Морально-психологическая, профессиональная подготовка и надежность
Morally-psychological and professional training and reliability
Научно-практическая статья
УДК 316.6 © Терехин Р. А., Полушина О. Б., 2023
doi: 10.24412/1999-6241 -2023-394-246-251
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология
Выраженность лидерских качеств военнослужащих в процессе военно-профессиональной социализации
Роман Алексеевич Терехин \ кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры общей и прикладной психологии; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-2238-6640
Ольга Борисовна Полушина \ кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии; [email protected]; https://orcid.org/0009-0000-3370-9372
1 Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1, Россия Реферат
Введение. Формирование лидерских качеств у будущих офицеров выступает актуальной прикладной задачей. Лидерские качества обеспечивают высокую эффективность выполняемых служебно-боевых задач, в том числе управление воинским коллективом. Цель — выявление особенностей лидерских качеств военнослужащих войск национальной гвардии РФ на различных этапах военно-профессиональной социализации. Материалы и методы. Проводился теоретический анализ научной литературы в целях определения ключевых понятий, обсуждаемых в статье, выделения существенных признаков лидерства, теорий лидерства. В качестве методики для оценки лидерских качеств использовался опросник «Я — лидер». Общее количество испытуемых — 120 человек. Результаты и обсуждение. Проведен сравнительный анализ таких категорий, как «лидер», «лидерство», «руководитель». Рассмотрены структурная, поведенческая и ситуационная теории лидерства. Выделены группы навыков лидера. Реализован сравнительный анализ лидерских качеств военнослужащих на разных этапах социализации. Выводы. Изменение лидерских качеств в процессе обучения в военном вузе не соответствует линейной закономерности, а отображается ^образной закономерностью. Для третьекурсников характерен низкий уровень развития лидерских качеств. Существенную роль в становлении лидерских качеств играют условия социализации курсантов.
Ключевые слова: социализация, лидер, лидерство, руководство, лидерские качества, военнослужащие
Для цитирования: Терехин Р. А, Полушина О. Б. Выраженность лидерских качеств военнослужащих в процессе военно-профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 3(94). С. 246-251. Шр*/Ш.огд/10. 24412/1999-6241-2023-394-246-251
Scientific and Practical Article
UDC 316.6 © Теrеkhin R. А., Polushina О. B., 2023
doi: 10.24412/1999-6241 -2023-394-246-251
5.3.5. Social Psychology, Political and Economic Psychology
Intensity of Leadership Qualities of Military Personnel in the Process of Military-Professional Socialization
Roman A. Теrеkhin \ Candidate of Science (in Psychology), deputy-chief of the chair of General and Applied Psychology; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-2238-6640
Оlga B. Polushina \ Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of General and Applied Psychology; [email protected]; https://orcid.org/0009-0000-3370-9372
1 St. Petersburg Military Order ofZhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation, 1 Pilyutov st., St. Petersburg, 198206, Russia Abstract
Introduction. Formation of leadership qualities in future officers is an urgent applied task. Developed leadership qualities ensure high efficiency of performed service and combat tasks, including the management of a military team. The objective is to
establish characteristics of the leadership qualities of military personnel of the National Guard of the Russian Federation at different stages of military-professional socialization. Materials and Methods. A theoretical analysis of scientific literature was carried out in order to identify the key concepts discussed in the article, highlight the essential features of leadership and theories of leadership. The questionnaire "I am a leader" was used as a methodology for assessing leadership qualities. The survey covered 120 persons. Results and Discussion. A comparative analysis of such categories as "leader", "leadership", "chief" was done. Under consideration are structural, behavioral and situational theories of leadership. Groups of leader skills have been specified. A comparative analysis of leadership qualities in military personnel at different stages of socialization has been implemented. Conclusions. The change in leadership qualities during the process of studying at a military university does not follow a linear pattern, but is displayed by a U-shaped pattern. Third-year students are characterized by a low level of development of leadership qualities. The conditions of cadets' socialization play a significant role in the development of leadership qualities.
Keywords: socialization, leader, leadership, leadership qualities, military servicemen
Citation: Теrеkhin R. А., Polushina О. B. Intensity of Leadership Qualities of Military Personnel in the Process of Military-Professional Socialization. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 3(94). Pp. 246-251 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-394-246-251
Основные положения
1. Лидерские качества являются динамической
категорией и определяются спецификой деятельности личности. На становление лидерских качеств курсантов влияют образовательная среда института, собственная активность будущих офицеров.
