Научная статья УДК 378.1 ББК 74.489
DOI 10.25588/5071.2022.44.11.003
З. М. Большакова1, О. Р. Карабанова
1ORCID № 0000-0002-3232-4777 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация
Введение. В статье представлена модель формирования мо-
методов формирования.
© Большакова З. М., Карабанова О. Р., 2022
о д
2ORCID № 0000-0001-8531-9245 >§
U
Старший научный сотрудник, Военный учебно-научный центр
о
Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал), Н
и
г. Челябинск, Российская Федерация. «о
E-mail: [email protected] |
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ К ВОЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
о а н S о о
№ О №
тивации курсантов к военной профессиональной деятельности, О обоснована актуальность формирования мотивации, оказывающей >Ц значительное влияние на эффективность обучения и воспитания курсантов, профессиональной подготовки и службы. В разработанной модели выявлены несколько компонентов: потребностно-целе-вой, профессионально-ценностный, поведенческий, результа- ^ тивно-оценочный. Каждый компонент данной модели имеет
о ^
е о о и
о н
§
о* н
о Й
§ о*
целевое назначение, включает описание содержания и основных О
о
Педагогические науки 47
а
«о
о ж а
а ^
Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования мотивации к военной профессиональной деятельности, моделирование, описание. Для разработки модели формирования мотивации курсантов к военной профессиональной деятельности использованы системный, деятельностный, аксиологический методологические подходы.
Результаты. Разработана модель формирования мотивации курсантов к военной профессиональной деятельности, способствующая поддержанию и укреплению потребностно-целевой, мировоззренческо-ценностной сферы личности, внешней и внутренней мотивации курсантов к военной профессиональной деятельности. Дана характеристика основных компонентов модели.
Обсуждение. Подчеркивается практическая направленность моделирования формирования мотивации курсантов к военно-профессиональной деятельности. Акцентируется внимание на результативности модели, являющейся основой для постоянного саморазвития, самореализации, стремления к совершенствованию профессионально-важных качеств, знаний и умений будущих офицеров.
Заключение. Анонсируется актуальность проблемы мотивации военно-профессиональной деятельности. Делаются пред-
^ ложения по направлению будущих исследований, связанных с мо-О тивацией к военно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: модель; мотивация; потребности; профессиональная деятельность; курсант; военный вуз.
•о
§
^ Основные положения:
С-0
- мотивация обеспечивает побуждение военнослужащего к
исполнению служебных обязанностей, решению задач по предназначению, определяет стремление к профессиональному становлению;
- теоретико-методологической основой для построения модели формирования мотивации курсантов к военно-профессиональной деятельности является сочетание системного, деятель-ностного и аксиологического подходов;
- реализация модели оказала значительное влияние на эффективность обучения и воспитания курсантов, профессиональной подготовки будущих защитников Отечества к прохождению
военной службы. о
3
1 Введение (Introduction) о
а
В условиях реформирования Вооруженных сил Россий- g ской Федерации проблема создания современной армии, поддер- | жания высокой боевой готовности имеет тесную связь с системой мотивации к военной службе курсантов - будущих офицеров. Как отмечает Алехин И.А., «именно мотивация обеспечивает побуждение военнослужащего к исполнению служебных обязанностей,
профессиональному становлению». Современные требования к офицерским кадрам также определяют необходимость поиска и решение задач по повышению качества профессиональной подго-
о д
к о а -к
3 3
о а а S о о
решению задач по предназначению, определяет стремление к §
ж ж о Й
►а
о
§
о о о
товки курсантов военного вуза. Одним из важных условий реше- §
^
о*
ж о
Й
§
ния этой задачи является формирование у курсантов мотивации к военной профессиональной деятельности, оказывающей значительное влияние на эффективность их обучения и воспитания, | профессиональную подготовку и службу.
а
«о
о
н
а
vo
а
.а
В педагогической науке постоянно поддерживается интерес отечественных ученых: Д. И. Айбатов, С. А. Донец, В. Н. Лы-марев, Д. С. Мунь и др. [1; 2; 3; 4] к формированию мотивации военнослужащих к профессиональной деятельности.
