ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение готовности старшеклассников к жизненному самоопределению [1]
Т. Н. Сапожникова
В статье представлено авторское обоснование сущности готовности человека к жизненному самоопределению, базирующееся на рефлексивно-прогностическом подходе, сформулированы ее критерии и показатели. Особое внимание уделяется результатам эмпирического исследования, проведенного в школах Ярославской области.
Ключевые слова: рефлексивно-прогностический подход, жизненное самоопределение, готовность к жизненному самоопределению, критерии и показатели готовности.
Studying of Readiness of Senior Pupils to Vital Self-Determination
T. N. Sapozhnikova
In the article the author's substantiation of the essence of the person's readiness to the vital self-determination basing on a reflective-forecasting approach is submitted, its criteria and parameters are formulated. The special attention is given to results of the empirical research which has been lead at schools of the Yaroslavl area.
Key words: reflective-forecasting approach, vital self-determination, readiness to the vital self-determination, criteria and parameters of readiness.
С позиции рефлексивно-прогностического подхода жизненное самоопределение рассматривается как экзистенциальный выбор человеком смысла собственной жизни на основе рефлексивно-ценностного осмысления прошлого и настоящего в момент узловых жизненных событий. Оно одновременно характеризуется как 1) процесс, 2) состояние и 3) результат:
1) предполагается прохождение последовательности этапов, на которые оказывают влияние внешние факторы, преломляющиеся через внутренние условия;
2) происходит осознание себя как субъекта собственной жизни, но при этом наблюдается мотивационная противоречивость, эмоциональная насыщенность, обращенность самосознания в мир собственных переживаний в пространственно-временной перспективе;
3) человек осознает смысл собственного существования, появляются новообразования в различных сферах его личности и, в целом, в «Я-концепции», приобретается жизненный опыт, навыки решения экзистенциальных проблем.
Жизненное самоопределение как специфический компонент социализации может продолжаться в течение всей жизни человека. Однако, по мнению специалистов, занимающихся вопросами возрастной психологии, готовность к нему является новообразованием ранней юности -возраста, который в российской системе образования совпадает с периодом обучения в 10-11 классах.
Результаты исследований И. В. Дубровиной позволили уточнить, что психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое, а психологическую готовность к нему, которая предполагает
— сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего, самосознания;
— развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
— становление предпосылок индивидуально -сти как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником [5].
Вместе с тем, по мнению психолога, готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место требует определенной зрелости личности, заключающейся в том, что у старшеклассников появляются психологические образования и механизмы, обеспечивающие возможность экзистенциального выбора.
Определяя сущность готовности старшеклассников к жизненному самоопределению, мы опирались на два подхода: личностный и функциональный. Первый позволяет обозначить личностные характеристики, которые дают человеку возможность осознать смысл собственной жизни и соответствующие ему способы самореализа-
ции. Второй указывает на способности, благодаря которым это происходит.
Личностный подход. Концепция экзистенциализма, являющаяся методологической основой исследования, постулирует идею о том, что каждый человек - субъект собственной жизни. Рубежом его досубъектного и субъектного существования является узловое жизненное событие -момент переживания противоречия между социально обусловленными требования к жизни («жить по внешне задаваемым правилам») и персональными потребностями («жить по собственным принципам»).
В момент события под влиянием эмоциональных переживаний «включается» самосознание личности, побуждающее ее к анализу происходящего и его причинам, к принятию решения относительно собственного будущего. Появление «Я-концепции» приводит к изменению всех сущностных сфер личности и их новому интегральному образованию, способствующему совершению экзистенциального выбора. Отсюда следует, что под готовностью старшеклассника к жизненному самоопределению можно понимать особое интегральное образование сущностных сфер его личности (мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной, предметно-практической, экзистенциальной, волевой и саморегуляционной), которое формируется и проявляется в момент узловых жизненных событий.
Интегральным ядром готовности человека к жизненному самоопределению является экзистенциальная (ценностно-смысловая) сфера личности, которая представляет собой, с одной стороны, продукт внешнего влияния общества на человека, с другой - продукт самосознания, способный выступать в качестве средства внутреннего воздействия на другие сферы личности и их целостное образование. Именно через нее происходит преломление внешних воздействий на человека в план его внутренних действий.
Функциональный подход. Функциональной составляющей готовности человека к жизненному самоопределению являются способности к рефлексии и прогнозированию.
