Научная статья на тему 'ПРОЦЕССНО-РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОЕННЫХ ЛЁТНЫХ ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОЦЕССНО-РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОЕННЫХ ЛЁТНЫХ ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНО-РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / ИЕРАРХИЧЕСКИЕ УРОВНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / PROCESS AND RESOURCE BASED MODEL / QUALITY CONTROL / HIERARCHICAL LEVELS / PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE / FOREIGN MILITARY SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Юрий Николаевич

Цель исследования - разработать структурно-содержательную характеристику модели контроля качества профессиональной подготовки иностранных военных специалистов. В статье на основе информационно-аналитического анализа нормативно-правовых требований к образовательной деятельности по обеспечению качества представлен авторский подход к построению модели контроля качества. Научная новизна заключается в разработке процессно-ресурсной модели контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах. В результате установлена взаимосвязь двух основных целевых функций субъектов образовательной деятельности - управленческой и педагогической - на трёх иерархических уровнях (мега-, макро-, микроуровень).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS AND RESOURCE BASED MODEL TO CONTROL QUALITY OF FOREIGN SPECIALISTS’ PROFESSIONAL TRAINING AT HIGHER MILITARY AVIATION SCHOOLS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The research objective includes identifying structural-meaningful parameters of a model to control quality of foreign military specialists’ professional training. Relying on an informational analysis of normative legal requirements for quality assurance in education, the author introduces his own original approach to developing a quality control model. Scientific originality of the study includes developing a process and resource based model to control quality of foreign specialists’ professional training at higher military aviation schools. The research findings are as follows: the author reveals interrelation of two target functions of educational activity subjects - administrative and pedagogical - at three hierarchical levels (mega-, macro-, micro-level).

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССНО-РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОЕННЫХ ЛЁТНЫХ ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

^rpomoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 5. С. 693-698 | 2020. Volume 5. Issue 5. P. 693-698

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Процессно-ресурсная модель контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах Российской Федерации

Кузнецов Ю. Н.

Аннотация. Цель исследования - разработать структурно-содержательную характеристику модели контроля качества профессиональной подготовки иностранных военных специалистов. В статье на основе информационно-аналитического анализа нормативно-правовых требований к образовательной деятельности по обеспечению качества представлен авторский подход к построению модели контроля качества. Научная новизна заключается в разработке процессно-ресурсной модели контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах. В результате установлена взаимосвязь двух основных целевых функций субъектов образовательной деятельности - управленческой и педагогической - на трёх иерархических уровнях (мега-, макро-, микроуровень).

EN

Process and Resource Based Model to Control Quality

of Foreign Specialists' Professional Training

at Higher Military Aviation Schools of the Russian Federation

Kuznetsov Y. N.

Abstract. The research objective includes identifying structural-meaningful parameters of a model to control quality of foreign military specialists' professional training. Relying on an informational analysis of normative legal requirements for quality assurance in education, the author introduces his own original approach to developing a quality control model. Scientific originality of the study includes developing a process and resource based model to control quality of foreign specialists' professional training at higher military aviation schools. The research findings are as follows: the author reveals interrelation of two target functions of educational activity subjects - administrative and pedagogical - at three hierarchical levels (mega-, macro-, micro-level).

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития авиации союзнических государств особую важность приобретает проблема контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах Российской Федерации (РФ), что вызвано двумя основными объективными причинами.

Во-первых, оснащение самолётного парка национальных государств самолётами нового поколения предъявляет особые требования к эффективности контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов военного лётного вуза РФ.

Во-вторых, повышение современных нормативно-правовых требований к организации контроля качества образовательной деятельности в военном лётном вузе.

Специфика профессиональной подготовки иностранных специалистов в военном лётном вузе заключается в том, что приём кандидатов на обучение из зарубежных стран осуществляется без прохождения профессионального отбора, в отличие от российских абитуриентов, и профессиональная подготовка организуется по квалификационным требованиям, специально разработанным для иностранных специалистов в национальных учебных группах на определённый тип летательного аппарата, указанный в контракте. В соответствии с этим необходимо разработать модель контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах РФ.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200133

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, проанализировать современный опыт обеспечения качества образования; во-вторых, выявить существующие практики контроля качества профессиональной подготовки в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков; в-третьих, обосновать теоретико-методологическую основу структурно-содержательной характеристики процессно-ресурсной модели контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах РФ.

