- активное использование доступа к разнообразным элементам экосистемы химического образования, включая возможности организаций-сетевых партнеров;
- опора на исследовательскую и проектную деятельность в процессе профессиональной подготовки;
- активное экспертно-консультационное сопровождение процесса подготовки будущих химиков на производственных практиках, обеспечивающее не только освоение базовых дисциплин, но и становление профессионально-значимых личностных качеств будущих химиков-технологов.
Выводы. Можно констатировать, что разработанная структурная модель профессиональной подготовки химика-технолога позволяет конкретизировать процессуальные и содержательные требования профессиональной подготовки химиков в современных условиях. Модель представляет детализированное описание всех важнейших компонентов процесса профессиональной подготовки, что делает возможным решение ряда актуальных методических и практических задач. Среди них: проектирование новых видов учебной и исследовательской деятельности обучающихся, позволяющих достичь нового качества профессиональной подготовки; разработка содержания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и практик, отвечающих современным требованиям; выбор новых организационных форм и методов обучения, обеспечивающих формирование деятельностных и исследовательских составляющих подготовки будущего химика-технолога; разработка инструментов измерения и оценивания уровня сформированности компетенций обучающихся как средства обеспечения качества образования.
Литература:
1. Березина, С.Л. Формирование профессиональных компетенций студентов технического вуза в процессе обучения химии / С.Л. Березина, В.Н. Горячева, Е.А. Елисеева, Л.Е. Слынько // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 2. -С. 122-126; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36917 (дата обращения: 25.02.2022).
2. Буйновский, А.С. Подготовка инженеров-химиков для предприятий атомной отрасли / А.С. Буйновский, Н.Ф. Стась, М.К. Медведева, П.Б. Молоков // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 1. - С. 96-99; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7899 (дата обращения: 25.02.2022).
3. Двуличанская, Н.Н. Организационно-педагогические условия формирования химической компетентности у студентов технических специальностей / Н.Н. Двуличанская, С.Л. Березина // Актуальные проблемы химического и экологического образования: материалы 58-й Всерос. научно-практич. конф. с междунар. участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - С. 327-331.
4. Маркова, С.М. Педагогическое проектирование образовательных систем: методолого-теоретический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2007. - № 13. -С. 4-12.
5. Котлярова, И.О. Проектирование образовательно-научного процесса в университете: моногр. / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков, Ю.В. Тягунова. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2012. - 230 с.
6. Криволапова, Е.В. Реализация межпредметных связей в процессе обучения химии студентов технического направления // Молодой ученый. - 2017. - № 21. - С. 38-40.
7. Митрохина, А.С. К вопросу о формировании производственной компетентности студентов направления подготовки «Химия» / А.С. Митрохина, Е.В. Богомолова // Человеческий капитал. - 2019. - No 4 (124). - С. 131-139.
8. Митрохина, А.С. Подготовка к производственно-технологической деятельности будущих химиков: учеб.-метод. пособие / А.С. Митрохина // Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2020. - 56 с.
9. Петровский, А.М. Курсовое проектирование как элемент подготовки будущих специалистов химического производства // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 12. - С. 93-96.
10. Петровский, А.М., Смирнова Ж.В., Ваганова О.И. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения / А.М. Петровский, Ж.В. Смирнова, О.И. Ваганова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 213-216.
11. Предигер, М.Л. Мотивационная готовность к профессиональному саморазвитию как основа инновационной деятельности выпускника вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14583 (дата обращения: 25.02.2022).
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович
ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар); преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Гарьковенко Александр Евгеньевич ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар); преподаватель кафедры тактики Рахматуллин Юнус Валитович
ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар)
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье развитие лидерской одаренности военнослужащих в системе военного профессионального обучения. В современном мире ценятся интеллект, лидерские качества и креативность. Одним из важных видов собственности становится собственность интеллектуальная, главным двигателем развития - креативные технологии и идеи. Поэтому государственный социальный заказ требует от системы образования трудов по развитию будущих лидеров. Автором обоснована актуальность проблемы развития лидерской одаренности у военнослужащих в системе военного профессионального обучения. Выделены основные подходы для изучения вопросов о развитии лидерской одаренности военнослужащих. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучена сущность дефиниций «одаренность» и «способности».
Ключевые слова: развитие, лидер, одаренность, способности, военнослужащие, система, военное профессиональное обучение.
