15. Mitina L.M. Psihologiya lichnostno-profes-sional'nogo razvitiya sub#ektov obrazovaniya. M.; SPb., 2014.
16. Professional'nyj standart «Pedagog (pedago-gicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'-nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego ob-shchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elekt-ronnyj resurs]: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18 okt. 2013 g. № 544n. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (data ob-rashcheniya: 09.06.2021).
17. Rubcov V.V., Margolis A.A., Guruzha-pov V.A. O deyatel'nostnom soderzhanii psihologo-pedagogicheskoj podgotovki sovremennogo uchitelya dlya novoj shkoly // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2010. № 4. S. 62-68.
18. Slastenin V.A., Mishchenko A.I. Professional'-no-pedagogicheskaya podgotovka sovremennogo uchi-telya // Sovetskaya pedagogika. 1991. № 10. S. 79-84.
19. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya - bakalavriat. Napravlenie podgotovki -44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» [Elektronnyj resurs]: utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 dek. 2015 g., № 1457. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71209970/ (data obrashcheniya: 09.06.2021).
20. Shcherbakova T.N. Psihologicheskaya kompe-tentnost' uchitelya: akmeologicheskij analiz: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. Rostov n/D., 2006.
21. Yakovleva N.V. Psihologicheskaya kompetent-nost' i ee formirovanie v processe obucheniya v vuze: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Yaroslavl', 1994.
The model of psychological competence of future teachers in the context of the modernization of the educational standards of vocational training
The article deals with the description of the model of the psychological competence of future teachers in the field of the ideas of the pragmatist psychology and the modernization of the professional pedagogical education. The psychological competence as the system of the internal resource of the teacher is considered from the perspectives 1) the structure represented by the theoretical, instrumental and personal components; 2) the content of the professional tasks of the pedagogical activities; 3) the level of the development.
Key words: psychological competence, reflection, reflexive and research position, future teachers.
(Статья поступила в редакцию 20.09.2021)
с.ю. глазов, а.н. Сергеев, в.л. усольцев
(Волгоград)
возможности применения платформы аквшш в учебном процессе педагогического вуза и общеобразовательных школ*
Анализируется опыт авторов в применении микропроцессорной платформы Агёито в учебном процессе педагогического вуза, общеобразовательных школ и деятельности кружков научно-технического творчества учащихся. Освещаются проблемы формирования навыков применения Агёито. Рассматривается возможность включения студентов и школьников в деятельность по проектированию и созданию роботизированных установок с использованием А^ито. Обсуждается возможность создания онлайн-клубов научно-технического творчества учащихся.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, техническое творчество, дистанционное обучение, А^ито, микроконтроллеры, робототехника, Интернет вещей.
введение. Цифровые технологии уже не только активно применяются в научных исследованиях, но и входят в нашу жизнь: «умный дом», автоматическое и дистанционное управление электрическими системами, робототехника. Появление микропроцессорных систем с открытым исходным кодом, основанных на простом в использовании аппаратном и программном обеспечении, привело к их активному использованию в образовании [6]. Особенность таких систем, рассматриваемых в контексте образовательной робототехники, состоит в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподава-
* Исследование выполнено по проекту «Разработка образовательных технологий на базе искусственного интеллекта и роботизированных систем в учебном процессе профессионального образовательного учреждения», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 21.07.2021 № 073-03-2021-013/3 к соглашению от 18.01.2021№» 073-03-2021-013) и проектах» 19-29-14064 «Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся школ» при финансовой поддержке РФФИ.
О Глазов С.Ю., Сергеев А.Н., Усольцев В.Л., 2021
ния естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество. Однако они могут рассматриваться и как средство поддержки учебного процесса, и более широко - как эффективное средство цифрови-зации образовательной среды.
микропроцессорная платформа Arduino. Под брендом Arduino [17] производится целая линейка аппаратно-программных комплексов, используемых для автоматизации при построении и прототипировании различных технических систем, так или иначе связанных с электроникой. основой аппаратной части Arduino является печатная плата с микроконтроллером и минимальной электронной обвязкой к нему. Функционал основной платы может дополняться картами расширения (шилдами), обеспечивающими существенное увеличение возможностей по связи с различными видами компьютерных сетей и управлению устройствами. В итоге Arduino может принимать цифровые и аналоговые сигналы широкого класса устройств и имеет возможность управления различными исполнительными модулями.