Рефлексия (от позднелат. гейехю - 'обращение назад') - обращение субъекта на свое знание или на свое собственное состояние. Объединяя в себе самосознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, самопонимание и понимание другого, она обеспечивает самодетерминацию человека, стимулирует прогнозирование образа идеального
«Я» и жизненного пути, обеспечивающего его достижение, осознание смысла собственной жизни.
Мотивационный компонент рефлексии составляет потребность в получении знаний о самом себе; содержательный - знание о себе, об отношении к себе со стороны социального окружения, а также прогнозы, которые могут произойти в самом себе во временной перспективе; операционный - самопознание, самоанализ, самооценка, идентификация и самоотношение.
Пространственно-временные характеристики феномена жизненного самоопределения человека опираются на его прогностические способности - способности действовать и принимать решения с определенным пространственно-временным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий. Мотивы прогнозирования специфичны тем, что фиксируют желаемое будущее, побуждают к активной деятельности, чтобы снять это противоречие между нежелательным настоящим и желательным будущим.
Содержательную сторону прогнозирования составляют:
— основания прогнозирования: знания о самом себе, об окружающей социокультурной среде (субъективная картина мира) и опыт социального взаимодействия, сложившиеся в процессе онтогенеза;
— особенности соотношения этих знаний с актуальными потребностями и возможностями человека в условиях объективно существующей социокультурной среды;
— выбор человеком определенных положений, которым присущи такие качественные характеристики, как избирательность, полнота, осознанность, правильность и т. д.
Операционный состав прогностической деятельности складывается из действий по установлению причинно-следственных связей, реконструкции и преобразованию представлений, выдвижению и анализу гипотез, планированию.
С точки зрения функционального подхода готовность старшеклассников к жизненному самоопределению понимается как способность осознавать смысл собственной жизни на основе анализа происходящих и ожидаемых жизненных событий.
Таким образом, готовность молодого человека к жизненному самоопределению представляет собой двуформатное образование субъектно-сти (индивидуальности) как интегрального образования сущностных сфер личности вокруг
экзистенциального ядра (личностный подход) и способностей к рефлексии и прогнозированию (функциональный подход).
Во время выполнения технического задания по единому заказ-наряду Министерства образования и науки РФ № 1.4.05 «Исследование проблемы употребления психоактивных веществ в детской и молодежной среде» было проведено исследование готовности старшеклассников к жизненному самоопределению.
База исследования: МОУ СОШ № 43 им. А. С. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка г. Ярославля; МОУ СОШ № 5 г. Углича Ярославской области; Некрасовская СОШ Некрасовского МР Ярославской области; ГУ СРЦ для несовершеннолетних «Медвежонок» г. Ярославля [2].
В ходе исследования проверялась гипотеза об отсутствии явных отличий в показателях готовности к жизненному самоопределению юношей и девушек.
Наиболее значимыми мотивами учебной деятельности в обеих выборках оказались мотивы достижения, саморазвития, коммуникативные мотивы и мотивы внешние.
Диагностика эмоциональной сферы юношей и девушек (методика В. В. Столина «Самоотношение») установила, что для юношей характерным является более высокий уровень выраженности интегрального показателя самоотношения, ауто-симпатии, ожидание положительного отношения других, а также самопонимание. Для девушек характерен более высокий уровень выраженности самоинтереса, ожидания отношения других, самопринятия и самообвинения.
Результаты диагностики интеллектуальной сферы выявили различия практически по всем рассматриваемым компонентам, за исключением осведомленности (вербальный интеллект) и пространственного воображения (пространственный интеллект).
Сравнивая общий уровень развития интеллектуальной сферы, следует отметить, что уровень развития вербального, счетно-арифметического и мнемического интеллекта незначительно выше у юношей. При этом лишь уровень развития вербального интеллекта юношей статистически достоверно выше уровня девушек (р<0,05), тогда как в остальных случаях наблюдаются различия на уровне статистической тенденции.
Результаты диагностики терминальных ценностей старшеклассников указывают на то, что для юношей наиболее важны здоровье, любовь,
материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, а также свобода. Для девушек такими ценностями являются здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, свобода, интересная работа и жизненная мудрость.
Статистически достоверные различия среди указанных ценностей были выявлены в уровне значимости ценности «интересная работа» (р<0,05).
Собственно специфичность терминальных ценностных ориентаций проявляется в четырех ценностях, не относящихся к наиболее значимым для исследуемых групп: «продуктивная жизнь» (р<0,05), «счастливая семейная жизнь» (р<0,05) и «уверенность в себе» (р<0,05).
