Научная статья на тему 'Образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов'

Образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / NETWORK COMMUNITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / EDUCATIONAL NETWORK COMMUNITY / ОБУЧЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНТЕРНЕТЕ / SOCIAL INTERACTION ON THE INTERNET / ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ / ACQUISITION OF KNOWLEDGE IN COLLECTIVE / TRAINING ON THE INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моглан Диана Васильевна

Статья посвящена вопросам использования образовательного сетевого сообщества в обуче-нии с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Раскрыто понятие се-тевого сообщества, даны его характеристики. Автор обосновывает образовательные возможностисетевого сообщества в активизации учебно-познавательной деятельности студентов, исходя из ихсоциального и диалогового взаимодействия в сети Интернет. Выявляется специфика реализациисовместной деятельности в интернет-пространстве, определяются подходы к организации взаимо-действия преподавателя и студентов в сетевом сообществе. Рассмотрены педагогические особен-ности и преимущества предлагаемого подхода к организации образовательного процесса. Приве-дены результаты экспериментальной проверки его положений, подтверждающие эффективностьиспользования сетевого сообщества в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL NETWORK COMMUNITY AS ONE OF EFFECTIVE FORMS TO BOOST EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

This article is dedicated to the ways of using an educational networking community for learning aimedat activating educational and cognitive activity of students. The author reveals the concept of a networkingcommunity and its characteristics, and proves educational possibilities of a networking community inenhancing educational and cognitive activity of trainees, based on their social and dialogic interaction onthe Internet. The author also defines specifics of organizing the collaboration activity and approaches tothe organization of teacher – trainee interaction on the Internet. The article studies pedagogical featuresand advantages of the proposed approach to organizing the educational process. The shown results ofexperimental verification of its provisions confirm the efficiency of using a networking community ineducational process.

Текст научной работы на тему «Образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов»

-►

Образование и педагогические науки

удк 378.02:37.016

Д.В. Моглан

образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов

МОГЛАН Диана Васильевна — аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

e-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам использования образовательного сетевого сообщества в обучении с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Раскрыто понятие сетевого сообщества, даны его характеристики. Автор обосновывает образовательные возможности сетевого сообщества в активизации учебно-познавательной деятельности студентов, исходя из их социального и диалогового взаимодействия в сети Интернет. Выявляется специфика реализации совместной деятельности в интернет-пространстве, определяются подходы к организации взаимодействия преподавателя и студентов в сетевом сообществе. Рассмотрены педагогические особенности и преимущества предлагаемого подхода к организации образовательного процесса. Приведены результаты экспериментальной проверки его положений, подтверждающие эффективность использования сетевого сообщества в образовательном процессе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО; ОБУЧЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ; УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНТЕРНЕТЕ; ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.

В настоящее время Интернет широко используется в образовательной сфере. Особое внимание к Сети обусловлено возможностями доступа к информации и организации сетевого взаимодействия субъектов образовательной деятельности в условиях глобальной информационно-коммуникационной среды. Кроме того, сеть Интернет рассматривается не только как сеть компьютеров, представленная информацией и сервисами, но и как глобальная социокультурная среда, в которой присутствуют индивидуальные пользователи и сетевые сообщества. В частности, социальная сторона сети Интернет и определяет вектор ее современного

развития, позволяет выявить мотивационную основу деятельности людей, служит ориентиром в построении современных социальных сетевых сервисов и технологий работы с информацией в Глобальной сети.

По мнению М.В. Моисеевой, особенность современных сетевых технологий состоит в том, что они создают основу не только для организации доступа к информации и удаленного общения, но и служат для возникновения образовательных сетевых сообществ [1].

Р. Хамман, анализируя связь между сообществом и сетевым взаимодействием посредством компьютерных сетей, указывает на то,

что сущность сообщества определяют социальное взаимодействие, среда и общие связи. Под сетевым сообществом в контексте социальной проблематики он понимает группу людей, которые участвуют в социальном взаимодействии и каких-либо общих связях между собой в одном пространственно-временном промежутке [2].

