Научная статья на тему 'Формирование готовности к жизненному самоопределению как целевая функция социального воспитания старшеклассников'

Формирование готовности к жизненному самоопределению как целевая функция социального воспитания старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / PEDAGOGIC MAINTENANCE / LIFE SELF-IDENTIFICATION / EXISTENTIAL PEDAGOGY / SENIOR PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожникова Татьяна Николаевна

Предложено авторское понимание жизненного самоопределения человека, готовности старшеклассников к жизненному самоопределению как возрастного новообразования. Определена позиция педагогов, их функции и содержание деятельности по формированию комплекса компетенций, необходимых молодым людям для осуществления экзистенциального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сапожникова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The original authors understanding of human life self-identification, preparedness of senior pupils to life self-identification as age new formation. The padagogues position, their functions and content of activity by formation of competencies complex that is necessary among young people for executing the existential choice are determined.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к жизненному самоопределению как целевая функция социального воспитания старшеклассников»

программ, учебников, технологий обучения и воспитания. Все это создает лишь стартовые возможности для процесса нравственного самоопределения развивающейся личности. Поэтому сегодня важнейшей задачей школы становится создание благоприятных условий для нравственного развития и самоопределения учащихся, что, в свою очередь, обуславливает познание педагогической сущности и механизма процесса нравственного самоопределения.

Библиографический список

1. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд.,

испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

4. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие к спецкурсу. - Свердловск: Свердловск. гос. пед. ин-т, 1986. - 142 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

6. Пашкевіч У.В. Маральнае самавызначэнне школьнікау: метадалогія і тэорыя. - Мінск: МДЛУ 2007. - 177 с.

УДК 371.4

Сапожникова Татьяна Николаевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

sapozhnikova-tat@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Предложено авторское понимание жизненного самоопределения человека, готовности старшеклассников к жизненному самоопределению как возрастного новообразования. Определена позиция педагогов, их функции и содержание деятельности по формированию комплекса компетенций, необходимых молодым людям для осуществления экзистенциального выбора.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, жизненное самоопределение, экзистенциальная педагогика, старшеклассники.

Обращение к проблеме педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников можно объяснить несколькими обстоятельствами.

Во-первых, демократические преобразования, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод создали условия для становления личности, осознающей свою роль в событиях современной истории, способной к экзистенциальному выбору и ответственности за его последствия. Для этого молодые люди, стоящие на пороге школы, должны разобраться в идеологических ориентирах, определиться с критериями оценки совершаемых поступков, осознать смысл собственного существования. Миссией учебного заведения становится воспитание человека, «умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности» [2].

Однако третья ступень современного общего образования в России при многочисленных по-

пытках модернизации содержания и педагогических технологий в большей степени направлена на подготовку выпускников к выбору профессии и получению ими профессионального образования, что, безусловно, важно, но далеко не достаточно для жизненного самоопределения.

Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что поисковая активность, прогнозирование жизненных перспектив являются важной социальной потребностью ранней юности. В этот период активно формируется социальный тип личности, осуществляется выбор индивидуальной жизненной позиции, проявляющейся в отношениях к себе и обществу, раскрывающейся в жизненных целях и стоящими за ней мотивами, способами и средствами их достижения. Очевидно, что чем шире границы поля экзистенциального выбора и богаче его содержание, тем разнообразнее альтернативы поиска и гибче траектория. Несмотря на это, современная общеобразовательная школа, провозглашая себя открытой воспитательной системой, недостаточно включает воспитанников в сис-

тему социальных отношений, не в полной мере готовит к самостоятельному решению актуальных экзистенциальных проблем и прогнозированию их последствий.

В-третьих, юношеские ценности могут стать как основой самореализации, так и источником возрастных кризисов.

Практика показывает, что определенная часть учащихся выпускных классов средних общеобразовательных школ испытывает трудности в социализации, что проявляется в снижении смысловой активности, становится причиной деформации личности, выбора деструктивных моделей поведения. Поэтому все большее значение приобретает квалифицированная помощь педагогов в социальной адаптации, в выборе социально одобряемых ролей и способов их исполнения, а также в нейтрализации асоциальных и личностно-деструктивных целей и ценностей.

