Научная статья на тему 'МНОГООБРАЗИЕ «СКРЕЩЕННЫХ» И ПОЛИФОНИЧЕСКИХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И COVID-19'

МНОГООБРАЗИЕ «СКРЕЩЕННЫХ» И ПОЛИФОНИЧЕСКИХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН / ОФЛАЙН / ИНТЕГРИРОВАННОЕ / СМЕШАННОЕ / ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОЛЛАБОРАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хангельдиева И. Г.

Статья посвящена выявлению и рассмотрению многообразия «скрещенных», полифонических форм обучения, интенсивно развивающихся под воздействием цифровых технологий и пандемии COVID-19 в мире и России. В статье отмечается, что пандемия стала триггером тотальной интенсификации процесса применения информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности, особенно в дистанционном онлайн-формате на основе крупных информационных платформ, что повлекло за собой активное использование на всех образовательных уровнях разного рода «скрещенных», полифонических онлайн и офлайн форматов. В дискуссиях профессионального сообщества в публичном пространстве стали дебатироваться вопросы последствий подобных обстоятельств. В статье выделяется три основные позиции, которые существуют в реальной практике педагогической деятельности в отношении к онлайн-образованию. Данная ситуация активизировала использование терминов, характеризующих коллаборацию таких форм обучения (интегрированное, смешанное и гибридное), которые не имеют общего теоретического определения и часто употребляются как синонимы. Автор дифференцирует и уточняет данные понятия и рассматривает их в качестве самостоятельных терминов, показывает их общие и особенные черты, представляет противоречивость основных позиций представителей отечественного образовательного и экспертного сообщества в отношении развития практик онлайн-образования, демонстрирует на основе исследования, проведенного аналитиками рынка онлайн-образования в 2020 году, и его основных трендов в ближайшее время, акцентирует внимание на развитии самых разнообразных коллаборационно-образовательных программ, продуктов и сетевых проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VARIETY OF “CROSSED” AND POLYPHONIC FORMS OF LEARNING IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION AND COVID-19

The article is devoted to identifying and examining the diversity of "crossed", polyphonic forms of education that are intensively developing under the influence of digital technologies and the COVID-19 pandemic in the world and in Russia. The author notes that the pandemic has become a trigger for a total intensification of the process of using information and communication technologies in pedagogical activities, especially in a remote online format based on large information platforms, which entailed the active use of various kinds of "crossed", polyphonic online and offline formats. In the discussions of the professional community in the public space, the questions of the consequences of such circumstances were debated. The article identifies three main positions that exist in real practice of pedagogical activity in relation to online education. This situation has intensified the use of terms characterizing the collaboration of such forms of learning (integrated, mixed and hybrid), which do not have a common theoretical definition and are often used as synonyms. The author differentiates and clarifies these concepts and considers them as independent terms, shows their general and specific features, presents the inconsistency of the main positions of representatives of the domestic educational and expert community regarding the development of online education practices, demonstrates based on research conducted by analysts of the online education market in 2020 and its main trends in the near future, focuses on the development of a wide variety of collaboration and educational programs, products and network projects, indicates the emergence of such a phenomenon as outsourcing in the practice of higher education.

Текст научной работы на тему «МНОГООБРАЗИЕ «СКРЕЩЕННЫХ» И ПОЛИФОНИЧЕСКИХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И COVID-19»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

И. Г. Хангельдиева

Доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва

E-mail: irkhang@gmail.

Irina G. Khangeldieva

Dr. Sc. (Philosophy), Professor, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

УДК 008 DOI: 10.24412/2071-6427-2021-2-6-22

Многообразие «скрещенных» и полифонических форм обучения в условиях цифровизации и COVID-19

Статья посвящена выявлению и рассмотрению многообразия «скрещенных», полифонических форм обучения, интенсивно развивающихся под воздействием цифровых технологий и пандемии COVID-19 в мире и России. В статье отмечается, что пандемия стала триггером тотальной интенсификации процесса применения информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности, особенно в дистанционном онлайн-формате на основе крупных информационных платформ, что повлекло за собой активное использование на всех образовательных уровнях разного рода «скрещенных», полифонических онлайн и офлайн форматов. В дискуссиях профессионального сообщества в публичном пространстве стали дебатироваться вопросы последствий подобных обстоятельств. В статье выделяется три основные позиции, которые существуют в реальной практике педагогической деятельности в отношении к онлайн-образованию. Данная ситуация активизировала использование терминов, характеризующих коллаборацию таких форм обучения (интегрированное, смешанное и гибридное), которые не имеют общего теоретического определения и часто употребляются как синонимы. Автор дифференцирует и уточняет данные понятия и рассматривает их в качестве самостоятельных терминов, показывает их общие и особенные черты, представляет противоречивость основных позиций представителей отечественного образовательного и экспертного сообщества в отношении развития

Как цитировать статью: Хангельдиева И. Г. Многообразие «скрещенных» и полифонических форм обучения в условиях цифровизации и СОУШ-19 // Ценности и смыслы. 2021. № 2 (71). С.6-22.

