Научная статья на тему 'О процессах интернетизации медиа и медиатизации Интернета'

О процессах интернетизации медиа и медиатизации Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
656
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О процессах интернетизации медиа и медиатизации Интернета»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2005. № 5

Л.М. Землянова

О ПРОЦЕССАХ ИНТЕРНЕТИЗАЦИИ МЕДИА

И МЕДИАТИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТА

Прошло полвека с той поры, когда впервые обществоведы разных стран мира начали знакомиться с сенсационными идеями канадского культуролога Герберта Маршалла Маклюэна, предвещавшими вытеснение печатных способов распространения информации аудиовизуальными электронными масс медиа. Эти прогнозы, как и связанный с ними технотронный тезис прогнозиста: "средство и есть сообщение", и по сей день полемически обсуждаются и варьируются в среде коммуникативистов, питающих интерес к прошлой истории СМИ и к будущим судьбам их эволюции. Хотя в глобализирующейся медиасфере складывается иная ситуация: книги, журналы и газеты не становятся жертвами электронного "каннибализма" и продолжают сосуществовать не только с радио и телевидением, но и с Интернетом и мобильной телефонией. Значит ли это, что теоретические постулаты и предсказания Маклюэна оказались полностью несостоятельными и для коммуникативистики потеряли актуальность? Ответ на этот вопрос не должен быть категорически однозначным. Идеи Маклюэна не следует фетишизировать, как не следует, однако, и отрицать присущий им эвристический пафос, вдохновляющий на поиски новых подходов к изучению технологических факторов наряду с социально-культурными причинами и условиями развития информативно-коммуникационной деятельности человечества на разных этапах ее истории.

Со ссылками на концепции Маклюэна и в спорах с ним такие поиски ведутся во многих ареалах коммуникативистики. Весьма своевременные и полезные "пилотные" сведения о них сообщает "Газетт" — международный журнал исследований коммуникаций, регулярно знакомящий читателей с результатами анализов различных процессов, преобразующих медиасферу и ее влияние на общественную жизнь1. Показательны в этом отношении материалы специального выпуска журнала, опубликованные в начале 2005 г. под названием "Влияние Интернета на газеты в Европе". Редактор выпуска Рихард ван дер Вурф (Амстердамский

1 О методологической позиции этого журнала см.: Землянова Л.М. Медиати-

зация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестн.

Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 5. С. 85—97.

университет, Школа исследований коммуникаций) во Введении отмечает, что участники обсуждения этой темы придают "желанный европейский оттенок непрерывным международным дебатам о влиянии Интернета на масс медиа"2. Выделяются два аспекта влияния — на публичную сферу, приобщающую граждан к общедоступным формам получения информации через Интернет, и на традиционные медиа, вынужденные "переориентироваться и приспосабливать свои роли на информационных рынках к новой конкурентной ситуации"3. И поскольку в подходах к этим аспектам влияния отражаются "различные теоретические и географические перспективы", обусловленные тем, что исследователи работают в разных странах и отдают предпочтение разным методологическим точкам зрения, в итоге все вместе они помогают более разносторонне понять, "каким же образом Интернет меняет способы обеспечения новостями и информацией, и это вносит вклад в интерактивные возможности дебатов"4.

В статье самого Рихарда ван дер Вурфа преобладает медиа-маркетинговый угол зрения, направляющий внимание на выявление особенностей конкурентных отношений между обычными газетами и Интернетом в сфере информационно-новостного рынка, проявляющихся в изменениях традиционных функций издателей печатной продукции. Если ранее они выполняли роль главных посредников между создателями контента, рекламодателями и пользователями (аудиторией), то Интернет предлагает большую самостоятельность пользователям в "информационной цепи ценностей", образующейся в сфере новых электронных медиа. С одной стороны, это угрожает снижением доходов для издателей, а с другой — побуждает их в целях укрепления своего статуса на информационном рынке искать выгоды от контактов с Интернетом. Стремясь к снижению своих издательских расходов, они начинают использовать электронные службы с функциями почты, рекламы, архивов, консультаций, но, не ограничиваясь такой помощью, учреждают и собственные вебсайты в надежде увеличить аудиторию для себя и сохранить выгодные позиции на информационном рынке.

Конкуренция, таким образом, не стихает и развертывается в разных направлениях — горизонтальном и вертикальном. Соперниками для традиционных медиа становятся не только новые электронные медиа, но и их пользователи, претендующие на роль

Van der Wurff R Introduction: Impacts of the Internet on Newspapers in

Europe // Gazette. The International Journal for Communication Studies. 2005. Vol. 67. N 1. P. 5.