Annotation. In the article, the development of leadership giftedness of military personnel in the system of military vocational training. In the modern world, intelligence, leadership qualities and creativity are valued. Intellectual property is becoming one of the important types of property, the main engine of development is creative technologies and ideas. Therefore, the state social order requires the education system to work on the development of future leaders. The author substantiates the relevance of the problem of developing leadership talent among military personnel in the system of military vocational training. The main approaches for studying the issues of the development of leadership giftedness of military personnel are highlighted. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the essence of the definitions of "giftedness" and "abilities" is studied.
Key words: development, leader, giftedness, abilities, servicemen, system, military vocational training.
Введение. Вопрос раннего выявления и развития лидерской одаренности курсантов военных учебных заведений всегда привлекал внимание как руководителей нашего государства, так и обычных граждан. Объясняется это необходимостью решения задач национальной безопасности страны, в том числе за счет роста интеллектуально-творческого потенциала будущих офицеров.
В современном мире ценятся интеллект, лидерские качества и креативность. Одним из важных видов собственности становится собственность интеллектуальная, главным двигателем развития - креативные технологии и идеи. Поэтому государственный социальный заказ требует от системы образования трудов по развитию будущих лидеров.
Изложение основного материала статьи. Изучение вопроса лидерства рассматривается учеными во многих направлениях. Е.М. Дубовская, Р.Л. Кричевский и др. рекомендуют представлять общую схему исследования лидерства в виде аналитических блоков, в которых может быть размещена вся проблема лидерства.
A.В. Петровский опирается на собственную, «стратометрическую концепцию», определяет лидерство не как комплекс личностных черт, а как «функцию ситуации». Лидерство по Петровскому А.В. - это влияние факторов возникающих при вхождении в разнообразные ситуации [8, С. 12].
При том, что Петровский А.В. оспаривает ряд утверждений теорий Р. Бейлза, Т. Ньюка, А. Хейра, Ф. Фидлера, он развивает некоторые представленные ими подходы [9, С. 104].
Р. Бейлз и Ф. Фидлер подчеркивали, что «лидерство - это не только функция личности и группы, но и результат сложного, влияния факторов в различных ситуации» [9, С. 105].
Такие теоретические предположения, мало подтверждались практикой экспериментов, так как на практике явление лидерства имеет не ситуативный характер. Чаще всего мы встречаемся с «универсальным» лидерством. Поэтому, авторы такого подхода, не отрицают возможность присутствия в группе «универсального или абсолютного лидера».
В последствии Ф. Фидлер представил модель эффективности лидера, такая модель утверждает, что «групповая эффективность зависит от соответствия стиля лидера ситуации в которой он действует, то есть носит вероятностный характер. Эффективность лидера определяется той степенью свободы, которую допускает ситуация в группе» [9, С. 107].
Подобная точка зрения, стала фундаментом формирования в обществе и в научном мышлении распространенной скрытой модели одаренности.
Таким образом, выходит, что лидерство не свойство личности, которое полностью обозначается внешними обстоятельствами: содержанием деятельности, стилем, ситуацией, уровнем развития группы. На сегодняшний день, становится понятным, что этот подход действительности не соответствует.
B.Н. Дружинин в своей работе, отмечает, что и индивидуальные и «групповые имплицитные теории личности» играют важную роль в сфере воспитания и практике образования. Дружинин В.Н. утверждает, что «... социальное микроокружение интерпретирует и оценивает поведение человека исходя из определенной схемы - модели личности. Соответственно, воспитание человека, развитие его способностей во многом определяется тем подходом к человеку, который проистекает из группового представления о чертах личности, и способностях в частности» [3, С. 86].
Последнее время пользуется наибольшим вниманием «теория черт личности лидера». Идея о возможности существования лидерской одаренности стала базой для понимания необходимости работы для выявления и педагогической поддержке лидеров будущего (США - Д. Сиск; Франция - Р. Пажес, Ж. Брюно; Россия - Ю.Д. Бабаева, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, А.И. Савенков, В.М. Шепель, В.С. Юркевич).
Уровень лидерской одаренности является определяющим для способностей у лидера. Это требует конкретизации вклада каждого члена группы в решение совместной задачи, в результате которой ему присвоен статус лидера. Это описано в многочисленных трудах на примерах разных групп социума (основные авторы - С.Д. Бирюков, М. Вудкок, Е.М. Дубовская, Т. Коно, Р.Л. Кричевский, И.В. Ромазан, В.М. Русалов, М.М. Рыжак, Э. Санталайнен, Д. Френсис).
На примере игровых видов спорта, М.М.Рыжак и Р.Л.Кричевский назвали требования к роли лидера баскетбольных команд «нормами лидерства» или качествами, которые отражают реальность поведения игрока [6, С. 119].