практик онлайн-образования, демонстрирует на основе исследования, проведенного аналитиками рынка онлайн-образования в 2020 году, и его основных трендов в ближайшее время, акцентирует внимание на развитии самых разнообразных коллаборационно-образовательных программ, продуктов и сетевых проектов.

Ключевые слова: дистанционное образование, электронное образование, онлайн, офлайн, интегрированное, смешанное, гибридное обучение, коллаборационные программы обучения.

Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ

Цинь Шихуан

Введение. Пандемия COVID-19 — триггер развития «скрещенных» или полифонических форм обучения на основе цифровых технологий

В современном мире в условиях стремительно развивающейся циф-ровизации, по поводу которой есть как позитивные, так и негативные прогнозы на будущее, и беспрецедентного планетарного форс-мажора, вызванного пандемией, центральными вопросами для человечества стали вопросы здравоохранения и образования. Профессиональные споры в области здравоохранения занимают первые позиции в сознании человечества, но и вопрос о развитии и современной организации всех уровней образования в новых обстоятельствах обсуждается с неменьшей остротой и не уходит на периферию мировой повестки.

COVID-19 разделил развитие образования на «до» и «после». В до-ковидную эпоху обсуждение возможности различных включений онлайновых форм в традиционный процесс обучения, безусловно, шло и в определенной степени реализовывалось, но не носило столь бурного характера. Обстоятельства пандемии поставили все мировое образовательное сообщество перед фактом срочного и тотального перехода к онлайновым формам обучения или полного и неотвратимого lock down всех образовательных структур мира.

Надо отдать должное системам образования разных стран, что несмотря на трудности этот переход был осуществлен достаточно быстро, в каких-то случаях с наименьшими огрехами, а в некоторых — с очевидными потерями. И для первого, и для второго есть свои причины. В процессе осуществления первых практик определились и первые сложности, в основном они носили технологический характер в силу

того, что разные национальные системы образования находились в разной степени готовности к подобному всеобщему эксперименту. Решив первоначальные технологические вопросы (наличие устойчивой интернет-связи, освоение информационных платформ собственных или заимствованных, а также применения нового технологического инструментария и обучающими, и обучаемыми и многого другого), стали переходить к более существенным проблемам, как практического, так и теоретического плана. Если практические проблемы решались, что называется «с колес», то теоретические проблемы были несколько отодвинуты с пути мейнстрима, но уже сегодня это проблемное поле требует более вдумчивого подхода и осмысления.

Цель статьи

Побудительным мотивом для написания данной статьи стала актуальная методологическая проблема, порожденная активным использованием онлайн форм обучения, а затем и сочетания их с офлайн. Это касается беспрецедентно широкого употребления новой терминологии: цифровая педагогика, цифровая дидактика, цифровой след, электронно-дистанционное, интегрированное, смешанное, гибридное обучение... Вся эта терминология «выскочила как джин из бутылки» в практическое поле деятельности образования всего мира. Она стала широко применяться без должной дифференциации и корректности. Все, что касается «скрещенных» моделей и различных форм обучения, то многие термины стали употребляться как синонимы, однако каждое из них имеет определенное смысловое поле и требует четкого и конкретного употребления именно в рамках их значений. Эти термины вышли за пределы педагогической науки и стали использоваться в широком публичном пространстве. В связи с этими обстоятельствами необходимо более внимательно проработать данный понятийный аппарат.

Методология и методы исследования

Основным методом данного исследования является трансдисциплинарный, который позволяет исследовать заявленную проблему комплексно с разных сторон синхронно, а именно: философской, культурологической, исторической, информационно-коммуникационной, социологической, художественно-эстетической, юридической, психологической, наконец, педагогической, а также с элементами методов других дисциплин.

Результаты исследования

С переходом к новым условиям обучения в России возникла новая редакция «Закона об образовании Российской Федерации». Это коснулось 16 и 108 статей, что связано с трактовкой дистанционного образования. Теперь под ним понимается «учебный процесс, проходящий при использовании специальных дистанционных образовательных программ и технических средств. Отличительная черта такого обучения — опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога» (выделено курсивом — автором) [7]. Если перевести это с языка правовых документов на обыденный, то под дистанционным обучением понимается обучение школьников и студентов вне стен образовательной организации (дома, на даче, в пансионате...) с помощью различных электронных гаджетов (персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов) через телекоммуникационную сеть (Интернет).