А.М. сапов полагает, что «сообщество является неким собранием людей, находящихся во взаимодействии и связанных между собой общими целями и интересами в пространстве в течение определенного времени». Причем, говоря о сетевых сообществах, он отмечает, что «взаимодействия и интеракции в группе людей происходят в киберпространстве» [3, с. 20]. отличительная особенность сетевых сообществ, по мнению А.М. сапова, состоит в том, что использование интернет-коммуникаций в процессе совместной деятельности людей помогает реализовать ее регулирование путем прямого информационного обмена и взаимодействия между всеми участниками сообщества [3].

Г. рейнгольд для обозначения нового типа сообщества применил понятие «виртуальное сообщество» и определил его как социальное объединение, которое появляется в сети, когда некоторая группа людей достаточно долгое время поддерживает открытое обсуждение своих взглядов, интересов для того, чтобы сформировать сеть личных отношений в виртуальном пространстве [4].

дж. лазар и дж. Прис определили сетевое сообщество как группу пользователей, которые поддерживают общение при помощи систем интернет-коммуникаций на основе общих интересов, ресурсов и разделяемых целей [5]. Позже дж. Прис и д. Мэлони-кришмар дополнили данное определение следующими пятью характеристиками [6]:

• у членов сообщества есть общие цели или интересы, общая деятельность или потребность, которая составляет главную причину их принадлежности сообществу;

• члены сообщества вступают в активное и неоднократное участие, для которого характерны напряженные взаимодействия, сильные эмоциональные связи и общая совместная деятельность;

• доступ к общим ресурсам сообщества организован по правилам, определяющим условия доступа его членов к ресурсам;

• в сетевом сообществе присутствуют коллективный обмен информацией между его членами и взаимная поддержка;

• совместная деятельность сетевого сообщества происходит на основе общедоступных социальных соглашений, языка и поведения.

таким образом, сетевое сообщество основано не на личных взаимоотношениях ее членов, а на постоянном обмене информацией средствами цифровых технологий. Подобные сообщества появляются через сетевое взаимодействие людей в интернете на базе их общих целей и интересов. При этом все общее, что присутствует в сетевых сообществах, образует контекст общения, общие правила и нормы поведения. кроме того, согласно А.н. сергееву, сетевые сообщества формируют структурную единицу социальной общности интернета, а их существование носит деятельностный характер, что обусловлено развитием информационной базы интернета и интенсивными процессами обмена информацией в социальной среде [7].

отмеченные аспекты учитываются при использовании сети интернет в образовании, где все больше внимания уделяется не только проблемам размещения учебной информации и технологиям дистанционного обучения, но и созданию сетевых сообществ преподавателей и учащихся, в структуре которых реализуется образовательный процесс.

Попробуем обосновать образовательные возможности сетевого сообщества как формы организации обучения, которая позволяет: создать условия, помогающие обучающимся решить актуальные проблемы; обеспечить поощрение и учет личностной устремленности обучающихся к выполнению различных видов учебной деятельности; повысить учебно-познавательную активность обучающихся; выявить, отследить и решить проблемы, возникающие в ходе учебной деятельности в сети интернет.

опираясь на приведенные определения и характеристики сетевого сообщества, под образовательным сетевым сообществом мы понимаем учебную группу, которая, как правило, создана высшими образовательными учреждениями и в которой субъекты образовательного процесса поддерживают общение и ведут средствами цифровых технологий активную совместную учебную деятельность по реализа-

ции педагогических целей, обозначенных преподавателем.

Анализ научных работ (Е.Д. Патаракина, М.В. Плахтий, М.В. Моисеева, А.Н. Сергеева, С. Сойферт и др.) по исследованию образовательных возможностей сетевых сообществ показал, что их использование в обучении помогает решению следующих дидактических задач:

• способствует личностному развитию обучающихся;

• стимулирует мотивацию учебно-познавательной деятельности и повышает ответственность за коллективную учебную работу;

• расширяет перечень способов контроля учебной деятельности обучающихся;

• обогащает опыт коллективного обучения;

• приводит к объединению личного и учебного опыта обучающихся в социальном контексте;

• придает практико-профессиональную ориентированность образовательному процессу;

• содействует совместному приобретению новых знаний.