Несмотря на многочисленные исследования в этой области, учитывая реалии современных событий в стране и мире, изучение теоретических вопросов формирования мотивации будущих офицеров к военной профессиональной деятельности заслуживает более пристального внимания.
Это подтверждается тем, что в последние годы наблюдается снижение готовности курсантов военных вузов к военной службе и к продолжению военной карьеры. Например, И. В. Микрюков провел анализ состояния мотивации курсантов военных вузов в условиях профессиональной подготовки и выявил, что самое большое количество отчисленных составляют курсанты первого и второго курсов обучения (87,8 %) от общего числа всех отчисленных в вузе [5]. Проблему наибольшего количества отчисляемых курсантов на младших курсах обучения подтверждают Н. Г. Осипов, Г. В. Колодезная, А. Н. Швецова [6]. Исследователи называют основные причины низкой мотивации к военной службе: недостаточный уровень общеобразовательной подготовленности абитуриентов при поступлении в вуз, трудности адаптации, слабое
^ представление о будущей специальности и др. Данные факты подО тверждают необходимость создания системы мотивации военно-
служащих на этапах их профессиональной подготовки.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
•о
§
^ Теория мотивации имеет значительную историю своего су-
С-0
ществования. Еще мыслители древности — Аристотель, Платон,
о д
Сократ и др. изучали причины активности человека и животных, упоминали в своих трудах о «нужде» как учительнице жизни. В течение длительного времени теория мотивации подвергалась различным изменениям и дополнениям, становилась предметом изучения многих отечественных и зарубежных ученых (Э. Кондильяк. А. Маслоу, Г. Мюррей, Л. С. Выготский, К. Левин, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и др.).
В 20-е и последующие годы ХХ столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку. Свою классификацию потребностей человека дал представитель гуманистической психологии А. Маслоу [7]. В работе О «Мотивация и личность» он развивает концепцию самоактуали- >§
О
№
зации личности. По Маслоу, мотивы определяются потребно- §
§
стями, которые имеют несколько уровней: физиологические по- О
§
требности; потребности в свободе и безопасности; в любви; в §
а -к
достижениях и признании; в самоактуализации личности. §
Таким образом, понятие «мотивация» остается тесно свя- с
§
занным с понятием «потребности», которые ученый разделяет на " базовые потребности и потребности более высокого уровня. Для нас было важным изучить потребности военнослужащих, опреде- §
о
лить их взаимосвязь с мотивацией к военной службе и обучению, ^
О
поэтому теория А. Маслоу стала основополагающей в разработке С структурно-компонентного состава модели формирования мотивации курсантов к военной профессиональной деятельности.
Мы пришли к выводам, что понимание мотивов профессиональной деятельности будущих офицеров, динамики развития, механизмов их формирования позволяет повысить качество профессиональной подготовки курсантов, обучающихся в военных
вузах. Анализ научной литературы по вопросам мотивации и военно-профессиональной деятельности показал, что в теории и практике военной педагогики и психологии недостаточно изучены побудительные силы мотивации и мотивационной готовности курсантов военных вузов к профессиональной деятельности и продолжению военной карьеры. Выявленные проблемы, собственный практический опыт работы в военном вузе определили применение системного, деятельностного, аксиологического методологических подходов для разработки модели формирования мотивации курсантов к военной профессиональной деятельности, включающая в свою структуру четыре взаимосвязанных между собой компонента.
3 Результаты (Results)
Первый компонент модели — потребностно-целевой. Задача этого компонента - формирование целевых установок и профессиональных потребностей курсантов, являющихся основой мотивации к военно-профессиональной деятельности. Отметим, что в качестве факторов, влияющих на потребностно-целевую сферу, как правило, выступает необходимость (нужда). У курсантов военного вуза данная необходимость выражается в получении оао элитного военного образования, прохождения профессиональной
ж а
подготовки для выполнения задач по предназначению, становле-
3
а
^ ние в профессии и самореализация в деятельности. Желаемый ре-
О зультат профессиональной деятельности оказывается стимулом
а
§ ее осуществления, движущей силой, активизирует процесс осо-
а
| знания побуждений курсантов и превращения их в потенциаль-
г§
^ ные мотивы для достижения целей самореализации.