Известно, что понятие «дистанционное обучение» появилось в XIX веке в Великобритании и связано с использованием почтовых отправлений, с помощью которых осуществлялась коммуникация обучающих и обучаемых. Со временем почта дополнилась радиосвязью и телевизионными технологиями, а XX век подарил человечеству информационно-коммуникационные: интернет, мобильные и цифровые технологии, которые значительным образом обогатили спектр образовательного инструментария и расширили возможности современных систем образования для удаленно-традиционных и инновационных форм обучения. Электронное и дистанционное обучение имеют широкое и узкое значение. Электронное обучение (от английского Electronic Learning или E-Learning) — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий. Очень часто словосочетание «дистанционное обучение» употребляют как синоним обучения с помощью информационных, цифровых технологий, что значительно уже изначального смысла. Это возникло в результате разночтений в трактовках. ЮНЕСКО определило «Electronic Learning» как «обучение с помощью интернета и мультимедиа».

Дискуссии об использовании онлайн-технологий в российском образовательном пространстве. В экспертном сообществе существует три основных точки зрения:

- полное неприятие, которое сейчас уходит в маргинальную зону;

- признание в качестве дополнительного образовательного ин-

струмента, эта позиция может быть представлена в качестве доминирующей;

- масштабный переход к онлайн-образованию как к основному инструменту индивидуализированно-персонифицированного обучения, в которой первая часть утверждения является наиболее дискуссионной в профессиональном сообществе.

О первой точке зрения нет смысла говорить, так как она полностью отрицает, по сути, инновационные технологии, которые сегодня стали неоспоримым фактом реальности. Что касается второй позиции, то в настоящее время ее можно определить как взвешенную, в которой проявляется настороженность и озабоченность в связи определенными болевыми точками онлайн-технологий на данном этапе. Позиция средней линии еще осенью 2018 г. была представлена в Москве участниками круглого стола на площадке философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова: «Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений». Он знаменателен выводом, который гласит: «.нет ни одного надежного исследования, которое показывало бы, что переход на онлайн-образование действительно обеспечивает снижение издержек, рост уровня интеллектуальных способностей, знаний и компетенций студентов (курсив — И.Х.). Участники круглого стола поддержали идею онлайн-образования в качестве различных вариантов дополнительных форм обучения. Одновременно с этим прошедшее обсуждение имеет и еще одно важное значение: его можно рассматривать в качестве примера осуществления философией и философами своей важнейшей современной функции — проведения гуманитарной экспертизы новых проектов и технологий» [8]. Данное заключение свидетельствует о некоторой настороженности в отношении тотального внедрения онлайн-технологий в образование, так как нет уверенности в отдаленных результатах его широкого применения. Эксперимент, который осуществляется в период пандемии, несмотря на, казалось бы, его продолжительность, все-таки долгосрочным не является. Такую позицию поддерживают и другие исследователи [5]. В свою очередь некоторые зарубежные исследователи отмечают, что создание онлайн курсов затратно [14].

Третья группа исследователей и практиков, ратующих за более стремительное развитие онлайн-технологий и их инкорпорирование в образование России, отмечает, что подобные действия помогут решить два важных вопроса: сделать качественное образование более доступным,

с одной стороны, а с другой — более интенсивно интегрировать российское образование в международное пространство, на основе различных коллаборационных онлайн-проектов. На Гайдаровском форуме 2021 года этот вопрос обсуждался и общая позиция участников такова: тотальная поддержка цифровизации образования, включая онлайн во всех его новых модификациях [4]. Эксперты в области цифрового общества прогнозируют, что:

- к 2030 году онлайн-программы в вузах составят до 20 процентов, а внутри обычных программ будет до трети онлайн-курсов;

- повысится востребованность коротких курсов;

- увеличится запрос на персонифицированные образовательные треки [1].

Эти три вектора предположительного развития не связаны только с проблемой онлайн обучения, но, безусловно, включает и его [6].

Основные типы современных «скрещенных» и полифонических форм обучения. Стремительное вторжение инновационных информационно-цифровых технологий в сферу образования привело к широкому использованию таких понятий как интегрированное обучение, смешанное обучение и гибридное обучение. Эта терминология употребляется весьма вольно, без установления четких границ любого из них. Однако научный подход требует более внятного понимания смысла каждого. Сложность решения данной проблемы заключается в том, что все обозначенные понятия являются весьма емкими, что становится объективным основанием их разнообразных трактовок. Сложность интерпретаций этих форм обучения заключается в том, что у них обнаруживается достаточно много общих черт, несмотря на их существенные различия. Очевидно, что у данных понятий нет общего понятия, которое бы их объединяло. Все многообразие названных форм обучения может связать термин, который заимствован из теории искусства и эстетики. В этих науках все виды искусства дифференцируются по различным принципам, одним из них является принцип сложной внутренней организации произведения искусства. Такие искусства принято называть сложными, основанными на синтезе, синтетическими или полифоническими. В частности, к ним принято относить такие искусства, как театр, кинематограф, художественное телевидение. Когда-то разрабатывая теорию кино, С. М. Эйзенштейн написал статью «Вертикальный монтаж» [11, 200, 248-249], в которой по аналогии с музыкальной полифонической формой рассмотрел послойно