В-четвертых, помощь в жизненном самоопределении декларативно провозглашается стратегической целью образовательных учреждений, однако, в системе антропологических знаний нет четкого представления о природе, сущности и механизме рассматриваемого феномена. Многочисленные исследования в этом направлении не сведены в единую теорию, на основе которой можно было бы разработать педагогическую концепцию.

В-пятых, помощь педагогов в жизненном самоопределении предполагает актуализацию потребностей старшеклассников в обретении смысла жизни и прогнозировании жизненных перспектив, а также сопровождение процесса самостоятельного принятия соответствующего решения. Однако в педагогической науке существует терминологическая неопределенность понятия «педагогическое сопровождение жизненного самоопределения», не в полной мере выявлены действенные механизмы и условия, обеспечивающие его эффективность. Недостаточная разработанность методики педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников вызывает у учителей затруднения в выборе стиля профессиональной деятельности, содержания и средств воспитательной работы.

В-шестых, оказание помощи старшеклассникам в жизненном самоопределении требует максимальной индивидуализации педагогического процесса в образовательном учреждении. Однако в педагогической науке существует ряд разноплановых, часто противоречивых концепций, под-

ходов, определяющих сущность, возможности и условия решения этой задачи.

С переходом на профильную подготовку в старшей школе наметилась некоторая вариативность образования в рамках существующих государственных образовательных стандартов, но в практике социального воспитания, выходящего за пределы учебных занятий, проблема индивидуализации педагогического процесса остается открытой.

Решая обозначившиеся проблемы, мы разработали теорию и методику педагогического сопровождения жизненного самоопределения учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Жизненное самоопределение рассматривается нами как свободный выбор молодым человеком смысла собственной жизни и ее перспектив на основе рефлексивно-ценностного осмысления прошлого и настоящего в момент узловых жизненных событий. Оно может быть охарактеризовано как процесс, состояние и результат:

1) как процесс: предполагается прохождение последовательности этапов, на которые оказывают влияние внешние факторы, преломляющиеся через внутренние условия;

2) как состояние: происходит осознание человеком себя как субъекта жизни, при этом наблюдается мотивационная противоречивость, эмоциональная насыщенность, обращенность самосознания в мир собственных переживаний в пространственно-временной перспективе;

3) как результат: человек осознает смысл собственного существования, появляются новообразования в различных сферах его личности и в целом в «Я-концепции», приобретается жизненный опыт.

Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников - это целевая функция социального воспитания юношей и девушек, направленная на создание условий для принятия ими оптимальных решений в ситуациях экзистенциального выбора. Оно может базироваться на рефлексивно-прогностическом подходе, суть которого заключается в способности педагогов актуализировать потребность молодых людей в экзистенциальном выборе, включении их в процесс решения соответствующих прогностических задач.

Понимая, что социальным воспитание молодежи занимаются различные институты (причем

как социальной, так и асоциальной направленности) в качестве главных субъектов педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников мы рассматриваем учителей общеобразовательных школ, способных организовать эту деятельность на профессиональном уровне, выполняя государственную и общественную миссию. Социальными партнерами, способными расширить воспитательные возможности образовательных учреждений, могут быть учреждения, организации и отдельные граждане, чьи ценностные ориентации и деятельность соответствуют принятым в обществе нормам нравственности и морали, отличаются законностью.

Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников стратегически нацелено на организацию педагогического процесса в среде старшеклассников, который способствовал бы осознанию ими смысла собственной жизни.

Тактическая цель заключается во включении старших школьников в процесс решения прогностических задач экзистенциального содержания.

Оперативная цель: создание условий для формирования готовности старшеклассников к жизненному самоопределению, а именно:

1. Формирование у воспитанников комплекса компетентностей, обеспечивающих включенность в процесс социального взаимодействия.

2. Обучение их основам рефлексивного поведения и прогностической деятельности.

3. Расширение жизненного пространства воспитанников за счет включения в различные виды деятельности и социальных отношений.

Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников, основанное на рефлексивно-прогностическом подходе призвано выполнять функции, разделяющиеся на целевые и инструментальные.