2. В зависимости от этапа социализации можно выделить особенности лидерских качеств. На первоначальном этапе военно-профессиональной социализации значимой является возможность снизить личную ответственность за принимаемые решения. Старшекурсники демонстрируют снижение социальной самостоятельности. У обучающихся 5 курса и молодых офицеров развита конструктивность социальных контактов. В период социальной адаптации (первокурсники и молодые офицеры) высока ориентация на стремление к самостоятельному решению возникающих проблем.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Изучение сформированности лидерских качеств
в процессе обучения в военном вузе на сегодняшний день является актуальной прикладной задачей. Офицер войск национальной гвардии Российской Федерации для осуществления профессионально-служебной деятельности должен обладать высоким уровнем лидерских качеств. Определенные лидерские качества обеспечивают эффективность решения профессиональных задач: по охране общественного порядка и безопасности, охране важных государственных объектов и специальных грузов, борьбе с терроризмом. Лидерские качества обеспечивают управление воинским коллективом.
Определяя категорию «лидер», необходимо подчеркнуть особое положение лидера в группе. Лидер наделяется кругом обязанностей и полномочий, в то же время он является членом группы, коллектива, занимая высокое статусное положение. Статус обеспечивается личностными качествами (харизма, авторитет и т. д.), источниками власти (закон, авторитет, обладание информацией и пр.) и правом принимать решения.
Цель исследования — выявление особенностей лидерских качеств военнослужащих войск нацио-
нальной гвардии РФ на различных этапах военно-профессиональной социализации.
Теоретические предпосылки и обзор проблемы.
При изучении лидерства подчеркивается динамический характер данной категории. Лидерство проявляется в межличностных отношениях. К основным признакам лидерства относятся власть и принуждение. Лидерство не представляется суммой отдельных качеств личности и ее способностей. Следует рассмотреть исторический аспект лидерства. По мнению Р. Стогдилла [1], можно выделить 11 групп определений лидерства (рис. 1).
Лидерство
Трактовка
Центр групповых процессов
Представители
С. Кули, Е. Мамфорд, Л.Бернард
Проявление личностных черт
В. Бингэм, О. Тид
Искусство достижения согласия
Действие и поведение
Инструмент достижения цели, результата
Взаимодействие
Умение убеждать
Осуществление влияния
Властные отношения
Результат дифференциации ролей
Б. Мур, Ф. Филипс, Ф. Олпорт
Дж. Хемвилл Р. Кеттелл, К. Дэвис П. Друкер, С. Браун
Инициация или введение структуры
С. Шенк
Р. Стогдилл, Ф. Хейман
Ж. Блондель
М. Шериф, К. Шериф М. Смит, А. Голднер
Рис. 1. Подходы к определению лидерства по Р. Стогдиллу (Fig. 1. Approaches to defining leadership according to R. Stogdill)
На взгляд Е. В. Кудряшовой, М. Ю. Ананченко [2], существует еще три подхода: проявление эмоциональной зрелости, видение перспективы и следование особым ценностям.
Данные модели были определены в период становления основных частных теорий лидерства. Чаще всего лидерство рассматривается относительно конкретной социальной структуры.
Для сравнения трактовок понятий «лидер» и «руководитель» необходимо их содержательное совпадение. Определить сущность категории возможно только по контексту. Б. Д. Парыгин [3] выделил 7 различий между этими явлениями (рис. 2).