внутреннее строение фильма, выделяя изобразительный ряд, звуковой (музыкальный, речевой, шумовой) и цветовой. Каждый из них линиарен и может развиваться относительно самостоятельно и асинхронно, однако в определенные моменты они могут сочетаться в вертикаль, «звучать» синхронно, усиливая эмоционально и содержательно друг друга, и именно в момент их взаимодействия возникают совершенно новые смыслы. Суть музыкальной полифонии заключается в равноправном сочетании музыкальных голосов в рамках одного произведения. Классическим примером полифонической формы музыкального мышления является фуга. Можно по аналогии с музыкой и кинематографом объединить все формы интегрированного, смешанного и гибридного обучения под общим названием — полифонические формы обучения. Важно, что при введении каких-либо других новых форм обучения этот термин будет сохраняться.

Теперь о каждом термине отдельно. Интегрированное обучение — одно из наиболее сложных для определения. Это понятие, которое характеризуется, прежде всего, тем, что обучение, которое подобным образом может быть определено, должно представлять собой сложное нерасторжимое целое, подобное произведению искусства или живому организму, внутри которого происходит органическое взаимодействие составляющих элементов, которые не могут функционировать вне данного единства. Однако принципы, на которых построено подобное целое, могут быть разными. Поэтому и значение у данного понятия может наполняться разными смыслами. В частности, интегрированным обучением может стать обучение, которое объединяет теорию и практику, когда создаются кафедры на производствах и таким образом включается практический опыт в образовательный процесс, делая нерасторжимыми теоретическую и практическую составляющие. Интегрированным образованием называют и инклюзивные формы обучения, которые подразумевают обучение детей с особыми потребностями в одном образовательном пространстве вместе с обычными детьми в школе или вузе. Интегрированным обучением называют такие формы обучения, в которых в одном образовательном пространстве объединяются представители противоположных направлений по религиозным, национальным и политическим признакам. Так происходит в Северной Ирландии, где существуют школьные системы для протестантских и католических общин. Наряду с такой устоявшейся традицией на территории Северной Ирландии уже появились сдержан-

ные ростки внимания к религиозно интегрированному сектору школ, где в одном классе обучаются представители протестантской и католической веры [12] и такую форму обучения тоже называют интегрированной. Интегрированной формой обучения могут быть формы, при которых в рамках сетевых взаимодействий объединяются учебные дисциплины разных вузов или разных факультетов. Интегрированным обучением может считаться и обучение, в которое на условиях органических элементов встроены как традиционные методы передачи знаний, умений и навыков, так и инновационные технологии, к которым можно отнести информационно-цифровые. Например, в процессе традиционных лекций, семинаров и практических занятий обучающий или обучаемый органическим образом включает различные мультимедийные элементы без опоры или с опорой на интернет-ресурсы, которые позволяют расширять педагогический инструментарий и познавательные возможности субъектов образовательного процесса.

Сегодня интегрированным обучением называют вторичное использование массовых открытых онлайн курсов (МООК) различных университетов. Проведено международное исследование, в котором приняли участие представители различных университетов и стран. Это исследование касается повторного использования МООК. В нем приняли участие Папский католический университет Чили (Чили); Мадридский университет Карлоса III (Испания); Массачусетский технологический институт (США). Итоги исследования были опубликованы. В статье, в которой подводились результаты этого исследования, авторы писали: «С тех пор, как массовые открытые онлайн-курсы (МООК) начали становиться частью сцены высшего образования (ВО), многие учебные заведения присоединились к гонке создания МООК. Однако создание MOOK оказалось обременительным и дорогостоящим занятием для вузов. По этой причине многие университеты начали изучать и экспериментировать с гибридными инициативами, в которых МООК местного производства и сторонних производителей повторно используются и интегрируются в традиционные курсы (выделено курсивом — И.Х).» [14] Включение МООК в образовательную программу университета может иметь достаточно вариативную форму, авторы исследования приводят их около десятка, в частности:

- встраивание в качестве учебных объектов на очных курсах;

- контент МООК включается в структуру обучения дистанционных

студентов в перевернутых классах;

- включение кредитов по MOOK в образовательный индивидуальный план после сдачи экзамена по МООК;

- использование МООК в качестве первой части учебного курса в формате онлайн, которые дополняется после его изучения традиционным аудиторным курсом F2F (Комментарий1).

