Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВАХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОБОТОТЕХНИКИ)'

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВАХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОБОТОТЕХНИКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СТАДИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Юлия Сергеевна

Приведено построение процессуальной модели образовательной деятельности в сообществах научно-технической направленности, включающей подготовительную, организационно-исполнительную стадии, стадию мониторинга и рефлексии и стадию коррекции. Для каждой стадии выделен ведущий компонент образовательной деятельности и определен этап в функционировании онлайн-сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSUAL MODEL OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN ONLINE COMMUNITIES OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL ORIENTATION (BASED ON ROBOTICS TECHNOLOGY)

The article deals with the formation of the processual model of the educational activities in the communities of the scientific and technical orientation, including the preparative stage, the institutional and executive stage, the stage of monitoring and reflection and the stage of correction. There is revealed the leading component of the educational activities for each stage and there is defined the stage in functioning of online communities.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВАХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОБОТОТЕХНИКИ)»

известия вгпу

programm // Vesta. Gercen. un-ta. 2011. № 9(95). S. 53-57.

7. Petuhova T.P. Modul'noe postroenie obra-zovatel'nyh programm s uchetom potrebnostej rynka truda // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 11. S. 85-90.

8. Prohorova M.P., Lebedeva T.E. Issledovanie motivacionnyh profilej rukovoditelej obrazovatel'-nyh programm v vuze // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. 2018. № 1(53). S. 139-146.

9. Sazonov B.A. Individual'no-orientirovannaya organizaciya uchebnogo processa - put' k podlinnoj gibkosti i individualizacii obrazovatel'nyh programm // Obrazovanie i nauka. 2012. № 5(94). S. 15-36.

10. Samerhanova E.K. Modelirovanie kompo-nentov sistemy upravleniya obrazovatel'nymi programmami v vuze [Elektronnyj resurs] // Vesta. Minin. un-ta. 2016. № 4(17). URL: https://vestnik.mininuni ver.ru/jour/article/view/300/301 (data obrashcheniya: 08.04.2021).

11. Samerhanova E.K., Imzharova Z.U. Strate-gicheskie orientiry upravleniya obrazovatel'nymi programmami v vuze [Elektronnyj resurs] // Vestn. Minin. un-ta. 2017. № 1(18). URL: https://vestnik.mininuni ver.ru/jour/article/view/331/332 (data obrashcheniya: 08.04.2021).

12. Trapicyn S.Yu., Trapicyna G.N. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nyh programm na osnove processnogo podhoda // Novoe v psihologo-pedagogi-cheskih issledovaniyah. 2012. № 3(27). S. 132-140.

13. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerhanova E.K. [i dr.]. Proektirovanie novogo dizajna obra-zovatel'noj ekosistemy vuza v kontekste modernizacii otechestvennogo obrazovaniya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2018. T. 23. № 1. S. 52-63.

Educational program manager as a key subject of quality control of its design and implementation in university

The article deals with the tendencies of the changes in the sphere of higher education and new requirements to the quality of design and implementation of the basic professional educational programs in university. There is substantiated the necessity of the universities' transfer to the quality control of the design and implementation of the educational programs. There are characterized the image and role of the key subject of such management - educational program manager.

Key words: educational program, quality control, manager, functions, competencies.

(Статья поступила в редакцию 04.08.2021)

ю.с. пономарева

(Волгоград)

процессуальная модель

образовательной

деятельности

в онлайн-сообществах

научно-технической

направленности (на примере

робототехники)*

Приведено построение процессуальной модели образовательной деятельности в сообществах научно-технической направленности, включающей подготовительную, организационно-исполнительную стадии, стадию мониторинга и рефлексии и стадию коррекции. Для каждой стадии выделен ведущий компонент образовательной деятельности и определен этап в функционировании онлайн-сообщества.

Ключевые слова: образовательная деятельность, онлайн-сообщество, научно-техническая направленность, процессуальная модель, стадия, эффективность.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [11]. Такое понимание позволяет говорить об образовательной деятельности как о процессе целенаправленного, последовательного взаимодействия субъектов образования, ориентированного на успешное достижение образовательных целей [2; 3; 15].

