Научная статья на тему 'Модель подготовки специалистов к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников'

Модель подготовки специалистов к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL SUPPORT / SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожникова Т. Н.

Статья посвящена описанию процесса подготовки студентов педагогических университетов и специалистов-практиков, повышающих свою квалификацию и педагогическому сопровождению жизненного самоопределения учащихся старших классов средних общеобразовательных школ. Представлены цели, содержание и методические рекомендации соответствующего спецкурса, а также результаты опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the process of professional and advanced training at teacher training universities for pedagogical support in the field of high school students' self-identification. The author offers methodical guidelines for the corresponding course and the results of experiments.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки специалистов к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников»

УДК 378.14.014.13

Т. Н. Сапожникова

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья посвящена описанию процесса подготовки студентов педагогических университетов и специалистов-практиков, повышающих свою квалификацию и педагогическому сопровождению жизненного самоопределения учащихся старших классов средних общеобразовательных школ. Представлены цели, содержание и методические рекомендации соответствующего спецкурса, а также результаты опытно-экспериментальной работы.

The article describes the process of professional and advanced training at teacher training universities for pedagogical support in the field of high school students' self-identification. The author offers methodical guidelines for the corresponding course and the results of experiments.

Ключевые слова: подготовка специалистов, педагогическое сопровождение, жизненное самоопределение.

Keywords: professional training, pedagogical support, self-identification.

Демократические преобразования в обществе, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод создали условия для становления личности, осознающей свою роль в событиях современной истории, способной к экзистенциальному выбору и ответственности за его последствия. Для этого молодые люди, стоящие на пороге школы, должны разобраться в идеологических ориентирах, определиться с критериями оценки совершаемых поступков, осознать смысл собственного существования. Потому миссией учебного заведения становится воспитание человека, «умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности».

Подготовка специалистов к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников рассматривается нами как целевая функция современного профессионально-педагогического образования, основанного на трех группах принципов:

1) выражающие интересы общества:

- отражение национальной культуры и региональных особенностей;

- социально-культурная направленность педагогического образования;

- гуманизация и гуманитаризация педагогического образования;

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 11. С. 56 — 62.

2) отражающие функции и содержание профессионально-педагогической деятельности:

- принцип интегративности учебных дисциплин, учебного процесса и педагогической практики, учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности;

- принцип единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения;

- воспитывающий характер профессионально-педагогического образования, соответствие основных компонентов содержания педагогического образования структуре профессиональной культуры учителя;

3) выражающие потребности и интересы студента/слушателя:

- принцип личностной значимости содержания образования для студента/слушателя;

- принцип развития общих задатков и способностей личности будущего и практикующего учителя;

- принцип самоопределения в познании и вариативности содержания высшего педагогического образования.

В структуре подготовки специалистов к осуществлению педагогического сопровождения жизненного самоопределения воспитанников, взаимодействие которых определяет ее целостность и функционирование, нами рассматриваются целевой, мотивационный, содержательный, организационно-деятельностный и результативный компоненты.

Целевой компонент представлен системой задач, комплексное решение которых создает условия для формирования у студентов и специа-листов-практиков профессиональных компетентностей, необходимых для оказания эффективной помощи воспитанникам в осознании смысла собственной жизни, выборе жизненной позиции, прогнозировании узловых жизненных событий и их последовательности.

Мотивационный компонент структуры подготовки будущих и практикующих педагогов к сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников предполагает развитие профессиональной мотивации по трем направлениям:

1) мотивы, связанные со стремлением выступить в качестве партнера, значимого для старшеклассника человека;

2) мотивы, связанные со стремлением организовать социально-педагогическое сопровождение события в жизни воспитанника;

3) мотивы осознания собственной жизни, рефлексивно-ценностного осмысления принятого в юности решения и его последствий.

Содержание подготовки специалистов к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников, по нашему мнению, предполагает изучение методологических основ их жизненного самоопределения, теории и методики педагогического сопровождения, условий его эффективности.

Мы разработали программу спецкурса «Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников».

