятельности в будущем / И.В. Соловкина, А.А. Темербекова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3(88). - С. 110-111

9. Тулохонова, И.С. Моделирование системы обучения на основе тезаурусного подхода / И.С. Тулохонова // Науковедение. - 2017. - Том 9. - №4. - http://naukovedenie.ru/PDF/86TVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ПОСТРОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И БЛОКОВ УЧЕБНЫХ СООБЩЕНИЙ

Аннотация. Статья обращает внимание на структурную организацию средств общения участников образовательного процесса. Основным средством, обеспечивающим жизненный цикл процесса обучения, является выраженный в различных вариантах и на различных носителях учебный текст. В статье указывается на необходимость строгой гармонизации используемых при создании текста языковых средств выражения его содержания, уровня предподготовки обучающегося и профессиональных умений и навыков преподавателей. Указывается на продуктивность применения методов математического анализа при исследовании различных аспектов организации структур текстов. Отмечено присутствие прямого и альтернативного направлений протекания процессов ознакомления и восприятия текста обучающимися. Подчёркивается обязательность взаимоувязывания параметров и содержания учебных курсов присутствующих в данный период в образовательном процессе. Приведён простейший пример оперирования с элементами предложения, блоком текста с использованием процедур перестановок. Отмечены основные закономерности построений произвольных элементов и в целом учебных сообщений.

Ключевые слова: учебные тексты, информация, знак, структура, множество, общение, структура, пороговые функции. Annotation. The article draws attention to the structural organization of communication means of educational process participants. The main means providing the lifecycle of the learning process is an educational text expressed in different variants and in different media. The article points out the necessity of strict harmonization of the linguistic means of expressing the content of the text, the level of pre-training of students, and professional skills of teachers. The article points out the productivity of using methods

of mathematical analysis in the study of various aspects of the organization of text structures. The presence of direct and alternative directions of the processes of familiarization and perception of the text of the student is noted. The binding binding of interconnection of parameters and the contents of training courses present at the given period in the educational process is underlined. A simple example of operations with elements of a sentence, a block of text using permutation procedures is given. The main regularities of the construction of arbitrary elements and educational messages in general are marked.

Key words: educational texts, information, sign, structure, set, communication, structure, threshold functions.

Введение. Деятельность общения это сфера человеческих взаимоотношений, в которых главная роль принадлежит не явно выраженным значениям, а несколько скрытым, часто достаточно сложно закодированным смыслам, разнохарактерным идеям, многообразным интенциям. В идеологической совокупности это переплетение выражает некоторую, подчинённую образовательным целям коммуникативно-познавательную деятельность, в которой всю жизнь пребывает человек. В сфере учебной деятельности общения ведущая роль предоставлена смыслам выполненных (законченных) действий, оцениваемых самой личностью. Отмечено, что генеральным фактором, обеспечивающим повышение эффективности образовательного процесса сконструированного на базе сетевых технологий использующих методы структурирования дидактического наполнения предметной области разноплановых дисциплин являются приобретённые знания, умения, навыки и профессиональные компетенции педагога в областях глубокой интеграции такого рода технологий в образовательном процессе.

Применение вариативных методов математического анализа в исследованиях различных аспектов участия элементов и структур учебных текстов, используемых в образовательном процессе, свидетельствует о наличии достаточно сильной корреляции между словами каждого предложения, а также присутствие ярко выраженной зависимости адресного смысла сообщения от устанавливаемого авторами порядка слов. Мысли, развёртываемые в учебных текстах всецело интернациональны, они беспрепятственно излагаются на языках, сформированных самыми различными алфавитами [1]. Языки рассматриваются как различные лингвистические алгебры, определённые над единым носителем, представленным совокупным множеством, мыслей подвластных руководству человеком.

Изложение основного материала статьи. Выступая в форме знаковой системы, учебный текст является и принуждённо сформированной второй реальностью, и акциональным средством расширения потенциала возможностей общения человека со всеми областями окружающего мира. Общение происходит при генеральной установке на максимальную гармонизацию этого глубоко специфического процесса, а само общение в своей сущности вне поля знаков невозможно в принципе. По мере усвоения сообщаемого учебного материала и накопления знаний свыше некоторого объёма, обеспечивающего процесс ассоциативного и абстрактного мышления, в сознании обучающегося организуется пошаговое сворачивание и адресно направленное размещение в памяти знаний для последующего длительного безущербного хранения и, по мере необходимости, копирования-использования. Хранение закодированных в процессах мышления свёрнутых в образы воспринятых идей, замыслов, намерений действий, выполняется в знаковых вариативных структурах текста; хранение же выполненных действий, закодированного «конспекта» осуществлённого процесса происходит в форме записи его исполнения зашифрованной в кодах памяти.