При этом для «делового лидерства» формулируются следующие нормы: «хладнокровный», «инициативный», «в сложный момент готов брать игру на себя», «играет на команду», «тактически сильный». В общем, подобные характеристики лидера универсальны и применимы не только в спортивном мире и, как следствие, образуют организационно- управленческий ценностный вклад члена группы и, тем самым, способствуют занятию им позиции лидера. Они являются базовыми для организации игровых действий каждого члена команды, управления ими в ситуациях противоборства. Кроме того, «эмоциональное лидерство» и «межличностное общение» способствуют единству команды, формируют в ней необходимый эмоциональный настрой.
А.И. Баштинский и Е.Б. Петрухина изучали динамику лидерства в группах альпинистов. В работе проводилось тестирование по 16-факторному опроснику Р.Кеттелла (форма «С»), определялись «деловой» и «эмоциональный» планы лидерства. В общем, выявили огромную роль фактора («Н»), отражающего способность лидера к организации группы, в детерминации позиций её членов [1, С. 8].
Многие исследователи отмечают, что важнейшей характеристикой лидера является его «избирательность» - члены коллектива предпочитают его остальным. Одобряемость большинством членов конкретного лидера изучается методиками социометрии. В.М. Шепель, Л.М. Митина утверждают, что «звезды» коллектива обладают «эффектом притяжения», незаурядными умственными способностями, креативностью, коммуникабельностью, эмпатией.
По мнению исследователей, «звезды» коллектива делятся на три группы: вожак (авторитетен, убедителен, пользуется яркой индивидуально-личностной «харизмой»); лидер (пользуется симпатией, является примером и образцом к подражанию, способен воздействовать на волю); аниматор (обладает незаурядными личностными качествами, максимально душевен).
В трудах Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской не дифференцирована лидерская роль. В каждом классе по разработанной этими исследователями методике выделялось пять учащихся с самым высоким межличностным статусом, которым предлагалось написать «экспериментальное» сочинение, посвященное однокурсникам [4, С. 80].
По текстам сочинений выделялись наиболее ценимые курсантами качества (отзывчивость, достойный товарищ, коллективность, организаторские способности, оптимизм, коммуникативность, ответственность), вычислялся их процент, приходящихся на долю лидеров группы. На долю курсантских лидеров приходился значительный процент этих качеств, влияющих на величину их внутрикурсового положения и вписывавшихся в организационно-управленческую составляющую вклада курсантов. Эти качества наиболее значимых характеристик лидера, постоянно вступающего в непосредственный контакт с окружающими, применимы и для «взрослых» коллективов.
Однако, приведенные примеры лидерства по спортивным и курсантским коллективам затрагивают проблематику только в части «малых групп», раскрывается только один уровень лидерства.
Понятно, что не каждый, кто стал успешным лидером в «малой группе», будет таким на другой плоскости, другом масштабе (топ-менеджер, федеральный чиновник или политик или, применительно к моей прежней работе, выпускник ЧВММУ им. П.С. Нахимова Министр обороны Российской Федерации маршал Родионов С.И.).
Это направление исследований уже реально заслуживает пристального изучения, как наиболее интересный для обыденного сознания, так называемая «мифология» о «феномене личности». С точки зрения современной науки обыденное выстраивание таких уровней нецелесообразно. На самом деле, эти характеристики являются относительно независимыми. Хотя, возможны и варианты зависимости. Первый вариант - обыденный, массовый. И самый логичный с точки зрения служебного роста курсанта от матроса до главного корабельного старшины (от ответственности только за себя до младшего командира многосотенных воинских коллективов, порой состоящих из взрослых уже сложившихся профессионалов).
Военный, политический деятель федерального уровня должен иметь все характеристики лидера «малой группы» и обязательный опыт лидерства в ней. Это как бы подготовительный, самый простой этап, но тем не менее необходимый.
Как доказательство данного утверждения могут служить биографии выдающихся военноначальников, спасавших наше Отечество на морских границах. Многие из них (Ф.Ф. Ушаков, С.О. Макаров) на всех этапах жизни демонстрировали лучшие лидерские качества на всех уровнях, как гардемаринами, так и командующими флотами.
По аналогии можно рассмотреть биографии выдающихся флотоводцев, адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова. Так, первооткрыватель Антарктиды М.П. Лазарев, начавший первым по успеваемости в Морском корпусе гардемарином, лучшим выпускником отправился в Великобританию, где пять лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.
С назначением на должность командира строящегося линейного корабля, флагмана русского флота «Азова» М.П. Лазарев подобрал экипаж, в состав которого зачислил лейтенанта П.С. Нахимова, мичмана В.А. Корнилова, гардемарина В.И. Истомина.