6 Ibid.

7 Ibid. P. 6.

самостоятельных создателей и распространителей информации, не нуждающиеся более в услугах профессиональных посредников-журналистов или издателей и редакторов печатной продукции. Тенденция такого рода, получившая в коммуникативистике название "дисинтермедиация" (отказ от посредничества), по мнению автора статьи, может рассматриваться как "главный пример усиления вертикальной конкуренции в информационной цепи ценностей"5, ставящей издателей печатной информации перед лицом проблем не менее сложных, чем те, которые возникают при горизонтальной конкуренции в сфере медиа, но решать их можно и надо с помощью предварительного тщательного анализа позиций конкурирующих сторон и выбора бизнес-моделей, устанавливающих роли поставщиков и потребителей информации и суммы финансовых расходов и доходов, соответствующих тому или иному выбору. Выделение двух основных моделей (для традиционных и новых электронных медиа) не исключает объединяющей их необходимости обслуживать интересы заказчиков информации в удобных формах — электронных или печатных — либо в различных комбинациях тех и других, что в конечном счете и предопределяет сосуществование разных моделей в информационном бизнесе.

Сравнение деятельности печатных и электронных средств информационной деятельности в Нидерландах показывает, что нынешним издателям в Интернете принадлежит 25% вебсайтов, а остальными пользуются разные коммерческие вещательные компании, общественные, торгово-финансовые и иные организации. Это позволяет "заключить, что Интернет увеличивает число конкурентов на информационных рынках, с которыми традиционные издатели должны иметь дело"6. Но в ходе общений с конкурентами печатные издания, учреждающие свои вебсайты, получают возможность их использовать для повышения числа своих подписчиков и рекламодателей. Опыт показывает, что "издатели популярных и прибыльных печатных публикаций входят в сферу онлайна чаще, чем издатели малых или менее прибыльных печатных публикаций"7. Больше других к приобретению вебсайтов прибегают газеты и другие новостные органы печати с широким спросом (например, сельскохозяйственные журналы в странах с развитым аграрным сектором). В Интернете они обретают дополнительных читателей для своей информации, размещаемой на вебсайтах и в печатных изданиях, сведения, о

8 Van der Wurff R. Online Competition and Performance of News and Information Markets in the Netherlands // Ibid. P. 11.

9 Ibid. P. 14.

7 Ibid.

которых им сообщается с помощью электронных услуг провайдеров или серверов. "Они предлагают новости из различных источников своим клиентам или действуют как навигаторы (путеводители) и обеспечивают кратчайший путь к этим источникам информации для пользователей"8, которые фактически и являются "главными бенефициариями, получающими пользу от усиления горизонтальной или вертикальной конкуренции на онлайновых информационных рынках"9.

Концепция, представленная в статье Леопольдины Фортуна-ти, нацеливает на исследование не только известного автору итальянского опыта конкурентных отношений между Интернетом и традиционными СМИ, но и процесса взаимовлияния, ведущего к медиатизации Всемирной сети и интернетизации медиа. «Этот процесс включает, с одной стороны, рапространение новостей на многие сферы Сети, а с другой — воздействие интернетовского стиля на классические медиа. Распространение новостей все больше и больше закрепляет за Интернетом значение масс медиума, тогда как влияние Интернета на уровне символов и в особенности на телевидение, а также начало нового процесса, превращающего Интернет в отправной пункт трансмедийного производства, поддерживают "интернетизацию" традиционных медиа... Интернет модифицирует газеты, радио и телевидение и, наоборот, традиционные медиа окончательно изменяют Интернет»10.

В результате такой конвергентности «Сеть становится "масс медиумом", т.е. испытывает влияние классических масс медиа и обретает "миссию" обеспечения информацией и развлечением, в то время как традиционные медиа поддаются очарованию Интернета, его электронной нематериальности, самопрезентативности и признания в качестве символа современности»11. Процесс такого рода неизбежен хотя бы потому, что и традиционные и новые медиа объединены общим коммуникационным пространством, возникающим в социально-культурной жизни людей. Но чтобы завоевывать их внимание, СМИ должны занимать наиболее выгодные позиции на медийном рынке, что достигается с помощью выяснения и учета интересов читателей, зрителей и слушателей, обусловленных их возрастом, полом, социальным положением, знанием языков, привязанностью к этно-национальным традициям.