Информационное обеспечение образовательного процесса наделяется собственной структурой и набором специфических элементов, которые конструктивно взаимосвязаны между собой. Динамика возрастания объёмов знаний в решающей степени определяется расширением количества и углублением содержательности областей пересечения и наложения интересов и исследований, производимых в самых различных научных областях. Отражая проявляющиеся изменения, образовательный процесс достаточно оперативно модифицирует свою структуру. Вновь возникающие революционные взаимосвязи областей науки настойчиво диктуют новационные требования по оптимизации композиций последовательностей преподнесения новационных положений в учебном процессе.

Представление процессов непрерывного усложнения отображений поступающих учебных сообщений первоначально в сознании, а далее в базе знаний обучающегося (в процессе интенсивного насыщения её содержания) связано с необходимым разделением направлений продвижения учебной информации: перспективного - на первоначальном этапе восприятии и свертывании, и последующего - ретроспективного, реализуемого при обработке воспринятой информации. Последний выполняется при запросе из долговременной памяти дополняющих сведений с целью использования их в акте мыслительной деятельности при создании некоторого идеального продукта, либо для оперативной перепроверки и подтверждения её истинности закреплённой в убеждениях самого обучающегося. Преподаватель прослеживает и активно сопровождает только прямой ход процесса и в патерновом режиме осуществляет его «контролирующее» сопровождение, оценивает успешность усвоения, корректность всего объёма свёртки, эффективность, оптимальность и техническую законченность упаковки, достаточность и необходимость тренировки на прикладном дидактическом материале, необходимость специальных упражнений, грамотное и корректное предъявление целого и составляющих его частей и т.д. Однако в реальной обстановке неотъемлемо и наступательно предъявляет себя и реактивно-негативный аверсный ход -дешифровка и разупаковка уже воспринятой информации, сопровождаемый переоценками, потерями части знаний и напряжённым их восполнением, утерями отдельных навыков обучения и т.д. [6]. Все эти процессы в решающей мере контролирует сам обучающийся.

Дополнительно необходимо подчеркнуть, что обучающийся в процессе осмысления учебной информации преодолевает деструктивное влияние сомнений, приобретая через учебный труд совершенно необходимые ему «ограждающие» умения преодоления противодействия отрицательных обстоятельств обучения.

Сложность применения в текстовом анализе счётного математического аппарата состоит в том, что любой текст сам по себе всегда незакончен и, включая в себя обязательные элементы эллиптичности, дополнительно сохраняет в себе достаточно хорошо скрытые аспекты умолчания, неуклонно предполагая нескончаемо углубляющийся анализ своей сути [8]. Проводя учебные занятия преподаватель находится перед практически неразрешимой дилеммой: усложнённый текст, полностью решая задачи донесения до обучающихся требуемого объёма информации при высоком её качестве, трудно воспринимаем, и не вся аудитория в состоянии без дополнительных разъяснений воспринять всю полноту учебных сообщений, но излишне упрощённый текст не способен воплотить и выразить всю требуемую полноту программы обучения [4]. На практике уровень и качество усвоения данного блока учебного материала впрямую определяется сложностью текстового материала, а понимание самого текстового материала, обусловливается его текущими характеристиками, в частности - в значительной степени длиной слов и построением предложений.

В применяемом на практике естественном языке тексты и гармонирующие с ними смыслы далеко не всегда связаны взаимно-однозначно. Смысл одного и того же текста может значительно меняться в зависимости от принятого выбора предметных переменных и от окружающего контекста. Необходимо заметить, что один и тот же смысл возможно выразить существенно различающимися текстами. Процессы восприятия и последующей обработки учебной информации - в принципе не принадлежат классу алгоритмизируемых разработок. В качестве примера функционирования процедур

усложнения формы текста возможно проанализировать механизм преобразования содержания некоторых учебных сообщений.

Сообщение представляется как логически цельная последовательность дискретных элементов подвергаемая внешнему «усложнению». Рассматривается процедура умножения (возведения в степень) выделенного подмножества элементов учебного сообщения (например, отдельного ограниченного подмножества дескрипторов), которое может реформироваться как в пошаговом, предопределённом режиме, так и в свободных режимах инсайта, программируемого конкурентного поиска, жёсткой соревновательной напряжённости, форсмажорной актуальной в ограниченной реальном времени необходимости принятия исключительного оптимального решения и др.

Алгебраическая запись этого процесса представляется как:

ва> = в®-в® •-..•В® (Ц

где: п - показатель степени (количество перемножений);

ВЩ - врассматриваемом случае - выделенное единичное счётное множество;

ВЩ = {Л, J2,...,Jj,...,Jk}; всего множество В(^ содержит к элементов;

J(j) - элементы конкретных множеств.