С-0
В процессе моделирования мы пришли к выводам, что при
формировании мотивационного процесса курсантов военного вуза необходимо учитывать виды потребностей, разработанные А. Маслоу [7]. Необходимо помнить, что если у курсантов не удовлетворяются потребности нижнего уровня (потребности в пище, горячей воде; быть защищенным от физической или психологической опасности и т. п.), то и не будут реализованы потребности верхнего уровня (потребность в военной профессиональной идентичности, оценке и уважении, получении одобрения, потребность в достижении и т. п.).
В практике управления воинским коллективом необходимо ориентироваться на степень выраженности той или иной потреб- ^
ности и согласовывать управленческие решения с возможностями >§
О§
их реализации. Основные методы, используемые в потребностно- §
§
целевом компоненте: профессиональное ориентирование; моде- О
§
лирование индивидуального профессионального развития;
наблюдение, тестирование, педагогическая поддержка и др.
у
Второй компонент модели — профессионально-ценност- с
ную сферу курсантов, так как в последние годы у некоторых молодых людей выбор военной профессии стал определяться материальными мотивами, что в дальнейшем может негативно сказываться на моральном облике будущих защитников Отечества, их отношении к учебной и профессиональной деятельности.
о
д
§ а
к §
§
ный. Цель компонента: формирование у курсантов профессиональных мотивов и ценностей. В данном компоненте акцент делается на мировоззренческо-ценностную сферу: ценности военной §§
о
профессии, ценностные ориентации личности, мировоззренческие ^
О
позиции, убеждения, идеалы, целевые установки. Необходимо по- е
с
с§
стоянно поддерживать и развивать мировоззренческо-ценност- §
§
о* §
О
о
д
е ¡о
§
о*
§
О
с
Эта работа должна проводиться в период всего обучения в военном вузе, так как у некоторых обучающихся со временем мотивация к военной службе угасает, происходит переоценка ценностей, кто-то испытывает трудности адаптации и оказывается неготовым к возникающим трудностям и лишениям. Офицерам курсового звена, преподавателям, тактическим руководителям рекомендуется использовать следующие методы работы: информирование; разъяснение; убеждение; педагогическую поддержку; стимулирование; личный пример и др.
Третий компонент модели — поведенческий. Цель компонента: формирование поведенческих реакций и действий курсантов, направленных на удовлетворение высших потребностей и проявления военно-профессиональной идентичности. Воспитательная работа акцентируется на поддержании и развитии внутренней и внешней мотивации, формировании военно-профессиональной идентичности. При реализации данного компонента необходимо помнить, что профессиональная мотивация представляет собой поэтапное освоение личностью норм, требований и ценностей профессиональной деятельности на основе внешних и внутренних мотивирующих факторов (внутренней и внешней мо-§ тивации), обеспечивающих удовлетворение потребностей в про-
ж
фессиональной самореализации. Курсант осуществляет действия,
3
^ которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность О удовлетворить высшие потребности. Например, для развития во-
«о §
а
левых качеств, физической подготовленности курсанты самостоятельно осуществляют спортивные тренировки, занимаются в спор-
•о
§
^ тивных секциях, тренажерных залах; для достижений успехов в
С-0
учебной деятельности повышают свой уровень в предметных
кружках, участвуют в научно-технических объединениях, овладевают какими-либо технологиями и т. п. Таким образом, поведенческий компонент активизирует внутреннюю мотивацию курсантов, обусловленную личными познавательными потребностями, интересами, намерениями, целями, желаниями, возможностью самореализации, чувством удовлетворенности.
Внутренняя мотивация строится на высоких личных нравственных и моральных качествах: добросовестности, ответственности, исполнительности, уверенности в себе и др., стремлении стать высококвалифицированным специалистом. Для внутренней мотивации характерны проявление высокой познавательной ак- ^
тивности, прежде всего, в процессе самостоятельного изучения >§
О§
учебного материала. Отметим, что внутренне мотивированная де- а§
§
ятельность не требует поощрений, но ее усиливает положитель- О
§
ная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т. п.