развитие личности обучающегося в процессе учебной деятельности в сетевом сообществе происходит через его социализацию в сети Интернет. Социальная деятельность составляет основную человеческую потребность, и именно через эту деятельность формируется и развивается человечество [8]. Главный принцип существования некоторого образовательного сетевого сообщества состоит в учете значимости общего усилия, талантов и компетенций каждой личности и придании значения процессу образования, интегрирующему социальные аспекты.

В соответствии с культурно-исторической теорией развития высших психических функций, предложенной Л.С. Выготским, интери-оризация знаний происходит через преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Согласно положениям данной теории, «строение индивидуального сознания выступает прежде как явление, порождаемое социальным общением, социальными отношениями» [9, с. 8]. Процесс приобретения знаний по своей природе является дискурсивным процессом, который опирается на взаимодействие и общение людей. Таким образом, в ходе получения новой информации и в процессе ее преобразования в знания обучающимся необходимо

предоставить реальную возможность опубликовать свои идеи по решению учебных задач, сформулированных преподавателем, а также собственные оценочные суждения относительно решений своих коллег. Сочетание дискуссий относительно решения учебных задач с личными мотивами, потребностями, интересами обучающихся способствует активизации постановки вопросов. С.Л. Рубинштейн отмечал эффективную и значимую роль постановки обучающимися вопросов: «Сформулировать, в чем вопрос, — значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему — значит если не разрешить ее, то, по крайней мере, найти путь, т. е. метод, для ее разрешения» [10, с. 397].

т.н. носкова указывает на то, что при сетевом взаимодействии в процессе коммуникации происходит отражение не личности субъекта, а его деятельности [11]. Посредством такой деятельности субъектов сетевой образовательной среды поставленные учебные задачи решаются через обмен информационными ресурсами, содержащими некоторые результаты учебной деятельности (решения задач; алгоритмы или фрагменты выполненных операций по разрешению проблемных ситуаций; ответы на вопросы, которые приводят к решению поставленных задач, и др.). Такая деятельность стала возможной благодаря интенсивному обмену результатами и действиями между субъектами Сети, обеспечению удаленного доступа к электронным продуктам деятельности, сетевой организации совместных групповых действий субъектов, сетевому обсуждению достигнутых результатов.

В совместной сетевой деятельности членов образовательного сообщества крайне важным является то, что социальное взаимодействие в сети Интернет сосредоточено на идеях его членов, которые готовы разделить свои идеи с другими.

Канадские ученые М. Скардамалия и К. Бе-рейтер в своих исследованиях [12, 13] подчеркивают, что при приобретении знаний в учебной среде, опосредствованной компьютером, особую значимость имеет совместная деятельность по продвижению и развитию предмета познания. Прогрессивность совместной деятельности основывается на динамичной экспертизе идей и выдвижении конструктивных аргументов, продвигающих ее участников в понимании и

решении проблем. М. скардамалия и к. Берей-тер определяют процесс приобретения знаний как коллективное производство и непрерывное совершенствование идей, имеющих ценность для сообщества, с помощью средств, которые повышают капитал знаний сообщества путем индивидуальных вкладов ее членов.

таким образом, создание и поддержка образовательного сетевого сообщества в учебном процессе, на наш взгляд, обеспечивают гибкую и открытую образовательную среду для практического построения знаний, в которой обучающиеся делятся информацией, излагают новые идеи, расширяют свою точку зрения, обмениваются своим опытом обучения, обсуждают мнения друг с другом в ходе дискурса, совместно постигают содержание изучаемой предметной области и разрешают проблемные задачи в данной области.

создание и функционирование самостоятельного образовательного сетевого сообщества рассматривается нами на основе студенческой группы, открытой к сетевому взаимодействию с другими субъектами интернет-пространства. рассматриваемый подход к формированию образовательного сетевого сообщества, который базируется на характеристиках студенческой группы, позволяет обеспечить его эффективное функционирование. студенты группы знакомы друг с другом, находятся в непосредственном общении между собой, проводят вместе большое количество времени, объединены общими интересами и эмоциональными связями, что создает предпосылки для комфортной обстановки в образовательном сетевом сообществе, не требующей адаптации его членов к каким-либо изменениям.

студенческая группа как социально-структурная единица современного общества характеризуется общей целью деятельности, психологической и поведенческой общностью ее членов, сформированной системой межличностных отношений, присутствием чувства принадлежности к образовательному сообществу [14].