В настоящее время в результате воздействия телекоммуникационных систем и информационных технологий происходит трансформация образовательной деятельности. Как отмечено в ряде работ [6; 12], цель образовательной деятельности не сводится только к знани-

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14064.

О Пономарева Ю.С., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

евой подготовке, она направлена и на расширение жизненного, образовательного или профессионального опыта. Осуществляемая в интернет-пространстве образовательная деятельность может быть реализована в рамках формального, неформального и информального образования. В результате этого обучающиеся приобретают возможность выбора времени, места, содержания и траектории своего обучения.

образовательная деятельность в интернет-пространстве может осуществляться на основе различных платформ и сервисов: социальных сетей, систем управления контентом, форумов, систем управления обучением и т. д. Независимо от технической платформы реализации образовательная деятельность, осуществляемая в интернет-пространстве, предполагает наличие у ее субъектов общих мотивов и целей, коммуникацию между ними и выполнение некоторых операций, принятие ценности друг друга для достижения общего результата. Таким образом, целесообразно говорить о реализации образовательной деятельности в сетевом сообществе, являющимся ее субъектом [14].

Специфике осуществления образовательной деятельности в онлайн-сообществах посвящены работы Н.В. Андреевой, О.Л. Балашова, О.Н. Истратовой, И.В. Кузнецовой, Н.А. Лызь, Д.В. Моглан, Е.Д. Патаракина, А.Н. Сергеева, Н.В. Федосеевой, Е.А. Шаба-линой и ряда других исследователей. Как отмечают О.Н. Истратова, Н.А. Лызь [6], образовательная деятельность, реализуемая в среде онлайн-сообществ, характеризуется субъ-ектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью и осознанностью.

Образовательные онлайн-сообщества проходят следующие этапы становления и развития [1; 18]:

1) этап организации, на котором, прежде всего, происходит продвижение сообщества в среде его потенциальных участников; в основе создания любого сообщества находится предположение, что некая часть реального мира (объект, процесс, явление или идея) является интересной для некоторого количества людей, обладающих определенными ценностями, идеалами, образованием или другими материальными характеристиками;

2) этап определения, заключающийся в развитии связей между участниками сообщества; при этом происходит разделение пользователей на «ядро» (принимающих активное участие в формировании контента сооб-

щества) и «периферию» (пассивно изучающих материалы сообщества);

3) этап активности, характеризующийся распространением информационного продукта в сообществе;

4) этап самовоспроизводства, на котором наблюдается активность максимального количества участников сообщества; продолжают развиваться связи между участниками, что способствует быстрому распространению информации внутри сообщества;

5) этап распада, который может произойти по различным причинам (угасание интереса к тематике сообщества, снижение активности администраторов сообщества и т. д.).

Обобщение работ И.А. Гладченко, А.В. Гороховой, Л.А. Гороховой, Е.А. Долуденко, Т.И. Жуковой, Д.В. Моглан, Н.К. Тальниш-них, В.И. Тищенко, Ю.Ю. Эстриной и других исследователей позволяет выделить следующие критерии для систематизации образовательных онлайн-сообществ:

- тип взаимодействия («обучаемый - содержание», «преподаватель - обучаемый», «обучаемый - обучаемый», «обучаемый - интерфейс») [8];

- способ возникновения, отражающий сложившиеся в реальности группы либо социальные структуры, стихийно развившиеся в онлайн-формате [1б];

- тип контента, функционала и пользовательского интерфейса (группа в социальной сети, индивидуальная страница и т. д.) [Там же];

- географический признак: локальные, региональные, международные и т. д. [Там же];

- принцип объединения участников: сообщества по интересам, объединения по административно-организационному признаку, сообщества для внеаудиторного взаимодействия [5];

- тип функционирования и управления ресурсами (мобилизационные, т. е. сообщества, в которых интернет-коммуникации влияют на реальное поведение участников офлайн, и агрегационные, т. е. сообщества, сформировавшиеся в результате интернет-коммуникации пользователей в течение длительного времени) [4; 13].