- применение технологии «перевернутого» класса для полного изучения МООК онлайн-студентами вне аудитории, а затем аудиторное время посвящается расширению и укреплению полученных знаний совместно с преподавателем;

- стандартное цифровое обучение с консультированием F2F, состоящим из контента на основе MOOK, который студенты используют для подготовки к экзаменам в семестрах, где нет классов F2F, при этом преподаватели доступны в рабочее время для консультирования;

- контент на основе MOOK используется студентами в качестве учебного материала на курсах F2F;

- дистанционное обучение является дополнением от экспертов на курсах F2F;

- сочетание стандартного цифрового обучения с дистанционным обучением, которое относится к полностью онлайн-курсам на основе MOOK, дополненным видеоконференциями [14].

Использование МООК будет иметь свое дальнейшее развитие в различных обстоятельствах, появятся и новые возможности для их интеграции в учебный процесс современных образовательных структур. Несколько позднее МООК, но, возможно, до опытов их вторичного использования, в арсенале современных средств обучения появилась такая форма, как SPOC (smallprivate online course). Это онлайн курс для внутреннего пользования определённого колледжа или университета, который наряду с вторичным использованием МООК и технологией «перевернутого класса» может быть органично встроен в полифонический набор педагогических инструментов современного уровня. В итоге с точки зрения дидактики: интегрированное обучение есть органическое сочетание различных офлайн и онлайн форматов обучения, как асинхронного, так и синхронного характера в рамках одного аудиторного занятия. Соотношение форматов зависит от целеполагания и конкретных задач, которые необходимо решить в каждом конкретном случае для освоения той или иной темы курса. Это может касаться отдельных

составляющих учебного курса: лекций, семинаров, практических занятий, консультаций и т.п., но при условии органического сочетания двух основных форматов офлайн и онлайн.

Наряду с интегрированным обучением сегодня принято выделять и смешанное (blended learning). Важно отметить, что публикаций по смешанному обучению встречается значительно больше, чем по интегрированному. Разные авторы, зарубежные и отечественные, сходятся во мнении, что смешанное обучение насчитывает десятки форм реализации. Наиболее частое упоминание определения смешанного обучения связано с американскими источниками. Практически все они цитируют определение, которое принадлежит Институту Клейтона Кристенсена, изучавшего «подрывные инновации» (Disruptive Innovation): «Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн» [10]. Этот термин вошел в практику с 2005 года после выхода книги Кертиса Бонка и Чарльза Грэхема «Справочник смешанного обучения: глобальные перспективы и локальные образцы». Современное смешанное обучение возникло в практике образования около 15 лет назад в США, достаточно быстро стало использоваться в Европе и странах Юго-Восточной Азии. Триггером смешанного обучения стало развитие информационно-цифровых технологий, которые достаточно быстро стали ассимилироваться в сфере образования [13]. Смешанное обучение — это сочетание самых различных вариантов оффлайн и онлайн форм обучения. Эти формы могут использоваться как асинхронно, так и синхронно [2].

К асинхронным формам смешанного обучения можно отнести модели, которые используют офлайн и онлайн последовательно, к синхронным — одновременно. К первой принято относить модель «Face-to-Face Driver» или «Лицом к лицу с учителем». Модель интерпретируют как наиболее простую по сочетанию офлайн и онлайн форматов обучения. Большая часть времени отводится традиционной работе в аудитории. Электронные ресурсы используются в качестве необходимого дополнения. Особенность данной модели в том, что совместное присутствие обучающего и обучающихся в аудитории постоянно, использование компьютеров происходит под наблюдением преподавателя.

Следующая модель называется «Flex». Она отличается от первой тем, что является гибкой формой заочного обучения с применением электронных ресурсов, включающей дистанционное сопровождение и консультирование в малых группах или индивидуально, с редкими вкраплениями очных встреч.

В модели «Online Driver» основной объем образовательной программы осваивается в информационно-цифровой среде и дополняется обязательными периодическими очными встречами и консультациями с преподавателями.

Модель «Online Lab» построена на совмещении группового онлайн обучения в компьютерном классе с традиционной офлайн формой. Процесс онлайн обучения сопровождается преподавателем.

Модель «Rotation» представляет собой сочетание индивидуального освоения образовательной программы в онлайн формате и обучение в классе совместно с преподавателем. Обучающий работает параллельно в двух форматах. В данной модели, как считают исследователи, требуется более продвинутая подготовка в области информационно-коммуникационных технологий.

