программ, учебников, технологий обучения и воспитания. Все это создает лишь стартовые возможности для процесса нравственного самоопределения развивающейся личности. Поэтому сегодня важнейшей задачей школы становится создание благоприятных условий для нравственного развития и самоопределения учащихся, что, в свою очередь, обуславливает познание педагогической сущности и механизма процесса нравственного самоопределения.
Библиографический список
1. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие к спецкурсу. - Свердловск: Свердловск. гос. пед. ин-т, 1986. - 142 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
6. Пашкевіч У.В. Маральнае самавызначэнне школьнікау: метадалогія і тэорыя. - Мінск: МДЛУ 2007. - 177 с.
УДК 371.4
Сапожникова Татьяна Николаевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Предложено авторское понимание жизненного самоопределения человека, готовности старшеклассников к жизненному самоопределению как возрастного новообразования. Определена позиция педагогов, их функции и содержание деятельности по формированию комплекса компетенций, необходимых молодым людям для осуществления экзистенциального выбора.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, жизненное самоопределение, экзистенциальная педагогика, старшеклассники.
Обращение к проблеме педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников можно объяснить несколькими обстоятельствами.
Во-первых, демократические преобразования, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод создали условия для становления личности, осознающей свою роль в событиях современной истории, способной к экзистенциальному выбору и ответственности за его последствия. Для этого молодые люди, стоящие на пороге школы, должны разобраться в идеологических ориентирах, определиться с критериями оценки совершаемых поступков, осознать смысл собственного существования. Миссией учебного заведения становится воспитание человека, «умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности» [2].
Однако третья ступень современного общего образования в России при многочисленных по-
пытках модернизации содержания и педагогических технологий в большей степени направлена на подготовку выпускников к выбору профессии и получению ими профессионального образования, что, безусловно, важно, но далеко не достаточно для жизненного самоопределения.
Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что поисковая активность, прогнозирование жизненных перспектив являются важной социальной потребностью ранней юности. В этот период активно формируется социальный тип личности, осуществляется выбор индивидуальной жизненной позиции, проявляющейся в отношениях к себе и обществу, раскрывающейся в жизненных целях и стоящими за ней мотивами, способами и средствами их достижения. Очевидно, что чем шире границы поля экзистенциального выбора и богаче его содержание, тем разнообразнее альтернативы поиска и гибче траектория. Несмотря на это, современная общеобразовательная школа, провозглашая себя открытой воспитательной системой, недостаточно включает воспитанников в сис-
тему социальных отношений, не в полной мере готовит к самостоятельному решению актуальных экзистенциальных проблем и прогнозированию их последствий.
В-третьих, юношеские ценности могут стать как основой самореализации, так и источником возрастных кризисов.
Практика показывает, что определенная часть учащихся выпускных классов средних общеобразовательных школ испытывает трудности в социализации, что проявляется в снижении смысловой активности, становится причиной деформации личности, выбора деструктивных моделей поведения. Поэтому все большее значение приобретает квалифицированная помощь педагогов в социальной адаптации, в выборе социально одобряемых ролей и способов их исполнения, а также в нейтрализации асоциальных и личностно-деструктивных целей и ценностей.
В-четвертых, помощь в жизненном самоопределении декларативно провозглашается стратегической целью образовательных учреждений, однако, в системе антропологических знаний нет четкого представления о природе, сущности и механизме рассматриваемого феномена. Многочисленные исследования в этом направлении не сведены в единую теорию, на основе которой можно было бы разработать педагогическую концепцию.
В-пятых, помощь педагогов в жизненном самоопределении предполагает актуализацию потребностей старшеклассников в обретении смысла жизни и прогнозировании жизненных перспектив, а также сопровождение процесса самостоятельного принятия соответствующего решения. Однако в педагогической науке существует терминологическая неопределенность понятия «педагогическое сопровождение жизненного самоопределения», не в полной мере выявлены действенные механизмы и условия, обеспечивающие его эффективность. Недостаточная разработанность методики педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников вызывает у учителей затруднения в выборе стиля профессиональной деятельности, содержания и средств воспитательной работы.