Внешняя мотивация зависит от отношений человека со
у
средой и является преобладающей, она побуждает к деятельности с
а
§
о
д
§ а
к §
§
посредством сил извне, закрепляет мотивацию достижения. Также в целом внешняя мотивация способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества. Если §
о
внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не дости- ^
О
гает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя е мотивация усиливается. Усилению внутренней мотивации способствует и повышение собственной самооценки, уверенности в себе, своих силах. При замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается.
Мы считаем, что эффективнее поддерживать баланс обоих видов мотивации и равновесие между ними. Также важно учитывать
а
«о
о ж а vo
а ^
несколько требований, необходимых для удовлетворения потребностей и формирования устойчивой мотивации: творческая и разнообразная деятельность, возможность развития и самообразования, чувство принадлежности к группе и признания с ее стороны, право принимать решения самостоятельно в рамках своей компетенции, ощущение опоры и помощи, доступность и своевременность получаемой информации, обратная связь.
На наш взгляд, если все эти признаки (или, по крайней мере, большинство) присутствуют в организации деятельности, то можно предположить, что формирование внутренней мотивации пройдет успешно. Также повысить внутреннюю мотивацию к военно-профессиональной деятельности можно с помощью внешней: уставной порядок взаимодействия, справедливая система поощрений и наказаний и т. п. Стремление курсантов к военно-профессиональной идентичности с офицерским составом будет достигаться с помощью методов убеждения, личного примера, подражания, соревнования, создании ситуации успеха, поощрения, упражнения и др.
Четвертый компонент модели — результативно-оценочный. Целью компонента является: оценка результатов формирования мотивации курсантов к военной профессиональной деятельности. Устойчивая мотивация дает возможность получить конечный ре-
^ зультат — удовлетворение потребности. Если результаты дей-О ствий не совпадают с представлениями о них, происходит новый по-
иск смысла. Поэтому этот компонент содержит тестирование, экспертную оценку, анализ результатов, рефлексию, оценку соб-
•о
§
"з ственных достижении и др.
С-0
4 Обсуждение (Discussion)
о
д
В процессе педагогического моделирования нас заинтересовал вопрос: как соотносится мотивация и мотив? Обобщая научные определения, отметим, что в настоящее время под мотивом рассматривают самые различные психологические феномены:
- побуждение как состояние (С. Л. Рубинштейн);
- потребность (А. Маслоу);
- намерение (А. Н. Леонтьев);
- цель (Л. И. Божович).
Каждое из этих определений по-своему объясняет составляющую мотива. В этом многообразии подходов мы поддерживаем позицию Е. П. Ильина, ратующего за то, что целесообразно рас- ^
сматривать данные позиции компилятивно, так как мотив является >§
О§
продуктом деятельности, побуждает человека к достижению наме- §
§
ченной цели и удовлетворению своих потребностей. Таким обра- О зом, понимание движущей силы мотива к формированию и под- §§
держании мотивации к деятельности стало определяющим при §
ку
разработке нашей модели. с
а
Данные опроса абитуриентов, поступающих в военные вузы в последние годы, показывают, что в настоящее время при выборе профессии военнослужащего среди гражданской молодежи §§
Оо
превалируют материальные мотивы, поэтому мы старались боль- ^
О
шее значение придать высоким мотивам служения Отечеству, при- е надлежности к офицерскому корпусу, гордости продолжения военной династии, воспитанию патриотизма и др. Разработанная модель формирования мотивации курсантов к военной профессиональной деятельности прошла апробацию в условиях военного учебно-научного центра. Реализация модели позволила сформировать устойчивую мотивацию курсантов к военно-профессиональной
деятельности, особенно на младших курсах обучения. Также значительно повысился интерес курсантов старших курсов к научно-исследовательской, рационализаторской работе, качеству учебной успеваемости, тем самым увеличилось количество выпускников, окончивших вуз с дипломом с отличием.