«Self-Blend» — это модель, которую отличает предельная гибкость заочно-дистанционного обучения. Она является результатом самостоятельного персонифицированного построения и освоения образовательной программы. Данная модель традиционно используется в университетах США. Очень часто американские студенты к основной программе в университете могут выбирать образовательный контент у представителей других образовательных организаций, находя и изучая наиболее интересные для них курсы. Считается, что подобный подход к формированию индивидуальных образовательных программ перспективен при специализации в магистратуре, особенно при реализации учебного процесса в условиях кадрового дефицита.

Смешанные формы обучения просты, доступны и разнообразны по сочетанию офлайн и онлайн форматов в образовательном процессе. Их количество практически может быть неограниченным, все зависит от технологической оснащенности, умения их использовать, фантазии преподавателей и студентов.

И наконец, еще одна современная форма обучения, которую называют гибридной. Понятие гибридности заимствовано из генетики. Первоначально его чаще использовали в биологии, ботанике, зоологии,

со временем понятие экстраполировали на другие области. Сейчас известны гибридные войны, гибридные языки, гибридные автомобили, наконец, гибридные формы обучения.

Гибрид — слово древнегреческого и латинского происхождения (от древнегреч. — йрр1б1ка и от лат. hibrida, hybrida) в обоих случаях перевод идентичен — помесь. Гибрид определяют как объект, который включает в себя свойства двух или более других объектов с совершенно разными, а иногда и противоположными признаками. В мифологии существовали персонажи, которые сочетали в себе не сочетающиеся элементы. В культурах разных времен и народов бытовали, например, зооморфные мифологические персонажи. Это можно проиллюстрировать на примере древних зооморфных изображений богов древних египтян (Анубис — бог с головой шакала,), ассирийцев (крылатый Лев), индусов (Бог Гаруда). Всем известны мифологические образы античных греков: Пегаса — крылатого коня, Кентавра — существа с головой, торсом человека на теле лошади, кинокефалов или песоголовых, имеющих человеческое тело и голову гиены, собаки, шакала, волка. Древние уже представляли себе такие мифические существа, которые были единым целым, но сочетали в себе совершенно противоположные элементы. Эти мифологические персонажи явились в определенной степени пророческими. Они предвосхитили научные достижения современной генетики. Сегодня на волне развития современных био- и информационных технологий появилось явление, которое называют киборгом. Биологическое существо, в которое встраиваются механические и электронные устройства, заменяющие человеку утраченные. Киборг — биологический организм с электронно-механическими элементами. Он тот же гибрид, сочетающий органическое и неорганическое. Уже сегодня достаточно широко применяются бионические протезы конечностей. Гибрид — всегда результат скрещивания, запрограммированного или случайного. Гибридные формы обучения иногда называют смешанными, иногда интегрированными.

Среди всего разнообразия совмещенных онлайн и офлайн форм обучения некоторые исследователи гибридными называют сочетание традиционных и электронно-дистанционных в рамках одной учебной аудитории. К традиционным занятиям в образовательной организации подключаются онлайн обучающиеся, которые по причине особых обстоятельств не могут находиться в месте проведения занятий. Причины

могут быть разными: нахождение на значительном удалении (другой город, сельская местность), отсутствие мобильности по причине особых потребностей обучающихся, временная нетрудоспособность (болезнь), командировка. В данном случае для тех, кто находится в аудитории, идет обычное традиционное занятие, а для тех, кто находится удаленно, все занятие проходит в онлайн формате, но те и другие полностью включены в контекст проводимого занятия и могут в нем принимать активное участие. Гибридной формой оно в первую очередь является для преподавателя, именно он должен сочетать два этих формата и одновременно работать с двумя аудиториями.

Заключение

Все разнообразие сочетаний офлайн и онлайн форматов, применяемых в современном образовании, стало возникать и изучаться в 2000-х годах, было много споров, поиска позитива и негатива. Активизировался процесс развития массовых онлайн курсов, которые стали широко востребованными за весьма короткий период времени. Началось массовое онлайн обучение в 2008 году в Канаде. Сегодня «по данным Class Central, в конце 2017 г. количество слушателей, зарегистрированных на платформах МООК, насчитывало 81 млн человек, за год оно увеличилось на 30 млн. Развитие МООК и платформ онлайн-курсов в некоторых странах стало одним из направлений национальной образовательной политики» [2].