Для изучения проблемы контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах в статье применяются следующие методы исследования: системный анализ, анализ психолого-педагогической литературы для описания понятийно-терминологического и категориального поля исследования, анализ и обобщение опыта массовой практики организации контроля качества образовательного процесса в военном лётном вузе.

Теоретической базой для разработки процессно-ресурсной модели, наряду с нормативно-правовыми документами Министерства науки и высшего образования, Министерства обороны Российской Федерации, послужили публикации авторов, составляющие современный опыт обеспечения качества образования (В. И. Байденко [1], В. Т. Воронин [2], Э. Деминг [3], О. А. Донских [4], Н. В. Соснин [11], С. Д. Смирнов [9], Е. В. Бондаревская [10], Т. А. Ромм [13], Л. Н. Трофимова [14]), а также анализ практики контроля качества профессиональной подготовки в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков (КВВАУЛ) [5].

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная процессно-ресурсная модель может быть использована руководящим и профессорско-преподавательским составом военных лётных вузов для создания эффективной системы контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов (комплексная оценка, мониторинг, контроль и управление качеством профессиональной подготовки).

Основная часть

Современная теория и практика военной образовательной среды однозначно свидетельствует об иерархической связи понятий «профессиональная подготовка» и «качество профессиональной подготовки»: от того, как «обустроена» в лётном вузе «профессиональная подготовка», зависит «уровень обеспечения качества» профессиональной подготовки. В этом контексте важнейшая задача всех субъектов профессиональной подготовки иностранных специалистов - создание условий, обеспечивающих необходимое качество военно-образовательных услуг, оказываемых в военном лётном вузе иностранным специалистам. Фундаментальным в решении этой задачи выступает утверждение, что современная парадигма российского высшего военного образования базируется на приоритете фактора качества как критерия профессиональной подготовки иностранных специалистов.

Обладая высоким потенциалом инновационного развития, российское высшее военное образование актуализирует различные направления модернизации образовательной деятельности для повышения уровня обеспечения качества профессиональной подготовки. Одним из таких направлений, по нашему мнению, может быть разработка структурно-содержательной характеристики процессно-ресурсной модели контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах РФ.

Анализ современного опыта обеспечения качества образования в психолого-педагогической литературе показывает значительное количество научных и научно-популярных работ по этому вопросу, но в то же время в этих исследованиях недостаточно разработаны аспекты контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных вузах, не представлены основные пути и педагогические условия, повышающие качество этой подготовки [7; 8; 12].

В ходе изучения существующей практики контроля качества профессиональной подготовки в КВВАУЛ нами установлено, что в этом вопросе работа руководящего и профессорско-преподавательского состава направлена на совершенствование: системы управления; содержания обучения и методики проведения учебных занятий; профессиональной квалификации преподавателей. Для контроля качества профессиональной подготовки в училище в основном применяются: тест-опросы по различным темам, сдача дифференцированных зачётов и экзаменов по всем учебным дисциплинам, проведение контрольных и зачётных полётов, защита Выпускной квалификационной работы.

Изучение научных источников по теме исследования позволило нам в качестве теоретико-методологической основы структурно-содержательной характеристики модели определить процессный и ресурсный подходы, целевые функции которых иерархически взаимосвязаны и взаимообусловлены [6].

В основе процессного подхода лежит идея Э. Деминга об управлении качеством продукции посредством управления качеством процессов [3]. В авторском видении процессный подход заключается в организации контроля и управления качеством профессиональной подготовки иностранных специалистов как в рамках каждого этапа формирования профессионально-личностных компетенций, так и в рамках всего цикла профессиональной подготовки: от приёма на обучение до выпуска из военного лётного вуза.

