Процесс жизненного самоопределения как объект педагогического сопровождения старшеклассников
Т. Н. Сапожникова
В статье представлено авторское понимание педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников. Обоснованы его системные характеристики: цели, содержание, средства, критерии оценки.
Ключевые слова: жизненное самоопределение, педагогическое сопровождение, рефлексивно-прогностический подход. Process of Vital Self-Determination as an Object of Pedagogical Support of Senior Pupils
Т. N. Sapozhnikova
In the article the author's understanding of the pedagogical support of vital self-determination of the senior pupils is represented. Its system characteristics are proved: the purposes, the maintenance, means and criteria of estimation.
Key words: vital self-determination, pedagogical support, reflective-forecasting approach.
Целевой функцией социального воспитания учащихся выпускных классов средних общеобразовательных школ является педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников, которое по своей природе базируется на идеях экзистенциализма.
Проводя исследование, мы выяснили, что для экзистенциальной педагогики характерны следующие особенности:
- отсутствие жесткой регламентации жизнедеятельности воспитанников, обучение их способам самоорганизации и саморегуляции, необходимым для поэтапного движения к достижению задуманного рациональными способами с проявлением при этом определенной настойчивости;
- направленность педагогов во внутренний мир - мир переживаний детей, без чего невозможно установление доверительных контактов и глубинного общения;
- признание педагогом автономности внутреннего мира ребенка в практическом утверждении его права на свободное проявление индивидуального «Я»;
- отказ наставников от прямых ответов на актуальные вопросы взрослеющего человека, от решения за него и даже вместе с ним какой-либо проблемы;
- включение школьников в различные ситуации, способные стать для них событиями, приобрести личностную значимость и стимулировать экзистенциальный выбор.
Жизненное самоопределение как предмет педагогической деятельности представляет собой создание условий, способствующих формированию готовности юношей и девушек к экзистенциальному выбору.
Технологически оно может базироваться на рефлексивно-прогностическом подходе, сущность которого заключается в стимулировании рефлексии происходящих жизненных событий, включении в процесс решения прогностических задач экзистенциального содержания - деятельности, направленной на познание собственного будущего, проявляющуейся в готовности и способности действовать и принимать жизненно важные решения с определенным упреждением ожидаемых жизненных событий. Как результат, в сознании старшеклассников оформляется индивидуальный проект жизни, имеющий в своей структуре несколько компонентов:
- иерархию актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности;
- описание социальной ситуации развития: внутренних и внешних ресурсов и их взаимодействие;
- альтернативные варианты целей жизни и ее траекторий;
- систему принятых убеждений, ценностных ориентаций для рефлексивно-ценностной экспертизы рассматриваемых альтернатив;
- приемлемый для данного периода вариант жизни.
Мы выяснили, что педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников имеет свои научно-педагогические характеристики.
Во-первых, это особый вид педагогической деятельности, направленный на содействие в осознании воспитанниками смысла собственной жизни и ее ценностных составляющих. Оно должно включать их в ситуации, способные вы-
Процесс жизненного самоопределения
как объект педагогического сопровождения старшеклассников
звать душевные переживания и расцениваться как события (то есть организовывать «контакт» с той или иной ценностью и пробуждать отношение к ней). Воспитанник должен самостоятельно выбрать способ решения экзистенциальной дилеммы и «кристаллизовать» в себе необходимые для его реализации личностные качества.
Во-вторых, оно представляет собой двухвек-торное образование, направленное, с одной стороны, на создание условий для расширения субъективного пространства экзистенциального выбора, опыта взаимодействия с социальными ценностями, насыщение жизни молодых людей эмоциональными переживаниями и экзистенциальными размышлениями; с другой - на формирование ре флексивно-прогно стиче ских способностей старшеклассников, организацию практики их применения в период узловых жизненных событий.
В-третьих, это особая педагогическая система, имеющая целевой, содержательный, операци-онно-деятельностный и аналитико-результатив-ный компоненты.
Кроме того, нами установлено, что педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников приводит к достижению желаемого результата в ряде случаев:
- если в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы будут использоваться педагогические средства, способствующие построению иерархии ценностных ориентаций, стимулирующие стремление к свободе, формирующие отношение к себе как субъекту жизни, чувство собственного достоинства, компетенции, позволяющие быть активным участником социальных отношений, самореализовываться и саморазвиваться, добиваться поставленных целей, преодолевая внутренние и внешние барьеры;
- если будут созданы условия для расширения субъективной картины мира, увеличения числа контактов с разнообразными социальными ценностями и проверки их личной значимости;
- если жизнь воспитанников будет насыщена разного рода переживаниями, как положительными, так и отрицательными;
- если приоритетной направленностью профессионально-педагогической деятельности будет формирование сензитивных компонентов экзистенциальной сферы воспитанников (жизненной позиции, ценностных ориента-ций, способности к ответственному экзистенциальному выбору).
Выявленные закономерности позволили определить комплекс педагогических принципов педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников: общих (принципы конвенциальности, эмпатийного взаимодействия, оптимистической стратегии воспитания, социального закаливания, актуализации ситуации, создания условий для нравственного саморегулирования) и специальных (принципы индивидуализации педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников; развивающей социальной интеракции; стимулирования саморазвития школьника; «социального зеркала»; дилеммности; формирования антиципации; формирования мотивационной перспективы).
В качестве стратегической цели рассматриваемого компонента профессионально-педагогической деятельности нами названа организация такого процесса социального воспитания в старших классах средней общеобразовательной школы, который способствовал бы осознанию школьниками смысла собственной жизни.