Следует сказать еще об одном тренде, характерном для развития онлайн-образования в России, о котором упоминается в исследовании РБК и согласно которому в данном сегменте рынка появляются новые игроки. Новыми игроками стали университеты, которые нарастили технологическую оснащенность и подготовили кадровый состав. В результате ведущие игроки традиционного рынка образования на площадке онлайн-обучения вступили в конкурентную борьбу с невузовскими бизнес-структурами, а также с поствузовскими корпоративными университетами. "Несомненно, ... обострилась конкуренция с невузовскими структурами, вот мы уже конкурируем не столько друг с другом, сколько с другими источниками образования, особенно дистанционного образования. ",— констатировал ректор РАНХиГС В. А. Мау на экспертной дискуссии "Университеты после пандемии" [9]. Это произошло потому, что крупные российские университеты шагнули в сегмент дополни-

тельного образования. Этот шаг привел к появлению различных кол-лаборационных образовательных программ. Об этом свидетельствуют последние исследования рынка образовательных услуг. «Крупнейшие вузы начали массово выходить на рынок со своими онлайн-программами дополнительного образования. Кроме того, стали развиваться партнерские программы между вузами и онлайн-школами» [3], сегодня этот тренд усиливается. В силу этих обстоятельств онлайн пришел навсегда и только от преподавательского сообщества и запросов обучающихся будет зависеть в будущем соотношение офлайн и онлайн в основных образовательных программах университетов и других образовательных организаций. Время покажет.

Комментарии

1). F2F — англоязычная аббревиатура в контексте статьи может быть прочитано как face-to-face и переводится — лицом к лицу. F2F подчеркивает очное взаимодействия обучающего и обучаемого. Иногда F2F интерпретируется иначе, в частности, friend-to-friend и касается характеристики одноранговой локальной сети, иногда ее обозначают P2P или Peer-to-Peer, то есть от человека к человеку, в обстоятельствах образования непосредственная передача навыков от одного человеку к другому равному по рангу.

Литература

1. Бакалавр из сети. К 2030 году пятая часть вузовских программ уйдет в онлайн // [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/12/14/rektor-vshe-k-2030-godu-piataia-chast-vuzovskih-programm-ujdet-v-onlajn.html (дата обращения: 25.02.2021).

2. Бекова С. К., Вилкова К. А., Джафарова З. И. и др. Онлайн без паники. Модели и эффективность внедрения массовых онлайн-курсов в российских университетах// [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/28/1550145876/ Онлайн%20без%20паники.%20Модели%20и%20эффективност..рсов%20в%20рос-сийских%20университетах.pdf (дата обращения: 25.02.2021).

3. Взрывной рост: рейтинг лидеров рынка онлайн-образования России [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5fa1cc249a79473 9b65c7b5c (дата обращения: 25.02.2021).

4. Владимир Мау: В России необходимо создать инфраструктуру дистанционного образования. Об этом сообщает "Рамблер" // [Электронный ресурс] // URL:.https://news.rambler.ru/education/45613708/?utm_content=news_media&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 05.03.2021).

5. Елкина И. М. Современное онлайн- и офлайн-образование с позиции видения философии образования // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 9-21.

6. Исследование российского рынка онлайн — образования// [Электронный ресурс]. URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_ obrazovania_2020.pdf (дата обращения: 25.02.2021).

7. О внесении изменений в статьи 71-1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 164-ФЗ// [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45574 (дата обращения: 25.02.2021).

8. Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений. Материалы круглого стола / В. В. Миронов, Г. В. Сорина, В. Ю. Перов и др. // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9-49.

9. Ректор РАНХиГС заявил, что пандемия обострила конкуренцию в образовательной сфере [Электронный ресурс]. URL: //https://tass.ru/obschestvo/1045798 5?keepThis=true&TB_iframe=true&height=500&width=1100&caption=%D0%A2%D0 %90%D0%A1%D0%A1 (дата обращения: 25.02.2021).

10. Смешанное обучение // [Электронный ресурс]. URL: https://kursostroenie. lektorium.tv/smeshannoe-obuchenie-roc (дата обращения: 25.02.2021).

11. Эйзенштейн С. М. Вертикальный монтаж // Избран. произведения в шести томах. М.: Искусство.1964-1971. Т. 2. С. 189-268.

12. Hansson U., Roulston S. Integrated and shared education: Sinn Fein, the Democratic Unionist Party and educational change in Northern Ireland// Policy Futures in Education// doi:10.1007/s12528-017-9133-5.

13. Ivanova S. V., IvanovO. B. Education in the era of the forth revolution: Development vector, prospects and challenges for Russia // Space and Culture, India. 2020. 7 (5). С. 70-79.

14. Perez-Sanagustin M., Hilliger I., Alario-Hoyos C, and others. H-MOOC framework: reusing MOOCs for hybrid education// Journal of Computing in Higher 29, no.1 Education 29, no. 1 (January 24, 2017): pp. 47-64.v. 29, pр. 47-64 (2017) doi:10.1007/s12528-017-9133-5.

