ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 1
ЗАРУБЕЖНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Л.М. Землянова
ФРЕЙМИРОВАНИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ НОВОСТЕЙ
(мнения современных зарубежных аналитиков)
Внимание к мотивам фреймирования международных новостей органически присуще коммуникативистике, занимающейся сравнительным анализом медиаландшафтов разныгх стран мира. Сегодня, когда транснациональные информационные связи благодаря высокоразвитой коммуникационной технике обретают новые формы и масштабы воздействия на судьбы общечеловеческой цивилизации, многократно возрастает и необходимость тщательного изучения целей, причин и концептуального предназначения тех или иныгх фреймов — шаблонизированные моделей новостных сюжетов, которые оперативно фабрикуются и направляются в разные концы света в качестве дискурсивно дозированных сведений о событиях международного значения. Коррелируясь с понятием дискурса, фреймы нередко рассматриваются как компоненты медиалогики, диктующей условия коммуникабельного функционирования мультимедийных способов передачи данных, воплощаемых и перевоплощаемых в вер-бально-текстовык, мобильно-телефонных и иныгх вариантах скоростных информационных сообщений с обратными связями и разнообразными модификациями1.
Однако не все исследователи, даже признающие неизбежность сопряженности медиалогики с разными фазами в эволюции коммуникационной техники, меняющей статус журналистики, характер и границы ее кавериджа, проявляют единодушие в определении приоритетных факторов, обусловливающих специфику мотивов фреймирования новостей в разных социально-исторических контекстах. Существенные разногласия возникают между сторонниками признания и пропонентами игнорирования идеологических пружин в механизмах фреймирования новостных сообщений, медиалогика которых ориентируется на те или иные
1 Подробнее об этом см.: Землянова Л.М. Медиадискурсы и новостные фрейминги (исследования современным зарубежным коммуникативистов) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2006. № 2. С. 8—19.
общественно-политические системы власти, доминирующие в жизни стран, регионов и в международных отношениях.
Известно, что в США в течение длительного времени концепции деидеологизации медийных процессов получали поддержку со стороны "доктрины объективности" новостей, якобы обретающих "нейтральность" в ходе их превращения в стандартизированную массу товаризированных сообщений о фактах без мнений, которые обретают возможность быстрого распространения в общенациональных и транснациональных объемах. Доктрина не соответствовала реальной сути международных новостных потоков и создавала дисбалансы в угоду владельцам крупных монополий информационного капитала. Против их доминирования на мировых медиарынках выступили участники движения за Новый международный информационный и коммуникационный порядок, развернувшегося в 1970—1980-е годы, но заторможенного в 1990-е, когда на лидирующую роль стали претендовать неолиберальные идеи тотальной коммерциализации и приватизации СМИ, распространявшиеся с надеждой на глобальную медиатизацию мира с помощью новейших электронных сетей.
Но акселератное развитие новой медиатехники усилило интерес к прогнозам информационно-коммуникационных обществ знаний. На Всемирных саммитах по информационному обществу (в Женеве в 2003 г. и в Тунисе в 2005 г.) поднимается вопрос о всеобщем доступе к новейшим достижениям информационно-коммуникационных средств как к необходимым факторам социально-культурного прогресса в жизни всего человечества, а не только самых сильных игроков на глобализирующемся медиаполе.
Однако начальный период нового тысячелетия омрачается трагическими событиями 11 сентября 2001 г. В борьбе с терроризмом США вносят существенные коррективы в свою внешнюю политику и в этой связи в стратегию фреймирования международных новостей, допуская апологию различных акций, включая и военное вторжение в Ирак. Эти события оказали и продолжают оказывать большое воздействие на коммуникативистику. Ширится и углубляется внимание к процессам идейного фрей-мирования новостей, поступающих из США и других стран мира в медиапространство мира и существенно влияющих на его общественную жизнь.