8 Ibid. P. 22.

9 Ibid. P. 24.

10 Fortunati L. Mediatization of the Net and Internetization of the Mass Media // Ibid. P. 27-28.

11 Ibid. P. 28.

Исследования обнаруживают, что, "например, газеты вторгаются в сферы Интернета, чтобы овладеть вниманием молодежи и подростков, которые не хотят тратить деньги на прессу". Телевидение подражает Интернету в надежде отвратить от него взоры любителей "поплавать в открытом море Сети" и с этой целью занимается "косметическим ремонтом" своих трансляций, чтобы это помогло вернуть телезрителей и всем участникам такого процесса достигнуть "взаимной доместикации Интернета и классических медиа .

При прослеживании путей проникновения новостей, которые раньше распространялись газетами, радио и телевидением, "во все уголки и щели Интернета и мобильно-телефонных сетей" выделяются три стадии в развитии этой "оккупации различных видов виртуальной территории": на первой стадии в 1990-е годы идет процесс образования сайтов как "окон" для рекламы оффлайновых газет; на второй они так наполняются разными информационными сведениями, материалами радио и телевидения, архивными данными, что возникает опасность поглощения сайтами и газет как жертв "сайтовой каннибализации". Но на третьей (нынешней) стадии формируются "зрелые сайты" с мультимедийным языком и стратегией получения экономических прибылей. Процесс этот вызывал у издателей разные формы реакции — от модной эйфории до страхов оказаться побежденными в борьбе с молодым соперником, которые усугублялись тем, что новости в Интернет стали поступать не только из газетных баз данных, но и из разных новостных агентств, организаций и институтов, независимых или альтернативных сайтов и блогов, предлагающих свою собственную "контринформацию"13. При этом специализированные агентства усиленно продают свои синдицированные новости не только в газеты, но и в различные сайты, не принадлежащие к сфере печати.

Особо выделяется роль блогов (blog — термин, аббревиатурно образованный от слов web + log — сеть + регистрационный журнал) как формы поступления информации в Интернет непосредственно от персональных пользователей. В США эта форма сетевой информации появилась в 1997 г., в Италии в 2001 г. Ее отличительной особенностью считается "возможность не только переделывать хронику событий посредством вмешательства действующих лиц, но и переписывать историю"14.

Кроме блогов модификации виртуального пространства Интернета способствуют вступающие с этой Сетью в контакт мо-

12 Ibid.

13 Ibid. P. 29, 20, 21

17 Ibid. P. 22

бильные телефоны, имеющие связи и с другими источниками новостей в целях получения выборочной информации на "персональные" вкусы. Для лучшего обслуживания этой зоны информационного рынка создаются специализированные провайдерские структуры и маркетинговые интерактивные службы. В преобразующемся виртуально-медийном пространстве формируются, таким образом, свои новые парадигмы процессов создания и распространения новостей разным заказчикам по их вкусам и требованиям. Если в печатных газетах и других традиционнных СМИ звенья таких процессов последовательно соединяли деятельность создателей, распределителей и получателей новостей, то в Интернете "продукция самораспределяется, поддерживается в гипертекстовой структуре Сети в цепи связующих линков (звеньев), функционирующих в режиме дистрибутивного каскада"15. Новым моментом здесь является "потребление, вступающее в сферу производства, кооперируясь с ней и обусловливая ее". В традиционных СМИ интересы аудитории изучались и учитывались создателями и распространителями информации. А пользователи Интернета имеют возможность "не только оказывать влияние на продукцию, но и действительно свободно помогать ее созданию. Онлайновая интерактивность может представляться как форма уподобления пользователей бесплатным консультантам"16.

К новациям Интернета относятся и информационные цепи, возникающие в условиях "ресинхронизации" временных параметров и пространственно-временной "деконтекстуализации" представляемых новостных данных, так как их можно получить в любое "девальвированное время" и в любой точке "воображаемого пространства" благодаря виртуально-экранной технике мобильных кадров, образующих "культуру путешествий" в этом пространстве для пользователей, которые "посещают в нем места, не показывая самих себя"17.