THE VARIETY OF "CROSSED" AND POLYPHONIC FORMS OF LEARNING IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION AND COVID-19

The article is devoted to identifying and examining the diversity of "crossed", polyphonic forms of education that are intensively developing under the influence of digital technologies and the COVID-19 pandemic in the world and in Russia. The author notes that the pandemic has become a trigger for a total intensification of the process of using information and communication technologies in pedagogical activities, especially in a remote online format based on large information platforms, which entailed the active use of various kinds of "crossed", polyphonic online and offline formats. In the discussions of the professional community in the public space, the questions of the consequences of such circumstances were debated. The article identifies three main positions that exist in real practice of pedagogical activity in

relation to online education. This situation has intensified the use of terms characterizing the collaboration of such forms of learning (integrated, mixed and hybrid), which do not have a common theoretical definition and are often used as synonyms. The author differentiates and clarifies these concepts and considers them as independent terms, shows their general and specific features, presents the inconsistency of the main positions of representatives of the domestic educational and expert community regarding the development of online education practices, demonstrates based on research conducted by analysts of the online education market in 2020 and its main trends in the near future, focuses on the development of a wide variety of collaboration and educational programs, products and network projects, indicates the emergence of such a phenomenon as outsourcing in the practice of higher education.

Keywords: distance education, e-education, online, offline, integrated, blended, hybrid education, collaborative training programs.

References

• Bakalavr iz seti. K 2030 godu pyataya chast' vuzovskih programm ujdet v onlajn // [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2020/12/14/rektor-vshe-k-2030-godu-piataia-chast-vuzovskih-programm-ujdet-v-onlajn.html (data obrashcheniya 25.02.2021). [In Rus].

• Bekova S. K., Vilkova K. A., Dzhafarova Z. I. i dr. Onlajn bez paniki. Modeli i effektivnost' vnedreniya massovyh onlajn-kursov v rossijskih universitetah// [Elektronnyj resurs]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/28/1550145876/0nlajn%20bez%20paniki.%20 Modeli%20i%20effektivnost..rsov%20v%20rossijskih%20universitetah.pdf (data obrashcheniya: 25.02.2021). [In Rus].

• Ejzenshtejn S. M. Vertikal'nyj montazh // Izbran. proizvedeniya v shesti tomah. M.: Iskusstvo.1964-1971. T.2. S. 189-268.

• Elkina I. M. Sovremennoe onlajn- i oflajn-obrazovanie s pozicii videniya filosofii obra-zovaniya // Cennosti i smysly. 2020. № 6 (70). S.9-21. [In Rus].

• Hansson U., Roulston S. Integrated and shared education: Sinn Fein, the Democratic Unionist Party and educational change in Northern Ireland// Policy Futures in Education// doi:10.1007/s12528-017-9133-5.

• Issledovanie rossijskogo rynka onlajn — obrazovaniya// [Elektronnyj resurs]. URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_obrazovania_2020. pdf (data obrashcheniya: 25.02.2021). [In Rus].

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Education in the era of the forth revolution: Development vector, prospects and challenges for Russia // Space and Culture, India. 2020. 7 (5). S.70-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Onlajn- i oflajn-obrazovanie: metodologiya i prinyatie reshenij. Materialy kruglogo stola / V. V. Mironov, G. V. Sorina, V. Yu. Perov i dr. //Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019. № 4. S. 9-49. [In Rus].

• O vnesenii izmenenij v stat'i 71-1 i 108 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Federal'nyj zakon ot 08.06.2020 g. № 164-FZ// [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45574 (data obrashcheniya: 25.02.2021). [In Rus].

• Perez-Sanagustin M., Hilliger I., Alario-Hoyos C. and others. H-MOOC framework:

reusing MOOCs for hybrid education// Journal of Computing in Higher 29, no.1 Education 29, no. 1 (January 24, 2017): pp. 47-64.v. 29, pr. 47-64 (2017) doi:10.1007/ s12528-017-9133-5.

• Rektor RANHiGS zayavil, chto pandemiya obostrila konkurenciyu v obrazovatel'noj sfere [Elektronnyj resurs]. URL: //https://tass.ru/obschestvo/10457985?keepThis=true& TB_iframe=true&height=500&width=1100&caption=%D0%A2%D0%90%D0%A1%D 0%A1 (data obrashcheniya: 25.02.2021). [In Rus].

• Smeshannoe obuchenie // [Elektronnyj resurs]. URL: https://kursostroenie.lektorium.tv/ smeshannoe-obuchenie-roc (data obrashcheniya: 25.02.2021). [In Rus].

• Vladimir Mau: V Rossii neobhodimo sozdat' infrastrukturu distancionnogo obra-zovaniya. Ob etom soobshchaet \"Rambler\" // [Elektronnyj resurs] // URL:.https://news. rambler.ru/education/45613708/?utm_content=news_media&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink (data obrashcheniya: 05.03.2021). [In Rus].

• Vzryvnoj rost: rejting liderov rynka onlajn-obrazovaniya Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5fa1cc249a794739b65c7b5c (data obrashcheniya: 25.02.2021). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.