Психологические аспекты становления и развития личности
Psychological aspects of the formation and devolopment of personality
Научно-практическая статья
УДК 371.132 © Бобаров С. В., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-261-265
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
Процесс возрастного изменения психики курсантов высших военных учебных заведений и его влияние на способность к самообразованию
Сергей Владимирович Бобаров, начальник факультета 1 [email protected]; https://orcid.org/0009-0000-4059-7313 ' Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко Минобороны России, 350005, Краснодар, ул. Грибоедова, '8, Россия
Реферат. Введение. Современная социализация личности стала сложнее и продолжительнее, а критерии социальной зрелости изменились. В полной мере это коснулось и Вооруженных сил. Адаптация курсантов к новым условиям службы связана с психологической нагрузкой, их способностью противостоять моральному давлению и отношениями в коллективе. Предполагается, что психологическая готовность курсантов оказывает влияние на развитие саморегуляции, мотивации, а также может представлять угрозу для способности к самообразованию молодых людей. Нестабильное эмоциональное состояние, низкая мотивация или недостаток самодисциплины могут затруднить процесс самообразования и потребовать дополнительной поддержки. В воинском коллективе эти проблемы особенно критичны. Материалы, результаты и обсуждение. В исследовании использовались обзорно-аналитический метод, заключающийся в теоретическом анализе научных источников по проблематике исследования; эмпирический метод, включающий наблюдение и описание, а также анализ полученных данных. В исследовании, проведенном на базе Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С. М. Штеменко в период с 2020 г. по 2023 г., приняли участие более 750 курсантов. При освоении профессии возникает новое, ранее нетипичное для военнослужащего самосознание, которое проявляется в формировании новых смыслов и отношений к жизни, что в свою очередь представляется главной составляющей личностной готовности к военной профессии. Выводы. Успешно пройденное психологическое взросление военнослужащих станет основой осознания собственных сильных и слабых сторон, а также умения строить здоровые межличностные отношения. Становление и развитие личности в начальный этап военной службы позволяет ей оценить важность образования в жизни с помощью осознанного и ответственного решения. Деятельность, выступающая результатом значимых изменений в личности курсанта, одновременно является автономным аспектом его развития в изменяющихся ситуациях. Формирование военного профессионализма аналогично развитию и становлению личности в детстве.
Ключевые слова: взросление, развитие, процесс, психика, курсанты, военнослужащие, армия, учебные заведения,
способности, самообразование
Для цитирования: Бобаров С. В. Процесс возрастного изменения психики курсантов высших военных учебных заведений и его влияние на способность к самообразованию // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 3(98). С. 261-265. Мрх//Могд/10. 24412/1999-6241-2024-398-261-265
Scientific and Practical Article
UDC 371.132 © Bobarov S. V., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-261-265
5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology (psychological sciences)
Process of Age-related Mental Changes in Cadets of Higher Military Educational Institutions and its Influence on the Ability for Self-Education
Sergey V. Bobarov, chief of the faculty 1 [email protected]; https://orcid.org/ 0009-0000-4059-7313
' Krasnodar Higher Military School of the Ministry of Defence of the Russian Federation named after Army General S. M. Shtemenko, 18 Griboedov st., Krasnodar, 350005, Russia
Abstract. Introduction. Modern personal socialization has become more complex and prolonged, and the criteria for social maturity have changed. The armed forces have been fully affected by this. The analysis shows that cadets' adaptation to new condi-
tions of service is related to psychological load, their ability to resist moral pressure and relations in the team. It is assumed that cadets' psychological readiness influences the development of self-regulation, motivation, as well as it can be a threat to young people's ability for self-education. Unstable emotional state, low motivation or lack of self-discipline can hinder the process of self-education and require additional support. In a military team, these problems are especially crucial. Materials, Results and Discussion. The study uses the survey and analytical method, which consists of theoretical analysis of scientific sources on the research problem; the empirical method, including observation and description, as well as analysis of the obtained data. The Krasnodar Higher Military School named after Army General S. M. Shtemenko became the basis for the study conducted in the period from 2020 to 2023. More than 750 cadets of the above-mentioned educational institution participated in the study. When mastering the profession, new, previously not typical for a serviceman, self-consciousness emerges, which manifests itself in the formation of new meanings and attitudes to life, which in turn is the main component of personal readiness for the military profession. Conclusions. Successfully completed psychological maturation of servicemen will be the basis for realizing their own strengths and weaknesses, as well as the ability to build healthy interpersonal relationships. The formation and development of the personality during the initial stage of military service ensure evaluating the importance of education in life through a conscious and responsible decision. The activity, which is the result of meaningful changes in the cadet's personality, is simultaneously an autonomous aspect of his development in changing situations. The formation of military professionalism is similar to the development and formation of personality in childhood.