Основные разделы спецкурса и их содержание Всего, ч Лекции, ч Семинары, ч

Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения процесса жизненного самоопределения старшеклассников Философские предпосылки изучения жизненного самоопределения человека. Психологические аспекты жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение как новообразование ранней юности. Понятие, структура и критерии готовности старшеклассников к жизненному самоопределению. Формирование готовности старшеклассников к жизненному самоопределению как целевая функция социального воспитания 8 4 4

Раздел 2. Концептуальные основы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников Воспитание свободного человека в теории и истории педагогики. Экзистенциально-прогностический подход к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников. Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников. Модель педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников 8 4 4

Раздел 3.Методика педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников Методы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников. Формы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников. Технология педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников. Условия эффективности педагогического сопровождения жизненного самоопределения выпускников средних общеобразовательных школ 12 6 6

Раздел 4. Реализация экзистенциально-прогностического подхода к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников Обучение старшеклассников основам прогностической деятельности. Стимулирование рефлексивного поведения юношей и девушек. Формирование готовности старших школьников к жизненному самоопределению в процессе социально значимой деятельности. Опыт педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников 8 2 6

Итого 36 16 20

Организационно-деятельностный компонент подготовки специалистов к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников включает в себя использование активных форм и методов организации образовательного процесса как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

Аудиторные занятия могут проводиться в форме лекций, отличающихся такими требованиями, как:

- воспитательная направленность содержания и стиля преподавания;

- научность, информативность, доказательность, аргументированность изложения материала;

- наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

- эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

- методическая обработка — выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

- использование аудиовизуальных дидактических материалов.

Нами рекомендуются такие виды лекционных занятий, как проблемные лекции (например, «Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников»), бинарные лекции (например, «Методы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников»), лекции-провокации (например, «Условия эффективности педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников»), лекции-пресс-конференции (например, «Философские предпосылки изучения жизненного самоопределения человека», «Воспитание свободного человека в теории и истории педагогики»).

На семинарских занятиях может реализовываться принцип совместной деятельности и сотворчества обучающихся. Основными формами семинаров могут быть круглые столы, проблемные семинары и дискуссии, на которых каждый студент или слушатель получает право на интеллектуальную активность, включается в процесс достижения общей цели в коллективной выработке выводов и решений.

Мы предлагаем выносить на обсуждение наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины:

1. Требования к личности педагога как значимого «Другого».

2. Основные подходы к оказанию педагогической помощи старшеклассникам в жизненном самоопределении.

3. Функции, формы и методы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников.

4. Педагогическое сопровождение события в жизни ребенка.

5. Формирование прогностических и рефлексивных способностей школьников и др.

Мы полагаем, что необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются

студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно обучать их культуре общения и взаимодействия, что является основой партнерских отношений.

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы мозгового штурма, деловой игры, обсуждение результатов педагогического опыта, продуктов деятельности школьников (например, сочинений, дневниковых записей, ответов на вопросы анкет и пр.).

Благоприятно влияет на организацию дискуссий обсуждение следующих разделов спецкурса: «Формирование готовности старшеклассников к жизненному самоопределению как целевая функция социального воспитания», «Методы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников», «Условия эффективности педагогического сопровождения жизненного самоопределения выпускников средних общеобразовательных школ».

Семинары могут проходить в форме педагогических мастерских.

Структура каждого такого занятия предполагает четыре этапа:

1. Проблематизация — этап формулирования и актуализации проблемы, вынесенной в качестве темы занятия; выявление ее сути, природы, противоречий.

2. Поисково-вариативный — этап поиска студентами/слушателями вариантов решения проблемы на основе социального и личного опыта.

3. Практическо-действенный — этап имитируемых или реальных действий и операций, позволяющих найти и апробировать способы решения поставленной проблемы.

4. Аналитико-прогностический — этап анализа процесса и результата решения проблемы, принятия решения и прогнозирования его последствий.

Педагогические мастерские могут быть проведены при изучении таких тем, как «Формы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников», «Стимулирование рефлексивного поведения юношей и девушек», «Формирование готовности старших школьников к жизненному самоопределению в процессе социально значимой деятельности» и др.