Целевые функции отражают содержание педагогических задач. К ним относятся:

- социально-педагогическая, направленная на приобщение старшеклассников к общечеловеческим ценностям, моральным и этическим нормам поведения, формирование их субъективной позиции;

- развивающая, способствующая саморазвитию экзистенциальной сферы личности, способной детерминировать изменения мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, предметно-практической, волевой сфер и сферы саморегуляции;

- обучающая, предполагающая ознакомление старших школьников с технологиями прогностической деятельности, основам рефлексивного поведения.

Инструментальные функции обусловливают выбор операционно-деятельностного компонента педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников. Они включают в себя:

- диагностическую, предусматривающую определение уровня готовности старших школьников к жизненному самоопределению;

- стимулирующую, побуждающую осознание ими потребности в экзистенциальном выборе и внутренней готовности к нему, создающую условия для самовоспитания;

- организационно-деятельностную, состоящую в стимулировании включения школьников в социально отношения, способствующие формированию системы личностных ценностей и смыслов, расширению пространственно-временных границ экзистенциального выбора;

- фасилитирующую, облегчающую процесс переживания молодым человеком внутрилично-стного конфликта, связанного с поиском выхода из экзистенциальной дилеммы;

- рефлексивно-оценочную, направленную на рефлексивную оценку деятельности и намерений старшеклассника на основе объективных критериев, основанных на общечеловеческих ценностях, правовых нормах и исторически сложившихся культурных традициях.

Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения вариативно. В зависимости от уровня готовности старшеклассников педагог может занять одну из позиций по отношению к школьнику «впереди» - при нулевом и низком уровнях; «рядом» - при среднем уровне; «сзади» - при высоком уровне. По степени участия взрослого оно может быть непосредственным и опосредованным; по длительности - единовременным, пролонгированным и дискретным.

Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников предполагает реализацию комплекса общих для экзистенциальной педагогики и специальных принципов.

Общие: стимулирование саморазвития школьника; создание условий для нравственного саморегулирования; принцип социального закаливания; принцип актуализации ситуации (по Т.В. Ма-шаровой [1]).

Специальные:

- принцип эмпатийного взаимодействия, предполагающий создание такого пространства события педагога и воспитанника, в условиях которого формируется система ценностных ориентаций и субъективный образ мира старшеклассника, осваиваются им продуктивные способы взаимодействия с социумом;

- принцип стимулирования саморазвития индивидуальности, требующий создания условий для самосовершенствования старшеклассниками сущностных сфер личности, которые в совокупности определяют готовность к жизненному самоопределению;

- принцип формирования антиципации (опережающего отражения будущего), способствующий формированию готовности и способности действовать и принимать жизненно важные решения с определенным временно-пространственном упреждением ожидаемых жизненных событий в заданном социальном пространстве;

- принцип формирования мотивационной перспективы, предполагающий перевод мотивационных возможностей старшеклассников из их потенциальной формы в форму актуального существования;

- принцип развивающей социальной интеракции, направленный на стимулирование активного взаимодействия старшеклассников с социокультурной средой с целью расширения жизненного опыта и рефлексии связанного с ним переживаниями;

- принцип дилеммности воспитания, предусматривающий обучение школьников способам поведения в ситуации многовариантного выбора, формирование его ценностно-ориентационного поля, воспитание ответственности за принятое решение;

- принцип «социального зеркала», обеспечивающий комментарии и объективную оценку педагогом намерений и действий воспитанников на основе общечеловеческих ценностей, правовых норм и культурных традиций.

Основным средством педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников, основанного на рефлексивно-прогностическом подходе, является соответствующая методика, в которой в качестве системообразующего понятия рассматривается помощь ученику в самостоятельном решении прогностической задачи экзистенциального содержания, осознание

которой, обычно происходит в период жизненного события.

Экзистенциальные ситуации, используемые в качества средства стимулирования и обучения жизненному прогнозированию классифицируются:

- по субъекту дилеммы: другой человек, «Я»;

- по естественности условия: реальные, имитируемые;

- по источнику поиска недостающих данных: литературно-исторические и основанные на личном опыте;

- по лонгитюдности сюжета (имеющие ближние, средние и дальние перспективы).