Программная часть платформы базируется на бесплатной среде разработки Arduino IDE, работающей под всеми популярными операционными системами. открытость платформы Arduino позволила также включить ее инструментарий разработки в состав таких популярных профессиональных средств, как Microsoft Visual Studio и Eclipse. Разработанная программа помещается в микроконтроллер с помощью специального загрузчика и позволяет управлять подключенными к плате Arduino устройствами по заданному алгоритму.
Важнейшей особенностью данной платформы является полностью открытая архитектура (как программная, так и аппаратная), позволяющая свободно копировать и дополнять продукцию официального разработчика. В результате множество сторонних производителей выпускает широкий круг оборудования (датчиков, исполнительных устройств и др.), совместимого с Arduino, что приводит к дополнительному росту ее популярности и поддержке большим сообществом пользователей. Таким образом, Arduino может выступать в роли основы для конструктора электроники как удобная платформа быстрой разработки электронных устройств с хорошей масштабируемостью. Немаловажно, что эта платформа также отличается простотой и не предъявляет высоких требований к разработчику, что позволяет использовать ее даже в школьном обучении. И наконец, весьма важным для применения в образовании достоинством Arduino
является значительная дешевизна систем на ее основе. Как недостаток отмечается более слабая надежность платформы по сравнению с промышленными микроконтроллерами, однако данный недостаток малозначим, если речь идет об использовании Arduino в системах, типичных для сферы образования, таких как объекты малой автоматизации или объекты сбора данных. На данный момент существует много учебной литературы [1; 8; 12], научных и методических статей, в которых обсуждаются достоинства и недостатки этой платформы, а также ее использование в образовательном процессе [9; 15].
создание цифровых физических лабораторий. Уже несколько лет в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ) ведется работа по проектированию и созданию роботизированных установок для демонстрационных и лабораторных экспериментов по физике. В эту деятельность вовлекаются студенты факультета математики, информатики и физики. В наших лабораториях общей физики и электрорадиотехники созданы измерительные приборы с возможностью накопления и передачи данных для последующей обработки на компьютере. Данные приборы оказались весьма эффективны для измерения температуры, влажности, тока, напряжения, индукции магнитного поля и других физических величин. Например, в лабораторной работе «Левитация проводящего кольца в переменном магнитном поле» [16] для изучения зависимости радиальной составляющей вектора индукции магнитного поля от высоты сердечника используется оригинальный измерительный прибор. данные с датчиков могут быть переданы на компьютер для последующей обработки как непосредственно через USB-порт, так и дистанционно: Bluetooth или Wi-Fi. Обмен данными между мобильными устройствами и Arduino, управление робототехническими устройствами с мобильного телефона расширяют возможности данной платформы. Простой и удобной средой разработки мобильных программ является облачная среда визуальной разработки Android-приложений Mit App Inventor, работа в которой не требует знания языка программирования Java и Android SDK, а построение программ осуществляется в визуальном режиме с использованием блоков программного кода. На занятиях электротехники и радиотехники студенты помимо готовых лабораторных заданий получают индивидуальные задания на разработку конечных микропроцессорных устройств прикладного характера. Бу-
дущие педагоги, осваивая эти технологии, готовятся к работе в школе в новых условиях активизации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
интернет вещей. В последнее время значительное развитие получила технология Интернета вещей (Internet of Things, IoT) (см., например: [14]). С точки зрения технической стандартизации, согласно Рекомендации Международного союза электросвязи МСЭ-T Y.2060, Интернет вещей - это «глобальная инфраструктура для информационного общества, которая обеспечивает возможность предоставления более сложных услуг путем соединения друг с другом (физических и виртуальных) вещей на основе существующих и развивающихся функционально совместимых информационно-коммуникационных технологий» [13]. Термин вещи в данном случае означает объекты физического либо виртуального мира, которые могут связываться и взаимодействовать посредством сетей (компьютерных или, шире, коммуникационных). При этом взаимодействие вещей через сеть не означает полной автоматизации, т. е. исключения из этого процесса человека.