В основу ресурсного подхода положена трактовка понятия «ресурса» как совокупности объективно существующих средств и свойств, которыми система обладает реально и которых достаточно для реализации некоторых процессов в системе [2]. Исходя из того, что личность является сложной нелинейной системой, на наш взгляд, правомочно применить к ней вышеприведенное определение «ресурса». Ресурсный подход, по авторскому мнению, заключается в необходимости учёта индивидуальных ресурсов иностранных специалистов с целью контроля и управления качеством профессиональной подготовки в военном лётном вузе.

Для разработки структурно-содержательной характеристики процессно-ресурсной модели контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах, по нашему мнению, целесообразно использовать следующие основные компоненты:

1) этапы (иерархические уровни) профессиональной подготовки иностранных специалистов;

2) ресурсные компоненты профессионально-личностной компетенции иностранного специалиста;

3) интегральный критерий и показатели контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов.

Структурно процессно-ресурсная модель состоит из шести этапов (иерархических уровней) контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах:

- этап приёма на обучение;

- этап изучения общеобразовательных дисциплин;

- этап изучения общепрофессиональных дисциплин;

- этап специальной военной подготовки;

- этап лётной подготовки;

- этап Государственной итоговой аттестации.

В рамках каждого этапа (иерархического уровня) происходит оценка профессионально-личностной компетенции иностранного специалиста как интегрального критерия качества профессиональной подготовки по пяти ресурсным компонентам (показателям): интеллектуально-личностному ресурсу, образовательному ресурсу, ресурсу физической подготовки, ресурсу служебно-воспитательной деятельности и ресурсу лётной подготовки.

Далее представлена структурно-содержательная характеристика интегрального критерия и показателей контроля качества процессно-ресурсной модели:

• профессионально-личностная компетенция - интегральный критерий качества профессиональной подготовки, обозначающий способность иностранного специалиста применять свои знания, умения и интеллектуально-личностные качества для успешной лётной деятельности и состоящий из нескольких взаимосвязанных психолого-педагогических показателей: интеллектуально-личностного ресурса, образовательного ресурса, ресурса физической подготовки, ресурса служебно-воспитательной деятельности и ресурса лётной подготовки;

• интеллектуально-личностный ресурс - первый психолого-педагогический показатель профессионально-личностной компетенции, отражающий способность иностранного специалиста применять в лётной деятельности сформированные в процессе профессиональной подготовки интеллектуально-личностные качества;

• образовательный ресурс - второй психолого-педагогический показатель профессионально-личностной компетенции, отражающий способность иностранного специалиста применять знания и умения, осуществлять самооценку собственных усилий и взаимодействие в системе «обучаемый - обучающий» в ходе профессиональной подготовки по всем учебным дисциплинам;

• ресурс физической подготовки - третий психолого-педагогический показатель профессионально-личностной компетенции, отражающий способность иностранного специалиста применять теоретические знания, формировать организационно-методическую и физическую подготовленность, осуществлять самооценку собственных усилий и взаимодействие в системе «обучаемый - обучающий» в процессе физической подготовки;

• ресурс служебно-воспитательной деятельности - четвёртый психолого-педагогический показатель профессионально-личностной компетенции, отражающий способность иностранного специалиста соблюдать воинскую дисциплину, поддерживать свой авторитет в коллективе, исполнять обязанности младшего командира, проявлять инициативу и старание в выполнении служебных задач, участвовать в спортивной и общественной жизни учебного подразделения лётного вуза;

• ресурс лётной подготовки - пятый психолого-педагогический показатель профессионально-личностной компетенции, отражающий лётные способности (свойства личности, влияющие на освоение лётной профессией) и технику пилотирования (знания, умения и навыки по управлению конкретным летательным аппаратом) иностранного специалиста.

Организационно-методическое содержание первого этапа (иерархического уровня) контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в процессно-ресурсной модели характеризуется формированием Фонда оценочных средств (оценочно-методических материалов) для отбора кандидатов из зарубежных государств для обучения в военных лётных вузах РФ с учётом всех специфических национальных особенностей и оценкой начального уровня сформированности профессионально-личностной компетенции абитуриентов и её ресурсных компонентов.

Организационно-методическое содержание второго этапа (иерархического уровня) контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в процессно-ресурсной модели характеризуется оценкой уровня сформированности профессионально-личностной компетенции иностранных специалистов и её ресурсных компонентов в ходе изучения общеобразовательных дисциплин.