Все эти особенности информационных цепей в Интернете, даже если они инкорпорируют элементы газетного языка, радио или телевидения, имеющих функции масс медиа и возможности медиатизации Всемирной сети, вместе с тем сохраняют и специфику этой Сети как "метамедиума" со своими собственными плюсами и минусами. Например, в Интернете хорошо выполняются почтовые и библиотечные услуги, но не все те, с которыми справляются традиционные масс медиа. А что касается мобильных телефонов, то пока они "структурно являются идеальными контейнерами для кратких новостей" в стиле "ньюс флэш"

15 Ibid. Р. 35.

16 Ibid.

17 Ibid. Р. 36.

(экстренные сообщения, передающиеся с быстротой молнии). Хотя не исключено, что в будущем по мере дальнейшего развития конвергентных процессов потенции новых электронных медиа и их связи с традиционными СМИ станут увеличиваться.

На нынешнем этапе коммуникативисты подмечают явные следы влияния Интернета на журналистский стиль, "становящийся более скоростным, более синтетичным и очень нагруженным"18, на графическое макетирование, на расширение взаимосвязей между редакциями, журналистами и аудиторией. Оба процесса — медиатизация Интернета и интернетизация медиа — в значительной степени обусловлены "трансмедиальной способностью самих новостей приспосабливаться к специфическим средствам коммуникации. Миграция новостей от одного средства коммуникации к другому — явление, становящееся столь релевантным, что оно помогает существенному расширению их постпроизводства" 19.

Но разные медиа по-разному реализуют такую способность. В Интернете распространение новостей подчиняется особой синтезирующей логике этого метамедиума с его "воображаемым пространством" и "внутренней девальвацией времени". В сфере мобильно-телефонных связей публичные новости обретают дополнительные значения благодаря их "интимной" форме получения. И, как полагает Фортунати, все это невольно приводит на память известный полемический тезис Маклюэна: "средство и есть сообщение", фокусирующий внимание исследователей на роли техноструктурных факторов в медийной "миграции новостей".

Роль этих факторов и необходимость их изучения не отрицают авторы и других статей, опубликованных в специальном выпуске "Газетт". Но, как подчеркивает ирландский исследователь Джон О'Салливан, новации онлайновых способов распространения информации не следует воспринимать как революцию в сфере медиа, не уяснив точно разные мнения журналистов, знающих информационную деятельность на практике в ее различных проявлениях без "киберутопических надежд на демократический потенциал" коммуникационной полимедийности. Проанализировав различные типы ирландских вебсайтов и интервью с журналистами с целью определения широты и глубины "публичного дискурса в целом"20, автор статьи обнаруживает, что "именно старые медиа на национальном и региональном уровнях

18 Ibid. P. 38.

19 Ibid. P. 42.

20

O'Sullivan J. Delivering Ireland. Journalism's Search for a Role Online // Ibid.

P. 46.

обеспечивают наиболее релевантным новостным контентом Интернет и что онлайновые новости в своем контенте зависят от ремедиации оффлайновых текстов"21. Иначе говоря, "онлайновая публикация может рассматриваться скорее как повышение значения медиа главного потока, нежели их отрицание или разрушение"22.

Сравнительный анализ подачи новостей в традиционных и электронных медиа Ирландии не свидетельствует о значительных преимуществах контента онлайновых способов ни в отношении углубления всеохватывающих репортажей, ни в плане форматного дизайна. Превосходство выражается в скорости получения требуемых архивно-справочных сведений. На экране Интернета с ними можно ознакомиться быстрее, чем в обычных библиотеках, хотя не все журналисты единодушно соглашаются с этим мнением. Взгляды на Интернет высказываются различные — от восторженных до скептических. И далеко не все они мотивируются хорошими знаниями разнообразных потенций онлайновых медиа и их значения для журнализма. "В итоге, проявляя некоторое понимание значения потенциала Интернета для поощрения разнообразия контента, журналисты все же придерживаются и той точки зрения, согласно которой существующие медиаструктуры главного потока должны оставаться невредимыми"26. Поэтому при обсуждении роли журналистов в качестве свободных "навигаторов в море фактов" Интернета некоторые журналисты не исключают сохранения своих функций интерпретаторов, или "гейткипинга"27, — контроля за информационными потоками в СМИ. Иные же в этом сомневаются, оставаясь на позициях "осторожной преемственности, если не инерции, по отношению к контенту и практике медиа"25.