Предметом изучения в проводимом исследовании являются онлайн-сообщества учащихся научно-технической направленности. На основе Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» [10] уточним, что под научно-технической деятельностью учащихся будем понимать де-

ятельность, ориентированную на получение и применение новых знаний из различных сфер и интеграцию наук и техники, а также предполагающую проектирование и реализацию экспериментальных и технических разработок. Таким образом, онлайн-сообщество научно-технической направленности понимается как группа людей (обучающихся, преподавателей, представителей научной и инженерных сфер), вовлеченных в совместную деятельность научно-технического характера и поддерживающих ее посредством компьютерных сетевых средств. Согласно приведенной выше систематизации образовательных сообществ, онлайн-сообщества учащихся научно-технической направленности относятся к мобилизационным, т. к. являются продолжателями традиций научно-технических обществ школьников и студентов и дополняют взаимодействие участников в офлайн-режиме. Например, на очных занятиях учащиеся могут осуществлять сборку или программирование различных механизмов, а в онлайн-сооб-ществе - обсуждение наиболее оптимальных конструкций или алгоритмов для решения поставленной задачи. В настоящее время весьма распространены образовательные онлайн-сообщества по робототехнике, в которые могут проводиться обсуждения эффективных конструкций роботов для выполнения заданий конкурсов и олимпиад, анализ составляющих конструкций по опубликованным видеоматериалам, разбор ошибок в работе робота и т. д.

Специфика образовательных онлайн-сооб-ществ научно-технической направленности позволяет, в дополнение к результатам, полученным Р.В. Черкасовым [17], сформулировать следующие их принципы функционирования.

1. Принцип активности и интенсификации заключается в том, что образовательное онлайн-сообщество, как и любая другая сетевая общность пользователей, существует до тех пор, пока активны его участники. Чем интенсивнее и разнообразнее информационные связи и потоки между участниками, тем более активно функционирует сообщество. Отметим также, что для сообществ научно-технической направленности важны не только онлайн-свя-зи между участниками или информационными продуктами, но и интенсивность взаимодействия офлайн. Так, в онлайн-сообществе кружка по робототехнике может проводиться организационная работа по подготовке к соревно-

ваниям, уточнение расписания встреч и состава команд разработчиков и т. д.

2. Сетевое сообщество должно быть организовано на основании добровольного участия его членов с максимально возможной степенью демократичности. Это необходимо для обеспечения общей привлекательности сообщества как для его членов, так и для новых участников. В образовательных онлайн-сообществах по робототехнике, например, могут обсуждаться состав и количество датчиков для робота, решающего поставленную задачу. Для успешности сообщества важно, чтобы каждый участник команды смог высказать свое мнение и принять участие в таком обсуждении.

3. Наличие ясной и понятной всем членам сообщества цели способствует созданию нужной мотивации всех участников сообщества. Так, если в кружке по робототехнике проводится подготовка участников робототехниче-ских соревнований (например, различных этапов Всемирной олимпиады роботов, WRO). то возможной целью виртуального сообщества, соответствующего этому кружку, будет интенсификация такой подготовки. Обсуждения и мозговые штурмы могут проводиться виртуально, чтобы на очных занятиях учащиеся могли уделить больше времени непосредственно конструированию робота и отладке программ.

4. Специфика изучаемых онлайн-сооб-ществ предполагает возможность осуществления научного поиска его участниками. Это определяет принцип открытого содержания. В образовательных онлайн-сообществах по робототехнике данный принцип находит свое отражение в том, что могут быть предложены новые алгоритмы для решения тех или иных задач или подходящих для тех или иных робо-тотехнических конструкций (например, уточнен алгоритм выхода из лабиринта для робота определенной конструкции или собранного на базе определенной платформы).

5. Для реализации полноценного взаимодействия участников исследуемого сообщества необходимо наличие у них экспериментально-материального обеспечения. Такое сообщество может являться виртуальной площадкой, на которой участники обсуждают проводимые экспериментальные, проектные или инженерные работы. Другими словами, участниками сообществ научно-технической направленности могут быть созданы не только информационные цифровые продукты, но и материальные разработки. Например, в сообществах

по робототехнике такими разработками будут робототехнические конструкции, в сообществах, посвященных трехмерному моделированию и прототипированию, - напечатанные на 3D-принтерах модели объектов.

