Научная статья на тему 'Процессы глобализации, локализации и модернизации медиасистем в трактовках современных зарубежных коммуникативистов'

Процессы глобализации, локализации и модернизации медиасистем в трактовках современных зарубежных коммуникативистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
301
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессы глобализации, локализации и модернизации медиасистем в трактовках современных зарубежных коммуникативистов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 5

Л.М. Землянова

ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ^ЛОКАЛИЗАЦИИ

И МОДЕРНИЗАЦИИ МЕДИАСИСТЕМ В ТРАКТОВКАХ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ КОММУНИКАТИВИСТОВ

Глобализация медиасферы — процесс эпохально-исторический, интенсивно развивающийся сегодня в разных регионах мира. В него неизбежно включаются страны, стремящиеся к совершенствованию рычагов своего социально-экономического и научно-культурного прогресса. Благодаря информационно-коммуникационным средствам различного типа — от печати, радио и телевидения до Интернета и мобильной телефонии — почти все сферы современной общественной жизни обретают возможности всепроникающей медиатизации, стимулирующей многообразные преобразовательные тенденции с таким ра шахом, что они нередко становятся поистине безгранично глобальными. Однако эти процессы оказываются в зависимости от ^локализации — приспособления к местным социальным контекстам и культурным традициям. Поэтому значительная часть современных исследований коммуникати-вистов посвящается проблемам сосуществования и взаимодействия глобальных и глокализационных явлений в медиасфере, с которыми связаны тенденции как к ремедиации, гибридизации и стандартизации СМИ, так и к их доместикации и локальной спецификации, проявляющиеся в выборе типов телекоммуникационных систем, их регулирования или дерегулирования, в контенте и форматах программ.

Показательны материалы международного журнала "Газетт", рассказывающие о том, как протекают все эти сложнейшие процессы в разных странах мира, способствуя формированию инфор-мационно-коммуникационной политики разных типов, а в итоге "политика в области коммуникаций оказывается на передовой линии не только в экономической, но и в социальной и культурной борьбе в соответствии с самой природной ролью коммуникаций как неотъемлемого элемента гуманности"1.

В истории коммуникационной политики стран Европейского сообщества выделяются три периода: в первый период (1980-е годы) формировались "основы дискурсов медийной и культурной

1 Sarikakis K. Defending Communicative Spaces. The Remits and Limits of the European Parlament // Gazette. The International Journal for Communication Studies. 2005. Vol. 67. N 2. P. 157.

политики" для домена Европейского Союза и была принята декларация "Телевидение без границ", согласно которой поощрялось развитие медийных рынков в трансграничных масштабах с помощью новейших технологий. В конце этого периода начинается усиленное поддерживание тенденций к приватизации й дерегулированию медийных систем, ведущих к их коммерциализации и к появлению "информационных дисбалансов", которые настораживают сторонников общеевропейской интеграции и защитников социальной ответственности СМИ. Во второй период (1990-е годы) активизируются споры вокруг господства транснациональных компаний, угрожающих культурному разнообразию и национальному суверенитету, включая в свою орбиту проблемы "культуры общественного вещания", рекламы и квотирования контента. В третий период (начало нового столетия) коммерциализация медиа продолжается, усиливается внимание к "оппозиционному дискурсу по отношению к рыночному верховенству. А это может использоваться в защиту гражданского общества"2 как исходный пункт при постановке вопросов социальной справедливости.

В азиатских странах прослеживается лидирующая роль кабельного и спутникового телевидения, Интернета и мобильной телефонии как новых фронтальных зон не только для роста современных глобальных медиарынков, но и в отношении их глокализации, отвечающей на вызовы телекоммуникационного прогресса в различных локально-региональных зонах его проявления с охватом разных факторов и секторов — от внутригосударственных перемен в экономике, политике и идеологии до меняющихся позиций в международных отношениях.

В статьях о Китае бросается в глаза стремление подчеркнуть связь между переменами в экономическом базисе страны с необходимостью улучшения материального положения многомиллионного населения не в отрыве, а в согласованности с тенденциями глобального масштаба — со стремлением граждан получать информацию без идеологических прессингов из глобализирующихся те-лесистем, если это полнее отвечает на запросы и личные вкусы реципиентов. Такому стремлению отвечает распространение Интернета и мобильной телефонии. Вместе с тем отмечаемся и специфика адаптации глобальных тенденций к условиям современной жизни в Китае, остающейся страной с правящей Коммунистической партией во главе, несмотря на "усиление экономической императивности над идеологической чистотой"3. Официальные СМИ остаются, но кроме них расширяется круг менее официальных, вы-

2 Ibid. P. 169-170.

3 Akhavan-Majid R. Mass Media Reform in China. Toward a New Analitical Framework // Ibid. 2004. Vol. 66. N 6. P. 560-564.

ражающих интересы более широкой аудитории. Вследствие этого китайская медиасистема становится неким "гибридным объединением политического авторитаризма с капитализмом"4.

Сравнительному анализу подвергаются на страницах "Газетт" и телекоммуникационные системы других стран Азии — Гонконга, Индонезии, Японии, Южной Кореи, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда, Тайваня, где также наряду с глобализационными процессами выделяются и глокализационные, связанные с особенностями вертикальной и горизонтальной концентрации медиака-питала, его слиянием и кластеризацией, со степенью и формами государственного регулирования, с внутренними и внешними инвестициями, с интересами потребителей информпродукции, с эффективностью медиаиндустрии и ее своевременной модернизации. В итоге такого анализа возникает картина "весьма фрагментиро-ванного рынка со множеством региональных различий в языке, культуре, идеологии и распределении доходов"5, так как страны устанавливают разные приоритеты для своего развития, отражающие особенности их внутриполитической реальности.