По мнению автора статьи, онлайновый журнализм дает повод для постановки фундаментальных вопросов о характере и результатах его влияния на судьбы масс медиа. Обсуждая интерактивность или транспарентность новостных презентаций в Интернете, их доступность или объективность, одни журналисты стремятся овладеть этими качествами в надежде на то, что "потенциал новых медиа улучшит публичный дискурс", другие же занимают скептическую позицию, считая неизбежной "абсорбцию радикального потенциала силами статус-кво не только в плане техники и коммерции, но и в отношении возможностей новых форм

21 Ibid. Р. 54.

22 Ibid.

24 Ibid. Р. 62.

25 Ibid. Р. 62.

25 Ibid. Р. 44.

публичной коммуникации". Сам автор, судя по его высказываниям в этой статье, "сейсмических сдвигов" в современной журналистике не регистрирует, но в будущем допускает "появление модели нового журнализма"26.

Несомненный интерес в этой связи представляет статья Рамона Салаверриа (Испания), в которой реакция онлайновых версий газет разных стран мира на террористические акты в США 11 сентября 2001 г. рассматривается как "сложный тест на зрелость"27 для молодых медиа. Известно, что сообщения о страшном событии мгновенно разносились по всем континентам в немалой степени благодаря глобальности коммуникационного потенциала Интернета. Всемирная паутина с ее особыми пространственными и временными возможностями "внезапно стала платформой, к которой ринулись массы пользователей в поисках информации"28, транслируемой быстро и непрерывно во всех странах.

Большая скорость сообщения сведений о злодеяниях террористов воспринималась в аудитории как главный приоритетный атрибут онлайновых медиа. Однако анализ показывает, что и этот атрибут может иметь негативные последствия в тех случаях, где погоня за скоростью оборачивается сокращением текстовых и графических материалов, неполнотой кавериджа или отсутствием должной редакторско-журналистской осмотрительности.

"Как известно, — замечает автор статьи, — скорость не является хорошим спутником точности. Поэтому онлайновые газеты явились одним из тех рынков медийного сбыта, на которых торопливость наиболее очевидно дает результаты в информационных ошибках"29. Освещение событий 11 сентября продемонстрировало такой недостаток в деятельности издателей онлайновых газет разных стран, когда в спешке давались неверные данные, как, впрочем, это может случаться и в печатных изданиях, где приоритет отдается новостям последних минут до того, как данные могут быть подвергнуты проверке. Но автору статьи "кажется, что онлайново-медийные журналисты имеют тенденцию придавать большее значение скорости, чем точности, и поэтому усваивают чувство некой безнаказанности, оправдываемой необходимостью скорости"30. А из-за такой привязанности к спешке в передаче новостей онлайновые газеты, склоняющиеся к

26 Ibid. P. 65, 66.

27

Salaverria R. An Immature Medium. Strengths and Weaknesses of Online Newspapers on September 11 // Ibid. P. 69.

28 Ibid. P. 72.

29 Ibid. P. 74.

30 Ibid. P. 79.

65

5 ВМУ, журналистика, № 5

"телеграфному стилю" скоростных трансляций, не используют другие приоритетные особенности Интернета (гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность) для большей аналитичности и полноты сообщаемой информации и точности ее восприятия.

Вместе с тем просматриваются и иные тенденции и прежде всего поиски правильной координации деятельности медиа, включающихся в лавинные потоки информации, которая освещает чрезвычайные события с такой скоростью, что возникает опасность исчезновения специфических функций и возможностей различных коммуникационных средств для лучшего обслуживания потребностей аудитории. Появляется необходимость в "создании согласованного и дополнительного новостного кавериджа при использовании этих медиа. Короче говоря, они должны стремиться к достижению адекватной мультимедийной синергич-ности". В этой обстановке надо "использовать Сеть как платформу для представления на ней новостей последних минут и вместе с тем как архив для обеспечения их контекстом и фоновыми данными"61. Например, получив новости по каналам телевидения, зрители могут обратиться к вебсайтам Интернета, чтобы в этом "информационном хранилище" найти интересующую их дополнительную информацию об источниках, где она имеется.

Синергичность подобного рода способствует улучшению качества форматов и жанров передачи информации в медиа. Поэтому в онлайновых газетах также в целях большей выразительности при изображении событий 11 сентября стала применяться "интерактивная инфографика", основанная на использовании гипертекстуальности и мультимедийности. "Это, без сомнения, означает шаг вперед в создании новых журналистских форматов для Сети" и помогает читателям и зрителям "обретать возможность получения интерактивных, мультимедийных и гипертекстуальных сообщений о событиях, в которых текст, звуки, образы и поисковая навигация очень хорошо интегрируются воедино в необычном

62

повествовательном дискурсе 62.