Keywords: growing up, development, process, psyche, cadets, military servicemen, army, educational institutions, abilities,
self-education
Citation: Bobarov S. V. Process of Age-related Mental Changes in Cadets of Higher Military Educational Institutions and its Influence on the Ability for Self-Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 3(98). Pp. 261-265 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-261-265
Основные положения
1. Психологическое взросление — это фактор, непосредственно влияющий на способность к самообразованию. Положительное влияние связано с развитием критического мышления, саморегуляции и мотивации. Негативное влияние заключается в нестабильности эмоционального состояния, низкой мотивации и недостаточности самодисциплины, которые затрудняют процесс самообразования и требуют дополнительной поддержки, особенно в военном коллективе.
2. Взросление психики курсантов происходит поэтапно. Минуя рекрутский, профессиональный, лидерский и переходный этапы, психика военнослужащего сможет в высокой степени готовности устоять перед тяготами и лишениями военной службы, а также позволит обеспечить ему устойчивое развитие. При невыполнении указанных условий при столкновении с трудностями, накоплении психологической усталости инфантильную личность неминуемо ждут нервные срывы и, как следствие, отчисление из вуза.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Согласно результатам исследований в современных условиях процесс социализации личности стал более сложным и продолжительным и, соответственно, критерии ее социальной зрелости изменились. Теперь они включают не только вступление в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершение образования, получение профессии, наличие политических и гражданских прав, а также материальную независимость от старшего поколения [1].
Вместе с тем из-за недостаточной зрелости в обществе, низкого уровня морально-нравственной и гражданской культуры, а также отсутствия опыта в решении собственных проблем многие молодые люди страдают от незрелости и безразличия к обществу. Они испытывают зависимость от других, не проявляют инициативы и не готовы выполнять свой гражданский долг, в том числе по защите безопасности и суверенитета страны [2; 3].
Следует отметить, что среди курсантов, отчисленных с 1-го курса с 2018 г. по 2023 г., имеется доля тех, что за период с августа по декабрь первого года службы не смогли адаптироваться к новым условиям службы. Анализируя статистические материалы, мы установили, что основанием для отчисления были снижение успеваемости, нарушение воинской дисциплины, а также собственное желание. При этом такая причина, как неуспеваемость, часто маскировала именно нежелание учиться, возникшее на фоне дезадаптации. Так, доля подобных обучающихся в 2018-2019 уч. году составила 1,5%; в 2019-2020 — 1,6%; в 2020-2021 — 1,5%; в 2021-2022 — 1,1%; в 2022-2023 —2,2%; в первом семестре 2023 г. — уже 2,6%.
Резкое увеличение доли отчисленных в 2022-2023 гг. можно объяснить возросшей психологической нагрузкой, связанной с проведением специальной военной операции, более мощным моральным давлением и повышенными требованиями к ответственности за качество несения службы при введении режимов усиления антитеррористической деятельности. И без того напряженные отношения во вновь сформированном коллективе еще больше обострялись общим состоянием тревожности.