На основе ряда исследований [6; 7; 9] были выделены нижеследующие компоненты структуры образовательной деятельности, осуществляемой в онлайн-сообществах научно-технической направленности (при этом каждому компоненту соответствует некоторый набор действий и операций, осуществляемых с использованием инструментальных средств технологической платформы построения сообщества).

1. Познавательный компонент, формирующийся из следующих видов активностей: просмотр размещенных фото- и видеоматериалов и изучение иных электронных ресурсов сообщества, выполненных средствами сторонних приложений, в том числе сетевых сервисов Интернета. В образовательных виртуальных сообществах по робототехнике это может быть просмотр видеоматериалов с соревнований, знакомство с описанием алгоритмов или опубликованных текстов программ, техническими характеристиками датчиков и микроконтроллеров.

2. Сущность поискового компонента составляет деятельность, связанная с поиском информации о конкретном явлении (факте, процессе, понятии, вопросе, объекте) в сети Интернет в целом или среди электронных ресурсов сообщества (обсуждений, мультимедийных материалов, постов и т. д.). Например, в образовательных онлайн-сообществах учащихся по робототехнике учащиеся могут осуществлять подбор видео с соревнований, по ним анализировать достоинства и недостатки представленных роботов и успешность выполнения ими заданий. Рассматриваемый компонент основан на действиях по критическому отбору найденной информации; ее анализу; формированию поискового запроса; анализу отзывов, лайков и комментариев к найденной информации.

3. Коммуникативный компонент предполагает освоение знаний и овладение умениями именно в процессе взаимодействия с другими участниками сообщества. Это ключевой элемент в рассматриваемой структуре, что обусловлено принципом активности и интенсификации и принципом открытого содержания. Коммуникативный компонент может быть представлен следующими действиями: обсуждения в форумах, чатах, беседах; совмест-

кие науки -

ный сбор данных; участие в опросах и голосованиях, являющихся одним из способов получения обратной связи от участников сообщества; механизмы репостов и лайков, отражающих связи не только между участниками сообществ, но и между участниками и опубликованным контентом. Так, в образовательных онлайн-сообществах по робототехнике могут быть организованы совместный сбор данных о датчиках для робота и последующее их обсуждение; мозговой штурм по поводу исправления ошибок в конструкции или программе робота и т. д. Уточним, что рассматриваемый компонент в силу специфики исследуемых сообществ дополняет и расширяет возможности очного взаимодействия его участников.

4. Продуктивно-технологический компонент реализуется через деятельность, связанную с разработкой собственных продуктов (и цифровых, и материальных), продуцированием контента, его трансляцией и презентацией. Разработка и цифровых, и материальных продуктов предполагает создание пространства для их размещения и работу с обратной связью. Для цифрового контента также может быть выполнена собственно загрузка, в случае материальных продуктов - загрузка их цифровых образов. Так, образовательные виртуальные сообщества по робототехнике могут содержать фото- и видеоматериалы разработанных роботов или текстов программ.

Принцип наличия экспериментально-материального обеспечения обуславливает обсуждение и организацию в рассматриваемых сообществах проектных, технических, конструкторских работ, в том числе на основе новейших информационных технологий.

Предлагаемая процессуальная модель образовательной деятельности в онлайн-сооб-ществах учащихся научно-технической направленности раскрывает процесс ее реализации и условия его эффективности. Разработанная модель основана, с одной стороны, на компонентах структуры образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся научно-технической направленности, с другой - на этапах становления образовательных онлайн-сообществ.

Процесс реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся научно-технической направленности включает следующие стадии.

Подготовительная стадия. На данной стадии происходит постановка цели образовательной деятельности одними участниками онлайн-сообщества (или участником) и ее

принятие другими, а также планирование и поиск необходимых ресурсов. Исходя из того, что сообщества научно-технической направленности дополняют взаимодействие участников в офлайн-режиме, на подготовительной стадии необходимо учесть материально-техническое обеспечение участников образовательной деятельности. Для осуществления образовательной деятельности в онлайн-сообще-ствах по робототехнике целесообразно использовать имеющиеся у участников робото-технические конструкторы или элементную базу, набор датчиков, среды программирования роботов. Постановка и принятие цели соответствуют познавательному и коммуникативному компонентам образовательной деятельности в сообществах научно-технической направленности. При проведении подготовительных работ, связанных с поиском ресурсов, ведущими являются познавательный, поисковый и коммуникативный компоненты.