Руководитель
_ Г _
Регулирует институциональные отношения в рамках организации
Порождается макросредой в системе общественных отношений
Функционирует в результате целенаправленной и контролируемой деятельности Носит стабильный характер
Обладает системой санкций
Принятие решения носит опосредованный характер
Сфера деятельности не только группа, но и внешние контакты
Рис. 2. Отличия между лидером и руководителем по Б. Д. Парыгину (Fig. 2. Differences between a leader and a chief according to B. D. Parygin)
В свою очередь О. В. Евтихов указал три группы отличий руководителя и лидера: 1) функциональные;
2) условия возникновения и прекращения функционирования; 3) источник власти. Функциональные отличия заключаются в том, что руководитель обеспечивает существование официальной структуры группы, а лидерство строится на межличностных взаимоотношениях между людьми на основе доверия. К условиям возникновения и прекращения функционирования руководителя относятся назначение на должность или смещение с должности, а лидерство возникает естественным путем. По источнику власти руководитель наделяется официальными правами. Власть же лидера основана на его авторитете [4-6]. При разграничении категорий «руководитель» и «лидер» одни авторы концентрируются на формальных признаках, другие выделяют основной отличительный признак — источник власти. Использование источника власти как единственного отличительного признака не совсем корректно. Руководитель и лидер могут обладать различным сочетанием источников власти.
А. Н. Занковский осуществил попытку структурировать теории лидерства. Были выделены три группы теорий: структурная, поведенческая, ситуационная. Большее дробление представляется нецелесообразным. В структурной теории лидерства определялись личностные черты, необходимые для эффективного управления. В поведенческом подходе решалась проблема выявления детерминант успешности деятельности лидера, в ситуационном — в качестве ключевого момента рассматривается ситуация, в которой функционирует лидер [7].
В рамках ситуационного подхода Ф. Фидлера изучаются предикторы вероятностной эффективности лидера. Основная задача на практике состоит в том, чтобы выяснить, какой лидер нужен в той или иной ситуации. Поведение лидера также зависит от лидерских потребностей [8]. В рамках данного подхода довольно популярна теория П. Херси и К. Бланшара, согласно ей эффективность лидера определяется зрелостью группы. Авторы выделяют два вида зрелости группы: профессиональную и мотивационно-психологическую [9]. В соответствии с сочетанием зрелости группы можно выделить 4 уровня:
— рядовые члены коллектива не обладают ответственностью, исполнительностью и не стремятся к этому;
— члены коллектива не обладают необходимыми навыками, но стремятся быть ответственными;
— у членов коллектива сформированы необходимые навыки, но они не стремятся к совместной деятельности;
— у членов коллектива сформирована ответственность, и они способны осуществлять совместную деятельность.
Модель Р. Блейка и Дж. Моутона относится к поведенческой теории [10]. Данная теория называется двумерной моделью, в ней изучаются факторы эффективности лидера. Были установлены два основных фактора: внимание к производству и к людям. Любая совместная деятельность определяет внимание к производству. Внимание к людям обеспечивает благоприятный социально-психологический климат в коллективе. Авторами были выделены 5 стилей лидерства, которые названы «управленческой решеткой». Исходя из концепции Р. Блейка и Дж. Моутона, лидерство — процесс динамический и подконтрольный.
Примером возможности управлять процессом становления лидера является ценностная теория лидерства. Ценности группы, как считают С. Кучмарски, Т. Кучмар-ски, зависят от лидера [11]. Авторами были выделены этапы становления лидерства:
— ведомые пассивны;
— последователи активны, но не равны лидеру;
— «стейкхолдеры» (причастная, заинтересованная сторона) активно включены в лидерство.
Концепция «обслуживающего лидерства» Р. Грин-лифа получила широкое распространение в социальной сфере. Лидер призван служить людям, обеспечивать удо-
Лидер
I
Регулирует неинституциональные отношения
Порождается в микросреде
Возникает стихийно
Носит нестабильный характер
Не обладает системой санкций
Ответственность за принятое решение несет сам
Сфера деятельности — группа
влетворение потребностей членам группы. Необходимым качеством лидера является эмпатия [12].
Представленный анализ не охватывает всех вариантов известных теорий лидерства. Была осуществлена попытка продемонстрировать каждую группу теорий лидерства на конкретных примерах. На сегодняшний день наиболее популярен поведенческий подход. К частным вопросам данного подхода относятся: выделение стилей лидерства, изучение критериев эффективного лидера, технологии по развитию лидерских качеств и способностей.
