известия вгпу
Ю.с. ПОНОМАРЕВА, А.Н. СЕРГЕЕВ (Волгоград)
структурная модель образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся
научно-технической направленности*
Сформулированы принципы функционирования онлайн-сообществ учащихся научно-технической направленности. Построена структурная модель образовательной деятельности в таких сообществах, состоящая из познавательного, поискового, коммуникативного и продуктивно-технологического компонентов. Связи между компонентами и их содержание определены спецификой научно-технической деятельности и принципами функционирования изучаемых сообществ.
Ключевые слова: структурная модель, образовательная деятельность, онлайн-сообщество, научно-техническая направленность.
В настоящее время стремительное развитие информационных технологий определяет процессы информатизации всех сфер деятельности и, как следствие, все возрастающее значение глобальных компьютерных сетей. Интернет сейчас - это не только общемировое хранилище информации, но и пространство осуществления профессиональной деятельности, саморазвития и развития творческого потенциала, глобальная социокультурная среда, в которой представлены и индивидуальные пользователи, и их объединения - сетевые сообщества [11].
Изучению феномена сетевых (онлайн) сообществ Интернета посвящены исследования С.В. Бондаренко, Д.Е. Вышегорцева, Е.В. За-каблуковского, Р.В. Кончаковского, С.В. Ку-рушкина, М.В. Сафроновой, В.А. Сергодеева, Н.К. Тальнишних, Д.А. Харченко и др. Обобщение результатов, полученных как в приведенных исследованиях, так и в ряде других, позволяет понимать онлайн-сообщество как группу людей, вовлеченных в совместную деятельность и поддерживающих общение посредством компьютерных сетевых средств.
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14064.
Основой для возникновения и функционирования онлайн-сообществ является процесс совместного создания, обработки и обмена информации, взаимодействия на основе общих интересов, особенностей общения, политических взглядов, целей нахождения в Интернете и т. д. Развитие онлайн-сообществ проходило по мере развития сервисов и служб сети Интернет. В настоящее время провести классификацию онлайн-сообществ можно по следующим основаниям [3; 6; 8; 10]:
- особенности участников сообщества (региональная принадлежность, гендерный признак, возрастная категория и т. д.);
- цели существования сообщества;
- тип контента, преимущественно циркулирующего в сообществе;
- способы коммуникации участников сообщества;
- структура связей между участниками сообщества;
- особенности администрирования сообщества;
- тематика контента сообщества и т. д.
отдельным актуальным вопросом для современной педагогической науки является использование онлайн-сообществ в образовательных целях. Анализ научных работ О.Л. Балашова, И.В. Кузнецовой, М.В. Моглан, Е.Д. Патаракина, В.А. Поляковой, М.В. Плах-тий, А.Н. Сергеева, М.В. Федосеевой, Е.А. Ша-балиной позволяет рассматривать онлайн-со-общества как коллективный субъект образовательной деятельности в сети Интернет и утверждать, что их использование в образовании способствует личностному развитию обучающихся; стимулирует мотивацию учебно-познавательной деятельности и повышает ответственность за коллективную учебную работу; расширяет способы контроля учебной деятельности; обогащает опыт коллективного обучения; приводит к объединению личного и учебного опыта обучающихся в социальном контексте; придает практико-профес-сиональную ориентированность образовательному процессу; содействует совместному приобретению новых знаний [5; 7; 11]. Результаты указанных выше исследований формируют представление об образовательном онлайн-со-обществе как группе обучающихся (или обучающихся и преподавателей), объединенных общей образовательной целью и взаимодействующих через службы и сервисы Интернета.
В настоящее время такие сообщества представлены довольно широко и могут быть соз-
О Пономарева Ю.С., Сергеев А.Н., 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
даны на совершенно различных платформах. Например, весьма распространенными являются онлайн-сообщества обучающихся одной образовательной организации, или академической группы, или класса. Предметом данного исследования являются онлайн-сообщест-ва учащихся научно-технической направленности.