Показательны в этом отношении материалы авторитетного международного вестника коммуникативистов, в котором из номера в номер публикуются результаты исследований специалистов этого профиля, работающих в разных университетах мира. Авторы этих исследований в ходе контент-анализов выявляют
факты отнюдь не нейтральных новостных потоков, а фреймиро-ванных в соответствии с интересами разных влиятельных сил и в том числе военно-индустриальных медиакомплексов со "встроенным журнализмом"2, представителей которого сравнивают со "сторожевыми псами" не общества, а этих комплексов или с их "домашними собачками"3. Аналитики показывают, как используются фрейминги для подчинения медиа государственным интересам стран, освободившихся от колониализма и стремящихся объединить в многополярном мире разрозненные и конфликтующие слои своего населения под эгидой идей общенационального единства и суверенности этих стран.
Весьма выразительны материалы исследований фреймингов, применяемых для распространения международных новостей в периоды войн и особенно во время войны в Ираке, опубликованные в специальном выпуске на эту тему в конце 2006 г.4 Часть из них рассказывает о приемах фреймирования известий о войне, фабрикующихся в целях пропаганды и одобрения внешней политики США и союзников этой страны; другая часть посвящается странам, где такая политика не поддерживается и вызывает либо протест, либо боязнь его открытых активных форм выражения. В любом из этих вариантов (как следует из материалов исследований) новости подвергаются концептуально-структурному фреймированию в угоду тем или иным интересам в политике, экономике и в сфере международных отношений.
Для борьбы с противниками войны используются фреймы с двойными стандартами5 или такие парадигмы, которые изображают движения протеста как проявление маргинализма6. Фрей-мирование существует и в международных агентствах новостей, связанных с внешнеполитическим курсом сторонников США, ведущих войну в Ираке, что существенно может отличать их от деятельности таких агентств, как ИТАР-ТАСС и Синьхуа7, придерживающихся иных позиций.
2 Zayani M., Ayish M. Arab Satellite Television and Crisis Reporting. Covering the Fall of Baghdad // The International Communication Gazette. 2006. Vol. 68. N 5-6. P. 474.
3 Snow N, Taylor Ph. The Revival of the Propaganda State. US Propaganda at Home and Abroad Since 9/11 // Ibid. P. 393.
4 The International Communication Gazette. Special Issue. Media in Times of War. 2006. Vol. 68. N 5-6.
5 Alozie E. International Diplomacy and the Prelude to the 2003 Invasion of Iraq. African News Coverage and Assessment // Ibid. P. 464.
6 Dardis F. Military Accord, Media Discord. A Cross-National Comparison of UK vs US Press Coverage of Iraq War Protest // Ibid. P. 412.
7 Horvit B. International News Agencies and the War Debate of 2003 // Ibid. P. 427-447.
Особая ситуация складывается в тех странах Африки и Ближнего Востока, которые не хотят поддерживать милитаристскую политику США, но остерегаются стать ее жертвами. Интересный сравнительный анализ деятельности трех крупных арабских вещательныгх каналов дается в статье, посвященной анализу их кавериджа в период падения Багдада, когда "мировая политика и сила медиа обретают тенденцию к конвергенции". В США это подталкивает Пентагон к опоре на журналистику, которая готова изображать события в Ираке с угодной ему точки зрения как конец диктаторского режима и "пришествие демократии". Арабские же каналы, несмотря на различия в своем статусе и отношении к режиму Саддама Хусейна (большую симпатию к Ираку выразил канал Аль-Джазира, меньшую — Аль-Арабиа и Абу-Даби), в общем проявили себя "как главный источник информации для арабов и обеспечения сообщениями о развертывающихся событиях в Ираке глазами арабов. Редакционная мобилизация этих каналов воспринимается как создающая прямой вызов западной и особенно американской гегемонии и корректирует взгляд на войну, каверидж которой в сетях США, по их мнению, должен быть более патриотическим, чем объективным". Арабские вещательные каналы оставляют впечатление от падения иракской столицы как об акте "покорения Ирака, а не его освобождения" и вызывают "чувства боли, негодования и разочарования"8.
В статье нет стремления к идеализации ни западных, ни арабских медиа, но констатируются присущие им тенденции к фреймированию новостей в зависимости от тех или иных идеологических мотивов, что ведет к фрагментации, скольжению между фактами и мнениями, отсутствию глубины и контекстуа-лизации анализа и оценок. Следы этого процесса фиксируются в общественно-политической жизни многих регионов и не в последнюю очередь в медиаландшафтах тех стран, которые в поисках путей ускоренного развития в постколониальный период стараются опираться на новейшие коммуникационные технологии и с этой целью не отстраняются от усвоения опыта развитых стран Запада, но с адаптацией их достижений и всех других достоинств глобализации к своим собственным условиям решения возникающих проблем социально-культурного прогресса.