Помимо технологий собственно Интернета, концепция IoT использует технологии беспроводных сенсорных сетей WSN (Wireless Sensor Network), коммуникаций малого радиуса действия NFC (Near Field Communication), межмашинных коммуникаций М2М (Machine-to-Machine) и методов радиочастотной идентификации RFID (Radio Frequency IDentification). Для достаточно крупных проектов востребованными являются также облачные вычисления и технологии больших данных.
На данный момент существует ряд глобальных направлений практического использования технологий Интернета вещей: «умный транспорт», «умная медицина» и др. Однако наиболее популярным примером реализации данного подхода является решение, известное как «умный дом». Развитием этой идеи в применении к образованию являются концепции «умной аудитории», «умного класса» [3-5]. Эти концепции предполагают создание на основе технологий Интернета вещей интеллектуальной системы, обеспечивающей управление различными компонентами электронной информационно-образовательной среды образовательной организации [3]. С помощью данной технологии возможно в значительной степени упростить решение организационных вопросов занятия (урока), т. к. автоматизированный комплекс сможет фиксировать преподавателя, студенческую группу, предмет и тему за-
нятия, управлять мультимедийным оборудованием, предлагать необходимые электронные ресурсы, по окончании занятия рассылать домашние и дополнительные задания и др. Идея концепции «умного класса», «умной учебной аудитории», «умной школы» как интеллектуальной информационно-образовательной среды представляется нам перспективной. В этом направлении немало готовых технических решений, однако для нас наиболее интересными являются открытые системы на платформе АМшпо [8; 11]. Отметим, что тематика научных публикаций по использованию АМшпо в вузовском образовании в основном связана с инженерными направлениями подготовки, в то время как работ по этой теме, касающихся педагогического образования, пока немного.
Подготовка педагогических кадров для организации научно-технического творчества учащихся. С 2019 г. стартовал национальный проект «Образование», в рамках которого обновляется материально-техническая база в средних школах, открываются центры «Точка роста», технопарки «Квантори-ум», центры цифрового образования «1Т-куб», ключевые центры дополнительного образования детей, центры выявления и поддержки одаренных детей, образовательные организации внедряют цифровую образовательную среду. Одной из первостепенных задач являются создание и эффективная работа единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Ключевую роль в подготовке педагогических кадров традиционно играют педагогические вузы, поэтому на их базе в рамках национального проекта «Образование», федерального проекта «Современная школа» открываются технопарки «Кван-ториум». В рамках программы комплексной модернизации материально-технической базы при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в педагогических университетах также создаются технопарки универсальных педагогических компетенций. В ВГСПУ такие технопарки появятся в конце 2021 г. Помимо другого высокотехнологичного оборудования, технопарки будут оснащены робототехническими конструкторами и, в частности, наборами для моделирования с микропроцессорной платформой АМшпо.
С педагогической точки зрения использование готовых робототехнических наборов имеет ряд важных достоинств: стимулирование мотивации учащихся к получению знаний; развитие интереса учащихся к технике, программированию и конструированию; фор-
мирование навыков программирования, развитие логического и алгоритмического мышления [2]. Все это в полной мере относится к проектам на основе платформы АМшпо.
Использование платформы АМшпо в педагогической деятельности открывает новые возможности для студента и школьника. Проекты, реализуемые в учебном процессе в образовательных учреждениях, могут выполняться и развиваться дома. Помимо раскрытия творческих способностей создается благодатная основа для реализации индивидуализации учебного процесса.
В последние годы во многих школах активно организуется основная и дополнительная образовательная деятельность учащихся, связанная с освоением элементов робототехники. Поэтому очень важным направлением педагогических вузов является подготовка компетентных специалистов, способных реализовать исследовательскую и проектную деятельность в этой области. В ВГСПУ сложился опыт реализации на практике совместной учебно-исследовательской деятельности учащихся разного уровня (школьников и студентов) в условиях открытого информационного пространства [10]. У авторов статьи есть навык совместной работы вуза и школ города по реализации научно-исследовательских проектов. Например, в рамках стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов» в 2019-2020 гг. мы курировали работу проекта МОУ СОШ № 6 г. Волгограда по направлению «Коммуникационные и цифровые технологии, микроэлектроника» «Мой город». Преподаватели нашего вуза также активно руководят научно-исследовательскими работами школьников и студентов, которые занимают призовые места на различных конкурсах научных работ. Роль преподавателя-наставника очень важна, он должен обладать не только знаниями предмета (в данном случае нескольких областей знаний), но и пониманием возрастных особенностей развития детей, умением использовать адекватные педагогические технологии.