В заключение Салаверриа признает, что, несмотря на недостатки (редакционная незрелость, ошибки в спешном показе новостей, нечеткое определение своей роли в информационной цепи), в онлайновых медиа "не все так мрачно". О трагических событиях 11 сентября миллионы зрителей получили волнующую их скоростную информацию из Интернета, и это оказывало консолидирующее воздействие синергизма на другие СМИ и на

61 1Ыа. Р. 82—83.

62 1Ыа. Р. 83—84.

возможность более полного раскрытия "преимуществ коммуникационного потенциала Сети"33.

Примером, подтверждающим правоту этой точки зрения, направляющей внимание коммуникативистики на более тщательное разностороннее изучение особенностей Интернета и их влияния на традиционные СМИ, может служить статья, специально посвященная гипертекстуальности и интерактивности ме-диатированного контента. Автор статьи Т. Облак (Люблянский университет, Словения) полагает, что "обе эти характерные черты понимаются как новые вызовы, отражающие особенности коммуникационных потенций Интернета. Поставленный в статье вопрос заключается в определении пределов и путей использования этих важных форм медиации в онлайновых средствах связи"37. Как и многие коммуникативисты, автор статьи не сомневается в том, что Интернет обладает возможностями расширения "диалогических пространств", необходимых для демократизации информационных обменов различных типов — личностных, межличностных, массовых, которые раньше соотносились с традиционными СМИ. Многообразие этих типов, растущее благодаря новым электронным медиа, создает и в коммуникативистике плюрализм концепций и подходов к их научной классификации с учетом дальнейшего развития как медиаразнообразия, так и медиаконвергентности в глобализирующемся информационном пространстве. Возникает и необходимость изучения технологического и коммуникационного аспектов этих тенденций на двух уровнях их проявления в Интернете — производство медиакон-тентов и их восприятие, поскольку "аудитория может одновременно действовать и в роли продюсеров нового контента"35.

"Более того, — говорится в статье, — Интернет собирает вместе и комбинирует многие фазы коммуникационного процесса, например, такие как хранение, обмен и взаимодействие, репродукция и смена коммуникационных каналов до такой степени, которая делает их не сравнимыми ни с чем. Интернет является регистратором информации и средством коммуникации, обладая особыми возможностями связывать между собой разных посредников эффективно, быстро и взаимно"36. Эти качества усиливают необходимую для медиа способность не только структурировать коллективное отражение актуальных вопросов, но и расширять форум для дискуссий. "Значение интернетовских реп-

34 Ibid. P. 84-85.

34 Oblak T. The Lack of Interactivity and Hypertextuality in Online Media // Ibid. P. 86.

35 Ibid. P. 90.

36 Ibid.

резентаций заключается в том, что они одновременно могут позволять как пассивно их воспринимать, так и активно и интерактивно обмениваться ими"67.

Создает ли все это новую "кибермедийную логику" по сравнению с традиционными СМИ в социально-культурном контексте? Для ответа на такой вопрос Облак обращается к концепциям известных современных коммуникативистов и, в частности, Питера Далгрина, который в ходе своего анализа кибержурнализ-ма выделил пять тенденций, характерных для его новой медиало-гики: 1) увеличение количества доступной информации и ее компактности; 2) стирание различий между журнализмом и нежурнализмом; 6) растущая разнородность журналистики как профессиональной культуры и профессиональной идентичности журналистов; 4) возникновение самобытного символического мира внутри масс медиа; 5) уменьшение читающей публики среди массмедийной аудитории. Все эти тенденции могут вести к состоянию упадка и самого классического представления о журнализме, основанного на традиционных либеральных идеях демократизма и гражданства, когда граждане воспринимают журналистику как средство участия в политической и культурной жизни общества, как интегрирующую силу и форум для дебатов.

Автор статьи ссылается на исследования и многих других коммуникативистов, в которых также выявляются новые тенденции в развитии медиа, обусловленные в немалой степени распространением электронных средств связи, стимулирующих внедрение интерактивных и конвергентных форм передачи и восприятия информационных данных и услуг. В результате они склоняются к выводу, что главными компонентами онлайново-медий-ной логики являются мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность и доступность к архивам данных. В принципе соглашаясь с этим, автор статьи предлагает и впредь продолжать углубленные исследования "логики новой кибертекстуальности" для определения конкретных потенций ее проявления в различных медиа и их контентах.