Глокализация такого рода (взаимосвязь тенденций к глобализации и удовлетворению локальных потребностей общественного развития), как утверждается в одной из статей, рассказы-
8 Zayani M., Ayish M. Arab Satellite Television and Crisis Reporting. Covering the Fall of Baghdad // Ibid. P. 473, 474, 475, 493.
вающей об отношении Южной Африки, Нигерии и Кении и их медиа к войне в Ираке, тоже должна рассматриваться как важный фактор, определяющий специфику восприятия международных новостей и их фреймирования в обратных связях, поскольку факты сравнительных анализов показывают, что "каверидж, ориентация и фреймирование новостей средствами массовой информации в специфических условиях государства, касающихся международных сюжетов, определяются господствующими обстоятельствами, существующими в этом государстве"9.
В этом, вероятно, и заключается одна из немаловажных причин обращения к фреймированию международных новостей в связи с процессами их глобализации и глокализации как двух ключевых тенденций, преобразующих геополитическую карту и медиаландшафты современного мира. Фреймирование в этих процессах фигурирует как эффективное средство формирования общественного мнения с помощью новейших мультимедийных информационных технологий, обладающих способностью не только насыщать людей сведениями о событиях, но и воздействовать при этом на их чувства путем искусного отбора и многогранной виртуализации образов реальности или их утаивания. В комплексы варьирующихся средств фреймирования аналитики включают, разумеется, и давно испытанные риторические приемы, такие как метафоры, сюжеты, броские фразы, обращение к морали, а наряду с ними "идеологическое видение и журналистские условности и функции"10, которые в разных сочетаниях друг с другом помогают создавать у людей позитивное или негативное восприятие новостей, одобряющих либо осуждающих оккупацию Ирака, если образы войны и ее участников соответствуют таким контрастным позициям. По мнению исследователей, значение имеет и тот факт, что нередко распространителями эмоциональных реакций выступают сами средства информации, способные вызывать особое состояние страха перед возможностью остаться в стороне от их мнения, ассоциирующегося с общественным мнением большинства. Эта концепция, получившая в коммуникативистике название "теории спирали тишины", также учитывается аналитиками при изучении мотивов и характера фреймирования новостей и их влияния на умы и сердца реципиентов, особенно сильного во время войны и других кризисных ситуаций11.
9 Alozie E. International Diplomacy and the Prelude to the 2003 Invasion of Iraq. African News Coverage and Assessment // Ibid. P. 468.
10 Ibid. P. 455.
11 Christie Th. Framing Rationale for the Iraq War. The Interaction of Public Support with Mass Media and Public Policy Agendas // Ibid. P. 519—532.
Нельзя не подчеркнуть, что характерная для современной зарубежной коммуникативистики компаративистская методология, направляющая к сравнительному изучению различных зон мирового медиапространства, позволяет выявлять как их специфику, так и общее стремление к "организации новостного сюжета тематически, стилистически и фактически для придания рассказу особого направления", рассчитанного на "возбуждение в аудитории особых мыслей и представлений о новости"12. Это объясняет, почему фреймирование применяется к локальным и нелокальным сообщениям, но каждый раз обусловливается спецификой контекстуальных целей и причин.
К такому выводу подводят материалы сравнительного анализа новостного кавериджа восьми газет, издающихся в Индии, Пакистане, Республике Шри-Ланка, Индонезии и на Филиппинах, где конфликты между различными слоями населения на этнорелигиозной почве — явление не редкое, и поэтому война в Ираке не могла пройти незамеченной. "Являясь далекой в географическом отношении, но оказавшись, вероятно, более близкой для ума и сердца"13, эта война если и не вызывает одобрения, но не искореняет и боязни роста опасного радикализма в Азии, связанного с антиамериканизмом и национализмом сепаратистских тенденций среди мусульман. В этой связи международные новости, воспринимаемые как возможные стимуляторы обратной связи, вызывают к себе пристальное внимание аналитиков и желание противопоставить фреймам "военного журнализма" (ориентирующегося на модели "спортивного журнализма" с фокусом на полной победе в затеянной игре) принципы "мирного журнализма", идея которого связывается с именем норвежского исследователя Иоганна Галтунга. Его единомышленники "описывают мирный журнализм как более широкий, справедливый и точный способ фреймирования сюжетов на основе проникновения в суть анализа и трансформации конфликтов"14.