Среди телекоммуникационных систем Ближнего Востока выделяется "Аль-Джазира" как пример эффективного спутникового новостного канала, "воспринявшего форматы западного стиля кабельных новостей и адаптирующего его с учетом культурных перспектив" для своей аудитории в странах Ближнего Востока и среди их эмигрантов за рубежом. Одной из причин популярности канала называется его "парасоциальное взаимодействие" с аудиторией, испытывающей доверие к транслируемой информации, которая откликается на все животрепещущие проблемы и события эпохи, не подвергаясь цензуре, как это было в 1970-е годы. Хотя, как показывают контент-анализы, наибольший доступ к "Аль-Джазире" все же получают люди состоятельные и образованные, используя эту информационную систему в случаях как "ритуальных" форм досугового времяпрепровождения, так и в "инструментальных" для получения нужных сведений6.

Симптоматично, что и исследования "транснационального потока культурных продуктов", к которым относятся теленовеллы или телесериалы, также показывают растущее участие в этом процессе как глобальных, так и локальных (точнее, глокальных) фак-

4 Winfield B., Peng Z. Market or Party Controls? Chinese Media in Transition // Ibid. 2005. Vol. 67. N 3. P. 267-268.

5 Oba G., Chan-Olmsted S. The Development of Cable Television in East Asian Gountries. A Comparative Analisis of Determinants // Ibid. P. 215.

6 Auter Ph., Arafa M., Al-Jeber Kh. Identifying with Arabic Journalists. How Al-Jazeera Tapped Parasocial Interaction Gratifications in the Araber World // Ibid. N 2. P. 189-204.

торов. Главным условием популярности этих жанров оказывается их "культурная близость"7, чувства сопричастности к тем сюжетам и образам, которые зрители видят в картинах жизни других стран, в представлениях их культурных традиций, религиозных воззрений, быта, нравов, равно как и сходство во взглядах на разные общечеловеческие проблемы. По мнению аналитиков, это способствует, с одной стороны, ослаблению гегемонии США в распространении своих "мыльных опер" по всему миру, а с другой стороны, активизации других стран на глобальных телерынках.

Так в ходе разностороннего и вдумчивого анализа глобализа-ционных и глокализационных процессов развития телекоммуникационных систем авторы исследований, выступая на страницах международного журнала коммуникативистов, последовательно выявляют симптомы и корни кризиса неолиберальной основы безграничной приватизации и монополизации трансграничного распространения продуктов информационного производства, игнорирующего потребности социально-культурного развития разных стран и специфику естественного предназначения их медиасфер и медиатехнологий. В журнале нередко звучат голоса противников "неолиберальной глобализации", чреватой "болезнью, которая угрожает жизни" медиасистем. Раздаются призывы к поискам "новых стратегий выживания"8, сопряженных с разумным разукрупнением и контрдерегулированием монополий, претендующих на всевластие в мировом медиапространстве. В качестве аргументов приводятся факты банкротств и растущих трудностей в телекоммуникационной сфере из-за чрезмерно жестокой конкуренции, а в качестве прогнозов высказываются предположения, что глобальная телекоммуникационная ситуация будет постоянно трансформироваться, испытывая влияние меняющихся отношений между странами, их правительствами, внутренним капиталом и транснациональными корпорациями.

В этой же связи симптоматичным является и растущее критическое отношение к "доктрине объективности", долгие годы доминировавшей в США и поддерживавшей интересы транснациональных информационных корпораций, стремившихся к массированному распространению своей "информации без мнений", претендующей на полную объективность как "нейтральный" стандартизированный товар, выгодный для купли-продажи в больших объемах. Отказу от этой концепции помогает характерное для со-

7 La Pastina A, Straubasar J. Multiple Proximities Between Television Genres and Audiences. The Schism Between Telenovella's Global Distribution and Local Consumption // Ibid. N 3. P. 271.

8 Jin D.Y. The Telecom Crisis and Beyond. Restructuring of the Global Telecommunucations System // Ibid. P. 288—293.

временных коммуникативистов повышенное внимание к важной роли медиалогических дискурсов в формировании новостных фреймов для целевой аудитории. В специальном выпуске "Газетт" (2005. № 5) освещаются результаты сравнительных анализов новостных фреймингов и дискурсов, характерных для СМИ, которые функционируют в разных частях света9. В журнале утверждается, что публикация этих материалов возникла органическим образом вследствие получения ряда интересных статей о постоянном использовании фреймов в различных географических контекстах, показывающих, что это явление стало весьма примечательным в последние годы. Оно подтверждает также необходимость изучения как общих закономерностей, так и национально-локальной специфики развития медиасистем, влияющих на деятельность журналистов в целом и на их отношение к дискурсам и фреймингам в частности10.

Резюмируя, следует признать, что в конечном счете все эти аналитические идеи и наблюдения, высказанные на страницах международного журнала коммуникативистов относительно глобализации, глокализации и модернизации современных медиасистем, актуальны и полезны для российских исследователей путей развития СМИ в нашей стране, имеющей как свою историческую специфику, так и закономерные связи с главными тенденциями общемирового прогресса.

9 Special Issue on: News Framing // Ibid. N 5.

10 Подробнее об этом см: Землянова Jl.M. Медиадискурсы и новостные фрейминги (исследования современных зарубежных коммуникативистов) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2006. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.