Подготовительная стадия может осуществляться на этапах активности или самовоспроизводства жизненного цикла сетевого сообщества. При этом опытно-экспериментальная практика показывает, что этап активности возможен в случае, когда онлайн-сообщество только начинает функционировать как субъект образовательной деятельности.

Организационно-исполнительная стадия. Это совместная деятельность участников сообщества для достижения некоторого образовательного результата. Отметим, что на данном этапе равнозначны все компоненты исследуемой деятельности: познавательный, поисковый, коммуникативный и продуктивно-технологический. Осуществление данной стадии представляется наиболее эффективным на этапе самовоспроизводства жизненного цикла сетевого сообщества.

Специфика направленности изучаемых сообществ определяет, что данный этап может лишь дополнять очное взаимодействие участников сообщества, продолжая их реальные коммуникации виртуальными: проведение мозгового штурма; обсуждение в форумах, чатах, беседах; совместный сбор данных; голосование за лучшую стратегию решение поставленной задачи (оптимальную конструкцию робота, наиболее эффективный алгоритм для выполнения роботом поставленной задачи) и т. д.

Стадия мониторинга и рефлексии результатов. На данной стадии происходят представление и анализ результатов образователь-

ной деятельности, полученных в ходе выполнения предыдущей стадии. Ведущими являются коммуникативный и продуктивно-технологический компоненты.

Данная стадия может быть реализована через следующие действия: создание пространства для размещения полученного результата; собственно загрузка полученного продукта или его цифрового образа - фотографии, видео и т. д. (в том случае, если результатом является некоторый материальный технический продукт, например некоторая конструкция); обратная связь через инструменты голосований, лайков, репостов и комментариев. Например, может быть организовано голосование за лучшую робототехническую конструкцию участников кружка. На рассматриваемой стадии также может быть проведен анализ полученного цифрового или материального продукта (например, анализ поведения «разработанного» робота по опубликованным в сообществе видеоматериалам). Осуществление этой стадии, как и предыдущей, представляется наиболее эффективным на этапе самовоспроизводства жизненного цикла сетевого сообщества.

Стадия коррекции. Данная стадия необходима для продолжения осуществления образовательной деятельности в онлайн-сообщест-вах учащихся научно-технической направленности. На этой стадии может быть выполнена коррекция целей образовательной деятельности, реализуемой в сообществе; связей внутри сообщества и внешних связей (это могут быть связи между участниками либо между цифровыми продуктами и ресурсами); инструментов для осуществления действий на предыдущих этапах.

Кроме того, на данной стадии может быть принято решение о необходимости изменения материально-технического обеспечения участников сообщества или необходимости коррекции целей с учетом этого обеспечения. Возможно, например, изменение используемых датчиков в конструкции робота, смена системы программирования и т. д. Рассматриваемая стадия также осуществляется на этапе самовоспроизводства жизненного цикла сетевого сообщества.

Проведенное исследование показывает, что на эффективность реализации процессуальной модели образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся научно-технической направленности оказывают влияние следующие факторы:

педагогические науки

- компетенции участников сообщества как в сфере ИКТ, так и в сфере, связанной с тематикой сообщества (например, робототехника);

- компетенции участников сообщества в сферах онлайн-коммуникаций и онлайн-об-учения;

- мотивация участников к осуществлению офлайн-деятельности по тематике сообщества и к ее виртуальному продолжению в сообществе;

- наличие в интернет-пространстве и в ресурсах сообщества подходящего учебно-методического обеспечения;

- структура и насыщенность связей между участниками сообщества и его информационными продуктами и ресурсами;

- позиционирование сообщества в интернет-пространстве, наличие связей с другими онлайн-объединениями;

- целесообразные методы администрирования онлайн-сообщества.

В заключение отметим, что современные темпы информатизации определяют актуальность исследований и разработок в информационно-технологической сфере. Подготовка специалистов в таких областях может постепенно начинаться еще в школе с формирования и развития интереса к научно-технической деятельности. Онлайн-сообщества учащихся научно-технической направленности способствуют продолжению такой работы в виртуальном интернет-пространстве, являясь весьма перспективным направлением развития образовательных интернет-сообществ.