Изучение исследований, посвященных лидерам крупных объединений, дает возможность выделить качественные характеристики руководителей федерального уровня, а применительно к среде военных - командующих видами (родами войск), округами и флотами, руководителей центральных органов военного управления. Для отечественных психологов подобный подход не свойственен, проблематика представлена намного скромнее.
Это вызвано старыми подходами о том, что спектр способностей в данной сфере преимущественно социально обусловленный. В этом направлении изучались понятия: «организаторские способности» (Б.М. Теплов, Л.И. Уманский); «коммуникативные способности» (А.А. Бодалев, А.В. Беляева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.П. Носуленко). Только в последнее десятилетие соотечественники стали мыслить понятиями «социальная компетентность», «социальная одаренность», «лидерская одаренность» (Ю.Д. Бабаева, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, А.И. Савенков, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева).
Трудности в рассмотрении проблем данного направления связаны с несовершенством имеющегося методического инструментария и высокоиндивидуализированной структурой самой «социальной одаренности» (Ю.Д. Бабаева, Л.В. Попова).
Вот почему связанная с общением и коммуникацией одаренность формулируется множеством идентичных терминов и понятий - «интеллектуальное лидерство», «творческое лидерство», «социальная одаренность», «коммуникативная одаренность».
Напротив, зарубежные ученые четко дифференцируют термины «лидерская одаренность» и «социальная одаренность» (К. Абромс, Б. Кларк, Д. Сиск, Дж. Фельдхусен).
Это видение позволяет разделять понятия «социальная одаренность» и «лидерская одаренность». Традиционное изучение «социальной одаренности» ведется как выявление особенностей социального поведения курсантов с высокими показателями по интеллектуальным тестам.
У мужчин с высоким «интеллектом» зачастую могут возникнуть значительные трудности в общении, для них характерен низкий уровень «социальной компетенции и адаптации», они порой не приспособлены для решения социальных проблем. Это чистые интроверты, привыкшие держаться замкнуто, поэтому и отторгаемы в небольших коллективах (Дж. Фримен, Дж. Галахер, Т. Гроудер, М. Карне, К. Коттер, отечественные мыслители А. Покровский, Э. Овечкин). Тем более это очевидно в закрытых мужских социумах, одним из которых является курсантская казарма (не как «строительный термин», а понятие из словоряда «армия, тюрьма...»).
При этом в этой среде курсанты с весьма скромными показателями по тестам интеллекта, если не сказать хуже, высокоэффективны в общении, сразу достигают позиций лидеров среди обычных курсантов и тем более «интеллектуалов». При этом не забывают при определении общей одаренности о «конвергентной продуктивности» (интеллект) и «продуктивности дивергентной» (креативность). Внимание создателей тренингов общения, ориентированных на развитие коммуникаций и компетентности по социуму, акцентировано на нестандартные коммуникативные задачи, развитие креативности в общественной сфере.
В последнее время многие деятели педагогической науки (В.Д. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, В.Д. Шадриков) также акцентируют внимание на существовании «общих способностей» (общей одаренности) часто недооценивалась. Так В.Д. Шадриков отмечал, что природа не могла закладывать специальные способности для каждой деятельности. В этой связи любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности [3].
Большой коллектив авторов под руководством Д.Б. Богоявленской, создавший эту концептуальную модель одаренности, нашел новый подход к дифференциации ее видов: не просто разделить виды одаренности в зависимости от видов деятельности, а выделить сами критерии определения видов одаренности [2, С. 52].
Ученые Г. Олпорт и Г. Одберт подошли к проблеме с иной грани. После исследования 18000 прилагательных английского языка было отмечено 4500 слов, означающих личностные черты и особенности поведения. Но реально в жизненных ситуациях, особенно в курсантской среде, лидером почти всегда становится неэрудированный и нетворческий человек. Этот нюанс как педагогу в высшем военном учебном заведении, где на поток поставлено воспитание будущих командующих флотами, оспаривать бессмысленно [7, С. 74].
Выводы. Таким образом, развитие лидерской одаренности курсантов в современной военной образовательной среде позволило обозначить круг основных вопросов, на которые следует искать ответы. Мы показали, основные способы их решения в современной психологической теории и образовательной практике.
Литература:
1. Баштинский, А.И. Динамика межличностных отношений во временном учебно-спортивном коллективе: автореф. дис.... канд. психол. Наук:19.00.07 / Баштинский Анатолий Иванович. - Москва, 1983. - 22 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Academia, 2002. - 317 с.