Организационно-методическое содержание третьего этапа (иерархического уровня) контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в процессно-ресурсной модели характеризуется оценкой уровня сформированности профессионально-личностной компетенции иностранных специалистов и её ресурсных компонентов в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин.

Организационно-методическое содержание четвёртого этапа (иерархического уровня) контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в процессно-ресурсной модели характеризуется оценкой уровня сформированности профессионально-личностной компетенции иностранных специалистов и её ресурсных компонентов в ходе изучения специальных военных дисциплин.

Организационно-методическое содержание пятого этапа (иерархического уровня) контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в процессно-ресурсной модели характеризуется оценкой уровня сформированности профессионально-личностной компетенции иностранных специалистов и её ресурсных компонентов в ходе лётной подготовки.

Организационно-методическое содержание шестого этапа (иерархического уровня) контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в процессно-ресурсной модели характеризуется оценкой итогового уровня сформированности профессионально-личностной компетенции иностранных специалистов и её ресурсных компонентов в ходе Государственной итоговой аттестации и разработкой механизма обратной связи с целью получения служебных отзывов для оценки результатов профессиональной подготовки выпускников - иностранных специалистов после первого года их лётной деятельности.

В соответствии с разработанной структурно-содержательной характеристикой процессно-ресурсной модели ниже представлена иерархия уровней контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах (см. Рис. 1).

В представленной иерархии практическая реализация предложенной процессно-ресурсной модели осуществляется на макро- и микроуровнях.

Рисунок 1. Иерархия уровней контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов

в военных лётных вузах РФ

В соответствии с представленной иерархией уровней в стратегическом и тактическом плане деятельность всех субъектов по организации контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах РФ характеризуется следующими особенностями:

- организационная деятельность на уровне национальных военных командований должна характеризоваться не только подготовкой заказа на профессиональную подготовку по лётному профилю, но и организацией проведения отбора кандидатов на обучение на территории зарубежных государств. При этом важнейшую роль приобретает контрольная функция профессиональной подготовки и выпуска иностранных специалистов в военных лётных вузах со стороны национальных военных командований;

- организационно-методическая деятельность на уровне Управления международного военного сотрудничества Главного управления кадров и Главного командования Воздушно-космических сил характеризуется созданием эффективных нормативно-правовых условий профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах РФ;

- организационно-методическая деятельность на уровне военных лётных вузов РФ характеризуется созданием оптимальных условий для функционирования всех организационно-штатных структур лётного вуза в направлении обеспечения качества профессиональной подготовки иностранных специалистов;

- организационно-методическая деятельность на уровне кафедр военных лётных вузов характеризуется совершенствованием содержания обеспечения качества профессиональной подготовки иностранных специалистов на основе инновационных образовательных технологий;

- организационно-методическая деятельность на уровне профессорско-преподавательского состава характеризуется совершенствованием профессионально-педагогического мастерства в направлении индивидуальной образовательной и воспитательной работы с иностранными специалистами;

- познавательная деятельность на уровне иностранного специалиста направлена на формирование индивидуальной профессионально-личностной компетенции как интегрального критерия готовности к лётной деятельности по профессиональному предназначению.

Именно благодаря стратегической и тактической деятельности этих субъектов в рамках процессно-ресурсной модели достигается требуемое качество профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах РФ.

Организационно-методической целью процессно-ресурсной модели контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах РФ является формирование квалифицированного военного лётчика, обладающего высокоразвитыми профессионально-личностными компетенциями и способного к осуществлению успешной деятельности в национальных вооружённых силах по должностному предназначению.

В содержательном плане организационно-методические условия предполагают обучение иностранных специалистов в национальных учебных группах по квалификационным требованиям, учитывающим национальные особенности и разрабатываемым основными субъектами по организации контроля качества профессиональной подготовки:

- Управлением международного военного сотрудничества Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации;

- национальными военными командованиями зарубежных государств;

- Главным командованием Воздушно-космических сил;

- лётными вузами Воздушно-космических сил;

- специальными факультетами (отделениями, группами) военных лётных вузов.