В-шестых, оказание помощи старшеклассникам в жизненном самоопределении требует максимальной индивидуализации педагогического процесса в образовательном учреждении. Однако в педагогической науке существует ряд разноплановых, часто противоречивых концепций, под-
ходов, определяющих сущность, возможности и условия решения этой задачи.
С переходом на профильную подготовку в старшей школе наметилась некоторая вариативность образования в рамках существующих государственных образовательных стандартов, но в практике социального воспитания, выходящего за пределы учебных занятий, проблема индивидуализации педагогического процесса остается открытой.
Решая обозначившиеся проблемы, мы разработали теорию и методику педагогического сопровождения жизненного самоопределения учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Жизненное самоопределение рассматривается нами как свободный выбор молодым человеком смысла собственной жизни и ее перспектив на основе рефлексивно-ценностного осмысления прошлого и настоящего в момент узловых жизненных событий. Оно может быть охарактеризовано как процесс, состояние и результат:
1) как процесс: предполагается прохождение последовательности этапов, на которые оказывают влияние внешние факторы, преломляющиеся через внутренние условия;
2) как состояние: происходит осознание человеком себя как субъекта жизни, при этом наблюдается мотивационная противоречивость, эмоциональная насыщенность, обращенность самосознания в мир собственных переживаний в пространственно-временной перспективе;
3) как результат: человек осознает смысл собственного существования, появляются новообразования в различных сферах его личности и в целом в «Я-концепции», приобретается жизненный опыт.
Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников - это целевая функция социального воспитания юношей и девушек, направленная на создание условий для принятия ими оптимальных решений в ситуациях экзистенциального выбора. Оно может базироваться на рефлексивно-прогностическом подходе, суть которого заключается в способности педагогов актуализировать потребность молодых людей в экзистенциальном выборе, включении их в процесс решения соответствующих прогностических задач.
Понимая, что социальным воспитание молодежи занимаются различные институты (причем
как социальной, так и асоциальной направленности) в качестве главных субъектов педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников мы рассматриваем учителей общеобразовательных школ, способных организовать эту деятельность на профессиональном уровне, выполняя государственную и общественную миссию. Социальными партнерами, способными расширить воспитательные возможности образовательных учреждений, могут быть учреждения, организации и отдельные граждане, чьи ценностные ориентации и деятельность соответствуют принятым в обществе нормам нравственности и морали, отличаются законностью.
Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников стратегически нацелено на организацию педагогического процесса в среде старшеклассников, который способствовал бы осознанию ими смысла собственной жизни.
Тактическая цель заключается во включении старших школьников в процесс решения прогностических задач экзистенциального содержания.
Оперативная цель: создание условий для формирования готовности старшеклассников к жизненному самоопределению, а именно:
1. Формирование у воспитанников комплекса компетентностей, обеспечивающих включенность в процесс социального взаимодействия.
2. Обучение их основам рефлексивного поведения и прогностической деятельности.
3. Расширение жизненного пространства воспитанников за счет включения в различные виды деятельности и социальных отношений.
Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников, основанное на рефлексивно-прогностическом подходе призвано выполнять функции, разделяющиеся на целевые и инструментальные.
Целевые функции отражают содержание педагогических задач. К ним относятся:
- социально-педагогическая, направленная на приобщение старшеклассников к общечеловеческим ценностям, моральным и этическим нормам поведения, формирование их субъективной позиции;
- развивающая, способствующая саморазвитию экзистенциальной сферы личности, способной детерминировать изменения мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, предметно-практической, волевой сфер и сферы саморегуляции;
- обучающая, предполагающая ознакомление старших школьников с технологиями прогностической деятельности, основам рефлексивного поведения.