Учитывая относительную дешевизну плат АМшпо, датчиков и необходимых для разработки элементов, а также заинтересованность обучающихся в обладании собственным комплектом АМшпо, возможна дистанционная форма обучения работе с данной микропроцессорной системой. Для успешной фронтальной работы в режиме видеоконференции необходим одинаковый, заранее оговоренный комплект элементов и пошаговый набор инструкций - методическое пособие. Преподаватель,
таким образом, не только демонстрирует сборку, подключение и работу своего устройства, но и может помочь в разрешении проблемной ситуации у своих учеников [7].
онлайн-клубы научно-технического творчества учащихся. В рамках технопарков на базе педагогических вузов будет организована работа высокотехнологичных лабораторий по самым современным направлениям. Работать в них смогут не только студенты, преподаватели, но и учащиеся и учителя школ. Одним из перспективных направлений образовательной деятельности педагогических вузов является создание на их базе онлайн-клубов научно-технического творчества учащихся.
Работа кружков научно-технической направленности заключается в создании условий для решения ребенком задач с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать и воплотить в реальной модели, т. е. непосредственно сконструировать и запрограммировать. В настоящее время в основном используются традиционные формы работы кружков научно-технического творчества. Однако недостаток педагогических кадров, особенно в школах сельской местности и малых городов, не позволяет охватить всех интересующихся. В социальных сетях существует большое количество групп научно-технического творчества учащихся, представляющих информацию о своей деятельности, фото- и видеоотчеты о выполненных проектах. Дальнейшее развитие в этой деятельности видится в создании онлайн-кружков, которые могут быть организованы на базе ведущих технических и педагогических университетов. Поддержка профессорско-преподавательского состава и активного студенчества, совместная работа над проектами повысят уровень и качество научно-исследовательских работ. Связь между участниками образовательного процесса может осуществляться через цифровую образовательную среду. Особенностью таких онлайн-круж-ков является общение групп в онлайн-режиме с помощью видеоконференций по динамически формируемому плану. Здесь возможно как объединение в малые коллективы для выполнения проекта, так и собрание части/всего кружка для представления результатов работы, внутренних конкурсов, обсуждения направлений дальнейшей работы. Работа с проектами АМшпо, как было отмечено выше, позволяет каждому участнику проекта работать со своей версией технического устройства.
Очень большой толчок в развитии ребенка дают летние и зимние школы, материальная база университетов может позволить реализо-
вать такие мероприятия в каникулярное время. Общение с преподавателями и единомышленниками, обмен идеями формируют программу работы ученика до следующей такой встречи.
заключение. Применение современных технологий в образовательной среде позволяет готовить специалистов, не только обладающих запасом глубоких научных знаний и профессиональных компетенций, но и владеющих определенными навыками в области техники и IT-технологий. Использование платформы Arduino в педагогической деятельности позволяет открыть новые возможности для студента и школьника, способствует раскрытию творческих способностей и индивидуализации учебного процесса, созданию специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
список литературы
1. Бокселл Дж. Изучаем Arduino. 65 проектов своими руками. СПб., 2017.
2. Вегнер К.А. Внедрение основ робототехники в современной школе // Вестн. Новгор. гос. унта. 2013. № 74-2. С. 17-19.
3. Гальчук А.А. Интернет вещей и современная школа: концепция умного класса в аспекте развития образовательной среды // Научный руководитель. 2016. № 6(18). С. 47-52.
4. Гальчук А.А., Сергеев А.Н. Интернет вещей и развитие школьного сайта: система интеллектуального доступа к учебным материалам // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 7(120). С. 73-77.
5. Гальчук А.А., Сергеев А.Н. Использование технологий Интернета вещей на уроках информатики в школе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3. № 4. С. 3-10.
6. Глазов С.Ю., Ковалева Т.А., Сыродоев Г.А. Методические особенности использования современных информационных технологий в преподавании физики в высшей школе // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 6(149). С. 43-51.