Из структурно-содержательной характеристики процессно-ресурсной модели контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах РФ следуют две основные целевые функции субъектов образовательной деятельности на всех трёх иерархических уровнях (мега-, макро-, микроуровень).

Первая целевая функция является управленческой (организационной), а вторая целевая функция - педагогической. Обе целевые функции взаимосвязаны и взаимозависимы.

По нашему мнению, реализация вышеобозначенных организационно-методических условий в рамках процессно-ресурсной модели способствует созданию в военных лётных вузах РФ эффективной системы контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов (комплексная оценка, мониторинг, контроль и управление качеством профессиональной подготовки).

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Анализ современного опыта обеспечения качества образования и существующей практики контроля качества профессиональной подготовки в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков позволил обосновать теоретико-методологическую основу структурно-содержательной характеристики процессно-ресурсной модели контроля качества профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах РФ. Разработанная процессно-ресурсная модель позволяет осуществлять контроль качества и давать прогноз развития профессиональной подготовки иностранных специалистов в военных лётных вузах. Комплексная оценка осуществляется по пяти ресурсным компонентам профессионально-личностной компетенции иностранного специалиста как интегрального критерия качества на всех этапах профессиональной подготовки. Оценка ресурсных компонентов осуществляется на основе этапных показателей контроля качества и может рассматриваться в качестве самостоятельных блоков при анализе и прогнозе развития соответствующих направлений деятельности иностранного специалиста в военном лётном вузе.

С целью практической реализации процессно-ресурсной модели, на наш взгляд, необходимо введение в организационно-штатную структуру военных лётных вузов отдела качества, осуществляющего мониторинг и управление качеством профессиональной подготовки как российских, так и иностранных курсантов - лётчиков. Направления дальнейших исследований могут быть связаны с разработкой программного обеспечения мониторинга качества профессиональной подготовки в соответствии с разработанной процессно-ресурсной моделью.

Материалы настоящего исследования доложены на брифинге, проведенном в рамках научно-деловой программы Международного военно-технического форума «АРМИЯ - 2019».

Список источников

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методич. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

2. Воронин В. Т. Ресурсы и время: социально-философский контекст. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2000. 122 с.

3. Деминг Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Паблишер, 2011. 424 с.

4. Донских О. А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 36-44.

5. Кузнецов Ю. Н. Комплексная оценка профессионально-личностной компетенции курсантов лётного вуза на основе ресурсного подхода. Теория и практика: монография / Министерство обороны Российской Федерации; Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков. Краснодар: Редакционно-издательский отдел КВВАУЛ, 2018. 138 с.

6. Кузнецов Ю. Н. Концепция формирования профессионально-личностных компетенций курсантов военно-лётного вуза на основе ФГОС ВПО // Вестник военного образования. 2016. № 2. С. 66-70.

7. Ларина Т. В. Педагогическая система обеспечения качества военно-профессионального образования курсантов военных вузов: автореф. дисс. ... д. пед. н. Воронеж, 2015. 40 с.

8. Разгонов Ф. И., Савченко О. А., Каменская Е. В. Компетентностный подход и его значение на этапе получения военнослужащими высшего профессионального образования // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. научн. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 124-128.

9. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 217 с.

10. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1996. 62 с.

11. Соснин Н. В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 20-23.

12. Тарутин А. В. Качество образования специалистов военных вузов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2. Ч. 1. С. 92-96.

13. Трансформация высшей школы: проблемы и перспективы: материалы круглого стола // Идеи и идеалы. 2010. Т. 1. № 1 (3). С. 2-41.

14. Трофимова Л. Н. Индивидуальные различия с точки зрения эволюционно-синергетического подхода // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 72-85.

Информация об авторах | Author information

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RU

Кузнецов Юрий Николаевич1, к. психол. н. 1 Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова

EN

Kuznetsov Yuri Nikolaevich1, PhD 1 Krasnodar Air Force Institute for Pilots

1 kuzznecov1961@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 14.07.2020; опубликовано (published): 30.10.2020.

Ключевые слова (keywords): процессно-ресурсная модель; контроль качества; иерархические уровни; профессионально-личностная компетенция; иностранные военные специалисты; process and resource based model; quality control; hierarchical levels; professional and personal competence; foreign military specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.