Наиболее значимыми инструментальными ценностями для девушек являются такие, как воспитанность, образованность, честность, ответственность и смелость в отстаивании собственного мнения. Для юношей такими ценностями являются образованность, жизнерадостность, воспитанность, независимость и аккуратность.
Специфичность проявления ценностей в исследуемых группах указывает на наличие своеобразия в проявлениях экзистенциальной сферы в зависимости от половой принадлежности старшеклассников, причем наиболее существенно это проявляется на уровне выстраивания образа действий по реализации убеждений, связанных с экзистенциальным функционированием личности старшеклассника.
Волевая и саморегулятивная сферы личности являются источниками контроля и прогнозирования деятельностной активности старшеклассника. Сравнение полученных эмпирических результатов с помощью и-критерия Манна - Уитни показывает, что качественные различия присутствуют лишь в уровне развития моделирования как характерной особенности саморегуляции в группе девушек-старшеклассниц.
Несмотря на это следует говорить о наличии специфических особенностей в развитии саморегуляционной сферы, определяемых половой принадлежностью старшеклассников. Учитывая тот факт, что саморегуляционная сфера личности относится к психическому уровню контроля поведения и деятельности человека, выявленные особенности приобретают еще большую ценность.
Предметно-практическая сфера личности функционально более тесно связана с рассмотренными выше сферами саморегуляции и волевого потенциала личности. Сравнительный же
анализ уровня развития рефлексивности показал отсутствие качественных различий между девушками и юношами старшеклассниками.
Однако интерес вызывает обращение к показателю вариативности результатов. Ее незначительная величина (девушки = 10,14; юноши = 11,77) указывает на отсутствие завышенных или заниженных показателей рефлексивности, то есть тех, которые являются специфичными для небольших групп старшеклассников. Соответственно, высокий уровень развития предметно-
практической сферы является специфичной характеристикой всех старшеклассников, включенных в активный поиск способов и механизмов жизненного самоопределения в условиях практической деятельности.
Кроме того, мы сравнили уровни готовности выпускников школ к жизненному самоопределению по их территориальной принадлежности, сопоставляя результаты городской и сельской выборок (см. Табл.).
Таблица
Сравнительная характеристика уровня готовности
Сферы жизненного самоопределения Городская выборка Сельская выборка
Значения [3] Уровень Значения Уровень
Мотивационная -0,024 1 0,013 1
Эмоциональная -0,035 1 0,018 2
Интеллектуальная 0,229 3 -0,121 1
Экзистенциальная 0,230 [4] 3 0,127 2
Волевая -0,085 1 0,045 2
Саморегуляционная 0,375 3 -0,199 1
Предметно-практическая -0,021 1 0,011 1
Выяснилось, что в группе старшеклассников городской выборки три сферы жизненного самоопределения развиты наиболее высоко - саморегуляционная, интеллектуальная и экзистенциальная.
В группе старшеклассников сельской выборки также три сферы являются доминирующими -эмоциональная, волевая и экзистенциальная. Высокий уровень развития экзистенциальной сферы в обеих группах школьников не указывает, однако, на ее значимость для этих групп, так как в городской выборке экзистенциальная сфера развита до третьего уровня, в сельской - до второго.
Эмпирические показатели позволили прийти к заключению о том, что готовность выпускников школ к жизненному самоопределению зависит как от половой принадлежности, так и от особенностей территории, в которой протекает процесс их социализации.
Примечания
1. Статья отражает результаты исследования, проведенного по единому заказ-наряду Министерства
образования и науки РФ № 1.4.05 «Исследование проблемы употребления психоактивных веществ в детской и молодежной среде».
2. Обработка эмпирических показателей производилась кандидатом психологически наук, ассистентом кафедры психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Ю. Н. Слепко.
3. Стоит особо отметить, что при определении количественных значений уровня развития каждой из представленных сфер готовности следует использовать переведенные в стандартную шкалу значения. Такая процедура осуществляется с помощью статистического метода ««-преобразование», в результате применения которого значения, представленные в разных измерительных шкалах, приводятся к единой шкале.
4. В качестве количественной характеристики уровня развития экзистенциальной сферы были выбраны первые пять ценностей, наиболее значимые для городской и сельской выборки старшеклассников/
5. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба [Текст] / И. В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1991.