Выбор дилемм определяется комплексом признаков:

- актуальными потребностями и возможностями старшеклассника;

- событийным рядом его жизни;

- уровнем готовности к жизненному самоопределению (уровня субъектности, рефлексивности и прогностичности поведения).

Результатом решения прогностических задач экзистенциального содержания в сознании старшеклассников оформляется индивидуальный проект жизни, имеющий в своей структуре несколько компонентов:

1) иерархию актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности;

2) описание социальной ситуации развития: внутренних и внешних ресурсов и их взаимодействие;

3) альтернативные варианты целей жизни и ее траекторий;

4) систему принятых убеждений, ценностных ориентаций для рефлексивно-ценностной экспертизы рассматриваемых альтернатив;

5) приемлемый для данного периода вариант жизни.

Модель педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников включает три компонента:

1. Инвариантный: предусматривает соблюдение пропедевтического, актуального и рефлексивного этапов, объясняющих общую логику воспитательного взаимодействия.

2. Вариативный: отражает специфику взаимодействия со старшеклассниками с различными уровнями готовности к нему (в большей степени на протяжении актуального этапа).

3. Персональный: заканчивается программой становления субъектной позиции конкретного

старшеклассника с учетом особенностей его психосоциального развития, жизненного событийного ряда и социальной среды, в которой проходила социализация.

Опытным путем выявлено, что основными условиями, при которых социальное воспитание старших школьников, подготовит их к жизненному самоопределению, являются приоритетность направленности профессиональной деятельности педагогов на формирование сензитивных компонентов экзистенциальной сферы старшеклассников (жизненной позиции, ценностных ориентаций, способности к ответственному экзистен-

циальному выбору), интеграция воспитательных ресурсов образовательного учреждения и социокультурной среды, педагогического сопровождения жизненного самоопределения и учебновоспитательного процесса.

Библиографический список

1. Машарова Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростков в учебной деятельности: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 1999.

2. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики. Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru.

УДК 37.013

Репринцев Александр Валентинович

Курский государственный университет reprintse v@mail. т

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СТАНДАРТА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Автор размышляет в статье о том, что есть норма и отклонение в социальном развитии индивида, каким образом институты социализации могут влиять на освоение социально одобряемых способов поведения и отношений личности? По мнению автора, доминирование внешних стихийных факторов социализации закономерно ведет к формированию социально дезориентированной, коррумпированной личности. Коррумпированное поведение становится в современном обществе единственно возможным способом решения индивидом своих личных жизненных проблем. По мнению автора, коррумпированность порождается невнятностью общественной морали. Антикоррупционный стандарт поведения личности формируется за счет выработки устойчивой привычки добиваться в жизни всего самостоятельно, не полагаться на другого, не жить за счет других.

Ключевые слова: социальность, социализация, коррумпированное поведение, социальные нормы.

Определяющее влияние среды, обстоятельств бытия в социальном становлении личности давно стало аксиомой философии и педагогики. Однако, как заметил мудрый исследователь человеческой жизни К.Д. Ушинский, «...русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего ближе к нему» [13, с. 306]. Эта мысль вполне применима и по отношению к процессу духовно-нравственного становления личности, обретения им всего комплекса функций зрелого человека, включая социально-нравственные, гражданско-правовые, профессионально-трудовые. Внешние обстоятельства бытия индивида предопределяют широкий спектр отношений личности с миром, способы коммуникации, достижения индивидуальных целей, реализации природного потенциала. Не случайно К. Маркс в свое время подчеркивал: обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди

творят обстоятельства. Это означает, что среда бытия индивида непосредственно задает стандарты его социального поведения и отношений. Именно внешний мир «предписывает» (не непосредственно, не напрямую, а опосредованно -через пример взрослых, через предлагаемые ими способы решения личных проблем) нормативы и стандарты одобряемого поведения, нравственные императивы и рамки включения в систему социальных связей, регулируемых как общественной моралью, так и правом. Иными словами, социальная культура творит самого человека, формирует его внутренний мир, предопределяет границы свободы и ответственности, регламентирует рамки (стандарты) социально одобряемого поведения личности в обществе.

Современная общественная жизнь предлагает входящему в мир человеку весьма противоречивые примеры решения жизненных проблем,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.