В объединённой записи учебные элементы представляются как J(1) = (а1,а2,...); J(2) = (Ь1,Ь2,...); J(3) = (с1,с2,...), причём окончательные варианты отображений Bi учебных элементов Jj (см. ранее) могут быть самыми разнообразными, они могут меняться во времени, изменяются с переменой формы обучения, различно трактуются во всевозможных способах комплектования учебных коллективов и т.п., например, если В={Ь1, Ь2}, то В3 = {(Ь1,Ь1,Ь1), (Ь1,Ь1,Ь2), (Ь1,Ь2,Ь1), (Ь1,Ь2,Ь2), (Ь2,Ь1,Ь1), (Ь2,Ь1,Ь2), (Ь2,Ь2,Ь1), (Ь2,Ь2,Ь2)} [2].

Упрощённый вариант приведённой формулы 1 расписывается в следующем виде: Не очень интересно сочетание: Ь1=бумажный и Ь2=тапок, В'= «бумажный тапок»; но вот из Ь1=> «шерстяной» и Ь2 => «шарф», уже в варианте «В2» образуются смыслонаполненные сочетания, некоторые из них несут и эмоциональную нагрузку.

Можно качественно дополнить картину преобразований отдельных единичных множеств используя приём количественных перестановок и выборочных (по задаваемому критерию) исключений. Принимая Ь1 = камень, Ь2 = дорога, Ь3 = река, можно образовать довольно обширный список вторичных понятий (приведены только отдельные примеры):

Камень, камень, камень - мостовая? Камень, камень, река - пороги? Камень дорога река - мост? Дорога камень камень - просёлок? Дорога камень река - брод? Река дорога дорога - объезд?

В действительности на основе таких структурных построений конструируются первоначальные варианты многочисленных тестов, в том числе, психоаналитической направленности [5]. В контроле знаний и совершенства тезауруса обучающихся они могут быть использованы, например, для оценки точности выполненной операции при переводе описаний в строгий алгоритм действий. Как некоторый подвид пороговой функции тесты такого рода используются для оценки качества логических связок в различных версиях перестановок элементов.

В основе каждого из применяемых методов заложены некоторые правила, наперёд определяющие требуемые свойства создаваемых конфигураций. В первую очередь это индексные и структурные свойства, характеризующие системы кодированного описания элементов и правила расположения элементов в массивах информации.

Рассмотренные преобразования демонстрируют механизмы решения простейших задач поиска и корректировки логически совершенных инверсных (включая реверсивные) фраз, раскрывающих линейные механизмы формирования простейших понятий, терминов, определений. Предлагаемые варианты построений образуют рельефные и контрастные комплексы, наиболее полно и точно характеризующие повышающуюся внутреннюю настроенность, совершенствующуюся мобилизационную и мыслительную готовность, приспособительную лабильность, качественное совершенствование и возрастающую понятийную наполненность и общую широту тезауруса и т.д. каждого обучающегося. В действительности, кроме обучающей, описываемый комплекс приёмов позволяет на этой же базе внедрять ведущие положения воспитательной функции, что в немалой степени расширяет возможности педагогической деятельности преподавателя, вооружая его современным методологическим аппаратом анализа комплекса результатов наблюдений за обучающимися.

Описанный комплекс также может быть отнесён к логическому понятию «полного тезауруса», когда Q - исчерпывающе необходимый набор базы знаний отличника по данной дисциплине (но даже частично не перекрывающий его интеллектуальный потенциал), определяется не столько продемонстрированной суммой знаний, сколько эвентуальной способностью достаточно обученного выпускника конструировать тематически ориентированные разумно-логические сочетания из воспринятых, усвоенных качественно закреплённых понятий, определений, терминов, заключений и т.д. [7]. В этом случае, создаваемое элементарным перебором сочетаний рассмотренных дефиниций с последующим их логически и рефлексивно контролируемым факторным анализом и тщательной перепроверкой получаемого результата, понятийное поле сформированного личного варианта изучаемой в текущий период образовательной области позволяет обучаемуся достаточно успешно и квалифицированно «сопровождать» самообучение, достигая определённого высоко профессионального уровня подготовки.

Учебная ситуация наполнения баз знаний, умений, навыков, в такой ситуации, больше соответствует программно заданному перемножению подмножеств учебных сообщений, принципиально отражённых не только на критериальные требования действующей в данном разделе, этапе учебного процесса контрольно-оценочной функции, но и на все функции занятий, приобретаемые и развиваемые социальные ценности, практическую значимость и предрасположенность к перспективному использованию полученного образования и т.д. Т.е. необходимо предусмотреть в качестве обязательного последующего шага в развитии формулы (1) операцию формального перемножения представленных единичных множеств

тезауруса (понятий, определений, терминов и др.) и дальнейшее проведение исчерпывающего кластерного анализа с целью выделения из всех полученных наборов мини-элементов приемлемых смыслосодержащих сочетаний. С точки зрения алгоритма выполнения предлагаемых операций - это является полным повторением одного из вариантов широко применяемой креативной теории решения изобретательских задач - ТРИЗ:

B[J(j)] =В1 -В2 «... Bn = (al. а2,.„) • (Ы, Ь2,...) •„• (zl, z2,...); (2).