Инструментальные функции обусловливают выбор операционно-деятельностного компонента педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников. Они включают в себя:
- диагностическую, предусматривающую определение уровня готовности старших школьников к жизненному самоопределению;
- стимулирующую, побуждающую осознание ими потребности в экзистенциальном выборе и внутренней готовности к нему, создающую условия для самовоспитания;
- организационно-деятельностную, состоящую в стимулировании включения школьников в социально отношения, способствующие формированию системы личностных ценностей и смыслов, расширению пространственно-временных границ экзистенциального выбора;
- фасилитирующую, облегчающую процесс переживания молодым человеком внутрилично-стного конфликта, связанного с поиском выхода из экзистенциальной дилеммы;
- рефлексивно-оценочную, направленную на рефлексивную оценку деятельности и намерений старшеклассника на основе объективных критериев, основанных на общечеловеческих ценностях, правовых нормах и исторически сложившихся культурных традициях.
Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения вариативно. В зависимости от уровня готовности старшеклассников педагог может занять одну из позиций по отношению к школьнику «впереди» - при нулевом и низком уровнях; «рядом» - при среднем уровне; «сзади» - при высоком уровне. По степени участия взрослого оно может быть непосредственным и опосредованным; по длительности - единовременным, пролонгированным и дискретным.
Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников предполагает реализацию комплекса общих для экзистенциальной педагогики и специальных принципов.
Общие: стимулирование саморазвития школьника; создание условий для нравственного саморегулирования; принцип социального закаливания; принцип актуализации ситуации (по Т.В. Ма-шаровой [1]).
Специальные:
- принцип эмпатийного взаимодействия, предполагающий создание такого пространства события педагога и воспитанника, в условиях которого формируется система ценностных ориентаций и субъективный образ мира старшеклассника, осваиваются им продуктивные способы взаимодействия с социумом;
- принцип стимулирования саморазвития индивидуальности, требующий создания условий для самосовершенствования старшеклассниками сущностных сфер личности, которые в совокупности определяют готовность к жизненному самоопределению;
- принцип формирования антиципации (опережающего отражения будущего), способствующий формированию готовности и способности действовать и принимать жизненно важные решения с определенным временно-пространственном упреждением ожидаемых жизненных событий в заданном социальном пространстве;
- принцип формирования мотивационной перспективы, предполагающий перевод мотивационных возможностей старшеклассников из их потенциальной формы в форму актуального существования;
- принцип развивающей социальной интеракции, направленный на стимулирование активного взаимодействия старшеклассников с социокультурной средой с целью расширения жизненного опыта и рефлексии связанного с ним переживаниями;
- принцип дилеммности воспитания, предусматривающий обучение школьников способам поведения в ситуации многовариантного выбора, формирование его ценностно-ориентационного поля, воспитание ответственности за принятое решение;
- принцип «социального зеркала», обеспечивающий комментарии и объективную оценку педагогом намерений и действий воспитанников на основе общечеловеческих ценностей, правовых норм и культурных традиций.
Основным средством педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников, основанного на рефлексивно-прогностическом подходе, является соответствующая методика, в которой в качестве системообразующего понятия рассматривается помощь ученику в самостоятельном решении прогностической задачи экзистенциального содержания, осознание
которой, обычно происходит в период жизненного события.
Экзистенциальные ситуации, используемые в качества средства стимулирования и обучения жизненному прогнозированию классифицируются:
- по субъекту дилеммы: другой человек, «Я»;
- по естественности условия: реальные, имитируемые;
- по источнику поиска недостающих данных: литературно-исторические и основанные на личном опыте;
- по лонгитюдности сюжета (имеющие ближние, средние и дальние перспективы).
Выбор дилемм определяется комплексом признаков:
- актуальными потребностями и возможностями старшеклассника;
- событийным рядом его жизни;
- уровнем готовности к жизненному самоопределению (уровня субъектности, рефлексивности и прогностичности поведения).