следовательно, сетевое взаимодействие членов образовательного сетевого сообщества одновременно является социальным (наличие связей взаимодействующих субъектов друг с другом; формирование сообществ, объединенных общими интересами, и др.), психологическим (влияние на психологическую сферу

взаимодействующих субъектов, возникновение взаимопонимания, сотрудничества, соучастия, сопереживания и др.) и педагогическим (целенаправленная ориентация на выполнение педагогических целей).

в результате анализа деятельности образовательных сетевых сообществ, действующих в сети интернет, нами была определена совокупность действий преподавателя и членов сетевого сообщества, которая состоит в следующем:

• выявление значимых причин совместной деятельности членов сетевого сообщества в интернет-пространстве;

• установка членов сетевого сообщества на высказывание собственных мнений, позиций и восприятие иных точек зрения;

• построение нескольких вариантов развития диалогового взаимодействия (и на этапе проектирования сетевого сообщества, и в процессе общения ее членов);

• описание учебного задания в виде системы проблемных задач и вопросов;

• определение способов взаимодействия членов сетевого сообщества совместно с преподавателем;

• самостоятельное проектирование преподавателем на начальном этапе результатов взаимодействия членов сетевого сообщества.

в целях проверки указанных положений и образовательных возможностей сетевого сообщества, а также фактического осуществления интернет-поддержки образовательного процесса с помощью сетевого сообщества, реализуемого в российском государственном педагогическом университете им. А.и. Герцена, нами был проведен педагогический эксперимент в ходе обучения дисциплине «информационные технологии» бакалавров педагогического образования (профиль «информатика» и «Математика»). в исследовании приняли участие студенты 1-го курса (48 человек). в проведенном эксперименте для обеспечения доступа студентов к информационным ресурсам дисциплины и обмена информацией между студентами и преподавателем необходимо было наличие специальных сетевых инструментов (форумы, бло-ги, социальные сети, электронная почта и др.). с помощью этих инструментов стало возможным создание образовательного сетевого сообщества. для формирования такого сообщества нами была использована технология асинхрон-

ных форумов, которая позволила обеспечить совместную сетевую деятельность студентов и преподавателя по решению учебных задач, совместное обсуждение возникающих проблем, обмен информацией и ресурсами по учебной дисциплине.

Организация деятельности образовательного сетевого сообщества была реализована согласно пятиступенчатой модели компьютерно-опосредованной коммуникации в сети Интернет Дж. Сэлмона (рис. 1), с помощью которой образовательное сетевое сообщество прогрессирует в развитии и приобретает различные информационно-коммуникационные навыки и умения путем прохождения пяти ключевых этапов [15].

Модель Дж. Сэлмона помогает организовать деятельность по управлению обменом информацией в сети Интернет и на последнем этапе влечет за собой саморегулируемые ответные

реакции со стороны студентов при взаимном сотрудничестве. В образовательном сетевом сообществе роль онлайн-модератора выполняет преподаватель.

На первом этапе — «доступ и мотивация» — преподаватель приветствует студентов и предлагает им техническую помощь, поддержку в онлайн-доступе к сетевому сообществу. По достижении некоторого уровня уверенности в работе с коммуникационным онлайн-ресурсом преподаватель и студенты приступают к обмену сообщениями.

Знакомство членов образовательного сетевого сообщества друг с другом, наличие сопереживания и ощущения принадлежности к «дискуссионной группе» являются приоритетными на следующем этапе — «онлайн-социализация». В ходе данного этапа преподаватель содействует созданию у студентов чувства принадлежности к образовательному сетевому сообществу. Кро-

5. Развитие

Предоставление ссылок за пределами закрытого обсуждения

Поддержка Реагирование

4. Построение знаний

Обмен мнениями Обсуждения

Процесс содействия в учебной работе

3. Информационный обмен

Поиск, персонализация программного обеспечения

Помощь в учебной работе и предоставление учебных материалов

2. онлайн-социализация

Обмен сообщениями

Знакомство и налаживание связей между культурной, социальной и образовательной средой

1. Доступ и мотивация

Подготовка системы и доступа Приветствие и поощрение

]] Техническая поддержка Ц Онлайн-модератор (преподаватель) Рис. 1. Пятиступенчатая модель компьютерно-опосредованной коммуникации

ме того, преподаватель конструирует такие ситуации, при которых у каждого члена сетевого сообщества возникает чувство уважения к себе и к высказываниям других членов.