Тактическая цель заключается во включении старшеклассников в процесс решения прогностических задач экзистенциального содержания; оперативная - в создании условий для формирования у них готовности к жизненному самоопределению.
Целевые функции педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников отражают содержание социально-педагогических задач:
- социально-ориентирующей, направленной на приобщение старшеклассников к общечеловеческим ценностям, моральным и этическим нормам поведения, на формирование их субъективной позиции;
- обучающей, предполагающей формирование необходимых для экзистенциального выбора компетенций;
- развивающей, создающей условия для саморазвития личности (ее мотива-ционной, интеллектуальной, эмоциональной, предметно-практической, волевой, саморегуляционной и экзистенциальной сфер);
- воспитывающей, способствующей воспитанию общечеловеческих качеств личности (доброты, честности, верности, чуткости, отзывчивости и пр.).
Инструментальные функции обусловливают выбор операционно-деятельностного компонента педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников. Они включают следующие функции:
- диагностическую, предусматривающую определение уровня готовности старших школьников к жизненному самоопределению;
- стимулирующую, побуждающую осознание ими потребности в экзистенциальном выборе и внутренней готовности к нему, создающую условия для самовоспитания;
- организационно-деятельностную, состоящую в стимулировании включения школьников в социальные отношения, способствующие формированию системы личностных ценностей и смыслов, расширению пространственно-временных границ экзистенциального выбора;
- фасилитирующую, облегчающую процесс переживания молодым человеком вну-триличностного конфликта, связанного с поиском выхода из экзистенциальной дилеммы;
- рефлексивно-оценочную, направленную на оценку деятельности и намерений старшеклассника на основе объективных критериев, основанных на общечеловеческих ценностях, правовых нормах и исторически сложившихся культурных традициях.
В соответствии с оперативными целями в содержании рассматриваемой педагогической деятельности нами выделены и обоснованы три направления формирования готовности юношей и девушек к экзистенциальному выбору:
- формирование комплекса компетенций, обеспечивающих включенность в процесс социального взаимодействия в качестве субъектов (организаторских, коммуникативных, самозащитных и др.);
- обучение их основам рефлексивной и прогностической деятельности;
- расширение жизненного пространства воспитанников за счет организации социальных проб в процессе волонтерской работы.
Операционно-деятельностный компонент педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников представлен дефинициями: «метод» и «форма».
Под методом педагогического сопровождения жизненного самоопределения понимаются такие партнерские отношения старшеклассников и педагогов, при которых создаются условия для становления индивидуальности воспитанников. Методы педагогического сопровождения жизненного самоопределения, как и методы воспитания в классификации М. И. Рожкова, бинарны и направлены на развитие сущностных сфер личности, однако между ними имеются и принципиальные отличия.
Во-первых, педагогическое сопровождение жизненного самоопределения допускает включение молодых людей в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления противоречивого воздействия социума или изменения раннее сложившихся убеждений и стереотипов поведения. Задача наставника - двигаться с воспитанником в его переживаниях, осознании сущности субъективной и объективной реальности; создавать условия для рефлексии и саморефлексии. Поэтому в бинарной паре на первое место мы ставим метод самовоспитания, а на второе - метод его педагогического сопровождения.
Во-вторых, методы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников трехактны:
- первый акт - это взаимодействие школьника с педагогом;
- второй акт - рефлексия, способствующая осознанию личностной значимости происходящего и принятию решения относительно эффективности и достаточности ранее сложившихся знаний, ценностных ориентаций и жизненных намерений;
- третий - принятие школьником жизненно важного решения и прогнозирование его последствий.
Формы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старших школьников понимаются как внешняя организация рассматриваемого процесса, обеспечивающая реализацию необходимых целей, содержания и методов. Они классифицированы как опосредованные и непосредственные.
Опосредованными названы такие формы, в процессе реализации которых задача подготовки старшеклассников к экзистенциальному выбору не решается в качестве стратегической, однако создаются благоприятные условия для становления субъектности и развития рефлексивных и прогностических способностей как критериев готовности к нему. Они совпадают с традиционными для старшей школы формами организации педагогического процесса (урок, экскурсия, дискуссия, игра, КТД).
Непосредственными названы формы, целенаправленно сориентированные на решение возложенных на них функций. К ним относятся следующие:
1 ) консультирование, направ-
ленное на стимулирование самостоятельного поиска воспитанником способов решения прогностических задач экзистенциального содержания, на формирование навыков психологической за-
Процесс жизненного самоопределения
как объект педагогического сопровождения старшеклассников
щиты, копинг-поведения, саморегуляционных способностей;
2) социально-психологические тренинги, нацеленные на актуализацию вну-триличностных переживаний, формирование конструктивных навыков социального взаимодействия, развитие прогностических и рефлексивных способностей, включение в ситуации, направленные на осознание и расширение жизненного опыта и личностного саморазвития, моделирования и апробирования в имитируемых условиях различных вариантов жизни;
3) специальные учебные занятия из числа курсов по выбору или факультативов, направленные на обучение старших школьников основам прогнозирования и проектирования жизнедеятельности;
4) волонтерская деятельность, предусматривающая добровольное вклю-
чение старшеклассников в социально значимую деятельность, отличающуюся субъективной новизной и личностной значимостью, расширяющую границы выбора жизненного предназначения.
В качестве результатов педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников рассмотрены позитивные изменения в уровне их готовности к экзистенциальному выбору: в субъектной позиции и в динамике прогностических и рефлексивных способностей.
Организационно-педагогическими условиями педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников являются подготовка специалистов к рассматриваемому виду деятельности, интеграция воспитательных ресурсов образовательного учреждения и социокультурной среды, педагогического сопровождения жизненного самоопределения и учебно-воспитательного процесса.