3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 350 с.
4. Дубовская, Е.М., Тихомандрицкая, О.А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы / Е.М.Дубовская, О.А.Тихомандрицкая // Мир психологии. -1999. - № 3. - С. 80-90.
5. Ковалев, А.А. Приоритетные направления для исследования феномена лидерства молодых офицеров силовых ведомств / А.А. Ковалев // Психология в России и за рубежом (II). Материалы II Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). - Т. 0. - Санкт-Петербург: Реноме, 2013. - С. 28-33.
6. Кричевский, Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии / Р.Л. Кричевский // Вопросы психологии. - 1977. - № 6. - С. 119-129.
7. Лаак, Я. тер, Бругман, Г. Big 5: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания / Я. тер Лаак, Г. - М.: Книжный дом «Университет». 2003. - 112 с.
8. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - М.: ТОО "Горбунок", 1992. - 224 с.
9. Fiedler, F.E. A Theory of Leadership Effectiveness / F.E. Fiedler. - N.Y.: McGraw-Hill, 1967. - P. 104-122.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Померанцева Юлия Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В условиях современной социокультурной ситуации, рассматривающей личность педагога, тренера одним из решающих факторов обновления общества, возникает потребность в новых подходах к профессионально-личностному развитию студентов вуза физической культуры. Постоянство процесса обучения, качественная педагогическая деятельность и наличие определенных педагогических условий в вузах физической культуры положительно скажется на комплексном процессе подготовки специалиста, конкурентоспособного на мировом уровне, востребованного и компетентного. В своей статье мы обосновываем некоторые тенденции, определяющие прямую и обратную взаимосвязь профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта с развитием личностных, профессионально значимых качеств. Экспериментальная работа, результаты которой представлены в статье, позволила нам выявить приоритетно значимые качества студентов для будущей профессиональной деятельности. Кроме этого мы раскрываем ряд условий, необходимых для качественной организации педагогического процесса. Так же в статье выявлены и описаны необходимые условия для саморазвития студентов. Мы говорим о важности общественных мероприятий в вопросах развития профессионально значимых качеств. Обосновываем важность коммуникаций. В процессе диагностики раскрываем важность самостоятельной работы. Определяем необходимость выхода в рефлексивную позицию. Оценка полученных результатов, представленная в статье, способствует поиску инновационных методик обучения. В том числе использование активных форм обучения. В рамках технологизированного обучения в процессе исследования выявлены уровни развития профессионально значимых качеств. Полученные результаты позволят оптимизировать индивидуальную работу со студентами. Вывести на более высокий уровень традиционную систему высшего физкультурного образования.
Ключевые слова: развитие, профессионально значимые качества, студенты вуза физической культуры, образовательная среда, компетентность.
Annotation. In the conditions of the modern socio-cultural situation, considering the personality of a teacher, coach as one of the decisive factors of the renewal of society, there is a need for new approaches to the professional and personal development of students of the University of physical culture. The constancy of the learning process, high-quality pedagogical activity and the presence of certain pedagogical conditions in universities of physical culture will positively affect the complex process of training a specialist who is competitive at the world level, in demand and competent. In our article, we substantiate some trends that determine the direct and inverse relationship of professional activity in the field of physical culture and sports with the development of personal, professionally significant qualities. The experimental work, the results of which are presented in the article, allowed us to identify the priority qualities of students for future professional activity. In addition, we reveal a number of conditions necessary for the qualitative organization of the pedagogical process. The article also identifies and describes the necessary conditions for students' self-development. We are talking about the importance of public events in the development of professionally significant qualities. We substantiate the importance of communications. In the process of diagnosis, we reveal the importance of independent work. We determine the need to enter a reflexive position. The evaluation of the results presented in the article contributes to the search for innovative teaching methods. Including the use of active forms of learning. Within the framework of technologized training in the process of research, the levels of development of professionally significant qualities are revealed. The results obtained will optimize individual work with students. To bring the traditional system of higher physical education to a higher level.
Key words: development, professionally significant qualities, students of the University of physical culture, educational environment, competence.
Введение. Высокий уровень развития профессионально значимых качеств, как мы считаем [13]: «является необходимым условием успешности профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта, реализующего требования личностно ориентированного образования» [13]. Это позволяет рассматривать профессионально-личностное развитие будущего специалиста физкультурно-спортивного профиля как цель образовательного процесса в высшей школе и как актуальное направление научных исследований [13].
Согласно нашему исследованию [12], мы определили, что: «реализация изложенных положений невозможна без активного внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, применения развивающихся педагогических