Авторы статьи отмечают, что не все изученные ими газетные материалы в равной степени и форме следуют принципам "мирного журнализма", но в целом больше тяготеют к ним в международных новостях о войне в Ираке, чем в сообщениях о локальных конфликтах в собственных странах. При сравнении принципов этих разных типов журнализма они противопо-
12 Lee S.T., Maslog C.C., Kim H.Sh. Asian Conflicts and the Iraq War. A Comparative Framing Analysis // Ibid. P. 502.
13 Ibid. P. 499.
14 Ibid. P. 500.
ставляют акцентам на показе военных действий, ориентированных на победу элиты одной из борющихся сторон, позиции "мирного журнализма", обращенного, скорее, к простым людям как к действующим лицам и источникам информации об ущербе, наносимом в конфликтах обществу и культуре. С их помощью можно многоголосно обсуждать причины конфликтов и искать пути к их ликвидации на языке без таких слов, которые односторонне "демонизируют" новостные сообщения о фактах экстремизма и тиранизма, давая возможность без искажений рассказывать о том, что уже сделано и еще может совершаться людьми.
Симптоматично, что идеи победы "фреймингов мирного журнализма" над "фреймингами военного журнализма" авторы статьи связывают с тенденциями к отказу от стиля перевернутой пирамиды и таких принципов объективности новостей, которые могут служить препятствием для "мирного журнализма", если с их помощью насаждается мнимая нейтральность, не позволяющая журналистам "выходить за границы примитивного репортажа о фактах к более глубокому анализу и исследованию причин конфликта и альтернатив"15. Статья убеждает в том, что вопрос поднимается не о критике фреймирования вообще, а о выборе наиболее адекватных принципов сбора и распространения новостей без зависимости от властных структур, которые заинтересованы в их искажении ради собственных выгод. Зависимость новостного кавериджа от идеологических мотивов неизбежна, если "новости являются не простым отражением конфликта, а сформированным благодаря медийному истолкованию новостей о конфликте для общества"16. Но истолкование должно действительно служить интересам общества, решению стоящих перед ним задач мирной жизни и культурного развития. Понять это помогает изучение мирного журнализма, который сегодня является все более и более уместным в мире, изнуренном борьбой и конфликтами.
Иначе говоря, пропоненты "мирного журнализма" признают, что, несмотря на все новации в области коммуникационной техники, новости по природе своей в медиа не могут быть абсолютно безыдейными, так как не появляются на свет без интеллектуальной деятельности людей, их стремлений и интересов. Попытки придать новостям товарные ценности и функции — это тоже результат их фреймирования по определенным идейным моделям, характерным для неолиберального почитания рыноч-
15 Ibid. P. 513.
16 Ibid. P. 501.
ных принципов и сопряженных с ними концепций распространения "деидеологизированныгх" новостей без мнений. Коммуни-кативистика доказывает это не априорно, а путем конкретных сравнительных анализов процессов формирования различных новостей с разными социально-культурными контекстами в разных частях современного многополярного мира, что дает возможность выявлять не случайные, а закономерные взаимосвязи этих процессов не только с новыми информационными технологиями, но и с новыми достижениями в ноосфере, где доминирующая роль принадлежит разумной творческой деятельности людей. С ней и надо связывать надежды на развитие мирного, а не военного журнализма. И чтобы такие надежды не оставались без осуществления, журналистам необходимо эвристичнее относиться к научному опыту коммуникативистов и вместе с ними открывать новые подходы к использованию СМИ на благо прогресса человечества, а не вопреки ему.
Поступила в редакцию
25.04.2007
6 ВМУ, журналистика, № 1