Лидер по сути представляет собой социальный продукт. Соответственно, на его становление влияют все основные факторы психического развития: среда, воспитание, образование (внешние факторы) и собственная активность, наследственность (внутренние факторы). Лидер обладает неким набором личностных качеств и сформированных навыков. Р. Стогдилл выделил 8 групп навыков лидера (социальные, интеллектуальные, административные, технические, эффективности и пр.) [1]. Е. В. Кудряшова, М. Ю. Ананченко разбили навыки лидера на две группы: деловые (планирование, организация и др.) и личностные (навыки самоуправления, гибкость и пр.) [2]. А. С. Прутченковым определены шесть групп: представление о себе, потребности и мотивы, убеждения, стиль деятельности, особенности межличностных контактов, стрессоустойчивость [13]. О. В. Евтихов рассмотрел четыре группы: индивидуально-личностные; организационно-управленческие; социально-психологические; перцептивно-лидерские [4-6]. Как видим, набор качеств лидера весьма разнообразен. Все авторы считают, что качества лидера зависят от специфики деятельности. Поэтому мы можем предположить, что уровень и сочетание лидерских качеств военнослужащих будет иметь свою специфику.
Ранее нами были содержательно описаны этапы социализации курсантов в процессе обучения в военном вузе и в процессе самостоятельной профессиональной деятельности [14]. В соответствии с этапами социализации были определены выборки испытуемых:
— 1 курс обучения в военном вузе — соответствует этапу первичной военно-профессиональной социализации;
— 3 курс обучения в военном вузе — соответствует этапу военно-профессиональной социализации в условиях целенаправленной военной подготовки;
— 5 курс обучения в военном вузе — соответствует этапу завершения первичной военно-профессиональной социализации. Действующие офицеры соответствуют этапу военно-профессиональной социализации в условиях самостоятельной деятельности.
Материалы и методы
Испытуемыми выступили курсанты и офицеры военного института в количестве 120 человек по 30 человек каждого этапа социализации (обучающиеся 1, 3, 5 курсов
военного института и офицеры). В соответствии с разработанной этапологией военно-профессиональной социализации 2 и 4 курс не учитываются.
В качестве эмпирического инструментария использовалась методика «Я — ЛИДЕР», разработанная Е. С. Фёдоровым, О. В. Ерёминым и модифицированная Т. А. Мироновой [15].
Использовались методы первичной обработки данных и описательной статистики, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Результаты и обсуждение
В рамках проводимого нами исследования важно рассмотреть выраженность лидерских качеств на различных этапах военно-профессиональной социализации (табл. 1).
Наиболее выраженным качеством на первом этапе военно-профессиональной социализации выделяется наличие творческого подхода. Стоит отметить, что творческий подход в организаторской деятельности часто подразумевает применение групповых форм принятия решений. Данный аргумент позволяет предположить, что первокурсники ищут поддержки окружающих при выполнении возложенных на них задач. По нашему мнению, первый этап военно-профессиональной социализации характеризуется изменением социального статуса, связанного с покиданием семьи (родительской) и привычного социального окружения, в связи с чем возможность коллективного принятия решения является для первокурсника формой психологической защиты, позволяющей снизить чувство личной ответственности за принимаемые решения.
На следующих этапах военно-профессиональной социализации значимость творческого подхода снижается. Курсанты старших курсов понимают, что социальные взаимоотношения в воинском коллективе регламентируются общевоинскими уставами. Использование творческого подхода приводит к высокому уровню ответственности за принимаемые решения, что нередко противоречит принципам субординации. При этом у офицеров вновь растет выраженность творческого подхода. Скорее всего, данная особенность может быть объяснена ростом ответственности при принятии решений.
Следующим важным качеством на первом этапе военно-профессиональной социализации выступают организаторские способности. Это связано с тем, что первокурсники, поступив в военный институт, хотят проявить себя с наилучшей стороны и ответственно подходят к решению любых задач. На 3 и 5 курсах значимость организаторских способностей снижается. Курсанты отмечают социальную несамостоятельность, большая часть бытовых, учебных и служебных задач определяется старшими командирами. Это подтверждается ростом организаторских качеств у офицеров.