На основании вышеизложенного считаем возможным предположить, что основой формирования профессионального самосознания и развития профессиональных навыков курсантов является их психологическая готовность к ратной деятельности [4].
Такой подход к психологической и личностной готовности к профессии определил логику данного исследования.
Цель — изучить, как психологическая и личностная готовность курсантов первых курсов высших учебных заведений связана со способностью ставить цели самообразования при освоении военных специальностей и достигать их.
Материалы, результаты и обсуждение
Психологическое взросление — это период, когда молодые люди проходят через физические, эмоциональные и когнитивные изменения, влияющие на их способность заниматься самообразованием. Исследования показывают,
что психологическое взросление может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для самообразования молодых людей [5].
Положительное влияние психологического взросления на самообразование связано с развитием критического мышления, саморегуляции и мотивации. Молодые люди, прошедшие через этот период, могут лучше понимать свои образовательные потребности, устанавливать цели и разрабатывать стратегии самообразования [6].
Однако психологическое взросление также может привести к вызовам для самообразования молодых людей, которые могут быть связаны с нестабильностью эмоционального состояния, низкой мотивацией или недостаточной самодисциплиной. Эти факторы могут затруднить процесс самообразования и требовать дополнительной поддержки. Особенно указанные проблемы критичны в воинском коллективе [7].
Исследования показывают, что психологическое взросление может сопровождаться изменениями в когнитивных функциях, социально-эмоциональной сфере и мотиваци-онных процессах молодых людей. Эти изменения могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на способность заниматься самообразованием [8].
Влияние психологического взросления на способность молодых людей заниматься самообразованием является актуальной темой исследований в России. Отечественные авторы описывают несколько аспектов этого влияния. Обращается внимание на развитие критического мышления и саморегуляции во время психологического взросления. Например, доказывается, что молодые люди становятся более способными к самоанализу и самоконтролю, что благоприятно влияет на их самообразование [1]. Исследуется роль мотивации и деятельности в развитии психики, а также анализируются патологические случаи, с тем чтобы лучше понять процессы развития и функционирования психики [8]. Отмечается, что формирование социальной зрелости молодежи происходит под влиянием различных социальных институтов, представляющих разные сферы жизни человека [7].
Вооруженные силы, характеризующиеся жесткой организационной структурой, в полной мере выполняют указанные специфические функции в развитии личности. Курсант после преодоления конфликтов и трудностей, связанных с подростковым кризисом, поступает в военное училище, где снова оказывается под строгим контролем и опекой командиров. В этот период у него возникает внутренний конфликт, он будет применять психологическую защиту в виде возвращения к своему поведению из подросткового периода: проявление демонстративности, непредсказуемости, замкнутости и т. д.
Один из ярких примеров такого поведения — симулирование заболеваний. Курсант Т. Я. с первых дней проявлял психологическую неготовность к военной службе. Приказы командиров и начальников выполнял с демонстративным пренебрежением, с товарищами общение ограничил. Находясь на излечении в госпитале, в течение двух месяцев тайно для персонала принимал препараты, повышающие температуру тела выше нормальных показателей, пока
не был уличен в этом. В разговоре с психологом курсант заявил, что службой тяготится, но отец (офицер Росгвар-дии) посоветовал ему изменить свое отношение к службе. В настоящее время данный курсант отчислен из военного учебного заведения высшего образования.
Подобные действия могут быть попыткой защитить себя, типичной для подростков. В таком случае важно понять военнослужащего, помочь ему осознать свою значимость и проявить ответственность как защитника Родины. Кроме того, необходимо создать условия для самостоятельного принятия решений, чтобы ускорить адаптацию обучающихся. Примененные без меры силовые методы и ужесточенный контроль только усугубят внутренний конфликт и усложнят ситуацию для молодого воина [9].
Приведенный пример иллюстрирует лишь один аспект возрастной психологии — стремление личности к самостоятельности, самоутверждению и самовыражению.