Следует также учесть, что выполнение условий закона композиции учебных предметов предопределяет форму и содержание логической функции такого анализа. При определённой учебным заданием (например, утверждённом учебным планом) последовательности изучения предметов, комплексную функцию, отражающую степень приближения предоставляемого обучающимся объёма изучаемого учебного материала к назначенному образовательным стандартом, соответствия стандартных и предъявляемых уровней требований, тесноту связей учебных элементов всех изучаемых дисциплин и т.д. для всех накапливаемых и внедряемых информационных новшеств изучаемой дисциплины можно записать как:

XI * Х2 Хп • N: (3),

где: N - область установления функции обученности на реальном множестве её значений, а также выделенные области рекомендуемых и приемлемых с точки зрения требований образовательного стандарта достигаемых уровней обученности;

X1,...,Xn - элементы новизны (дескрипторы, термины, определения и т.д.), приобретаемые обучающимся на отдельном занятии [3].

Процедура умножения выявленных локальных множеств используется как приём конструирования расширительного счётного множества понятий определённой области знаний. Создаваемое счётное индексированное множество дискретных учебных элементов довольно просто может быть подвергнуто элементарному качественному анализу, обеспечивающему выставление объективной оценки знаний обучающегося. Процедурно подобная последовательность действий трактуется как особый тестовый контроль процесса обучения.

Принципиальным представляется положение о том, что процедура умножения множеств «не подчиняется» переместительному закону (закону композиции). Отсюда следует, что объективно отнюдь не являются равнозначными для конечного итога обучения достижения заданного стандартом уровня обученности, основанные на использовании не подвергнутых методическому контролю различных (произвольных) последовательностей изучения отдельных понятий, сочетаний и перестановок проводимых занятий, порядка освоения учебных тем и т.д. Эта особенность организации учебного процесса явственно отслеживается на практике [9]. И тем более совершенно объективно не равнозначна некорректная последовательность преподавания учебных курсов. Также не равнозначна, с точки зрения объективности и «справедливости» получаемых результатов, и последовательность назначаемых испытаний, исполнения процедур, решения тестов контрольных вопросов; в такой же мере это положение относится и к различному сочетанию разнородных, но одновременно-параллельно изучаемых дисциплин.

Выводы. Представление учебного процесса в качестве строго структурированной системы, позволяет выделить некоторые количественные характеристики по сути качественных параметров образовательного процесса. Учёт подтверждённых практикой закономерностей в организации учебного процесса, может значительно приблизить к оптимальному методически выверенному варианту принимаемые последовательности исполнения шагов, этапов, разделов образовательного процесса. В практическом плане реализация освещённых положений может выполняться как работа над оптимизацией расписания, подборе состава учебных групп, разработке примеров личностно ориентированного вариативного обучения.

Литература:

1. Алексеева, Е.А. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: преобразование и интерпретация информации / Е.А. Алексеева // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - № 11 (7). - С. 10-14

2. Баталин, А.В. О лингвистической алгебре / А.В. Баталин, З.В. Дударь, А.В. Стороженко, Ю.П. Шабанов-Кушнаренко // Радиоэлектроника и информатика. - 1998. - № 4. - С. 101-109

3. Гасанов, Р.А. Структура и методические особенности курса по выбору «Основы нечеткой алгебры» / Р.А. Гасанов // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 1. - С. 109-112

4. Гилев, А.А. Особенности обработки информации в решении учебных физических задач / А.А. Гилев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 5. - С. 142-145

5. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии.-2-е изд. - Л.: Издательство Ленинградского университета. -1988. - 560 с.

6. Иваненко, Г.С. Определение позиции автора: пять этапов когнитивного процесса декодировки информации / Г.С. Иваненко // Филологический класс. - 2018. - №4 (54).- С. 117 - 123. - DOI 10.26710/fk18-04-17.

7. Ларин, С.Н. Применение сетевых технологий и новых методов структуризации дидактического контента для повышения эффективности образовательного процесса / С.Н. Ларин, Л.Ю Лазарева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 20 (257). - С. 45-52

8. Ломов, Б.Ф. Математика и психология в изучении процессов принятия решений / Б.Ф. Ломов // Нормативные и дескриптивные модели процессов принятия решений. Сб. научн. трудов АНСССР, ин-т психологии. - Изд-во Наука. -1981. - 350 с.

9. Макушкина, Л.А. Исследование методов оценки качества структурированного учебного материала / Л.А. Макушкина, А.А. Ковалёв // Вестник магистратуры. - 2015. - №2 (41). - Том 1. - С.72-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.