На третьем этапе — «информационный обмен» — делается акцент на обучении, которое принимает конкретную форму, соответствующую дидактическим целям. Роль преподавателя состоит в даче указаний по дальнейшей учебной деятельности студентов в образовательном сетевом сообществе и в обеспечении доступа к необходимым учебным ресурсам, непосредственно относящимся к содержанию обучения. сообщения преподавателя способствуют фокусированию внимания студентов на конкретной учебной задаче или проблеме, помогают понять смысл и содержание наиболее сложных тем.

для организации и координации совместной деятельности студентов в интернет-пространстве преподаватель использует, например, словесные указания по работе в сетевой среде, текстовые инструкции со скриншотами экрана или учебное видео с пояснениями. Преподаватель должен обдумать создание педагогической ситуации и реализовать ее с помощью информационно-коммуникационных технологий.

На четвертом этапе — «построение знания» — основным становятся коллективное обсуждение и организация сотруднической деятельности в выполнении учебного проекта или в решении некоторой задачи, что возможно при успешной групповой онлайн-коммуни-кации. Преподаватель формулирует вопросы, контролирует вводимую информацию, смысл обсуждения, обобщает данные, полученные на определенный момент времени. основной целью данного этапа является обмен учебным содержанием между членами образовательного сетевого сообщества и поиск общего решения путем коллективного обсуждения и критических высказываний.

На конечном этапе — «развитие» — преподаватель и студенты оценивают достигнутые результаты и анализируют совместную учебную деятельность. На данном этапе ключевой составляющей личностного и интеллектуального развития участников является рефлексия и принятие на себя ответственности за индивидуальное достижение в выполнении задания.

для сбора данных исследования использовались анкетирование, наблюдение и описание

учебной деятельности студентов в ходе сетевого взаимодействия в рамках созданного образовательного сетевого сообщества. Проведенный анализ показал, что информационно-коммуникативная деятельность образовательного сетевого сообщества предоставляет возможность организовать взаимодействие субъектов образовательного процесса, ориентированное на их включение в процессы познания исследуемых явлений, объектов, процессов и взаимосвязей между их структурными компонентами. кроме того, полученные данные показали, что происходит изменение уровня учебно-познавательной активности студентов. в своей работе мы опирались на классификацию Т.И. Шамовой [16], согласно которой выделяются следующие уровни познавательной активности:

• воспроизводящий (характеризуется стремлением понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, овладеть способами их применения по образцу);

• интерпретирующий (характеризуется стремлением выяснить смысл изучаемого содержания, познать связи между процессами и явлениями, применить полученные знания и освоенные способы деятельности в измененных условиях, отталкиваясь от привычных образцов);

• творческий (предусматривает готовность к теоретическому осмыслению сущности явлений и их взаимосвязей, самостоятельному поиску новых способов решения возникающих проблем).

В контрольной группе (п = 23) использовались традиционные методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, информационно-рецептивный. Учебная деятельность студентов преимущественно проходила по плану или образцу, предложенным преподавателем, характеризовалась неполной включенностью студентов в учебный процесс, слабым интересом к решению учебных задач или к участию в учебных ситуациях. Выполненная оценка учебно-познавательной активности контрольной группы позволила выявить доминирование воспроизводящего уровня учебно-познавательной активности (61 % студентов) (рис. 2).

В экспериментальной группе (п = 25) было создано образовательное сетевое сообщество для интернет-поддержки образовательного

процесса. наряду с традиционными методами использовался метод информационного ресурса: его основная идея состоит в закреплении и расширении теоретических знаний путем ориентации студента в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности. Учебная деятельность студентов экспериментальной группы в образовательном сетевом сообществе включала совместную деятельность от выявления проблемы, провоцирующей когнитивный диссонанс, до применения новых знаний, полученных путем коллективного дискурса, критических высказываний и объединения идей для решения исходной проблемы.

Результаты оценки учебно-познавательной активности экспериментальной группы в ходе учебного процесса с использованием образовательного сетевого сообщества показали, что значительно уменьшилось количество студен-

тов с воспроизводящим уровнем учебно-познавательной активности (20 %) и увеличилось число обучающихся с интерпретирующим и творческим уровнями (соответственно 52 и 28 %) (рис. 3).