Обмен мнениями на страницах специального выпуска "Га-зетт" завершается заключительной статьей Рихарда ван дер Вурфа, в которой подтверждается, что новые электронные медиа усиливают конкуренцию между всеми органами печати и заставляют их искать различные способы укрепления своего положения на информационном рынке. Это ведет к медиатизации Интернета и в менее заметной и сильной степени к интернетизации традиционных медиа, пытающихся удерживать и свои позиции влия-

67 Ibid.

ния на электронные коммуникации, хотя при этом возникают немалые трудности из-за растущей конкуренции не только между газетами, но и благодаря Интернету между газетами и другими медийными организациями разных стран. "Техника Интернета побуждает издателей газет обновлять свою продукцию и прилаживаться к новой аудитории. Издатели могут использовать Интернет как торговый канал для привлечения потенциальных (молодых) клиентов, которые (еще) не читают печатные газеты"68. Привлечению читателей (в том числе из зарубежных стран) способствуют экранно-образные формы и услуги Интернета, помогающие рекламировать информационную деятельность газетчиков и налаживать их связи со смежными компаниями в электронном пространстве.

Однако это не значит, что печатные газеты полностью теряют свои традиционные функции, отдавая всю инициативу создания контента Интернету, и поэтому "пользователи скорее, чем журналисты, будут решать, какие новости они должны получать... становясь также создателями контента"69. По мнению автора этой заключительной статьи, не все участники симпозиума именно эти идеи и высказывают в своих исследованиях интернетизации медиа и медиатизации Интернета как процессов, которые обостряют конкуренцию между печатными и электронными газетами и превращают Сеть из средства личных коммуникаций в форму публичной деятельности. В сфере таких исследований, опубликованных в "Газетт", были печатные газеты, их электронные версии и онлайновые новостные услуги, характерные для многих стран Европы. Предметами конкретного анализа служили первые страницы крупнотиражных печатных изданий утренних газет и утренние и вечерние выпуски онлайновых новостей, распространяемых в различных жанровых вариантах и с разными типами контента — от новостных сводок до рекламных анонсов, указателей и иных форм коммуникационных услуг. Сравнение традиционных и новых электронных медиа показывает, что онлайновые версии газет предоставляют меньше пространства для новостей и больше для указателей и рекламных сведений о новостях, помогающих их нахождению как "гиды", руководители, консультанты поиска. Использование поисковых средств различных типов существенно отличает онлайновую среду от прессы. С этим атрибутом, возможно, связано не только уменьшение места для новостных материалов. Онлайновые новости от печатных отличаются краткостью, сосредоточиваются в основном на крупных и чаще всего

68 Van der Wurff R. Impacts of the Internet on Newspapers in Europe. Conclusions // Ibid. P. 108.

69 Ibid. P. 109.

глобальных событиях, а локальные и фоновые сюжеты остаются в ведении скорее местных традиционно-бумажных изданий. Если на фронтальных страницах печатных газет нередко располагаются достаточно пространные сообщения, и в этих газетах находится место для сведений об авторах, то онлайновые форматы предпочтение отдают броским коротким анонимным заметкам — "тизе-рам". Хотя, разумеется, в разных странах и разных изданиях не исключаются и специфические проявления таких тенденций.

Словом, аналитики онлайновых газет должны учитывать, что процесс их формирования еще не завершен. «Они выполняют одновременно несколько функций, — говорится в Заключении. — Их фронтальные страницы "отыскивают рынок сбыта" для печатных газет, обеспечивают краткими сообщениями новостей и помогают читателю найти путь к другим элементам контента на том же вебсайте, а иногда и на других. Новостные сообщения, которые они представляют на фронтальной странице, охватывают более или менее те же географические ареалы, что и сообщения на печатной странице, хотя и с меньшей вариативностью»40. Но в отличие от печатных изданий сетевые публикации имеют достоинства интерактивности и гиперлинковых услуг в поиске нужной информации высокоэффективными методами компьютерной техники, придающими поиску также вариативный характер. Поэтому сравнительный анализ всех этих особенностей и потенций печатных и онлайновых газет помогает лучше понять их роли в обеспечении международными новостями разных стран мира и пути сохранения своей суверенности и конкурентоспособности в расширяющейся медиасфере XXI столетия.

Поступила в редакцию

16.04.05

40 ша. Р. 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.