7. Глазов С.Ю., Сергеев А.Н., Усольцев В.Л. Элементы образовательных технологий на основе использования роботизированных систем и искусственного интеллекта // Информационно-вычислительные технологии и их приложения: сб. ст. XXV Междунар. науч.-техн. конф., Пенза, 2526 авг. 2021 г. Пенза, 2021. С. 37-42.
8. Дубков И.С., Сташевский П.С., Якови-на И.Н. Решение практических задач на базе технологии интернета вещей. Новосибирск, 2017.
9. Маршалов О.В., Зиязов В.К., Хисматул-лин Ю.О. Опыт применения АМшпо в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.04 «Программная инженерия» [Электронный ресурс] // Universum: технические науки. 2015. № 7(19). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/2405 (дата обращения: 23.07.2021).
10. Организация совместной учебно-исследовательской деятельности в открытом информационном пространстве: кол. моногр. / Н.Н. Бож-ко, Д.В. Земляков, Е.В. Иванов [и др.]; под ред. А.В. Штырова. Волгоград, 2012.
11. Петин В.А. Создание умного дома на базе Arduino. М., 2018.
12. Петин В.А. Проекты с использованием контроллера Arduino. СПб., 2014.
13. Рекомендация Международного союза электросвязи МСЭ-T Y.2060 «Обзор интернета вещей» [Электронный ресурс]. URL: http://handle.itu. int/11.1002/1000/11559 (дата обращения: 23.07.2021).
14. Росляков А.В., Ваняшин С.В., Гребешков А.Ю. Интернет вещей. Самара, 2015.
15. Унайбаев Б.Ж., Пак В.Г., Зозуля Е.С. Краткий обзор и перспективы применения микропроцессорной платформы Arduino в учебном процессе // Механика и технологии. 2019. № 4(66). С. 193198.
16. Ходыкин С.А., Коробов В.Е., Сыродоев Г.А., Глазов С.Ю., Попов К.А. О левитации проводящего кольца в переменном магнитном поле // Физика в школе. 2017. № 2. С. 34-39.
17. Arduino [Electronic resource]. URL: https:// www.arduino.cc/ (дата обращения: 08.08.2021).
1. Boksell Dzh. Izuchaem Arduino. 65 proektov svoimi rukami. SPb., 2017.
2. Vegner K.A. Vnedrenie osnov robototekhniki v sovremennoj shkole // Vestn. Novgor. gos. un-ta. 2013. № 74-2. S. 17-19.
3. Gal'chuk A.A. Internet veshchej i sovremennaya shkola: koncepciya umnogo klassa v aspekte razvitiya obrazovatel'noj sredy // Nauchnyj rukovoditel'. 2016. № 6(18). S. 47-52.
4. Gal'chuk A.A., Sergeev A.N. Internet veshchej i razvitie shkol'nogo sajta: sistema intellektual'nogo dostupa k uchebnym materialam // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 7(120). S. 73-77.
5. Gal'chuk A.A., Sergeev A.N. Ispol'zovanie tekhnologij Interneta veshchej na urokah informatiki v shkole // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2017. T. 3. № 4. S. 3-10.
6. Glazov S.Yu., Kovaleva T.A., Syrodoev G.A. Metodicheskie osobennosti ispol'zovaniya sovremen-nyh informacionnyh tekhnologij v prepodavanii fiziki v vysshej shkole // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020. № 6(149). S. 43-51.
7. Glazov S.Yu., Sergeev A.N., Usol'cev V.L. Elementy obrazovatel'nyh tekhnologij na osnove ispol'-zovaniya robotizirovannyh sistem i iskusstvennogo intellekta // Informacionno-vychislitel'nye tekhnologii i ih prilozheniya: sb. st. XXV Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf., Penza, 25-26 avg. 2021 g. Penza, 2021. S. 37-42.
8. Dubkov I.S., Stashevskij P.S., Yakovina I.N. Reshenie prakticheskih zadach na baze tekhnologii interneta veshchej. Novosibirsk, 2017.
* *
*
9. Marshalov O.V., Ziyazov V.K., Hismatul-lin Yu.O. Opyt primeneniya Arduino v uchebnom processe po napravleniyu podgotovki 09.03.04 «Pro-grammnaya inzheneriya» [Elektronnyj resurs] // Universum: tekhnicheskie nauki. 2015. № 7(19). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/2405 (data obrashcheniya: 23.07.2021).