Армия является одним из институтов социализации молодежи, где юноши получают не только опыт боевой подготовки, но и опыт развития морально-психологических качеств, укрепления гражданских и патриотических ценностей, а также новый опыт проживания в особых условиях. Жизнь в армейском коллективе характеризуется изолированным пространством, жесткой регламентацией, необходимостью подчиняться воинским уставам и другими особыми условиями, обрядами и ритуалами.
Психологическое взросление военнослужащих имеет непосредственное и значительное влияние на их способность к саморазвитию. В процессе службы они сталкиваются с жизненными ситуациями, требующими сложных решений, что влечет ускоренное развитие их психологической зрелости.
Этапы психологического взросления военнослужащих. Процесс формирования социальной зрелости курсанта, выбора и постановки целей дальнейшего развития во время службы в Вооруженных силах в условиях существенного их реформирования имеет свою специфику.
Психологическое взросление военнослужащих может быть условно разделено на несколько этапов.
1 этап. Рекрутский. Начинается с призывом на военную службу и длится у большинства курсантов до полугода. Военнослужащие находятся в процессе адаптации к новой жизни, осваивают военные устои, навыки и процедуры. Испытывают смешанные эмоции, такие как возбуждение и тревога, в связи с новым окружением и требованиями службы.
2 этап. Профессиональный. Военнослужащие развивают навыки и компетенции, связанные с военной профессией. Они становятся более уверенными в своих возможностях и способностях, постепенно осознают свою роль и ответственность в службе.
3 этап. Лидерский. Курсанты начинают принимать на себя большую ответственность и руководить другими военнослужащими. Они развивают лидерские навыки и способности, такие как принятие решений, коммуникация и мотивация. Психология курсанта меняется от солдатской к офицерской. Скорость достижения данного изменения напрямую влияет на способность курсанта
развиваться самостоятельно, ставить себе цели и достигать их.
4 этап. Переходный. Выпуск из училища (переход на другие должности). Военнослужащие могут столкнуться с вызовами, связанными с адаптацией к новым условиям и статусу, установлением новой идентичности. Они могут переживать эмоции по поводу новых ролей и обязанностей.
Если курсант не преодолеет хотя бы один из вышеперечисленных этапов, то это станет причиной для серьезного внутреннего кризиса, который на начальном этапе повлечет за собой конфликты с товарищами и командирами, а в перспективе — отчисление из училища [10].
Статистика показывает, что в зависимости от военно-политической обстановки в стране, условий набора и принципиальности командного состава отчисляется от 7 до 15% курсантов высших военных учебных заведений. При этом более 55% отчисленных — по причинам, связанным с трудностями адаптации. Приведенные цифры заставляют задуматься.
Важно отметить, что психологическое взросление и способность к саморазвитию военнослужащих могут быть различными для каждого индивидуума. Некоторые курсанты активно стремятся к развитию и самосовершенствованию, в то время как другие испытывают трудности и не проявляют такого интереса. Поддержка и создание условий для саморазвития — важная задача для руководства и психологической службы военной организации [11].
Крайние проявления незрелости психики в период ее наибольшего напряжения, связанного с невозможностью принять обстоятельства и лишения военной службы, часто становятся причиной нервных срывов, которые выливаются в серьезные конфликты и неизбежно приведут к беде, особенно при наличии в подразделении оружия и ослабленного контроля со стороны должностных лиц. При отсутствии заблаговременной реакции специалистов нивелировать такие всплески эмоций достаточно сложно. Обучение и интеллектуальное развитие человека в такой период невозможно. Все его мысли и эмоции направлены на борьбу с раздражителями.
Повторная адаптация такого курсанта крайне затруднительна, если, не сказать, невозможна. Чаще нервные срывы становятся причиной отторжения коллективом и отчисления из рядов училища.
Другое проявление незрелости психики — инфантилизм. Инфантилизм, инфантильность — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детям. В армии инфантилизм может проявляться в нескольких аспектах, таких как поведение, коммуникация, мотивация и самодисциплина, а также профессионализм.