Процесс сетевого взаимодействия определяется высоким уровнем заинтересованности обучающихся в данной деятельности, социальной включенностью в нее студентов, их стремлением изложить, обосновать и доказать свою точку зрения по возникшей проблеме другим членам дискурса.

Таким образом, в результате организации и использования образовательного сетевого сообщества стимулируется познавательный интерес студентов, повышается мотивация обучения, возрастает эффективность самостоятельной работы, развивается умение участвовать в работе группы за счет дифференциации процесса обучения, рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм работы в обучении.

0

70

10 20 30 40 50 60 Количество студентов, %

Рис. 2. Уровень учебно-познавательной активности контрольной группы

0 10 20 30 40 50 60 Количество студентов, %

Рис. 3. Уровень учебно-познавательной активности экспериментальной группы

список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Моисеева М.в., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М.В. Моисеевой. М.: Камерон, 2004. 216 с.

2. Hamman R.B. Computer networks linking network communities: a study of the effects of computer network use upon pre-existing communities. 1999. URL: http://cybersoc.blogs.com/mphil.html (дата обращения: 24.08.2014).

3. Сапов А.М. Влияние интернет-коммуникаций на процесс формирования сообщества россий-

ских трейдеров (социологический анализ): дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2004. 156 с.

4. Rheingold H. A slice of life in my virtual community // Global networks: computers and international communication. Cambridge, MA: MIT Press, 1993. P. 57-80.

5. Lazar J., Preece J. Social considerations in online communities: usability, sociability, and success factors. 2002. URL: http://www.itu.dk/~khhp/speciale/ videnskabelige%20artikler/Preece_2002%20DRAFT%20 Social%20Consideration%20in%20online%20communi-ties.pdf (дата обращения: 24.08.2014).

6. Preece J., Maloney-Krichmar D. Online communities: focusing on sociability and usability. 2003. URL: http://www. ee.oulu.fi/~vassilis/courses/socialweb10F/ reading_material/1/Preece03-0nlineCommunities-HandbookChapt.pdf (дата обращения: 24.08.2014).

7. Сергеев А.Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010. 359 с.

8. orellana I. L'émergence de la communauté d'apprentissage ou l'acte de recréer des relations dia-logique set dialectiques de transformation du rapport au milieu de vie // Éducation et environnement. Un croisement de savoirs. 2005. P. 67—84. URL: http://www.refere. uqam.ca/pdf/articles/2005_orellana_isabel_01.pdf (дата обращения: 24.08.2014).

9. выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 201 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

11. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 178 с.

12. Scardamalia M., Bereiter C. Computer support for knowledge-building communities // J. of the Learning Sciences. 1994. No. 3 (3). P. 265-283. URL: http://hrast. pef.uni-lj.si/~joze/podiplomci/prs/clanki03/CSILE_ Scardamaila.htm (дата обращения: 24.08.2014).

13. Iidem. Knowledge building: theory, pedagogy and technology // Cambridge Handbook of the Learning Sciences. N. Y: Cambridge University Press, 2006. P 97-118.

14. Плахтий М.в. Социально-психологические особенности организации обучения в интернет-сообществах // Информатика и образование. 2007. № 8. С. 39-42.

15. Salmon G. A model for CMC in education and training // E-moderating. The key to teaching and learning online. L.: Kogan Page, 2000. P. 24-51.

16. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 200 с.

D.V. Moglan

educational network community as one of effective forms to boost educational and cognitive activity of students

MoGLAN Diana v. — Herzen State Pedagogical University of Russia.

Nab. Moyki, 48, St. Petersburg, 191186, Russia

e-mail: [email protected]

This article is dedicated to the ways of using an educational networking community for learning aimed at activating educational and cognitive activity of students. The author reveals the concept of a networking community and its characteristics, and proves educational possibilities of a networking community in enhancing educational and cognitive activity of trainees, based on their social and dialogic interaction on the Internet. The author also defines specifics of organizing the collaboration activity and approaches to the organization of teacher — trainee interaction on the Internet. The article studies pedagogical features and advantages of the proposed approach to organizing the educational process. The shown results of experimental verification of its provisions confirm the efficiency of using a networking community in educational process.