Отличительные характеристики рассматриваемых сообществ от других онлайн-объ-единений образовательной направленности обусловлены спецификой самой научно-технической деятельности. основываясь на ее понимании российским законодательством [9], поясним, что под научно-технической деятельностью учащихся мы будем понимать деятельность, ориентированную на получение и применение новых знаний из различных сфер и интеграцию наук и техники, а также предполагающую проектирование и реализацию экспериментальных и технических разработок.
Анализ различных интернет-платформ (социальных сетей, блогов, тематических чатов и форумов) показал, что онлайн-сообщество учащихся научно-технической направленности - пока довольно редкое явление для современного Интернета. Однако рассматриваемые онлайн-сообщества являются преемниками научно-технических обществ учащихся, функционирующими в новой, виртуальной среде. Предметной основой таких объединений традиционно являются современные технологии, в том числе - информационные, и их интеграция в различные сферы деятельности. Современные темпы информатизации определяют актуальность исследований и разработок в ГГ и других технологических сферах, востребованность специалистов в таких областях, подготовка которых может постепенно начинаться еще в школе с формирования интереса к научно-технической деятельности. Следовательно, онлайн-сообщества научно-технической направленности являются весьма перспективным вектором развития образовательных интернет-сообществ.
На базе исследования Р.В. Черкасова [13] нами сформулированы принципы функционирования онлайн-сообщества учащихся научно-технической направленности, обусловленные спецификой указанной деятельности:
1) принцип активности и интенсификации - сообщество существует до тех пор, пока активны его участники;
2) принцип добровольности - сетевое сообщество должно быть организовано с максимально возможной степенью демократичности, чтобы являться привлекательным для
своих участников и поддерживать их активность - основу существования сообщества;
3) наличие ясной и понятной всем членам сообщества цели - стремление к достижению такой цели является мотивацией для участников сообщества;
4) принцип открытого содержания - одна из основ существования сообщества - осуществление научного поиска, результаты которого не могут быть заранее известны ни учащимся, ни их наставникам или научным руководителям;
5) принцип наличия экспериментально-материального обеспечения - направленность сообщества предполагает проведение его участниками каких-либо экспериментальных, проектных или инженерных работ (это отличает такие сообщества от множества других, предполагающих получение информационных цифровых продуктов, а не материальных).
В процессе проводимого исследования нами была построена структурная модель образовательной деятельности в онлайн-сооб-ществах учащихся научно-технической направленности. В основе построенной модели лежит понимание образовательной деятельности как процесса целенаправленного, последовательного взаимодействия педагогов и обучающихся, ориентированного на успешное достижение образовательных целей [1; 2; 12]. Образовательная деятельность, осуществляемая в среде онлайн-сообществ, характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, осознанностью [4].
Структурная модель образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся научно-технической направленности описывает ее компоненты и строение. В рассматриваемом контексте каждому компоненту соответствует набор действий и операций, осуществляемых с применением инструментальных средств технологической платформы реализации сообщества. Мы выделили следующие составляющие изучаемого процесса.
1. Познавательный компонент. Данный компонент по своему содержанию близок к традиционной деятельности по освоению знаний и овладению умениями в процессе работы с электронными образовательными ресурсами. В онлайн-сообществах научно-технической направленности познавательная деятельность может формироваться из следующих видов активностей: просмотр размещенных фото- и видеоматериалов и изучение иных электронных ресурсов сообщества, выполненных средствами сторонних приложений, в том числе сетевых сервисов Интернета. Содержанием муль-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
тимедийных материалов могут быть записи лекций, инструкции к сборке механизмов, записи с соревнований технической направленности и т. д. Безусловно, сами по себе опубликованные видео или фотографии зачастую предполагают лишь пассивную форму работы (участник сообщества может только его просмотреть). Однако инструментальные средства технологических платформ сообществ позволяют превратить опубликованные видео или фотоматериалы в средство взаимодействия участников сообщества. Например:
- администратор сообщества (преподаватель) задает вопросы к опубликованному видео или изображению, а участники должны оставить свои ответы в комментариях;
- администратор сообщества (преподаватель) задает свой вопрос к видео или изображению, участник сообщества отвечает на заданный вопрос и формулирует свой и т. д.;
- участникам необходимо задать свои вопросы к видео или фотографии.