10. Organizaciya sovmestnoj uchebno-issledo-vatel'skoj deyatel'nosti v otkrytom informacionnom prostranstve: kol. monogr. / N.N. Bozhko, D.V. Zem-lyakov, E.V. Ivanov [i dr.]; pod red. A.V. Shtyrova. Volgograd, 2012.
11. Petin V.A. Sozdanie umnogo doma na baze Arduino. M., 2018.
12. Petin V.A. Proekty s ispol'zovaniem kontrollera Arduino. SPb., 2014.
13. Rekomendaciya Mezhdunarodnogo soyuza elektrosvyazi MSE-T Y.2060 «Obzor interneta vesh-chej» [Elektronnyj resurs]. URL: http://handle.itu.int/ 11.1002/1000/11559 (data obrashcheniya: 23.07.2021).
14. Roslyakov A.V., Vanyashin S.V., Grebesh-kov A.Yu. Internet veshchej. Samara, 2015.
15. Unajbaev B.Zh., Pak V.G., Zozulya E.S. Krat-kij obzor i perspektivy primeneniya mikroprocessor-noj platformy Arduino v uchebnom processe // Me-khanika i tekhnologii, 2019. № 4(66). S. 193-198.
16. Hodykin S.A., Korobov V.E., Syrodoev G.A. Glazov S.Yu., Popov K.A. O levitacii provodyashche-go kol'ca v peremennom magnitnom pole // Fizika v shkole. 2017. № 2. S. 34-39.
17. Arduino [Electronic resource]. URL: https:// www.arduino.cc/ (data obrashcheniya: 08.08.2021).
Potential of the use of the platform Arduino in the educational process of the pedagogical university and secondary schools
The article deals with the analysis of the experience of the authors in the usage of the microcontroller platform Arduino in the educational process of the pedagogical university, secondary schools and the work of the discussion groups of the scientific and technical creativity of the students. There are characterized the problems of the development of the skills of using Arduino. There is considered the potential of including the students and schoolchildren in the work directed to the designing and creation of the robot installations with the use of Arduino. The authors discuss the potential of the creation of the online discussion groups of the scientific and technical creativity of students.
Key words: learning and cognitive activity, technical creativity, distance education, Arduino, microcontroller, robotic technology, Internet of things.
(Статья поступила в редакцию 04.10.2021)
О Сахарчук Е.И., Чандра М.Ю., 2021
Е.И. САХАРЧУК, М.Ю. ЧАНДРА (Волгоград)
направления и тенденции сетевого научного взаимодействия педагогических вузов в развитии практик общего образования*
Предложены и содержательно раскрыты основные направления сетевого научного взаимодействия педагогических вузов в сфере развития практик общего образования. На основе онлайн-опроса, в котором приняли участие 79 ведущих представителей научных школ 25 педагогических вузов России, выявлены факторы, затрудняющие процесс перехода педагогических вузов к сетевому научному взаимодействию, а также определены предпочтения представителей вузов при выборе модели, форм и результатов организации такого взаимодействия.
Ключевые слова: практики общего образования, сетевое научное взаимодействие, педагогические вузы.
Одним из важнейших приоритетов системы высшего педагогического образования является интеграция педагогической науки и системы общего образования, расширение сетевого взаимодействия вузов по развитию лучших образовательных практик. С.А. Осяк, Т.В. Газизова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова и др. отмечают, что на сегодняшний день сетевое взаимодействие в сфере педагогического образования становится востребованным и необходимым по причине особой сложности современных проблем образования, успешное разрешение которых возможно только в условиях партнерства педагогических вузов, объединения ресурсов и их совместного использования [5].
По мнению исследователей (Л.А. Громова, Е.Н. Глубокова, М.А. Горюнова, И.Э. Кон-дракова, О.Н. Шилова и др.), сетевое взаимо-
* Исследование выполнено по проекту «Разработка сетевой национальной модели научного взаимодействия педагогических вузов в сфере развития практик общего образования», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 21.07.2021 № 073-03-2021-013/3 к соглашению от 18.01.2021 № 073-03-2021-013).