У курсантов 1 и 3 курсов недостаточно жизненного опыта в решении проблемных ситуаций, они испытыва-
Таблица 1. Выраженность лидерских качеств военнослужащих в процессе военно-профессиональной социализации (Table 1. Intensity of leadership qualities of military personnel in the process of military-professional socialization)
1 курс 3 курс
Место Лидерские качества X б Место Лидерские качества X б
1 Наличие творческого подхода 20,50 2,713 1 Умение работать с группой 19,40 3,607
2 Организаторские способности 20,27 2,586 2 Знание правил организаторской работы 18,87 3,126
3 Влияние на окружающих 20,23 3,025 3 Осознание цели 18,60 3,997
4 Умение управлять собой 20,10 2,845 4 Организаторские способности 18,20 3,428
5 Осознание цели 20,10 2,618 5 Умение управлять собой 18,17 3,544
6 Умение работать с группой 20,07 2,791 6 Умение решать проблемы 18,10 3,336
7 Знание правил организаторской работы 19,97 3,079 7 Влияние на окружающих 17,80 2,987
8 Умение решать проблемы 19,93 3,342 8 Наличие творческого подхода 17,27 3,750
5 курс Офицеры
Место Лидерские качества X б Место Лидерские качества X б
1 Осознание цели 18,50 2,515 1 Осознание цели 19,77 2,967
2 Умение работать с группой 17,73 3,118 2 Умение работать с группой 19,37 3,728
3 Умение управлять собой 17,40 3,035 3 Умение решать проблемы 19,27 2,766
4 Умение решать проблемы 17,33 3,220 4 Знание правил организаторской работы 18,93 2,677
5 Организаторские способности 16,97 2,173 5 Умение управлять собой 18,53 3,739
6 Знание правил организаторской работы 16,67 3,315 6 Организаторские способности 18,17 3,291
7 Влияние на окружающих 16,63 2,632 7 Влияние на окружающих 18,13 3,071
8 Наличие творческого подхода 16,07 3,216 8 Наличие творческого подхода 17,43 3,451
Примечания: X — Значения выборочного среднего арифметического; б
ют некоторые трудности в установлении и поддержании коммуникативного процесса. Конструктивность социальных контактов формируется на 5 курсе и остается на этом уровне у офицеров.
Первокурсники отличаются слабым умением работать с группой. К 3 курсу ситуация значительно меняется. Необходимо отметить, что курсанты на протяжении всех пяти лет обучения проживают в условиях казармы, т. е. круглосуточно находятся в воинском коллективе. Такая особенность социализации курсантов, по нашему мнению, способствует формированию умения работать и существовать в группе.
Статистическая значимость различий исследуемых характеристик проверялась при помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), результаты которого представлены в табл. 2.
Степень выраженности умения управлять собой снижается с каждым этапом социализации, что можно объяснить высокими затратами ресурсного потенциала личности. Курсанты пребывают в ситуа-
— значения среднего квадратичного отклонения.
ции вынужденного общения, установления новых социальных ролей в коллективе. У офицеров наблюдается рост самоконтроля. Самый низкий показатель умения управлять собой зафиксирован на 3 курсе, что подтверждает кризисный период социализации в институте. Именно на 3 курс приходится большее количество отчислений из военного института и нарушений воинской дисциплины.
Максимально высокое значение по шкале «умение решать проблемы» установлено на 1 курсе, постепенно оно снижается к 5 курсу и растет только в отношении офицеров. Высокий уровень ориентации на самостоятельное решение проблем первокурсников связан с отсутствием у них налаженных социальных контактов в новых условиях проживания и обучения. Курсанты полагаются только на себя, и эта стратегия приносит свои результаты, но не всегда является эффективной, заставляя личность расходовать максимально возможный ресурсный потенциал. В свою очередь это способствует увеличению различных проблем со здо-
Таблица 2. Результаты однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), лидерские качества (Table 2. Results of one-factor analysis of variance (ANOVA), leadership qualities)
Лидерские и организаторские качества Сумма квадратов Средний квадрат F-отношение Значимость (p)
Умение управлять собой 116,167 38,722 3,533 0,017
Осознание цели (знаю, чего хочу) 59,225 19,742 2,080 0,107
Умение решать проблемы 121,892 40,631 4,031 0,009
Наличие творческого подхода 321,367 107,122 9,811 0,000
Влияние на окружающих 202,600 67,533 7,845 0,000
Знание правил организаторской работы 173,625 57,875 6,188 0,001
Организаторские способности 169,000 56,333 6,629 0,000
Умение работать с группой 88,692 29,564 2,982 0,048
ровьем на 1 курсе обучения (прежде всего, желудочно-кишечные, простудные и кожные заболевания).