Таким образом, можно говорить о существовании взаимодействия и взаимосвязи рассматриваемого компонента и компонента, связанного с коммуникативной деятельностью.
2. Поисковый компонент. Это деятельность, связанная с поиском информации о конкретном явлении (факте, процессе, понятии, вопросе) в сети Интернет в целом или среди электронных ресурсов сообщества (обсуждений, мультимедийных материалов, постов и т. д.). Отметим, что данный компонент основан на действиях по критическому отбору найденной информации, ее анализу, формированию поискового запроса, анализу отзывов, лайков и комментариев найденной информации. Указанный компонент также связан с коммуникативной деятельностью участников сообщества, т. к. поиск информации может производиться по ресурсам, возникшим в результате осуществления коммуникативной деятельности в сообществе (материалы обсуждений, комментарии и т. д.).
3. Коммуникативный компонент. Данный компонент предполагает освоение знаний и овладение умениями именно в процессе взаимодействия с другими участниками сообщества. Отметим, что это ключевой элемент в рассматриваемой структуре, что обусловлено двумя факторами. Во-первых, любое онлайн-со-общество существует, пока есть активность его участников, онлайн-сообщества научно-технической направленности не являются исключением. Во-вторых, принцип открытости содержания определяет получение нового знания (в том числе объективно нового с науч-
ной точки зрения) в результате осуществления коммуникаций между участниками сообщества. Коммуникативная деятельность в онлайн-сообществах научно-технической направленности может быть представлена следующими действиями: обсуждения в форумах, чатах, беседах; совместный сбор данных; участие в опросах и голосованиях, являющихся одним из способов получения обратной связи от участников сообщества; механизмы ре-постов и лайков, отражающих связи не только между участниками сообществ, но и между участниками и опубликованным контентом.
4. Продуктивно-технологический компонент. Это деятельность, связанная с разработкой собственных продуктов, продуцированием контента, его трансляцией и презентацией. Создание электронного контента предполагает такие действия, как создание пространства для его размещения, собственно загрузка контента, работа с обратной связью. Принцип наличия экспериментально-материального обеспечения обуславливает обсуждение и организацию в рассматриваемых сообществах проектных, технических, конструкторских работ, в том числе на основе новейших информационных технологий (например, из области робототехники или технологий трехмерной печати) и их интеграции в различные сферы деятельности. Это определяет связь продуктивно-технологического компонента с коммуникативным.
В заключение отметим, что онлайн-сообщества учащихся научно-технической направленности продолжают традиции научно-технических клубов и объединений учащихся. Структура образовательной деятельности в таких сообществах состоит из познавательного, поискового, коммуникативного и продуктивно-технологического компонентов, при этом ключевое значение имеет коммуникативный компонент. Связи между компонентами и их содержание определены спецификой научно-технической деятельности и принципами функционирования изучаемых сообществ. такие сообщества расширяют возможности взаимодействий всех субъектов в научной и инженерно-технической сферах.
Список литературы
1. Вавилов Ю.П Модель взаимодействия участников образовательной деятельности // Систе-могенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль, 2015. С. 37-40.
2. Вавилов Ю.П. Системогенез совместной образовательной деятельности педагогов и учащих-
педагогические науки
ся // Современные проблемы дошкольного и начального образования. Ярославль, 2004.
3. Жукова Т.И., Тищенко В.И. Сетевые научные сообщества в рунете: типология и практика // Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: сб. науч. тр. Сер.: Информация. Наука. Общество / отв. ред. Л.Н. Верченов, Д.В. Ефременко,
B.И. Тищенко. М., 2013. С. 248.