Внедрение модели в учебно-воспитательный процесс военного вуза оказало значительное влияние на эффективность обучения и воспитания курсантов, профессиональной подготовки будущих защитников Отечества к прохождению военной службы. Так на 25 % повысилась внутренняя мотивация курсантов к военно-профессиональной деятельности, которая является основой для постоянного саморазвития, самореализации, стремления к совершенствованию профессионально важных качеств, знаний и умений курсантов.
5 Заключение (Conclusion)
В сложных социально-экономических и политических условиях развития нашего общества к профессиональной подготовке будущих офицеров предъявляются высокие требования. Государство несет большие затраты на содержание и развитие Вооруженных сил, стране как никогда нужны высокомотивирован-§ ные и хорошо подготовленные защитники отечества, обладающие
ж
военной выучкой и сформированными профессионально важными
ET
^ качествами, знаниями и умениями. Актуальность исследуемой
О проблемы формирования мотивации к военно-профессиональной
§ деятельности подкреплена и увеличением количества офицерских а
| кадров в стране. Поэтому в настоящее время назрела острая необ-
^ ходимость поиска и внедрения в учебно-воспитательный процесс
оо военного вуза новых путей повышения качества профессиональной
подготовки, в которой формированию и поддержанию стабильно высокой мотивации курсантов к военной профессиональной деятельности и продолжению военной карьеры должно уделяться первостепенное внимание.
Для решения выявленной проблемы была разработана модель формирования мотивации курсантов к военно-профессиональной деятельности, служащая фундаментом для воспитания будущих офицерских кадров страны, имеющая пролонгированное действие на весь период прохождения военной службы и организации агитационно-профориентационной работы по пополнению рядов Вооруженных сил из числа военнослужащих и ^ гражданской молодежи. Дальнейшие исследования могут быть >|
о
направлены на изучение динамики мотивационных образований §
§
личности российского офицера на основных этапах его профес- к
ч
сионального становления; особенности развития учебной мотивации курсантов; профессионально-мотивационной адаптации
у
курсантов к военной службе и др. о
Библиографический список
1. Айбатов Д. И. Инновационные методы обучения при формировании
тет : в 4 т. Благовещенск, 2022., Т.3. - С. 233-235.
о д
8 о а -к
8
а §
о
о
№
О
§
учебной мотивации у курсантов училища : сборник «Молодёжь XXI века: шаг ж
Кг
в будущее» : материалы XXIII региональной научно-практической конферен- ^
ции, 24 мая 2022 г., Дальневосточный государственный Аграрный универси- ее
о о
8 §
2. Донец С. А. Формирование и развитие учебной мотивации у кур- а сантов военных вузов // Тенденции развития науки и образования. 2021. N° 71 - О
4. С. 112-115. е
§
3. Лымарев В. Н., Куряев Р. Х. Сущность и структурно-содержатель- ^
а
ное наполнение профессиональной мотивации курсантов военных вузов // Во- ж
о
просы педагогики. 2020. № 10-2. С.133-136.
4. Мунь Д. С., Новиков И. Н. Внутренняя мотивация как условие достижения высоких результатов в учебном процессе курсантами военного института // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2022. № 1 (11). С. 135-138.
5. Микрюков Ю. В. Формирование мотивации у курсантов военных вузов в условиях профессиональной подготовки // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 8. С. 74-87.
6. Осипов Н. Г., Колодезная Г. В., Швецова А. Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 158-182.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. - М. : Питер, 2013. - 351 с.
Z. M. Bolshakova1, O. R. Karabanova2
>ORCID № 0000-0002-32-4777 Professor, Doctor of Pedagogic Sciences, Pofessor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-8531-9245 Senior research associate, Military Training and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy" (branch), Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
MODEL OF FORMATION OF CADETS' MOTIVATION
I FOR MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY
«
a -o
| Abstract
qj Introduction. The article presents a model for the for-
^ mation of cadets' motivation for military professional activity,
"I substantiates the relevance of the formation of motivation,
jo which has a significant impact on the effectiveness of training and education of cadets, vocational training and service. Several
N
components have been identified in the developed model: need-oriented, professional-value, behavioral, performance-evaluation. Each component of this model has a purpose, includes a description of the content and basic methods of formation.