Умение влиять на окружающих и знание правил работы имеют такую же тенденцию: постепенное снижение у пятикурсников и рост у офицеров. Стремление первокурсников показать свое «Я» может объясняться высокими нереалистичными ожиданиями от обучения в военном институте, идеализацией военной службы. Третьекурсники, наоборот, слишком критично оценивают плюсы и минусы в военно-профессиональной деятельности, причем выводы делаются больше в пользу минусов, чем плюсов. Критичный подход к оценке деятельности позволяет формировать осторожность и осмотрительность, что является немаловажным фактором в сохранении здоровья и жизни.
Умение работать с группой снижается только к 5 курсу. Эта тенденция объясняется ростом индивидуально значимых мотивов и потребностей курсантов. Они понимают неизбежность изменения коллектива, необходимость принять решение о дальнейшей службе. По прибытии в войска офицер становится командиром подразделения (заместителем по работе с личным составом), что подразумевает под собой необходимость умения управлять подразделением, персональную ответственность за своих подчиненных. В связи с этим и происходит повышение уровня умения работы с группой.
Все выявленные различия статистически достоверны, этап социализации существенным образом определяет становление и развитие лидерских качеств.
Выводы
1. Наблюдается и-образная закономерность изменения лидерских качеств у военнослужащих в процессе
социализации от 1 к 4 этапу (умение управлять собой, решать проблемы, осознание цели и пр.).
2. Резкое снижение лидерских качеств характерно для курсантов 3 курса военного института, что подтверждает кризисность данного этапа социализации.
3. Проживание в условиях казарменного положения во многом определяет особенность социализации курсантов. Способствует развитию коммуникативных качеств, но при этом снижает ответственность, инициативность, нестандартность принимаемых решений.
4. При вступлении в должность командира лидерские качества снова начинают проявляться на высоком уровне.
5. Этап социализации военнослужащих существенным образом влияет на развитие лидерских качеств.
Перспективы. Перспективы исследования проблемы лидерских качеств курсантов и молодых офицеров мы видим в изучении факторов, определяющих основные необходимые лидерские качества: умение принимать личное решение, развитые коммуникативные навыки, умение работать с группой. В системе высшего военного образования целесообразно формировать те лидерские качества, которые позволят эффективно выполнять профессиональные задачи в нестандартных, критических, экстремальных условиях. Развитые лидерские качества помогают обеспечить интеграцию курсанта с группой, молодого офицера с подразделением, достижение целей группы с наибольшим эффектом. Следует изучить соотношение психологической готовности личности к лидерству и необходимые лидерские качества для офицера войск национальной гвардии.
Список источников / References
1. Stogdill R. M. Handbook of Leadership. A Survey of Theory and Research. New York, 1974. 613 p.
2. Кудряшова Е. В., Ананченко М. Ю. Ценности лидерства и лидерство ценностей: лидерство как предмет социально-философского анализа : монография. Архангельск, 2004. 296 с.
3. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 2003. 615 с.
4. Евтихов О. В. Социально-психологическая модель развития лидерского потенциала руководителя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4(51). С. 3-6.
5. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб., 2007. 238 с.
6. Евтихов О. В. Сущностные характеристики лидерства как социально-психологического феномена // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1(44). С. 21-24.
7. ЗанковскийА. Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012. 52 с.
8. Fiedler F. E. & Mahar L. A field experiment validating Contingency Model leadership training. Journal of Applied Psychology. 1979. № 64(3). Рр. 247-254.
9. Hersey P., Blanchard K. So You Want to Know Your Leadership Style? Training and Development Journal. 1974. February. Pp. 1-15.
10. Блейк Р. Р., Моутон Дж. Научные методы управления. Киев, 1990. 247 с.
11. Kuczmarski S., Kuczmarski Th. Values-Based Leadership. Englewood Cliffs. New York, 1995. Pp. 185-191.
12. Greenleaf R. The Servant as Religious Leader. Washington, 1982. 57 р.
13. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. М., 2001. 638 с.
14. Терехин Р. А. Социально-психологические детерминанты психологической готовности военнослужащих к изменению служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации : монография. СПб., 2020. 88 с.
15. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М., 2002. 339 с.
Поступила 28.02.2023; одобрена после рецензирования 05.04.2023; принята к публикации 30.06.2023.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.