4. Истратова О.Н., Лызь Н.А. Концептуальная модель информационно-образовательной деятельности обучающихся в интернет-пространстве // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 314-318.
5. Касьянов С.Н., Клеветова Т.В., Комиссарова С.А. онлайн-сообщества и обучение: взаимодействие сообществ обучающихся и педагогов в процессе учебной деятельности // Информатизация образования - 2020: тр. Междунар. науч.-практ. конф. орел, 2020. С. 335-339.
6. Косарская Е.С. К вопросу о типологии сетевых интернет-сообществ // Образование в XXI веке: материалы Всерос. науч. заоч. конф. Тверь, 2015.
C. 134-139.
7. Моглан Д.В. Образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 67-70.
8. Моглан д.В. Типы взаимодействий в образовательном сетевом сообществе // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3(23). С. 145-151.
9. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/135919/741609f9002bd54a24e 5c49cb5af953b/#ixzz6tPaEsA20 (дата обращения: 02.06.2021).
10. Пономарева Ю.С. Типы образовательных сетевых сообществ учащихся // Современные информационные технологии в образовании: материалы XXXI конф. Троицк, 2020. С. 217-219.
11. Сергеев А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 308.
12. Степанова В.С. Миронова И.Б. О дефиниции понятий «Образование», «Образовательная деятельность», «Образовательная услуга» // Гуманизация образования. 2015. № 1. С. 22-26.
13. Черкасов Р.В. О принципах организации образовательного сетевого сообщества // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2010. С. 177-183.
* * *
1. Vavilov Yu.P Model' vzaimodejstviya uchast-nikov obrazovatel'noj deyatel'nosti // Sistemogenez
uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Yaroslavl', 2015. S. 37-40.
2. Vavilov Yu.P. Sistemogenez sovmestnoj obrazovatel'noj deyatel'nosti pedagogov i uchashchihsya // Sovremennye problemy doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya. Yaroslavl', 2004.
3. Zhukova T.I., Tishchenko V.I. Setevye nauch-nye soobshchestva v runete: tipologiya i praktika // Social'nye seti i virtual'nye setevye soobshchestva: sb. nauch. tr. Ser.: Informaciya. Nauka. Obshchestvo / otv. ped. L.N. Verchenov, D.V. Efremenko, V.I. Tishchenko. M., 2013. S. 248.
4. Istratova O.N., Lyz' N.A. Konceptual'naya model' informacionno-obrazovatel'noj deyatel'nosti obuchayushchihsya v internet-prostranstve // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2019. T. 8. № 2(27). S. 314-318.
5. Kas'yanov S.N., Klevetova T.V., Komissaro-va S.A. Onlajn-soobshchestva i obuchenie: vzaimo-dejstvie soobshchestv obuchayushchihsya i pedagogov v processe uchebnoj deyatel'nosti // Informatiza-ciya obrazovaniya - 2020: tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Orel, 2020. S. 335-339.
6. Kosarskaya E.S. K voprosu o tipologii setevyh internet-soobshchestv // Obrazovanie v XXI veke: materialy Vseros. nauch. zaoch. konf. Tver', 2015. S. 134-139.
7. Moglan D.V. Obrazovatel'noe setevoe soob-shchestvo kak odna iz effektivnyh form aktivizacii uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov // Vestn. Krasnoyar. gos. ped. un-ta im. V.P. Astafeva. 2014. № 4 (30). S. 67-70.
8. Moglan D.V. Tipy vzaimodejstvij v obrazo-vatel'nom setevom soobshchestve // Vestn. Samar. gos. tekhn. un-ta. Ser.: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014. № 3(23). S. 145-151.
9. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhni-cheskoj politike: feder. zakon ot 23 avgusta 1996 g. № 127-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://base. garant.ru/135919/741609f9002bd54a24e5c49cb5af95 3b/#ixzz6tPaEsA20 (data obrashcheniya: 02.06.2021).