список литературы

1. Бреслер М.Г., Теренин Н.И. Социально-философские аспекты кластерно-сетевого анализа [Электронный ресурс] // NAUKARASTUDENT.RU. 2014. № 8(08-2014). URL: http:// nauka-rastudent. ru/8/1957/ (дата обращения: 20.07.2021).

2. Вавилов Ю.П. Модель взаимодействия участников образовательной деятельности // Систе-могенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль, 2015. С. 37-40.

3. Вавилов Ю.П. Системогенез совместной образовательной деятельности педагогов и учащихся // Современные проблемы дошкольного и начального образования. Ярославль, 2004. С. 13-19.

4. Гладченко И.А. Новые подходы к изучению мобилизации в сетевых сообществах // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10. № 2. С. 30-43.

5. Горохова Л.А., Долуденко Е.А., Горохова А.В. Самоорганизующиеся неформальные он-лайн-сообщества в социальных сетях как форма

организации учебного взаимодействия // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 11. № 1. С. 157-163.

6. Истратова О.Н., Лызь Н.А. Концептуальная модель информационно-образовательной деятельности обучающихся в интернет-пространстве // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 314-318.

7. Куликова С.С. Самостоятельная образовательная деятельность студентов в информационной среде // Человек и образование. 2007. № 1-2(10-11). С. 100-103.

8. Моглан Д.В. Типы взаимодействий в образовательном сетевом сообществе // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3(23). С. 145-151.

9. Новиков А.М. Структура образовательной деятельности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С. 3-12.

10. о науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23 авг. 1996 г. № 127-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/135919/741609f9002bd54a24e 5c49cb5af953b/#ixzz6tPaEsA20 (дата обращения 22.07.2021).

11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://ivo.garant. ru/#/document/70291362/paragraph/1/doclist/10796/ showentries/0/higЫightЮб%20образовании:1 (дата обращения: 20.07.2021).

12. Пушенко А.С., Карнаухова Н.А. Трансформация образовательной деятельности студентов в условиях цифрового номадизма // Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд: сб. материалов III Междунар. трансдисциплинарной науч.-практ. WEB-конф. Томск, 2017. С. 233-237.

13. Сабурова л.А. Применимость теории жизненных циклов к анализу динамики интеграции онлайн-сообществ мобилизационного типа [Электронный ресурс] // Актуальные исследования. 2020. № 23(26). Ч. I. URL: https://apm.ru/article/1557-primenimost-teorii-zhiznennikh-tsiklov (дата обращения: 27.07.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сергеев А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 308.

15. Степанова В.С., Миронова И.Б. О дефиниции понятий «Образование», «Образовательная деятельность», «Образовательная услуга» // Гуманизация образования. 2015. № 1. С. 22-26.

16. Тальнишних Н.К. Культура сетевых сообществ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2004.

17. Черкасов Р.В. О принципах организации образовательного сетевого сообщества // Вестн.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Самар. гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2010. С. 177-183.

18. Шевченко Г.И., Брынза С.Ю. Этапы становления, динамика и перспективы развития сетевых сообществ в образовательном пространстве //

Kant. 2016. № 4(21). С. 69-73.

* * *

1. Bresler M.G., Terenin N.I. Social'no-filosofskie aspekty klasterno-setevogo analiza [Elektronnyj resurs] // NAUKARASTUDENT.RU. 2014. № 8(08-2014). URL: http:// nauka-rastudent.ru/8/1957/ (data obrashcheniya: 20.07.2021).

2. Vavilov Yu.P. Model' vzaimodejstviya uchast-nikov obrazovatel'noj deyatel'nosti // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Yaroslavl', 2015. S. 37-40.

3. Vavilov Yu.P. Sistemogenez sovmestnoj obra-zovatel'noj deyatel'nosti pedagogov i uchashchih-sya // Sovremennye problemy doshkol'nogo i nachal'-nogo obrazovaniya. Yaroslavl', 2004. S. 13-19.