Результатом решения прогностических задач экзистенциального содержания в сознании старшеклассников оформляется индивидуальный проект жизни, имеющий в своей структуре несколько компонентов:
1) иерархию актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности;
2) описание социальной ситуации развития: внутренних и внешних ресурсов и их взаимодействие;
3) альтернативные варианты целей жизни и ее траекторий;
4) систему принятых убеждений, ценностных ориентаций для рефлексивно-ценностной экспертизы рассматриваемых альтернатив;
5) приемлемый для данного периода вариант жизни.
Модель педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников включает три компонента:
1. Инвариантный: предусматривает соблюдение пропедевтического, актуального и рефлексивного этапов, объясняющих общую логику воспитательного взаимодействия.
2. Вариативный: отражает специфику взаимодействия со старшеклассниками с различными уровнями готовности к нему (в большей степени на протяжении актуального этапа).
3. Персональный: заканчивается программой становления субъектной позиции конкретного
старшеклассника с учетом особенностей его психосоциального развития, жизненного событийного ряда и социальной среды, в которой проходила социализация.
Опытным путем выявлено, что основными условиями, при которых социальное воспитание старших школьников, подготовит их к жизненному самоопределению, являются приоритетность направленности профессиональной деятельности педагогов на формирование сензитивных компонентов экзистенциальной сферы старшеклассников (жизненной позиции, ценностных ориентаций, способности к ответственному экзистен-
циальному выбору), интеграция воспитательных ресурсов образовательного учреждения и социокультурной среды, педагогического сопровождения жизненного самоопределения и учебновоспитательного процесса.
Библиографический список
1. Машарова Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростков в учебной деятельности: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 1999.
2. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики. Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru.
УДК 37.013
Репринцев Александр Валентинович
Курский государственный университет reprintse v@mail. т
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СТАНДАРТА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Автор размышляет в статье о том, что есть норма и отклонение в социальном развитии индивида, каким образом институты социализации могут влиять на освоение социально одобряемых способов поведения и отношений личности? По мнению автора, доминирование внешних стихийных факторов социализации закономерно ведет к формированию социально дезориентированной, коррумпированной личности. Коррумпированное поведение становится в современном обществе единственно возможным способом решения индивидом своих личных жизненных проблем. По мнению автора, коррумпированность порождается невнятностью общественной морали. Антикоррупционный стандарт поведения личности формируется за счет выработки устойчивой привычки добиваться в жизни всего самостоятельно, не полагаться на другого, не жить за счет других.
Ключевые слова: социальность, социализация, коррумпированное поведение, социальные нормы.
Определяющее влияние среды, обстоятельств бытия в социальном становлении личности давно стало аксиомой философии и педагогики. Однако, как заметил мудрый исследователь человеческой жизни К.Д. Ушинский, «...русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего ближе к нему» [13, с. 306]. Эта мысль вполне применима и по отношению к процессу духовно-нравственного становления личности, обретения им всего комплекса функций зрелого человека, включая социально-нравственные, гражданско-правовые, профессионально-трудовые. Внешние обстоятельства бытия индивида предопределяют широкий спектр отношений личности с миром, способы коммуникации, достижения индивидуальных целей, реализации природного потенциала. Не случайно К. Маркс в свое время подчеркивал: обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди
творят обстоятельства. Это означает, что среда бытия индивида непосредственно задает стандарты его социального поведения и отношений. Именно внешний мир «предписывает» (не непосредственно, не напрямую, а опосредованно -через пример взрослых, через предлагаемые ими способы решения личных проблем) нормативы и стандарты одобряемого поведения, нравственные императивы и рамки включения в систему социальных связей, регулируемых как общественной моралью, так и правом. Иными словами, социальная культура творит самого человека, формирует его внутренний мир, предопределяет границы свободы и ответственности, регламентирует рамки (стандарты) социально одобряемого поведения личности в обществе.
Современная общественная жизнь предлагает входящему в мир человеку весьма противоречивые примеры решения жизненных проблем,