Materials and methods. The main methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of formation of motivation for military professional activity, modeling, description. To develop a model for the formation of cadets' motivation for military professional activity, systematic, activity-based, axiological methodological approaches were used.
Results. A model of formation of cadets' motivation for military professional activity has been developed, which contributes to the maintenance and strengthening of the need-oriented, ideological and value sphere of personality, external and internal motivation of cadets for military professional activity. The char- S acteristics of the main components of the model are given.
Discussion. The practical orientation of modeling the formation of cadets' motivation for military professional activity is emphasized. Attention is focused on the effectiveness of the model, which is the basis for continuous self-development, self-realization, striving to improve professionally important qualities, knowledge and skills of future officers.
Conclusion. The urgency of the problem of motivation of
military professional activity is announced. Suggestions are ^
s i S'
o
e
<—1
3
o s
d
§
i S
s
made on the direction of future research related to motivation for military professional activity. g
Keywords: Model; Motivation; Needs; Professional activity; Cadet; Military university. ^
Highlights:
Motivation provides an incentive for a serviceman to perform official duties, solve tasks according to their purpose, determines the desire for professional development;
The theoretical and methodological basis for constructing a model for the formation of cadets' motivation for military professional activity is a combination of systemic, activity-based and axiological approaches;
The implementation of the model has had a significant impact on the effectiveness of training and education of cadets, professional training of future defenders of the Fatherland for military service.
References
1. Ajbatov D.I. (2022), Innovacionnye metody obucheniya pri formirovanii uchebnoj motivacii u kursantov uchilishcha [Innovative teaching methods in the formation of educational motivation among college cadets], Materialy XXIII regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii "Molodyozh'XXIveka: shag v budushchee ", 24 maya 2022 g [Materials of the XXIII regional scientific and practical conference " Youth of the XXI century: a step into the future"], Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj Agrar-nyj universitet, Blagoveshchensk, May 24, 2022, 3, 233-235. (In Russian).
2. Donec S. A. (2021), Formirovanie i razvitie uchebnoj motivacii a
| u kursantov voennyh vuzov [Formation and development of educational motivation among cadets of military universities], Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, 71-4, 112-115. (In Russian).
^ 3. Lymarev V.N. & Kuryaev R.H. (2020), Sushchnost' i strukturno-
O
Q- soderzhatel'noe napolnenie professional'noj motivacii kursantov voennyh >
vuzov [The essence and structural content of professional motivation of cadets of military universities], Voprosy pedagogiki, 10-2, 133-136. (In Russian). ^ 4. Mun' D.S. & Novikov I.N. (2022), Vnutrennyaya motivaciya kak
c^ uslovie dostizheniya vysokih rezul'tatov v uchebnom processe kursantami
voennogo instituta [Internal motivation as a condition for achieving high results in the educational process by cadets of the military Institute], Voenno-pravovye i gumanitarnye nauki Sibiri, 1 (11), 135-138. (In Russian).
5. Mikryukov Yu.V. (2018), Formirovanie motivacii u kursantov voennyh vuzov v usloviyah professional'noj podgotovki [V. Formation of motivation among cadets of military universities in the conditions of professional training], Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo guman-itarnogo pedagogicheskogo universiteta, 8, 74-87. (In Russian).
6. Osipova N.G., Kolodeznaya G.V. &Shvetsova A.N. (2018), O zakonomernostyakh i prichinakh otchisleniy v vuze i motivatsii uchebnoy deyatel'nosti studentov [On the laws and causes of deductions at the university and the motivation of students' learning activities], Obrazovaniye i nauka, 20, 6, 158-182. (In Russian).
7. Maslou A. (2013), Motivaciya i lichnost' [Motivation and personality], 3, Piter, Moscow, 351 p. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 05.12.2022; одобрена после рецензирования 26.12.2022; принята к публикации 27.12.2022.
The article was submitted 05.12.2022; approved after reviewing
о
e
<—1 f
r
о
26.12.2022; accepted for publication 27.12.2022. ^
dd e
i о' n
r
r
y
0
s
1
S' n
a
X c i i