4. Gladchenko I.A. Novye podhody k izucheniyu mobilizacii v setevyh soobshchestvah // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2019. T. 10. № 2. S. 30-43.

5. Gorohova L.A., Doludenko E.A., Goroho-va A.V. Samoorganizuyushchiesya neformal'nye on-lajn-soobshchestva v social'nyh setyah kak forma or-ga-nizacii uchebnogo vzaimodejstviya // Sovremennye informacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. 2015. T. 11. № 1. S. 157-163.

6. Istratova O.N., Lyz' N.A. Konceptual'naya model' informacionno-obrazovatel'noj deyatel'nosti ob-uchayushchihsya v internet-prostranstve // Azimut na-uchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2019. T. 8. № 2(27). S. 314-318.

7. Kulikova S.S. Samostoyatel'naya obrazova-tel'naya deyatel'nost' studentov v informacionnoj sre-de // Chelovek i obrazovanie. 2007. № 1-2(10-11). S. 100-103.

8. Moglan D.V. Tipy vzaimodejstvij v obrazo-vatel'nom setevom soobshchestve // Vestn. Samar. gos. tekhn. un-ta. Ser.: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014. № 3(23). S. 145-151.

9. Novikov A.M. Struktura obrazovatel'noj deya-tel'nosti obuchayushchihsya // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment. 2010. № 4. S. 3-12.

10. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhni-cheskoj politike: feder. zakon ot 23 avg. 1996 g. № 127-FZ [Elektronnyj resurs] // Garant. URL: http://base. garant.ru/135919/741609f9002bd54a24e5c49cb5af95 3b/#ixzz6tPaEsA20 (data obrashcheniya 22.07.2021).

11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ [Elektronnyj resurs] // Garant. URL: http://ivo.garant.ru/#/docu ment/70291362/paragraph/1/doclist/10796/showentri

es/0/highlight/0b%20obrazovanii:1 (data obrashcheniya: 20.07.2021).

12. Pushenko A.S., Karnauhova N.A. Trans-formaciya obrazovatel'noj deyatel'nosti studentov v usloviyah cifrovogo nomadizma // Cifrovoe koche-vnichestvo kak global'nyj i sibirskij trend: sb. materia-lov III Mezhdunar. transdisciplinarnoj nauch.-prakt. WEB-konf. Tomsk, 2017. S. 233-237.

13. Saburova L.A. Primenimost' teorii zhiznennyh ciklov k analizu dinamiki integracii onlajn-soob-shchestv mobilizacionnogo tipa [Elektronnyj resurs] // Aktual'nye issledovaniya. 2020. № 23(26). Ch. I. URL: https://apni.ru/article/1557-primenimost-teorii-zhiznennikh-tsiklov (data obrashcheniya: 27.07.2021).

14. Sergeev A.N. Setevoe soobshchestvo kak sub#ekt obrazovatel'noj deyatel'nosti v seti Internet // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. S. 308.

15. Stepanova V.S., Mironova I.B. O definicii ponyatij «Obrazovanie», «Obrazovatel'naya deyatel'-nost'», «Obrazovatel'naya usluga» // Gumanizaciya obrazovaniya. 2015. № 1. S. 22-26.

16. Tal'nishnih N.K. Kul'tura setevyh soobsh-chestv: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Rostov n/D., 2004.

17. Cherkasov R.V. O principah organizacii obra-zovatel'nogo setevogo soobshchestva // Vestn. Samar. gos. tekhn. un-ta. Ser.: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2010. S. 177-183.

18. Shevchenko G.I., Brynza S.Yu. Etapy sta-novleniya, dinamika i perspektivy razvitiya setevyh soobshchestv v obrazovatel'nom prostranstve // Kant. 2016. № 4(21). S. 69-73.

Processual model of educational activities in online communities of scientific and technical orientation (based on robotics technology)

The article deals with the formation of the processual model of the educational activities in the communities of the scientific and technical orientation, including the preparative stage, the institutional and executive stage, the stage of monitoring and reflection and the stage of correction. There is revealed the leading component of the educational activities for each stage and there is defined the stage in functioning of online communities.

Key words: educational activities, online community, scientific and technical orientation, processual model, stage, efficiency.

(Статья поступила в редакцию 02.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.