10. Ponomareva Yu.S. Tipy obrazovatel'nyh se-tevyh soobshchestv uchashchihsya // Sovremennye in-formacionnye tekhnologii v obrazovanii: materialy XXXI konf. Troick, 2020. S. 217-219.
11. Sergeev A.N. Setevoe soobshchestvo kak sub#ekt obrazovatel'noj deyatel'nosti v seti Internet // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. S. 308.
12. Stepanova V.S. Mironova I.B. O definicii ponyatij «Obrazovanie», «Obrazovatel'naya deyatel'-nost'», «Obrazovatel'naya usluga» // Gumanizaciya obrazovaniya. 2015. № 1. S. 22-26.
13. Cherkasov R.V. O principah organizacii obra-zovatel'nogo setevogo soobshchestva // Vestn. Samar. gos. tekhn. un-ta. Ser.: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2010. S. 177-183.
ИЗВЕСТИЯ вгпу
Structural model of educational activities in online communities of students of scientific and technical orientation
The authors formulate the principles of the functioning of online communities of the students of the scientific and technical orientation. There is built the structural model of the educational activities in such communities consisting of the cognitive, searching, communicative and productive and technological components. The connection between components and their content are defined by the specific character of the scientific and technical activities and the principles of the functioning of the studied communities.
Key words: structural model, educational activities, online communities, scientific and technical orientation.
(Статья поступила в редакцию 28.04.2021)
с.н. кАсьянов
(Болгоград)
обучение языку программирования python в онлайн-сообществе учащихся школ*
Рассмотрены вопросы обучения школьников онлайн-сообществ программированию в среде Python с использованием систем управления обучением (LMS) и сервисов Интернета: Google Docs и Google Colabratory.
Ключевые слова: ЕГЭ по информатике и ИКТ, язык программирования Python, парное программирование, онлайн-образование, онлайн-сообщество учащихся школ, интернет-сервисы Google, Google Colabratory.
Ранее ЕГЭ по информатике и ИКТ выпускники российских школ ранее сдавали в форме тестирования в период с 2013 по 2020 г., указывая ответы в специальном бумажном блан-
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта N° 19-29-14064 «Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в он-лайн-сообществах учащихся школ».
ке. Испытуемым приходилось решать задания устно или описывать ход решения на бланке; отсутствовала возможность использования прикладных информационных технологий, инструментария сред программирования. В то же время базовый и профильный курс информатики и ИКТ был ориентирован на формирование у школьников практических навыков использования популярных информационных технологий и языков программирования, что вступало в противоречие с формой сдачи ЕГЭ. В 2021 г. в России впервые планируется проведение ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме, что позволило включить в содержание КИМ: задания на алгоритмизацию и программирование (составление и отладка кода программы в выбранной школьником среде программирования), работу с электронными таблицами и текстовым редактором. При этом в структуре КИМ насчитывается 9 заданий, для решения которых требуется использование специализированного программного обеспечения, что составляет треть от общего количества заданий экзамена по информатике и ИКТ.
При этом остальные 18 заданий сохранили преемственность с КИМ ЕГЭ экзамена в бланковой форме. Участники экзамена могут, как и прежде, решать эти задачи аналитически на бумаге, используя теорию комбинаторики, алгебры логики, выполняя вручную трассировку кода программ или алгоритмов. Но в условиях доступности на экзамене компьютера с различными средами программирования процесс решения подобных задач становится достаточно тривиальным.
Так, анализ изменений структуры экзамена по информатике свидетельствует о том, что современный школьник, осознанно выбирая итоговые испытания по информатике и ИКТ, должен уметь составлять алгоритмы - теоретические (математические, логические) модели решения задач; уверенно владеть практическими навыками программирования хотя бы в одной из инструментальных сред, таких как С++, Java, C#, Pascal, школьный алгоритмический язык, Python. Среди сред программирования следует обратить внимание на язык Python, который был создан нидерландским разработчиком Гвидо Ван Россумом в конце 80-х гг. XX в.
Выбор школьниками языка Python обусловлен тем, что язык является интерпрети-
О Касьянов С.Н., 2021