EDUCATIONAL NETWORK COMMUNITY; TRAINING ON THE INTERNET; EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY; SOCIAL INTERACTION ON THE INTERNET; ACQUISITION OF KNOWLEDGE IN COLLECTIvE.

references

1. Moiseyeva M.Y, Polat Ye.S., Bukharkina M.Yu., Nezhurina M.I. Internet-obucheniye: tekhnologii pedago-gicheskogo dizayna [Internet training: technologies of pedagogical design]. Moscow, Kameron Publ., 2004. 216 p. (In Russ.)

2. Hamman R.B. Computer networks linking network communities: a study of the effects of computer network use upon pre-existing communities. 1999. Available at: http:// cybersoc.blogs.com/mphil.html (accessed 24.08.2014).

3. Sapov A.M. Vliyaniye internet-kommunikatsiy na protsess formirovaniya soobshchestva rossiyskikh treyderov (sotsiologicheskiy analiz) [Influence of Internet communications on process of formation of community of the Russian traders (the sociological analysis). Doct. diss.]. Novocherkassk, 2004. 156 p. (In Russ.)

4. Rheingold H. A slice of life in my virtual community. L.M. Harasim (Ed.). Global networks: computers and international communication. Cambridge, MA, MIT Press, 1993. Pp. 57-80.

5. Lazar J., Preece J. Social considerations in online communities: usability, sociability, and success factors. 2002. Available at: http://www.itu.dk/~khhp/speciale/ videnskabelige%20artikler/Preece_2002%20DRAFT %20Social%20Consideration%20in%20online%20 communities.pdf (accessed 24.08.2014).

6. Preece J., Maloney-Krichmar D. Online communities: focusing on sociability and usability. 2003. Available at: http://www.ee.oulu.fi/~vassilis/courses/social web10F/reading_material/1/Preece03- OnlineCommunities-HandbookChapt.pdf (accessed 24.08.2014).

7. Sergeyev AN. Podgotovka budushchikh uchiteley in-formatiki k professionalnoy deyatelnosti v setevykh soobshchest-vakh Interneta [Training of future computer science teachers for professional activity in network communities of the Internet. Doct. diss.]. St. Petersburg, 2010. 359 p. (In Russ.)

8. Orellana I. L'émergence de la communauté d'apprentissage ou l'acte de recréer des relations dialogique set dialectiques de transformation du rapport au milieu de vie. Éducation et environnement. Un croisement de savoirs. 2005. Pp. 67—84. Available at: http://www. refere.uqam.ca/pdf/articles/2005_orellana_isabel_01.pdf (accessed 24.08.2014).

9. Vygotskiy L.S. Razvitiye vysshikh psikhicheskikh funktsiy [Development of the highest mental functions]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1960. 201 p. (In Russ.)

10. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Bases of the general psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 712 p. (In Russ.)

11. Noskova T.N. Setevaya obrazovatelnaya kommu-nikatsiya [Network educational communication]. St. Petersburg, Herzen Univ. Publ., 2011. 178 p. (In Russ.)

12. Scardamalia M., Bereiter C. Computer support for knowledge-building communities. J. of the Learning Sciences, 1994, no. 3 (3), pp. 265-283. Available at: http://hrast.pef.uni-lj.si/~joze/podiplomci/prs/clanki03/ CSILE_Scardamaila.htm (accessed 24.08.2014).

13. Scardamalia M., Bereiter C. Knowledge building: Theory, pedagogy and technology. K. Sawyer (Ed.). Cambridge Handbook of the Learning Sciences. New York, Cambridge Univ. Press, 2006. Pp. 97-118.

14. Plakhtiy M.V. [Social and psychological features of the organization of training in Internet communities]. Computer Science and Education, 2007, no. 8, pp. 39-42. (In Russ.)

15. Salmon G. A model for CMC in education and training. E-moderating. The key to teaching and learning online. London, Kogan Page, 2000. Pp. 24-51.

16. Shamova T.I. Aktivizatsiya ucheniya shkolnikov [Activization of training of schoolboys]. Moscow, Pedagogics Publ., 1982. 200 p. (In Russ.)

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.