Внеаудиторная работа студентов и слушателей в процессе изучения спецкурса может включать проведение микроисследований в образовательных и социозащитных учреждениях для несовершеннолетних, разработку программ индивидуальной помощи старшеклассникам в выборе жизненной позиции и разработке ее стратегии, изучение и анализ передового опыта в рассматриваемом виде деятельности.

При изучении спецкурса, на наш взгляд, важно создавать условия для развития рефлексивных способностей самих обучающихся. Тематика рассматриваемого спецкурса стимулирует осознание собственной жизни и перспектив, а также оценку себя с позиции потенциально значимого «Другого», к которому молодые люди могут обратиться за советом и поделиться переживаниями.

С этой целью во внеаудиторное время студентам/слушателям предлагается вести «Рефлексивный дневник» для определения и оформления результатов собственной деятельности на занятиях с преподавателем и после них.

Основу дневника может составить схема Лафта Джозефа и Гарри Инграма, известная в психологической литературе под названием «Окошко Иогари». По желанию обучающихся дневниковые записи могут обсуждаться коллегиально, однако, если этого не произойдет, их ценность сохранится, поскольку они являются результатом вербализации человеком собственных мыслей и переживаний, их рефлексивноценностного анализа.

В период между встречами студенты/ слушатели могут добровольно пополнять дневниковые записи новыми мыслями, идеями, которые возникли в период последействия. Кроме того, могут быть подобраны аргументы для доказательства той или иной идеи, прозвучавшей на занятии, или контраргументы для ее опровержения.

Результативный компонент модели подготовки студентов и слушателей курсов повышения квалификации к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников включает в себя систему устойчивых интегративных профессионально значимых личностных образований, способных позитивно выполнять возложенные функции.

С нашей точки зрения, специалист, готовый к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников, должен быть компетентен в области психосоциального развития старших школьников, экзистенциальной философии и психологии, психологии общения и психологии прогнозирования; теории и методики организации педагогического процесса в старших классах средней общеобразовательной школы (педагогика школы, ювентология, юногогика), зарубежного и отечественного педагогического опыта по рассматриваемому виду профессиональной деятельности.

Он должен быть способен изучать и понимать детей, их внутренний мир, эмоциональное состояние и актуальные переживания; уметь организовать обучение, в процессе которого у учащихся формируются представления об особенностях социокультурной среды, ее моральнонравственных нормах и традициях, вариантах организации жизнедеятельности и конкретных примерах их воплощения; стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и саморазвития школьников; включать воспитанников в социально значимую деятельность и отношения, способствующие рефлексивному осмыслению своих возможностей, расширению пространственно-временных границ экзистенциального выбора; оказывать терапевтическую помощь в снижении внутренних переживаний, вызванных трудной жизненной ситуаций; организовывать рефлексивную оценку намерений и деятельности школьников на основе общечеловеческих ценностей, правовых норм и исторически сложившихся культурных традиций.

Представленные нами рекомендации по подготовке специалистов к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников были апробированы в работе с магистрантами и слушателями курсов повышения квалификации учителей и воспитателей со-циозащитных учреждений для несовершеннолетних на базе ГОУ ВПО Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушин-

ского. Результаты диагностики позволили прийти к заключению о том, что студенты и специалисты-практики, прошедшие соответствующую подготовку (по результатам самооценки), становятся более компетентными в обсуждаемом вопросе.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

3. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград: Изд-во КГУ, 2000.

4. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. СПб: ИМАТОН-М, 2000. 135 с.

5. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики. URL: http://www.ys-pu.yar.ru

6. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.

9. Stras-Romanowska M. Los czlowieka jako problem psychologiczny. Wroclaw: WU, 1992.

Об авторе

Т. Н. Сапожникова — канд. пед. наук, доц., Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, sapozhni-kova-tat@mail.ru

Author

Dr. T. Sapozhnikova, Associate Professor, Konstantin Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University, sapozhnikova-tat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.