Помимо инфантилизма, существует ряд других признаков незрелости психики, которые могут проявляться
у молодого военнослужащего: непостоянство эмоций, низкая самооценка и неуверенность, недостаток ответственности, ограниченное мышление, зависимость от других, низкая эмоциональная интеллектуальность [12; 13].
Важно отметить, что каждый человек уникален, и признаки незрелости могут проявляться в разной степени и комбинациях.
Жизнестойкость армейского коллектива — в его способности поглощать и сглаживать до определенного момента любые всплески и отклонения в поведении своих индивидов за счет большого количества военнослужащих, растворяя негативные проявления в массе разнородных характеров. Вместе с тем этот же коллектив, терпящий постоянные «неприятности» от своего члена, способен по достижении критической массы терпения избавиться от него, усложнив его службу психологическим давлением.
Выводы
Психологическое взросление военнослужащих помогает им развивать самосознание, осознание собственных сильных и слабых сторон, а также умение управлять своими эмоциями и строить здоровые межличностные отношения. Эти навыки и способности являются важной основой для саморазвития.
Можно полагать, что успешное становление и развитие личности во время военной службы в юношеском возрасте зависит от исходных ценностных установок и ориентации человека, а также от его способности принимать нравственные и армейские нормы при принятии решений.
В процессе постижения этих норм через систему личных ценностей курсант использует различные способы понимания и начинает осознавать то, что происходит в его жизни. Этот особый акт позволяет ему определить важность целеполагания в его жизни с помощью осмысленного и ответственного решения. Другими словами, при освоении военных специальностей молодой человек готовится к деятельности, которая является результатом значимых изменений в его личности и одновременно автономным аспектом его развития в различных ситуациях. Формирование военного профессионализма аналогично развитию и становлению личности в детстве. Новое сознание и самосознание обеспечивают эффективность военной деятельности.
Область применения и перспективы. Предполагается учесть расчетную убыль курсантов в контрольных цифрах приема абитуриентов для обеспечения четкого выполнения государственного заказа на подготовку офицерских кадров.
Краткосрочные перспективы исследования представляются в проведении аналогичного анализа качества предстоящего призывного контингента, планирования и организации соответствующей психолого-педагогической подготовки командного состава.
Список источников / References
1. Андреева Т. В. Идеи Б. Г. Ананьева и эмпирическое исследование жизненного пути личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 1. С. 52-59.
2. Крук В. М., Абдурахманов Р. А., Анцупов А. Я. и др. Военная психология: методология, теория, практика : учеб.-метод. пособие для высших военно-учебных заведений. М., 1998. 192 с.
3. Приймак Е. Н. Особенности становления социальной зрелости военнослужащих по призыву в процессе социализации на этапе службы в армии // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11, № 2. С. 69-76.
4. Брыкова Е. Ю. Психологическая и личностная готовность к овладению воинскими специальностями : автореф. дис. ... канд. психол. наук М., 2015. 22 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М., 2020. 281 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М., 2010. 671 с.
7. Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности : хрестоматия / Г. В. Акопов, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др. Самара, 2013. 544 с.
8. Гнездилов Г. В., Курдюмов А. Б., Кокорева Е. А. Возрастная психология и психология развития : учеб. пособие. М., 2013. 204 с.
9. Меренков А. В. Педагогика саморазвития личности : монография. Екатеринбург, 2001. 331 с.
10. Корнев В. В., Пальцев А. И. Психологическая подготовка воина // Гуманитарные проблемы военного дела. 2020. № 3(24). С. 143-153.
11. Степанов С. С. Этапы развития личности. Филогенез и онтогенез // Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 60-61.
12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 584 с.
13. Anlang W. The theme of infantilism in the Chinese media. Information Age (Online media). 2017. Vol. 1, No. 1(1). Pp. 4-8.
Поступила 02.12.2023; одобрена после рецензирования 20.01.2024; принята в печать 28.06.2024.